Library
|
Your profile |
Psychologist
Reference:
Savinkov S.N.
The Phenomenon of Paternity and Importance of Paternity in the Process of Family Education
// Psychologist.
2019. № 4.
P. 34-40.
DOI: 10.25136/2409-8701.2019.4.30477 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=30477
The Phenomenon of Paternity and Importance of Paternity in the Process of Family Education
DOI: 10.25136/2409-8701.2019.4.30477Received: 07-08-2019Published: 16-09-2019Abstract: Unlike the phenomenon of maternity, paternity still remains an understudied phenomenon in Russian psychological science. In his research Savinkov analyzes scientific approaches to analyzing the phenomenon of paternity as a topical issue of modern psychology. He analyzes paternity as a dynamic phenomenon that is constantly developing as a result of requirements the modern soceity faces. The researcher carries out comparative analysis of maternity and paternity. He unravels the phenomenon of paternity from the point of view of psychological science as well as describes the role of a father in the process of character education. Savinkov analyzes paternity as a socio-cultural phenomenon fixed in culture. Paternity is the least studied aspect of parenthood and thus is the most important issue for psychological and pedagogical science. As a result of his analysis of psychological and pedagogical literature on the matter, Savinkov concludes that the role of a father is as important in the process of child's education as that of a mother, however, paternity has a number of specific features which performance is laid upon a man. Today's fathers are able to provide good care of a child as well as to satisfy all the needs of a child. This, of course, has a good impact on the development of family relations and the feeling of paternity. This article will be of interest for researchers who deal with such issues as family education, child-and-parent relationships and practical psychologists who work in the sphere of family counselling. Keywords: phenomenon, paternity, motherhood, psychology, modern society, family education, family, attitude, research, childВведение. В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой стратификации, которая приводит к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Проблемы семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, выполнение социализирующей функции семьи становятся все более актуальными. В рамках изучения данных проблем, необходимо остановить свой взгляд на вопросах отцовства, для определения его роли в процессе преодоления кризиса современной семьи. Феномен отцовство, в отличие от феномена материнства, до сих пор является менее изученным в отечественной психологической науке. Феномен «материнство» находит свое отражение в работах таких исследователей как Мещерякова С.Ю. [7], Филиппова Г.Г. [16], Хорни К. [18] и др. Материнство отдельно изучают в медицине, физиологии, философии, педагогике и других науках. Очевидная причина, которая заключается в значении роли матери для развития ребенка. С биологической точки зрения, материнство является более важным, чем отцовство, которому отводится лишь второстепенная «помогающая» роль. Однако, в процессе семейного воспитания, роль отца и решаемые им задачи выходят на основной, и даже главенствующий план, когда речь заходит о формировании у ребенка базовых представлений, таких как независимость, мужественность, умение отстаивать личностные границы, чувство уверенности и защищенности в трудной ситуации.
Исследования влияния отцовства на семейное воспитание Без сомнения, мать наиболее близка к ребенку, и сточки зрения физиологии, и с точки зрения психологии. Во многом благодаря тому, что именно мать вынашивает дитя в период беременности и родов; мать ближе к ребенку и духовно. В общеизвестном эксперименте французских психологов, 27 матерей различали на магнитофонной записи голос своего 3-10-дневного ребенка от других четырех младенцев. При этом более 80% матерей (22 матери) узнали голос своего младенца безошибочно [16]. Одними из первых в психологии, о значении родителей в процессе воспитания личности, говорили психоаналитически ориентированные исследователи, однако, свое основное внимание они сосредоточили на роли матери и взаимоотношениях в системе «мать-ребенок» [18; 17]. Однако, на наш взгляд, изучение отношения отца к ребенку и влияния отцовства на мужчину позволит уточнить многие, возможно, менее очевидные, поэтому малоизученные, но теоретически уже обозначенные З. Фрейдом, К. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком и др., аспекты влияния отцовства на семейное воспитание ребенка. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. В работах Филипповой Г.Г., Мухамедрахимова Р.Ж. [8] и др. отмечается значение материнства для развития ребёнка, и выделяют основной блок во взаимоотношениях в семье – это блок «мать-дитя». Таким образом, отсутствует блок «отец-дитя». Психологическая помощь семье также в большей степени оказывается матери и ребёнку, но не отцу с ребёнком. Зато широко известна, так называемая проблема «отцов и детей», с которой часто приходится работать специалистам. Этот стереотип, по нашему мнению, очень точно и лаконично отражает существующее отношение в сегодняшних семьях: «мать-дитя» блок конструктивный, блок «отец-дитя» – проблемный. Некоторые исследователи сомневаются, что отцовство, равно как и материнство имеет социально и культурно обусловленный характер. Возникновение данного феномена связывают с культурно-исторической необходимостью в заботе о здоровье и благополучии ребенка [13]. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, а также другие аспекты отцовства мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ медико-психолого-педагогического сопровождения семьи. Поэтому на наш взгляд, необходимо в очередной раз упомянуть об этом незаслуженно оттеняемом феномене. Кто же такой отец? Отец – это главенствующее лицо; отец – вождь, лидер, защитник и сила семьи. В словаре русского языка «отцом называется мужчина по отношению к своим детям» [9]. Исторически создателем семьи является мужчина – отец, который основывает или продолжает свой род, при необходимости передает в наследство детям свое имущество. Понятие наследования, также возникло в результате необходимости, поскольку ни ранними первобытными общинами, ни даже римским правом оно не признавалось в полной мере. Это означало, что любой, мог без опасений, завладеть имуществом покойного и ему ни что не угрожало. Жизнь в собственной семье, отдельно от остальных, давала преимущества: отцовство определено, жена определена, имущество определено [9]. Таким образом, именно за отцом остается ключевое решение о том, как будут распределяться ресурсы семьи, как при его жизни, так и после смерти. Отцовство – в наиболее традиционном понимании – это врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка или своих детей с сопереживающей ответственностью. Существуют два подхода к роли отца — общепринятый и, согласно популярному в последнее время термину, «новое отцовство». Общепринятый подход, ограничиваясь рассмотрением чисто биологической роли отца, указывал на обособленность его от ребёнка, так как контакты с ребёнком были временными и отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать и обеспечить семью исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, реализует многие права и свой статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины. Эти права подразумевали и наличие детей, исходя из того, что только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность по определению, как приносящие эмоциональное удовлетворение и создающие чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились негативно [11; 3]. Являясь, так же, как и материнство, социокультурным феноменом, отцовство чётко определено в каждой культуре и имеет свой прообраз, закреплённый в сказаниях, былинах, песнях и национальных традициях. О значении роли отца в развитии ребенка писал ещё З. Фрейд, который отмечал, что ребенок испытывает естественную потребность в отцовской защите. Таким образом, мужчина выполняет, ожидаемую от него, функцию надежного защитника интересов всех членов семьи. Именно такая защита дает основу, для формирования независимой личности в дальнейшем. Если образ матери, для ребенка – это символ любви и безусловного принятия, то образ отца – символ контроля (переходящий от внешнего во внутренний план) за действиями, а в дальнейшем и за мыслями. Джиннот Х. отмечает, что одна из основных задача отца заключается в защите своей супруги, матери от нападений и оскорбления детей, а ребенка, в свою очередь, отец защищает от избыточной материнской опеки. Джиннотом Х. было замечено, что дети, растущие и воспитывающиеся с отцом или ориентирующиеся на его мнение, растут более рассудительными, по сравнению с детьми, которые воспитывались в так называемых «женских» семьях. Там же он отмечает, что «если материнская любовь показывает ребенку, что его любят, то уверенная любовь отца показывает ребенку, что он компетентен» [5]. В данном случае компетентность означает, что ребенок сможет рассуждать и учится полагаться на свое мнение, на свою взвешенную и обоснованную личную позицию. Именно в детстве у ребенка формируется представление о ролях и функциях, которые выполняют родители. Как отмечает Коваль Н.А., именно в детстве идет постижение своего «Я», первичное соприкосновение с общечеловеческими ценностями [6]. У мальчиков оформляется потребность приобретать такие личностные качества как: мужественность, сила, ответственность, умение дружить и быть надежным и др. Никто в семье, кроме отца не способен дать мальчику четкие представления об этих качествах, а также способствовать их воспитанию. Рассуждая о роли отца в процессе семейного воспитания, Сухомлинский В.А. писал: «Там, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся также и его хлопотами, и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей» [15]. Отметим, что семейное воспитание – это процесс формирования личностной позиции ребенка, через знакомство с семейными традициями, общей культурой и личным опытом родителей. Таким образом, семья выполняет воспитательную функцию в обществе, а родители транслируют, в первую очередь, эмоционально окрашенное отношение к разным аспектам жизни, на основе которого будут в дальнейшем формироваться знания, умения и навыки ребенка. Проще говоря, воспитание – это и есть передача своего отношения [12]. Среди воспитательных задач, выполняемых отцом, наиболее востребованной является развитие мужественности у мальчика. Понятие мужественность формируется в сознании человека в течение многих лет, под влиянием школы, семьи, сверстников и зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важны следующие: ожидания тех, кто значим для этой личности, ценностные ориентации и полоролевые установки окружения. Мальчиков с самого детства учат быть сильными и мужественными, не выставлять напоказ свои эмоции, быть сдержанными. Когда они становятся мужчинами, мужьями и отцами, то считают, что все время надо посвящать работе, а забота о детях – это дело их матери. Таким образом, мы приходим к выводу, что отношение мужчин к роли отца, связано с исторически сложившейся ролью защитника семьи, которому не свойственно проявление заботы и нежности в отношении к членам своей семьи. Тем не менее, такое поведение, по мнению Е.А. Петровой [9], вызывает доверие к мужчине со стороны женщины и считается способным обеспечить безопасность и надёжность. Данные стереотипы установлены обществом и оказывают большое влияние на ожидания и представления людей. У всех народов мира, издавна, роль отца опозиционировалась с ролью матери. Главой племени или семьи мог стать только мужчина, который считался сильным и отважным. Отличительной особенностью, спецификой отцовства в российском обществе, по мнению Е.А. Петровой, является разрушение исторических форм имиджа мужчины-отца. Этому способствовали многочисленные войны, в которых погибало много мужчин, и как следствие происходило возрастание роли женщины-матери в поддержании хозяйства. С развитием индустриального общества связывают изменение функций и ролей мужчины и женщины в семье. Появилась потребность в обоюдной заботе и о детях, и об уюте в доме, которую отныне несут на себе в равной степени супруги. Нельзя говорить, что мужчиной эта роль была принята негативно, напротив – в крупных мегаполисах развивающихся городах, а позже и в провинции, мужчины с готовностью и относительно скоро, в историческом плане, передали роль добытчика женщинам, матерям, научившись так же быстро выполнять их функции в семье. Таким образом, позиционная роль отца была дискредитирована и практически разрушена. А когда не работает институт отцовства – муж не является лидером в семье. Позднее, когда стереотипы стали меняться, мужчины смогли более естественно проявлять свои чувства и эмоции, и никто больше не смотрел с непониманием на то, как мужчина показывает свои чувства по отношению к своим детям и близким ему людям. Вместе с тем, всё еще актуально мнение, что мужчина – глава семьи, контролирующий свои эмоции и действия, который не нуждается ни в чьей помощи и заботе. Под таким давлением стереотипов многие мужчины подавляют в себе отцовские чувства, полагая, что всю заботу и нежность, необходимую ребенку, даст его мать. Необходимо заметить, что эффективное выполнение роли отца, во многом зависит от того, насколько принимается ли эта роль мужчиной. По мнению Смыслова Д.А. и Доценко И.В. [14], за последние 20 лет в нашей стране трижды сменилось смену отношения к отцовству. От «патриархального периода» закончившегося в 1991 году, общество перешло к переосмыслению роли мужчины в воспитании ребенка. В настоящее время все больше происходит принятие равных «партнерских» ролей супругами. Мужчины, чувствуя свою значимость в семье, осознавая необходимость более тщательной подготовки к родительству, чаще обращаются к специалистам (психологам, педагогам, врачам) за информационной и психологической поддержкой. В Швеции были опрошены 30 семей по поводу их отношения к семейной жизни. В результате исследования оказалось, что полученные данные не соответствуют общепринятым стереотипам понимания отношения мужчины к семье. Один из вопросов интервью касался жизненных планов обоих супругов. Ответы были схожи в том, что мужчины и женщины говорили, что они не мыслят своей жизни без семьи, что единственное и самое главное их стремление в жизни – это семья, дети, их дом, машины. И мужчины, и женщины говорили о семье, подразумевая под этим понятием детей. Самым распространенным мнением среди мужчин было то, что они спешат пораньше домой после работы, чтобы побыть с детьми, уделить им больше времени. Главное, по мнению мужчин, в их жизни – это не работа: «Я вынужден делать это, чтобы кормить семью, моих детей» [14]. Значит ли это, что традиционные взгляды общества не отражают то, о чем действительно сегодня думают и какие цели преследуют мужчины? Скорее всего, это действительно так. Отец, так же, как и мать, стремится подарить ребенку заботу и доброту, обеспечивая семью материально. Мужчина-отец, оказывает влияние на все аспекты развития ребенка. Воробьева Е.В. и Попова В.А. [4] изучили влияние семейного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка. В результате было показано, что для развития интеллекта необходимо наличие контроля и эмоциональной поддержки. Замечено, что эти функции в семье могут выполнять как отец, так и мать. Борисенко Ю.В. [16] классифицирует факторы, влияющих на становление отцовской роли, на 4 большие группы. К первой относятся факторы, связанные с взаимоотношениями в супружеской диаде. Ко второй – связанные с влиянием матери ребенка (супруги мужчины) на становление мужчины в роли отца. Третья группа включает в себя средовые факторы. Четвертая – факторы, связанные с личностью самого ребенка – полом, возрастом, индивидуально-психологическими особенностями. Белогай К.Н. и Борисенкова Ю.В. [1] выделили и экспериментально подтвердили три этапа формирования отцовства: 1) стереотипное представление об отцовстве до беременности супруги (партнерши); 2) изменение стереотипов в течение беременности; 3) собственное формирование чувства отцовства после рождения ребенка. Таким образом, можем утверждать, что осознанное восприятие себя в роли отца, у мужчин происходит после рождения ребенка.
Заключение Разница в отцовском и материнском подходах к воспитанию детей также значительная. Американский президент Гарри Трумэн так выразил свои представления об отцовском подходе: «Вот вам идеальный совет по воспитанию детей: найдите, что им нравится больше всего — и посоветуйте делать это». В этой фразе выражена вся простота и «стройность» отцовского взгляда. Отец, так же, как и мать, стремится подарить ребенку заботу и доброту, обеспечивая семью материально. Мужчина-отец, оказывает влияние на все аспекты развития ребенка. Современные отцы способны обеспечить полноценную заботу и уход за ребенком, а также удовлетворить возрастные потребности. Это сказывается самым благоприятным образом, на развитие отношений в семье и формирование отцовских чувств. Бесспорно, феномен отцовства остаётся день мало освещённым, но работа по изучению психологии отцовства, на сегодняшний день не завершена, и найдёт продолжение в психологии. Для современной психолого-педагогической науки, наибольший интерес представляет феномен отцовства, как наименее изученный аспект родительства. Роль отца в процессе развития ребенка не менее важна, чем роль матери, однако, она имеет ряд специфических особенностей, выполнение которых возлагается на мужчину.
References
1. Belogai K.N., Borisenkova Yu.V. Spetsifika formirovaniya ottsovstva kak psikhologicheskogo fenomena // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2007. –№ 26. – S. 102-107.
2. Borisenko Yu.V. Psikhologiya ottsovstva. – M.: 2007. – 220 s. 3. Bryudal' L.F. Perinatal'nyi period kak krizis. Khrestomatiya po perinatal'noi psikhologii. / Sost. A.N. Vasina. – M.: Izd-vo URAO, 2005. – S.12-17. 4. Vorob'eva E.V., Popova V.A. Issledovanie intellekta i motivatsii dostizheniya bliznetsov // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2009. – № 1 (6). – S 46-51. 5. Dzhinnot Kh. Vospitai schastlivogo rebenka. Razvitie lichnosti ot 3 do 12 let. M.: Tsentrpoligraf. 2008. – 192 s 6. Koval' N.A. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy dukhovnosti lichnosti // Vestnik TGU. 2011. Vypusk 8 (100). – S. 23-28. 7. Meshcheryakova S.Yu. Psikhologicheskaya gotovnost' k materinstvu // Voprosy psikhologii. 2000. – № 5. – S.18-27. 8. Mukhamedrakhimov R.Zh. Mat' i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeistvie. – SPb.: SPbGU. 2001. – 288 s. 9. Petrova E.A. Istoriya stanovleniya imidzhelogii. // Kurs lektsii po psikhologii imidzha. RGSU. – M.: 2007. 10. Petronyuk I.S. Sovremennye problemy psikhologii ottsovstva // Vestnik TOGIRRO. 2016. – № 2(34). – S. 92-94. 11. Savinkov S.N. Krizis sovremennoi sem'i: istoriya, tendentsii, perspektivy // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. – № 8. – S. 53-55. 12. Savinkov S.N. Otnoshenie roditelei k rebenku kak osnova semeinogo vospitaniya // Vestnik RMAT. 2019. – № 1. – S. 97-103. 13. Slovar' russkogo yazyka: V 4-kh t. / RAN. Institut lingvistich. Issledovanii. Pod red. A. P. Evgen'evoi. 4-e izd., ster. – M.: Poligrafresursy, 1999. – 702 s. 14. Smyslov D.A., Dotsenko I.V. Ottsovstvo kak obshchestvennyi i sotsial'no-psikhologicheskii fenomen // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2011. – № 7 (95). – S. 133-139. 15. Sukhomlinskii V.A. Roditel'skaya pedagogika. – SPb.: Piter. 2017. –208 s. 16. Filippova G.G. Psikhologiya materinstva. – M.: Institut Psikhoterapii. 2002. 240 s. 17. Freid Z. Bol'shaya kniga psikhoanaliza. – M.: AST. 2015. – 527. 18. Khorni K. Psikhologiya zhenshchiny. – M.: Akademicheskii proekt, 2009. |