Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Kashchaeva M.V.
The policy of “liberalism” in relation to the Russian Orthodox Church in Altai during the late 1970’s – 1990’s
// Sociodynamics.
2019. № 7.
P. 21-28.
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.7.30117 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=30117
The policy of “liberalism” in relation to the Russian Orthodox Church in Altai during the late 1970’s – 1990’s
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.7.30117Received: 25-06-2019Published: 18-07-2019Abstract: Sociopolitical assessments of the religious situation in 1970’s – 1990’s are often associated with the optimistic characteristics of the activities of the religious organizations. Processes related to restoration of the structures of the Russian Orthodox Church, reconstruction and return of the church property were perceived as the result of liberal government policy with regards to the Russian Orthodox Church. In reality, especially in the regions, multiple solutions of central authorities remained at the level of declarations and statements of intentions to act in the spirit of liberalization and democratization. The processes taking place within the Russian Orthodox Church since the middle of 1970’s until the beginning of 1990’s are being analyzed. The author examines the documents from the State Archive of Altai Krai testifying to the situation of parish life of the Russian Orthodox Church in Altai Krai in the context of comparative analysis with the events in other eparchies of the Russian Orthodox Church in the territory of RSFSR. Despite the general character of the state church policy, the relationships between the government institutions, represented by multiple commissioners for religious cults affairs, and eparchies of the Russian Orthodox Church differed in both, the methods and character of interaction. The scientific novelty consists in the analysis and introduction into the scientific discourse of the sources that have not been previously covered in the scientific literature. Keywords: Russian Orthodox church, Church policy, Orthodox believer, Orthodox parish, Diocese of Novosibirsk, check-in Orthodox communities, religious practices, revival of religious life, Orthodoxy in Altai, dynamics of religious lifeСоциально-политические реформы, происходившие в советском обществе в конце 1960-х – середине 1970-х годов обусловили не только масштабные изменения политической системы, но и повлияли на жизнь и деятельность религиозных организаций, в том числе и Русской православной церкви ( – далее РПЦ). В отечественной науке данный период оценивается не однозначно. С одной стороны, исследователи характеризуют государственно-церковные отношения как отношения, строящиеся на цивилизованных, правовых основаниях [Чумаченко, 2008, 204]. С другой стороны, характер данных правовых оснований оценивается исследователями как декларативный и ограничительный, направленный более на упорядочивание юридических процедур [Потапова, 2007, 174]. Основанием данных характеристик служит анализ основных документов, регламентировавших жизнь религиозных организаций. Обновленное в 1975 году Положение «О религиозных объединениях» от 1929 года сохраняло многоступенчатость регистрации религиозных общин, поскольку окончательное решение об их регистрации принимал Совет по делам религий. Положение не устанавливало сроков, в течение которых решения о значимых юридических действиях должны быть приняты. В свою очередь, данный орган был последней инстанцией, в которую религиозная организация могла обратиться с жалобой, к примеру, на обстоятельства, связанные с нарушением процедуры регистрации. Подобная практика приводила к тому, что религиозные общины могли годами добиваться процедуры регистрации. Так, например, католикам города Славгорода Алтайского края пришлось добиваться процедуры регистрации с 1974 по 1982 год [Кащаева, Белецкий, 2015, 282]. Не смотря на то, что Положение «О религиозных объединениях» отменяло отдельные репрессивные статьи, принятые в 1929 году, оно четко не представляло главного – определения статуса религиозных общин, поскольку в Положении отсутствовало признание за религиозной общиной статуса юридического лица. Статьи новой Конституции 1977 года также демонстрировали кажущееся равноправие граждан в отношении реализации принципа свободы совести. Конституция 1977 года предполагала свободу атеистической пропаганды, но не предполагала демонстрации свободы распространения религиозных убеждений. В данной статье, опираясь на материалы региональной специфики, автор предпримет анализ положения и деятельности РПЦ в один из самых противоречивых периодов в истории российского общества. Официальная оценка деятельности РПЦ в указанный период осуществлялась в контексте общей идеологической линии советского государства. Формируя линию общественного развития в русле развитого социализма, государство различало регионы по степени вовлечения граждан в культовую практику. Регионы, население которых активно проявляло себя в культовых практиках, относились к неблагополучным регионам. Измерение активности населения производилось согласно следующим показателям: количество верующих, присутствующих на религиозных церемониях, объем денежных средств, получаемых приходами Русской православной церкви, а также показатели, характеризовавшие половозрастную специфику прихожан. Уполномоченный Совета по делам религий по Алтайскому краю, проводивший контроль религиозной ситуации к началу 1970-х гг. отмечал активизацию деятельности религиозных организаций в Алтайском крае. На семинаре-совещании уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР, прошедшем 29-31 марта 1977 года, Алтайский край был признан регионом с «наиболее обостренной религиозной обстановкой» [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 140. Л. 44]. Учет денежных средств демонстрировал, что три православных храма в Алтайском крае получали за год доход (807,6 тысяч рублей). Сравнивая данный показатель с церковными доходами других регионов, можно заметить, что доходы православных приходов Пензенской области к началу 1970-х годов составляли 1 494 900 рублей [Королева, Королев, Степанова, 2012, 47]. При этом население Пензенской области к началу 1970-х годов было на 997 435 человек меньше, чем в Алтайском крае. Факт консолидации доходов в трех храмах РПЦ в Алтайском крае обуславливался тем, что других легально действующих церквей не существовало. Наиболее интенсивен был рост доходов Покровской церкви г. Барнаула. Так, за десять лет с 1967 до 1977 года денежные доходы Покровской церкви г. Барнаула возросли на двести тринадцать тысяч рублей. В свою очередь доходы других храмов также возросли: Успенский храм г. Бийска увеличил доходы на сто одиннадцать тысяч рублей, а доходы Михаило – Архангельского храма г. Рубцовска выросли на восемнадцать тысяч рублей [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 139. Л. 13]. Важно отметить тот факт, что увеличение доходов происходило не от еженедельных приходских сборов, а от увеличивающейся торговли – от продажи культовых предметов и оплаты за совершение церковных обрядов. Приходы Алтайского края в указанный период принадлежали Новосибирской епархии. В середине 1970-х годов в отдаленных от центра епархиях наблюдается процесс увеличения клириков из других регионов. Большей частью это были священнослужители, приезжавшие из Западной Украины. Особенно много приехало клириков из Западной Украины во второй половине 1980-х годов. К этому времени они составляли более 30 % от общего числа священнослужителей епархии. С одной стороны этому процессу способствовал факт стабильного увеличения приходов, и как следствие необходимость увеличения священства [Васькин, 2013, 23], с другой стороны, приезжее священство не планировало надолго оставаться в отдаленных регионах. Приезжая в Северные приходы, они стремились получить сан, а затем претендовать на приходы с более комфортной средой [Молодов, 2016, 129]. Контрольно – надзорная функция уполномоченного Совета по делам религий по Алтайскому краю, состояла в сборе информации о деятельности священников, а также об их личных качествах, специфике их проповеди. Как отмечают исследователи, приоритет социалистической законности не позволял допускать ситуаций, когда крещением ребенка занимался кто-то один из родителей, или, тем более, бабушки. Известная ранее практика – совершение обрядов на дому, также вызывала запреты со стороны уполномоченных региональных Советов [Цыремпилова, Злыгостева, 2010, 50]. В некоторых случаях священники, совершавшие обряды на дому и на кладбищах, носившие в миру церковную одежду, подвергались преследованиям. Как правило, священников обвиняли в хищениях, причем, не только финансовых средств, но также икон и церковной литературы. Следствием обвинений, часто безосновательных, были увольнения за штат или даже уголовные преследования [Молодов, 2016, 129]. Не смотря на особенности государственной политики в отношении РПЦ, по данным информационного отчета уполномоченного о религиозной обстановке в Алтайском крае за 1978 год, регистрацию получили две православные общины: в г. Славгороде и в г. Камне-на-Оби. Ситуация в г. Славгороде была связана с легализацией ранее действовавшей православной общины. В результате регистрации была прекращена «противозаконная деятельность» православных объединений, «нормализовалась религиозная обстановка» в г. Славгороде, ив г. Камне-на-Оби. Данные факты не расценивались уполномоченным как положительные, поскольку «вдохновили» к регистрации верующих других населенных пунктов Алтайского края [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 142. Л. 2 - 7.]. Посещаемость в каждой из зарегистрированных церквях в обычные дни составляла от 50 до 300 человек, в праздничные дни - 2000-3000 человек. Активизация деятельности православных общин привела к появлению в начале 1980-х гг. в Алтайском крае конфликтной ситуации между уполномоченным Совета по делам религий по Алтайскому краю А. П. Седешевым и архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном. Архивные документы содержат сведения о взаимных обвинениях уполномоченного и архиепископа. Отношения обострились, по мнению А. П. Седешева, по причине «неуважительного отношения» Гедеона к уполномоченному, совершении Гедеоном «незаконных действий» по «оживлению религиозной жизни в крае», «подстрекательстве верующих на открытие новых церквей, вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность религиозных обществ, отступлении от правила, ограничивающего район деятельности служителей культа» [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 282. Л. 34.]. Гедеон, давая оценку сложившейся ситуации, отметил, что «у него отношения с алтайским уполномоченным прерваны». В деятельности архиепископа А. П. Седешев видел «целенаправленную тактику по созданию острых конфликтных ситуаций между верующими и органами власти», что могло бы повлиять на появление «горячих точек» в крае [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 282. Л. 35]. Активная пастырская деятельность архиепископа Гедеона по приезду в Барнаул проявлялась в общении с верующими по вопросам открытия новых церквей и молитвенных домов, после чего были отмечены участившиеся попытки верующих Алейска, Камня-на-Оби, Тальменки, поселка Троицкого, Горно-Алтайска, села Родино подавать заявление о регистрации общин. Процесс оживления религиозности, по мнению А. П. Седешева, был естественен, так как ранее закрытие церквей происходило «без достаточных на то причин, без фактического распада религиозных обществ». В условиях, когда в 1979 г. были зарегистрированы два православных общества, регистрация дополнительных была «крайне нежелательной», так как могла «вызвать цепную реакцию» в других районах края [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 282. Л. 3]. Динамика религиозной жизни РПЦ, характеризующаяся увеличением приходов, влекла за собой другую положительную тенденцию – увеличение доходов приходов РПЦ. С начала 1970-х годов до середины 1980-х годов финансовые доходы приходов Алтайского края выросли более чем на пол миллиона рублей. В 1987 году доход православных церквей Алтайского края составил 1283040 рублей [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 317. Л. 1.]. Пропорционально доходам росли и отчисления. Так, в Фонд защиты мира из этих средств было перечислено 90400 рублей, на продовольственную программу – 34000, восстановление Даниловского монастыря – 36000, детский фонд им. В. И. Ленина – 10000. В 1989 году в детский фонд было перечислено 35000 рублей, Тальменский и Барнаульский храмы установили попечение над домами-интернатами для престарелых, храм в Рубцовске стал попечителем над домом-интернатом для детей инвалидов [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 328. Л. 8]. Анализируя социальную деятельность приходов РПЦ на Алтае, стоит отметить, что за исключением попечительской деятельности над домами – интернатами, другие пожертвования расцениваются исследователями как механизм, направленный на финансовое ослабление приходов. Как отмечает О.Б. Молодов, взносы носили «добровольно-принудительный характер» и составляли треть доходов РПЦ в отдельных регионах [Молодов, 2016, 130]. Религиозная ситуация в Алтайском крае не была однородной. Десятилетия борьбы с религией привели к деградации небольших приходов, численностью до 200 человек. Вновь образованные и городские приходы возрастали. За десять лет количество приходов в Алтайском крае увеличилось с 21 до 30 [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 287. Л. 63]. Возросший интерес населения к православию в ряде городов и районов края в начале 1980-х гг. сопровождался увеличением количества совершаемых обрядов крещения, венчания, отпевания [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 153. Л. 5]. Оценивая причины роста обрядности, уполномоченный отметил следующее: «Раньше было боязно, за церковь преследовали, обсуждали на собраниях, а сейчас - свобода». Упомянутая А. П. Седешевым «свобода» выражалась и в том, что молодые люди проявляли интерес к церкви, посещению храмов, особенно это было заметно в дни религиозных праздников. Уполномоченный Совета по делам религий по Алтайскому краю с 1982 года Г. И. Лисенков, в отчетах отмечает «патриотический акцент», «модернизм» в деятельности РПЦ в Алтайском крае, которая поддержала инициативу патриарха Пимена по проведению мероприятий по укреплению мира и международной безопасности, в частности о проведении в Москве Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». В телеграмме протоиерея Н. Войтовича из Барнаула говорится: «Духовенство и многочисленные верующие, паства Алтая приветствуют инициативу о проведении мирной Конференции. Все мы глубоко обеспокоены нависшей над миром ядерной опасностью» [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 160. Л. 28]. Также известно, что в Барнауле утвердилась традиция, когда 9 мая духовенство возлагало венки к мемориалу Славы, в дни, когда проходила сессия ООН по проблемам разоружения, священники обращались к верующим молиться о мире. В ситуации возрастающего интереса к православию, активной регистрации православных общин не только в городах, но и в районных центрах Алтайского края, государственные органы не могли проводить прежнюю политику. Вектор политики изменился. Если в 1970-е годы еще можно было говорить о попытках вытеснения религии из общественной жизни, то к середине 1980-х государственным органам не удавалось сдерживать процессов, связанных с развитием приходской жизни. Во второй половине 1980-х гг. рост православных приходов на Алтае продолжился. В 1987 году были оформлены документы на регистрацию общины верующих в Горно-Алтайске, зарегистрированное в 1986 году православное объединение в поселке Тальменка приступило к строительству культового здания. В 1988 году была зарегистрирована православная община в Новоалтайске, велись работы по восстановлению церкви в селе Коробейниково Усть-Пристанского района [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 160. Л. 7-9]. Практика регистрации прихода РПЦ до второй половины 1980-х годов сопровождалась необходимостью доказывания фактов дееспособности вновь образованных приходов. Во второй половине 1980-х годов были сняты ограничения, связанные с практикой окормления одним священником нескольких православных общин одного района. В целом ряде районов края (Тальменском, Краснощековском, Сорокинском, Усть-Пристанском, Чарышском, Алейском, Змеиногорском, Камне на Оби) приходы и группы верующих стали постепенно налаживать церковную жизнь. Отдельной стороной жизни православных общин в Алтайском крае стала практика церковного строительства. Во многом это было связано со сменой идеологической линии Советского государства. Приближающееся празднование 1000-летия введения христианства на Руси, использование в проповедях идеи положительной роли церкви в истории государства, слов одобрения внешнеполитического курса партии и деятельности Генерального Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по укреплению дела мира также способствовало росту авторитета Русской Православной церкви и интереса к ней со стороны населения края, что выразилось в увеличении числа совершаемых треб в 1988. Например, в 1987 году в православных церквях края было крещено 7312 человек, в 1988 году - 13510 человек. В конце 1980-х гг. в Алтайском крае обратились к строительству, ремонту культовых зданий. По ситуации к 1 января 1987 года в крае насчитывалось 15 действующих церковных зданий и молитвенных домов [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 170. Л. 25]. В Барнауле было начато восстановление колокольни Покровского собора, завершено строительство церковного здания в Горно-Алтайске, поселке Тальменке, оборудовано молитвенное помещение в Новоалтайске. В селе Коробейниково Усть-Пристанского района здание бывшей церкви было объявлено памятником истории и культуры. В 1988 году в честь тысячелетнего юбилея христианства на Руси состоялись торжественные мероприятия, в которых приняли участие представители Русской Православной церкви, старообрядцы, евангельские христиане-баптисты. На торжествах присутствовали митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон, благочинный церквей Алтайского края Н. Войтович. 27 июля 1988 года возложили венок к мемориалу славы, в концертном здании филармонии 28 июля состоялся концерт светско-духовной музыки. Религиозные деятели были также приглашены на встречу с председателем крайисполкома А. Кулешовым, где была «выражена уверенность в том, что верующие и неверующие, как дети одной матери-Родины, будут общими усилиями способствовать ее процветанию. В изменившихся условиях большое значение имела личность священника. В этой связи нельзя не упомянуть деятельность первого епископа Алтайского Антония (Масендича). В 1985 году в сане иеромонаха Антоний прибывает из Западной Украины на Алтай в г. Алейск. По благословлению архиепископа Гедеона (Докукина) алейская община, возглавляемая игуменом Антонием, возводит Дмитриевский храм. Найдя в лице архиепископа Гедеона (Докукина) единомышленника, в 1989 году Антоний покидает Алтай и вслед за Гедеоном, назначенным митрополитом на Ставропольско-Бакинскую кафедру, отбывает в Баку. Вплоть до 1994 г. барнаульское благочиние входило в Новосибирскую епархию, которой в 1972–1989 гг. управлял митр. Гедеон (Докукин), а с 1990–1995 гг.– епископ Тихон (Емельянов). Образование самостоятельной Барнаульской епархии состоялось в рамках общероссийской тенденции разукрупнения существующих епархий. Основной причиной основания епархии стало быстрое количественное и качественное развитие структур РПЦ на территории Алтайского края, усиленное необходимостью разделения «громоздкой» Новосибирской епархии для повышения эффективности управления и подкреплённое позицией местного священства, а также поддержкой областной администрации. В 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля Барнаульское благочиние было преобразовано в Барнаульскую и Алтайскую епархию. Первым епископом был назначен епископ Антоний (Масендич). Подводя итоги, отметим следующее. Во второй половине 1970-х гг. отмечена активизация деятельности религиозных организаций в Алтайском крае. На совещании уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР 1977 года Алтайский край был признан регионом с «наиболее обостренной религиозной обстановкой». Три православных храма Алтайского края получали доход сопоставимый с доходом 10-15 храмов других областей. Следуя общероссийской тенденции, уполномоченные Совета по делам религии по Алтайскому краю на протяжении 1970-х и до середины 1980-х годов осуществляли политику сдерживания активности православных общин и их руководителей. Данная тенденция объясняет напряженность, которая возникла начале 1980-х гг. в Алтайском крае в отношениях между уполномоченным Совета по делам религий по Алтайскому краю А. П. Седешевым и архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном. Организованная деятельность религиозных обществ, в целом, выросла, что повлекло за собой и увеличение количества совершаемых религиозных обрядов. Церковь на Алтае старалась следовать в ногу со временем, демонстрировать свой патриотизм, священнослужители пользовались возможностью принимать участие в городских мероприятиях. Подготовка к празднованию 1000-летия крещения Руси привела к увеличению интереса к религии у населения. Проводился ремонт и строительство новых храмов. В 1987 году в Алтайском крае насчитывалось уже 15 действующих храмов и молитвенных домов. Рост авторитета церкви и увеличение интереса к ней со стороны населения выразилось в увеличении количества совершаемых обрядов. С увеличением численности приходов РПЦ в Алтайском крае стала активно заниматься благотворительностью, что выражалось в перечислении денежных сумм в фонды, одобряемые государством, а также установлением попечения над домами престарелых, интернатами. Быстрое количественное и качественное развитие структур РПЦ на территории Алтайского края привело к образованию в 1994 году самостоятельной Барнаульской и Алтайской епархии.
References
1. Vas'kin A.N. Kemerovskaya i Novokuznetskaya eparkhiya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi: predposylki sozdaniya, osnovanie i razvitie (1970-e gg.-nachalo XXI v.): dis. kand. ist. nauk: 07.00.02/ A.N. Vas'kin; «Kemerovskii gosudarstvennyi universitet». – Kemerovo, 2013. – 23 s.
2. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 139. L. 13. 3. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 142. L. 2-7. 4. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 282. L. 34. 5. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 282. L. 35. 6. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 282. L. 3. 7. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 317. L. 1. 8. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 287. L. 63. 9. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 153. L. 5. 10. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 160. L. 28. 11. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 160. L. 7-9. 12. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). GAAK. F. R. 1692. Op. 1. D. 170. L. 25. 13. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK). F. R. 1692. Op. 1. D. 140. L. 44. 14. Kashchaeva M.V., Beletskii A.Yu. Sostoyanie katolicheskikh obshchin na Altae v kontse XIX – XX v. / M.V. Kashchaeva, A.Yu. Beletskii // Mirovozzrenie naseleniya Yuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. – Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2015. – S. 276 – 282. 15. Koroleva L.A., Korolev A.A., Stepanova D.A. Sovetskoe gosudarstvo i Penzenskaya eparkhiya vo vtoroi polovine 1960-kh – pervoi polovine 1980-kh gg. / L.A. Koroleva, A.A. Korolev, D.A. Stepanova // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. – 2012.-№2 (12). S. 46 – 50. 16. Molodov O.B. Pravoslavnyi prikhod: ponyatie i sistema upravleniya v 1945 – 2000 gg. (na materialakh Evropeiskogo Severa) / O.B. Molodov // Noveishaya istoriya Rossii. – 2016.-№3. – S. 121 – 136. 17. Potapova N.V. Politika sovetskogo gosudarstva v otnoshenii tserkvi v 1940 – 1980 gody (Normativno – pravovye osnovy regulirovaniya) / N.V. Potapova // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. – 2007. – №4. S. 166 – 178. 18. Tsyrempilova I., Zlygosteva Yu. Deyatel'nost' upolnomochennykh Soveta po delam RPTs (Soveta po delam religii) v 1940-kh – 1980-kh gg. (na primere Baikal'skogo regiona) / I. Tsyrempilova, Yu. Zlygosteva // Vlast'. – 2010.-№10. – S.47 – 50. 19. Chumachenko T.A. Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniya v politicheskoi istorii Rossii X – XX vekov / T.A. Chumachenko. – Chelyabinsk: Izd-vo ChelGU, 2008. – 241 s. |