Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Valiullina E., Shiller V.V., Borovikova Z.V.
Tolerance as a factor of interethnic relations
// Sociodynamics.
2019. № 4.
P. 16-23.
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.4.29495 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=29495
Tolerance as a factor of interethnic relations
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.4.29495Received: 11-04-2019Published: 19-04-2019Abstract: This article presents the research results of ethnic, social and personal tolerance in the context of socio-psychological factors of interethnic relations. As a complex multilevel structure of interpersonal relations and multiculturalism, interethnic relations stems from studying the ethnic identity. General tolerance of a person represents a set of interaction and mutual influence of the personal, social and ethnic tolerance. The increasing personal, ethnic and social tolerance naturally leads to increase of the overall tolerance of a person. The qualitative and quantitative analysis of the typology of tolerance is conducted on the basis of psychodiagnostic method “Index of Tolerance” (G. U. Soldatova, O. A. Kravtsova, O. E. Khuhlaev, L. A. Shaygerova). The authors made the following conclusions: increase in the indexes of ethnic tolerance does not influence increase in the level of social tolerance, and vice versa. Tolerant attitude towards the representatives of other ethnic group or confession does not guarantee positive and welcoming relationship with the people belonging to other social group, political party, or age category. Keywords: psychology, tolerance, personality, ethnic tolerance, social tolerance, personal tolerance, interethnic relations, typology, ethnic groups, tolerant attitudeМежэтнические отношения как сложная многоуровневая и многосубъективная система отношений – межнациональных, межличностных, межкультурных и т.д., берет свое начало с изучения проблемы этнической идентичности личности, этничности. Чувство идентичности, языковое и культурное единство, выступают характеристикой «этнической группы – исторически сложившейся большой общностью людей» [11, с. 505]. В классификации факторов межэтнических отношений выделяют политические, культурные, социальные, психологические и другие факторы. Этническая толерантность относится к ведущим социально-психологическим факторам в контексте межнациональных отношений, она проявляется в поступках, формируется в сознании и непосредственно связана с этнической идентичностью личности. Толерантность как отдельную научную категорию описывали многие отечественные ученые – философы, культурологи, политологи, этнологи и т.д., психологические аспекты данного понятия изучали А. Г. Асмолов, В. А. Васильев, Р. М. Грановская, П. К. Гречко, Л. М. Дробижева, В. Г. Каменская, А. С. Капто, В. И. Самохвалова, А. Л. Свенцицкий, В. А. Тишков, Н. С. Хрусталева и др. П. К. Гречко уточняет терминологические границы понятия «толерантность», описывает толерантность в политической сфере [6]; А. П. Садохин определяет толерантность как чувство терпимости и уважительного отношения к другим; В. И. Самохвалова акцентирует внимание на необходимости и амбивалентности толерантности [10]; В. А. Тишков характеризует толерантность как осознание многомерности мира и общественной среды [14]. Сущность и компоненты межличностной толерантности содержатся в работах В. С. Агеева, В. В. Бойко, И. Б. Гриншпуна, В. А. Лекторского, Ю. Р. Мухиной, Н. Н. Обозова, Г. У. Солдатовой и др. Так, В. А. Лекторский предлагает способы понимания толерентности в контексте идентичности человека [9]; И. Б. Гриншпун выделяет «измерения» толерантности/интолерантности, делая акцент на «установочном» измерении, соотносимом с бессознательными эталонами самоотношения, межличностных, межгрупповых отношений [7]; Г. У. Солдатова раскрывает толерантность как готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия [12]. Вопросы толерантности с позиции этничности личности представлены в трудах А. Н. Асташовой, Б. З. Вульфова, Н. М. Лебедевой, Т. Г. Стефаненко, Э. Р. Хакимова, В. Ю. Хотинец и др. Этническая толерантность в работах Н. М. Лебедевой определена как «явление социальной перцепции… отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [8, с. 26]. В исследованиях В. Ю. Хотинец позитивная этническая идентичность коррелирует с «толерантными поведенческими паттернами», а интолерантные стратегии поведения продемонстрировали лица с гипоидентичностью (этническим нигилизмом) и гиперидентичностью (национальным фанатизмом) [15, с. 124]. Б. З. Вульфов считает толерантность способностью личности сосуществовать с людьми другого менталитета и образа жизни [5]; А. Н. Асташова дает развернутое определение: «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [1, с. 132]. Несмотря на широкое изучение и описание толерантности в отечественной науке, психологические концепции и теории отличаются большим разнообразием и толкованием, психодиагностические исследования делают акцент на количественном аспекте толерантности, тогда как существуют методики, позволяющие сделать качественный анализ ее содержания и рассмотреть понятие с позиции межэтнических отношений. С целью комплексного изучения толерантности в молодом возрасте, было проведено исследование. В нем приняли участие 84 респондента (из них 31 юноша и 53 девушки) в возрасте от 18 до 23 лет, подавляющее большинство опрошенных молодых людей представители русской национальности (86%). Ведущим методом исследования стал экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) [13], который диагностирует как общий уровень толерантности, так и некоторые его аспекты. Для качественного анализа параметров толерантности используют разделение на субшкалы: этническая толерантность, социальная толерантность и толерантность, как черта личности (личностная толерантность). Тестовый материал содержит широкий круг утверждений на выявление отношения испытуемых к окружающему миру, к отдельным социальным группам и общностям, коммуникативные формы, установки или стереотипы, в которых проявляется толерантность/интолерантность респондентов. Для статистической обработки данных были использованы непараметрические методы: χ2-критерий Пирсона (для проверки достоверности расхождения распределений, путем сопоставления эмпирического с теоретическим распределением) и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения силы/тесноты и направления корреляционной связи). Общие статистические значения критериев для данной выборки представлены в Таблице 1. Шкалы экспресс–опросника «Индекс толерантности» позволяют исследовать отдельные составляющие общего показателя толерантности. Общая толереантность/интолерантность характеризует установки личности к окружающему миру и людям. Большинство респондентов показали средний уровень общей толерантности (62%), это свидетельствует о сочетании толерантных и интолерантных тенденций, такие молодые люди ведут себя в зависимости от ситуации, поступая так, как того требуют обстоятельства. Таблица 1. Статистические значения критериев
Характеристику отношения личности к другим людям, которая показывает степень переносимости ею (личностью) неприятных качеств этих людей, принято называть коммуникативной толерантностью. В. В. Бойко [2] выделяет несколько видов коммуникативной толерантности: ситуативная (отношение к конкретной личности); типологическая (отношение к определенной группе людей); профессиональная (отношение к субъектам своего труда) и общая коммуникативная толерантность (отношение к людям в целом). Низкий уровень общей толерантности продемонстрировали 28% опрошенных молодых людей, используя интолерантные стереотипы поведения в большинстве аспектов взаимодействия. Высокий уровень толерантности выявлен у 10% участвовавших в исследовании, если исключить возможность диссимуляции ответов (когда срабатывают тенденции к социальной желательности либо нежелательности ответов), то у этих молодых людей выражены черты толерантной личности. Результаты исследования представлены в Таблице 2. Этническую толерантность рассматривают в нескольких аспектах: – как комплексное свойство группы или ее конкретного представителя, заключающееся в принятии и признании культуры, традиций и ценностей другой этнической группы; – как общую культуру эмпатического восприятия окружающего мира и собственной этнической идентичности; – как векторную направленность этнического сознания на уважение человека, его прав и потребностей; – как системообразующий принцип деятельности и поведения, который направлен на стабилизацию межнациональных, межгрупповых и межличностных отношений.
Таблица 2. Средние значения параметров экспресс-опросника «Индекс-толерантности»
Этническая толерантность характеризует восприятие человеком различных национальных, этнических групп и общностей, а также отличных от своего конфессиональных, религиозных учений. Высокий уровень по этой шкале выявлен у 24% респондентов. В контексте межэтнических отношений, высокая этническая толерантность имеет позитивное значение для формирования эффективных межличностных взаимоотношений со всем многообразием национальностей, общностей и конфессий. Низкий уровень продемонстрировали 19% участников исследования. Подобный уровень этнической толерантности зависит от степени негативного, отрицательного отношения к другим этносам и выраженности возможных агрессивных реакций на эти общности. Этническая интолерантность, нетерпимость фиксирует способы проявления трансформации этнической идентичности – гиперидентичности, представленной в виде этнического эгоизма, этнического изоляционизма и национального фанатизма. Так, «самым радикальным типом гиперидентичности является этнический или национальный фанатизм, который выражается в этнической категоричной нетерпимости к другим национальным группам, уверенности превосходства своего народа над другими этносами, готовности на любые враждебные агрессивные действия во имя интересов своей нации» [4, с. 123]. Средний уровень этнической толерантности показали 57% опрошенных. Этническая толерантность как компонент самосознания личности, содержит в себе когнитивный (он же познавательный компонент, который включает в себя знания и других этносах, их культуре и межэтнических отношениях), эмоциональный (он же аффективный компонент, определяющий восприятие и отношение к другим национальностям) и мотивационный компонент (волевой, поведенческий компонент, характеризующий непосредственные толерантные или интолерантные поведенческие реакции при взаимодействии с представителями других этнических групп). Межкультурную и межэтническую толерантность определяет уровень позитивной этнической идентичности, которая связана с формированием положительного отношения к собственной национальной группе и этнической культуре, толерантного отношения к другим этносам и признания значимости этнического аспекта в жизни социума, в жизни общества. Субшкала социальной толерантности фиксирует отношение к различным социальным группам, отдельным классам, слоям общества, группам и организациям, а также другим личностям, со своими интересами, потребностями, целями, установками, традициями и ритуалами. Высокий уровень выявлен у 7% молодых людей, принимавших участие в исследовании. Социальная толерантность позволяет устанавливать эффективные межличностные контакты с людьми разных социальных общественных групп, невзирая на политические, гендерные, возрастные, социально-бытовые, инклюзивные различия. Средний уровень по шкале социальной толерантности показало большинство опрошенных (55%). Такой показатель фиксирует общую тенденцию к позитивному восприятию окружающего социума, позволяет выработать понимание и принятие различных способов самовыражения людей, особенностей их мировоззрения и мироощущения, их уклад жизни и характерологические, индивидуальные и личностные качества. Низкий уровень социальной толерантности характеризует 38% респондентов, согласно полученным данным социальная ситуация выглядит более острой по сравнению с этнической (низкий уровень этнической толерантности показали 19%). Шкала личностной толерантности (толерантность как черта личности) характеризует отношение к людям в целом, к многообразию окружающего мира; мировосприятие реальности, отсутствие стремления к агрессивному реагированию и проч. «Склонность к агрессивному реагированию на конфликтную либо фрустрирующую ситуацию определяют такое свойство личности как агрессивность» [3, с. 39]. Толерантность выступает общественно значимой ценностью, оказывает влияние на формирования представления о себе и мире, на развитие саморегуляции деятельности, обеспечивает самооценку и самоутверждение, выступает мотивационным регулятором поведения. Высокий и низкий уровень личностной толерантности выявлен у одинакового количества респондентов (по 15% соответственно). Когнитивный аспект толерантности предполагает осознание многомерности и сложности как собственной субъектности, так и других людей, признание и принятие собственной картины мира и ее отличие от мироощущения других людей. Низкий уровень толерантности – интолерантность, будет способствовать несовпадению когнитивных позиций и любые познавательные противоречия между людьми могут переходить в межличностные противоречия, что в свою очередь может повлечь за собой межличностные конфликты. Средним уровнем личностной толерантности обладают 70% молодых людей, участвовавших в опросе. Поведенческий аспект толерантности характеризует конструктивные способы поведения в конфликтных ситуациях, умение прийти к соглашению путем сотрудничества или компромисса; способность к высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения, но и готовность к принятию позиции оппонента. Эмоциональный аспект личностной толерантности фиксирует наличие способности к эмпатии (способности эмоционально воспринять собеседника, принять его настроение и эмотивное состояние; способность к сопереживанию, соучастию, сочувствию). Эмоциональный контакт между людьми способствует созданию благоприятной атмосферы общения, доверительной и позитивной, и даже при наличии актуальных конфликтных моментов, позволяет находить эффективные, продуктивные способы их разрешения. Корреляционный анализ проведен при помощи r – критерия Спирмена, результаты представлены в Таблице 3. Таблица 3. Корреляционные связи интерпретационных параметров экспресс-опросника «Индекс-толерантности»
Как показал корреляционный анализ, значимая положительная корреляция (с p ≤ 0,01) получена между параметрами общего индекса толерантности (общей толерантностью) и толерантностью, как чертой личности (личностной толерантностью). Это закономерный результат, чем выше у человека уровень личностной толерантности, тем выше будет и уровень общей толерантности, оптимальнее будет выглядеть индекс толерантности. Соответственно обратная зависимость: личностная интолерантность будет способствовать снижению общей толерантности. В зависимости от характера и способов проявлений интолерантности выделяют несколько уровней. Скрытая (латентная) интолерантность имеет место если человек достаточно негативно, враждебно относится к какой-то категории лиц (возрастной, гендерный, социальный, культурный, расовый, сексуальный, политический, географический, образовательный аспект и т.д.), но открыто не выказывает подобного своего отношения, его отношение носит личный субъективный характер. О вербальной (словесной) интолерантности говорят в случае если человек открыто высказывает свое негативное отношение к представителям неприятной ему категории лиц, он считает своим правом или долгом публично демонстрировать свои категоричные взгляды, критические суждения, отрицательные установки. Агрессивная поведенческая интолерантность – самый высокий уровень в ее проявлении, от вербальной агрессии и раздражения до геноцида, тотального уничтожения. Отрицательная статистически значимая корреляционная зависимость получена между параметрами социальной и этнической толерантности (с p ≤ 0,05). Обратная связь обуславливает увеличение показателей этнической толерантности при уменьшении показателей социальной толерантности, и наоборот. Сравнительный анализ фиксирует значимые различия в уровневом распределении интерпретационных параметров: низкий уровень социальной толерантности (38%) при низком уровне этнической толерантности (19%) показывает более напряженные отношения в социальной сфере, чем на национальной основе. Этническая толерантность (межнациональная, рассовая) характеризует принципы толерантности в сфере межэтнических отношений, позволяет не переносить отрицательные действия отдельных представителей или негативные отношения с ними на весь остальной народ, на всю нацию. Высокий уровень социальной толерантности (7%) при высоком уровне этнической толерантности (24%) характеризует более благоприятную атмосферу в межнациональных отношениях, нежели в межсоциальных в той возрастной, национальной, социальной группе людей, в которой проводилось исследование. Отрицательная корреляция фиксирует отсутствие прямого влияния уровня этнической толерантности на уровень социальной толерантности, люди с более сформированной толерантностью в этнической сфере, вряд ли будут терпимее воспринимать людей разных социальных слоев общества, человек может доброжелательно взаимодействовать с представителем другого этноса или религии, но нарочито игнорировать или оскорблять лицо другого социального статуса, возраста или уровня образования. Таким образом, толерантность выступает значимым социально-психологическим фактором формирования межэтнических отношений. Общую толерантность личности образует комплексное сочетание основных ее видов: социальной толерантности (характеризует отношение к различным социальным группам, классам, слоям), этнической толерантности (отношение к иным национальным, этническим группам; конфессиональным, религиозным учениям), личностной толерантности (позиция в восприятии людей в целом и многообразия окружающего мира). Увеличение параметров личностной толерантности увеличивает общий уровень толерантности, но повышение уровня этнической толерантности не ведет за собой повышение уровня социальной толерантности. Сформированная толерантность предполагает активную позицию личности и встраивается в индивидуальную систему способностей, это призвано обеспечить эффективный психологический анализ взаимоотношений любого характера, их корректирование при необходимости и выстраивание, в итоге, конструктивных межличностных, межконфессиональных, межкультурных и межэтнических отношений.
References
1. Astashova N. A. Tolerantnost' kak uslovie samorealizatsii lichnosti // Vestnik BGU. – 2011. – № 1. – S.132
2. Boiko V. V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. – M: «Filin''», 1996. – 472 s. 3. Valiullina E. V. Psikhologicheskie svoistva lichnosti i uroven' assertivnosti // Nauchnoe mnenie. – 2018. – № 4. – S. 37-41. 4. Valiullina E. V. Tipologiya etnicheskoi identichnosti // Nauchnyi zhurnal Diskurs. – 2019. – № 2 (28). – S. 121-127 5. Vul'fov B. Z. Vospitanie tolerantnosti: sushchnost' i sredstva // Vneshkol'nik. – 2002. – № 6. – S. 12-16 6. Grechko P. O granitsakh tolerantnosti // Svobodnaya mysl'-XXI. – 2005. – № 10. – S. 173-182 7. Grinshpun I. B. Ponyatie i soderzhatel'nye kharakteristiki tolerantnosti / Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnoshenii. – M., 2002. – 368 s. 8. Lebedeva N. M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy izucheniya etnicheskoi identichnosti i tolerantnosti v polikul'turnykh regionakh Rossi i SNG // Tolerantnost' i identichnost': Sb. statei. – M., 2002. – S.10-35 9. Lektorskii V. A. O tolerantnosti, plyuralizme i krititsizme // Voprosy filosofii. – 1997. – № 11 – S. 284 10. Samokhvalova V. I. O soderzhanii ponyatiya «tolerantnost'» v sovremennom kul'turnom kontekste // Filosofskii zhurnal. – 2008. – № 1. – S. 161-174 11. Sventsitskii A. L. Kratkii psikhologicheskii slovar'. – M., 2008. – 512 s. 12. Soldatova G. U. Zhit' v mire s soboi i drugimi: Trening tolerantnosti dlya podrostkov. – M.: Genezis, 2000. – 112 s. 13. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / G. U. Soldatova, L. A Shaigerova, T. Yu. Prokof'eva, O. A Kravtsova. – M.: Smysl, 2008. – 172 s. 14. Tishkov V. A. Tolerantnost' i soglasie v transformiruyushchikhsya obshchestvakh. Ocherki teorii i politiki etnichnosti v Rossii. – M.: Russkii mir, 1997. – 307 s. 15. Khotinets V. Yu. Etnicheskaya identichnost' i tolerantnost'. – Ekaterinburg, 2002. – 124 s. |