Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

The Phenomenon of a Revolutionary Artist in Early Soviet Period (the Case Study of Gustav Klucis', Latvian Rifleman's, Life Path)


Guseva Anastasia Sergeevna

post-graduate student of the Department of Russian Art at Moscow State University

119602, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Akademika Anokhina, 11k1, kv. 141

nastasia.guseva@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0625.2019.3.29076

Received:

25-02-2019


Published:

01-04-2019


Abstract: Gustav Klucis is well-known as the founder of photomontage, art theorist and lecturer. However, his early years of life are left understudied due to the absence or non-availability of archive data. According to the author, to get a fuller image of the artist and his artwork, it is necessary to get acquainted with the other side of his biography, i.e. revolutionary activity and service as a Latvian rifleman, one of the best support of the Bolsheviks. That was the period that created a unique environment for two completely different professions, soldier and artist, to complement. A hundred of years after the October Revolution, researchers are especially interested in the first years of Soviet government that was marked with the tremendous growth and development of artistic life. The subject of the research is the life path of Gustav Klucis, the Latvian rifleman and artist, dedicated Bolshevik and member of the Moscow Kremlin gun regiment. Certainly, the experience in revolution, being in the center of great historical events, meetings with Vladimir Lenin affected Klucis' life values and painting style. The main research method used by Guseva in this article is the analysis of Russia's, Latvia's and Greece's archives. The novelty of the research is caused by the fact that she analyzes and describes facts of Gustav Klucis' biography that are left understudied or often misinterpreted. The outcome of the research is the integral image of Gustav Klucis as an artist and Latvian rifleman based on the complete analysis of his biography. 


Keywords:

Klucis, Gustav Klucis, poster, political poster, Latvian riflemen, Latvian rifleman, photomontage, Latvia, Soviet artist, montage


Сегодня, спустя столетие после событий Октября, особый интерес для исследователей представляет период первых лет советской власти, отмеченный необычайным ростом и развитием художественной жизни, становлением новых преподавательских систем, появлением новых направлений и жанров в искусстве. К сожалению, некоторые стороны художественной жизни первой четверти XX века, в связи с недоступностью архивных материалов, до последнего времени оставались практически не исследованными.

Пристального изучения в первую очередь заслуживает модель интеграции латышского художника в новую советскую художественную реальность, сложную как с идеологической, так и с практической точки зрения.

Будущий художник, теоретик и преподаватель искусства Густав Клуцис был убежденным сторонником и участником революции и латышским стрелком в составе пулеметного полка в Московском Кремле. Если о его зрелой жизни нам известно из архивных материалов, то о фактах ранней биографии мы можем узнать из двух документов, составленных им самим: curriculumvitae[1](1924 г.) и автобиографии [2], в которой особое внимание уделяется деталям, важным для создания образа художника-революционера в жизни и в искусстве.

Такая подробная детальная реконструкция обстоятельств жизни и вероятных влияний позволяет проследить не только зарождения творческого метода отдельно взятого художника, но и особенности жизни целой группы людей. Особый интерес представляет изучение биографии художника, поскольку в многих ранних исследованиях, (до 1980 года) ввиду отсутствия доступа к архивным данным, биография приводится с существенными ошибками. Фактические до 2000 годов доступ к государственному архиву был закрыт и материалы дела были засекречены.

Неполнота и разрозненность данных в архивах разных стран, различных музеев и в частных коллекциях, о которой говорилось ранее, порождают необходимость составления подробной и детальной биографии Г. Клуциса. Таким образом, основной интерес представляет восстановление тех этапов жизни художника, которые оказали на его творчество наиболее сильное влияние. За основу исследования берутся архивные данные собранные в России, Греции, Латвии

Основные вехи биографии Густава Густавовича Клуциса более или менее известны. Он родился 4 января 1895 года в городке Руиена (лат. Rujiena) окружного центра Видземе (лат. Vidzeme) в семье работника лесной артели [3, c. 585]. У Густава было три брата и четыре сестры. С ранних лет ему пришлось помогать родителям: с девяти лет он работал по «найму на хуторах, зимою учился» [1].

В ноябре 1905 года в районе Скривери-Лиелварде вспыхнуло восстание. В декабре народная милиция установила контроль над железной дорогой; власть перешла в руки восставших, однако уже 28 декабря 1905 года в города Руиены и Мазсалацы вошли карательные войска [4]. Начались аресты и военные суды, в результате которых брат Клуциса «был арестован и осужден на каторгу (15 лет) как активный вождь революционного движения 1905 года в Латвии»[1].

После ареста брата Густав был вовлечен в революционную деятельность – он занимался распространением прокламаций. В 1910 году он окончил двухклассное пятилетнее «правительственное» училище в Руиене, а затем поступил в учительскую семинарию в городе Вольмаре (1912–1913).

Следует отметить, что перед учительскими семинариями на окраинах Российской империи стояла особая задача, а именно распространение русской культуры среди инородцев. Это обстоятельство представляется очень важным для понимания творчества Г. Клуциса. Итак, с самого детства он находился под воздействием русификаторской политики Российской империи. Обучаемый на русском языке русскими учителями, он в дальнейшем станет носителем синкретической «русской» культуры, которую моделировали в Российской империи в XIX - начале XX вв.

К концу XIX века в Российской империи сложилась модель единого для всей страны образования. Построенная на основе «классической» системы, она предполагала обучение латинскому, греческому, русскому языкам, а также знание истории русского государства и классической русской литературы. Данная модель способствовала формированию на национальных окраинах империи - в Прибалтике, на Украине и Кавказе - прослойки образованных молодых людей, знающих и любящих русскую классическую культуру.

На основании многочисленных фактов мы можем утверждать, что в Вольмарской учительской семинарии были распространены социал-демократические взгляды. Так, некоторые ее выпускники, обучавшиеся в те же годы, что и Клуцис, стали впоследствии видными партийными деятелями - например, революционный латышский писатель Леон Паэгле, латышский пролетарский поэт Свирис (Петр Блумфельд), историк и публицист Кнориньш Вильгельм и др.

Как указано в curriculum vitae [1], в семинарии Густав Клуцис «работал под руководством культурного художника Сорокина. В этот период выработалось сознательное и упорное желание учиться рисованию и живописи» [1]. В 1913-1915 годах Густав «учился в Рижской городской художественной школе, здесь же получил среднее образование» [1]. Согласно документам, он состоял вольнослушателем и прошел классы: «1) класс рисования предметов, 2) класс живописи предметов, 3) класс рисования орнаментов, 4) класс рисования головы, 5) класс рисования портретов. Сдал экзамен по перспективе и проекционному черчению на хорошо» [5, Т. 2. С. 72.].

Этот период в жизни Клуциса заслуживает особого внимания. Рижская городская художественная школа была создана в 1906 году на базе частной школы рисования и живописи художницы Элизы Юнг-Штиллинг, открытой в 1873 году. Данное учебное заведение работало под патронажем петербургской Императорской академии художеств и Министерства Императорского двора и готовило учителей рисования для нужд общеобразовательных заведений. Лучшим выпускникам давалась возможность продолжить обучение в российских художественных академиях.

В школе преподавали рисунок, живописную технику (акварель и масло), черчение, декоративно-прикладное искусство, историю искусств. Обучение длилось четыре года. В разное время в школе преподавали живописцы Я. Розенталс (1906-1914), Янис Тилберг (1911-1916), Константин Рончевский (1912-1916). К 1913 году училище насчитывало 139 выпускников, среди которых были Екаб Бине, Янис Циелавс, Александр Древин и др.

Учителями Клуциса в Рижской художественной школе были Вильгельм Пурвитис, Янис Розенталс и Янис Роберт Тиллберг.

В. Пурвитис - выходец из латышских крестьян. Учился в Академии художеств (1890–1895) у А. И. Куинджи, был членом кружка «Рукис» («Труженик»), куда входили латышские воспитанники Академии художеств в Петербурге и Рижского общества поощрения художеств. В. Пурвитис сосредоточил свое творчество на отражении природы и жизни народа. В период учебы Г. Клуциса Пурвитис был директором школы, атмосфера преподавания была деловой, сугубо профессиональной, путался перестроить старый академический дух в живописи и утвердить новые эстетические идеалы. Биография Яниса Розенталса [6] в целом схожа с биографией Пурвитиса, однако учился он по классу В. Е. Маковского. Самым молодым из учителей Г. Клуциса был Янис Тилберг. Он не был принят в Академию художеств, но посещал студию академика Л. Дмитриева в Петербурге. В 1901 году Тилберг поступил в Высшую школу художеств Петербургской академии художеств, а в 1904 году стал воспитанником студии Д. Кардовского.

В 1905 году, когда академия была закрыта на год, Тилберг отправился в путешествие по Европе. После возвращения художник начал посещать педагогические курсы в Петербургской академии художеств, которые закончил в 1906 году. «Во время студенческих лет Тилберг усвоил техники монументальной живописи, фрески и графики... В 1901–1902 годах художник содействовал возобновлению кружка художников «Рукис».

В 1911 году участвует в основании Общества поощрения латышского искусства, в 1914-м становится заместителем председателя правления, а в 1915 году - председателем этого кружка» [7]. С 1904 года Тилберг иллюстрирует журналы и становится известным карикатуристом.

Таким образом, в годы обучения в Рижской художественной школе Г. Клуцис оказался под влиянием импрессионизма и северного модерна В. Пурвитиса (некоторые ранние работы Г. Клуциса - пейзажи в импрессионистском стиле). Позже он попал под влияние Я. Тилберга, однако кружок «Рукис» его, видимо, не привлек. Это неудивительно: «национальная идея», столь популярная среди латышских художников в 1890-е годы XIX века, в начале XX столетия уже не казалась столь притягательной.

В 1915 году Клуцис уехал в Петроград, так как в результате отступления русской армии кайзеровские войска подошли близко к Риге - школу пришлось закрыть. Известно, что в 1915 году Клуцис был призван в армию, служил в Охтинской пехотной части латышского батальона в Петрограде. В это же время он поступил в художественное училище (бывшее Императорское общество поощрения художеств), а «по вечерам писал декорации для Охтинского районного театра» [1, л. 8].

Тогда же началась революционная биография Г. Клуциса. Во время Февральской революции он «принимал участие в свержении самодержавия», во время Октябрьской революции - служил добровольцем в команде пулеметчиков 9-го латышского стрелкового полка, охраняющего советское правительство в Смольном. Г. Клуцис принимал участие в двух самых драматичных исторических событиях 1918 года: в подавлении вооруженного выступления анархистов и ликвидации эсеровского восстания.

В 1919 году Г. Клуцис вступает в ВКПБ; в составе пулеметной команды состоит в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле [1, л. 8]. Среди латышских стрелков оказалось немало активных и творческих солдат. Стрелки 9-го, 2-го, 3-го полков и артиллеристского дивизиона создали обширную программу художественной самодеятельности [8, c.695]. Было организовано общество культуры и искусства молодых стрелков; проводились концерты-митинги; актерская труппа 9-го полка давала театральные представления; устраивали литературно-музыкальные вечера.

При непосредственной поддержке В. И. Ленина 3 мая 1918 года Густавом Клуцисом и Вальдемаром Андреасом был создан [9] кружок молодых художников «Daile» «с целью дать возможность пополнить свои знания и при необходимости содействовать художественным работам» [9]. Помимо этого, было выделено финансирование на покупку различных материалов для творчества [9].

В середине сентября [10, Т. 2. Кн. 1. с. 485.] 1918 года Г. Клуцис принимает участие в выставке художников 9-го латышского стрелкового советского полка [11, c.4] в помещении Вознесенского монастыря в Московском Кремле. На выставке было представлено более 130 картин, этюдов, рисунков, больших полотен 16 художников [8, c. 695], в том числе В. Андерсона, А. Древина и К. Вайдемана, А. Дириха, К. Аваго и других. Выставка была открыта для всех посетителей ежедневно, а организацией занимался секретарь выставки Г. Клуцис [11, c. 4], для работ которого был выделен отдельный зал [2, c. 115].

Из воспоминаний жены художника известно [12, c. 72], что Густав Клуцис в то время создал несколько набросков с изображением Ленина: «Ильич на лестнице здания Совнаркома», «Ильич на прогулке в аллеях Кремля», «Ильич на субботнике», «Ильич в Кремле». Их местонахождение на сегодняшний день неизвестно. В это же время Г. Клуцис делал зарисовки, посвященные жизни латышских стрелков, и эскизы оформления Кремля к 1 Мая 1918 года. По воспоминаниям художника, «эти работы, хотя и делались с натуры, были выполнены кубизированными объемами, острыми углами, пересекающимися плоскостями. Это делалось, как тогда казалось, с целью особой остроты формы» [13, c. 88].

Можно утверждать, что финансовая и организационная поддержка творческих начинаний военных оказала большое влияние на развитие самих стрелков. Из их среды впоследствии вышли писатели и поэты, художники, музыканты. Сам Г. Клуцис, оказавшись в эпицентре событий и, став, вероятно, главным зачинщиком и организатором выставки, оставался верен своей активной социальной позиции. О дальнейшей деятельности кружка молодых художников Daile мы ничего не знаем. Предположительно, художники 9-го латышского полка продолжали работать бок о бок вплоть до 1937 года, когда были арестованы по подозрению в шпионаже.

После выставки часть солдат была отправлена на обучение в Свободные художественные мастерские. В августе 1919 года Густав Клуцис был зачислен к художнику Коровину и в 1921 году окончил ВХУТЕМАС со званием «Мастер живописи». По всей видимости закончил Г. Клуцис сокращенный курс, после перешел в мастерскую К. Малевича и ездил к нему в Витебск. В то же время начинает работать в Кремлевских мастерских, а после 1930-х становится их руководителем.

Панно «Штурм» становится отражением военного опыта художника. Подписанная художником: «Штурм (латышские стрелки)» [2, c. 116] обращает внимание на революционный посыл. Первоначальный этап решения фотомонтажа. Вся композиция, имея тематическую установку, превращена в абстракцию. Фото является средством для проявления» [5, c. 72]. Преобладание кубистических форм и диагоналей свидетельствует о том, что Г. Клуцис был знаком с идеями таких современных художественных течений начала XX века, как кубофутуризм и лучизм. Идейно работа проникнута явной агрессией по отношению к Российской империи и ее режиму: голова и верхняя часть торса Николая II изрезаны вдоль, так же, как и фигура капиталиста в шляпе-котелке - главного пособника царского режима.

Использовав элементы лучизма в изображении группы солдат сделал это в футуристической манере, и добавил элементы фотомонтажа: Николай II, капиталист и молодой моряк участвуют в сцене штурма. Молодой моряк в нижнем левом углу управляет непропорционально большой по масштабу пушкой. Так художник метафорически продемонстрировал предстоящее «наступление» искусства авангарда на старые каноны.

Таким образом, Г. Клуцис начинает свой художественный путь с бунтарства против устаревших форм в искусстве. Он обучается у самых революционных художников - К. Малевича, Э. Лисицкого. В это время он пишет: «Начались поиски новой сильной революционной формы» [1]. Он обращается к фотографии, способной документально отразить реальность для массового зрителя, и первым в СССР начинает использовать метод фотомонтажа для создания политически активной художественной композиции.

Пройдя путь от сезаннизма к кубизму, футуризму, супрематизму, конструктивизму к «чистому холсту» [2, c. 116] художник выработал свой собственный метод. Стоит отметить, что теоретическое осмысление творчества было типично для художника позднее: в начале 1920-х годов он едва ли анализировал перемены в своем стиле. Первые размышления о произошедшей революции и «новом времени» он записывает в 1926 году в curriculum vitae, дневников он никогда не вел. Теоретизирование и анализ творчества он начинает лишь в начале 1930-х годов.

Позднее, он становится мастером политического плаката и автором плакатов, оформителем газетных полос, обложек книг в которых очень убедительно и доходчиво для каждого зрителя показывает и героев рабочего класса, и масштабы социалистического строительства, и ведущую роль Коммунистической партии и вождей в жизни народа.

Занимаясь конструированием образа власти, он не просто фиксировал реальность, а добавлял свое понимание образа Ленина как образа власти, которым, несомненно, восхищался еще со времен революции и своей службы в составе батальона латышских стрелков. «Ленин есть вместе с тем громадное духовное явление… это сосредоточение величайших идейных и эмоциональных сил многомиллионных масс. Это выразитель и организатор их воли», – писал А.В. Луначарский [14, Т. 8. С. 28.]. Так и Г. Клуцис находится в поиске выразительных художественных средств для создания фотолозунгомонтажа. Фотомонтаж позволял смешивать и соединять совершенно разные события, идейно создавая мысль о неразрывности вождя, народа и истории.

В своих работах он часто экспериментирует, свои наброски бережно сохраняет в тетрадях, любопытных для исследования. Все его творчество 1920-1936 годов проникнуто темой агитации и борьбы за новые на тот момент цели советского искусства.

История латышского мальчика из глубинки, имевшего талант и учившегося рисованию в школе, начиналась вполне обычно: он пошел на Первую мировую войну в составе национальных воинских частей, как тысячи его сверстников со всей Латвии. Талант и упорство на фоне революционных событий сделали его одним из ведущих авторов политического плаката, формировал стиль нового искусства – политического плаката.

В составе 9-й бригады латышских стрелков он участвовал в наиболее тяжелых эпизодах борьбы за власть большевиков, в 1918 году служил в охране Ленина в Кремле. Он и его друзья по Рижской художественной школе - А. Древин, К. Иогансон, И. Андерсон, К. Вейдеман - после революции поступили во ВХУТЕМАС, самое новаторское на тот момент учебное заведение. Своими идеологическими убеждениями Густав Клуцис не отличался от молодых людей, чье становление происходило вместе с быстро меняющимся политическим строем Российской империи, а затем и Советского Союза.

Идея социальной справедливости, активная жизненная позиция, мечты построить правильный мир, «сбросив с парохода современности» все старые художественные принципы, желание проявить свой талант - все это характерно для многих учеников ВХУТЕМАСа того времени. В общей сложности, из 400 стрелков 10 связали свою жизнь с искусством. Каждый добился известности и мастерства в своем направлении; все они в декабре 1937 года были арестованы по подозрению в участии в фашистской группе «Прометей» и вскоре расстреляны.

17 января 1938 г. Густав Густавович Клуцис арестован как участник «фашистской, националистической организации латышей», существовавшей в обществе «Прометей» [15]. Он сознался под пытками, что был немецким шпионом, и 26 февраля был расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. Реабилитирован в 1956 году. Его работы практически до 1980 годов были под негласным запретом, даже несмотря на реабилитацию.

В данном исследовании была предпринята первая попытка воссоздать целостный образ уникального деятеля первой половины XX в. – художника и революционера Густава Клуциса. Клеймо «врага народа» и закрытость архивных материалов осложняли процесс воссоздания его полноценной биографии – это стало возможным только спустя 100 лет после его деятельности. Результатом нашей работы стало восстановление биографии художника, более развернуто анализ деятельности Г. Клуциса представлен в нашем диссертационном исследовании.

References
1. Lichnoe delo G. Klutsisa // Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva (RGALI). F. 681. Op. 1, D. 1118.
2. Klutsis G.G. Avtobiografiya / G.G. Klutsis // Sovetskie khudozhniki, zhivopistsy i grafiki.-M., 1937.-T. 1.-S. 115-116.
3. Khudozhniki narodov SSSR. Bibliobiograficheskii slovar'.-T. 4, kn. 2. SPb, 1995.-585 s.
4. Sovetskaya Latviya: Latv. Sov. Entsikl. / Gl. red. P. P. Eran.-Riga: Latv. Sov. Entsikl., 1985.-810 s.
5. Derkusova I. Gustav Klutsis. Polnyi katalog rabot iz sobraniya Latyshskogo Natsional'nogo Muzeya Iskusstv / Iveta Derkusova – Riga: Neputins, 2014.-744 s.
6. Katalog yubileinoi vystavki, posvyashchennoi 100-letiyu so dnya rozhdeniya Yanisa Rozentalya / Gos. khudozh. Muzei Latviiskii SSR [kat. Sost. T. Khalyapina] – Riga: 1966.-8 s.
7. Baga D. D. R. Tilbergs Riga – 1959 / D.D. Baga.-141 s.
8. Istoriya latyshskikh strelkov. (1915-1920) / Per. s latysh. / Pod red. akad. Ya. P. Krastynya.-Riga: Zinatne, 1972. – 788 s.
9. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF).-F. R-410.-Op. 1.-D. 73.
10. Gustav Gustavovich Klutsis // Entsiklopediya russkogo avangarda: v 3 t. / Avt.-sost. V. I. Rakitin, A. D. Sarab'yanov.-M.: Global Ekspert end Servis Tim, 2014.
11. Vystavka kartin khudozhnikov-strelkov «Znamya trudovoi kommuny», 1918.-№ 25.-19 sent.-4. s.
12. Tupitsina M. Gustav Klutsis i Valentina Kulagina / M. Tupitsina // Fotografiya i montazh posle konstruktivizma. Mezhdunarodnyi tsentr fotografii. – M.: Izdatel'stvo: «Kontakt-Kul'tura» , 2004.-255 s.
13. Pamyati pogibshikh vozhdei. Al'bom vospominanii pod redaktsiei Feliksa Kona. Odobreno Komissiei po desyatiletiyu Oktyabr'skoi revolyutsii pri TsIK SSSR. [Moskva], Moskovskii rabochii.-1927.-88 s.
14. Lunacharskii A.V. Sobranie sochinenii: V 8 t.: Literaturovedenie. Kritika. Estetika / A.V. Lunacharskii / Red. kollegiya: I. I. Anisimov (glav. red.) i dr.-Moskva: Khudozh. lit., 1963-1967.-8 t.-M., 1967. – 644 s.
15. Sledstvennoe delo G. Klutsisa // Fond GBUK g. Moskvy Gosudarstvennyi muzei V.V. Mayakovskogo № KP 32255 ot 25.03.1999