Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Vobolevich A.A.
Political portrait Yasser Arafat
// Genesis: Historical research.
2019. № 2.
P. 19-27.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.2.28828 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=28828
Political portrait Yasser Arafat
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.2.28828Received: 31-01-2019Published: 01-03-2019Abstract: This article analyzes the activity of the leader of the Palestinian National Liberation Movement Yasser Arafat. Leaning on the Russian and foreign sources, the author examines the process of establishment of Yasser Arafat as a politician, analyzes the benchmarks of his political course, as well as Arafat’s impact upon the Arab World and the rest of the world. The article demonstrates the various points of view upon the activity of Yasser Arafat, because some consider him a terrorist, while the Palestinians call him the “chief”, who made an indisputable contribution to the development of the non-existent state of Palestine. Using the historical-biographical approach and methodology of narrative history, the author determines such traits of Yasser Arafat, which made him the leader of his nation, as well as analyzes the factors that impeded the successfulness of the political course of Y. Arafat. Keywords: Palestine, Fatah movement, Palestine Liberation Organization, Egypt, Kuwait, Jerusalem, Popular Front for the Liberation of Palestine, the liberation of Palestine, Arafat, Palestinian National AuthorityЖанр политической биографии, основанный на использовании методологии устной истории, – это своеобразный вызов для исследователя, который должен изучить течение жизни определенного человека в ее динамике, проанализировать жизненный путь и деятельность объекта своего научного интереса в контексте эпохи. Историко-биографический подход к изучению истории позволяет учесть взаимосвязь истории жизни отдельной личности с историей общества. В этой связи фигура и деятельность Ясира Арафата представляется очень показательной: за его жизнь произошел ряд событий, кардинально изменивших не только облик Ближнего Востока, но и сами международные отношения, поскольку Версальско-Вашингтонскую подсистему сменила Ялтинско-Потсдамская, которая, в свою очередь, уступила место миропорядку, противоречивому и не имеющему общепринятого названия. В таких условиях происходило формирование Ясира Арафата как политического деятеля, лидера национально-освободительного движения палестинского народа и борца за независимость, а также как игрока на международной арене в годы холодной войны, а затем в условиях единоличного доминирования США. Актуальность темы данного исследования обусловлена неугасающим интересом к палестино-израильскому конфликту, который то в большей, то в меньшей степени влияет на политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Менее года назад состоялся уже давно запланированный перенос посольства Соединенных Штатов в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Это событие вызвало очередной всплеск насилия на улицах Сектора Газа и Западного берега р. Иордан, вновь напомнило международному сообществу о том, что существует конфликт, который уже 70 лет заставляет два родственных народа (этот факт уже подтвержден генетическим исследованием[1]) проливать кровь друг друга. Возобновились политические саммиты и научные конференции, ставившие на повестку дня проблему урегулирования палестино-израильского конфликта. Учитывая значение и влияние личности лидера в политическом дискурсе стран Востока[2], политики и ученые вновь вспомнили о Я. Арафате, человеке, который первым возглавил борьбу своего народа за национальное самоопределение. Начали появляться новые документы, характеризующие Я. Арафата как политика, журналисты брали интервью у людей, лично знакомых с лидером ФАТХ. Таким образом, возникла необходимость провести переоценку личности и деятельности Я. Арафата. Данное исследование призвано проанализировать новые факты и исторические источники с тем, чтобы пролить свет на некоторые ранее не известные широкой публике грани личности и деятельности Я. Арафата. Ясир Арафат (Абу Аммар) – широко известная и весьма противоречивая фигура в арабском мире. Его политическая деятельность, с одной стороны, подвергается критике, а с другой – вызывает восхищение. Личность Ясира Арафата оказала большое влияние на развитие Палестины. Загадка личности Ясира Арафата интересовала и продолжает интересовать многих авторов как в России, так и за рубежом. Деятельность Я. Арафата, его влияние на ситуацию на Ближнем Востоке и в мире в целом рассматривали, в частности, Е. М. Примаков[3], Я. Л. Боровой, Д. Полисар, Б. М. Рубин, Г. Концельман, Ахмед Раиф, Д. В. Кузнецов, Бассам Абу Шариф и другие. Тем не менее, несмотря на богатую историографию темы данной статьи, остается много вопросов, связанных с биографией и деятельностью лидера палестинского сопротивления, поэтому продолжение изучения личности Я. Арафата представляется необходимым для понимания генезиса и развития борьбы палестинцев за создание национального государства. Дата и место рождения палестинского лидера вызывают определенные споры. На протяжении многих лет его собственное утверждение о том, что он родился 4 августа 1929 г. в Иерусалиме, воспринималось как факт. Естественно, рождение в этом харизматическом городе, священном для трех авраамических религий, узаконило бы требование Я. Арафата управлять государством, столицей которого должен был быть Иерусалим. Как, по-видимому, полагал Я. Арафат, человек, который хотел быть символом Палестины, не мог родиться где-то еще. На самом деле, хотя Я. Арафат никогда не признавал этого, он родился в Каире, столице Египта, 24 августа 1929 г., на чужой арабской земле, и провел большую часть своих первых трех десятилетий там. Даже когда спустя годы ему были предоставлены неопровержимые доказательства – его свидетельство о рождении из египетской больницы, – Я. Арафат продолжил всё отрицать, настаивая на том, что он родился в Иерусалиме[2]. Неуверенность по поводу места рождения палестинского лидера выразил и авторитетный российский востоковед Е. М. Примаков, который был лично знаком с Я. Арафатом, подчеркнув бесспорность того факта, что «его отец – землевладелец из Газы, а мать принадлежала к знатной иерусалимской семье»[3]. Настоящее имя Ясира Арафата – Мухаммад Абд ар-Рахман Абд ар-Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. Семья Арафата являлась представителями буржуазии. Эта буржуазия десятилетиями вынашивала мысль о независимом Государстве Палестина. Представители семейства Арафата выступали против того, чтобы Англия присваивала себе право делить территорию, которая ей вообще не принадлежала[5]. После смерти матери, в пятилетнем возрасте, Я. Арафат был отправлен к родственникам в Иерусалим. В доме, где он жил, очень часто обсуждались возможные варианты освобождения Палестины от англичан. Всё это наложило определенный отпечаток на взгляды Я. Арафата. Позже Ясир Арафат вернулся в Каир, где получил степень в области гражданского строительства. Во время обучения в университете он также работал над созданием студенческой организации поддержки палестинского народа. Арафат хотел создать организацию сопротивления. Король Египта позволил Ясиру Арафату создать подобную структуру, однако, опасаясь последствий, вся информация касательно обучения и подготовки членов организации сопротивления держалась в секрете. Спустя некоторое время Арафат стал президентом данной организации и руководил ею долгие годы, вплоть до 1956 г. Становление личности Я. Арафата происходило в те годы, когда народ Палестины начал бороться за свою независимость, за образование палестинского государства. Важную роль в жизни Ясира Арафата сыграл палестинский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни, фигура которого вызывает не меньше споров, чем фигура Я. Арафата. С одной стороны, Хадж Амин аль-Хусейни внес неоспоримый вклад в борьбу палестинского народа за свое будущее. Великий муфтий намеревался воспрепятствовать образованию Государства Израиль с помощью палестинских добровольцев — он доверял только палестинцам и не доверял арабским армиям[5]. С другой стороны, муфтий запятнал свою репутацию сотрудничеством с нацистами в годы Второй мировой войны. Я. Арафат понял, что палестинскому народу очень важно самому бороться за создание своего государства, а не надеяться на кого-то, поскольку это вряд ли даст должный результат. Ведь «арабские братья» сами не могут договориться между собой. Позже пришло понимание того, что для достижения поставленных целей необходимо нечто большее, чем партизанское движение, нужно создать полноценную организацию. В 1958 году Арафат начал мобилизацию и организацию движения за освобождение Палестины. Большая часть его членов не имели ни чисто светских, ни религиозно-фанатичных взглядов[6]. Группа вокруг Арафата с самого начала знала, какое имя будет носить их организация, ориентированная на пример алжирского революционного движения: «Харакат Тахрир Фалестин» — «Движение за освобождение Палестины». Для этой несколько тяжеловесной программной формулы советники Арафата нашли сокращение, которое в конце концов всем понравилось. Исходным пунктом стали начальные буквы «Харакат Тахрир Фалестин» — ХТФ. Если читать наоборот, то получалось ФТХ. Особенностью арабского языка является то, что гласные лишь намечаются, но не пишутся. Если кто-либо прочтет буквы ФТХ, то он по привычке образует слово «Фатах», причем гласные произносятся довольно кратко. Слово «аль-фатах» существует в арабском языке, и его можно перевести как «завоевание»[5]. Данную организацию Арафат считал основой единения всех националистов арабского мира. Его кредо гласит: «Единение Аравии возможно только через освобождение Палестины». Усилия в борьбе за родину, как считал тогда Арафат, сплотят разнонаправленные части арабского мира. Процессы освобождения и объединения Арафат считал параллельными[5]. Создатели ФАТХ жили в Кувейте, куда Я. Арафат переехал в 1958 г., хотя вся основная деятельность организации разворачивалась в Бейруте. Идеология организации распространялась с помощью журнала «Наша Палестина». Несколько тысяч номеров были напечатаны в Бейруте и распространены по всему Ближнему Востоку. Египет и Сирия запретили распространение, поскольку руководство этих стран хотело контролировать палестинское движение, в то время как организация ФАТХ пропагандировала идею о том, что палестинское государство должно быть создано благодаря независимой вооруженной борьбе, а не под «опекой» какого-либо арабского государства. При этом Я. Арафат стремился сделать донорами палестинского сопротивления аравийские монархии Персидского залива, которые начали свой путь к богатству и процветанию после начала экспорта нефти на мировой рынок. И Саудовская Аравия и Кувейт действительно стали спонсорами ФАТХ[3]. Особое значение имела предложенная ФАТХом новая стратегия для арабского мира: вместо идеи о том, что достижение единства является единственным способом отвоевать Палестину, была предложена идея, что борьба за Палестину – единственный способ организовать арабское единство. Это не означало, что ФАТХ выиграет бой в одиночку. Предполагалось, что действия палестинцев убедят или заставят арабские государства пойти на войну. Однако с момента основания организации ФАТХ и в течение многих лет после этого большинство палестинцев не разделяли националистических взглядов Арафата. Организация ФАТХ восхваляла насилие. Сам Арафат часто говорил, что именно борьба, а не политическая организация, – то, что объединяет ФАТХ. Это была вооруженная сила, а не политическая партия, и ее задачей было руководить массами через битву, а не политику. Парадоксально, но в настоящее время, в условиях, когда палестинское движение сопротивления раскололось на ФАТХ и ХАМАС, большинство государств – членов международного сообщества готовы вести диалог с ФАТХ, считая ХАМАС террористами, с которыми ни в коем случае нельзя вступать в переговоры, даже если большинство палестинцев изберут ХАМАС своим представителем. Несмотря на то, что Ясир Арафат был самым активным членом руководства ФАТХ (он делал всё: от набора новых членов организации до приобретения оружия, стремясь установить отношения со странами Персидского залива), остальные члены отказывались отдать ему бразды правления организацией. Они даже приняли решение шантажировать Арафата. Он, в свою очередь, проник на оккупированный Западный берег реки Иордан, который был захвачен израильтянами в течение «шестидневной войны» 1967 г. Он думал об этом до того, как возникли разногласия по поводу того, кто должен был возглавить организацию ФАТХ, но время было идеальным. Таким образом, он мог доказать, что он был настоящим лидером группы, как в политическом плане, так и на местах. Отправляясь на оккупированные территории Палестины, Арафат доказывал свое великое мужество противостоять врагу. Он также доказывал, что может набирать новых членов и мобилизовать своих бойцов, даже когда они были под оккупацией. Его ход был свидетельством того, что он не только был храбрым бойцом, но и был человеком с большой политической хваткой и организационными навыками. Прямо под носом израильтян он мог перемещаться с места на место, чтобы встретиться со своими людьми, не будучи пойманным[6]. Этим поступком Арафат доказал свою преданность делу, взяв на себя огромный риск; он лично вторгся в Израиль в то время, когда израильские власти находились в состоянии повышенной готовности отразить любые признаки сопротивления. Кроме того, его присутствие на оккупированных территориях послужило сильным моральным стимулом для всех бойцов, а также для всех палестинцев, как внутри, так и за пределами Западного берега реки Иордан, которые уже и так сильно пострадали от Израиля как в 1948 г., так и снова в 1967 г. В середине 1960-х гг. основную роль в ближневосточной политике снова стала играть палестинская проблема. На саммите Лиги арабских государств 1964 г. в Каире президент Ирака Абд аль-Карим аль-Касем высмеял своих соперников – иорданцев и египтян. Если бы эти государства действительно были арабскими патриотами, сказал он, они бы поддержали палестинское правительство в управляемом Египтом секторе Газа и в управляемом Иорданией Западном берегу реки Иордан. Президент Египта Гамаль Абдель Насер ответил на этот вызов, спонсируя новое движение – Организацию освобождения Палестины (ООП), в которую ФАТХ изначально не захотела вступать. Арафат был избран председателем Исполкома Организации освобождения Палестины только в 1969 г. на выборах Национального совета Палестины, которые состоялись в Каире, но он не мог полностью контролировать группу, так как представители Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) бойкотировали встречу. Тем не менее, завершился этап параллельного существования ООП и ФАТХ, и последнее стало направляющей силой Организации освобождения Палестины[3]. Арафат создал несколько маленьких, неизвестных палестинских теневых групп, которые на самом деле состояли из членов ФАТХ, но делали вид, что представляют другие группы. Эти фиктивные группы присутствовали в Каире, чтобы обеспечить голоса за выбор Арафата на пост президента организации. Арафат победил на выборах во многом благодаря этим голосам и отсутствию НФОП на встрече. Победа на выборах была для Арафата большим прорывом, так как ООП уже являлась членом Лиги арабских государств, однако организация все еще находилась под контролем Сирии, Египта, Иордании и Ирака. Как официальный глава ООП, Арафат должен был контролировать официальную армию ООП – Палестинскую освободительную армию; однако арабские режимы сохраняли контроль над ней. Арафат был не единственным оптимистом-революционером 1960-х гг., но он был самым настойчивым, на протяжении многих десятилетий проводя одни и те же стратегии даже после того, как они показывали свою несостоятельность и от них отказывались другие. В то время основной стратегией для тех, кто стремился к политическим изменениям в «третьем мире», была партизанская война, основанная на таком успешном образце для подражания, как революции на Кубе во главе с Фиделем Кастро и в Китае под предводительством Мао Цзедуна. Их стратегия состояла в том, чтобы построить сельские базы, которые будут защищать местные жители. Постепенно территория будет освобождена, и армия будет вынуждена обороняться и потерпит поражение. Арафат, однако, отличался от своих соратников, которые выступали за «народную войну». В отличие от большинства его иностранных коллег, тактика Арафата была нацелена больше на убийство мирных жителей противника, чем на разгром его армии. Одно из самых важных военных достижений Арафата после 1967 г. – завоевание поддержки Египта. Однако многим не нравился тот факт, что Арафат находился под покровительством Г.А. Насера; несколько раз жизнь лидера палестинского сопротивления была под угрозой, но представители ООП заступились за Ясира Арафата, после чего начался его политический взлет. В 1970 г. Ясир Арафат находился в Иордании. Являясь там весьма влиятельным человеком, он не стремился занять руководящий пост в Аммане. Он считал, что «если мы, палестинцы, сейчас представляющие собой большинство населения в Иордании, возьмем в свои руки власть в этом государстве, то тем самым мы дадим правительству Израиля повод удержать Палестину, поскольку палестинцы уже владеют Иорданией. Наша родина — Палестина, а не Иордания»[5]. В то же время Ясир Арафат рассчитывал на всестороннее содействие палестинцам со стороны короля Иордании. Однако Арафат обманулся в своих ожиданиях. Также Арафат стремился заручиться поддержкой Советского Союза, но получил отказ. Следующей попыткой был Китай, который по итогам встречи Ясира Арафата и Чжоу Эньлая в Пекине в феврале 1970 г. становится посредником в поставках оружия для ООП. В Ханое была организована встреча Ясира Арафата с генералом Гиапом, который высказал свое мнение касательно происходящего вокруг палестинского государства. Так, он считал, что для победы необходимы не только оружие и силы. Также большую роль играет поддержка других стран, в то время как, по его мнению, палестинцы вынуждены бороться за свою независимость, находясь в окружении, которое настроено к ним крайне враждебно. Еще одним важным пунктом является сплочение в единую организацию представителей разной идеологии и противоборствующих организаций[5]. Встреча во Вьетнаме оказала значительное влияние на последующее реформирование ООП, с которым возникли определенные сложности, поскольку 6 сентября 1970 г. в Иордании было объявлено военное положение, палестинцы и иорданцы начали воевать друг против друга, а Арафату пришлось бежать в Ливан. В Ливане, новой штаб-квартире Арафата после изгнания из Иордании, он повторил многие из своих старых ошибок, но снова выжил. Приехав туда в 1971 г., он скоро сделал Бейрут копией того, на что был похож Амман. Арафат создал военную зону в Ливане на границе с Израилем, подобно той, что он организовал в долине реки Иордан. Его террористическая стратегия против Израиля, хотя и кровавая, все же не принесла должного результата. Важен и тот факт, что, хотя он обещал не вмешиваться в политику принимающей страны, поведение Арафата угрожало стабильности Ливана. Тем не менее, в Ливане его политическая деятельность продолжала процветать, несмотря на неудачи. Правда, в Ливане было меньше палестинцев, чем в Иордании, и отсутствовал прямой доступ к Западному берегу реки Иордан, но значительное палестинское меньшинство предоставило Арафату хорошую поддержку, в то время как районы ливано-израильской границы отлично подходили для атак. Однако самым важным было то, что правительство Ливана и его армия были слабыми, и поэтому не могли ограничить деятельность ООП. К тому же, страна была менее способна, чем Иордания, противостоять издевательствам со стороны других арабских государств, например, требованию Египта дать Арафату свободу для работы в Ливане. Дважды, в 1968 и в 1973 гг., армия Ливана вступала в конфликт с ООП, пытаясь обуздать ее власть. Однако каждый раз правительство Бейрута уступало требованиям Арафата и его зарубежных покровителей. Тем не менее, деятельность Арафата в Ливане создала ему больше врагов, чем друзей. Ясир Арафат показал всем, что он настоящий революционер, который готов сражаться с арабскими режимами и с Западом. В 1971 г. он создал скрытую международную террористическую группу в ФАТХ под названием «Черный сентябрь». Группу возглавил Абу Ляд, ее членами являлись участники ФАТХа, использовались также финансы организации ФАТХ. ЦРУ в своем докладе сделало вывод о том, что Арафат поддерживал «видимость умеренности», но «теперь уже очевидно, что руководство ФАТХ, включая Арафата, привержено терроризму»[4]. С провалом войн, начатых на Западном берегу реки Иордан и в Иордании, наряду с отсутствием готовности арабских государств атаковать Израиль, международный терроризм стал привлекательной альтернативой. Однако важно отметить, что в связи с отсутствием общепринятого определения понятия «международный терроризм», отсутствием единых критериев, которые позволяли бы считать ту или иную организацию террористической, деятельность ФАТХ и Я. Арафата воспринимается в разных странах по-разному: как терроризм либо как вооруженная национально-освободительная борьба. Российская Федерация придерживается второго подхода, в отличие от США, государств Западной Европы и Израиля. Таким образом, и в зарубежной историографии Ясир Арафат не раз будет назван именно «террористом», а не борцом за независимость. Как отмечают западные исследователи, использование терроризма, ответственность за который он мог отрицать, являлось ключевым моментом в карьере Арафата. Хотя Арафат не обманывал ни Запад, ни арабские государства, его притворства о непричастности было достаточно, чтобы они перестали доверять ему. Понятно почему Арафат считал терроризм легкой, уместной и успешной стратегией. Он видел, как ему удалось мобилизовать палестинцев и арабов, организовать поддержку ООП, поднять приоритетность палестинской проблемы на повестке дня международного сообщества, помешать другим палестинцам и арабским государствам вести переговоры о мире с Израилем и заставить многих западных лидеров стремиться успокоить его. Не менее важно, что международная террористическая кампания позволила Арафату отклонить критику его поражения в Иордании. Используя насилие, Арафат показал, что он творит революцию, и присоединился к своим критикам, которые хотели проведения более жесткой политической линии. В конце ноября 1973 г. в Алжире прошла встреча глав арабских государств. Во время конференции обсуждался проект резолюции, предусматривающей, что Организация освобождения Палестины может в будущем считаться правомочным и единственным представительством палестинского народа. Несмотря на некоторые возражения со стороны короля Хусейна, 28 октября 1974 г. ООП была признана главами всех арабских государств, а затем и ООН в качестве единственного легитимного представителя Палестины. Теперь Ясир Арафат имел право выступать на заседании Генеральной Ассамблеи ООН и участвовать в дискуссиях. Ученые по-разному оценивают деятельность Ясира Арафата. Однако неоспорим тот факт, что со времени, когда он основал свою собственную политическую группу, ФАТХ, и в течение многих десятилетий после этого Арафат оказывал влияние на судьбу своего народа в гораздо большей степени, чем практически любой другой человек его времени. В своем поведении и личности Арафат был уникальным. Он играл по своим собственным правилам, вследствие чего его часто неправильно понимали. Многие влиятельные правители государств, ведущие интеллектуалы и уважаемые журналисты просто не могли поверить, что он ведет себя подобным образом, не понимали смысл его поведения и не могли отреагировать на его поведение соответствующим образом. И хотя притязания Ясира Арафата на значимость на ближневосточной арене могут показаться преувеличенными, поскольку он руководил относительно небольшой группой, незначительной по своей экономической и военной мощи, он оказывал огромное влияние на региональные и даже мировые события[4]. Ясир Арафат провел сорок лет в качестве руководителя своей группы, тридцать три года как лидер целого народа, и семь лет как глава правительства. Несмотря на это он не смог принести своему народу победу, мир или независимое государство. Это была политическая неудача, почти не имеющая аналогов в истории. Он был великолепен в сохранении своей личной позиции и в сохранении внутреннего единства. Но Арафат был предан палестинскому делу, а не интересам палестинского народа. В результате Арафат задержал урегулирование конфликта, которое его преемники во власти, уже не такие харизматичные, также до сих пор не могут сдвинуть с мертвой точки. Казалось, он и его политика не менялись с течением времени. В 2003 г. он все еще продвигал те же самые основные идеи, часто используя фразы, идентичные тем, которые он произносил в 1973 г. Хотя эволюция его подхода к урегулированию палестино-израильского конфликта была очевидной, однако в одиночку Я. Арафат, разумеется, ничего не смог бы изменить в развитии конфликта. Стоит отметить, что арабы, которые знали его и его историю лучше, относились к нему часто более критично, чем люди на Западе. Они считали, что он был препятствием на пути достижения мира «в основном ради своей славы», и назвали его человеком «слишком эгоистичным, чтобы действительно заботиться о несчастьях своих людей»[4]. Что еще более важно, Арафат часто изображался не как тот, кто систематически использовал терроризм в качестве своей основной стратегии, но только в качестве политического лидера, как будто эти две функции не могут сосуществовать в одном человеке. Часто Ясира Арафата сравнивают с Че Геварой, поскольку Арафат поддерживал его взгляды и имел схожие идеи. Так, например, они оба считали, что для начала революции не нужно ждать подходящего момента, нужно действовать небольшими группами, поскольку именно они способны на переворот[4]. Арафат также использовал тактику партизанской войны, которая использовалась и Че Геварой. Люди оценивают Ясира Арафата по-разному. Для одних он – «вождь», в то время, как для других «предатель». Для палестинского народа он человек, который внес неоспоримо большой вклад в освобождение своей родины и создание независимого государства. Некоторые арабские страны считали его опасным человеком, боялись угрозы с его стороны. В то же время Арафат был тем лидером, за которым пошел народ, в которого верили и кому доверяли своё будущее. Ясир Арафат своими не всегда законными действиями добился создания администрации Палестины, а 13 сентября 1993 г. между Израилем и Палестинской Национальной Администрацией (ПНА) был подписан договор о взаимном признании государств и об отказе от террористических действий. Несмотря на взаимные претензии и противоречия между двумя государствами, в 1993 г. было сказано «да» миру.
References
1. Gibbons A. Jews and Arabs Share Recent Ancestry. Science, October 30, 2000/ URL: https://www.sciencemag.org/news/2000/10/jews-and-arabs-share-recent-ancestry (Date of application: 11.02.2019).
2. Ponomarenko, L. V., Chikrizova, O. S. Fenomen liderstva v natsional'no-osvoboditel'nom dvizhenii na Arabskom Vostoke i v Afrike L.V. / Ponomarenko, O.S. Chikrizova //Yazyki i kul'tury v epokhu globalizatsii: osobennosti funktsionirovaniya, perspektivy razvitiya i vzaimodeistviya samoidentifikatsii v sovremennom mire. Materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva, 21 aprelya 2016 g. - M.: RUDN, 2016. - S. 386–393. 3. Primakov, E. M. Yasir Arafat / E.M. Primakov // Politicheskie portrety deyatelei stran Blizhnego i Srednego Vostoka: ocherki / pod red. V.V. Naumkina i V.V. Popova. - M.: MGIMO-Universitet, 2015. - S. 6-42. 4. Rubin B., Rubin J. C. Yasir Arafat. A Political Biography. Oxford University Press, 2003. 372 p. 5. Kontsel'man, G. Yasir Arafat/ G. Kontsel'man / URL: https://www.litmir.me/br/?b=191679 (data obrashcheniya: 10.01.2019). 6. Abu Sharif B. Arafat and the Dream of Palestine. NY: Palgrave Macmillan, 2009. 260 p. 7. Borovoi, Ya. L. Chelovek s tysyach'yu lits. Yasir Arafat / Ya.L. Borovoi. – M.: Terra, 2009. - 283 s. 8. Polisar, D. Yasir Arafat i formirovanie politseiskogo gosudarstva / D. Polisar // Evreiskie novosti. – 2002. - S. 8-9. 9. Yasir Arafat’s Timeline of Terror/ URL: https://www.camera.org/article/yasir-arafat-s-timeline-of-terror/ (Date of application: 11.01.2019). 10. Mirskii, G.I. Posle Arafata / G.I. Mirskii // Rossiya v global'noi politike. – 2004. - №6/ URL: https://globalaffairs.ru/number/n_4202 (data obrashcheniya: 15.01.2019). |