DOI: 10.7256/2310-8673.2018.4.28349
Received:
09-12-2018
Published:
16-12-2018
Abstract:
The object of this research is the color preferences – subjective and collective, expressed in a certain arrangement of basic colors and their shades. The goal of this study lies in the empirical determination of quantitative and qualitative structure of color images that are most popular in the house interior (hallway, dining room, kitchen, bedroom, bathroom) among senior citizens, as well as in the analysis of the acquired data with regards color perception that changes over time. The research method is an experiment, involving 50 senior citizens, in the age between 60 and 82 (average age of 67.54; 8 males and 42 females). The scientific novelty consists in description of the specificity of color coding attained by various functional zones in house design of the senior citizens. The most distinct color margin is between the intimate and personal spaces and those that carry out a representative functions. The noted opposition of the internal and external, shielded and open in color preferences of the senior people is realized through the parameters of lightness: in arrangement of bedroom and bathroom prevail the light shades; for hallway and dining room most often are selected the saturated and dark tones. All types of living spaces mark natural colors and shades. The determined color preferences are specific for designing certain types of house interiors. They significantly differ from the preferences associated with other types of objects (for example, the façade color) and do not match with the abstract favorite colors.
Keywords:
color, color preferences, abstract color preferences, object color preferences, elderly, gerontological peculiarities, coloristic, color of interior, color choice, environmental color design
Введение
Большинство проведенных на сегодняшний день исследований цветовых предпочтений – субъективных или коллективных цветовых симпатий, выражающихся в определенном ранжировании основных цветов и их оттенков – убеждают в том, что у пожилых людей в оформлении жилого интерьера формируется специфический цветовой вкус, который заметно отличает их от представителей младших возрастных групп. Однако разные источники приводят достаточно противоречивые сведения о том, как именно меняются с возрастом цветовые предпочтения, и содержат в основном теоретические рассуждения (см., например: [1–6]). Сведения же об эмпирически установленной специфике цветовых предпочтений, которые формируются у пожилых людей в различных типах жилых интерьеров, в научной литературе отсутствуют.
Вместе с тем даже при минимуме помещений, интерьер дома традиционно делится на функциональные зоны. Наиболее распространенными типами жилых помещений являются прихожая, коридор, кухня, ванная комната, туалет, спальня и гостиная. «Парадные» помещения (прихожая, коридор, гостиная) выполняют выраженную репрезентативную функцию. Спальня представляет собой жилую зону и предназначается для отдыха, кухня – производственную, ванная комната и туалет – санитарную (см. подробнее: [7; 8, с. 58-59]). За каждой из функциональных зон интерьера в культуре закрепляются свои «уместные» цвета, набор которых для разных типов помещений существенно различается как по количеству, так и по качеству возможных вариантов.
Цель представленного в статье исследования заключается в том, чтобы эмпирически выявить количественную и качественную структуру цветовых образов наиболее распространенных типов жилых интерьеров (прихожей, коридора, гостиной, кухни, спальни, ванной комнаты, туалета) у людей пожилого возраста и провести анализ полученных данных в контексте меняющегося с возрастом цветового восприятия.
Материал и методы
Процедура эксперимента
Метод исследования – эксперимент, в ходе которого испытуемым показывали цветовую палитру и просили выбрать из нее оттенки, которые, по их мнению, лучше всего подходили для интерьера каждого из семи различных типов помещений: (1) прихожей, (2) гостиной, (3) спальни, (4) кухни, (5) ванной комнаты, (6) туалета и (7) коридора.
Палитра эксперимента была разработана на основе цветовой системы NCS (Natural Color System) и включала 27 оттенков с различной светлотой, тоном и насыщенностью (табл. 1) (см. подробнее: [9–11]).
Таблица 1
Координаты цветовых стимулов эксперимента в системе NCS
Каждый совершенный выбор участники должны были объяснить.
Данные собирались в течение трех недель. Цветовые образцы предъявлялись в условиях дневного освещения или при лампах дневного света. Номера выбранных для каждого из типов помещений оттенков заносились в бланк ответа. Объяснения выборов записывались на диктофон и транскрибировались.
Полученные результаты анализировались с применением компьютерных программ и описательной статистики. Автоматизированная обработка полученных данных осуществлялась средствами языка программирования Python 3.6 с использованием пакета для научных вычислений NumPy и графической библиотеки Tkinter.
Участники
В исследовании приняли участие 50 пожилых людей в возрасте от 60 до 82 лет (средний возраст 67,54; 8 мужчин, 42 женщина). Эксперимент проводился с каждым из участников индивидуально в соответствии с основными биоэтическими правилами на добровольной основе в помещениях Смоленского государственного университета (социологической лаборатории, научно-образовательном центре «ColorLab», Институте третьего возраста), в геронтологическом центре «Вишенки», а также дома у испытуемых.
Участники проходили проверку цветового зрения с помощью полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина [12]. Нарушений цветовосприятия выявлено не было.
Результаты исследования
В ходе эксперимента было получено 350 валидных цветовых решений и 767 вербальных характеристик выбранных оттенков.
Визуальный анализ цветовых выборов
Сначала цветовые образы различных типов помещений анализировались визуально. Для этого в программе Python 3.6 для всех типов жилых интерьеров были созданы цветные матрицы. Каждая матрица содержала 50 прямоугольников, цвет которых соответствовал цветовым образцам, выбранным участниками для определенного типа жилого интерьера (рис. 1). Матрица показывала выборы всех участников эксперимента для данного типа интерьера одновременно. Внутри всех матриц ответы участников располагались в одной и той же последовательности, слева направо и сверху вниз, от первого участника до последнего.
Рис. 1. Цветовые решения участников эксперимента (N=50)
для семи различных типов помещений
Кластерный анализ
Кластеризация полученных данных с использованием метода Уорда показала наиболее тесные связи между цветовыми решениями для коридора, прихожей и гостиной, туалета и ванной комнаты, кухни и спальни (рис. 2).
Рис. 2. Иерархическая агломеративная дендрограмма связей
между цветовыми образами различных типов интерьеров
Иерархическая агломеративная дендрограмма связей между цветовыми образцами палитры (рис. 3) выявила очевидное сходство между светлыми холодными оттенками сине-зеленой части цветового спектра (А5–8), с одной стороны, и светлыми теплыми оттенками – светло-желтым (А2), светло-оранжевым (А3), светлым желто-зеленым (А9) – с другой. Еще один кластер был сформирован насыщенными (В) и темными (С) оттенками. Белый (А1) не имел связи ни с одним другим цветом.
Рис. 3. Иерархическая агломеративная дендрограмма связей
между цветовыми образцами палитры
Оценка степени сходства цветовых образов
Оценка степени сходства цветовых образов различных типов жилых интерьеров проводилась с помощью бинарной меры, рассчитываемой по формуле Жаккара (см. подробнее: [13]):
Kij = C/(A+B-C),
где A – общее количество ответов по помещению i,
B – количество ответов по помещению j,
C – количество ответов, общих для помещений i и j.
Цветовые образы всех типов жилых интерьеров оказались статистически различными. Для всех помещений зафиксирована крайне низкая доля совпадений цветовых образцов, выбранных участниками (0,01 ≤ Kij ≤ 0,22, p<0.0001). Наиболее схожими были цветовые выборы для кухни и коридора (Kij=0.15), ванной комнаты и туалета, но и здесь значение индекса оставалось невысоким (Kij=0.22) (табл. 2; наиболее тесное сходство обозначено серым).
Таблица 2
Оценка совпадений в ответах испытуемых по метрике Жаккара
|
Гостиная
|
Прихожая
|
Спальня
|
Ванная
|
Туалет
|
Кухня
|
Коридор
|
Гостиная
|
|
0.04
|
0.02
|
0.01
|
0.03
|
0.06
|
0.06
|
Прихожая
|
|
|
0.03
|
0.02
|
0.05
|
0.08
|
0.15
|
Спальня
|
|
|
|
0.04
|
0.05
|
0.05
|
0.04
|
Ванная
|
|
|
|
|
0.22
|
0.01
|
0.08
|
Туалет
|
|
|
|
|
|
0.02
|
0.05
|
Кухня
|
|
|
|
|
|
|
0.09
|
Коридор
|
|
|
|
|
|
|
|
Количественный анализ выбранных оттенков
Для количественного анализа все 350 ответов пожилых участников эксперимента были внесены в сводную таблицу (табл. 3). Таблица содержала 189 ячеек и показывала распределение 27 оттенков (вертикальный ряд) для семи различных типов помещений (горизонтальный ряд).
Ответы респондентов заполнили таблицу крайне неравномерно. Почти половина ячеек (44,4%) осталась пустыми; около трети (30,7%) содержали единичные цветовые выборы, которые были сделаны всего один или максимум два раза.
Таблица 3
Сводная таблица цветовых решений (%)
|
Гостиная
|
Прихожая
|
Спальня
|
Ванная
|
Туалет
|
Кухня
|
Коридор
|
Всего
|
A1
|
2
|
4
|
18
|
36
|
46
|
6
|
14
|
126
|
A2
|
4
|
10
|
8
|
2
|
4
|
18
|
6
|
52
|
A3
|
6
|
14
|
12
|
2
|
6
|
14
|
14
|
68
|
A4
|
4
|
2
|
6
|
4
|
0
|
0
|
0
|
16
|
A5
|
14
|
2
|
8
|
4
|
2
|
2
|
2
|
34
|
A6
|
2
|
0
|
12
|
4
|
2
|
6
|
0
|
26
|
A7
|
4
|
0
|
6
|
12
|
8
|
2
|
0
|
32
|
A8
|
12
|
6
|
6
|
12
|
16
|
2
|
8
|
62
|
A9
|
6
|
10
|
6
|
10
|
2
|
14
|
10
|
58
|
B1
|
24
|
20
|
6
|
0
|
0
|
10
|
22
|
82
|
B2
|
2
|
4
|
0
|
4
|
2
|
10
|
8
|
30
|
B3
|
4
|
2
|
0
|
0
|
0
|
8
|
0
|
14
|
B4
|
2
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
2
|
8
|
B5
|
2
|
2
|
0
|
2
|
2
|
4
|
4
|
16
|
B6
|
2
|
2
|
2
|
2
|
0
|
0
|
0
|
8
|
B7
|
2
|
0
|
2
|
0
|
0
|
2
|
2
|
8
|
B8
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
0
|
0
|
10
|
B9
|
0
|
8
|
6
|
0
|
4
|
2
|
2
|
22
|
C1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
C2
|
6
|
8
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
18
|
C3
|
0
|
4
|
0
|
2
|
2
|
0
|
2
|
10
|
C4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
C5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
C6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
C7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
C8
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
C9
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Наиболее предпочтительными в жилом интерьере оказались ахроматические белый (A1) и серый (В1), а также светлые оттенки оранжевого (А3), зеленого (А8), желто-зеленого (А9), желтого (А2) (рис. 4). Черный (С1) и большинство темных оттенков палитры (С4–С9) ни в одном из типов помещений не использовались (рис. 4, табл. 3).
Рис. 4. Цветовые предпочтения в жилом интерьере
В каждом типе жилого интерьера статистически выделялся доминирующий оттенок. Чаще других участники эксперимента выбирали для гостиной, прихожей и коридора серый цвет (В1), для спальни, ванной и туалета – белый (А1), для кухни – светло-желтый (А2) (табл. 3).
Количественный анализ данных по группам оттенков показал заметное преобладание светлых оттенков и практически полное отсутствие темных тонов в оформлении всех типов помещений (рис. 5). Для прихожей, коридора, гостиной и кухни пожилые участники достаточно часто (36–40%) выбирали также насыщенные цвета. Темные оттенки иногда использовались в оформлении прихожей (12%), коридора и гостиной (по 6%).
Рис. 5. Группы оттенков в оформлении различных типов помещений
Ахроматические оттенки (белый и серый) встречались гораздо реже хроматических (рис. 6). Черный цвет за все время эксперимента не был выбран ни разу ни для одного типа помещения. Белый цвет наиболее часто выбирался для оформления туалета (46%) и ванной комнаты (36%). Серый цвет использовался в основном для гостиной (24%), коридора (22%), прихожей (20%).
Рис. 6. Ахроматические оттенки
Цветовые образы различных типов жилых интерьеров заметно различались по тону (рис. 7). Для кухни, прихожей и коридора чаще других выбирались цвета из теплой, красно-желтой части спектра. Наоборот, в оформлении туалета, ванной и спальни доминировали холодные сине-зеленые тона.
Рис. 7. Цветовой тон различных типов помещений
Психолингвистический анализ вербальных пояснений
Вербальные пояснения, которые давали участники эксперимента, содержали важную информацию о том, какие именно качества цветовых оттенков они считали наиболее значимыми при выборе цвета для помещений различных типов.
Анализ полученных вербальных характеристик с использованием качественной методологии позволил зафиксировать ассоциативные ряды, которые пожилые участники эксперимента связывали с различными типами жилых интерьеров:
(1) прихожая: гостеприимство, общение, оптимизм, радость, энергия, бодрость, комфорт, тепло, доброжелательность;
(2) коридор: спокойная и приятная атмосфера, безопасность, доброта, простота, торжественность, гостеприимство, радость, гармония, уют, освежающая прохлада, просторность;
(3) гостиная: комфорт, спокойствие, умиротворение, расслабление, добродушие, мягкость, покой, уют, досуг, приятное общение, радость, дружеская беседа, приятный отдых, семья, тепло, лето, солнце, гости, торжественность, богатство, праздник, свежесть, благоприятная энергия, счастье;
(4) кухня: уют, комфорт, нежность, вкусная еда, покой, радость, аппетит, прекрасное настроение, сочность, яркость, простор, свобода, свет, тепло, солнечные лучи, чистота, гармония, высохшее сено, вдохновение;
(5) спальня: легкость, комфорт, спокойствие, нежность, гармония, сон, отдых, чтение, прохлада, умиротворение, благодать, расслабление, весна, лето, трава, листва деревьев, небо, море, цветы, лаванда, сирень;
(6) ванная комната: чистота, чистая вода, море, свежесть, нежность, нежная зелень, спокойствие, простор, расслабленность, комфорт, уют, простота, умиротворение, простор, сияние, блеск;
(7) туалет: идеальная чистота, свежесть, блеск, сияние, порядок, практичность, лес, прохлада, легкость, нежность, свобода, простор.
На следующем этапе вербальные характеристики цветовых решений участников эксперимента анализировались количественно. Для каждого типа помещений были составлены вспомогательные матрицы, содержащие все названные качества, определена их частотность и рассчитаны средние значения. После этого характеристики ранжировались с помощью индекса когнитивной значимости по формуле [14, c. 263-276]:
CSI(i ) = ni / N / mri,
где i обозначает определенное значение;
ni – количество участников эксперимента, которые назвали значение i;
N – общее число участников;
mri – средний ранг значения у ni участников.
Часть характеристик относилась одновременно ко всему дому в целом и встречалась в пояснениях участников к выбору цвета для всех типов помещений: спокойный, светлый, приятный, уютный, просторный (рис. 8). Однако, наряду с этим, для каждого помещения формировалось одно или несколько уникальных качеств, которые участники использовали только применительно к конкретному типу интерьера. Для цвета прихожей и коридора важно было, чтобы он был легким и немарким; цвет гостиной должен был быть комфортным и нераздражающим; цвет кухни – нежным, чистым и универсальным; цвет спальни – простым и подходящим для отдыха. Для ванной комнаты участники старались выбрать нежные и светлые оттенки. Цвет туалета должен был создавать ощущение чистоты, сияния и блеска.
Рис. 8. Вербальные характеристики цвета различных типов помещений
Обсуждение и выводы
Проведенное эмпирическое исследование показывает, что различные функциональные зоны жилого интерьера у пожилых людей приобретают собственную цветовую маркировку, и позволяет сделать ряд выводов, важных для понимания специфики цветовых предпочтений в пожилом возрасте.
Во-первых, полученные данные подтверждают результаты предшествующих исследований (см. напр.: [1, 89-90; 3, с. 18; 4, с. 124-129; 5, с. 130-137]), согласно которым физиологические изменения цветового зрения в пожилом возрасте (помутнение и уплотнение хрусталика, снижение остроты зрения и др.) приводит к предпочтению в жилом интерьере светлых, хорошо отражающих свет оттенков, прежде всего, желтых и белых. Яркие краски в совершенных цветовых решениях практически полностью отсутствуют. В насыщенных оттенках пожилые люди видят что-то непристойное, вульгарное и раздражающее. В оформлении всех типов жилых помещений преобладают естественные цвета и природные оттенки; доминируют не «откровенные» краски, а краски «пастелизованные» (ср.: [15]).
Во-вторых, проведенный анализ вербальных характеристик согласуется с полученными ранее выводами о том, что, выбирая, в какой цвет покрасить стены в своей квартире в реальной жизни, люди, в первую очередь, решают, какие эмоции должен пробуждать этот цвет, а затем подбирают подходящие характеристики (насыщенность, тон, яркость), которые, по их мнению, могут дать нужный эффект [16, c. 55-60]. Как и в предыдущих исследованиях [17; 18], в нашем эксперименте на выбор цвета интерьера пожилыми людьми влияли настроения и чувства, которые они связывали с определенной комнатой. В частности, серый цвет чаще других выбирали для гостиной (табл. 3), потому что он создает приятную и торжественную атмосферу; светло-желтый предпочитали для кухни, потому что связывали его с уютом, комфортом и хорошим настроением; различные оттенки белого выбирали для спальни, ванной комнаты и туалета, потому что ассоциировали этот цвет с гигиеничностью и чистотой.
В-третьих, внутри жилого интерьера наиболее отчетливая цветовая граница проходит между интимными, личными помещениями и теми, которые выполняют репрезентативную функцию (рис. 1, 5). В терминологии И.Е. Даниловой [19, с. 8], эти пространства противоположны с точки зрения направленности: если первые агрессивно «центростремительны», замкнуты и направлены на человека, то вторые – «центробежны», открыты для взглядов и распахнуты; они обращены вовне, должны служить социальным фоном и отчетливо транслировать разного рода идеи, важные для успешной социальной коммуникации. Отмеченная оппозиция внутреннего и внешнего, закрытого и открытого в цветовых предпочтениях людей пожилого возраста реализуется с помощью параметра светлоты: в оформлении спальни, ванной комнаты и туалета доминируют светлые оттенки; для прихожей, коридора, гостиной чаще выбираются насыщенные и темные тона.
В целом выявленные цветовые предпочтения являются специфическими для оформления определенных типов жилого интерьера. Они существенно отличаются от предпочтений, связанных с другими типами объектов (например, с цветом фасада), и не совпадают с абстрактными любимыми цветами (ср.: [20, с. 99-113]).
References
1. Baumgart G., Mueller A., Zeugner G. Farbgestaltung. Baudekor. Schrift. Zeichen. Berlin: Cornelsen Verlag, 1996. 240 S.
2. Monz A., Monz J. Design als Therapie: Raumgestaltung in Krankenhäusern, Kliniken, Sanatorien. Leinfelden-E.: Alexander Koch Verlag, 2001. 176 S.
3. Farbe ins Heim. Farbvorschläge des Kuratoriums Deutsche Altershilfe / H.P. Winter u.a. 2. Aufl. Köln: Kuratorium Deutsche Altershilfe, 2002. 48 S.
4. Rodeck B., Meerwein G., Mahnke F.H. Mensch – Farbe – Raum. Grundlagen der Farbgestaltung in Architektur, Innenarchitektur, Design und Plannung. 3. Aufl. Leinfelden-E: Alexander Koch Verlag, 2002. 142 S.
5. Meerwein G., Rodeck B., Mahnke F.H. Farbe – Kommunikation im Raum. Basel: Birkhäuser, 2007. 152 S.
6. Seeliger I. Zu Hause ist es am schönsten. Wohnen im Alter. Marburg: Tectum Wissenschaftsverlag, 2013. 158 S.
7. Bergman O.A. Nekotorye novye tendentsii v tsvetovoi palitre chastnykh zhilykh inter'erov // Inzhenernyi vestnik Dona: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2016. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3596 (data obrashcheniya: 10.12.2018).
8. Makhlinai S.T. Semiotika kul'tury povsednevnosti. SPb.: Aleteiya, 2009. 232 s.
9. Griber Yu.A., Yung I.L. Zdorov'e i bolezn': tsvetovye assotsiatsii v sovremennoi russkoi kul'ture // Chelovek i kul'tura. 2018. № 5. S.32-43. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_23491.html (data obrashcheniya: 11.12.2018).
10. Griber Y. A., Jung I., Weber R. Color associations: Germany as a case study // Pis'ma v Emissiya.Offlain (The Emissia. Offline Letters): elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2018. № 4. ART 2611. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2611.htm.
11. Griber Y. A., Jung I. Colors of Health and Sickness: Sociocultural Research of Associative Connections // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2017. № 4. S. 89–95.
12. Rabkin E.B. Polikhromaticheskie tablitsy dlya issledovaniya tsvetooshchushcheniya. M.: Izdatel' Yu. M. Sapozhnikov, 2005. 56 s.
13. Rozenberg G.S. Pol' Zhakkar i skhodstvo ekologicheskikh ob''ektov // Samarskaya Luka: problemy regional'noi i global'noi ekologii. 2012. T. 21, № 1. S. 190-202.
14. Sutrop U. List task and a cognitive salience index // Field method. 2001. Vol. 13, No. 3. P. 263-276.
15. Bodriiyar Zh. Sistema veshchei. M.: Rudomino, 2001. 224 s.
16. De Destefani L., Whitfield T. Aesthetic decision-making: How do people select colours for real settings? // Color Research and Application. 2008. No. 33. P. 55-60.
17. Whitfield T., Slatter P. The evaluation of architectural interior colour as a function of style of furnishings: Categorization effects // Scandinavian Journal of Psychology. 1978. No. 19. P. 251-255.
18. Manav B. Color-emotion associations and color preferences: A case study for residences // Color Research and Application. 2007. No. 32. P. 144-150.
19. Danilova I.E. Mir vnutri i vne sten. Inter'er i peizazh v evropeiskoi zhivopisi XV–XX vv. M.: RGGU, 1999. 63 s.
20. Griber Yu.A., Samoilova T.A. Gerontologicheskaya spetsifika tsvetovykh predpochtenii, svyazannykh s vyborom tsveta fasada zhilogo doma // Urbanistika. 2018. № 3. S. 99-113. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_28178.html (data obrashcheniya: 11.12. 2018)
|