Library
|
Your profile |
History magazine - researches
Reference:
Romanova E.N., Stepanova L.B.
An Observer's View: The Experience of Visualizing the North (Expeditionary Research by the Scholar-Ethnographer I. S. Gurvich)
// History magazine - researches.
2018. № 6.
P. 66-76.
DOI: 10.7256/2454-0609.2018.6.28109 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=28109
An Observer's View: The Experience of Visualizing the North (Expeditionary Research by the Scholar-Ethnographer I. S. Gurvich)
DOI: 10.7256/2454-0609.2018.6.28109Received: 23-11-2018Published: 05-12-2018Abstract: The subject of this research is the study of humanitarian technologies, the formation of personal photo collections by Soviet scientists and their interpretation in a modern context. The practical application of visual research methods in sociology and anthropology, for the study in ethnic and social terms of the culture and everyday life of the indigenous populations of the North, was dictated by the need for their multidimensional examination. The systematic analysis of expeditionary drawings and photographs as a visual heritage of the Soviet era makes it possible to examine ethnographic “cultural texts” from the standpoint of new anthropological contexts within the framework of compiling memorials of events. The object of this research is the visual heritage of the Soviet scholar-ethnographer I. S. Gurvich. In studying the scientist's use of visual research methods for capturing practical observations in the course of a comprehensive study of the ethnocultural heritage and the historical and cultural dialogue of the few indigenous peoples of the North in the second half of the 20th century, the authors followed the current direction of modern visual anthropological research. In the course of the undertaken research, the authors tested the hypothesis of I. S. Gurvich's introduction of the method of visually fixating practical observations in his field studies for the Northern Expedition of the USSR Academy of Sciences. This method developed into its final form in the 1970s in the scholar's visual program of everyday history studies. The assessment of the research paradigms on the gathering of visual collections by the named intellectual and scholar of the Soviet school of Russian ethnography, allowed the authors to interpret the method of fixating the "everyday" life activities of the above-named research object with the help of photography, as an independent language of cultural self-description. A large-scale photo project on the peoples of the North, carried out by the scientist, is presented as an ethnographic “text of culture”. Keywords: Author's intention, visual studies, culture text, cultural heritage, anthropological discourse, Soviet ethnographic project, humanitarian technologies, intellectual traditions, expedition photography, visual anthropologyСовременный этап развития этнографической науки диктует необходимость переосмысления материалов по освещению культуры жизнедеятельности коренных малочисленных народов Якутии, собранных в экспедициях, инициированных Академией наук СССР во второй половине ХХ в. В настоящее время образ Арктики и «жизненный мир» Севера является одним из актуальных тенденций в развитии антропологического тренда российской фотографии. Для изучения данной темы, авторы обратились к архиву визуальных коллекций ученого-интеллектуала советской школы отечественной этнографии И. С. Гурвич, на протяжении почти полувека, изучавшего социокультурные формы адаптации человека в экстремальных условиях холодного мира Северо-Востока России. В 1941 г. по окончании исторического факультета Московского государственного университета получив направление на работу школьным учителем в пос. Оленёк Якутской Автономной Советской Социалистической Республики (далее ЯАССР), он тесно связал свою судьбу с изучением Севера. Ученым был собран значительный пласт этнографических материалов по якутам, эвенкам, эвенам, юкагирам, русским старожилам, корякам и чукчам, сопровождавшийся сбором этнографических коллекций и визуального антропологического материала (фотографии, полевое рисуночное фиксирование) представляющего собой репрезентативную картину его научных исследований среди коренных и малочисленных народов Крайнего Севера. Возрастающий интерес мировой и российской научной общественности к освоению и изучению Арктики, актуализировал научные изыскания советского периода. В современной российской исторической науке в рамках “антропологического” поворота, по-новому интерпретируются этапы интеллектуальной биографии И.С. Гурвича, в целом, результаты Северной экспедиции АН СССР, а также этнографические экспедиции Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) Якутского филиала АН СССР, организованные в 1950-е гг. [1, 2, 3, 6, 8] В ходе работы над темой исследования, был учтен опыт российских ученых по изучению тематических комплексов фотографий, который основывается на корпусном изучении архивных, музейных и частных фотоколлекций [7, c. 62-70]; [4, c. 4]. Сравнительный анализ экспедиционных фотографий опирается на современные методы визуальных исследований, предложенных Д. Ю. Филипповым и Е. В. Чумичёвой, где изучение фотографий разных лет, фиксация объектов в одних и тех же ракурсах дает возможность проследить изменения, не засвидетельствованные в письменных источниках [9, c. 97-99]. Наиболее успешной реализацией этого метода стало изучение “визуальной” истории и этнографии в северных экспедициях И. С. Гурвича, а именно в группе колымских районов ЯАССР (Верхнеколымский, Нижнеколымский и Среднеколымский р-ны) в 1951, 1953-1954 и 1959 гг. Важно подчеркнуть, что вопреки сложившемуся мнению в зарубежной историографии, советская этнографическая школа, уделяло большое внимание визуальной фиксации экспедиционных будней. Каждая экспедиция АН СССР обязательно включала в число сотрудников, штатного фотографа или художника. Таким образом, визуальные методы исследования культур малых народов Севера, успешно примененные И. С. Гурвичем в ходе полевых этнографических экспедиций, стали во многом предтечей современных исследований в области визуальной антропологии. В авторском научно-исследовательском инструментарии, он широко применял методы кино и фотосъемки, писал сценарии документальных и научно-популярных фильмов, выступил консультантом кинопроизводств ряда художественных лент. Введение ученым визуальных методов исследования в полевую практику, было обусловлено необходимостью изучения культуры жизнеобеспечения народов Севера крупным планом, что безусловно, расширяло методологический инструментарий ученого, фиксирующего на фото и кинопленку “арктический” текст культуры. Развитие визуального дискурса в этнографических исследованиях было соотнесено с методологической новацией антропологического познания и репрезентации исторического и духовного опыта адаптации коренных народов Севера в природных ландшафтах холодных миров. Предлагаемый авторами статьи междисциплинарный подход в атрибуции и изучении комплекса экспедиционных фотографий, с акцентом на авторскую “рефлексию” ученого-фотографа, открывает новые перспективы в методологии визуальной антропологии Севера. Интерпретация фотографии в качестве визуального текста, отражающего смысл, задумку и художественную картину мира фотографа, последовательное хронологическое изучение этапов развития его творчества, постепенное овладение и применение в полевой работе различных видов фотосъемки, позволяют говорить о становлении его особой «авторской интенции» (это термин из области литературоведения, который предполагает смысл, в любом виде текста, тесно связанном с авторским замыслом), которая характерна именно для него [5, c. 91]. Ведь рассматривая фотографию как вид визуального текста, мы также особое внимание уделяем не только технике фотосъемки, художественной стилистике фотографий, но и выделению в них «авторской интенциональности», характерного для отдельно взятого фотографа / художника авторского почерка. В ходе изучения личного архива ученого, авторы обратили внимание на многочисленные выписки из литературы и архивных источников сделанные на труды ученых-этнографов В. И. Иохельсона и В. Г. Богораз-Тана. И. С. Гурвич интересовали их маршруты, программы исследований, в т.ч. широкое применение возможностей фотоаппарата и фонографа для проведения аудиовизуальной фиксации практических наблюдений в ходе работы Джезуповской экспедиции. Из материалов переписки с французскими коллегами, было выявлено, что И. С. Гурвича интересовали также кинооператорские работы французского антрополога Мирэ (Miret), применявшего методы киносъемки в ходе этнографической экспедиции Парижского географического общества в Восточную Сибирь для сбора антропологических и этнографических коллекций. Известно, что им были засняты кадры археологических раскопок Е. Д. Стрелова в окрестностях Якутска, материалы из которой он вывез во Францию [13, c. 40-41]. В ходе предпринятого исследования, основу комплекса источников составили экспедиционные рисунки и этнографическая фотография советского периода из личного фонда И. С. Гурвича в составе архивных собраний Научно-исследовательского центра книжных памятников Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и Рукописного фонда архива ЯНЦ СО РАН. Приступив к научному изучению ЯАССР в 1940-е гг., И. С. Гурвич взял на себя планомерное исследование территорий северных районов Якутии, охватив все коренные этносы, которые там проживали. Показательно, что в своих исследованиях И. С. Гурвич придерживался традиций русской этнографической школы. Он создал индивидуальную сеть корреспондентов из числа местной национальной интеллигенции, проживавших в самых отдаленных уголках северо-восточных районов СССР, с которыми поддерживал тесную и оживленную переписку. Тщательно планировал все свои экспедиции, ориентируясь на архивные материалы и данные полученные им от информантов, корректируя по возможности маршрут для охвата наиболее отдаленных районов. Экспедиции организовывались по возможности на максимальный период, минимальный расчет основывался на 10 дней, от 1 до 6 месяцев на изучение отдельных районов. Северная экспедиция ИЭ АН СССР организованная совместно с Институтом экономики АН СССР под руководством И. С. Гурвич внесла большой вклад в изучение состояния сельского и промыслового хозяйства Севера СССР. Были выявлены существенные проблемы в размещении отраслей хозяйства на северных территориях страны, внесены предложения по поиску резервов и пути их улучшения, специализации, эффективного использования природных и экономических ресурсов. Одной из важных исследовательских стратегий экспедиции стала визуальная фиксация. Ко всем видам работ прилагались фотоматериалы и картографические данные. Одновременно производился опрос удовлетворенности населения в продуктах питания, снабжении промтоварами, качества оказываемых образовательных услуг и медицинской помощи. Таким образом, полевая экспедиционная фотография вносила существенный вклад в научную экспертизу процесса переустройства северного промыслового хозяйства. Северо-восточный отряд Северной экспедиции ИЭ АН СССР под руководством И. С. Гурвич охватил своими исследованиями самые отдаленные уголки северо-востока страны, собрав уникальный материал по истории, хозяйству, культуре и быту, общественной и семейной жизни, фиксации современного экономического положения коренного населения. Полевая экспедиция сопровождалась сбором статистических сведений по изучаемому району, национальному составу и смешанным бракам, по возможности изучались собрания местных архивов и музеев, собирались данные похозяйственных переписей, статистические данные об экономике отдельных семей, колхозов и совхозов. В задачи экспедиции входило: описание, фотографирование, киносъемка и зарисовка изучаемых объектов (поселения, жилища, утварь, одежда, орудия производства и других предметов материальной культуры). Все свои исследования, начиная с 1940-х гг. ученый сопровождал сбором иллюстративного материала, фиксируя на фотоаппарат окружающую его повседневность, собирая образцы наивной живописи коренных народов Севера, а также их декоративно-прикладного искусства [см. Рис. 1-2]. Рис.1. Эстампаж декоративного оформления луки оленьего седла. Оленекский р-н ЯАССР. Личный фонд И. С. Гурвич. НИЦКП Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Рис. 2. Эстампаж декоративного оформления луки оленьего седла. Оленекский р-н ЯАССР. Личный фонд И. С. Гурвич. НИЦКП Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Каждая его экспедиция обязательно сопровождалась штатным фотографом либо кинооператором экспедиции, в последние годы фотографом-кинооператором. Если не было возможности нанять художника для работы или ограниченности экспедиционных средств, ученый обращался за помощью к местным учителям рисования. Так, для рисуночной фиксации объектов в ходе экспедиции в ЯАССР (он привлек местных учителей П. В. Гуляева, Н. Н. Дьячкова, С. Н. Пестерева (впоследствии известный якутский косторез). В личном архиве И. С. Гурвич сохранилась копия письма адресованная его корреспонденту и самодеятельному юкагирскому художнику Н. Н. Дьячкову от 14.02.1953 г. (с. Нелемное Верхнеколымского района ЯАССР), где он советовал обратить свое внимание на тщательную фиксацию традиционной одежды, обуви, жилищ и утвари [10]; [12, л. 40, см. Рис. 3]. Рис. 3. Н. Н. Дьячков. Калиплики - традиционная юкагирская обувь. 1951г. Верхнеколымский р-н ЯАССР. Личный фонд И. С. Гурвич. НИЦКП Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Эмпирический анализ комплекса экспедиционных фотоматериалов иллюстративного материала позволил выделить следующую тематическую классификацию: • Антропологические типы • Виды населенных пунктов • Грузоперевозки • Детские игры, игрушки, средства ухода за детьми • Здания советского периода постройки • Колхозы и совхозы • Местность и старинные постройки • Надмогильные сооружения • Народные знания (народная медицина) • Народное декоративно-прикладное искусство • Одежда • Орнамент • Оленеводство • Пейзажи • Пищевая культура • Советский быт • Современная одежда • Строительство • Собаководство • Транспорт (водный, нартенный, гужевой) • Традиционные жилые и хозяйственные постройки • Традиционные способы обработки и выделки изделий из кожи и меха • Традиционные занятия • Традиционные верования и шаманизм • Фиксация семей смешанных браков • Фиксация географических объектов и местностей, где происходили исторические события или трагедии, отразившиеся в народном фольклоре • Школы, интернаты и детские сады Изучение полевых экспедиционных фотографий выполненного И. С. Гурвичем и его кинооператорами-фотографами, выдающимися представителями своей профессии С. Г. Циханович, Г. М. Беляевым и В. А. Загуменновым, позволяет резюмировать, что они внесли свой вклад в разработку новых сюжетов в полевую фотосъемку [11, см. Рис.4-5]. При этом И. С. Гурвич для каждого фотографа намечал содержательный план сьемок с примерным объемом тематических сюжетов и с количественным указанием кадров. Рис.4. С. Г. Циханович. Оленеводы совхоза «Вперед» Билибинского района Чукотского нац.округа. 1977 г. Личный фонд И. С. Гурвич. НИЦКП Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Рис. 5. В. А. Загумённов. Дворик. Чукотский автономный округ. 1980 г. Личный фонд И. С. Гурвич. НИЦКП Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Фотоработы С. Г. Циханович и В. А. Загуменнова являются не только ярким примером полевой экспедиционной фотографии, но и полноценной художественной работой фотохудожников, где главной темой выступает Север во всем его многообразии. Где кадры фото и кинохроники, служат не просто иллюстрацией экспедиционных будней, позволяющей проследить маршрут экспедиции, но и становятся самостоятельным языком самоописания культуры выраженной путем фиксации на фотоаппарат и кинокамеру. Подготовленный И. С. Гурвичем на основе полевых съемок в Чукотском и Корякском автономный округа в 1976-1977-е гг. документальный фильм «Чукчи» с успехом был продемонстрирован им зарубежной научной общественности в ходе научной командировки в Финляндию в 1978 г. Его вклад в изучение культуры повседневности народов северо-востока Сибири и Дальнего Востока получил широкое признание у мировой научной общественности. В 1987 г. И. С. Гурвич в качестве регионального координатора от СССР принял участие в подготовки публикации ЮНЕСКО по арктическим языкам в Дании. Исследовательские парадигмы в области объектно-ориентированной визуализации полевых изысканий, введенные выдающимся ученым-североведом, внесли огромный вклад в развитие советской школы «визуальных исследований».
References
1. Bat'yanova E.P., Zhornitskaya M.Ya. Il'ya Samuilovich Gurvich (1919-1992) // Etnograficheskoe obozrenie. 1992. № 5. S. 167-171
2. Bat'yanova E.P., Boichuk L.L. Yakutskaya perepiska (k 80-letiyu I.S.Gurvicha) // Etnograficheskoe obozrenie. 1999. № 6. S. 104-118 3. Bat'yanova E.P. Severnaya ekspeditsiya (1956-1991) // Etnograficheskoe obozrenie. 2013. № 4. S. 17-34 4. Dluzhnevskaya G.V. Arkheologicheskie issledovaniya v tsentral'noi Azii i Sibiri v 1859-1959 gg. (po dokumentam Nauchnogo arkhiva Instituta istorii material'noi kul'tury RAN). – SPb.: ElekSis, 2011. 296 s. 5. Kubryakova E.S. O ponyatiyakh mesta, predmeta i prostranstva // Logicheskii analiz yazyka. Yazyki prostranstv. - M.: Yazyki russkoi kul'tury, 2000. – S. 84-92. 6. Pole kak zhizn': K 60-letiyu Severnoi ekspeditsii IEA RAN / otvetstvennyi redaktor i sostavitel' E.A. Pivneva; Institut etnologii i antropologii im. N. N. Miklukho-Maklaya RAN. – M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2017. 304 s. 7. Rubinina Z.M. Fotografii sem'i Levitskikh v filiale Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya // Otechestvennye arkhivy. 2010. № 2. S. 62 – 70. 8. Suleimanov A.A. Etnograficheskoe izuchenie korennykh narodov arkticheskikh raionov Yakutii v 1951-1954 gg. // Gumanitarnye issledovaniya. 2015. № 2. S.56-60 9. Filippov D.Yu., Chumicheva E.V. Iz opyta katalogizatsii muzeinykh i arkhivnykh fotodokumentov: izdanie al'boma-kataloga «Ryazan' v fotografiyakh 19-pervoi treti 20 veka» // Fotografiya v muzee. Sbornik dokladov mezhdunarodnoi konferentsii. – SPb.: Federal'noe gos. byudzhetnoe uchrezhdenie kul'tury «Gos. muzeino-vystavochnyi tsentr ROSFOTO», 2014. – S. 97-99. 10. NITsKP Natsional'noi biblioteki RS (Ya). Risunki. Yashch. 13. D.6. 11. NITsKP Natsional'noi biblioteki RS (Ya). Fotoarkhiv I.S. Gurvich. 12. NITsKP Natsional'noi biblioteki RS (Ya). Lichnyi fond I.S. Gurvich. Yashch. 5. D.4. Perepiska s YaASSR. 1943-1991. 13. Shadrina N.V. E.D. Strelov i ego vklad v razvitie Yakutskogo kraevedcheskogo muzeya // Muzei na rubezhe vekov. Mat-ly nauchno-prakt. konf. posvyashch-i 110-letiyu Yakutskogo gos.muzeya istorii i kul'tury narodov Severa im. Em. Yaroslavskogo. – Yakutsk, 2002. – S. 40-41 |