Library
|
Your profile |
Agriculture
Reference:
Koptelova T.I.
The Most Important Principles of Agroecological Consciousness in the Paradigm of Organic Philosophy (Based on the Example of the Nizhny Novgorod State Agricultural Academy)
// Agriculture.
2018. № 1.
P. 66-75.
DOI: 10.7256/2453-8809.2018.1.27966 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=27966
The Most Important Principles of Agroecological Consciousness in the Paradigm of Organic Philosophy (Based on the Example of the Nizhny Novgorod State Agricultural Academy)
DOI: 10.7256/2453-8809.2018.1.27966Received: 09-11-2018Published: 17-11-2018Abstract: This research article is devoted to the phenomenon of agroecological consciousness and its major principles. In the course of the analysis of this problem the methodology developed by organic philosophy is applied. Ethical, esthetic and production applied components of agroecological consciousness and also laws of logic of the organic world and the creative (creative and altruistic) nature of thinking are considered. The integrated approach in formation of complete agroecological consciousness creating conditions for deeper representation of results of interaction with a concrete natural landscape in the course of agricultural activity is investigated. In this regard scientific and educational experience of the Nizhny Novgorod State Agricultural Academy proves to be important. To analyze the agroecological consciousness as a necessary condition for agricultural safety and educative tasks of an agricultural university, the author has applied the methodology of organic philosophy and the most important principles of coevolution. Thus, the aim of the research is to analyze the most important principles of agroecological consciousness described by organic philosophy and whether it is possible to apply these principles to particular agricultural rural activities and business. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author analyzes agroecological consciousness from the point of view of organic philosophy based on the example of research and educative activities of the Nizhni Novgorod State Agricultural Academy. The paradigm of the organic philsophy implies, firstly, in-depth analysis of agroecological problems taking into account biological, geographical, cultural and historical conditions of a particular region; secondly, environmental education of the modern youth, and thirdly, application of the research potential of an agricultural university to organisation of small and medium rural business. Keywords: agroecology, eurasianism, methodology, science, Paradigm of Organic Philosophy, consciousness, ecology, esthetics, ethics, ethnosВведение Под агроэкологическим сознанием подразумевается такая рациональная составляющая стереотипа поведения, которая обеспечивает возможность организации полноценной сельскохозяйственной деятельности, не разрушающей изначально благоприятные биолого-географические и культурно-исторические условия региона. Агроэкологическое сознание невозможно без понимания феномена жизни и знания органических законов. Наиболее полно особенности законов существования живой природы представлены в парадигме органической философии. Органическая философия — это интеллектуальная традиция, представленная русской философией и наукой, а также комплекс знаний, в создании которого участвовали многие зарубежные мыслители XIX и XX вв. Так, В.С. Соловьев разработал нравственно-эстетическую составляющую органической логики [1, с. 279-283], а Н.Я. Данилевскому удалось осуществить синтез естественнонаучных и гуманитарными знаний в понимании общества (культурно-исторического типа или национального организма) [2, с. 78]. Парадигма органической философии формируется благодаря теории порядка Г. Дриша [3, с. 163-178], идеям русского космизма и учению В. И. Вернадского о ноосфере [4, с. 382-458], концепции ортобиоза И. И. Мечникова [5, с. 238-245], геософии евразийства 20-30-х гг. ХХ в. [6, с. 13-78] и представлению об этногенезе Л. Н. Гумилёва [7. с. 471-514]) Парадигма органической философии позволяет не только сформулировать важнейшие принципы агроэкологического сознания, но и формировать адекватное и эффективное представление о необходимости и безопасности сельскохозяйственной детельности у современной молодёжи. Эстетические и нравственные принципы агроэкологического сознания ориентированы на производственно-прикладную сферу. Без них невозможно воспитать сельских предпринимателей новой формации, в которой экономика станет «природоориентированным» и культурно-исторически обусловленным творчеством. В отличии от механистического стиля мышления, распространённого в западной философии, «природоориентированная» и духовно обусловленная экономическая деятельность в органической парадигме подразумевает не только поддержание и воспроизводство социально-экономических и биолого-географических ресурсов в течение длительного времени, (равновесие между человеческой деятельностью и окружающей природной средой), но и развитие духовно-творческого потенциала человека. Парадигма органической философии обращается к функциональной цельности явлений действительности и отмечает в качестве неотъемлемой характеристики человеческой жизни духовное творчество, воплощающееся в национальной (этнической) культуре.
Фундаментальные и прикладные составляющие агроэкологического сознания Агроэкологическое сознание — это неотъемлемая часть адекватного мышления сельского предпринимателя новой формации. Дело в том, что подлинная эффективность его деятельности определяется успешным решением проблемы продовольственной и экологической безопасности. Адекватность, т. е. способность понимать окружающую действительность такой, какая она есть на самом деле, ‑ это общеродовое свойство, присущее мышлению каждого человека и позволяющее адаптироваться, выживать различным этносам, народам в постоянно меняющихся природных и социокультурных условиях. Об утрате адекватности мышления самыми «цивилизованными» представителями человечества свидетельствуют мировые войны и глобальные экологические проблемы, угрожающие существованию биосферы. Коммерческие интересы и культ потребления материальных благ в начале XXI в. порою преобладают над инстинктом самосохранения человека. Наука для современной цивилизации — это не только важнейшая производительная сила, инструмент воздействия на природу, но и комплекс знаний, умений, который может помочь в восстановлении адекватного представления о реальной жизни. Так, научное возвращение к адекватному агроэкологическому мышлению возможно с использованием методологии органической философии (её особой феноменологии и герменевтики). Фундаментальное научное знание, как правило, существует в рамках той или иной философской парадигмы. В современной науке можно выделить влияние следующих философских парадигм: 1) «механицизм» формирует метод классической науки и позволяет говорить о неклассическом и постнеклассическом мышлении в соответствующих картинах мира; 2) «трансмеханицизм», или постнеклассическая парадигма, открывает «интеллектуальную свободу» в рамках техносферы, предоставляет возможность планетарного распространения единых стандартов техники — глобальной унификации; 3) холизм (картина мира, возникшая на основании учения о соотношении части и целого, исходящего из качественного своеобразия, приоритета целого по отношению к частям) представляет Вселенную как голограмму; 4) парадигма органической философии, важнейшим нравственным принципом которой является ответственность человека за всё живое, понимает мир как спонтанно развивающееся, органически цельное единство. Из перечисленных парадигм можно выделить противоположные способы осмысления мира: механистический и органический, которые нашли отражение в науке XXI в. У каждой философской парадигмы своя методология объяснения и понимания живой природы. Механицизм опирается на универсальный количественный метод (математический анализ), а органическая философия исходит из законов живой природы. Так, методология органической философии помогает сформулировать законы существования и развития живого организма. А без знания этих законов невозможно формирование агроэкологического сознания современного общества и будущих поколений. Важнейшим здесь является закон саморазвития, указывающий на то, что жизнь любого организма спонтанна, всегда начинается с целого, и цельность - неотъемлемый признак живой природы, личности, этноса, культуры.Другой закон многообразия раскрывает неповторимые формы жизни, как условие возникновения нового, а также утверждает самобытность природных ландшафтов и культурно-историческую индивидуальность населяющих их народов. Еще один закон живой природы говорит о том, что целое всегда предшествует частям, определяя их назначение, но и каждая часть в абстрактной форме воспроизводит целое, в связи с чем долгое время сохраняется возможность регенерации. При этом взаимосвязь целого и частей в органической философии существенно отличается от тех моделей, которые предлагает «механицизм». С точки зрения органической философии, любая сфера жизни общества только тогда эффективна и необходима, когда воплощает в себе творческий ответ на вызовы меняющегося мира, не является простым копированием чужих традиций. Именно духовное творчество создаёт возможность для адаптации этноса в изменчивых природных и культурных условиях. Поэтому другой закон органической философии, сформулированный Г. Дришем, говорит о том, что индивидуальное развитие организмов - это не реализация экстенсивного пространственного разнообразия, как представляют себе многие философы-механицисты, а переход интенсивного индивидуального развития в экстенсивное. Без такого закона невозможно представить свободную творческую личность, понять, что творческий характер мышления - это природная данность, которую можно разрушить в искусственных социальных отношениях и потребительской культуре «цивилизованного» общества. Таким образом, важнейшие фундаментальные составляюшие адекватного агроэкологического сознания: осмысление законов органической философии и нравственно-творческий (созидательно-альтруистический) характер мышления. Нравственные принципы агроэкологического сознания формируются на основе оптимистического мировосприятия, содержащего в себе жизнеутверждение и альтруистическое стремление к далёким идеалам: истине, красоте, справедливости. Современному сельскому предпринимателю, как никогда, необходимо научиться относиться к миру природы, как к живой реальности, а не как к техническому объекту. Известно, что сельскохозяйственные науки рассматриваются как технические, хотя именно они определяют характер такой хозяйственной деятельности, где важнейшей производительной силой является живая природа. Оптимистическое миропонимание в настоящее время невозможно без осознания «воли к жизни», присущей не только человеку, но и другим организмам. Именно «воля к жизни» своя собственная и чужая приводит человека в деятельное состояние, призывает его к ответственности и формирует чувство общественной и даже планетарной (биосферной) пользы индивидуального существования [8, с. 208-209]. Поэтому важнейший принцип альтруистической этики (фундаментальной основы агроэкологического сознания) можно сформулировать, опираясь на философию А. Швейцера, через «побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой» [9, с. 218]. Так, в жизни современного общества агроэкологическое сознание — это, не только основа стереотипа поведения сельского жителя, направленная на сохранение природного ландшафта, но и смыслообразующий базис всей хозяйственной деятельности общества. Необходимо помнить, что существование техносферы, развитие промышленности городов не возможно без эффективного и адекватного сельского хозяйства. Именно в парадигме органической философии агроэкологическое сознание приобретает подлинное значение — возможность обеспечения продовольственной безопасности, а также способность предвидеть и предотвращать гуманитарные и экологические катастрофы. Ключевым научным, этическим и эстетическим понятием агроэкологического сознания является «жизнь». При этом понятие «жизнь» предполагает не только какой-либо конкретный пространственно-временной, биолого-географический контекст, но и определённое ценностно-смысловое значение для духовной культуры. Поэтому, согласно органической философии, адекватное агроэкологическое сознание включает в себя естественнонаучное определение жизни и понимание её, в то же время, как культурной универсалии. Например, Л.Н. Гумилев рассматривает жизнь в качестве энергетического явления, всегда проявляющегося в своём особом биогеохимическом контексте, чем объясняется видовое многообразие [10, с. 511]. Жизнь индивидуальна, но в то же время она всегда является результатом согласованного существования других жизней, ей обязательно свойственен неповторимый ритм и поле (своя последовательность и скорость протекания процессов) [11, с. 41]. Без адекватного понимания феномена жизни невозможно формирование адекватного агроэкологического сознания, направленного на сохранение многообразия биосферы. Органическая философия предлагает существенно отличающийся от механистического подхода взгляд на феномен жизни. Жизнь не находит здесь окончательного измерения точными науками, а выступает, прежде всего, как целостность, находящаяся в непрерывном взаимодействии с подобными себе. В отличие от механистического подхода, смерть не запрограммирована пространством и временем, но определена самим внутренним свойством жизни, раскрывающимся в последовательном изменении организма. А прекращение жизни может происходить в индивидуальном или массовом порядке, но никогда не во всеобщем, что означало бы невозможность появления новых поколений, новых форм и видов. Для адекватного человеческого мышления факт непрерывности жизни в целом — это основа жизнеутверждающего, оптимистического миропонимания. Парадигма органической философии позволяет увидеть такие негативные особенности развития общества в начале XXI в., как утрату жизнеутверждающего мировоззрения, неудержимое стремление превратить местные национальные традиции в глобальные явления, распространение цифровых технологий, «оцифровку» духовных потребностей человека и экономического потенциала природных ландшафтов. При этом в парадигме органической философии ключевыми смыслообразующими принципами являются: жизнеутвеждение альтруистической любви и признание этнического разнообразия планеты. Так, адекватное понимание агроэкологии невозможно без признания ценности и необходимости различных, неповторимых этнических моделей организации хозяйственной жизни. Именно такие этические и эстетические идеалы агроэкологического сознания необходимы современному обществу. Но кроме фундаментального научного знания, этических и эстетических принципов, не менее важным является практический, прикладной аспект агроэкологического сознания современных сельских предпринимателей. Адекватное агроэкологическое сознание — необходимое условие безопасности всех отраслей сельскохозяйственной деятельности. И прежде всего, это земледелие (агрономия), т. к. именно в этом случае человек целенаправленно изменяет природный ландшафт, внося удобрения, распространяя те или иные виды растений. В то же время почва - неотъемлемое условие любого биогеоценоза, даже при учёте преобладания гидросферы. И создание безопасных для человека «агроценозов», не разрушающих, а дополняющих или воспроизводящих естественный природный ландшафт — необходимое направление деятельности современных учёных [12; 13; 14; 15]. Зоотехническая деятельность человека — это также серьёзный фактор преобразования естественных природных ландшафтов. И агроэкология предполагает здесь необходимость научных исследований, посвящённых искусственно создаваемым популяциям животных, их эпизоотологическим параметрам для определения уровеня здоровья домашних животных, а также понимания влияния животноводческой деятельности человека на конкретные биогеоценозы [16]. Особое направление современной агроэкологии связано с возможностью использования цифровых технологий в сельском хозяйстве. Как известно, цифровые технологии в сельском хозяйстве позволяют успешно решать следующие задачи: 1) более эффективно использовать всегда ограниченные ресурсы; 2) упрощать взаимодействие производителя с конечным потребителем товара, удаляя излишних посредников. Органическая философия предлагает следующее парадигмальное решение проблемы применения цифровых технологий в АПК России: не нарушение, а воспроизводство уже существующих эффективных моделей хозяйственной деятельности регионов, возможность гармоничного включения цифровых технологий в культурный и природный ландшафт. При этом важно учитывать интересы аграрного бизнеса, для которого одна из задач - это получение прибыли. Коммерческие интересы предпринимателей новой формации неизбежно должны быть связаны с сохранением аграрного потенциала территорий и благополучной жизнью будущих поколений сельских жителей. В решении этих задач могут помочь цифровые технологии, позволяющие детально рассчитать, разумно обосновать коммерческую прибыль, как средство жизни и развития не одного поколения сельских предпринимателей. Поэтому особенно важной представляется здесь работа аграрных вузов, направленная на сохранение населения сельских территорий и привлечение молодёжи в АПК России, а также способствующая возрождению исторической памяти и этнических хозяйственных традиций.
Теория и практика формирования агроэкологического сознания в Нижегородской ГСХА Парадигма органической философии предлагает такую методологию, которая позволяет использовать комплексный подход, интегрирующий все уровни и направления знаний, умений и навыков, необходимых для развития сельских территорий [17]. В настоящее время проблема подготовки высоко квалифицированных кадров для АПК России тесно связана с получением комплексного знания организации сельскохозяйственной деятельности на локальной территории, включая все известные цифровые инновации. Комплексное знание организации сельскохозяйственной деятельности подразумевает: 1) адекватное агроэкологическое сознание; 2) представление о новейших экономических моделях сельскохозяйственного производства; 3) владение современными отечественными и зарубежными научными разработками и цифровыми технологиями, применяемыми в АПК; 4) знание приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства на конкретной территории, с учётом культурно-исторического, этно-экологического контекста. Формирование комплексного знания невозможно без развития высокой положительной мотивации учащихся в осуществлении будущей профессиональной сельскохозяйственной деятельности. И решение этих задач в рамках высшего аграрного образования предполагает: 1) широкую просветительскую деятельность, направленную на восстановление органичности исторического сознания и на адекватное агроэкологическое представление о возможностях той или иной деятельности на конкретной территории; 2) тесное взаимодействие аграрного вуза с региональными сельскохозяйственными предприятиями (будущими работодателями); 3) создание бизнес-проектов, необходимых для организации новых хозяйств. Учебно-образовательную и практическую, прикладную деятельность современного вуза невозможно представить без цифровых технологий и вне развивающейся в России цифровой экономики. Но необходима философская парадигма, адекватно оценивающая возможности цифровой экономики, её противоречия и возможные угрозы [18]. Поэтому особенно важной представляется деятельность гуманитарных кафедр аграрных вузов, направленная на просветительскую работу, тесно связанную с восстановлением органичности исторического и экологического сознания учащихся [19; 20; 21]. Так например, кафедра «Философия, социология и политология» Нижегородской ГСХА в качестве одного из важнейших направлений научной деятельности считает исследование философских парадигм и методологии современного образования [22]. История и методология науки — это тема, которая заслуживает в начале XXI в. особого внимания, т. к. осмысление научных достижений, возможность их безопасного применения в различных областях хозяйственной деятельности, необходимо для понимания биосферного и культурного назначения человечества, создающего технику. В связи с чем аграрные вузы вынуждены решать мировоззренческие и производственно-технические проблемы, которые объединены общим принципом агроэкологической безопасности. Поэтому воспитательная работа Нижегородской ГСХА направленна на формирование адекватного агроэкологического сознания проактивной личности современного сельского предпринимателя. Проактивная личность — человек, способный в любой ситуации реализовывать свою свободную волю. Свобода предполагает творческий ответ на вызовы современности. В механистической парадигме свобода рассматривается как нечто абстрактное, безликое, универсальное, поэтому возникает ложное представление «абсолютной свободы». Органическая философия предлагает такое понимание свободы личности, которое подразумевает внутренний аспект — духовные ценности (жизнеутверждение и альтруистическую любовь) и внешную всегда конкретную пространственно-временную и культурно-историческую реализацию. Парадигма органической философии — это воплощение комплексного подхода в понимании проактивной личности. Комплексный подход предполагает использование синтеза гуманитарных и естественнонаучных знаний о природе и человеке. Реализация такого подхода осуществляется всеми кафедрами Нижегородской ГСХА. Так например, кафедры: «Философия, социология и политология», «Агрохимия и агроэкология», «Почвоведение и природообустройство» приоритетными направлениями своей теоретической и прикладной деятельности считают исследование социально-экономических и культурных реалий, учитывающих этнические формы организации сельского хозяйства, представленные в Нижегородской области. С этой целью необходим глубокий анализ биолого-географических особенностей разнообразных ландшафтов, а также возможностей современных агротехнологий, использования инноваций в сельском хозяйстве [23; 24; 25]. Невозможно сформировать проактивную личность вне национальной культуры, без учёта культурных установок общественного сознания, воплощённых в той или иной философской парадигме. Поэтому Нижегородская ГСХА предлагает традиционно-инновационную модель сельского хозяйства будущей России. Такая модель предполагает агроэкологическое сознание, направленное на сохранение существующих биогеоценозов и внедрение новейших «природоподобных» технологий. При этом важно совершенствование методов экологического мониторинга сельскохозяйственных земель, а также «брошенных» или «отчужденных» сельских территорий. Экологическая безопасность жизни сельского и городского населения, а также доброкачественность продуктов питания зависит от агроэкологического осмысления сельскохозяйственной деятельности и контроля за работой промышленных предприятий, её влиянием на сельские территории. Поэтому особенно важно в настоящее время сохранять и развивать научный, кадровый потенциал аграрных вузов нашей страны. Традиционно-инновационная модель сельского хозяйства позволяет реализовывать комплексный подход в создании эффективных и безопасных бизнес-проектов на селе с учётом биолого-географических и культурно-исторических условий конкретного региона. Так, на базе Нижегородской ГСХА функционирует программы практико-ориентированной подготовки студентов под названием «Малая академия аграрного бизнеса». «Малая академия аграрного бизнеса» - это новый проект Нижегородской ГСХА, реализующий комплексный подход в производстве молочной и мясной продукции на базе предприятий конкретного региона, с учётом культурно-исторических и биолого-географических особенностей сельских поселений. В настоящий момент в качестве стартовой площадки для практической деятельности выступает фермерское хозяйство А.И. Сырцева [26]. Комплексный подход позволяет в данном случае не только представить «психологический портрет» предпринимателя новой формации как проактивной личности с адекватным агроэкологическим сознанием, но и создавать «природоориентированные» модели агрокластеров, в которых целостно представлено всё многообразные сфер жизни на селе. Именно агрокластеры могут показать эффективное взаимодействие эко- и агротуризма, соединение различных народных традиций в производстве сельскохозяйственной продукции (например, русской кухни с итальянскими рецептами и технологиями изготовления сыра). «Природоориентированные» агрокластеры позволяют пересмотреть агроэкологическую составляющую современного промышленного скотоводства и растениеводства с учётом биогеоценозов конкретной местности, с ориентацией на культуру местного населения. Заключение Парадигма органической философии позволяет сформулировать следующие фундаментальные принципы агроэкологического сознания: 1) цельность и многообразие живой природы: 2) спонтанность развития и неповторимость биогеоценозов; 3) оптимистическое жизнеутверждающее творчество человека как основа адаптации к меняющимся природным условиям: 4) понимание жизни как уникального и всеобщего космического явления, а также важнейшей ценности духовной и материальной культуры; 5) необходимость применения «природопотобных» технологий в производственной деятельности человека. Кроме фундаментальных составляющих, агроэкологическое сознание включает в себя алгоритмы решения прикладных задач: 1) ориентация хозяйственной деятельности на потребности конкретного региона с учётом биолого-географических особенностей ландшафта и культурных традиций этноса; 2) гармоничное включение новейших технологий в сложившиеся общественно-хозяйственные отношения; 3) возрождение исторической памяти, восстанавливающей органичную связь поколений и преемственность лучших культурных достижений; 4) формирование проактивной личности будущего поколения; 5) понимание коммерческой выгоды как одной (не самой главной) составляющей жизни человеческого общества. Таким образом, можно сделать вывод: в формировании новой экологической парадигмы современной молодежи особое значение представляет образовательная и воспитательная работа аграрных вузов России, т. к. важнейшая составляющая адекватного мышления — возможность достоверно представлять результаты воздействия человеческой деятельности на конкретные природные ландшафты. При этом Нижегородская ГСХА является примером реализации комплексного подхода с использованием синтеза гуманитарных и естественнонаучных знаний в понимании социально-экономических и культурных реалий, учитывающих этнические формы хозяйственной деятельности, представленной в Нижегородской области [27, с. 39-40]. Деятельность Нижегородской ГСХА в сфере формирования адекватного агроэкологического сознания опирается на мировоззренческие принципы парадигмы органической философии, тесно связана с решением проблемы продовольственной и экологической безопасности. И здесь важны уже применяемые в отечественной аграрной науке методы экологического мониторинга используемых природных ландшафтов, контроль за деятельностью промышленных предприятий, её влиянием на сельские территории (безопасность продуктов питания, здоровье сельских жителей, качество жизни и т. д.). Проблема формирования адекватного агроэкологического сознания показывает необходимость сохранения научного и кадрового потенциала аграрного образования нашей страны в условиях реформирования. Всё дело в том, что бесценны научные знания и практический опыт, накопленные многими поколениями учёных, и важна сама динамика, возможность эффективного развития уже имеющегося потенциала сельских территорий.
References
1. Solov'ev V. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem. V 20 t. T. 2. M.: Nauka, 2000. 395 s.
2. Koptelova T.I. Kommercheskaya sushchnost' interneta — uzost' sovremennykh kommunikatsii s tochki zreniya logiki organicheskogo // Filosofiya khozyaistva. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk i ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. 2017. № 2. S. 76-83. 3. Drish G. Vitalizm. Ego istoriya i sistema. M.: Nauka, 1915. 280 s. 4. Vernadskii V. I. Biosfera i noosfera. M.: Airis-Press, 2004. 576 s. 5. Mechnikov I. I. Etyudy o prirode cheloveka. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1961. 290 s. 6. Savitskii P.N. Kontinent Evraziya. M.: Agraf, 1997. 464 s. 7. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2001. 560 s. 8. Koptelova T.I. Ekologiya dukha kak osnova sotsial'nogo proektirovaniya v paradigme organicheskoi filosofii // Filosofiya khozyaistva. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk i ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. 2016. № 5. S. 205-212. 9. Shveitser A. Blagogovenie pered zhizn'yu. M.: Progress, 1992. 575 s. 10. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera Zemli. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2001. 560 s. 11. Gumilev L.N. Chtoby svecha ne pogasla: Sbornik esse, interv'yu, stikhotvorenii, perevodov. M.: Airis-Press, 2003. 560 s. 12. Titova V.I., Vetchinnikov A.A., Zhdankin G.V. Nekotorye ekologo-pravovye i ekonomicheskie aspekty neispol'zovaniya sel'skokhozyaistvennykh zemel' po tselevomu naznacheniyu // Agrokhimicheskii vestnik. 2017. T. 2. № 2. S. 51-54. 13. Dabakhov M.V., Dabakhova, E.V., Krainov, D.V., Samodelkin N.S. Geokhimicheskie osobennosti pochv taezhnoi zony na primere Vologodskoi oblasti // Agrokhimiya. 2017. № 7. S. 55-62. 14. Polyakova N.V., Platonycheva Yu.N., Volodina E.N. Biopreparaty: znachenie v sovremennom zemledelii i opyt ispol'zovaniya v Nizhegorodskoi oblasti // Agrokhimicheskii vestnik.-2017. T. 2. № 2. S. 25-28. 15. Koptelova T.I. Agroekologiya kak prioritetnoe napravlenie deyatel'nosti agrarnogo vuza v organicheskoi paradigme razvitiya vysshego agrarnogo obrazovaniya (na primere Nizhegorodskoi GSKhA) // Sel'skoe khozyaistvo. 2017. № 3. S. 43‑51. 16. Samodelkin A.G., Sochnev V.V., Shilkina L.V., Kozyrenko O.V., Alikova G.A., Dedov S.N., Kirzon Z.S. Populyatsii zhivotnykh i ikh glavnye epizootologicheskie parametry // Glavnye epizootologicheskie parametry populyatsii zhivotnykh: Sbornik nauchnykh trudov FGBOU VPO NGSKhA, predstavlennykh na 2-i sessii Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. N. Novgorod: Nizhegorodskaya GSKhA, 2015. S.286-294. 17. Koptelova T.I. Organicheskaya metodologiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii (na primere Nizhegorodskoi GSKhA) // Sel'skoe khozyaistvo. 2017. № 4. S.83-94. 18. Koptelova T.I. Interpretatsii tsifrovoi ekonomiki v mekhanisticheskoi i organicheskoi filosofii // Filosofskaya mysl'. 2018. № 8. S.34-42. 19. Kochnova K.A. Unikal'nye mentalitetnye svyazki slov v russkoi yazykovoi kartine mira // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 2-1 (56). S. 122-124. 20. Shirokalova G.S. Istoricheskaya pamyat': izuchenie cherez sotrudnichestvo prepodavatelya i studenta // Istoricheskaya pamyat' i kul'turnye simvoly natsional'noi identichnosti. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Stavropol': Severo-Kavkazskii federal'nyi universitet, 2017. S. 53-55. 21. Koptelova T.I. Preodolenie protivorechii tsifrovoi ekonomiki pri pomoshchi organicheskoi filosofii // Filosofiya khozyaistva. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk i ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. 2018. № 5. S. 32-41. 22. Koptelova T.I. Organicheskaya metodologiya kak sposob preodoleniya protivorechii postneklassicheskoi paradigmy // Filosofiya khozyaistva. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk i ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. 2017. № 6. S. 123-132. 23. Vetchinnikov A.A., Titova V.I., Baranov A.I., Sen'cheva E.V. Otsenka vozmozhnosti ispol'zovaniya donnykh otlozhenii pruda dlya rekul'tivatsii tekhnogenno narushennykh pochv // Agrokhimicheskii vestnik. 2018. № 2. S. 50-53. 24. Polyakova N.V., Volodina E.N., Platonycheva Yu.N. Rabochaya klassifikatsiya pochv Nizhegorodskoi oblasti. Uchebnoe posobie. N. Novgorod: Nizhegorodskaya GSKhA, 2017. 64 s. 25. Koptelova T.I. Tsifrovaya ekonomika i ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii v paradigme organicheskoi filosofii (na primere Nizhegorodskoi GSKhA) // Vestnik Nizhegorodskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. 2017. № 2 (14). S. 49-56. 26. Uchenyi Sovet NGSKhA odobril khod realizatsii programmy praktiko-orientirovannoi podgotovki studentov «Malaya akademiya agrarnogo biznesa». URL: http://nnsaa.ru/novosti-nizhegorodskoj-gskha/uchenyj-sovet-ngskha-odobril-khod-realizatsii-programmy-praktiko-orientirovannoj-podgotovki-studentov-malaya-akademiya-agrarnogo-biznesa 27. Koptelova T.I. Neobkhodimyi potentsial vysshego agrarnogo obrazovaniya v Rossii-vozmozhnost' obespecheniya prodovol'stvennoi i ekologicheskoi bezopasnosti (na primere Nizhegorodskoi GSKhA) // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2016. Vyp. № 12 (dekabr'). S. 38-41 |