Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Examination of virtual projection of the political flow space within the network communities of Bashkir Trans-Ural region

Bresler Mikhail Grigorevich

PhD in Philosophy

Docent, the department of International Relations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technical University 

450000, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Chernyshevskogo, 145, of. 208

bremmaster@yandex.ru
Aminov Ildar Rinatovich

PhD in Law

Docent, the department of State Law, Bashkir State University

450000, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Dostoevskogo, 131, of. 312

aminov76@mail.ru
Galiullina Svetlana Dmitrievna

Doctor of History

 
Professor, the department of International Relations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technical University 
 

450000, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Chernyshevskogo, 145, of. 710

galiullinasd@ya.ru
Suleimanov Artur Ramil'evich

PhD in Politics

Docent, the department of International Relations, History and Oriental Studies, Ufa State Petroleum Technical University 

450000, Russia, Bashkortostan oblast', g. Ufa, ul. Chernyshevskogo, 145, of. 710

suly-artur@rambler.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.11.27756

Received:

23-10-2018


Published:

02-11-2018


Abstract: This article considers the results of comprehensive analysis of network communities localizes in small towns of Bashkir Trans-Ural region. The authors determine the structures of communication paths of information exchange and groups of the leaders of network communities; explore the hierarchy of values of leader groups of the city network communities; and define the communication capital of the group of leaders of ethnically-oriented communities of Bashkortostan. The research of virtual projection of the political flow space allowed acquiring the objective data on the symbols and codes of regional residents, rootedness of the leaders of ethnically-oriented and confessionally-oriented communities within the local communities of the region. In the course of this study, the authors apply the information and communication approach; consider the results of cluster-network content and discourse analysis of social network communities. It is noted that currently, the questions of ethnic and religious identity are not of top priority among the population of the region. At the same time, it is revealed that the local social network groups observe the escalated activity of the persons with high level of communication capital within the ethnically-oriented and confessionally-oriented communities.


Keywords:

Islam, religious group, social networks, network communities, Bashkortostan, Trans-Ural Bashkortostan, ethnic group, cluster, module, group


Современное информационное общество характеризуется высокой динамикой информационного обмена, что выражается в высокой скорости распространения ценностей, идей, идеалов различных групп общества как позитивного, конструктивного содержания, направленных на повышение динамической стабильности общества, так и негативного, деструктивного содержания, направленное на дестабилизацию общества. В этой связи становится актуальной необходимость исследования распространения религиозных и этнических ценностей среди населения, с целью выявления радикальных тенденций, которые могут нарушить стабильную конфликт-консенсусную ситуацию в Республике Башкортостан и в целом по всей России.

Объектом исследования является виртуальная проекция политического пространства в сетевых сообщества Башкирского Зауралья. Предметом исследования - структуры коммуникационных путей информационного обмена. В настоящее время покрытие сетью Интернет и распространение интернет-сервиса социальные сети в России приближается к 50% активного взрослого населения [1], что позволяет проводить исследования реальных политических и социальных процессов в их проекции на виртуальное пространство. В условиях, когда классические масс-медиа теряют свою популярность, сетевые сообщества в небольших городах и поселках становятся площадкой для обсуждения проблем разного уровня.

Понятие политического потокового пространства восходит к идее потока Б. Латура [2], Дж. Ло [3], Е. Вахштайна [4], понимавших поток как синтез множества разнонаправленных процессов, локализованный по принципу единства цели, ценности, времени либо места, либо сочетания двух и более принципов. Бреслер М. Г. в рамках информационно – коммуникационного подхода считает потоковое пространство n- мерной проекцией сетевого взаимодействия [5] , рассматривая структуру коммуникационных путей информационного обмена во всем комплексе акторно-сетевого взаимодействия. Развивая идеи потокового пространства в области политологии И.Р. Аминов сформулировал понятие политического потокового пространства, как комплекса коммуникационных путей информационного обмена акторов акторно-сетевого взаимодействия в локации политического пространства региона. В число акторов входят не только материальные объекты, но и символы – симулякры вещей оказывающих существенное воздействие на коммуникационную активность в данной локации [6].

Следует отметить, что нематериальные эпистемические вещи, в терминологии К Кнорр-Цетина [7], могут занимать ведущее положение в системе акторно-сетевых коммуникаций, возводя локальное событие или некую ничем не примечательную местностьтекущий процесс или рутинную бюрократическую операцию до уровня ведущего символа данного сообщества. При этом превалирующую роль играет значимость символа именно для данного сообщества, его влияние на структуру коммуникационных связей потокового сообщества, то есть на коммуникационный капитал, в терминологии Р.Р. Мурзагулова [8] , символа и его роль в формирование коммуникационной элиты сообщества. Однако участники сетевого взаимодействия, относимые к коммуникационной элите одного из сообществ могут не занимать лидирующего положения в других сообществах в виду разностей ценностей между сообществами.

Для исследования нами было выбрано Башкирское Зауралье как локализированное политическое потоковое пространство с высокой динамикой информационного обмена, с ярко выраженными группами этно – и конфессионально ориентированных групп. Как проживающих в данной местности, так и из других территорий Башкортостана и других регионов.

Территориально Башкирское Зауралье представляет собой ряд районов юго-востока Республики Башкортостан с исторически сложившимися особенностями, имеющими свою специфику. Территориальные рамки исследования охватывают Башкирское Зауралье, которое ограничено хребтом Уралтау (до широты г. Белорецк), Крыктытау, Ирендык, долиной реки Сакмара. Площадь региона около 17 тыс кв км. Здесь открыты и более ста лет активно разрабатываются месторождения руд цветных металлов (медь, цинк, золото) [9]. Исторически регион заселен башкирскими родами Бурзян, Усерган, Юрматы, Тамьян, Тангаур, Кыпсак [10], занимавшихся преимущественно сельским хозяйством. Преобладание сельского образа жизни населения сменилось индустриализацией территории в 1930 –х годах. В этот началось активное строительство горно-обогатительных комбинатов и других индустриальных производств, стал наблюдаться рост городского населения за счет приезда специалистов горного дела из других регионов. С другой стороны снижение эффективности сельского хозяйства в 1990 – 2000- х гг. привело к миграции сельского населения в гг. Учалы, Баймак, Сибай. Эти процессы изменили социальный состав населения, что привело к необходимости выстраивания новых отношений между коренным и пришлым, городским и сельским населением, приехавшим в город на постоянное место жительства.

В регионе складывалась достаточно сложная экономическая ситуация. Вплоть до 1990-х гг. промышленные предприятия несли большую социальную нагрузку по содержанию городской инфраструктуры. После акционирования предприятия оптимизировали расходы, что выразилось в снижении трат на социальную инфраструктуру городов и сокращением численности рабочих. При этом сами месторождения, разработка которых началась более 100 лет назад, стали постепенно истощаться, что естественно привело к сокращениям рабочих мест, а предпринимательская активность в области малого бизнеса имела низкие показатели. Несмотря на то, что снижение уровня жизни имеет под собой вполне объективные причины, пользователи социальной сети считают, что ухудшение социальной сферы и время экономического кризиса связано в сознании местных жителей с приходом «пришлых» акционеров [11].

В целом сложная экономическая, социальная, политическая ситуация в регионе увеличила риск развития региональной конфликтной ситуации. По данным А.Б. Юнусовой и Д. С. Вояковского имеется информация «о возрастающей угрозе «ваххабизации» ряда районов Башкирского Зауралья, роста в них числа салафитских ячеек, стремящихся объединиться в единую структуру с разветвленной региональной сетью…» [12].

Риск распространения экстремистких настроений этнического и религиозного характера в данной локации, по мнению авторов, обусловлен в том числе, распространением архаичных символов среди сельского населения Зауралья как проживающего в сельской местности, так и живущих в городах в первом – втором поколении.

Цель исследования нами была определена как объективная оценка политического потокового пространства в его проекции на виртуальные сообщества социальной сети Башкирского Зауралья с точки зрения укоренения архаичных ценностей, доля приверженцев этнических и конфессиональных ценностей, а также роль внешнего воздействия со стороны коммуникационной элиты этно-ориентированных и конфессионально – ориентированных групп региона.

2. Методы исследования

Исследование носит прикладной характер в области социодинамики и построено на системном подходе к междисциплинарному инструментарию сочетания математических методов в социальных науках (социометрия), как традиционных - социальная история, политология, социология, культурология, психология, но и сравнительно недавно сформировавшихся ответвлений естественно-научных дисциплин - социальная информатика, математическая лингвистика. С целью выявления структуры коммуникационных путей информационного обмена, выделения групп лидеров сетевых сообществ, изучения иерархии ценностей лидерских групп городских сетевых сообществ и определения коммуникационного капитала группы лидеров этно-ориентированных сообществ Башкортостана были применены методы математического моделирования социометрических данных в сетевых сообществах в целом и локальных группах в частности.

В исследовании применена авторская методика комплексного исследования сетевых сообществ социальной сети, которая позволяет выявить структуру коммуникационных связей, определить лидеров сетевого сообщества, а также путем контент-анализа обнаружить коммуникационные коды лидеров и оценить их потенциал радикализации. Первым этапом исследование является таргетирование социальной сети, или определение критериев, по которым выделяются те или иные группы сетевых сообществ. В данном случае таким критерием стала привязка сетевых сообществ к локации и наличия активности пользователей. В процессе мониторинга выявилось, что таковыми в данном регионе являются неформальные сообщества «Подслушано Баймак», «Подслушано Сибай», «Подслушано Учалы». Эти сообщества представляют собой крупные агрегации жителей города, которые размещают на этих ресурсах десятки материалов в сутки. По мнению А.В. Манойло экстремистки настроенные религиозные организации активно ищут потенциальных сторонников в социальных сетях, предпочитая политически нейтральные сообщества малых городов, сельских поселений и др. [13]. В подобных сообществах обсуждаются самые разные темы, социальные, политические, этнические, религиозные и др.

В данных группах участие в дискуссии принимают как жители города, так и иные лица, в том числе заинтересованные в дискуссии по этническим, религиозным вопросам для выявления радикально настроенных лиц.

Выявление структуры коммуникационных путей информационного обмена проводилось с применением авторской сканирующей компьютерной программы, определяющей число коммуникационных связей, их направленность, а также метрические показатели узлов сети. В качестве основных показателей нами учитывались такие, как коэффициент кластеризации сети, ее модульность, активность, нагрузка и центростремительность узлов. Визуализация сетевого сообщества производилась в программе открытого доступа Gephi (www.gephi.org) которая визуализирует структуру сетевого сообщества и позволяет выделять их из общей сети по алгоритму М. Гирвена и М.Ньюмана «edge.betweenness.community» [14]. В основе этого алгоритма лежит удаление на каждом этапе связей, имеющих наибольшую длину. Так выявляется центральный узел, удаление связей которого приводит к распаду сообщества. Для каждого сетевого сообщества можно вычислить модульность кластера, а затем сократить не закольцованные связи, выбрав кластеры с наибольшим значением модульности. Каждый из модулей кластера выделялся определенным цветом, что дало возможность графически показать узлы с наибольшей нагрузкой (большей активности) в виде кругов с большим радиусом.

Кроме того программа позволила идентифицировать пользователей по тем именам, под которыми они зарегистрированы в социальной сети. В процессе сканирования также определялись страты участников сетевого сообщества, что позволило выделить среди участников группу лидеров – количество и качество коммуникационных путей информационного обмена которых, позволяло им распространять информацию с наибольшей эффективностью.

Материалы, размещенные в сетевом сообществе представителями выделенной группы лидеров или коммуникационной элиты были отобраны для последующего контент – анализа.

Контент – анализ проводился по информационным материалам размещенной в сообществе группой лидеров, которые были сгруппированы по темам: бытовой, социальной, политической направленности. Информационные посты политической направленности оценивались по пятибалльной шкале, где 1 – резко негативные, 2 — умеренно негативные, 3 – нейтральные, 4 – умеренно позитивные, и 5 – позитивные по отношению к обсуждаемому вопросу, связанному с этнической или конфессиональной тематикой. Временной промежуток определялся в 1-2 мес. Таким образом, были рассмотрены три временных промежутка сентябрь - октябрь 2017, февраль – март 2018, июль-август 2018.

Затем временные промежутки были соотнесены с политическими процессами, происходящими как в России, так и Республике Башкортостан. Так, первый этап связан с повышением интереса к этническим и конфессиональным вопросам, связанных с общероссийской дискуссией о формате преподавания этнических языков в автономных республиках (осень 2017 г.). Второй и третий - с повышением интереса пользователей к политическим вопросам, в связи с избирательными кампаниями по выборам Президента Российской Федерации (март 2018) и выборам депутатов в Государственное собрание - Курултай Республики Башкортостан (сентябрь 2018). Таким образом стало возможным определить иерархию ценностей лидеров сообществ, их отношение к этническим и конфессиональным вопросам, а также сравнение с подобными показателями группы лидеров наиболее крупного этно- и религиозно-ориентированного регионального сообщества общественного движения «Башкорт», исследование которого было проведено параллельно и будет изложено в последующих научных выкладках.

3. Обсуждение. Сообщества Башкирского Зауралья.

Сообщества «Подслушано Учалы» (vk.com/overhearduchaly), «Подслушано Сибай» (vk.com/podsibay), «Подслушано Баймак» - (vk.com/psbmk) являются наиболее крупными группами в своих городах с численностью участников 20-30 тыс, что составляет около половины жителей каждого из городов. Основная тематика – городские новости.

Сообщества имеют относительно низкую кластеризацию 0,2 (из 1) и высокую активность участников. На рис. 1.2.3. представлены визуализированные графы, на которых определяются сформированные модули кластера. Определяется органический характер сообществ [Autor 2] со средней долей ботов не более 5% .

Визуализация графов указанных сетевых сообществ показана на рисунках #1 – Подслушано Баймак; #2 Подслушано; Сибай #3 Подслушано Учалы. Как видно наименьший уровень кластеризации определяется в городском сообществе г. Учалы. В этом сообществе наибольшая доля участников, не живущих в данном городе, а также наибольшая доля пересечения с аудиторией этнически и конфессионально ориентированных групп - 18%. Тогда как в группе «Подслушано Сибай» - 6%, а в сообществе «Подслушано Баймак» - 8%. .

2

Рис. #1 Визуализация графа сообщества «Подслушано Баймак»

222

Рис. #2 Визуализация графа сообщества «Подслушано Сибай

3

Рис. #3 Визуализация графа сообщества «Подслушано Учалы »

После сравнения результатов данного исследования с кластерно-сетевым анализом этно-ориентированных и конфессионально – ориентированных сообществ было выявлено, что эта группа сообществ не относится к экстремистским и является открытой для обозрения всем пользователям социальной сети ВКонтакте. Однако, согласно проведенному контент анализу ценности этнического и конфессионального характера для этих сообществ являются приоритетными. Высокий коммуникационный капитал у актуальных символов «школьная программа изучения башкирского языка», «сохранение горы Тора-тау» и др.

Пересечение аудитории этой группы сообществ с городскими сетевыми средами Башкирского Зауралья около 10 %. Почти четверть лидеров этнически – и конфессионально – ориентированных групп (24, 3%) активной части пользователей с высоким объёмом коммуникационного капитала входят в число участников городских сообществ. Люди, входящие в них составляют существенную долю (13,5%) лидеров городских сообществ представителей этнически-и конфессионально- ориентированных групп. В них отмечается высокая активность в городских сообществах. Около 10 – 12 участников осуществляют практически постоянный мониторинг сообщений в группах городов Зауралья и участвуют практически во всех дискуссиях. Эти участники выделяются экспрессивностью суждений и более частым упоминанием актуальных символов.

Среди материалов городских сообществ наибольший объём составляют материалы личного характера. Типичный пост в сетевых группах города – рассказ о личных переживаниях, домашних животных или объявления о покупке/продажи подержанных вещей. Распространены также объявления о сборе благотворительных средств, новости города, поздравления с праздниками. Около 15% материалов являются репостами реже оригинальными материалами, которые можно отнести к политической сфере.

Контент анализ сообщений и комментариев проводился по материалам сообщества. После проведенного анализа среднемедианное значение определено следующим образом:

Социальные ценности – в том числе критика местной администрации или недостатков инфраструктуры городов – 4 – повышенный интерес

Этнические ценности. Здесь в целом медианное значение – 3 –нейтральное, в то же время существуют устойчивые группы с долей не более 10-15 % от общего числа участников, где этнические ценности имеют значение 4,5 – 4,9 – повышенный интерес с элементами радикализма. Наибольший резонанс в настоящее время дискуссия об обязательном, либо добровольном изучении башкирского языка в средних общеобразовательных школах. Участники с повышенным интересом к этническим ценностям не столько обсуждали особенности школьного образования, сколько идентифицировали участников дискуссии как «сторонников и противников башкирского языка, а значит и народа» по мнению участницы дискуссии У. Несмотря на активность таких групп как в социальных сетях, так и во время проведения митингов и пикетов доля их составляет меньшинство населения.

Конфессиональные ценности. В целом отношение можно оценить как 3 – 3,5. Наблюдается резкое разграничение между группами пользователей относящих себя как к крайне религиозным, так и к убежденным атеистам с оценкой 4,7-5 и 1-1,7 соответственно.

В целом религиозные ценности, так же как и этнические не являются приоритетными среди большинства населения Башкирского Зауралья. Сохраняющийся преимущественно индустриальный характер производства, урбанизация населения способствует снижению приоритета архаичных ценностей и создает в целом доброжелательную атмосферу межэтнических отношений, что коррелирует с данными других этнических республик Урало - Повольжья. Мы можем сослаться на мнение эксперта в данной области В.И. Шабыкова рассматривающего эту проблему на примере межэтнических и межконфессиональных браков. В исследовании он показывает достаточно доброжелательное отношение к межэтническим бракам у большинства городского населения в Республике Марий Эл [15]. Аналогичные процессы наблюдаются и в Республике Удмуртия как отмечает упомянутый автор, цитируя работу Н.Н. Шупаковой. Отметим, что позитивный с нашей точки зрения процесс межэтнического согласия и доверия вызывает озабоченность у этно-ориентированной элиты, которая видит в межэтнических браках угрозу потери национальной идентичности [16].

Мы намеренно выделяем эту группу этно-ориентированной элиты, так как иерархия ценностей этой группы отлична от медианного уровня. Можно отнести группу лиц имеющих наивысший объем коммуникационного капитала в региональных этно –конфессиональных сообществах к этно-ориентированной коммуникационной элите. Имея высокий уровень коммуникационного капитала, эти люди обладают большими возможностями для распространения информации в пределах данных сообществ, а также активно распространяют материалы в упомянутых городских сообществах. Контент – анализ материалов размещаемой этой группой показывает следующие данные отношение к этническим ценностям — 4,7 – 4,9, а к конфессиональным 4,8-4,9 балла. Наблюдается приоритет этнических и конфессиональных ценностей, при этом любая попытка оппонирования вызывает резкое неприятие и отторгается. Следует обратить внимание, что высокий коммуникационный капитал в группах «Башкорт» и подобных им этно-конфессионально ориентированных группах не коррелирует с уровнем коммуникационного капитала в информационных сообществах городов Сибай, Баймак, Учалы. Исследованная нами группа участников этно-конфессиональных сетевых сообществ с долей коммуникационного капитала в данных сообществах от 20 до 50 и выше, в информационных сетевых сообществах городов обладает рейтингом не более 5 и не входит в число первых ста лидеров группы.

Это свидетельствует о слабой укоренности в сетевых сообществах Башкирского Зауралья лиц, считающихся неформальными лидерами в этно-конфессионально ориентированных сообществах. А также о неэффективной структуре коммуникационных путей информационного обмена этих лиц для распространения информации /влияния на информационное поле сетевых сообществ городов Башкирского Зауралья.

Выводы

1. Виртуальная проекция политического потокового пространства в сетевых сообществах Башкирского Зауралья имеет специфические отличия от политического потокового пространства региона Республики Башкортостан, связанного с историческими, экономическими, социальными, политическими особенностями субрегионального формирования.

2. Развитая социальная сеть городов Башкирского Зауралья формируется вокруг информационно-новостных сообществ, где широко обсуждаются вопросы локального городского и районного, реже муниципального уровня.

3.Отношение к этническим и конфессиональным символам у участников городских сообществ можно оценить как умеренно-позитивную ближе к нейтральной. Большинство участников не выделяют этнические и конфессиональные ценности в качестве ведущих в аксиальной иерархии жителей.

4.Наиболее активные из участников этно-конфессионально ориентированных сетевых сообществ Башкортостана входят в число участников информационно-новостные сообщества Башкирского Зауралья, но разность иерархии ценностей этих лиц и большинства участников не дают им в настоящее время стать лидерами этих сообществ.

References
1. Kemp S. Digital 2018: World’s Internet Users Pass the 4Billion Mark//We are social. URL : https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018
2. B. Latour, 2005 Social Reassembly: An Introduction to the Actor-Networked Theory
3. Law J., Singleton V. Object lessons. //Working papers of Lancaster University, 2003. URL: http://www.comp.lancs.ac.uk/sociology/papers/law-singleton-object-lessons.pdf
4. Vakhshtain V. Vozvrashchenie material'nogo. «Prostranstva», «seti», «potoki» v aktorno-setevoi teorii //Sotsiologicheskoe obozrenie, 2005. Tom 4. № 1.S. 94-115
5. Bresler Spetsifika formirovaniya informatsionnogo obshchestva v sovremennoi Rossii: avtoreferat diss. …kand. filosof. n. – Ufa: Bashkirskii gosudarstvennyi universitet. 2011.
6. Aminov, I.R. Teoriticheskoe obosnovanie potokovogo prostranstva regionov //Doklady Bashkirskogo universiteta. 2016. T. 1. № 2. S. 483-487.
7. Knorr-Tsetina K. Epistemic cultures: how the sciences make knowledge. – Cambridge: Mas-sachusetts: Harvard University, 1999
8. Murzagulov R.R. Spetsifika formirovaniya elity v informatsionnom obshchestve. Sotsial'no filosofskii aspekt //Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2016. № 8 (99). S. 401-402.
9. Shvetsov P.N., Yaparov I.M. Bashkirskoe zaural'e//Bashkirskaya entsiklopediya. URL: , http:// bashkirskaya-entsiklopediya.rf /index.php/2-statya/8864-bashkirskoe-zaurale
10. Bashkirskie plemena i rody //Entsiklopediya Bashkirii URL: http://ufa-gid.com/encyclopedia/bash_plem.html
11. Akhmetov V. Ya., Yakshimbetova G. I., Yarmukhametov R. Z. Formirovanie subregional'nogo etnoklastera kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skikh territorii (na primere Zaural'ya Respubliki Bashkortostan) // UEkS. 2015. №11 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subregionalnogo-etnoklastera-kak-faktor-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-selskih-territoriy-na-primere-zauralya
12. Voyakovskii D.S., Yunusova A.B. Interventsiya radikal'nykh ideologii v rossiiskoe islamskoe prostranstvo. Ufa: BGPU, IEI UNTs RAN, 2011. – 92 s.
13. Manoilo A. V. Modeli myagkoi sily setevykh terroristicheskikh//Rossiiskaya politicheskaya nauka. net, 2016. 1. 66-75pp.
14. Newman M. E. J., Girvan M. and Community structure in social and biological networks//PNAS 2002. June 11. 99 (12) 7821-7826 pp.; URL: http://www.pnas.org/content/99/12/7821
15. Shabykov V.I. Mezhetnicheskie i mezhkonfessional'nye braki v vospriyatii sovremennogo gorozhanina v Respublike Marii El // Sotsiodinamika. — 2018.-№ 2.-S.23-29. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.2.23018. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_23018.html
16. Shulakova N. N. Mezhetnicheskie braki v srede udmurtskoi molodezhi // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015. № 10 (60): v 3-kh ch. Ch. III. C. 215–217.