Library
|
Your profile |
Pedagogy and education
Reference:
Ayusheev V.V., Kulikova O.A.
Physical Exercises and Traditional Games of the Buryats as an Efficient Means of Physical Education
// Pedagogy and education.
2018. № 4.
P. 9-14.
DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.27611 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=27611
Physical Exercises and Traditional Games of the Buryats as an Efficient Means of Physical Education
DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.27611Received: 05-10-2018Published: 12-10-2018Abstract: The subject of the research is the physical exercises and traditional games of the Buryats as an efficient means of physical education. The rationale of the research is caused by the fact that this is an understudied issue in ethnopedagogy. It is necessary to provide scientific grounds and prove the need to preserve ethnocultural heritage of the Buryats and their physical education of the youth and to use their experience in physical education. The aim of the research is to discover physical exercises and traditional games of the Buryats as an efficient means of physical education. The general research methodology is based on the principles of dialectics that are used to analyze the world, society and human, the assumption that there is a universal connection and interdependence of facts and phenomena, integral nature and social determination of the personality growth process. In the course of the research the authors have the method of analysis and generalisation of relevant literature. The research involved scientific research on the Buryat ethnography, ethnopedagogy, and observation over children playing. The theoretical importance of the research is caused by the fact that the results of the research can be used to analyze the problems of applying traditional folk exercises, games and national sports to enrich the contents and forms of physical education at schools of the Republic. The results of the research can be also used in teaching sports at schools and universities and preparing academic curricula and study books. Keywords: physical exercises, traditional games, physical education, buryats, youth, ethnopedagogy, strength, endurance, agility, quicknessВо все времена представители каждой национальности в процессе своего исторического развития вырабатывают различные виды традиционных игр, физических упражнений, которые в будущем могут послужить неотъемлемыми средствами физического воспитания подрастающего поколения. Физические упражнения и традиционные игры, которые вошли в культурные традиции бурятского народа, динамично развиваясь, изменялись в соответствии с материальными условиями социума. Производственные отношения с формами и видами деятельности существенно влияли на их уровень. Известно, что у бурят, как и у других народностей, преобладали народные игры состязательного характера. Примеры этому можно найти в многочисленных письменных и археологических памятниках, также в народных сказаниях, преданиях и т. д. Они всегда славились азартом, так как во время состязаний игроки проверяли не только силу и выносливость, но и смекалку и ум. У бурят физическое воспитание детей было непосредственно связано с нравственным, трудовым воспитанием молодежи. Детей буряты достаточно с раннего возраста приучали к самостоятельности, прививали любовь и уважение к народным обычаям, это способствовало выработке бережного отношения к окружающему миру, обычаям бурятского народа. Тем самым подрастающее поколение развивалось, укреплялись физические возможности, двигательные навыки. Этот богатый опыт физического воспитания, его методы и формы передавались из поколения в поколение. Следует отметить, что традиционное физическое воспитание передавалось по определенным правилам. Сначала передача опыта осуществлялось на уровне семьи, а затем в коллективе, где наставники готовили молодежь к трудовой деятельности. Родители стремились вырастить своих детей физически развитыми, здоровыми, способными к труду, охоте, скотоводству, к защите родного очага. Также активно используя в воспитании элементы бурятского фольклора такие, как сказки, загадки, игры, родители развивали умственные способности своих детей. Обширный материал о традиционном физическом воспитании представлен в произведениях устного народного творчества (мифах, преданиях, легендах и др.). В них отражены реалии исторического прошлого народа, их трудового опыта, образно освещается происходившие некогда события. Устное народное творчество бурят зарождалось в колыбели семьи и воспитывало у подрастающего поколения любовь к традициям и обычаям народа, прививало любовь к труду и уважение к старшим. В легендах и преданиях часто встречаются описания многих средств и методов физической подготовки их главных героев. Воины, защитники рода и племени, с момента рождения проходили суровую школу разностороннего физического, психического, морально-волевого развития. Они выдерживали испытания в выносливости, смелости, решительности, храбрости. Эти испытания всегда были сложными, они должны были уметь ловить стрелы на лету, отбиваться от меча, поднимать и нести тяжелые предметы, быстро бегать, метко стрелять, владеть в совершенстве навыками верховой езды и т.д. Исследования материалов устного народного творчества (сказки, легенды, предания и т.д.) показывают, что физическое воспитание у бурят решало основные задачи укрепления здоровья, всестороннего физического развития, дальнейшего совершенствования сформированных физических навыков и умений для ведения традиционного хозяйства, привития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и т.д.), а также любознательности, рассудительности, умственной способности, храбрости, решительности. Традиционное физическое воспитание играло важную роль в приспособлении подрастающего поколения к суровым климатическим условиям Сибири, в приучении к основным видам деятельности, это скотоводство и охота. В этнопедагогике бурят важная роль отводилась детской игре, отражающей быт, культуру и представления о физическом совершенстве. Начальная трудовая деятельность и жизненная подготовка детей бурят большей частью была представлена народными играми, связанными с производственными, бытовыми и спортивно-состязательными сюжетами. В настоящее время на примере собранных игр и состязаний различного направления (беговые, прыжковые, силовые, интеллектуальные и др.) показаны все имеющиеся средства разносторонней физической подготовки, развития у детей художественно-эстетического вкуса, жизненной сноровки. Детские игры бурят многовариантны, универсальны, отличаются комплексностью. В основном игры созданы и придуманы самими детьми или подсказаны их родителями. Они всегда учитывали интересы своих детей. В процессе игры дети копировали и повторяли каждодневную деятельность старших, тем самым родители готовили своих детей к взрослой профессиональной деятельности. В истории возникновения физических упражнений, игр и состязаний первостепенную по важности роль сыграла охота. «Охотники, наблюдая за движениями и играми животных и птиц, а также их соперничеством при схватках, стали подражать и воспринимать их действия для охотничьих целей и удовлетворения своих физических и эстетических потребностей. Затем, реализуя потребность в зрелищах, стали устраивать состязания, соревнования, чтобы помериться на них своими силами» [7, С. 46]. Суровые условия жизни требовали, чтобы буряты проявляли серьезную заботу о подготовке детей к суровым условиям Сибири. Поэтому и возникли у бурятского народа самобытные игры, подражающие животных и птиц. Они проводились после удачной облавной охоты. Н. М. Хангалов [10] выделяет «хор наадан» - глухариную, «баабгайн наадан» - медвежью, «шоно наадан» - волчью и «тэхэ наадан» - козлиную игры. Встречались и другие традиционные игры бурят, где дети изображали охоту. «Наиболее древней хороводной игрой, как указывает И. Е. Тугутов, являлся «ягшаа наадан» (медвежья пляска). Она наиболее ярко отражала охотничий быт бурятских племен» [8, с. 39]. Все эти и другие игры отражали общественный строй, социально-экономический уклад бурят. По мнению Н.Е. Тугутова, «бытовали у бурят и другие игры: «Ботогон буурашалга» (Кошки и мышки), «Горшоог шоохо» (Игра в горшки), «Малгай шапга» (Игра в шапки), «Шүбгэ шэлгэ» (Игра в поиск шила и ножниц), «Тарбага шалга» (Ловля тарбаганов), «Шуур шэдэхэ» (Бросание ложки-шуур) и т.д.» [8, С. 38 - 44]. Одной из самых популярных самобытных игр бурятского народа является «шагай наадан» (игра в лодыжки). Они проводились в основном в форме групповой состязательной игры, участвовали в них больше всего дети подросткового возраста. Каждая игра отличалась от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Существовали у бурят и игры с орудиями метания. Так, например, самой популярной игрой среди подростков была игра «Баабхи шэдэлгэн» (Метание бабок). Также дети младшего возраста и подростки активно играли в подвижные игры, как «Гараараа гүйхэ» (Бега на руках), «Сахада бэеэ татаха» (Подтягивание), «Хорёо, хаамжа харайха» (Прыжки через изгородь), «Дохоншоохо» (Прыжки на одной ноге). Дети состязались в прыжках в высоту возле изгороди. Например, они прыгали через изгородь, калитку. Такие игры развивали не только мыщцы тела, но и мускулатуру рук и ног, улучшали координацию движений, прыгучесть. К народным играм бурят относятся также игры с мячом, такие как «Буха туулга» (Гонять быка), «Бумбэгэ шэдэлгэ» (Бросание мяча). Эти игры могли играть не только дети, но и взрослая молодежь. Эти игры развивали в основном мускулатуру рук, ног и плечевого пояса, а также вырабатывали координацию, ловкость. Одна из самых популярных игр у бурят – это "hээр шаалган" (Разбивание хребтовой кости), которая является древней бурят-монгольской традиционной игрой. Эта игра была популярна у скотоводов и кочевников. Во время забоев у скота доставали кость. Эта игра носила глубинный характер и смысл. Умение разбивать кость, характер, глубина, мужской стержень - все это проявлялось в игре. К традиционным играм бурят также относятся шахматы («шатар») и шашки («даам»). Буряты имеют много самобытных игр и физических упражнений. Количество их достигает несколько десятков. Но самыми интересными и популярными состязаниями у бурятского народа являются борьба («бухэ барилдаан»), стрельба из лука («hур харбалга») и конные скачки («мори урилдаан»). В историю они вошли под названием «сурхарбан», что в переводе означает «соревнование по стрельбе из лука». Но это понятие имеет более широкое значение. Эти состязания по-другому называются «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужей). Данное троеборье выявляет всестороннюю подготовленность и определяет самых сильных «баторов» (борцов), «мэргэнов» (стрелков) и «хүлэков» (наездников). В связи с развитием общества борьба, стрельба из лука и конные скачки стали традиционными бурятскими национальными видами спорта. Следует отметить, что буряты очень четко знали систему нормирования физической нагрузки с учетом возраста, физической подготовленности, состояния здоровья. Особенностью её является метод постепенной адаптации организма (тренировки) к физическим нагрузкам. Это глубоко продуманный, выверенный временем тренировочный процесс. Он применяется во всех сферах трудовой деятельности, где выполняются те или иные работы с большой физической нагрузкой в течение продолжительного времени. Большим достижением бурятского народа является возрождение, дальнейшее развитие и использование народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания молодежи. Этнопедагогика физического воспитания бурятского народа обретает в настоящее время новые формы занятий. Традиционные физические упражнения, народные игры и национальные виды спорта включены в настоящее время в программы по физическому воспитанию молодежи. Это положительно влияет на улучшение физической, психической и морально-волевой подготовки детей, возрождая и развивая обычаи и традиции бурятского народа. Бурятская борьба и стрельба из лука в настоящее время достаточно эффективно используются на этапе начальной подготовки как дополнительные средства в учебно-тренировочном процессе борцов вольного стиля и лучников [2,3,4]. Включенные в учебную программу борьба и стрельба из лука, значительно повышают эмоциональный фон учебных занятий, что в дальнейшем способствует повышению эффективности процесса физического воспитания. Например, занятия бурятской национальной борьбой формируют у молодежи жизненно важные навыки ведения единоборства, необходимые в первую очередь для юношей, будущих защитников Отечества. Как отмечает А. С. Сагалеев, «в процессе занятий бурятской национальной борьбой в наибольшей степени развиваются координационные способности (ловкость), что необходимо учитывать в процессе физического воспитания детей. Важно отметить, что интенсивность нагрузки в процессе поединка может достигать порога анаэробного обмена (ЧСС до 168-174 уд/мин). Это свидетельствует о том, что, проводя схватки по правилам бурятской борьбы, можно давать подопечным весьма большие нагрузки. Регулировать её величину можно варьированием количества соперников» [4, с. 86]. Тем самым бурятская национальная борьба является таким средством физического воспитания молодежи, благодаря чему обеспечивается более эффективная адаптация человека к экстремальным условиям жизни. Физическое воспитание стало базовым воспитательным и образовательным процессом молодого поколения. Оно используется в режиме дня, для организации внеклассной учебно-тренировочной работы, внутришкольных, сельских, республиканских, региональных и международных соревнований по национальным видам спорта. На факультете физической культуры, спорта и туризма Бурятского государственного университета готовят тренеров, преподавателей физической культуры, которые проходят специализацию по бурятским национальным видам спорта и народным играм. Преподавателями кафедр разработаны теоретико-методологические материалы, которые обогащают теорию и практику традиционной физической культуры бурятского народа, создают предпосылки для разработки новой модели современного процесса физического воспитания, что предполагают решение ряда принципиальных организационных вопросов по перестройке всего учебно-воспитательного процесса, а также проведение научно-исследовательской работы по использованию традиций физического воспитания. Новые формы и модели рекомендованы и успешно применяются в работе специализированных ДЮСШ по подготовке спортсменов высокого класса. Таким образом, физические упражнения и традиционные игры бурятского народа являются эффективными средствами физического воспитания молодежи.
References
1. Bal'sevich V. K. Kontseptsiya al'ternativnykh form organizatsii fizicheskogo vospitaniya detei i molodezhi // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. – Moskva : 1996. – №1. – s. 21-25.
2. Gombozhapova Kh-Ts. D. Strel'ba iz luka kak odin iz putei formirovaniya tolerantnykh otnoshenii // Mezhnatsional'nye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v usloviyakh globalizatsii: sbornik nauchnykh trudov v 2 ch. Ch.1 / nauch. red. D. Sh. Tsyrendorzhieva. – Ulan-Ude : Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2012. – s. 162-163. 3. Kalmykov S. V. Individualizatsiya podgotovki sportsmenov-edinobortsev v kontekste kul'turnykh traditsii Vostoka i Zapada. – Dis...d-ra ped. nauk v vide nauch. doklada. – Moskva, 1994. – 450 s. 4. Sagaleev A. S. Buryatskaya natsional'naya bor'ba kak effektivnoe sredstvo fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov. – Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika. – 2001. – Vyp. 7. – S. 83-88. 5. Sagaleev A. S., Khamnueva M. A., Tapkharov M. V. K voprosu o sovershenstvovanii fizicheskogo vospitaniya detei Baikal'skogo regiona. – Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiya. – 2000. – Vyp. 5. – S.76-79. 6. Sandanov B. D. Tri igry muzhei. – Ulan-Ude : Buryat. kn. izd-vo, 1993. – 160 s. 7. Tugutov I. E. Etnograficheskii sbornik. Vyp. 2. – Ulan-Ude : Akademiya nauk SSSR, 1961. – S. 43-65. 8. Tugutov I. E. Buryatskie narodnye igry. – Ulan-Ude : Belig, 1994. – 49 s. 9. Khamgushkeev N. M., Baldaev K. V., Sagaleev A. S. Buryatskie narodnye igry: uchebno-metodicheskoe posobie. – Ulan-Ude : NovoPrint, 2011. – 41 s. 10. Khangalov N.M. Sobranie sochinenii. – T.1. – Ulan-Ude : Buryat. kn. izd-vo, 1958. – 445 s. |