DOI: 10.7256/2454-0676.2020.1.27601
Received:
06-10-2018
Published:
16-03-2020
Abstract:
The subject of this research is the current practice of the Russian evangelical congregations and associations in the area of realization of tasks on preparation of ministers and clergy members. Such activity is held within the congregations, jointly with secular universities, as well as on the premises of theological educational establishments. Wide range of options on the one hand opens opportunities for decision-making for the leaders of congregations, but on the other, substantiates restrictions and risks with regards to the quality of preparation, as well as from the perspective of applicability of particular legislative norms to the corresponding practice. As the basic approach towards solution of research tasks, the author selected the so-called methodology of soft system, which is one of the varieties of systemic analysis. This methodological direction allows reconstructing and comparing normative statutes and relevant practice within the area under consideration. The scientific novelty consists in examination of the variety of practices of preparation of ministers and clergy members within the framework of Russian evangelical churches using the resources of systemic analysis. The author was able to systematize the indicated practices, as well as determine their key characteristics necessary for making efficient administrative decisions by the leaders of congregations and educational establishments. The acquired results are also important for the development of Russian legislation in part of regulation of state-confessional relations.
Keywords:
freedom of conscience, sociology of religion, theological education, religious education, educational standards, Russian legislation, education management, sociology of education, religious policy, evangelical churches
Практически все российские евангельские церкви в той или иной форме сталкиваются с необходимостью обеспечения профессиональной подготовкой своих служителей и религиозного персонала. В немногочисленной церковной общине одни и те же люди занимаются всеми направлениями деятельности, однако по мере увеличения численности церкви возрастает и уровень разделения труда. Часть функций начинают выполнять постоянные работники, другую часть – краткосрочные и долговременные волонтеры. Сообразно повышению спецификации труда все в большей степени становится насущной и потребность в организации соответствующего обучения. Оно может быть реализовано разными способами – на базе церковной общины, при помощи партнерской программы религиозного объединения и светского университета, а также в рамках программ духовных образовательных организаций. Каждый из способов обладает своими сильными и слабыми сторонами, которые не всегда очевидны как для внешних наблюдателей, так и для внутренних. Еще менее понятным представляется вопрос о том, является ли избранный вид подготовки подходящим для решения актуальных задач? И можно ли считать ту или иную деятельность качественным евангельским богословским образованием?
Поиск ответов на поставленные вопросы требует обращения к широкому кругу источников и научной литературы. Релевантные публикации можно условно разделить на две группы, первая из которых включает работы, посвященные изучению качества образования, а также рассмотрению подходов и методов оценки соответствия образовательных программ реалиям той или иной профессиональной сферы. В числе авторов наиболее значимых текстов И.Д. Фрумин [36], Г. Хилл [49], А.Г. Каспржак [10], В.С. Вахштайн [11], Р.А. Абрамов [30], С.А. Седов [28], Р.Р. Галлямов [6] и другие специалисты. Ко второй группе следует отнести публикации акторов систем евангельского богословского образования, специализирующихся на фундаментальных и прикладных вопросах управления в данной профессиональной сфере. Среди представителей этой группы можно упомянуть таких акторов как Р. Дас [38], Т.Н. Дятлик [8], Э. Хантер [39], Д. Келси [40], С. Пэтти [25], И. Шоу [42], М.Н. Черенков [32] и других теоретиков и практиков. Обозначенный круг разработок обеспечивает настоящее исследование достаточной теоретической базой, а также соответствующим инструментарием, необходимым для выполнения исследовательских задач.
Стоит отметить, что в качестве базового подхода в рамках настоящего исследования избран системный анализ в версии методологии мягких систем – направления, развиваемого Питером Чеклендом [37] и его сторонниками [44]. Подобный выбор обусловлен как характером исследовательского вопроса, так и спецификой изучаемой сферы. Этот методологический подход позволяет работать с данными разного уровня и происхождения, сопоставлять их между собой и на основе аналитических операций формулировать обобщенные выводы и рекомендации [43]. Основу источниковой базы составляют различные документы и материалы, свидетельствующие о практике реализации программ подготовки служителей в трех названных вариантах – в общине, в светском университете, в духовной образовательной организации. В их числе описания программ, отзывы участников, анонсы и новости, а также другие источники информации. Изучение каждого из подходов к организации подготовки будет произведено в логике рассмотрения конкретных кейсов, что потребует привлечения соответствующего методического инструментария [41]. Основные примеры будут взяты из практики общин и образовательных организаций, связанных с Российским объединенным Союзом христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) [7].
1. Подготовка служителей на базе церковной общины
Несмотря на наличие значительного числа специализированных организаций, занимающихся образовательной деятельностью [31], в большинстве евангельских церковных общин по-прежнему в той или иной форме осуществляется базовая подготовка служителей. Для реализации многих общинных проектов не требуется длительного обучения исполнителей, что позволяет создавать всевозможные программы локального значения. С формальной точки зрения уровень подобных программ не позволяет слушателям претендовать на квалификации и степени бакалавра, магистра или доктора, что не снижает их ценности в глазах организаторов и обучающихся. Большой популярностью пользуются библейские [4] и лидерские курсы [5], а также более продвинутые программы подготовки служителей [24], организуемые силами общин и их объединений. Ключевым элементом подобных программ становится жизненный опыт спикеров и наставников [48], а также практикумы в тех или иных направлениях деятельности. Наиболее успешные проекты приобретают популярность и начинают привлекать внимание не только внутри общины, но и за ее пределами. Благодаря этому многие крупные церкви постепенно переводят свои программы с локального уровня на более значительный и масштабный [16].
Так называемые библейские курсы представляют собой программы базового уровня подготовки служителей. В разных общинах они могут иметь разные обозначения, однако термины «библейские курсы» [29] и «библейская школа» [3] можно считать наиболее распространенными. В отличие от занятий, направленных на погружение в «основы веры» [18], библейские курсы сфокусированы не только и не столько на воцерковлении слушателей, сколько на их интеграции в то или иное служение общины [35]. Традиционно в программу занятий включаются обзоры наиболее значимых компонентов церковной жизни – «служений», что позволяет решить как минимум две задачи. Во-первых, слушатели узнают об актуальных практиках и получают представление о «правильном» способе их реализации. Во-вторых, после ознакомления возникает возможность в той или иной роли присоединиться к понравившемуся направлению деятельности. С точки зрения методов обучения, подобные программы включают преимущественно лекции, весьма часто стилизованные под проповеди, инструктажи и различные практические занятия. В зависимости от особенностей общины, подобные практикумы могут проходить как внутри ее здания, так и за его пределами [2].
В качестве следующей ступени подготовки служителей можно выделить так называемые лидерские курсы. Просветительская задача для них менее актуальна, в связи с чем в подобных программах меньше внимания уделяется исключительно проповеди, а больше – общению с действующими служителями и отработке тех или иных профессиональных компетенций. Устная практика, в том числе лекции, все равно занимают весьма значимую по времени часть обучения. Идея о том, что вера возникает под влиянием слушания, переносится и на практику подготовки служителей. В результате многие дисциплины лидерских курсов по форме становятся теоретическими, хотя могут именоваться практическими. Кроме того, в план подготовки нередко включают тематику, необходимую для «общего развития» и повышения «академического уровня» [45]. Нередко в качестве спикеров в рамках подобных дисциплин приглашают внешних специалистов, в том числе работников духовных образовательных организаций. В зависимости от преподавательских способностей и допустимых пределов творчества приглашенных спикеров, их занятия либо превращаются в более скучную версию лекций-проповедей, либо приобретают большее число интерактивных элементов профессиональной подготовки.
Отдельного внимания заслуживают программы, направленные на подготовку миссионеров. В евангельских церквях каждый верующий в силу своей принадлежности к общине может осуществлять миссионерские функции [9]. Если же речь идет не об обращении в веру отдельных людей, а о создании новой общины – подобной деятельностью традиционно занимаются миссионеры, которым требуется профильная подготовка. В зависимости от того, какую миссионерскую стратегию избирает для себя община, подготовка миссионеров может осуществляться тем или иным образом. При относительно пассивной миссионерской активности община ограничивается введением профильных тем в библейские и лидерские курсы, при условии наличия у нее таковых. Также элементы подготовки могут присутствовать на так называемых миссионерских конференциях, проводимых как внутри общины, так и с более широким кругом участников. В случае, если община всерьез ориентирована на миссионерскую работу, для миссионеров создаются специализированные программы, наиболее успешные из которых переходят на базу духовных образовательных организаций [13]. Подобные программы позволяют мотивировать людей на миссионерское служение и обеспечить их необходимыми профессиональными компетенциями [14].
В разнообразных программах обучения, реализуемых на базе церковных общин, фокусировка на отдельных людях и их удержании в общине играет весьма важную роль. Предполагается, что выпускник должен остаться в своей общине, в связи с чем этому аспекту уделяется значительное внимание [47]. Это же нередко становится препятствием для участия в программах представителей других общин и ассоциаций. Тем не менее, многие программы приобретают широкую известность, что побуждает их создателей проводить переосмысление некоторых базовых установок. Рост численности и географии привлечения слушателей становится причиной более интенсивных изменений внутри программы, приводящих к усложнению структуры обучения и воспитания, что обеспечивает их большее соответствие нормам высшего образования [46]. В этот момент перед руководством программы встает вопрос о выборе дальнейшей стратегии развития. Основных вариантов два – оставить программу внутри общины, тем самым ограничив перспективы для дальнейшего развития, или заключить партнерское соглашение с духовной образовательной организацией либо о возможности переаттестации результатов обучения, либо о полном переводе программы на уровень высшего образования.
2. Партнерские программы со светскими университетами
Так как образовательная деятельность не является профильной для церковных общин, многие из них изначально не занимаются попытками создания собственных внутренних программ. При малых масштабах деятельности возможным решением становится направление собственных служителей на подготовку в другие общины, обладающие необходимыми программами [24], либо же сразу в духовные образовательные организации [19]. Промежуточным вариантом является организация партнерских проектов со светскими университетами, готовыми адаптировать существующие у них образовательные программы под запросы руководства общин. Во многом аналогичной политики придерживаются и церковные ассоциации, объединяющие то или иное количество евангельских общин. Подобное партнерство может развиваться по одному из типовых сценариев, в числе которых присоединение группы обучающихся к общему набору на базе университета, создание отдельной учебной группы на территории общины или ассоциации, дополнение существующей программы значимой частью специфических курсов с конфессиональными преподавателями, а также разворачивание полностью новой совместной программы. В практике обозначенные сценарии могут комбинироваться, создавая уникальные решения для каждой конкретной ситуации и задач, поставленных руководством общины или ассоциации.
Целевые наборы на существующие образовательные программы светских университетов практикуются преимущественно в двух случаях. Первый из них – наличие ограниченного числа служителей общины или ассоциации, которые хотят получить высшее образование. Отдельной общине или ассоциации проще покрыть стоимость обучения нескольких служителей во внешней организации, чем пытаться создавать образовательные программы своими силами. Руководители кафедр и факультетов с большим интересом подходят к возможности целевого набора, так как это упрощает для них работу с абитуриентами и позволяет сформировать текущий или дополнительный бюджет. Второй случай – наличие возможностей для льготного или бесплатного обучения по смежным специальностям. В ряде случаев при получении государственного или частного финансирования университеты сталкиваются с необходимостью срочно набрать группу на ту или иную программу, и наличие партнерских отношений с евангельскими церквями значительно упрощает решение этой задачи. Особой популярностью пользуются программы по религиоведению и менеджменту в РАНХиГС [15] и РХГА [17], потому как впоследствии большая часть их дисциплин может быть перезачтена при получении профильного богословского образования [27].
В случае, если достаточно большая группа служителей собирается в одном городе, представители университетов могут предложить вариант комбинированного обучения, при котором консультации по программе будут проходить на территории общины, а аттестация – в университете. В подобной схеме происходит значительная экономия на транспортных расходах, потому как приезд 2-3 преподавателей на сессию требует значительно меньших расходов нежели пребывание 20-30 региональных студентов в Москве или другом крупном городе. Кроме того, при такой форме партнерства помимо базового содержания программы руководители общины или ассоциации могут добавлять свои специфические компоненты без согласования с кем бы то ни было. Даже если дополнительные занятия не будут предложены, в таких проектах могут появиться утренние богослужения и иные культурные особенности евангельских церквей, которые недопустимы в рамках светского образовательного пространства. Подобная форма кооперации может существовать только до того момента, когда основная группа студентов получит свои дипломы. Если же численность группы сократится раньше – на оставшихся студентов может лечь дополнительная финансовая нагрузка, связанная с логистикой.
Общины и ассоциации, обладающие достаточными кадровыми ресурсами, могут предложить включить в существующие программы факультативные и основные дисциплины вместе с конфессиональными преподавателями. Российское законодательство предоставляет некоторые возможности для интеграции религиозного компонента в светское образование, что позволяет предпринимать подобные шаги [34]. В таком случае программы по религиоведению, менеджменту или истории сохраняют свою государственную аккредитацию, а церковные общины и ассоциации получают возможность обучения своих служителей в соответствии с собственными вероучением и традициями. Чаще всего речь идет о теологических дисциплинах или же о модулях, предполагающих рассмотрение тех или иных важных для конфессии вопросов. Подобный ход, однако, не превращает смежные программы в богословское образование, поскольку они предполагают весьма разные портреты выпускника [21]. Получение подобного светского образования, однако, позволяет евангельским служителям решать часть задач, в том числе и с трудоустройством. Это особенно важно, поскольку многие из служителей не получают зарплату от общин, а ведут свой бизнес или работают на светских предприятиях, где важно наличие светской квалификации.
Наиболее сложной формой партнерства является запуск совместных образовательных программ. В отличие от прошлых вариантов, в которых достаточно согласовать отдельные детали, здесь требуется обсуждение более широкого круга вопросов. В дополнение к этому, в таких формах кооперации возрастает значение возможных рисков и издержек. Для новой программы может потребоваться получение дополнительной лицензии, прохождение процедур аккредитации, запланированные и непредвиденные расходы на разработку и запуск учебных дисциплин, проведение приемной кампании и удержание студентов во время обучения. Значимая часть этих вопросов с большой долей вероятности будет возложена на церковные структуры, выступившие инициаторами или идейными сторонниками программы. Сложным также может быть привлечение профильных преподавателей, поскольку они могут быть иногородними, что добавляет расходы на логистику. В связи с этим, в современной практике подобные формы кооперации применяются в основном для краткосрочных программ, проведение которых проще планировать и прогнозировать [26]. Кроме того, в небольших программах возможно удержать более высокий процент содержания, которое впоследствии будет перезачтено для ускорения получения богословского образования.
3. Программы подготовки в духовных образовательных организациях
В соответствии с российским законодательством, духовные образовательные организации (ДОО) могут реализовывать образовательные программы как в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), так и на основе конфессиональных стандартов [33]. При реализации программ по ФГОС к ДОО предъявляют те же требования, что и к другим образовательным организациям высшего образования. Для программ второго вида необходимо получение специальной лицензии, позволяющей осуществлять образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала [23]. Богословские программы, ведущие к получению богословских квалификаций и степеней, относятся ко второму виду. Дипломы, полученные в результате освоения программ в ДОО позволяют занимать позиции священнослужителей в религиозных организациях, устанавливающих соответствующие квалификационные требования [33]. Кроме того, богословские степени кадров высшей квалификации позволяют преподавать на программах с государственной аккредитацией [22], что дает выпускникам дополнительные карьерные возможности. В сравнении с описанными ранее вариантами обеспечения служителей необходимыми компетенциями и квалификациями, ДОО обладают наиболее серьезными возможностями. Организация их деятельности, однако, требует значительно больших финансовых и административных ресурсов.
Профильные лицензии на образовательную деятельность, получаемые ДОО, позволяют им реализовывать богословские программы уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (докторантуры). Отдельные модули программ могут предлагаться слушателям в качестве самостоятельных продуктов. На основе установлений соответствующей централизованной религиозной организации (ЦРО) на базе ДОО могут создаваться советы по защите диссертаций на соискание богословских степеней (ученых степеней) [20]. В 1990-е годы и в первом десятилетии XXI века большой популярностью пользовались очные программы, однако в дальнейшем спрос на них стал заметно сокращаться, что привело к их почти полному закрытию. В настоящее время подавляющее большинство богословских программ реализуется в очно-заочной и заочной формах [12], в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Конфессиональные стандарты, принятые на уровне ДОО или ЦРО, открывают достаточно широкие возможности для творчества разработчиков соответствующих программ. Тем не менее, практика проведения проверок Рособрнадзором показывает, что специалисты, уполномоченные на проведение подобных проверок, далеко не всегда готовы признавать конфессиональные стандарты и требуют соответствия типовым государственным стандартам [1].
Несмотря на наличие возможности организации программ в соответствии с ФГОС, большинство евангельских ДОО предпочитают фокусировать свою деятельность на богословских программах. С одной стороны, реализация программ, например, по экономике или информационным технологиям может существенно расширить круг потенциальных студентов. С другой, чаще всего работодатели в России предпочитают наличие дипломов от светских образовательных организаций, даже если профильные дипломы ДОО имеют государственную аккредитацию. Законодательство позволяет ДОО внедрять в программы по ФГОС религиозный компонент в достаточно значительном объеме. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» даже специально отмечено, что дипломы, полученные по окончании таких программ, позволяют занимать позиции служителей на законных основаниях наравне с обладателями богословских дипломов [33]. Однако объемы расходов на организацию подобных программ и сложности прохождения проверок даже по программам, не предполагающим государственной аккредитации [22], не способствуют выбору данного направления развития образовательной деятельности ДОО. Кроме того, большинство ДОО располагаются в крупных городах, где достаточно высока конкуренция между организациями высшего образования.
Так как ДОО должны быть зарегистрированы в качестве религиозных организаций, они обладают соответствующим набором прав, в том числе в части реализации программ религиозного воспитания и обучения религии. Иными словами, также как и церковные общины, ДОО могут открывать библейские школы, лидерские и миссионерские курсы, а также другие программы, не требующие получения лицензии на образовательную деятельность. В отличие от общин, ДОО могут выдерживать достаточно высокий уровень подготовки на таких программах, проводить аттестацию студентов и сертификацию выпускников. Для последнего, естественно, требуется наличие соответствующей образовательной лицензии [23]. Подобные программы могут также создаваться в ДОО и при наличии подготовительного отделения, ведущего к поступлению на программы высшего образования [34]. Этот набор возможностей во многом сближает ДОО с церковными общинами и создает дополнительное пространство для партнерства. В прежние десятилетия российские евангельские общины и ДОО развивали свои программы преимущественно по отдельности, но в недавние несколько лет по разным причинам число совместных программ подготовки евангельских служителей весьма заметно возросло.
В числе причин, побуждающих церковные общины и ассоциации активнее взаимодействовать с ДОО, множество позитивных и негативных мотиваций. В Советском Союзе у евангельских церквей почти не было возможностей для организации богословского образования, поэтому после распада СССР большим спросом пользовались практически все возникающие программы. Однако по мере развития евангельских образовательных систем и общего культурного уровня евангельских верующих возник и стал усиливаться запрос на более высокое качество обучения. Церковные общины не способны обеспечить это самостоятельно, в связи с чем и возникает потребность в ДОО. Кроме того, участие российских евангельских служителей в международных миссионерских проектах в целом ряде случаев требует наличия у них профильной квалификации, которую могут подтвердить только дипломы ДОО. И, наконец, крупные программы церковных общин постепенно начинают приобретать признаки образовательной деятельности, что предполагает получение соответствующей лицензии. Этот процесс не только не является обыденным для церквей, но и предполагает значительные расходы, в связи с чем более выгодным становится перенос программ на базу ДОО.
Заключение
Евангельские церковные общины и ассоциации, желающие обеспечить своих служителей профессиональными компетенциями и квалификациями, обладают достаточно широким диапазоном возможных решений. Наименее простым и экономным является организация обучения непосредственно на базе общин. Подобные программы могут покрыть базовые потребности в подготовке к профессиональной деятельности, однако они не способны решать более глобальные задачи. В случае привлечения ресурсов светских университетов у общин возникает шанс предоставить служителям светскую квалификацию, дополненную религиозным компонентом. Подобный вариант особенно актуален для небольших общин, служители которых совмещают труд в церкви со светской работой. Собственно богословское образование возможно только на базе духовных образовательных организаций. Они обладают большим набором возможностей, включающих аттестацию результатов неформального обучения, реализацию собственных программ разного уровня – от библейских курсов до докторантуры, а также организацию совместных программ с религиозными объединениями и светскими университетами, в том числе зарубежными. Возможности, предоставляемые на уровне законодательства, а также современное состояние данной сферы показывают, что богословское образование может наиболее успешно развиваться именно в рамках ДОО.
References
1. Akt proverki Federal'noi sluzhboi po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki yuridicheskogo litsa № 72/L/3 KNM 00180702312435 / 2018075424 // Evroaziatskaya bogoslovskaya seminariya. URL: http://etsem.org/assets/act-2018-02-22.pdf (data obrashcheniya: 03.06.2018).
2. Al'fa kurs // Tserkov' «Rosa». URL: http://rosachurch.ru/alphacourse (data obrashcheniya: 14.05.2018).
3. Bibleiskaya shkola tserkvi Missiya «Blagaya vest'» // Missiya «Blagaya vest'». URL: https://www.bsh-mbv.rf (data obrashcheniya: 30.05.2018).
4. Bibleiskie kursy // Videoseminariya Svyatoi Troitsy. URL: http://tvseminary.org/tvs-courses/ (data obrashcheniya: 12.05.2018).
5. Bibleiskie Liderskie Kursy // Tserkov' «Kraeugol'nyi kamen'» URL: https://kk-church.ru/biblejskie-liderskie-kursy/ (data obrashcheniya: 12.05.2018).
6. Gallyamov R.R., Kuznetsova Yu.A. Evolyutsiya vedushchikh trendov kachestva vysshego obrazovaniya kak indikator sotsializatsii ekonomiki v rossiiskom regione // Sotsiodinamika. 2017. № 10. S. 9-24.
7. Departament obrazovaniya ROSVKhE // ROSKhVE. URL: https://www.cef.ru/office/education (data obrashcheniya: 21.04.2018).
8. Dyatlik T.N. Chto ozhidayut pastory i pomestnye tserkvi byvshego Sovetskogo Soyuza ot bogoslovskogo obrazovaniya v nachale XXI veka? // Bogoslovskie razmyshleniya: Evro-Aziatskii zhurnal bogosloviya. 2009. № 10. S. 72-96.
9. Egorov S.Yu. Missionerskaya deyatel'nost' sovetskikh protestantov (po materialam Soveta po delam religioznykh kul'tov) // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2018. № 4. S. 155-164.
10. Kasprzhak A.G., Frumin I.D. Razvitie sfery obrazovaniya i sotsializatsii v rossiiskoi federatsii v srednesrochnoi perspektive // Voprosy obrazovaniya. 2012. № 1. S. 6-58.
11. Konstantinovskii D.L., Vakhshtain V.S., Kurakin D.Yu. Real'nost' obrazovaniya. Sotsiologicheskoe issledovanie: ot metafory k interpretatsii. M.: TsSP i M, 2013. – 224 s.
12. Kto akkreditovan? Kakie shkoly akkreditovany? // EAAA. URL: http://e-aaa.org/index.php/accreditation/kto-akkreditovan (data obrashcheniya: 20.05.2018).
13. Missionerskii trenirovochnyi kurs // Evroaziatskaya bogoslovskaya seminariya. URL: http://etsem.org/cornerstone.html (data obrashcheniya: 18.05.2018).
14. Missionerskii trenirovochnyi kurs // Ob''edinenie tserkvei «Kraeugol'nyi kamen'». URL: https://kk-church.ru/missionerskij-trenirovochny-j-tsentr/ (data obrashcheniya: 18.05.2018).
15. Obrazovatel'naya deyatel'nost' kafedry gosudarstvenno-konfessional'nykh otnoshenii // IGSU RANKhiGS. URL: http://igsu.ranepa.ru/p50856/p52580/ (data obrashcheniya: 04.06.2018).
16. Obrazovatel'naya programma «Slovo zhizni». Tserkov' «Slovo zhizni» sovmestno s Evroaziatskoi bogoslovskoi seminariei // Sodruzhestvo tserkvei Slovo Zhizni. URL: http://wol.etsem.org (data obrashcheniya: 15.05.2018).
17. Obrazovatel'nye programmy // RKhGA. URL: http://www.rhga.ru/education/obrprog/ (data obrashcheniya: 03.06.2018).
18. Osnovy very // Tserkov' Bozhiya v Tsaritsyno. URL: https://www.cogmos.ru/base (data obrashcheniya: 24.06.2018).
19. Pastorskoe sluzhenie (tserkovnoe sluzhenie) // Evroaziatskaya bogoslovskaya seminariya. URL: http://www.etsem.org/pastoral.html (data obrashcheniya: 19.05.2018).
20. Polozhenie o sovete po zashchite dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni. Utverzhdeno Pravleniem Tsentralizovannoi religioznoi organizatsii Rossiiskii ob''edinennyi Soyuz khristian very evangel'skoi (pyatidesyatnikov) ot 1 iyunya 2017 g.
21. Postanovlenie Departamenta obrazovaniya Soyuza ot 29 avgusta 2017 goda № 08002/DO «Ob utverzhdenii Obrazovatel'nykh standartov Tsentralizovannoi religioznoi organizatsii Rossiiskii ob''edinennyi Soyuz khristian very evangel'skoi (pyatidesyatnikov) po napravleniyu podgotovki «Bogoslovie (Teologiya)»».
22. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.11.2013 № 1039. «O gosudarstvennoi akkreditatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti» (vmeste s «Polozheniem o gosudarstvennoi akkreditatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti»).
23. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.2013 № 966 «O litsenzirovanii obrazovatel'noi deyatel'nosti» (vmeste s «Polozheniem o litsenzirovanii obrazovatel'noi deyatel'nosti»).
24. Programmy Uchebnogo tsentra // Moskovskaya tserkov' «Blagaya vest'». ULR: http://www.mgnc.org/newministry/trainingcenter/detail.php?ID=16237 (data obrashcheniya: 10.05.2018).
25. Petti S. Vzglyad na bogoslovskoe obrazovanie v stranakh Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy. K.: Missiya Evraziya, 2016. – 94 s.
26. RANKhiGS i ROSKhVE organizovali spetsial'noe obuchenie dlya svyashchennosluzhitelei // ROSKhVE. URL: https://www.cef.ru/infoblock/greetings/letter/article/1385891 (data obrashcheniya: 04.06.2018).
27. Rasporyazhenie Departamenta obrazovaniya Tsentralizovannoi religioznoi organizatsii Rossiiskii ob''edinennyi Soyuz khristian very evangel'skoi ot 01 noyabrya 2017 goda № 11001/DO «Ob utverzhdenii reglamenta priznaniya dokumentov ob obrazovanii (kvalifikatsii), rezul'tatov obucheniya sluzhitelei».
28. Sedov S.A. Sushchnostnye kharakteristiki ponyatiya «kachestvo vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya» // Pedagogika i prosveshchenie. 2017. № 4. S. 54-62.
29. Seminary po izucheniyu Biblii // Sodruzhestvo tserkvei Slovo Zhizni. URL: http://wolrus.org/education/bs/bk/ (data obrashcheniya: 16.05.2018).
30. Sokolov M.S., Abramov R.A. Povyshenie kachestva obrazovatel'noi deyatel'nosti na osnove monitoringa i ranzhirovaniya vysshikh uchebnykh zavedenii // Sovremennoe obrazovanie. 2017. № 1. S. 58-64.
31. Spisok shkol, vkhodyashchikh v EAAA // EAAA. URL: http://e-aaa.org/index.php/eaaa-home/kakie-shkoly-v-eaaa (data obrashcheniya: 22.04.2018).
32. S'orl D., Cherenkov M.N. Budushchnost' i nadezhda. Missiya, bogoslovskoe obrazovanie i preobrazovanie postsovetskogo obshchestva. Cherkassy: Kollokvium, 2015. – 296 s.
33. Federal'nyi zakon «O svobode sovesti i o religioznykh ob''edineniyakh» ot 26.09.1997 № 125-FZ.
34. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ.
35. Finansovoe bibleiskoe soobshchestvo // Sodruzhestvo tserkvei Slovo Zhizni. URL: http://wolrus.org/education/finansovoe-bibleiskoe-soobshchestvo/fbs/ (data obrashcheniya: 16.05.2018).
36. Carnoy M., Froumin I., Leshukov O., Marginson S. Higher Education in Federal Countries: A Comparative Study. London: SAGE Publications, 2018. – 504 p.
37. Checkland P. The Emergent Properties of SSM in Use: A Symposium by Reflective Practitioners // Systemic Practice and Action Research. 2000. Vol. 13. Issue 6. PP. 799-823.
38. Das R. Relevance and Faithfulness: Challenges in Contextualizing Theological Education // InSights Journal for Global Theological Education. 2016. Vol. 1. No. 2. PP. 17-29.
39. Hunter E. Reverse Innovation: In Search of Better Solutions than Best Practices // InSights Journal for Global Theological Education. 2016. Vol. 1. No. 2. PP. 9-13.
40. Kelsey D.H. Between Athens and Berlin: The Theological Education Debate. Eugene: Wipf & Stock Publishers, 2011. – 244 p.
41. Merkens H. Selection Procedures, Sampling, Case Construction // A companion to qualitative research. London: SAGE Publications, 2004. PP. 165-171.
42. Shaw I.J., Lawson K.E. Handbook for Supervisors of Doctoral Students in Evangelical Theological Institutions. Carlisle: Langham Global Library, 2015. – 242 p.
43. Williams B. Systemic Inquiry // The SAGE Encyclopedia of qualitative research methods. Volumes 1 & 2. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2008. PP. 854-859.
44. Wilson B., Haperen K. Soft Systems Thinking, Methodology and the Management of Change. London: Red Globe Press, 2015. – 512 p.
45. Word of Life Leader's program // Word of Life Church. URL: http://wol.etsem.org/en (data obrashcheniya: 14.05.2018).
46. Dontsov A.V. Optimіzatsіya sistemi formuvannya moral'noї kul'turi maibutnіkh uchitelіv // Teorіya ta metodika navchannya ta vikhovannya. 2017. Vip. 41. S. 60-70.
47. González I.D. Perspectiva antropológica de la educación Visión desde la filosofía dialógica y personalista // Revista Española de Pedagogía. 2010. Vol. 68, No. 247. P. 479-495.
48. Ruiz P.O. La pedagogía de la alteridad como paradigma de la educación intercultural // Revista Española de Pedagogía. 2013. Vol. 71. No. 256. P. 401-421.
49. Hill H. Bewerten und bewertet werden: Anmerkungen zum Stand der Diskussion und zu Perspektiven ihrer Weiterentwicklung // Verwaltung und Management. 2012. Vol. 18. No. 5. S. 227-238
|