Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Karagodina O.A.
Sociocultural functions of charity in the Russian society
// Sociodynamics.
2018. № 10.
P. 1-7.
DOI: 10.25136/2409-7144.2018.10.27539 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=27539
Sociocultural functions of charity in the Russian society
DOI: 10.25136/2409-7144.2018.10.27539Received: 30-09-2018Published: 12-10-2018Abstract: The object of this research is the sociocultural phenomenon of Russian charity, while the subject is the social functions of charity activities. The authors consider charity as a special type of practice of social interaction supported by the system of social aid institutions and manifested in the forms of civic initiatives, aimed at development of the comfortable and harmonious social environment. Charity carries out a number of functions: socializing, axiological, socioeconomic, communicative-integrative, and compensatory. Structural-functional approach was applied for assessing the functions of charity as a sociocultural practice; the article also used the methodological principles of unity of the historical and logical. A conclusion is made that performing the important sociocultural functions, Russian charity conduces the preservation and strengthening of the subject-object relations. It contributes to the development of high moral ideals and spiritual values, allows retaining the existential link between Self and Other, as well as avoiding negative consequences of globalization that unifies the national identity and distinctness. Keywords: charity, functions of the charity, spirituality, russian mentality, mercy, social culture, I and Another, civil society, compassion, social valuesБлаготворительность представляет собой сложный и многокомпонентный социокультурный феномен. Выступая в качестве «особой типовой практики общественного взаимодействия, поддерживаемой системой институтов социальной помощи и проявляющейся в формах гражданских инициатив, направленных на развитие комфортной и гармоничной социальной среды»[4, с. 38], благотворительность выполняет в обществе важные социокультурные функции. К основным функциям благотворительности относятся: социализирующая, аксиологическая, социально-экономическая, коммуникативно-интегративная и компенсаторная. Социализирующая функция благотворительной деятельности способствует усвоению необходимого социального опыта, правил и норм поведения, обеспечивает более активное включение личности в общественную жизнь. Социализация помогает личности усваивать культурные коды, благодаря которым она учится выстраивать свое поведение. Благотворительная деятельность позволяет воспроизводить традиции взаимопомощи и поддержки, тем самым позволяя своим субъектам быть более включенными в духовную и социальную сферы жизни. Практика коллективной взаимопомощи, исторически сложившаяся в нашей стране, способствовала развитию традиций благотворительности, которые вносят вклад в процесс социализации личности, формируя у нее гуманистические ценности. Безвозмездная помощь ближнему и проявление милосердия традиционно являлись основами православной жизни. На сегодняшний день они являются важными факторами процесса гуманизации национальной модели социализации. Социализирующая функция помогает обеспечить устойчивую взаимосвязь между социокультурными ценностями и благотворительностью. Являясь одним из факторов структурализации общества, благотворительность положительно влияет на гармонизацию и стабилизацию общественных отношений. Вместе с тем она помогает членам социума стать причастными к духовным ценностям и традициям национальной культуры. Благотворительная деятельность позволяет воспроизводить не только социальные практики взаимопомощи, но и фундаментальные морально-нравственные ценности, надежно скрепляющие разрозненные элементы социального организма. Это такие ценности, как способность сочувствовать, сопереживать и сострадать. Другой важной функцией благотворительной деятельности является аксиологическая функция, отвечающая за формирование системы ценностных потребностей и экзистенциальных интересов общества. Она способствует выработке моральных норм и гуманистических социальных установок, детерминирующих представления о добре и зле, о правильном и неправильном человеческом поведении. Аксиологическая функция позволяет накапливать, сохранять и транслировать социокультурный опыт, способствуя тем самым обеспечению архетипической устойчивости культуры. Институт благотворительности играет немаловажную роль в процессе формирования, сохранения и передачи ценностной иерархии общественного сознания. В свою очередь, этот процесс придает социуму особую уникальность, обеспечивая его системой ценностно-смысловых ориентиров социальной деятельности. С помощью этих ориентиров социальная культура коррелирует с подобными ей конструктами, а ее субъекты сохраняют свой особый взгляд на социальную действительность. Аксиологическая функция благотворительности призвана сохранять и транслировать ценности, общественные нормы, обычаи, культурные образцы и ориентиры, благодаря которым люди могут выстраивать свою социальную деятельность и коммуникацию. В данном аспекте благотворительность стоит рассматривать как неотъемлемый компонент национальной культуры. Благотворительная деятельность имеет тесную взаимосвязь с социальной культурой. Это проявляется в том, что благотворительность, систематически воспроизводя социальную практику оказания взаимопомощи, способствует формированию и сохранению определенных архетипических установок в общественном сознании, в социокультурном пространстве, а социальная культура, в свою очередь, стимулирует общественную потребность в оказании помощи Другому посредством культурных архетипов, отражающихся в традициях, обычаях и мифах. В данном контексте важную роль играет иерархическая система гуманистических ценностей. Тесно коррелируя с социальной культурой, она оказывает влияние на развитие коммуникативных связей субъектов, находящихся на разных уровнях социальной иерархии и определяет роль этих связей в сфере общественных отношений. Включенность в благотворительную деятельность содействует социальной мобилизации, стимулирует гражданскую активность членов социума, которая базируется на принципе общественной солидарности. Кроме того, благотворительность способствует развитию гражданского общества, исследованию которого в последние годы уделяется все большее внимание со стороны различных исследователей, как в теоретическом, так и в практическом аспектах [8; 9]. Стоит отметить, что исторически сложившиеся условия, духовные и геополитические факторы детерминировали самобытность нашей русской культуры. Благодаря этому сформировалась ценностно-смысловая система, включающая в себя такие аксиоланты, как милосердие, духовность, бескорыстие, гуманизм, коллективизм, альтруизм. Именно они способствуют сохранению и развитию традиций благотворительной деятельности. Отечественные философы неоднократно обращали свое внимание на проявление любви к ближнему своему, не имеющей какого-либо меркантильного основания или причины. Так, например, П.Я. Чаадаев писал об удивительном бескорыстном душевном устройстве и уникальном щедром русском характере. Он полагал, что источником этого особого русского характера является православие, так как оно провозглашает любовь к ближнему в качестве одной из главных добродетелей [13]. Именно любовь к ближнему представляет собой щедрость души, о которой писал философ. Рассуждая о соборной целостности сосуществования, А.С. Хомяков отмечал, что это есть «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви» [12,с. 101]. Схожей позиции придерживался Н.О. Лосский, который рассматривал духовный феномен любви к ближнему и основанные на ней милосердие и благотворительность сквозь призму религии. Философ видел в них отражение ключевых принципов христианской нравственности и морали, он признавал их частью Божественной сущности, считал благотворительность богоугодным и богоосвященным делом. Лосский Н.О. давал высокую оценку бескорыстным поступкам, которые человек совершает «без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды» [7, с. 24]. Основой благотворительности должно быть человеколюбие. Благотворительность, основанная на человеколюбии и милосердии, ведет человека к соборности. Она является духовным феноменом, который помогает сохранять единство и целостность социума, развитию особых «соборных» отношений. Соловьев В.С. рассматривал идею соборности как идею всеединства. В нем он ценил гармонию отношений: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» [10, с. 552]. Также важно отметить, что аксиологическая функция благотворительности, оказывая влияние на формирование мировоззренческих взглядов ее субъектов, способствуют укреплению горизонтальных и вертикальных социальных связей. Кроме того, ценностно-смысловые ориентации социальной деятельности являются индикатором уровня развития общества. В процессе развития российского общества важное место занимает коммуникативно-интегративная функция благотворительности. Она позволяет формировать субъект-субъектные связи, которые возникают в процессе социального взаимодействия благотворителя и благополучателя. Эта функция направлена на их сближение и интеграцию, на преодоление социального отчуждения, с которым сталкиваются люди, нуждающиеся в социальной помощи. Многие из них претерпевают процесс отчуждения и лишаются своей Самости из-за корысти Другого. Отчуждение проявляется, прежде всего, в уходе от социальной деятельности, от Другого, а также и своего Я. Благотворительность способствует нивелированию социального отчуждения. Благотворительная деятельность формирует определенную систему коммуникативно-интегративных отношений, которая способствует сглаживанию социальных противоречий и преодолению отчуждения. Развитие такого рода отношений ведет к формированию интерсубъективной социальной реальности. Выступая в качестве средства преодоления социального отчуждения, благотворительность способствует духовному росту благотворителей и благополучателей, а также гармонизации социальных отношений. В настоящее время сверхдинамичный ритм жизни нашего информационного общества диктует определенные модели поведения, которые предполагают колоссальные психоэмоциональные затраты, что может привести к утрате гуманистических ценностей, потере духовных ориентиров и внутреннему опустошению. Ежедневные бытовые проблемы и заботы приводят к зависимости современного человека от техники, тем самым отчуждая его и от социума, и от личных экзистенциальных интересов. Благотворительная деятельность как двусторонний обоюдный процесс, способствует преодолению этого отчуждения, она помогает сохранить свое Я обоим субъектам благотворительного взаимодействия. Благотворительность помогает сглаживать социальные противоречия, содействует повышению культурного уровня общества и гармонизации отношений между людьми, находящимися в разных социальных условиях. Таким образом, она выступает в качестве духовной и психосоциальной скрепы общества. Не менее важной является социально-экономическая функция благотворительной деятельности. Она направлена на обеспечение необходимого уровня жизни тех граждан, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе по объективным причинам. Благотворительность стабилизирует социум, содействует снижению уровня конфликтности, агрессивности и социальной напряженности, оказывает воздействие на общественное мнение, культивирует гуманистические настроения в обществе. Кроме того, благотворительная деятельность нейтрализует недостатки государственной социальной политики, прежде всего, за счет оперативности и адресности доставляемой помощи [6, с. 28]. Критикуя социальную политику государства, С. Н. Булгаков писал, что она «заменяет любовь, возможную лишь в отношении к личности, но не к совокупности – будь это «партия», или «класс», или «человечество», устанавливая противопоставление «живой» любви к ближнему и «любовью к дальнему, так сказать, социологической» [2, с. 305]. Благотворительность лишена этого недостатка отчужденности, она компенсирует пробелы в социальном праве. И любви в ней не меньше, чем в праве позитивном. Булгаков С.Н. неоднократно отмечал, что для экономического подъема России следует уделять особое внимание православию, в должной мере используя его нравственный и воспитательный потенциал. Имея возможности оказывать помощь и поддержку нуждающимся, граждане должны выделять средства на благотворительность, чтобы принести пользу отечеству. Философ уделял особое внимание специфике хозяйственной, культурной и религиозной жизни России. В качестве главной производительной силы экономики он рассматривал человека-хозяина, так как именно благодаря хозяйственной деятельности человек создает то, чего нет в данном ему мире [1, с. 56]. Тем не менее, благотворительная деятельность основана не только на религиозных, но и на социальных мотивах, синтез которых обусловил формирование у широкой массы людей особых системы взглядов, – так называемой «философии хозяйствования». Согласно данной философии, сфера экономических отношений, для которой характерны сугубо утилитарные интересы, не должна быть лишена морали. Ведь попрание духовности в человеке приводит к неразумному потребительству и утрате гуманистических ценностей. Именно поэтому не стоит ставить во главу угла экономическую выгоду, поскольку погоня за ней убивает совесть [5]. Философ утверждал, что «христианство не допускает примирения с каким бы то ни было общественным строем, основанным на насилии и ненависти, оно может благословить только строй, воплощающий начало любви, свободы и равенства, и, пока остается социальная неправда, оно всегда зовет вперед, к социальному прогрессу, к очищению общества от этих пороков, проповедует не только личное, но и общественное покаяние… бесспорно, существуют для христиан обязанности в экономической жизни, в области экономической и социальной политики» [3, с. 85-86]. Следует еще раз отметить, что благотворительность, основанная на милосердии, снижает уровень социальной напряженности. Компенсаторная функция благотворительности характеризуется тем, что оказывая помощь Другому, человек ощущает душевный подъем и получает эмоциональную разрядку, тем самым компенсируя физические и материальные ресурсы, затраченные на осуществление благотворительного акта. Участие в филантропической деятельности положительно влияет на психологическое состояние людей, поскольку помогая страждущим, человек чувствует свою значимость и сопричастность к чему-то важному и духовному, ощущает моральное удовлетворение. Все это в итоге способствует личностному духовному росту. Благотворительность способствует нравственному самосовершенствованию и повышению морального уровня человека. Кроме того, совершая добрый поступок, человек, пусть и не в полной мере, но все же компенсирует содеянное когда-либо зло. В данном аспекте стоит упомянуть о том, что благотворительность зачастую больше нужна именно благотворителю, чем нищему. Традиционно в России она являлась необходимым условием и показателем личного нравственного здоровья. Однако нуждающийся тоже получает не только материальную помощь, но и моральную поддержку, осознавая, что Другой не равнодушен к его бедам. Благотворительность в определенной степени компенсирует то, что не успевает реализовать государство, осуществляя цели социальной политики. Компенсаторная функция проявляет себя не только в духовном, но и в материальном контексте. Помогая нуждающимся, люди снижают возможные риски криминализации общества, когда, не имея достаточных средств к существованию, обездоленные посягают на чужую собственность. Благотворительность способствует нивелированию асимметрии, возникающей в социальных отношениях, тем самым препятствуя отчуждению некоторых категорий граждан от гуманистических идеалов. В данном аспекте компенсаторная функция тесно коррелирует с социально-экономической функцией, направленной на добровольное перераспределение материальных средств и услуг, осуществляемое из чувства милосердия. Таким образом, российская благотворительность представляет собой сложный многоаспектный феномен. Выполняя в обществе важные социокультурные функции, она способствует сохранению и развитию экзистенциальных интерсубъективных связей. Благотворительная деятельность содействует личностному, духовному и социальному росту людей, развитию высоких духовно-нравственных ценностей и идеалов, помогает сохранить национальную идентичность. References
1. Balashov A.M. Filosofiya khozyaistva i moral'nye aspekty predprinimatel'skoi deyatel'nosti v trudakh russkikh uchenykh // Nauchnyi al'manakh. – 2015. – № 10-1(12). – S. 55-58.
2. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaistva / Otv. red. O. Platonov. – M.: Institut russkoi tsivilizatsii. – 2009. – 464 s. 3. Bulgakov, S.N. Khristianskii sotsializm. – Novosibirsk: «Nauka», Sibirskoe otdelenie. – 1991. – 350 s. 4. Vasil'eva E. G., Litvinova I. N., Karagodina O. A. Fenomen blagotvoritel'nosti v provintsial'nom sotsiume na rubezhe XIX-XX i XX-XXI stoletii: Monografiya. Volgograd, 2013. – 307 s. 5. Vozrozhdenie blagotvoritel'nosti v otechestvennom obrazovanii – ob''ektivnoe velenie vremeni. – Elektron. tekstovye dan. – Rezhim dostupa: http://www.jeducation.ru/1_2004/85.html (data obrashcheniya: 02.01.2016). 6. Dmitrieva, M.G. Filosofsko-metodologicheskie osnovy blagotvoritel'noi deyatel'nosti v sfere sotsializatsii detei-sirot : Dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11 / Dmitrieva Maiya Georgievna; Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet. – SPb., 2014. – 196 s. 7. Losskii, N.O. Usloviya absolyutnogo dobra. – M.: Politizdat. – 1991. – 368 s. 8. Makarenkov E.V., Pus'ko V.S.Testirovanie po politologii: metodika i testy.-Moskva, 2014.-92 s. 9. Pus'ko V.S.Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: problemy stanovleniya i bezopasnosti// Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki.-2014.-№ 3.-S. 346-352. 10. Solov'ev, V. S. Sobranie sochinenii. T. 2. – Elektron.tekstovye dan. – Rezhim dostupa: http://www.odinblago.ru/soloviev_2/01 (data obrashcheniya: 11.11.2015). 11. Somin, N.V. «Filosofiya khozyaistva» S.N. Bulgakova – priobreteniya i poteri. – Elektron. tekstovye dan. – Rezhim dostupa: http://chri-soc.narod.ru/Bulgak_phil.htm#_ftn4 (data obrashcheniya: 09.01.2016). 12. Khomyakov, A. S. Soch. V 2 t. T. 2 / A. S. Khomyakov. – Praga, 1867. – 463 s. 13. Chaadaev P.Ya. i russkaya literatura pervoi poloviny XIX veka – Elektron.tekstovye dan. – Rezhim dostupa: http://librebook.ru/filosoficheskie_pisma__sbornik/vol7/1 (data obrashcheniya: 02.01.2016). |