Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

Yuri Karasov – artist of the free people

Kanokova Fatima Yur'evna

Doctor of Art History

Docent, the department of Architectural Engineering, Design and Applied Arts, Kabardino-Balkaria State University named after H. M. Berbekov 

360004, Russia, respublika Kabardino-Balkariya, g. Nal'chik, ul. Chernyshevskogo, 226

f.kanokova@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2018.2.26069

Received:

19-04-2018


Published:

26-04-2018


Abstract: The subject of this research is the works of one of the founders of visual art of Karachay-Cherkess Republic. The first professional Nogai painter – Karasov Yuri Baubekovich. The author conducts an art analysis of his artistic and graphic canvases from the ethnographic series “Nogai El”. The article determines the general style and circle of storylines of each composition, reveals the symbolic meaning of the key images, giving particular attention of examination of the compositional schemes, use of technical methods, reckoning of color formulas, and identification of the main coloristic preferences of the painter. The methods of art analysis of the oeuvres include the formal-stylistic and iconographic analysis of the entire series and separately depicted images. The author traces the process of creation of each composition, since the conception of the idea, until the final product; reveal the paths of creative search and sources of inspiration. The scientific novelty consists in introduction into the contemporary art studies of the circle of new, previously unrenowned compositions of the artist.


Keywords:

Nogai, artist, graphic arts, painting, steppe, camel, dombra, ornament, sun, form


Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение жизни, оно призвано давать верную трактовку действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений и народов. Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира [1, с.4].

Искусство художников многонациональных республик Северного Кавказа, обладая ярко-выраженными особенностями традиций и менталитета, неподвластно границам, установленным политиками, оно объединено природными и геополитическими условиями, историей и религией.

Впечатляющие красотой и величественностью ландшафты Карачаево-Черкессии – горные ущелья, долины и степные просторы, поражая взор экзотикой и, бесконечно служа источником вдохновения, словно созданы для творчества. Профессиональное изобразительное искусство республики неразрывно связано с именами известных во всем мире художников, один из которых – Карасов Юрий Баубекович, он не только стоял у истоков зарождения, но и воспитал не одно поколение живописцев и графиков.

Юрий Баубекович начал свой творческий путь во Дворце пионеров, в детской изостудии города Черкесска. Высшее образование получил в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом институте им. У. Алиева, окончив в 1973 году художественно-графический факультет [8, с.176]. Со студенческой скамьи, участвуя в молодежных художественных выставках, проводимых в республике и за ее пределами, он добился не малых успехов. В 1982 году он был принят в члены Союза художников СССР, а с 1982 года возглавлял Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского краевого Союза художников РФ. С 1990 года помимо творческой, он занимается и педагогической деятельностью, возглавляя Детскую художественную школу г. Черкесска, где он работает по сей день.

Юрий Баубекович многое сделал для развития базы Союза художников республики, по его инициативе были открыты выставочный зал и картинная галерея при республиканском музее, также он являлся инициатором создания и становления отделения декоративно-прикладного искусства при колледже искусств им А. А. Даурова. Следует учесть и тот общественный вклад, который вносит Юрий Баубекович в укрепление межнациональных отношений, являясь председателем общественного движения «Бирлик» и «Ногайской культурной автономии г. Черкесска». Он имеет Почетные Звания «Заслуженный художник КЧР» и «Заслуженный работник культуры КЧР» [9, с.54]. Его труд неоднократно отмечался грамотами, дипломами, благодарностями Академии художеств РФ, золотой медалью Творческого Союза художников и серебряной медалью Союза художников РФ.

Карасов Юрий Баубекович – первый ногайский профессиональный художник, исследователь, скрупулезно изучающий историю своего народа, эпос, фольклор, прикладное искусство. По крупицам он собирает материал для своих работ, не боясь, в поиске творческого «Я» окунуться в мир неизведанного прошлого. Свои произведения Юрий Баубекович создает как в миниатюре, так и в монументальных формах. В его арсенале широкое разнообразие графических техник и материалов. Каждый сюжет наполнен смыслом, наделен историей, изобилует знаками, символами, характеризующими этническую общность ногайского народа [6, с.56].

Особое значение в жизни художника всегда имела заповедная часть земли, где он родился и вырос – его родной аул Икон-Халк. Именно здесь, незримые образы несущихся всадников и одиноко пасущихся лошадей, теплые руки бабушки Керуан, рассказы стариков, звуки домбры и ногайские танцы сформировали основной круг сюжетов его будущих произведений. Из рассказов и легенд, поведанных дедушкой Асхадом, он знал, что где-то в степях есть невидимый вольный дух, который он непременно должен найти, прочувствовать, обнять и впитать, смешав с запахом полыни, теплом летнего солнца и южного ветра.

Ярким примером может послужить серия его произведений «Ногай эл», для создания которой маэстро прошел долгий путь – путь длиною в жизнь, путь, на котором его ждали лишь высокие взлеты, путь, где однажды, прикоснувшись к вечности, он уже не отпускал ее ни на миг.

Открывает серию одноименное произведение, в сюжете которого заключена идея объединения ногайцев различных этнографических групп. Две монументальные женские фигуры, являясь символом продолжения рода, хранительницами домашнего очага, облачены в традиционные ногайские костюмы. Справа стоит женщина, на которой надет традиционный караногайский костюм – бешмет «къаптал», украшенный нагрудными застежками «такъта туьйме», подвесками «тоьсликъ», широкой поясной пряжкой «къусакъ» [2, с.145]. На голове меховая шапка «боьрк». Слева – женщина в кубанском костюме – под верхним платьем «шыба» надет кафтанчик, на который в несколько рядов нашиты нагрудные пластинки «тоьс туьйме», талию опоясывает серебряный «кемар», а голову венчает галунная шапка «окъа боьрк» [5, с. 68]; [4, с.128]. Женщины изображены на фоне неба, охраняемого небесной волчицей «коьк боьри», лунный свет, падая на звезды, которые имитируют родовые знаки «тамги», освещает лики красавиц и мягко ложится на купол юрты «терме», являющейся не только традиционным типом жилища ногайцев, но и великим символом кочевничества. Картина наполнена теплыми оттенками, вызывающими ассоциацию с палящим степным солнцем, теплым песком и мягким войлоком.

Этой палитре автор отдает предпочтение и в следующем произведении «Верблюд с поклажей…», сюжет которого навеян песней ногайского певца Арсланбека Султанбекова. Перед зрителем открывается степной простор, вдали виднеются наполненные уютом юрты, из их светодымовых отверстий «шагарак» валит дым, маня ароматом ногайского чая и вареной баранины всадников, мечтающих посидеть вокруг очага с деревянной пиалой в руках. Центром композиции является ногаец, играющий на музыкальном инструменте «домбыра», он восседает на верблюде, навьюченном его незамысловатым скарбом – войлочными сумками «дорба» и кожаным сосудом «торсык. Его «караван» охраняет солнечный диск «куьн коьзи», лучи которого не только греют тело, но и согревают душу, от чего его песня становится родней и теплей. Песня домбры звучит и в двух последующих произведениях «Йырав» и «Эй домбыра». Только в первом, эта песня какая-то особая, будто вовсе не песня, а вой степного волка на полную луну. Чего нельзя сказать о картине «Эй домбыра», где цвет становится мягче, а силуэт девушки лиричней. Автор выделил хрупкие пальцы домбристки теплым контуром, от чего, создается впечатление сияния, переливающегося в струнах инструмента.

Еще одному музыкальному инструменту «кыл кобыз» посвящена работа Карасова «Акын». К сожалению, ногайский «кыл кобыз» не сохранился ни в музейных, ни в частных коллекциях. Впервые, Юрий Баубекович увидел его на иллюстрациях в книге С.Г. Гмелина «Путешествие по России» [3, с.45] и «Ногайцы» [7, с.223]. Автор постарался передать яркую гамму обертонов «кыл кобыза» через цельность и монументальность фигуры «акына», обволакивающей инструмент со всех сторон и, в то же время, позволяющий ему дышать, издавая свой гнусоватый, писклявый или бархатно-густой, сочный звук. Бережно перебирая две струны, «акын» медленно скользит по ним смычком, окуная зрителя в музыкальный транс.

Старинная карта, на которой было указано, что на территории от Запорожья до Аккермана жили ногайцы, вдохновила Юрия Баубековича на создание «Акерманских девушек», которые славились как искусные рукодельницы. Много песен было посвящено их непревзойденному мастерству. Собирателем народного ногайского фольклора Айной Черкесовой, в ходе полевых изысканий была записана одна из шуточных песен «Аккерманнынъ аьрув кызы» (Аккерманская хорошая девушка), которая будто звучит среди уверенных пастельных штрихов картины.

Женские образы Юрия Карасова отражают значимость женщины в жизни ногайцев. Как один из главных образов выступает материнство «Аналык». Женщина бережно держит в руках своего ребенка, отдавая ему всю свою любовь, тепло и заботу.

В противовес мягкому и интимному образу матери художник ставит рельефные фигуры борцов на поясах «Куьрес». Две мощные формы сплелись в поединке и вновь монументализм, обобщенность, цельность! Эта работа имеет глубокий философский смысл – это не просто борьба двух мужчин, это борьба двух противоположностей – добра и зла, молодости и старости, прошлого и будущего.

«Достаточно скупыми художественными средствами автор говорит об очень большом и важном. Его персонажи несут в себе или энергию покоя, подобно сжатой пружине, или мощь безудержного движения – наследия кочевого прошлого – пишет искусствовед Т. П. Петенина – при этом отмечая, что работы Карасова отличаются утонченным вкусом и высоким профессионализмом» [9, с.369].

Проникнув в одухотворенные образы художника, можно с уверенностью сказать, что, создавая свои бесценные произведения, Юрий Баубекович окунает зрителя в мир этнической культуры ногайского народа, он ненавязчиво приглашает в прошлое, понимая, что без него нет настоящего, а соответственно и будущего.

References
1. Beda G. V. Zhivopis'.– M.: Prosveshchenie, 1986.
2. Gadzhieva S. Sh. Material'naya kul'tura nogaitsev v XIX – nachale KhKh v. – M.: Nauka, 1976.
3. Gmelin S. G. Puteshestvie po Rossii. – Spb., 1777. – T. II.
4. Kalmykov I. Kh., Kereitov R. Kh., Sikaliev A. I.-M. Nogaitsy. – Cherkessk, 1988.
5. Kanokova F. Yu. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo nogaitsev: dissertatsiya...kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.04 / Kanokova Fatima Yur'evna; [Mesto zashchity: Mosk. gos. khudozh.-prom. un-t im. S.G. Stroganova].-Moskva, 2012.
6. Kanokova F. Yu. Professional'noe iskusstvo nogaiskikh khudozhnikov – voploshchenie vnutrennei dukhovnoi obshchnosti i traditsionnykh osobennostei kul'tury naroda / Kul'tura. Dukhovnost'. Obshchestvo: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Pod obshch.red. S.S. Chernova. – Novosibirsk: Izdatel'stvo TsRNS, 2013.
7. Kereitov R. Kh. Nogaitsy. Osobennosti etnicheskoi istorii i bytovoi kul'tury: monografiya. – Stavropol': Servisshkola, 2009.
8. Koichueva Z. K. Khudozhniki-pedagogi Karachaevo-Cherkessii / Prepodavatel' XXI vek: Obshcherossiiskiinauchno-prakticheskii zhurnal o mire obrazovaniya.-M.: "Prometei" MPGU, 2014.
9. Petenina T. P. Izobrazitel'noe iskusstvo nogaitsev / Nogaitsy: XXI vek: Istoriya. Yazyk. Kul'tura. Ot istokov – k gryadushchemu. Materialy Pervoi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Cherkessk, 2014.
10. Simvoly i nagrady Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki.- Cherkessk, 2015.