DOI: 10.7256/2310-8673.2018.1.25727
Received:
08-03-2018
Published:
15-03-2018
Abstract:
In modern metropolises, there is an entire spectrum of open spaces, which includes city squares, parks, river walks, naturally formed landscapes, curtilage in residential developments, and others. Often their appearance contributes not only to sociocultural, but economic development of the territory as well. Social space is an incubator of urban development, assigned with an important role in establishment of the holistic sociocultural structure of the city that ensures relevance of the selected topic, which subject is the public territories. The author examines the link between the sociocultural development of the territory and social space as a new vector of its development, using the methods of theoretical analysis of the scientific-methodological literature and open Internet sources for the extensive coverage of the question at hand, as well as the methods of comparison, analogy, and generalization. The scientific novelty consists in introducing characteristics to the concepts of social and cultural spaces, as well as analyzing the project practices of formation of the social spaces, implemented within the framework of national project of the Strategic Initiatives Agency “Far from the Capitals”. The presented in the article analysis of formation of the experimental open platforms allows concluding that the social spaces are capable of making changes in life of the city, which requires the search for the new ways and methods for their creation, preservation, and modernization.
Keywords:
socio-cultural space, cultural environment, social space, cultural space, public space, urban centre, city environment, local territories, free time, flexibility of the urban environment
Социальное и культурное пространство: характеристика понятий
Современные условия жизни приводят либо к разъединению людей, либо к их поверхностному объединению на информационном уровне, что ведёт к «духовному аутизму, ограниченной и обманчивой самодостаточности и фактическому одиночеству» [1]. В результате происходит разрушение социума, обостряются социальные и культурные противоречия. Новым вектором социокультурного развития территории сегодня являются общественные пространства – проекты, способствующие «оживлению» окружающей территории. Чем больше общественных пространств, тем более ценным и статусным становится город. Комфортные общественные пространства способны приносить прибыль, они оживляют деловую и культурную активность в городе, улучшают микроклимат и повышают ценность городских земель.
Важнейшим фактором развития страны в целом и каждого региона в отдельности выступает рост человеческого потенциала, что повышает интерес ученых к теме освоения социокультурного пространства. Несмотря на широкое использование в научной литературе понятие «социокультурное пространство» имеет довольно слабое теоретическое обоснование. Зачастую данный термин используют как исходную категорию, некий собирательный образ, который не требует дополнительных аргументированных уточнений. Одни авторы (П. Сорокин, К. Левин) подразумевают под социальным пространством точки соприкосновения социального взаимодействия людей [2-3], другие – конкретные территории, на которых происходит развёртывание и закрепление взаимодействий участников (Р. Парк, М. Вебер) [4-5].
Само по себе понятие социокультурное пространство достаточно неоднородно и неоднозначно. Проблема его определения связана так же и с тем, что до сих пор ученые не могут высказать четких позиций касательно взаимодействия социального и культурного пространств.
Прежде всего – это социальная среда, в которой происходит столкновение интересов людей с различными взглядами, верованиями и т.п. [6]. Если подобного рода взаимодействия не осуществляются, то пространство само по себе ничего не представляет [7].
По своей структуре социальное пространство связано с различными сферами жизнедеятельности, что требует различного рода пространственной локализации, т.е. элементов, представляющих собой сферы социальных взаимодействий. Одним из таких элементов как раз выступает культурное пространство, отражающее социальные взаимодействия людей. По мнению исследователей, культурная среда способна аккумулировать с себе черты других сред – информационной, экономической, образовательной, религиозной и т.д. [8]. Согласно Л. В. Силкиной, культурное пространство представляет собой своего рода «механизм, способ, при помощи которого происходит процесс окультуривания естественного пространства» [9]. Получается, что культурное и социальное пространства не могут развиваться, находясь в отрыве друг от друга. Как форма существования общества социальное пространство, эволюционируя, постоянно расширяет свои границы, в то время как историческое развитие политических, экономических и иных связей приводит ко все более интенсивному обмену культурными ценностями.
Социокультурное пространство включает различные группы, взаимодействующие в его границах. т.е. это не просто физическое, реальное пространство. Это пространственная среда, которая конструируется человеком, и представляющая собой своего рода его физическое и ментальное выражение организации пространства [10]. Они могут включать архитектурные сооружения, культурные учреждения, общественные центры, которым отводится довольная важная роль в существовании территории, поскольку они отражают самобытность и специфику образа жизни местных жителей. Одним из удачных, на наш взгляд, подходов к осмыслению культурной сферы можно считать социокультурный, в рамках которого широко используется понятие «общественное пространство». Современное общественное пространство многолико и включает в себя как открытую городскую среду, так и закрытые интерьеры общественных центров, которые отличаются по функциям и масштабам. При этом в каждом новом объекте архитектуры присутствуют свои особые черты [11].
Чаще всего данный термин применяется по отношению к конкретным городским местам – площади, улице или парку, даже городским крышам. То есть – это может быть любая территория в городе, не имеющая правовых ограничений по доступности, общественное место, рассматриваемое как благоприятная среда для жизни и творчества. В зависимости от задач и масштаба в российских городах образуются социокультурные кластеры со сложной структурой городского креативного пространства (например, «Квартал», успешно функционирующий в течение пяти лет г.Ульяновске [12, 185 – 193]. Это может быть и территория рекреационного отдыха, и «живой» музей, и многие другие проекты, которые объединяют людей с целою свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления своих способностей во благо общества. При этом эволюция общественных территорий свидетельствует о высокой социальной значимости мест, которые сумели сохранить преемственность таких городских процессов, как воспроизводство культуры и формирование гражданского общества.
Характер общественных пространств определяется не только градостроительными требованиями, но и социально-экономическими и социокультурными условиями, поэтому они представляют собой динамичное явление, несущее определенную смысловую ценность. С этой точки зрения общественные пространства выступают в качестве инструмента организации общественной активности (особенно молодого поколения) жителей города. Это обращение к жителям не как к гражданам, а как к горожанам, переориентация их с гражданского протеста на позитивную повестку и созидание.
Основным принципом создания общественных пространств является вовлечение жителей. Без таковой (выработка задания на проектирование, обсуждение проекта, участие в реализации, субъективация поддержания пространства) данный институт работать не будет.
Проектные практики формирования общественных пространств
Чтобы понять, что представляют из себя современные проекты, направленные на формирование общественных пространств, рассмотрим некоторые из них, представленные в рамках всероссийского проекта «Вдали от столиц», созданного при поддержке Агентства стратегических инициатив. Основная идея проекта направлена на поиск людей и проектов, способных изменить жизнь конкретной территории (региона) в самых разных областях деятельности – от культуры до производства. Например, есть проекты, авторы которых пытаются преобразить городскую среду, организуя летние площадки – как в небольшом поселке городского типа Уруссу (республика Татарстан) [13], создают места для активного отдыха населения и проведения мероприятия (город Заозерный, Курган) [14], организуют марафон «Добрых дел» (в рамках проекта «Город ярких поступков», Сызрань), целью которого является преобразования окружающей среды через эстетическое оформление территории микрорайонов [15]. Именно так был восставлен выставочный комплекс Рязанской ВДНХ (Рязань), начал функционировать музейно-творческий кластер «Коломенский посад» (Коломна), возрожден замок Инстербург (город Черняховск, Калининградская область).
Авторы проектов пытаются привлечь внимание к культуре конкретного города. Например, в Кабардинке был открыт культурный центр «Старый парк», центральной композицией которого стало архитектурное сооружение под названием «Дом Кавказа». Проект направлен на привлечение внимания жителей страны и гостей к культуре всех времен и народов, к истории всего региона – от Черного до Каспийского морей. Ежегодно территории парка посещает более 150 тыс. человек. В планах – открытие Дома искусств и оранжереи [16].
В 2016 году в Тольятти начал действовать культурный (и творческий) проект «Итальянский парк» – программа, проводимая активистами города - группой «мейкерс», в летнее время на территории будущего парка. Основная идея проекта – развитие городских проектов в культурной среде. Авторы проекта стремятся не только привлечь внимание населения к культурным и творческим событиям, организуя различного рода фестивали, лектории, мастер-классы и т.п.), но и восстановить отношения между Тольятти и Турином [17].
В Магадане функционирует городской лекторий, в стенах которого все желающие могут встретиться с известными людьми и обсудить интересующие их вопросы области кинематографа, фотодела и т.п. На базе центра открыты молодежная киностудия, киноклуб, школа кино, проводятся фестивали различной направленности, в том числе и для детской аудитории фестиваль воздухоплавания с запуском воздушных змеев, творческими конкурсами, занимательными викторинам и мастер-классами [18].
Многие проекты направлены на популяризацию территории через центры творчества. Например, в Краснодаре открыт арт-центр «Бронзовая лошадь». По сути – это частная галерея, однако в рамках данного пространства будет функционировать художественная школа-студия, открытая в честь Сергея Воржева – заслуженного художника России и одного из авторов проекта, а также реставрационная мастерская и туристическое бюро. Последнее создано в рамках действующей городской концепции развития и популяризации внутреннего туризма региона [19]. Еще одна частная галерея – «La bohéme artistique», открыта в Ижевске Рустамом Булатовым. В основу деятельности галереи положены идеи концепция салона, своего рода литературно-художественного объединения людей, собирающихся в частном доме. Это современный арт-центр, который занимается не только выставочной деятельностью, открывает новые имена и пропагандирует искусство Удмуртских художников, но также активно участвует в культурной жизни Ижевска и реализует благотворительные проекты [20].
Активисты из Владивостока создают активное пространство через танец. В самом центре города работает танцевальный центр «Этажи», педагоги которого предлагают жителям города, которые не мыслят свою жизнь без танца, более 10 различных танцевальных направлений, а также организовывают различные мастер-классы и чемпионаты социальных танцев [21].
Встречаются также проекты, популяризирующие развитие туризма на конкретной территории. Например, в Екатеринбурге создан пешеходный туристический маршрут «Красная линия», проходящий по историческому центру города. Этот проект был придуман и реализован жителями. Его протяженность 6,5 км., а особенность заключается в том, что маршрут представляет собой замкнутую линию, проходя по которой можно познакомиться с интереснейшими достопримечательности города [22]. В городе Крапивна благодаря усилиям одной из сотрудниц Крапивинского музея (а по совместительству автора проекта) и местного населения организуются мероприятия в честь крапивы. Само село входит в список достопримечательности страны, однако на самом деле о нем мало кто знает. По инициативе жителей проводится Фестиваль Крапивы, а в планах – открыть Музей, посвященные столь жгучему растению, мастерские по созданию сувениров, крапивные кафе и аптеку.
Привить интерес к достопримечательности города – цель большого экспериментального проекта «Где Вязьма, там надежда» (г. Вязьма), авторы которого стремятся создать из жителей города объединение, в котором каждый желающий сможет проявить себя, реализовать собственные идеи и просто отдохнуть, пообщавшись с интересными людьми [23]. В рамках проекта уже прошли фестивали культурных практик, состоялась встреча с иностранными представителями других стран, мастер-классы по пошиву экосумок, для детей работает школа программирования, проводятся экскурсии по территории города.
Иногда культурное мероприятие или даже определённый объект могут выступить аттрактором развития общественной среды. Например, арт-фестиваль с дискуссионной площадкой 15х17 стал причиной развития территории бывших Александровского и Онежского тракторного заводов в Петрозаводске. В настоящее время на данных территория реализуется проект «Петровская Слобода», в рамках которого организуются дискуссии о городе, проходят лекции и открытые мастерские по темам экологии, урбанистики, социума и искусства городской среды, театральные перформансы по site-specific, сторителлингу, пластике, устраиваются шумовые импровизации [24]. Это первый арт-фестиваль, в рамках которого городское прошлое возрождается в условиях современной децентрализации жизни. Подобного рода проект начал действовать и в Барнауле, жители которого ежегодно собираются на территории бывшего Барнаульского сереброплавильного завода и проводят фестиваль-практикум «Завод», организуемый в рамках проекта «ФабрикаЗавод» [25].
Подводя итог, можно сказать, что основной проблемой развития современных территорий является высокая степень их урбанизация. В данном случае речь идет о высокой плотности застроек, наличии все возрастающей транспортной сети, вырубке зеленых насаждений, что негативным образом сказывается на природной составляющей среды. Возникновение новых привлекательных мест для населения и их дальнейшее развитие может положительно сказаться на улучшении качества окружающей среды в пространственном и социальном аспекте. Благоустроенные общественные пространства могут стать не только местом для отдыха людей. Они соединяют торговле, культовые процессии, праздники, театр, балаган, еду, политические дебаты, образование. Поэтому общественное пространство является инкубатором городского развития. Это среда для рождения нового. Надо понимать, что она способна изменить локальные территории, стать тригером их развития – духовной и коммерческой составляющей, способной развить целый регион, обеспечить ему дополнительный приток финансов.
References
1. Astaf'eva O.N. Sotsiokul'turnye klastery kak model' upravleniya regional'nym razvitiem // Sbornik statei nauchno-prakticheskoi konferentsii «Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: modeli i proekty». T. III. – M.: Prospekt, 2017. – S.185 – 193.
2. Sheleikova, N.I. Kak mozhno luchshe ponyat' cheloveka i obshchestvo na osnove «Spektral'noi logiki» V.P. Gribasheva. Sbornik statei i analiticheskikh materialov [Elektronnyi resurs] / N.I. Sheleikova. ‒ SPb. : Aleteiya, 2013. URL: https://kprf.ru/narod/173517.html
3. Sorokin, P.A. Sistema sotsiologii [Tekst] / P.A. Sorokin. ‒ M., 2007.
4. Levin, K. Teoriya polya v sotsial'nykh naukakh [Tekst] / K. Levin. ‒ SPb., 2000.
5. Park, R. The City: Suggestions for the Study of Human Nature in the Urban Environment [Text] / R. Park. ‒ Chicago, 1925.
6. Veber, M. Izbrannoe: Obraz obshchestva [Tekst] / M. Veber. ‒ M., 1994.
7. Burd'e, P. Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki [Tekst] / per. s frants.; otv. red. perevoda, sost. i poslesl. N. A. Shmatko. ‒ M. ; SPb., 2005.
8. Zimmel', G. Kak vozmozhno obshchestvo? [Tekst] / G. Zimmel' // Sotsiol. zhurn. ‒ 1992. ‒ № 2.
9. Pronina, L.A. Kachestvo kul'turnoi sredy: problemy izmereniya [Tekst] / L.A. Pronina // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Izvestiya TPU]. ‒ 2014. ‒ T. 324. ‒ № 6: Sotsial'no-gumanitarnye tekhnologii. ‒ S. 65-73.
10. Silkina, L. V. Sotsial'no-filosofskie osnovaniya analiza kul'turnogo prostranstva [Tekst]: dis. … kand. filos. nauk / L.V. Silkina. ‒ Saratov, 1999. ‒ S. 15.
11. Orlova, E.V. Sotsiokul'turnoe prostranstvo: k opredeleniyu ponyatiya [Tekst] / E.V. Orlova // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. ‒ Tambov : Gramota. ‒ 2017. ‒ № 7(81). ‒ C. 149-152.
12. Zemov, D.V. Noveishie tendentsii formirovaniya oblika obshchestvennykh prostranstv [Elektronnyi resurs] / D.V. Zemov // «Arkhitekton: izvestiya vuzov». ‒ 2004. ‒ №7. ‒ URL: http://archvuz.ru/2004_2/19
13. Ploshchadka kul'turnogo otdykha i mesto vstrechi Urussu [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5715426797420544
14. Gorod detstva i nash zaozernyi [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/6322776243699712
15. Gorod yarkikh postupkov [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/6274079367626752
16. Kul'turnyi tsentr «Staryi park» Kabardinka [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/6324443227881472
17. Ital'yanskii park [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5679846214598656
18. Kul'turnyi gorod-Magadan [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5648554290839552
19. Art-tsentr Bronzovaya loshad' [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5736754531270656
20. La bohéme artistique [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5748119283171328
21. Tantseval'nyi tsentr «Etazhi» [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5115494759661568
22. Krasnaya lini [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5722467590995968
23. Gde Vyaz'ma, tam nadezhda [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/4909833203482624
24. Art-festival' s diskussionnoi ploshchadkoi 15kh17 [Elektronnyi resurs]. ‒URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5717495361044480
25. FabrikaZavod [Elektronnyi resurs]. ‒ URL: https://beyondcapitals.withgoogle.com/r/5756596743307264
|