Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Military clergy: social obstacles on the path of establishment

Baimov Airat Gaisarovich

Junior Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Karla Marksa, 6

baimov.airat@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2017.12.24933

Received:

07-12-2017


Published:

06-01-2018


Abstract: The subject of this research is the military clergy, which implies the ministers of traditional religious confessions of the Russian Federation who hold the rank of the assistant commander working with the religious servicemen in the structure of the General Office in coordination with personnel of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The author examines the professional qualities of military chaplain: level of education, relation to military service, experience of ministering in religious organization, and age – for determining the constraining factors in formation of the corps of military clergy in the modern Russian army. In order to achieve the set goal, the author comprised the social portrait based on the acquired in the course of interviewing and the publically available data. For comparing the results, the author applied the secondary analysis of the materials from earlier published works of other researchers. This article is first to consider the social problems that slow the process of restoration of the institution of military clergy, as well as publish the statistical data that can be valuable in subsequent works on history, sociology, and other disciplines.


Keywords:

military clergy, social portrait, religious servicemen, Ministry of Defense, Armed forces, clergyman, Orthodoxy, Islam, level of education, military service


После коллективного обращения межконфессионального совета России, в 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев принял решение о воссоздании института военного духовенства. В том же году в структуре Главного управления по работе с личным составом Министерства Обороны РФ было создано управление по работе с верующими военнослужащими, в штатах которого должны были осуществлять свою деятельность военные священнослужители. По первоначальному заявлению Министра Обороны РФ А.Э. Сердюкова воссоздание института военного духовенства было запланировано реализовать в 3 этапа, и завершить до конца 2010 г. Действительно, процесс возрождения института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществлялось в 3 этапа, однако, хронологические границы вышли за пределы запланированных рамок, а окончательное укомплектование созданных штатных единиц военными священнослужителями не завершено по настоящее время. Так, например, из 267 вакансий на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими (ПК РВВ), которые должны занимать представители духовенства, в феврале 2016 г. было заполнено лишь 160, из них 157 православных священников, 2 имама и 1 буддистский священнослужитель. На данный момент в армии трудятся чуть более 200 православных священников, 4 имама и 1 лама. Как видно из этих цифр, добиться реализации изначального плана не удалось по настоящее время. Несмотря на наличие ярко выраженной проблемы, нет ни одного социологического исследования по предлагаемой теме. В целом мало работ посвященных социо-культурному анализу современного духовенства. В основном они выполнены в региональных масштабах—это работы З.Р. Хабибуллиной [1] и Л.И. Горемыкиной [2]. В территориальном плане более широко проблему рассматривали А.Б. Юнусова [3] и Е.М. Морозов [4; 5]. Целью работы автор ставит выявление факторов, сдерживающих окончательное формирование корпуса военных священнослужителей, путем составления портрета данной социальной группы, с последующим сравнительным анализом.

В нормативно-правовом аспекте требования к кандидатам на должность ПК РВВ приведены в двух документах: Положение по работе с верующими военнослужащими ВС РФ, подписанный Министром Обороны РФ [6], и Приказ Минтруда № 225н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций ВС РФ» [7]. При этом Приказ № 225н обращает внимание на пятилетний пастырский опыт служения и высшее духовное либо светское образование, тогда как в Положении предъявляются требования к состоянию здоровья, гражданству и отсутствию судимости, а требования к образованию и наличию опыта службы в религиозной организации выглядят мягче (таблица 1).

Таблица 1. Основные требования на должность ПК РВВ

пункты требований

Нормативно-правовые документы, предъявляющие требования к кандидатам на должность ПК РВВ

Приказ Минтруда № 225н

Положение по работе с верующими военнослужащими ВС РФ

гражданство, судимость

Нет

гражданин РФ, без двойного гражданства и судимости

образование

высшее богословское или высшее светское

не ниже среднего (полного) общего государственного образования

духовная деятельность

Пастырский опыт служения в религиозном объединении не менее 5 лет

рекомендация от соответствующего религиозного объединения, опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет (при назначении на руководящие должности)

здоровье

Нет

Иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья

подготовка

обязательное прохождение специальной подготовки после назначения на должность

обязательное прохождение специальной подготовки после назначения на должность

Наибольший интерес в составлении портрета специалиста данной социальной группы представляют уровень образования и опыт служения в религиозной организации, а также не вошедшие в перечисленные пункты требований—возраст и служба в армии. Поэтому мы целенаправленно выискивали информацию по нижеперечисленным критериям: «духовный сан», «возраст», «светское образование», «духовное образование», «служба в армии». В предлагаемой работе приводятся данные по 44 священнослужителям, трудящихся ПК РВВ в разных военных округах и частях. 40 из них являются православными священниками, 3—мусульманскими, 1—буддийский священнослужитель. Всего проанализировано 20 % от генеральной совокупности. Эмпирический материал составлен автором на основе личного интервью, биографических данных из официальных сайтов епархий, данных из аккаунтов священнослужителей в социальных сетях. Все данные были неоднократно перепроверены и между собой сверены. Анализ производился на базе статистической компьютерной программы SPSS Statistics. Все данные в диаграммах приводятся в процентах.

На должность ПК РВВ православного вероисповедования в основном на службу принимается белое духовенство среднего иерархического звена (диаграмма 1). В мусульманских и буддистских религиозных организациях нет четкой иерархии как в РПЦ, поэтому данные по имамам и буддистскому священнослужителю не учитывались в этом пункте. В какой-то степени институт военного духовенства является «лифтом» в продвижении по иерархической ступеньке среди православных священнослужителей. Есть случаи, когда на службу принимали диакона, а через короткий промежуток времени ему уже присваивался духовный сан иерея, а иереи, в свою очередь, становились протоиереями гораздо быстрее, чем их «гражданские коллеги». Но учитывая тот факт, что священников в армии не хватает, скорее всего—это вынужденная мера по привлечению кадров в штат военного духовенства. Выявлено, что в основном штатное православное военное духовенство имеет относительно незначительный священнический опыт, но достаточный для прохождения формальных требований. В основном это бывшие настоятели приходов, и лишь изредка главы епархиальных отделов.

Диаграмма 1. Духовный сан православных священнослужителей

_

В своем большинстве на указанную должность принимают преимущественно священнослужителей имеющих высшее светское или духовное образование, чаще отслуживших в армии и имеющих опыт работы в качестве священнослужителя не менее 5 лет. Поэтому возрастная категория «до 30 лет» среди опрошенных священнослужителей не присутствовала. В этой связи, учитывая, что призывной возраст в России до 27 лет, не совсем ясно, на кого распространяется Указ Президента РФ № 969 «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу», согласно которому отсрочки предоставляются, священнослужителям на время исполнения обязанностей ПК РВВ. Вероятнее всего Указ ориентирован на то, что в будущем допускается принятие на службу более молодых священнослужителей. Самому молодому участнику исследования 32 (1985 г.р.) года, самому опытному (1946 г.р.)—71, средний возраст составляет 46 лет. Больше половины ПК РВВ (55,2 %) входят в возрастную группу 30—45 лет, а 26,3 %—45—55 лет. Как видим больше половины священнослужителей пребывают относительно в молодом возрасте, что в целом соответствует специфики выполняемой работы. ПК РВВ старше 55 лет также составляют внушительное количество—18,4 %, что фактически означает каждый пятый (диаграмма 2). Следует понимать, что те, кто старше 55 лет в большинстве случаев офицеры в отставке, имеющие воинское звание не младше капитана и в последующем нашедших себя в религии. В некоторых случаях такие священники не имеют даже религиозного образования, но для них специфика работы и контингент более привычен в силу значительного опыта.

Диаграмма 2. Возраст.

.jpg

В подавляющем большинстве (до 95 %) священнослужители имеют высшее светское (диаграмма 3) или религиозное (диаграмма 4) образование. Примечательно, что каждый третий (33,3 %) имеет высшее военное образование на базе Министерства Обороны или Министерства Внутренних дел РФ.

Диаграмма 3. Светское образование.

__01

Диаграмма 4. Религиозное образование.

__02

Несмотря на то, что ни в одном документе с требованиями к квалификации к ПК РВВ не имеется упоминания о службе в армии, этот критерий все же учитывается при принятии на службу кандидата. К работе с военнослужащими в большинстве случаев допускаются священнослужители, отслужившие в Советской или Российской армии. Как видим на диаграмме 5 83,3 % опрошенных служили в армии, 40 % в качестве офицеров, 43,3 % проходили срочную службу. Лишь 16,6 % не служили в армии, но они имеют диплом об образовании в престижных вузах либо ученую степень (7,4 %). Сами священнослужители в беседе с автором не раз упомянули, что служба в армии совсем необязательна для того, чтобы стать хорошим военным священником, и в качестве примера приводили биографию протоиерея Михаила Васильева, которого за заслуги прозвали «главным священником ВДВ».

Диаграмма 5. Служба в армии.

__

Итак, на должность ПК РВВ поступают на службу исключительно отличившиеся в своей религиозной организации священнослужители. Многие из них имеют колоссальный опыт военнослужащего либо имеют высшее военное образование. Практически все имеют высшее религиозное образование, а большинство окончили светские вузы. Некоторые защитили кандидатские диссертации по педагогике и психологии. Средний возраст военных священнослужителей составляет 46 лет. Сегодня гуманитарные исследования, посвященные духовенству, выделяют два подхода: «священник как профессионал» и «священник как служитель». Если первый концепт подразумевает, что священник должен быть образованным, высококвалифицированным специалистом, а второй в приоритет ставит искренность и жертвенность во имя веры. Как видим из результатов исследования, к современному военному духовенству больше подходит первый концепт, что соотносимо с должностными обязанностями ПК РВВ, озвученных в ряде нормативно-правовых документов.

Для сравнительного анализа приведем результаты исследователей, занимающихся православным и мусульманским духовенством в целом. Исходя из этих данных среди православных священников лиц старше 50 лет—18,8 %, а среди мусульманских священнослужителей данная категория составляет более 60 %. Уровень светского образования среди православных священников следующий: 0,98 % имеют начальное образование, 3,9 %—неполное среднее, 22,7%—профессионально-техническое, 23,1 % ­ среднее специальное, 27,1 %—высшее. Среди мусульманского духовенства—24 %—среднее, 47 %—среднее профессиональное, 29 % имеют высшее светское образование. Среди православного духовенства высшее духовное образование имеют около 61 %, а среди мусульман этот показатель составляет 30 %, где 1 % получили образование в зарубежных университетах [8].

Если сравнить полученные показатели, то результат очевиден: 2/3 как православного, так и мусульманского «гражданского» духовенства, не могут претендовать на должность ПК РВВ по причине несоответствия образования к предъявляемым требованиям. Второй момент, который бросается в глаза—преклонный возраст большинства священнослужителей. Хоть и имеются примеры, когда в рядах военного духовенства служат лица кому за 60, это скорее исключение, чем правило: практически все они отставные офицеры среднего звена. Если учитывать все формальные и неформальные требования, то и без того немногочисленный список потенциальных кандидатов на должность ПК РВВ сократится до минимума. И здесь, по мнению автора, включается человеческий фактор. Не всякий священнослужитель готов поменять привычный уклад жизни на армейский быт, не отличающийся стабильностью. Ситуацию не меняет даже фиксированное денежное довольствие и социальные гарантии, которых не имеет обычный священнослужитель. Если говорить о православном духовенстве, то поступая на службу в Министерство обороны, он изымается из епархии, и соответственно из своего прихода, где он добился определенного положения. Часто бывает так, что священник увольняется из рядов ПК РВВ (причины могут быть разными: передислокация войсковой части, конфликт с командованием, несоответствие ожиданий и реальности). Но после увольнения священник редко может вернуться обратно в храм, где он служил ранее, поскольку место в приходе к тому моменту займет другой настоятель. Поэтому, еще одну весомую причину, почему священнослужители не стремятся идти в военное духовенство, автор видит в вполне справедливом желании стабильности в жизни.

References
1. Khabibullina Z.R. Sotsial'nyi portret musul'manskogo dukhovenstva Bashkortostana v nachale XXI v. // IX Kongress etnografov i antropologov Rossii Tezisy dokladov. 2011. S. 148—149.
2. Goremykina L.I. Sovremennoe pravoslavnoe dukhovenstvo Bashkortostana: shtrikhi k sotsial'nomu portretu // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2009. № 2. T. 14. S. 581—584.
3. Yunusova A.B. Imamy—slaboe zveno rossiiskogo islama (k voprosu o dukhovnykh resursakh bezopasnosti // Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal. 2016. № 5 (133). S. 93—99.
4. Morozov E.M. Kontsept professionalizma v sluzhenii sovremennogo pravoslavnogo svyashchennika // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2016. № 4. S. 167–182.
5. Morozov E.M. Obraz svyashchennika v sredstvakh massovoi informatsii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2016. № 6. S. 184—193.
6. Polozhenie po rabote s veruyushchimi voennosluzhashchimi ot 24.01.2010, podpisannyi Ministrom Oborony RF // URL : https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10339831@egNPA
7. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.05.2016 N 225n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostei rukovoditelei, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel «Kvalifikatsionnye kharakteristiki otdel'nykh dolzhnostei rabotnikov voinskikh chastei i organizatsii Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.07.2016 N 42771) // URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201207/f1e08a19007ce95f769fe40dac21525a5a3e679a
8. Zdes' byli ispol'zovany dannye L.I. Goremykinoi i A.B. Yunusovoi. Dannye L.I. Goremykinoi otnosyatsya k 2007–2009 gg. Soglasno ee vyvodam, a takzhe po predpolozheniyu drugikh issledovatelei, polozhenie del otnositel'no vozrasta i obrazovaniya sredi pravoslavnogo dukhovenstva s techeniem vremeni uluchshaetsya. Poetomu vozmozhno tsifry na dannyi moment vyglyadyat bolee pozitivno.