Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

World Politics
Reference:

Problem of self-determination of Catalonia: positions of Spain and the EU

Frolova Yuliya Nikolaevna

Postgraduate at the Department of Global Policy of Saint Petersburg University

199034, Russia, Saint Petersburg, ul. Universitetskaya Naberezhnaya, 7-9

frolovayuliya@yahoo.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8671.2017.3.24186

Received:

13-09-2017


Published:

20-09-2017


Abstract: The research object is correlation and contradiction between the fundamental principles of modern international relations: the right of people to self-determination and the principle of the state sovereignty. The problem of Catalan self-determination in Spain is the result of such contradiction. This problem is one of the key issues of Spain’s policy; with the development of the EU as a political association, it’s become an important issue on the European agenda, too. It is not only the matter of self-determination, but it is also the matter of possibility to form a new independent state after the referendum scheduled for October 2017. The complexity and ambiguity of the issue is worsened by the difference between the positions of the key actors of the problem: the region, Spain and the EU. The author studies these positions. The author uses the methods of indirect and instrumental monitoring. It is based on the sources of the EU and the Government of Catalonia. The author uses the results of the interviews of Spanish specialists in this problem. The author concludes that the key method of the problem settlement should be constructive negotiation process with the participation of the representatives of the EU, the governments of Spain and Catalonia. At the present time this instrument is not used, and the parties to this conflict confirm it. Besides, the position of the EU on the problem of unilateral secession of Catalonia remains firm: the EU doesn’t accept unilateral secession of regions from the EU member-states. If it happens, the citizens of such regions will not be the citizens of the EU anymore. 


Keywords:

self-determination, Catalonia, Spain, European Union, independence, Government of Catalonia, Statute of autonomy, autonomy, constitutional, secession


Вопрос проведения референдума в октябре 2017 года о возможности самоопределения автономного сообщества Каталонии является одним из самых дискуссионных моментов политики Испании. Этот процесс несет в себе угрозу не только стабильности внутри государства, но и фактически ставит под вопрос действующую Конституцию.

Долгое время стремление Каталонии к самоопределению носило не сепаратистский характер, а автономистский, в отличие, например, от Страны Басков, в которой исторически важную роль играло движение за независимость. Для каталонцев важно было оставаться частью Испании, но с условием увеличения местных полномочий. Одним из поворотных моментов в этом вопросе стали выборы в автономном сообществе в сентябре 2015 года, когда новый парламент региона официально заявил о своей борьбе за независимость региона.

С точки зрения каталонских лидеров движение за независимость Каталонии пришло «снизу» через многочисленные мирные демонстрации; оно не было чем-то, навязанным «сверху» политическими группами и партиями. Артур Мас, бывший президент Женералитата Каталонии, видел всего три выхода из сложившейся ситуации: попытку свыкнуться с происходящим, внесение изменений в Испанскую Конституцию (Испанский парламент активно выступал и выступает против таких изменений) или независимость [4]. В результате он, как и другие каталонские лидеры неоднократно обвиняли Испанию в нежелании идти на какие-либо переговоры и обсуждать ситуацию. В рамках исследования вопроса мы можем проследить изменение взаимоотношений Испании и Каталонии со стороны Каталонии на примере официальных выступлений двух президентов Женералитата Каталонии Артура Маса и Карлоса Пучдемонта. Первой отличительной чертой выступлений двух президентов является активность позиции по вопросу независимости. Артур Мас достаточно агрессивно настаивал на независимости Каталонии и активно обосновывал право на самоопределение. Характерны его частые призывы к Испании и ЕС признать желание Каталонии выбирать свое будущее законным [9]. Президент критиковал Конституцию Испании 1978 года за то, что, по его словам, она фактически не представляла федеральную модель с признанием автономных территорий, а лишь декларировала это, оставаясь централизованным унитарным государством. Мас доказывал право Каталонии на независимость, использую исторические, культурные и экономические предпосылки. Каталонцы – самая большая языковая группа в Европе без собственного государства, и в связи с этим право на независимость для каталонцев, прежде всего, является правом и возможностью защитить свой язык и культуру. Мас отмечает, что Каталония исторически имела самостоятельную парламентскую систему и выгодное экономическое положение, что является еще одним доказательство того, что Каталония в состоянии быть независимым суверенным государством [4]. В нынешней конфликтной ситуации президент обвиняет только испанское правительство ввиду его нежелания идти на диалог и непродуманной политики в отношении автономий.

Что касается следующего президента Женералитата, его позицию по вопросу самоопределения можно назвать более мягкой, особенно в отношении Мадрида. Он также отмечает нежелание Испании идти на переговоры по поводу статуса независимости, однако отмечает, что все, вводимые Мадридом, демократические нововведения Каталония всегда встречала крайне положительно. Однако действия испанского правительства по отмене одобренного ранее Статута Каталонии в 2010 году сильно подорвали теплые взаимоотношения центра и региона [5]. Здесь речь идет о постановлении Испанского Конституционного суда по Каталонии, когда целые статьи и отдельные их части Статута были признаны неконституционными. А такие формулировки, как «Каталония – нация» и «национальные реалии Каталонии», по мнению Суда, не имеют правовой основы [6].

В своих выступлениях Карлос Пучдемонт ссылается на опыт других стран и территорий: Шотландии, Фландрии, Квебека, Великобритании (имея в виду выход Великобритании из ЕС), при это акцентируя внимание на том, что цель каталонского движения – дать своим людям лучшую жизнь. Само движение не направлено против кого-то, оно имеет мирные цели и ни в коем случае не экстремистское или радикальное [12]. Последней попыткой наладить контакт с Испанией Пучдемонт называет 2012 год, когда был предложен законопроект о самостоятельном сборе налогов внутри Каталонии (как это сделано уже в Наварре и Стране Басков), чтобы регион не отдавал Мадриду значительную часть своего ВВП, а мог использовать на собственное развитие [7]. Законопроект был отвергнут испанским правительством и даже не обсуждался. С точки зрения некоторых зарубежных исследователей именно проблема с налоговым законопроектом стала решающей в сегодняшнем стремлении Каталонии к независимости [1], и поэтому именно на основе нее можно искать пути сближения центрального правительства Испании и Каталонии.

Теперь, по словам президента Женералитата, единственным способом остается обретение независимости, путь к которой он видит следующим образом. С момент выборов 2015 года правительство Каталонии делает все возможное для подготовки региона к выходу из состава Испании, в результате планируется провести еще один референдум (который по плану назначен на 1 октября 2017 года), в ходе которого граждане должны финально высказать свое «да» или «нет». В случае положительного решения начнется переход к независимой Каталонии, в основе которого будут лежать принципы демократии, уважения и гармонии. Важным аспектом Пучдемонт считает постоянный диалог с ЕС, Испанией и мировым сообществом. В результате Каталония должна стать независимым государством в составе ЕС, которое поддерживает близкие дружеские взаимоотношения с Испанией [7]. Пучдемонт регулярно отмечает в своих выступлениях необходимость дружеских взаимоотношений с Испанией из-за исторической и культурной связи. Однако сожалеет, что сама Испания не идет на диалог, как, например, сделала Великобритания, когда встал вопрос о самоопределении Шотландии.

Интересна позиция испанского правительства по данным вопросам. С момента возникновения постановления Испанского Конституционного суда по вопросам Статута Каталонии в 2010 году председатель правительства Испании стал активно ссылаться на это постановление в своих официальных выступлениях. Чаще всего в этой риторике именно решение Суда становится основной преградой для предоставления Каталонии независимости. Также подчеркивается, что, хотя правительство и уважает чувства каталонцев, но не может нести ответственность за решение Суда по этому вопросу. И в новых реалиях основной целью правительства является разработка такого Статута региона, который удовлетворил бы все стороны.

При этом и Мариано Рахой Брей, и Хосе Луис Родригес Сапатеро, упоминая тесные связи, используют в официальных выступлениях словосочетание «Каталония и Испания», не объединяя два понятия в одно. В этом плане показательна цитата г-на Сапатеро на выступлении в Барселоне в 2010 году, когда, говоря об экономической важности Каталонии, он подчеркнул, что Каталония должна работать с Испанией, а Испания с Каталонией [11]. Регулярно подчеркивается вклад Каталонии в развитие Испанского государства в целом, особенно ввиду высокого уровня ВВП.

Испанская сторона также говорит о важности переговорного процесса в решении вопроса статуса Каталонии. При этом со стороны Испании примеры таких переговоров как будто существуют (что противоречит мнению каталонской стороны): упоминаются переговоры с президентом Монтилья [11]. Реакция официального Мадрида на референдум в Каталонии в сентябре 2015 года была молниеносной: на следующий день председатель Правительства выступил с заявлением, в котором призвал не переоценивать результаты выборов и не считать, что каталонский народ выбрал независимость, так как, по его словам, фактически только 4 из 10 каталонцев проголосовали за независимость [2]. В представленных Женералитатом результатах не учитывались те, кто на выборы не пришел.

В свою очередь на все вопросы по самоопределению басков и каталонцев, которые, согласно принципам ЕС, являются также гражданами ЕС, Европейский парламент отвечает, что не имеет права вмешиваться во внутренние дела стран-членов [3]. Таким образом Евросоюз старается не придавать большой важности вопросу и предоставляет возможность испанскому правительству самостоятельно разрешить ситуацию внутри государства. Хотя такой подход остается непонятым теми гражданами Испании (особенно в Каталонии и Стране басков), которые заинтересованы в независимости. Они апеллируют к тому факту, что Евросоюз является наднациональным политическим объединением, обладающим значительными полномочиями и по сути решающий голос должен быть за ним [10]. Позиция Евросоюза в целом понятна и логична. Если проблема самоопределения каталонцев и басков будет решаться и обсуждаться на уровне европейского объединения, то и все остальные нации, борющиеся за самоопределение, вероятнее всего, обратятся за помощью в наднациональные органы. Более того, вовлекаясь в решение подобных вопросов, Европейский Союз продемонстрирует мировому сообществу важность и необходимость решать такие вопросы совместно, а это уже может создать большие проблемы в силу того, что эффективных инструментов и способов, которые удовлетворили бы всех, нет.

С другой стороны ЕС официально заявляет, что в случае отделения Каталонии от Испании каталонцы потеряют статус граждан ЕС [8], а для повторного приобретения этого статуса необходимо будет пройти процедуру принятия в члены ЕС. В рамках этой процедуры в том числе необходимо будет получить поддержку всех стран-нынешних участников союза, что представляется проблематичным, учитывая позицию Испании по вопросу независимости Каталонии.

Таким образом, ввиду кардинального различия позиций на данном этапе не представляется возможным решить проблему, кроме как путем переговорного процесса, в котором должны участвовать все заинтересованные стороны. Также нет оснований предполагать, что движение за самоопределение в Каталонии может в ближайшее время пойти на спад.

References
1. Interv'yu s professorom Alberto de la Peña (la Universidad del País Vasco). 26.05.2017
2. Appearance by President of the Government to assess results of elections in Catalonia. Madrid, Monday 28 September 2015. URL: http://www.lamoncloa.gob.es/lang/en/presidente/intervenciones/paginas/2015/150928-resultselections.aspx/ (accessed: 13.01.2017)
3. By refusing the request for a new statute for Euskadi Spain is violating the principle of the self-determination of peoples// Parliamentary questions. European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getAllAnswers.do?reference=E-2005-0516&language=EN (accessed: 04.05.2017)
4. Catalonia at the crossroads// A talk with the president of the Government of Catalonia. Columbia University, April 8, 2015. URL: http://premsa.gencat.cat/pres_fsvp/docs/2015/04/27/17/24/bdd14d39-afb6-4bf6-b702-428ae7873876.pdf (accessed: 12.07.2017)
5. Conference du President de la Generalitat au centre d’etudes et de recherches internationals de science po: “Quel avenir pour la Catalogne en Europe?”// Generalitat de Catalunya. Departament de la Presidencia. URL: http://premsa.gencat.cat/pres_fsvp/AppJava/notapremsavw/detall.do?id=295323&idioma=0&departament=19&canal=20 (accessed: 10.07.2017)
6. Constitutional Court Judgment No. 31/2010, of June 28. URL: http://www.tribunalconstitucional.es/es/jurisprudencia/restrad/Paginas/JCC2862010en.aspx (accessed: 23.05.2017)
7. Mapping a path towards Catalan independence// Generalitat de Catalunya. Departament de la Presidencia. URL: http://premsa.gencat.cat/pres_fsvp/docs/2016/05/12/12/39/cdf1d6ba-e68b-482d-9258-4bca93081c3b.pdf (accessed: 13.01.2017)
8. Motion for a European Parliament resolution on protection of the right to self-determination of EU citizens// European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=B7-2014-0379&format=XML&language=EN (accessed: 04.01.2017)
9. Press conference on the date and question of the referendum 2013. URL: http://premsa.gencat.cat/pres_fsvp/docs/2014/08/27/10/19/89244ad8-809e-43b6-9a1a-3cead9e9f608.pdf (accessed: 13.07.2017)
10. Right to self-determination and granting of dual nationality for the people of South Tyrol// Parliamentary questions. European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getAllAnswers.do?reference=E-2012-003048&language=EN (accessed: 04.05.2017)
11. Speech and subsequent discussion by the President of the Government at Tribuna Barcelona. Barcelona, Friday 23 July 2010. URL: http://www.lamoncloa.gob.es/lang/en/presidente/intervenciones/paginas/2010/23072010_tribunabarcelona.aspx/ (accessed: 13.01.2017)
12. Statement by the President of the Catalan government on the UK Referendum. Barcelona, 24 June, 2016// Generalitat de Catalunya. Departament de la Presidencia. URL: http://premsa.gencat.cat/pres_fsvp/docs/2016/07/13/11/24/f9266070-8090-4f42-a17f-ba8284411fdc.pdf (accessed: 14.11.2016)