DOI: 10.7256/2454-0684.2017.9.24101
Received:
06-09-2017
Published:
09-10-2017
Abstract:
This article analyzes the role of textbooks on sociology in development of the professional sociological education. The author determines certain scientific and pedagogical peculiarities in creation of the textbooks on sociology, as well as demonstrates its impact upon the formation of necessary competencies of the future sociologists. The article establishes the conceptual approaches that affect not only the distinctness of the textbooks on sociology, but also the achievement of the key goals of sociological education. It is underlined that the textbooks of the late XX – beginning of the XXI centuries introduce their own concepts that reflect the dynamics of sociological science, distinct style of presentation of the material, as well answer the established by the federal standard of higher education purpose regarding the training of future sociologist. Accent is also made on the issues and certain didactical difficulties of using the textbooks on sociology in the educational process. The author demonstrates the role of textbooks on sociology in conceptualization of the modern sociological education; analyzes the key trends in development of sociology reflected in various textbooks on sociology; notes the complicated issues associated with the preparation of textbooks on sociology and their application within the educational process.
Keywords:
society, sociology, professional standard, system analysis, integration of sciences, textbook on sociology, sociological education, methodology, academic discipline, problems of sociology
В любом образовательном процессе важное значение приобретают учебники. Несмотря на большое количество публикаций по актуальным темам в различных периодических изданиях, доступность некоторых из них в интернете, учебники по-прежнему остаются неотъемлемой частью подготовки будущих профессионалов. Они не подменяют собой монографии, статьи и методические рекомендации, а вкупе с ними составляют необходимый арсенал средств, оказывающих влияние на формирование компетенций специалиста. Как указано в статье первой Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учебники отнесены к средствам обучения и воспитания; закон определяет возможность самореализации обучающегося, в том числе, связанной со свободой использования средств и форм обучения.
В современных условиях развития образования и учебных программ нередко студентам дается право выбора того или иного учебника для освоения конкретной дисциплины. Иногда преподаватели даже не называют их в начале изучения курса, а просто констатируют факт имеющегося значительного ассортимента учебников, словарей и энциклопедий, которые обучающиеся могут использовать на свое усмотрение, руководствуясь, например, их стоимостью, годом издания, доступностью в виртуальном пространстве, наличием в вузовской библиотеке и т.д. Иными словами, в расчет берется формальный подход, в котором угадывается признание вторичности «вспомогательных» ресурсов обучения, скажем, перед лекционным курсом, предлагаемым конкретным преподавателем. По-видимому, здесь ставка делается именно на авторское видение проблем и в целом специфики учебной дисциплины.
Но чаще всего, конечно, преподаватели ответственно подходят к выбору учебников и дают весомый комментарий по их применению. И в этом случае такой подход может и должен стать определяющим в подготовке студента. По крайней мере, те отрасли знаний или темы, которым не будет уделено достаточного внимания на занятиях, могут быть изучены студентом самостоятельно при помощи рекомендованного учебника.
Сложность выбора учебника по социологии определяется многими обстоятельствами. Не последнее место в их числе занимает авторское видение решения той ли иной актуальной социальной проблемы или в целом концепции учебной дисциплины, а также методологический фокус, нацеленный на перспективы развития социального мышления и социологического знания. Особое значение имеет и дидактический момент – чему учебник должен научить будущего социолога, какие мифы или сомнения развеять, на чем особенно акцентировать внимание. Любой учебник – это в конечном счете совокупность по меньшей мере трех основных характеристик: имеющийся авторский взгляд, наличие научно-исследовательского потенциала и следование принципам научности, выраженная педагогическая направленность. Очевидно, что «одним из способов презентации теоретического знания является учебник. По своему замыслу, он не должен отличаться от других форм и способов представления знания ни содержательно, ни структурно. Лишь присутствие в текстах дидактического измерения должно быть причиной жанрового обособления» [1, с. 42]. Действительно, учебник – это прежде всего особый жанр изложения материала, который должен обладать доступностью для понимания любого заинтересованного читателя, будь то студент или же человек, далекий от данной области знаний, но желающий ее постичь. Кроме того, учебник не должен оставлять обучающегося в неведении, не должен ставить условные многоточия в конце страниц и параграфов, следовательно, его основная задача заключается в концептуальной подаче материала. Когда такая концепция присутствует в учебнике, он пользуется популярностью и у преподавателей, и у студентов. К тому же выдерживает многократные переиздания. И, таким образом, является по определению учебником хорошим.
Социология – динамичная область познания общества, человека, культуры, и как всякая дисциплина, относящаяся к социогуманитарной науке, способствует росту публикуемых учебников. Наверное, сосчитать их сегодня не так-то просто. Стимулом для воспроизводства социологического знания в учебниках являются разные обстоятельства. С одной стороны, следует иметь в виду, что «сегодня российская социология подошла к некому символическому рубежу своего становления и развития, когда необходимо критически переосмыслить накопленные знания и реконструировать историю развития в теоретико-методологических и институциональных аспектах. Особенно важно это сделать потому, что в течение почти всего ХХ в. в отечественной науке существовали достаточно жесткие идеологические ограничения и запреты не только на проблематику, но на выбор теоретических основ исследований. В этом отношении в истории российской социологии существуют «белые пятна», до сих пор не описанные и не включенные в корпус социологического знания» [2, с. 6]. С другой же стороны, учебник – это часть образовательного процесса, и поэтому он не должен искажать социальную реальность ни концептуально, ни эмпирически. В этом случае скорее нужен рациональный подход автора учебника, преследующий цель изложить материал доступно и представить не только свою авторскую позицию, но и то, как социальная реальность осмысливается в разные эпохи. Иными словами, в каждом учебнике должна присутствовать красная нить, некая концептуальная система, в которую включены важнейшие вехи социологического знания. У обучающегося должно сложиться устойчивое мнение о том, что социология – это наука о глубинах социальной реальности, а не только о ее разрозненных эмпирических измерениях.
Между тем подходы к созданию учебников по социологии могут быть различными, но, пожалуй, наиболее часто встречающийся из них – проблемный. Размышляя о программах развития отечественной социологии, некоторые ученые склонны полагать, что такие программы должны начинаться «с идентификации ключевых проблем и разворачиваться в напряженном поле этих проблем» [3, с. 4]. При этом проблемы осмысливаются не просто как «какие-то общие или частные недостатки, а существенные нестыковки, расхождения в позициях, болезненные разрывы в понимании, которые мешают нам жить и которые приходится преодолевать» [3, с. 4]. Учебник, построенный по принципу проблематизации реальности, имеет важное значение в эру междисциплинарности, когда от взаимодействия и сотрудничества наук ожидают продуктивного решения конкретных проблем общественного развития. Надо отметить, что многие учебники оказались отзывчивы на подобную концептуальную установку. Так, например, в одном из учебников по социологии под редакцией Г. В. Осипова и Л. Н. Москвичева, проблемный подход выдерживается довольно последовательно, и авторы в аннотации специально подчеркивают, что в предлагаемом учебнике «отражены новые социальные явления и проблемы, а также результаты современных исследований теоретического и эмпирического характера» [4]. Подобная направленность характерна и для большого числа учебников по отраслевым социологиям, поскольку в них, как правило, связующей выступает «отраслевая» проблема, затрагивающая тот или иной аспект общественных отношений в области труда, семьи, образования и т.д. В учебнике «Социология труда», к примеру, анализируются социальные проблемы труда в единстве генезиса идей, их трансформации и применения [5].
Необходимость следования проблемному характеру изложения материала в современных учебниках по социологии подтверждается рядом компетенций, обозначенных в федеральном государственном стандарте подготовки социологов. Так, в числе общепрофессиональных компетенций социолога названа, например, следующая: способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью; а компетенция, связанная со способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп, отнесена к профессиональным компетенциям. Как видим, от будущих социологов ожидают навыки и умения по решению актуальных проблем, а значит, и учебники должны отвечать такого рода требованиям.
Проблемная специфика изложения курса социологии имеет принципиальное значение для тех обучающихся, которые не станут социологами, а будут профессионалами в какой-либо другой области. А учебников для «несоциологов» сегодня выходит в свет едва ли не больше, чем собственно для самих социологов. Это можно объяснить скорее всего не тем обстоятельством, что социология существенно расширяет горизонты своего научного влияния в системе наук, а запросом на метод и технологию прикладного исследования. Разумеется, не сложно понять, насколько социология нужна экономистам, юристам, менеджерам, статистикам и т.д. Выраженный проблемный подход в учебниках не для социологов призван, с одной стороны, показать ценность и роль социологического знания в исследовании довольно широкого круга злободневных общественных и личностных проблем человека, а с другой стороны, выработать у будущих профессионалов чувство социальности, необходимое для успешного бытия в социуме. К тому же именно социология призвана сформировать такую общекультурную компетенцию как способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций. Указанная компетенция обозначена практически во всех стандартах высшего образования по разным направлениям подготовки. По этой причине, думается, довольно формальной, социология еще не уходит насовсем из планов подготовки в вузе. Хотя повсеместно количество часов подготовки по социогуманитарным дисциплинам, в том числе и по социологии, неуклонно уменьшается.
И вымещение социологии из процесса формирования общекультурных, да и профессиональных также, компетенций, вполне может обернуться утратой навыков и познаний, важных для осмысления социальной реальности. А между тем некоторые авторы современных учебников по социологии признают необходимость расставить акценты в преподавании социологии для несоциологов: «Все выпускники вузов, конечно, должны овладеть основами социологии, но при этом очевидна потребность акцентировки на той социологической проблематике, которая непосредственно связана с будущей профессиональной деятельностью» [6, с. 4]. Действительно, любой учебник это обстоятельство должен учитывать и открывать «несоциологам» возможности именно для формирования мировоззренческих позиций. А для этого нужно уловить специфику рефлексии, присущую тем или иным будущим профессионалам в своем деле.
Проблемный подход в учебниках по социологии, без сомнения, значим. Ему следуют авторы многих и многих учебных изданий. Примечательно, что в учебнике, например, может быть «рассказано о невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку», как сказано в описании к одному из учебников по социологии [7]. Очевидно, что такой посыл становится все более привлекательным и для студентов, и для преподавателей, поскольку современная система образования ставит перед обучающимися задачи как раз по разрешению конкретных «невероятно сложных» проблем и задач. Этого желают и работодатели, и сами вузы, сориентированные в большей степени на практическую сторону применяемых образовательных технологий. Между тем в пылу проблематизации действительности в учебниках по социологии нередко ощущается нехватка дидактики (способов научения и привития знаний). Освещение широчайшего круга социально значимых проблем, их скрупулезный теоретический и прикладной анализ, а также предлагаемые варианты по их эффективному решению становятся центральной задачей таких учебников и зачастую в них уже не остается места и объема для «академизации» знания.
В одной из своих работ «Педагогика и социология» Э. Дюркгейм обращал внимание на то, что педагогические системы помогают социологам увидеть новые затраты и новые проекты любого общества в каждом его новом поколении, и тогда социологи, оказавшиеся «перед почти чистой чертежной доской», способны проектировать и решать сложные социальные задачи [8, с. 247; 255]. Очевидно, что для учебника важен и подход, и концепция, и соблюдение принципа дидактики – важно помочь человеку усвоить знание и применить его на практике. Речь здесь не идет об упрощении или же опрощении знания и собственно научного подхода к изложению материала, что можно увидеть в разного рода пособиях с заголовками «в помощь студенту», «конспект лекций», «шпаргалка» и состоящих из небольшого числа страниц (в то время как наиболее известные и авторитетные в среде преподавания социологии учебники насчитывают и 400, и 900 страниц). Важно другое – учебник по социологии не должен утратить свой академический дух; изложение важнейших сторон развития социологического знания и в историческом срезе, и в сугубо современном звучании необходимо выдерживать в стиле научности. В этом и заключается академизм, а учебники, издаваемые в конце ХХ – начале ХХI вв., когда еще не было распространенной моды каждому писать свой собственный учебник для своих студентов, старались следовать этой особенности. А в наши дни они по-прежнему актуальны для формирования социальной зрелости у социологов и потому многократно переиздаются и, несомненно, являются востребованными.
Заметным преимуществом таких учебников является традиционная структура – история социологии и современные тенденции развития социологической науки. Кроме того, как правило, устанавливаются междисциплинарные связи социологии, даются критические оценки тех или иных теоретико-методологических подходов и концепций. В таком учебнике может быть снижен градус «проблематизации» реальности, а ставка сделана на описание глубинных закономерностей развития науки. К такого рода учебникам можно смело отнести пятитомную «Историю теоретической социологии», пережившую не одно переиздание. В аннотации учебника отмечается, что «оригинальная философская концепция представляет историю теоретической социологии как чередование кризисных и стабилизационных эпох и охватывает три этапа ее эволюции…» [9]. По сути, этот учебник вместил в себя не только, собственно, историю социологического знания, но и все имеющиеся сомнения и противоречия, возникающие в развитии данной отрасли науки.
Очевидно, что философский ракурс не совсем отвечает цели подготовки будущего социолога. В последнее время не раз заострялось внимание на том, что социолог оказывается в ловушке по вине философии, когда начинает и продолжает мыслить категориями именно философии, а не социологии. Во избежание подобной ситуации необходимо в каждом из учебников по социологии акцентировать внимание обучающихся именно на опознавательных маркерах социологии, чтобы не возникало сразу соблазна подменить, например, эмпирическое исследование или теоретический анализ философствованием. Вместе с тем, важно учитывать и другое: связи философии и социологии неразрывны; однако вести речь о них в современных учебниках нужно в плоскости междисциплинарных отношений наук. Тогда не возникнет желания остаться в стане философов, потому что будут отчетливо показаны преимущества социологии перед другими отраслями знаний, в том числе и перед философией. А если брать во внимание тезис, согласно которому «рождение социологии проходило в муках разрыва с научным дискурсом на основе умозрительно-философского осмысления действительности» [10, с. 45], то интерес к той стороне бытования социологии, когда она перестала быть тенью философии, должен возобладать. В любом случае академический учебник не может остаться безучастным к этой важной для развития социологии проблеме. Нужно иметь в виду и тот факт, что такого рода учебники на стыке веков писались зачастую именно представителями философской науки; это касается, например, одного из известнейших учебников «История социологии в Западной Европе и США» [11], созданного авторским коллективом докторов и кандидатов философских наук (кроме одного автора). Примечательно, что в этой книге имеется очень содержательное введение, которое, по сути, составило продуктивный конспект исторического развития социологии.
Сохраняются в некоторых учебниках (равно как и в «Истории теоретической социологии») апелляции к кризисологии – обоснованию этапных кризисных состояний социологии в целом или отдельных ее отраслей. Такой подход носит, безусловно, дискуссионный характер, но он стал приметой развития социальных наук. Как часто бывает, и наука, и жизнь измеряются именно кризисами. И с одной стороны, целый параграф в учебнике по социологии может быть отдан рассмотрению кризисов как вех периодизации социологии [9, с. 15-21]. На наш взгляд, кризисный контекст, рассматриваемый как основа развития науки, имеет принципиальное значение для критичного оценивания багажа науки, ее возможных достижений и просчетов, но самостоятельной доминантой учебника по социологии он быть не должен. Неверно закладывать в сознание будущих социологов кризисологию, которая хотя и дает богатую пищу для размышлений и показательных обобщений, но все же может создать ошибочный образ о науке, способной измерять мир только в гранях испытаний. Конечно, кризисы – это всего лишь точки выжидания или активных действий ученых и всей отрасли знания, которую они представляют, но учебнику важно не преувеличивать масштаб кризисологии, пусть это останется предметом более тщательного рассмотрения в научных публикациях и основанием для дискуссий среди ученых. К сказанному добавим, что из современных учебников данный вопрос затрагивают учебники по отраслевым «социологиям» [см.: 12; 13, и др.].
Между тем академические издания учебников дополняют и такие, которые, по-видимому, вряд ли станут настольной книгой студенчества, однако они отражают яркую палитру мнений и чаяний социологов, перерастающих в довольно любопытные концепции. К числу такого рода учебников можно отнести и работу «Мыслить социологически» З. Баумана [14]. По жанру она является учебным пособием, по стилю – скорее, это вдумчивая беседа с тем, кому социология необходима и для профессионального становления, и для реализации возможности мыслить именно социологически и более того – социально, по специфике подачи материала – вероятнее всего, близка эссе. Научить мыслить социологически – великая задача социологии как науки и как учебной дисциплины. И если учебники в привычном жанровом оформлении, как правило, многократно воспроизводят, прежде всего, прописные истины, т.н. опознавательные знаки конкретной отрасли науки, то издания, подобные книге Баумана, как будто специально отвлекают от этих вещей. Это обнаруживается уже на уровне названий разделов структуры книги – «Свобода и зависимость», «Мы и Они», «Чужаки» и т.д. И только одна из последних глав возвращает нас, собственно, к социологии: глава 12 «Средства и возможности социологии». Главную концепцию учебника его автор сформулировал следующим образом: «Искусство мыслить социологически может оказать каждому из нас самую важную услугу, а именно: сделать нас более чуткими; обострить наши чувства, шире раскрыть нам глаза, и тогда мы сможем исследовать человеческие ситуации, остававшиеся для нас до сих пор не заметными» (курсив автора цитаты. – Е. П.) [14, с. 22]. Очевидно, что от социолога трудно утаить «человеческие ситуации», хотя, как отмечал П. Бурдье, «символическая борьба по поводу восприятия социального мира может принимать разные формы» [15, с. 197]. Но и мир социологии может представляться загадочным. Так, например, один из учебников по социологии автор начинает рассуждением о таинственном мире социологии и отмечает, что «приложил все усилия, чтобы сделать путешествие в мир социологии более увлекательным и по возможности, простым. Для этого в нем в качестве разъяснения социологического материала приводятся различные примеры из жизненных ситуаций, известные сюжеты из фильмов и художественной литературы…» [16, с. 8].
На рубеже веков многообразие учебников по социологии впечатляет. Все они преследуют и педагогическую цель – научить социологии, и мировоззренческую – научить социально мыслить, и ценностную – сформировать определенный подход к знанию как непреложной ценности и т.д. Мы не поднимаем в статье вопрос о качестве учебников. Нам, как мы полагаем, удалось обнаружить некоторые устойчивые моменты в создании учебников по социологии, и показать их значение для концептуализации профессионального социологического образования.
References
1. Przhilenskii V. I. Yuridicheskoe poznanie i pravoprimenitel'nye praktiki v kontekste neklassicheskoi epistemologii // Voprosy filosofii. 2015. № 8. S. 42-53.
2. Lomonosova M. V. Rossiiskaya sotsiologiya na izlome epokh (1918-1919): Pitirim Sorokin i sotsio-bibliologicheskii institut // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. 2015. Tom KhVIII. № 2 (78). S. 5-14.
3. Radaev V. V. Vozmozhna li pozitivnaya programma dlya rossiiskoi sotsiologii. M.: ID GU VShE, 2008. 20 s.
4. Sotsiologiya. Osnovy obshchei teorii: Uchebnik dlya vuzov / Otv. red. akademik RAN G. V. Osipov, deistvitel'nyi chlen RAEN L. N. Moskvichev. M.: Izd-vo NORMA, 2002. 912 s.
5. Toshchenko Zh. T., Tsvetkova G. A. Sotsiologiya truda. Uchebnik dlya vuzov. M.: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2012. 464 s.
6. Grigor'ev S. I., Rastov Yu. E. Nachala sovremennoi sotsiologii: Uchebnoe posobie dlya studentov sotsiogumanitarnykh vuzov. M.: Izdatel'stvo Magistr, 1999. 248 s.
7. Kravchenko A. I. Sotsiologiya: uchebnik dlya bakalavrov. M.: Prospekt, 2017. 536 s.
8. Dyurkgeim E. Pedagogika i sotsiologiya // Dyurkgeim E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. M.: Kanon, 1995. S. 244-264.
9. Istoriya teoreticheskoi sotsiologii. V 5 tomakh. T. 1. Ot Platona do Kanta (Predystoriya sotsiologii i pervye programmy nauki ob obshchestve). M.: Nauka, I polugodie 1995. 270 s.
10. Efendiev A. G., Balabanova E. S., Sorokin P. S. Identichnost' i professional'naya kul'tura otechestvennoi sotsiologii: opyt bibliometricheskogo analiza // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016. № 3. S. 45-54.
11. Istoriya sotsiologii v Zapadnoi Evrope i SShA. Uchebnik dlya vuzov. Otv. red. akademik RAN G. V. Osipov. M.: Izd. gruppa NORMA-INFRA-M, 1999. 576 s.
12. Klement'ev D. S., Maslova A. G. Sotsiologiya lichnosti: Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. M.: Izdatel'stvo Yurait, 2017. 140 s.
13. Kolesnikova G. I. Sotsiologiya i psikhologiya sem'i: Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. M.: Izdatel'stvo Yurait, 2017. 397 s.
14. Bauman Z. Myslit' sotsiologicheski: Uchebnoe posobie / per. s angl. pod red. A. F. Filippova. M.: Aspekt Press, 1996. 255 s.
15. Burd'e P. Nachala /per. s fr. M.: Socio-Logos, 1994. 288 s.
16. Volkov Yu. G. Sotsiologiya: Uchebnik. M.: KNORUS, 2015. 320 s.
|