Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

National Security
Reference:

The impact of migration upon national identity

Yanakova Valeriya Rolandovna

Post-graduate student, the department of Sociology of International Relations, faculty of Sociology, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Prospekt Lomonosovsky 27

yurina_iriha@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2017.4.24100

Received:

06-09-2017


Published:

08-10-2017


Abstract: The subject of this research is the scientific and theoretical approaches towards the concept and impact of migration upon national identity. The object of this study is the national identity. The author reviews the problem of migration in modern world and the effect it produces. In modern society, national identity implies the stability and territorial attachment that gives people a sense of security. High rates of migration subject the national identity to changes. National identity along with the citizenship supports sovereignty in the modern world. The state plays the key role in establishment of the national identity. The article applies the method of interpretational analysis, which determines the impact of migration upon national identity. The main conclusions consists in the timely response of political authorities and civil society to the emergence of ethnopolitical conflicts as a result of migration of the population. Political power and civil society should respond promptly to the occurrence of ethnopolitical conflicts, population migration and the changing demographic structure, as well as coordinate and regulate these processes. In order to reduce the influx of refugees, it is needed to globally consider all causes that force people to leave their homeland and move to other more favorable countries. The scientific novelty of the study lies in determination of the role and impact of migration upon national identity.


Keywords:

migration, national identity, identification, ethnic identity, social adaptation, Migration processes, civil society, citizenship, nation, conflict


Миграционные процессы приобрели в последние два года большую остроту. Мир вступил в период масштабных миграций в направлении с юга на север, то есть из слаборазвитых, нестабильных стран Азии и Африки в Европу. В современном мире насчитывается более 200 млн. мигрантов, т.е. почти 3% населения Земли являются мигрантами, и проживают в других странах, которые не являются для них родиной. «В разной степени в миграционные процессы вовлечены 197 стран мира»[2]. Массовые переселение народов происходит по ряду причин: нехватка ресурсов, бедность, недостаток рабочих мест, низкая заработная плата. Наиболее острая проблема, которая является причиной сегодня - это проблема вооружённых конфликтов. Все это заставляет людей искать убежища в более благополучных странах. Также немалую роль в массовой миграции играют информационные технологии, мигранты в полной мере владеют информацией о необходимых документах при переезде, о правах беженцев, процедуре получения статуса беженца и убежища и т.д. Миграция стала серьезным фактором социальных изменений во многих странах мира. Приток трудовых иммигрантов и беженцев в Европу в 2015 г. заставил обратить пристальное внимание на вопросы повышения эффективности их интеграции в принимающее общество, а также влияния переселения народов на размывание национальной идентичности, или наоборот, её укрепление. Приток мигрантов актуализировал и политизировал тему межкультурного взаимодействия и сделал очевидной разницу между «своими» и «чужими».

Для того, чтобы перейти к рассмотрению влияния миграции на национальную идентичность, необходимо концептуализировать понятие национальной идентичности, для этого сначала обратимся к понятию нация.

Различные школы социально – политической мысли по разному трактуют понятие нация. Но большинство из них сходятся во мнение, что нации формируются при определяющей роли государства.

Нация проявляет себя через двуединство государства и гражданского общества.

Нация – общество, объединённое по политическому признаку и сложившееся вокруг государственной политической системы[6].

Цыганков П.А определяет национальную идентичность как «культурную норму, отражающую эмоциональные реакции индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе»[20].

Выделяют две основные характеристики национальной идентичности – общность и отличительность. «Общность – степень гомогенности (однородности) нации, которая достигается мифами и представлениями о своей истории, территории, институтах, языке и религии. Общность отражает внутреннее измерение национальной идентичности. Отличительность - показывает, насколько похожа или отлична нация от других наций – членов международного сообщества»[15].

Национальную идентичность не следует путать с этнической.

Этническая идентичность – чувство лояльности и принадлежности к этнической группе. Она не имеет отношения к государственным институтам, которые обычно приводят к появлению национальной идентичности. Этническая и национальная идентичность параллельны. Индивид входит как в состав этноса, так и в состав нации. «Этнос воспроизводится через трансляцию этничности как образа жизни, связанного с рождением, семьей и т.д. А механизм воспроизводства нации – это взаимодействие индивида с институтами государства, формирующих нацию через наличие общих национальных интересов»[21]. «В структуре национальной идентичности можно выделить три компонента: когнитивный – знания об особенностях собственной нации и осознания себя ее членом; аффективный – эмоциональное отношение к своей и чужим нациям; поведенческий – соответствие нормам поведения своей нации»[15]. Национальная идентичность является важным внутренним системообразующим фактором государственности.

Изменения национальной идентичности наступают с кризисом, изменением внешней или внутренней среды, системы, государственного строя и т.д.

Теперь необходимо отметить, основные характеристики миграции.

Миграция населения - въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание [12].

«К миграции относят такой процес пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной регистрацией на новом месте жительсва. При этом здесь происходит соединение места жительтсва со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте»[19]. Социологический подход к исследованию миграции позволяет анализировать социальные последствия этого явления, определять причины и следствия, изучать процесс адаптации мигрантов в новой социальной среде, рассматривать социальную мобильность и прогнозировать развитие миграционных процессов. Миграция понятным образом меняет культурный состав и экономический ландшафт стран и регионов.

Культурные и религиозные отличия между мигрантами и членами принимающего общества способны концентрировать социальное внимание на социальных проблемах. Контроль и сдерживание реализации прав может вызвать нетерпимость, дискриминацию и ксенофобию.

В. Зомбарт совершил попытку типологизировния форм миграции. В работе «Буржуа» он выделил единичные и массовые типы переселений [9]. При этом, массовый тип переселения он определил, как перемещение больших масс людей, в том числе, по религиозным причинам.

В контексте моделей социального взаимодействия мигрантов и принимающей среды, когда создается система контактов «среда - мигранты», определенное значение приобретают теории миграции. Сетевая теория социального капитала Д. Массей включает положение о влиянии сетевых связей на особенности адаптации мигрантов[29]. «Этот социальный капитал увеличивает шансы для получения доступа к финансовому капиталу, например, высоким зарплатам за рубежом, позволяя социальной миграционной структуре автономно поддерживать миграционный процесс» [29].

Э.Ли в своих исследованиях миграции доказал и ее селективный характер, т.е. когда отдельных людей выталкивают и притягивают социальные факторы [24]. «В частности, близкие социальные категории мигрантов получают возможность быстрой карьеры, совершенствования качества жизни и получения высоких доходов. В тоже время, для мигрантов чуждой социальной среды, в том числе в вопросе религии, адаптация осложняется» [24].

Особое внимание стоит уделить религиозным конфликтам, как индикаторам сложностей в адаптации мигрантов. Часто проблемы касаются взаимного непонимания: как коренного населения, озабоченного ростом иностранцев, так и мигрантов, желающих жить по собственным традициям, составляющих основу их мировосприятия. Существуют факторы, которые формируют культурную дистанцию между мигрантами и принимающим обществом. Действие этих факторов зависит не только от реальной величины эмигрантской общины, вероисповедания, культурных особенностей, но и социального статуса, благосостояния, бытовых условий жизни.

В общем виде социальная адаптация - это всегда процесс взаимодействия субъекта с социальной средой, в процессе которого происходит согласование требований и ожиданий его участников [1].

В социологической литературе распространено следующее определение социальной адаптации - явление, предполагающее «приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы» [4].

«Важнейшим элементом социальной адаптации является этап согласования самооценок, мотивов, притязаний и потенций субъекта с реальностью социальной среды. Подобное согласование включает в себя, во-первых, действительный уровень процесса - состояние среды и социального субъекта на момент взаимодействия, и, во-вторых, потенциальный уровень - потенциал, тенденции и закономерности развития, как социальной среды, так и субъекта» [23].

Для исследования социальной адаптации иммигрантов создано особое направление - социология миграции. Еще в начале ХХ века было доказано, что миграция развивается по строгим закономерностям, по которым можно изучать и прогнозировать развитие процесса. Э.Г. Равенштейн полагал наличие возможности выявления закономерностей миграционных процессов [26]. Он выделил законы миграции, которые определяют перераспределение населения между регионами, отличающимися по уровню экономического и демографического развития. Ученый выдвинул идею ступенчатого и возвратного характера миграций [26]. Идеи Э.Г. Равенштейна способствовали переходу к более глубокому исследованию миграции с привлечением различных дисциплинарных подходов.

Особое внимание в процессе адаптации мигрантов уделялось родственным социальным группам, в частности, приверженцам аналогичной религии.

Социологическими исследованиями установлено, что религиозные организации помогают иммигрантам адаптироваться в новой социальной среде. Уилл Херберг в отношении иммигрантов в Америке, писал: «В основном в них и через... религии он (иммигрант), или, скорее, его дети и внуки найдут идентифицируемое место в жизни»[27].

Таким образом, социальная адаптация мигрантов предполагает полноправное участие во всех формах социального взаимодействия, не требуя отказа от собственной культурной идентичности.

Таким образом, проявление культурной дистанции будет острее, чем более экстремальный характер носит первоначальный период адаптации мигрантов. В таких условиях проявляется острая потребность выделить себя из чуждой социокультурной среды, противопоставить себя ей. Это возможно только при активизации защитного механизма, что может вести к агрессии, радикализации, нетерпимости. Минимизировать проявление этой особенности на процесс адаптации мигрантов можно различными способами.

Первый способ заключается в сокращении культурной дистанции. В этом случае в большинстве возникают социальные проблемы, а не социокультурные. Как пример, можно рассмотреть сравнительно легкую адаптацию беженцев из Украины в Россию, страну близкую по социокультурной среде. Рассматривая актуальную проблему мусульманских беженцев с Ближнего Востока в Европе, мы видим обратный пример, так как возникает конфликт с принимающей инокультурной средой и как следствие отторжение ею прибывающих мигрантов.

Второй способ - это создание мигрантом более благоприятных социально-экономических условий, чтобы на фоне благополучия не происходила их радикализация и, не обострялись, религиозные проблемы. Данный метод хорошо действует на первом поколении мигрантов, однако, в дальнейшем возникают проблемы и его эффективность снижается.

Третий способ заключается в формировании для мигрантов опосредующего круга общения, роль которого часто выполняют религиозные переселенческие общины [27].

«Европейский союз переживает сегодня самый масштабный миграционный кризис со времён Второй Мировой войны. По данным Eurostat, только за второй квартал 2015 года заявление на получение убежища подали 213,2 тысячи человек. А более 1,5 миллиона незаконных мигрантов уже находятся на территории стран ЕС и по некотором оценкам их число может увеличится до 3 миллионов человек. Документы на получение статуса беженца подали граждане из 141 страны» [8]. Многие молодые люди из бедных стран в которых нет вооружённых столкновении, так же попытались пересечь границу Евросоюза в поисках лучшей жизни. Поэтому, выступая перед Европарламентом осенью 2015 года глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер говорил о том что Еврокомиссия подготовила список безопасных стран, выходцы из которых не смогут претендовать на статус беженцев. В конвенции ООН закреплено следующие определение статуса беженца. Беженцы - лица, вынужденные оставить место своего постоянного проживания в результате индивидуального или группового политического, религиозного, военного или иного преследования. В соответствие с этим мигранты из стран безопасных для жизни (например балканские страны), просящие убежища чаще всего не могут претендовать на статус беженца. Это так называемые экономические мигранты. До недавнего времени Европейская политика заключалось в том, что за нелегальных иммигрантов отвечала страна, в которую они сначала попали. Однако решение немецкого правительства разрешить беженцам остаться на территории Германии побудило их к отчаянным действиям, они покинули прилегающие страны, в которых нашли убежище и стали платить контрабандистам за то, чтобы пересечь Средиземное море и добраться до берегов Европы. Дублинское соглашение, которое было подписано всеми странами ЕС, на практике в условиях кризиса не работает. Согласно этому соглашению беженцы должны обращаться с просьбой об убежище в первой стране Европейского Союза, в которой они оказались и зарегестрировались. Нарушение этого правила влечёт за собой высылку нелегала в ту страну, которая его пропустила. Основной поток мигрантов направляется в Европу, поэтому не удивительно, что первыми с проблемой интеграции иммигрантов сталкиваются государства на границе ЕС, такие как Греция, Италия, Западные Балканы. Но возможно ли это в нынешних условиях миграционного кризиса? Способны ли приморские страны такие как Испания, Греция, Италия, в которых первыми оказываются беженцы принять, весь поток мигрантов разместить и предоставить им достойные условия для жизни? Может ли международная миграция привести к кризису национальной идентичности?

Актуальной остаётся тема присутствия мусульман в европейских странах. Негативное отношение связанное с беспокойством и раздражением по отношению к мусульманам приводит к множеству экстремистских акций, совершенных мусульманскими радикалами в Европе. Большое влияние на отношение европейских граждан к мусульманским мигрантам оказали теракты в Париже осенью 2015 года, в которых погибло больше 130 человек и 350 было ранено. Антипатию вызывает также поведение мигрантов, не желающих принимать культуру страны и следовать местным правилам поведения. Негативизм европейцев по отношению к выходцам из мусульманских стран находится в непосредственной связи с экономическим кризисом, поразившим как европейские страны, так и традиционные страны, из которых прибывают иммигранты.

Для группы иммигрантов из мусульманских стран характерны следующие особенности: низкий уровень образования и квалификации, отсутствие знания местных языков и культуры, традиций; наличие культурных и религиозных противоречий с населением принимающей страны.

Россия, в XXI столетии стала крупным мировым центром иммиграции. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире после США по доле иммигрантов в структуре населения, при этом до 80% всех иммигрантов составляют граждане мусульманских стран. Однако, опыта управления миграционными потоками в стране, особенно религиозным аспектом адаптации, еще не достаточно. Как следствие возникают острые проблемы при интеграции иммигрантов из исламских стран. Для российского полиэтничного общества продолжает сохранять актуальность институциональная задача по повышению устойчивости национального государства. Решение задачи осложняется миграционными процессами в условиях изменяющегося мирового порядка. Одной из проблем российского общества в условиях глобализации и модернизации может стать размывание национальной идентичности россиян.

Мигранты только частично адаптировались к российским условиям, в большинстве случаев не имеют российского гражданства, плохо знают русский язык. Для них характерна концентрация в ограниченном числе сфер экономической деятельности. Социальные условия их проживания неблагоприятные. Таким образом, менее всего нуждаются в полноценной интеграции выходцы их христианских стран, которые прошли социализацию в христианских обществах. Многие мигранты в России владеют русским языком, знают российскую культуру. Для Греции ситуация близкая, однако, поток греков-репатриантов из России, Грузии, Украины, Болгарии уже прошел, и современные иммигранты из этих стран не знают греческого языка. Однако, несмотря на явные преимущества, иммигранты этой группы так же нуждаются в социальной и экономической адаптации.

Религиозный аспект адаптации иммигрантов стал актуален для Греции в последние годы, когда через нее в ЕС был организован масштабный канал перемещения мигрантов из исламских стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Среди основных факторов, способствующих увеличению притока мусульманских иммигрантов в Грецию, были географическое положение Греции, более высокий уровень жизни по сравнению с мусульманскими странами, а также большая доля неформального сектора и сезонный характер многих производств в экономике страны, особенно в таких отраслях как туризм, строительство и сельское хозяйство. За последние 15 лет численность иностранных граждан в Греции увеличилась в четыре раза, выводя Грецию на первое место среди государств-членов Евросоюза по темпам роста иммиграции в страну за этот период [28]. На пути разрешения этой острой для Греции проблемы, стоит в первую очередь рассмотрение проблем, связанных с религиозной адаптацией иммигрантов в принимаемое общество. Кроме того, эта страна стала модельной площадкой, где ЕС отрабатывает эффективность своих общеевропейских программ интеграции мусульманских иммигрантов. Необходимо отметить, что по сравнению с другими странами ЕС, Греция для иммигрантов не столь привлекательна. Чаще всего Греция служит транзитным пунктом на пути мусульманских иммигрантов в более богатые страны Европы или перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов в их скрытых маршрутах. Главную проблему Греции в миграционной сфере представляет не наличие легально зарегистрированных мигрантов, а тот факт, что это прибрежное государство с большим количеством островов и островков стало своеобразным перевалочным пунктом на пути из Азии и Африки в ЕС.

Для Греции цель работы и жизнь в этой стране выбирают только 20% от всех иммигрантов, при этом 40% свой мотив пребывания в стране вообще не указывают [30]. Факт превращения Греции в перевалочный пункт на пути транзита мигрантов в ЕС доказывает динамика перечислений мигрантами денежных средств на родину: в 2011 г. 1,2 млрд. евро, в 2012 г. 922 млн., в 2013 г.599 млн., в 2014 г. 454 млн [31]. Большая часть этих иммигрантов – молодые мусульмане, поэтому их интеграция в Греции и России крайне затруднительна и требует больших усилий и ресурсов. Как и во всей Европе, в Греции низкая рождаемость. Одной из основных причин такому положению дел является затянувшийся экономический и финансовый кризис. Но если среди коренного населения Греции на семью в среднем приходится 2 ребёнка , то среди мигрантов рождаемость значительно выше, что говорит о возможности замещения греческого коренного населения выходцами из других стран а также утраты многообразных традиций и культуры, что ведёт к разрушению национальной идентичности. Другая проблема, с которой столкнулись греки - это мигранты, приехавшие в Грецию в поисках работы. Их присутствие воспринимается греками негативно, так как работодатели чаще предпочитают нанимать мигрантов за более низкую заработную плату. «Греки воспринимают иностранных рабочих не только как конкурентов на рынке труда, но и как некий элемент глобализации, который свидетельствует об утрате национального облика страны. Увеличение численности мусульман в стране за счёт иммигрантов, возрождает исторически антиисламскую составляющую национального сознания» [3].

Проблема законности пребывания мигрантов в странах ЕС является острой не только для мигрантов, но и для принимающего общества и государства. Легальные иммигранты пользуются правами в отношении условий жизни и работы, нелегальные не имеют разрешения на работу, страховку, бесплатное медицинское обслуживание, не могут беспрепятственно пересекать границу государства в котором находятся и т.д., в случае задержания правоохранительными органами могут быть подвергнуты незамедлительной депортации.

Последствия, которые проявились в обществе, экономике, социальной сфере и т.д., говорят о том, что европейские государства, в лице правительств не смогли взять процесс иммиграции под свой контроль. Преступность, угроза терроризма, экономические проблемы приводят к растущей неприязни и отчужденности коренного населения по отношению к приезжим, что проявляется в том числе и в политической сфере. Отражением такой отчужденности стал рост популярности националистических партий и группировок. Правые и левые партии по всей Европе ставят во главу угла настроения и озабоченность людей, связанных с проблемой миграции. Партии обвиняют действующие правительства в неспособности взять под контроль ситуацию и решить проблемы, связанные с массовой миграцией. Одним из основных факторов роста популярности националистических партий являются обещания решить эту не простую проблему.

Влияние миграции на национальную идентичность в целом объясняется несколькими факторами, среди которых можно выделить количество иммигрантов и их этническую идентичность, продолжительность иммиграции, готовность иммигрантов интегрироваться в культурное и языковое пространство принимающего государства, перенимать его ценностные ориентиры.

В значительной степени влияние миграции на национальную идентичность может определяться и отношением собственно государства к иммигрантам и его иммиграционной политикой. Полная интеграция мигрантов в жизнь европейских обществ не может быть достигнута без желания мигрантами стать европейцами и потеснить свои национальные традиции в пользу западных, и без желания коренного населения принять мигрантов. Политическая власть и гражданское общество должны своевременно реагировать на случаи возникновения этнополитических конфликтов в результате миграции населения и изменения демографической структуры, а так же координировать и регулировать данные процессы. Для того чтобы сократить приток беженцев, нужно глобальное рассмотрение всех причин, заставляющих народы покидать свою родину и переселятся в другие более благополучные страны.

References
1. Akimenko A.K. Ponyatie ob adaptatsii, ee kriteriyakh i mekhanizmakh adaptatsionnogo protsessa // Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: Mezhvuz. sb. nauch. tr. Saratov: ITs «Nauka», 2011.-110 s.
2. Antonov A.I., Medkov V.M. Sotsiologiya sem'i. M.: Izd-vo MGU.2005.-304 s.
3. Balibar E. Rasa, natsiya, klass. Dvukhsmyslennye identichnosti / E. Balibar, I. Vallerstain.-M.: Logos altera., 2004.-285 s.
4. Bibikova O.P. Immigranty iz musul'manskikh stran v Evrope: etnokonfessional'nyi i sotsiokul'turnyi aspekty. IV RAN 2015. S. 180.
5. Blinova M.S. Sotsiologiya migratsii: istoriya stanovleniya i perspektivy razvitiya M.: KDU. 2009.-192 s.
6. Vlasova K.V. Migratsionnaya politika Gretsii: vyzovy, problemy i perspektivy // Migratsionnye problemy v Evrope i puti ikh resheniya M. : In-t Evropy RAN , 2015. S. 78-92.
7. Gellner. E. Natsii i natsionalizm. M.: Progress, 1991.-320 s.
8. ES pered vyzovom migratsionnogo krizisa pozitsii evropeiskikh stran. Pod red. Arbatovoi N.K. Kokevoi, A.M. IMEMO RAN, 2016. S. 35.
9. Zombart V. Burzhua. M., 1994. S. 44.
10. Ivanova T.D. Tadzhiki v moskovskom sotsiume // Emmigranty v Moskve / Institut Kennana; Pod red. Zh.A. Zaionchkovskoi. M.: "Tri kvadrata", 2009. S. 176-208.
11. Ivanova, Yu. V. Etnicheskie protsessy v kontekste dialoga kul'tur. M., 2014.-178 s.
12. Immigratsiya naseleniya //Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya / gl. red. A.M. Prokhorova-3-e izd.-M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1978.-1007 s.
13. Iontsev, V. A. Mezhdunarodnaya migratsiya naseleniya: teoriya i istoriya izucheniya. M., 2009.-161 s.
14. Kozing A. Natsiya v istorii i sovremennosti. M:.1978.-293 s.
15. Kochetkov V.V Identichnost' v mezhdunarodnykh otnosheniyakh: teoreticheskie osnovy i rol' v mirovoi politike.//Vestnik moskovskogo un-ta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. 2010. №1. S. 5.
16. Kukatasa Ch. Teoreticheskie osnovy mul'tikul'turalizma.// www.inliberty.ru/library/study/327/. Data obrashcheniya: 08.12.2016
17. Mal'kova V.K. Mobilizatsiya etnicheskikh soobshchestv v sovremennoi Rossii po materialam etnicheskikh SMI. M., IEA RAN, 2011.-209 s.
18. Malakhov V.S. Integratsiya migrantov: kontseptsii i praktiki M.: «Liberal'naya missiya». 2015.-272 s.
19. Rybakovskii L.L. Migratsiya naseleniya: ponyatie, sushchnost', osobennosti. http://rybakovsky.ru/migracia2c.html Data obrashcheniya: 04.12.2016
20. Tsygankov P.A Tsygankov A.P. Sotsiologiya mezhdunarodnykh otnoshenii. M.: 2002. S. 27.
21. Etnopolitika i migratsiya: konflikty, soglasie i tolerantnost' v XXI veke. Pod red. Zaznaev O.I , Sakaev V.T. Izd-vo Kazan. un-ta 2016.-266 s.
22. Yudina T.N. Sotsiologiya migratsii. M.: Akademicheskii proekt. 2006. 272 c.
23. Anderson, M.L.,Taylor, H.F. Sociology: The Essentials. Belmont, CA: Thomson Wadsworth. 2009. C. 20.
24. Everett S. Lee A Theory of Migration // Demography, Vol. 3, No. 1. (1966), pp. 47-57.
25. Guibernay M. Identity of Nations. Cambridge: Polity Press, 1999. 235 p.
26. Grigg D. B.E. G. Ravenstein and the “ laws of migration” // Journal of Historical Geography, 3, 1 1977. pp. 41-54.
27. Hatziprokopiou P. Immigrants integration and social change: Greece as a multicultural society. London School of Economics and Political Science European Institute, Hellenic Observatory http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObservatory/pdf/2nd_Symposium/Panos_Hatziprokopiou_paper.pdf 01.09. 2017
28. Massey D. et al. Theories of international migration: A review and appraisal/ / Population and Development Review. – 1993. – Vol. 19. – № 2. 466 p.
29. Ελλάδα. Ετήσια έκθεση πολιτικής 2012. Σ. 87. URL: http://www.emmedia.gr/ wp-content/uploads/2013/01/EMN-2012-gr-EMMEDIA-19.7.13-FINAL.pdf 18.11.2016
30. Πολιτικó Βαρόμετρο 149/10-2015. Ειδικó αφιερώμα: στάσεις απέναντι στους πρóσφυγες. http://www.publicissue.gr/wp-content/uploads/2015/10/var-149-oct-2015_ref.pdf 8.12.2016