Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

City as a concept and a visual artistic image

Gorelova Yuliya Robertovna

PhD in History

Academic Secretary, Siberian branch of the Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D. S. Likhachev; Docent, the department of Architectural and Constructive Design, Siberian State Automobile and Highway University

644077, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, ul. Andrianova, 28, aud. 204a

GorelovaJ@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2018.1.24086

Received:

04-09-2017


Published:

17-04-2018


Abstract: This article portrays city as a certain mental construct, cluster of ideas, as well as analyses the essential features of a city, which allow identifying the distinctness of such fragment of reality in people's perception. The author analyzes the connection between the terms of "concept" and "image", considering their interaction at the level of essence and structure. Particular attention is paid to the specificity of artistic image as a special type of imagery, along with the images of everyday perception, official images, and others. At the same time, prioritized attention is given to the specificity of artistic imagery of the city captured in the visual arts. The author reveals the dynamics of the key trends in reflecting a city as a concept in the works of artists of various eras. Peculiar for this study became the imposition of subject areas of a city as a concept (as a term, mental construct) and methods of working with visual sources, namely the analysis of visual "texts" in form of the urban landscapes (the author compiled 843 city landscapes). A link is established between the term of "city" and the spectrum of qualities, characteristics and associations that stand behind it and form the perception of such fragment of reality. Analyzing the connection between the terms of "concept" and "image", the author concludes that the image and the concept have a similar structure (centered core, following by concentric layers in proportion to weakening of characteristic and decrease of its importance and awareness in the consciousness of recipients). However, the term of "image" is broader, filled with visual and emotional components. The concept is more focused on the category of essential and typical features, as well as familiar meanings. Describing the specificity of artistic image, the author notes that it is related to specificity of the sphere of art, which  distinctness manifests in subjectivity and emotionality of perception and presentation. The author determines the range of basic characteristics included in the concept of "city" that allow singling out the specific perception of this fragment within the framework of artistic imagery reproduced in works of art.


Keywords:

city, concept, image, artistic image, visual markers, art, city landscape, mental construct, dynamics of images, urban limits


Слово «концепт» происходит от латинского «conceptus» - понятие, глагола «concipere» - значить. В современном научном знании «концепт» используется не только как термин, но и как удобный методологический конструкт, позволяющий исследователю системно проанализировать интересующий его фрагмент действительности. Термин концепт зародился в недрах лингвистики, но впоследствии стал активно использоваться в таких областях научного знания как философия, культурология, политология, искусствоведение. В широком смысле под концептом можно понимать некий ментальный образ, совокупность представлений о неком фрагменте или аспекте действительности.

В философии концепт иногда отождествляют с содержанием понятия, его смысловой сущностью. [1-5]

Е. А. Кудинова, трактующая понятие концепта с позиций лингвистики, определяет его как – существующий в сознании человека мыслительный конструкт, являющийся элементом системы знаний о мире, при этом обладающий характеристиками полевых систем, в рамках которых элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. [6]

Ю. С. Степанов определяет концепты как ментальные образования, сгустки культурной среды в сознании человека. По его мнению, концепт – это как бы сгусток культуры, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, и, с другой стороны то, посредствам чего человек входит в культуру и меняет ее. [7, с. 42-43] По мнению автора, концепт представляет собой «…пучок представлений, понятий, значений, ассоциаций, переживаний», который сопровождает определенное слово. [7, с. 43]

Сравнивая термины «понятие» и «концепт» Ю. С. Степанов, на наш взгляд совершенно справедливо обращает внимание на тот факт, что в отличии от «понятий», «концепты» не только мыслятся, но и переживаются, являются предметами эмоциональной сферы.

В «понятии» как оно изучается в логике и философии можно различить объем и содержание. Объем указывает на класс предметов, которые входят в данное понятие, признак «содержание» определяет совокупность общих и существенных признаков предметов, соответствующих этому классу. Термин «концепт» акцентирует аспект содержания в этом плане и более близок к термину «смысл».

В рамках данной статьи под понятием концепта города мы будем понимать некую системную совокупность представлений и мыслительных конструкций, в сгущенном, концентрированном виде представляющих типичные ассоциации большинства людей, связанные с представлениями о городе как об особом типе поселения, отличном от деревни, и характеризующимся специфическими чертами облика, социальной и экономической структуры и образа жизни его жителей. В этом смысле понятие «концепт» в некоторых смыслах пересекается с понятием «образ».

Образ – способ взаимодействия человека и мира, посредник между сознанием человека и внешней реальностью. Образ, в каком-то смысле, является визуальной декларацией действительности. С одной стороны он всегда основывается на реальных явлениях, вещах и событиях. Не может существовать образа вообще, а только образ чего-то (человека, события, явления, места). В этом образ отличается от концепта, потому как тот как раз ориентируется на сферу «вообще», говоря, о городе как таковом, о городе, как неком типичном факте действительности.

С другой стороны образ показывает не столько то, как это событие (явление, человек, вещь) существует в действительности, сколько то, как оно отразилось в сознании конкретного человека, социальной группы, народа или даже всего человечества. В этом смысле значение «образа» и «концепта» совпадают.

Образ и концепт имеют сходную структуру. Ю. С. Степанов в уже упоминаемой нами работе выделяет в структуре любого концепта три слоя. Первый представлен основным актуальным признаком, второй включает дополнительный или дополнительные признаки и характеристики, а третий отсылает нас к внутренней форме, существующей, но практически не осознаваемой людьми. Основной актуальный признак явно проявлен (осознан и связан с данным концептом) у всех носителей данной культуры и данного языка. Различные второстепенные признаки актуальны для различных социальных групп, внутренняя основа формирования того или иного концепта, как правило, - предмет интереса узкого круга исследователей. Ю. С. Степанов, говоря о соотношении «концепта» и «образа», ссылаясь на труды О.М. Фрейденберг, отмечает, что концепт существует в образе в латентном виде. [7, с. 62] То есть наличие образа является основой для формирования того или иного концепта культуры. При этом он отмечает, что сами концепты могут выражаться не только в словах, но и визуальных образах. [7, с. 75]

Интересный вариант рассмотрения художественных аспектов концептуализации можно найти в статье А. М. Сиюховой [2], где автор рассматривает концепт как фактор художественной образности и высказывает тезис о том, что в изобразительном искусстве концепты маркируются с помощью разнообразных средств художественной выразительности, важное место среди которых занимают цвет и свет.

Характеризуя механизмы формирования образов, следует учитывать, что именно в процессе восприятия происходит формирование субъективного образа целостного предмета. Сначала происходит получение человеком чувственных впечатлений различных модальностей (форма, цвет, звук, запах). Этот уровень – уровень восприятия ощущений. После того как к непосредственным ощущениям добавляются память о прошлых воздействиях данного объекта на наши органы чувств, а так же после включения мышления в форме различных приемов смысловой обработки (категоризация, обобщение, анализ, синтез…), к восприятию добавляется мышление. Восприятие формирует чувственную ткань образа, мышление дополняет его значением и личностным смыслом. Об этой особенности применительно к восприятию образа города К. Линч отмечал, что «Подобно произведению архитектуры, город представляет собой конструкцию в пространстве , но гигантского масштаба, нечто такое, что можно воспринимать только за продолжительностью времени… В разных ситуациях и для разных людей порядок города перевертывается, перебивается, рассекается или вовсе отбрасывается… В любой момент здесь всего гораздо больше, чем глаз способен различить, тем ухо расслышать… Все воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, связывающиеся с ними цепочкам событий, к памяти о прежнем опыте». [8, с. 15] Следовательно, кроме целостности, необходимо отметить, что на восприятие предметов окружающего мира влияет предшествующий опыт и установки индивида. Наблюдатель, исходя из собственного опыта и определенной ситуации, отбирает, организует и наделяет значением то, что видит. Будучи сформированным, образ начинает ограничивать круг воспринимаемого, что-то подчеркивать, что-то ретушировать. Образы, в частности образы пространств (частным случаем является городское пространство), с одной стороны, создаются самим человеком, с другой стороны формируют его восприятие окружающей реальности. В основе любого образа лежит некое реальное событие, лицо, вещь, однако сами по себе они выступают лишь основой для дальнейших интерпретаций, то есть предпосылкой образа. Образ формируется всей совокупностью представлений и мнений (обыденных, научных и художественных) о данном объекте. Таким образом, можно констатировать наличие в структуре образа репродуктивного и творческого компонентов. То же можно в некотором смысле сказать и о концепте.

Значимой характеристикой образа является сочетание в его структуре статичных и динамичных (изменчивых) компонентов. Новая эпоха обычно рождает новое восприятие одних и тех же событий, личностей. Наибольшей изменчивостью обладают образы событий и личностей так или иначе связанных с политической сферой (примеры – образы Ленина, Сталина, Колчака и др.). Напротив, образы духовно-нравственного, патриотического и религиозного содержания обладают наименьшей степенью изменчивости (как, например образ Родины, образ матери и др.).

Так как формирование совокупности представлений формирующих тот или иной концепт процесс подчас растянутый во времени, то можно говорить о том, что эволюций представлений об определенной сфере действительности будет соотносится с эволюцией концепта, ей соответствующего. Данное обстоятельство согласуется и с тезисом о том, что с течением времени образ того или иного предмета или явления также эволюционирует в соответствии с динамикой объективной действительности или сферы ментальных конструкций. Концепт с одной стороны связан с эволюцией представлений людей об определенном фрагменте действительности, с другой – в каждый отдельно взятый момент времени концепт определяет восприятие определенного фрагмента действительности, по крайней мере восприятие на уровне языка и общения. Конечно же, концепт «город» претерпел немалые изменения, в том числе связанные с научно-техническим и культурным прогрессом человечества, в любой конкретный период времени слово город для людей, принадлежащих к определенной культурной общности, соотносилось с неким вполне определяемым пучком ментальный представлений, черт и конструкций. В настоящей публикации мы будем опираться на представления о городе наших современников.

Следует согласиться с мнением Кевина Линча о том, что «у каждого горожанина есть свои ассоциации связанные, с какой либо частью города, и этот персональный образ пронизан воспоминаниями и значениями». [8, с. 15] При этом, между членами групп возникает некое принципиальное согласие равное сущности некий групповой, коллективный образ среды. [4, с. 19] Общественный образ города создается наложением одного на другое, множество индивидуальных образов отдельных горожан. [8, с. 50]

А. А. Высоковский в сборнике "Городская среда: проблемы существования" отмечал, что «История своей жизни, особенно воспоминания детства, впечатления от услышанных рассказов, прочитанных книг… - все это собирается в единый средовой образ, скрепленный изнутри ценностными установками. Именно такой целостный образ служит основой для живой рефлексии, а также оценки каждого акта средообразования…». [9, с. 30]

В. Г. Ильин характеризует образ продукт нашего сознания, реагирующего на видимую действительность сквозь призму памяти. [10, с. 75]

Образ, как и концепт, всегда соотносится с существующей картиной мира, общественным и личным социокультурным опытом. При этом, если в случае с образом мы можем заявить о том, что ни одно исследование не способно вместить в себя весь спектр возможных субъективных представлений о городе, однако способно четко высветить отдельные грани образа. То относительно концепта можно утверждать, что даже в рамках словарной статьи можно достаточно четко очертить грани концепта «город», хотя бы в рамках основных признаков, актуальных для большинства определенной культурной и языковой общности.

Таким образом, можно еще раз акцентировать, что предметные области терминов «образ» и «концепт» во многом совпадают. Однако понятие образа шире, более наполнено визуальными и эмоциональными компонентами. Концепт более акцентирован на категории сущностных и типичных черт и привычных смыслов. Посредствам таких категорий как «образ» и «концепт» мы можем фиксировать взаимосвязь вещно-предметной среды города (материальной основы) с ментальной составляющей городского пространства, обусловленной системой культурных и социальных стереотипов и установок, и реализуемой через интеллектуально-художественные практики населения. Формирование образа города и наполнение смыслами концепта «город», с одной стороны, выступает необходимой предпосылкой успешности коммуникативного процесса между человеком и окружающей его городской средой, с другой стороны, - является результатом этого процесса.

Чтобы определить специфику отражения концептуальных черт города в искусстве, в сфере художественного, необходимо сделать еще несколько уточнений, касающихся специфики художественного образа как особого типа образов, наряду с такими видами образов как образы повседневного восприятия, официальные образы и др.

Художественные образы опираются на образы воспоминания и воображения. Художественное восприятие предполагает отсутствие автоматизма, свойственного повседневному восприятию города. Художественное видение – это особый, более тонкий взгляд, который в силу высвечивания отдельных деталей, особой колористки и других художественных приемов дает возможность по-новому увидеть в каком-то смысле приевшиеся или по крайней мере давно знакомые объекты и фрагменты городской среды.

Восприятие каждого художника своеобразно и уникально, однако даже здесь можно попытаться выделить область схожих значений, например – любимых мест и ракурсов, определенных сюжетов и нюансов городской жизни.

По мнению уже упоминаемого нами В. Г. Ильина, на восприятие реально существующего города накладывается образ «прекрасного города», который представляет собой сложный синтез прямых впечатлений от пребывания в разных городах, виденного на фотографиях, в живописи или графике, прочитанного или услышанного…Искусство с древнейших времен формирует образ города». [6, с. 75] При этом «Культурные «очки» позволяют «считывать» известное и привычное, опуская обычно множество деталей, полагая их само собой разумеющимися… И чем страннее, чем необычнее увиденное, тем сочнее в деталях и литературный и живописный образы». [10, с. 77]

Важно также осознавать, что произведения искусства являются даже не столько отражением самой действительности, сколько продуктом представлений о ней конкретных людей – художников, поэтов и др. Художественные образы сохраняют известную автономию от своих прообразов – тех реальных пространств и объектов, которые послужили материалом для художника и писателя. Пространственные образы среды здесь формируются по законам художественного творчества, выражаются посредствам специальных художественных приемов, методов и форм, и посредствам особых изобразительных или словесных кодов хранятся и транслируются в культуре.

Художественные образы, в отличии от образов обыденного сознания, легко отчуждаются от своего создателя и хорошо транслируются. Однако, во многом влияние художественных образов пространства на массовое сознание зависит от развития художественной жизни в обществе и специфики реализации культурной политики на определенном этапе, ведь во многом именно власть выступает цензором отбирающим те или иные произведения для тиражирования в массовое сознание, а без доступа к произведению широких слоев населения мы не можем говорить о значительной степени его влияния на восприятие среды, даже если само произведение гениально и максимально ярко отражает образ того или иного места.

Все выделенные модификации образов взаимодействуют между собой и оказывают влияние на трансформацию друг друга. Так профессиональное видение архитекторов сталкивается с синкретичным и утилитарным видением жителей с одной стороны, с позицией властно-административных структур с другой, и одновременно испытывает на себе влияние и тех и других и еще влияние тенденций развития художественного процесса в целом. Художественный образ оказывает влияние на официальный, а иногда и на повседневный.

Необходимо учитывать, что совокупность данных модификаций образа должна рассматриваться не в статике, а в динамике и во взаимосвязи с историческим и социокультурным контекстом, что позволит выявить сущностные аспекты трансформации такого сложного и синкретичного феномена как образ города. [11, 12]

При этом художественные образы пространств, реализованные в творческих практиках людей (живописи, графике, поэзии и др.), выступают формами и способами освоения действительности и характеризуются слитностью чувственных и смысловых аспектов.

Искусство – это сфера, предполагающая не интеллектуальное, а чувственно-эмоциональное восприятие действительности и ее субъективное отражение. В данном случае субъективность – не портит, а, наоборот обогащает, позволяет образу полнее раскрыться в восприятии реципиента. Восприятие художников как бы заостряет сущностные черты, делает образы ярче, чем облегчает сам процесс их восприятия. Можно согласиться с мнением М. В. Маковенко о том, что талантливые художники передают в своих работах не просто архитектурные сооружения, а дух времени. Мастер видит то, что ускользает от человека в суете жизни. [13]

При этом каждый из художников видит город по-своему, кто-то изображает яркие постройки, иным же ближе тихий дворик в спальном районе, а кому-то кусочек природы среди «каменных джунглей». Несмотря на это, глядя на картину, изображающую некого рода поселение, с помощью следующих визуальных признаков мы сможем определить село перед нами или же город. В. Н. Курилов, исследуя городские пейзажи художников отметил, что «каждый привносил в изображаемый им пейзаж свое мироощущение, свое восприятие одного и того же города, улицы, здания». [14, с. 295]

В качестве своеобразной иллюстрации, к нашим наши размышлениям о городе как о концепте и его отражении в сфере художественного, можно кратко наметить динамику основных тенденций отражения города как концепта в творчестве художников различных эпох.

Самым первым тезисом, в этой связи может стать утверждение о том, что так как концепт «город» всегда существовал в качестве одного из культурных концептов, то его наполнение определялось общей эволюцией настроений, представлений, философских концепций, свойственных определенному времени.

В зависимости от этого, город в сознании художников «представал в двояком своем обличии: то как символ прогресса цивилизации, то как предвестник ее кризиса и гибели». [15, с. 174-177] И то и другое обусловлено объективными характеристиками города. С одной стороны город может предоставить человеку максимальные удобства и разнообразные возможности, с другой – подавляет и обезличивает человека.

Цельное восприятие города формируется в эпоху Ренесанса. Город в восприятии мыслителей эпохи Ренессанса – это «город, где все стороны жизни, начиная от архитектурного облика до форм общественного устройства и образа жизни, пронизаны разумом и гармонией…». [16, с. 42] Мастера эпохи Возрождения и Нового времени любовались своими городами, воспевали их красивые площади и уютные дворики, относились к городской среде как к чему-то родному.

Художники XIX в. изначально стремились к романтической поэтизации городской среды. В творчестве импрессионистов присутствует, свойственная предшествующим эпохам романтизация городской среды, при этом, они более склонны изображать не идеальные обобщенные виды, а как бы репортажи, запечатлевающие моментальные портреты, предвосхищая тем самым развитие фотоискусства с его стремлением остановить время, запечатлевая жизнь ее непрерывности и движении.

Одни и те же черты городской действительности, одних художников восхищали, других – повергали в ужас. Так, например, техногенность городской среды, обилие машин и механизмов воспеваемое футуристами, воспринималось экспрессионистами как бездушие и служило поводом для пессимизма и депрессии.

В произведениях русских писателей и художников начала XX в. мы почти не встретим портрета города, фиксаций давности, «видописи», любования объективным: город в этих работах, прежде всего, пейзаж души, это пространство города, воспринятое через призму пространства внутреннего Я мастера …». [17, с. 158]

Для художников начала XX в. характерен интерес к «изнанке» города. В их картинах часто акцентируется несоразмерность человеку высотных зданий, давящие и сковывающие объемы дворов-колодцев, узкие лестницы, глухие заборы и пустыри. В картинах художников пространство города приобретает давящую плотность и угнетающую монотонность [17, с.162-163]. Показательным в этом отношении может быть творчество Павла Филонова («Без названия (город)» 1925; Город 1923-1928; Улица 1925 и др.). В его работах люди – узники города, запертые в своих камерах – квартирах, либо выдавленные на передний план сдавливающим пространством города.

Настроениям футуристов было близко восприятие города русскими-художниками первых лет советской власти. В 1920-е гг. советские художники ОСТа – А. А. Дейнека, П. В. Вильямс, Ю. И. Пименов, А. А. Лабас были увлечены городом как «средоточием созидательных сил человека, воплощением его ума и воли, радостной энергии и созидания». [15, с. 176]

Постсоветские художники все чаще стали обращаться к изображению провинциальных городов как антитезе унификации и урбанизации, проявилась романтическая ностальгия по старине. По мнению специалистов, «характерной чертой трактовок образа города в начале XX в. становится уход от простого описательства реального города. Милые сердцу обывателя городские кафе, рынки, забавные уличные сценки, еще памятные по работам импрессионистов и бытописателей прошлых лет, исчезли из картин художников или окрасились в новые тона… Ирония, гротеск, гримаса отвращения или презрения… все эти проявления «своеволия» художника аранжировали городскую мелодию столь своеобразно, что она стала почти неразличима, утонула во внутреннем Я мастера. Во взгляде на город теперь художники предпочитали неожиданные ракурсы». [17, с. 158]

Мы уже говорили о том, что опора и образа и концепта как системы представлений о чем-либо укоренена в самой действительности, в частности в самом городе.Эта же тенденция работает и когда мы имеем дело с художественными образами, созданными в искусстве, в частности, в изобразительном искусстве. Художник, с одной стороны, отображает то, что есть, но через призму своего восприятия.

Современные исследователи говоря о данном обстоятельстве, отмечают, что «с одной стороны, городской пейзаж изображает окружающую среду, созданную руками человека: улицы, дома, площади, переулки, дороги - все пространство города рационально организовано и функционирует в соответствии с потребностями его жителей. Однако на картине художника бетонный город, перегруженный транспортом и спешащими пешеходами, может предстать тихим, загадочным и романтичным. Ведь восприятие художником городской среды без эмоциональных переживаний невозможно, и именно на холсте привычный и зачастую скучный индустриальный ландшафт может превратиться в объект художественного сопереживания, одновременно совмещая в себе холодную реальность и яркие воспоминания самого автора». [13, с. 41]

Мы разделяем тезис, заявленный в статье Г. П. Сидоровой, со ссылкой на работы М. С. Кагана, о том, что «искусство обладает способностью целостного отражения действительности и глубинного обобщения, выраженного в художественных образах, воздействующих одновременно на ум и чувства человека. Искусство является зеркалом культуры, способно целостно представлять человеческий мир, многопланово отражать сознание общества и личности». [18, с. 653]

Для каждого человека понятие «город» несет свое значение. Чисто формально «город» - это населенный пункт с численностью жителей более двенадцати тысяч человек, большинство из которых заняты не в сельском хозяйстве. Однако, для кого-то город - это люди, живущие в нем, а для других - место скопления заводов, предприятий, места приложения труда и рынки сбыта. Мнений может быть множество, однако в области пересечения всех бесчисленных представлений о городе и лежит область нашего интереса – то, что в восприятии людей идентифицирует город как город, отличает его от сельских населенных пунктов.

Традиционно город определяется как культурно-промышленный центр поселения большого количества людей, обустроенный ими с учетом их потребностей, культуры, истории. Город определяется как искусственно созданная среда обитания человека, отвечающая всем его востребованным функциям. Город имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения. Говоря о сущностных чертах города как особого типа пространства, И. М. Лисовец предлагает акцентировать внимание на таких как высокая структурированность пространства, значительное число жителей, тип жизнедеятельности. [19, с. 49-50]

Таким образом, исследователи, говоря об отличительных чертах города, обязательно упоминают, прежде всего, специфику его функционала. Во-первых, города изначально возникали как центры ремесла, впоследствии развившегося в промышленность, и торговли. Во-вторых, изначально они обладали силой концентрации всех жизненно важных общественных функций, таких как: реализация властно-административных, культурно-досуговых, образовательных, религиозных, торговых и иных функций.

По мнению современных исследователей, «современный город – это не только уникальное архитектурное образование, имеющее свое историческое прошлое, настоящее и будущее, это еще и культурно-психологическая система, обусловливающая особые закономерности жизнедеятельности. В противовес традиционализму, замкнутости и иерархичности коллективистской сельской культуры, культуре городской присуща большая восприимчивость к инновациям (особенно в сфере экономики, искусства и языковых форм); открытость влиянию культурных традиций разных народов и эпох; социальная мобильность между различными социальными группами; индивидуализированность, роль которой возрастает, когда социальные связи оказываются ослаблены, а человеку самому приходится выбирать культурные ориентиры; анонимность социальных отношений создает эффект одиночества в толпе». [20, с. 231]

Мы согласны с тезисом исследователей о том, что город в своем концептуальном аспекте в сознании своих жителей порождает систему ментальных образов, из которых складываются представления жителей о своем городе, формируется особый тип поведения и восприятия окружающей действительности. При этом город является и пространством формирования и функционирования смыслов. [20, с. 232]

Одной из ключевых характеристик города как типа пространства является его рукотворность. Вся среда в рамках города преобразована культурной деятельностью человека, что ярко явлено в визуальных характеристиках городской среды, с ее мощными и яркими архитектурными формами, мощеными улицами, учреждениями и пространствами, концентрирующими различные социальные действа и функции. Можно согласиться с мнением Л. А. Закс, которая отмечает, что «город – это территория, созданная культурой для самой себя: здесь она, ее специфические закономерности, ее бытийная и телеологическая логика абсолютно доминирует. И это дает толчок совпадающему с прогрессом процессу (само)культивирования ключевых особенностей культуры = развертывания ее возможностей». [21, с. 17]

Действительно, говоря о современном этапе существования города, необходимо отметить, что, как и современная культура в целом, так и современный город, в частности, становятся пространством потребления товаров и услуг, причем товаров и услуг не только материальных, но и не материальных (информационных, образовательных, культурно-досуговых и иных). Это ведет к тому, о чем Л. А. Закс говорит как о процессе «идеального удвоения», характеризующего жизнь современных городов, где жизнь города и горожан объективно смещается с производства и потребления материальных вещей в сферу нематериальных продуктов и услуг. Л. А. Закс справедливо отмечает, что в структуре сознания современных горожан роль образных и семиотических структур значительно возрастает и к культурно-психологическим изменениям – изменениям городской ментальности. Происходит повсеместная «семиотизация», или символическое «осложнение» (усложнение) городской реальности: о любом ее элементе сознание горожан не только спрашивает «что это такое?», но также и «что это значит? как это понимать?». [21, с. 30] В результате чего сам город превращается в культурном сознании, функционирует в нем и связанных с ним культурных практиках как единый символический текст. [21, с. 31]

Г. В. Горнова [22] отмечает тот факт, что в город как система идеальных представлений имеет два ярко выраженных полюса – позитивный и негативный. Из позитивных сторон автором отмечается более высокий уровень, по сравнению с селом, благоустройства и доступа к так называемым благам цивилизации. Из негативных Г. В. Горнова акцентирует внимание на проблеме отчуждения в рамках городского пространства. К этому можно добавить, что в разные периоды происходит активизация то одного, то другого, своего рода маятниковый эффект.

Каждый город имеет свой неповторимый облик, колорит. Прежде всего, эта уникальность достигается благодаря его правильному развитию в пространстве и во времени. Очертания города, его индивидуальный художественный облик определяются главными площадями, главными магистралями и доминирующими сооружениями.

Современные исследователи склонны полагать, что в XX в. город обрел для человека статус Универсума, «он заключает в себе слишком многое, чтобы иметь одно лицо. У него столько ликов, сколько умеет распознать художник». [17, с. 158]

Однако, в рамках настоящей публикации, мы предпринимаем попытку составления краткого списка неотъемлемых черт, позволяющих идентифицировать конкретное пространство как городское. При этом, так как в дальнейшем мы собираемся пользуясь данным списком как инструментом исследовать городские пейзажи, выделенные черты параллельно переводятся нами на язык визуально воспринимаемых параметров, которые могут определяться как в городских реалиях, так и в рамках художественных образов городов, созданных в пейзажах художников.

В качестве подобных значимых признаков, позволяющих идентифицировать пространство как городское можно выделить: значительное количество населения, проживающее на некой ограниченной территории, что приводит к значительной степени концентрации населения, что проявляется в таких визуальных признаках как наличие многоэтажных зданий, значительных размеров общественных зданий и сооружений, компактности застройки. Все здания и сооружения для удобства доступа компактно собраны в кварталы, микрорайоны, районы, округа. Среда современного города чаще всего представляет собой плотный массив, городьбу стекла и бетона (рис. 1, 2, 3).

._2.__.._._1971.__._.._

Рис. 1. В. В. Кукуйцев. Омск. Первомай. 1971. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (далее - ОМИИ им. М. А. Врубеля)

._1.__.__

Рис. 2. Г. С. Баймуханов. Омск. На Любинском. 2010. ОМИИ им. М. А. Врубеля

._3.____01

Рис. 3. Т. Ф. Бугаенко. Посвящение Нью-Йорку. 2001. ОМИИ им. М. А. Врубеля

Вторая черта, характеризующая город, - ускоренный темп жизни, что выражается в наличии широких улиц, проспектов, скоростных магистралей, интенсивном автомобильном движении, наличии альтернативных видов транспорта (трамваи, троллейбусы, метро). Наличие транспорта предполагает такие дополнительные показатели как наличие гаражей, стоянок, транспортных развязок, мостов и др. (рис.4.). В силу этого же мы можем наблюдать в городе обилие остановок общественного транспорта, светофоров и т. д.

._4.__._.__

Рис. 4. Ю. А. Овчинников. Комсомольский мост. 1957. ОМИИ им. М. А. Врубеля

Проявлением городского ритма является наличие ночной жизни. Пульс города не замирает даже ночью. Продолжают работать некоторые промышленные производства, учреждения торговли и развлекательные комплексы. Визуально это выражается в наличии светящихся окон домов, витрин магазинов и кафе, фонарей, декоративной подсветки зданий и общественных пространств (рис. 5).

._5.___

Рис. 5. Т. Ф. Бугаенко. Мулен Руж. 1996. ОМИИ им. М. А. Врубеля

Третья черта – город – пространство, сфокусированное на промышленном производстве, что визуально выражается в наличии корпусов заводов и фабрик с их неотъемлемым атрибутом – дымящими трубами, специфической техники (подъемных кранов и другой крупногабаритной техники) (рис. 6).

._5.__

Рис. 6. Г. П. Кичигин. Трасса. 1988. ОМИИ им. М. А. Врубель

Четвертая черта – концентрация и разнообразие социально-значимых функций. В городе сконцентрировано проявлены такие значимые общественные функции как властно-административная, образовательная, культурно-досуговая, функции, связанные с жизнеобеспечением (в частности здравоохранение), торговая, производственная и множество других (рис. 7, 8).

._7._____

Рис. 7. Г. П. Кичигин. Песня у Дома молодежи в Хельсинки. Из серии "По Финляндии". 1986. ОМИИ им. М. А. Врубеля

._6____.__1

Рис. 8. Ю. Ю. Картавцев. Небо над городом. Часть 1-я. Болонья. 2009-1010. ОМИИ им. М. А. Врубеля

Пятая черта – высокий уровень благоустройства территории, наличие ухоженных общественных пространств, сконцентрированных, как правило в центральной части городов (имеется ввиду парки, скверы, бульвары, оформление пространств перед крупными административными и культурными учреждениями).

References
1. Il'in V. G. Gorod kak kul'tury: avtoref. dis.... doktora sotsiologicheskikh nauk / Rost. gos. ped. un-t. Rostov-na-Donu, 2004. 37 s.
2. Siyukhova A. M. Problematika kontsepta nochi v diskurse nauchnogo analiza // NB: Kul'tury i iskusstva. 2013. № 1. S. 13-60. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.1.192. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_192.html
3. Sergeeva E. V. Kontsept-universaliya i khudozhestvennyi kontsept: problema klassifikatsii // Sibirskii filologicheskii zhurnal. 2006. №1-2. S. 63-69.
4. Pimenova E. A. i dr. Kontsept. Obraz. Ponyatie. Simvol / Kemer. gos. un-t, Ros. assots. lingvistov-kognitologov (Kemer. otd-nie). Kemerovo: Grafika, 2004. 275 s.
5. Kurganova N. I. Kontsept kak edinitsa kollektivnogo znaniya // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. T. 4. № 2. S. 21-25.
6. Kudinova E. A. Kontsept i ego sootnoshenie s leksiko-semanticheskim polem // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2008. № 1-2. S. 48-50.
7. Stepanov Yu. S. Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury: Izd. 3-e ispr. i dop. M.: Akademicheskii proekt, 2004. 992 s.
8. Linch Kevin. Obraz goroda / Per. s angl. V. L. Glazycheva; pod red. A.V. Ikonnikova. M., 1982. 328 c.
9. Vysokovskii A. A. Substatsional'nye svoistva sredy // Gorodskaya sreda: problemy sushchestvovaniya / Pod red. A. A. Vysokovskogo i G.Z. Kaganova. M., 1990. 190 s.
10. Il'in V. G. Gorod: obraz, kontsept, real'nost': (Sotsiokul'turnyi analiz) / Yuzh. otd-nie RAO, Rost. gos. ped. un-t, Yuzh.-Ros. gos. un-t ekonomiki i servisa, Rost. in-t servisa. Rostov n/D: Izd-vo Rost. un-ta, 2003. 246 s.
11. Ignat'eva I. A. Razvitie obraza istoricheskogo goroda: avtoreferat dis. ... kandidata arkhitektury / Novosib. gos. arkhitektur.-khudozh. akad. Novosibirsk, 2000. 17 s.
12. Krylov M. Yu. Kompleksnoe izuchenie arkhitekturnogo obraza istoricheskogo goroda: Na primere Ryazani: avtoreferat dis. ... kandidata arkhitektury / Ur. gos. arkhitektur.-khudozh. akad. Ekaterinburg, 2003. 23 s.
13. Makovenko M. V. Obraz rodnogo goroda glazami tomskikh khudozhnikov // Gorodskoi peizazh v mirovom iskusstve i v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya: Materialy nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. 2016. S. 41-49.
14. Kurilov V. N. Arkhitekturnyi peizazh Novosibirska v aspekte izobrazitel'nogo iskusstva. Priblizhenie k teme // Regional'nye arkhitekturno-khudozhestvennye shkoly. 2016. № 1. S. 238-255.
15. Vansalov V. V. Mnogolikost' obraza goroda v iskusstve // Goroda mira – mir goroda. M., 2009. S. 174-177.
16. Gorod i iskusstvo. Sub''ekty sotsiokul'turnogo dialoga: [sb. st.] / Ros. akad. nauk, Nauch. sovet po istorii mirovoi kul'tury; otv. red. i avt. vved. E. V. Saiko. M.: Nauka, 1996. 285 s.
17. Volodina T. I. Prostranstvo goroda v russkoi literature i iskusstve pervykh desyatiletii XX v. // Goroda mira – mir goroda. M., 2009. S. 158-171.
18. Sidorova G. P. Obrazy rossiiskoi stolitsy v massovom iskusstve kak kod kul'tury // Kul'tura i iskusstvo. 2014. № 6. S. 653-659.
19. Lisovets I. M. Gorod v problemnom pole kul'turologicheskoi urbanistiki // Sovremennyi gorod: sotsial'nost', kul'tury, zhizn' lyudei: Materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, 2014. S. 48-52.
20. Krasnoselov D. K., Syutkina E. N. Arkhitipicheskie osnovaniya gorodskoi mental'nosti // Sovremennyi gorod: sotsial'nost', kul'tury, zhizn' lyudei: Materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, 2014. S. 231-234.
21. Zaks L. A. Gorod kak mashina kul'tury: proshloe i sovremennost' // Sovremennyi gorod: sotsial'nost', kul'tury, zhizn' lyudei: Materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, 2014. S. 17-37.
22. Gornova G. V. Metodologiya issledovaniya sushchnosti goroda: ob''ektivirovannye formy gorodskoi kul'tury (K 300-letiyu Omska) // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2016. №3 (12). S. 8-12.