Library
|
Your profile |
Psychology and Psychotechnics
Reference:
Shapoval I.
Contact Boundaries Between Self and Not-Self as the Space of Transformations of Personality Dispositions
// Psychology and Psychotechnics.
2017. № 3.
P. 10-22.
DOI: 10.7256/2454-0722.2017.3.24026 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=24026
Contact Boundaries Between Self and Not-Self as the Space of Transformations of Personality Dispositions
DOI: 10.7256/2454-0722.2017.3.24026Received: 28-08-2017Published: 16-10-2017Abstract: The subject of the research is the contact boundaries between Self and not-Self as the 'between space' where personality dispositions are formed and transformed in terms of Self and not-Self interactions. The purpose of this research is to analyze and systematize characteristics of Self boundaries that change as a result of contact with not-Self and determine personality transformations. The author of the article pays special attention to clarifying the content and connections between Self and non-Self phenomena in terms of their multiplicity and description of their contact boundaries as well as deficit thereof and ways to overcome it. The article is based on the interdisciplinary and nomothetic approaches. The author has also used the problem method to state, analyse and interpret unsolved problems that do not have a single research approach today. Analysis, evaluation, summary and amendment of a number of well-known psychological concepts and provisions are based on the axiomatical method. The novelty of the research is caused by the fact that the author proves that there are internal cause-and-effect relationships between characteristics and changes in contact boundaries between Self and not-Self and personality transformations. The main conclusions of the research are the following: 1) there are certain contact boundaries between Self and not-Self as personality disposition forming and transforming phenomena, and 2) boundary characteristics play an important role in changing these boundaries as well as creating constructive or destructive potentials of these changes and connections between Self and not-Self contact boundaries and personality disposition transformations. Keywords: contact boundaries, multiplicity of Self, not-Self, functions of Self boundaries, multisubjectivity of Self, space, disposition, transformation, mentalisation, characteristics of the boundariesВведение. Актуальность постановки проблемы связи границ Я и не-Я с диспозициями личности определяется глубоким системным кризисом современного мира. Сознание размытости, разорванности, нестабильности границ делает жизнь человека проблематичной и требует от него постоянной смены диспозиций относительно меняющихся социокультурных норм и ценностей. Свобода выбирать или конструировать свой способ бытия в мире, искать и исследовать альтернативные миры, освобождающие от манипулирования извне, – достижение постиндустриального общества – для многих видится личным бременем. Адаптивные компромиссы [24] могут реализовываться в личностно-индуцированным изменении норм в условиях компромисс-селекции социальных институтов, организаций, групп и выбора из них человеком доминирующих, субкультурных или маргинальных опций. Другой вариант – использование «лазеек» в нормах и правилах, переходящее в тенденцию, кумулируемое и изменяющее казавшиеся вечными нормы и ценности. Деформации самоотношения, саморегуляции, ценностных ориентаций современников в условиях недоверия к обществу, государству и друг другу становятся основой субъективной девальвации и отрицания социальных ожиданий и развития иммунитета против социально-психологического давления в виде черствости, дефицита ментализации, виктимности, социальной эксклюзии, девиаций межличностных отношений. Институализация конфликтности, насилия, проституции, этнической и межличностной нетерпимости, инфляции нравственности определяет декультурацию личности (Е. В. Руденский): распад ее связей с культурой, социальными группами и значимыми лицами; утрату социоадаптивной, смысловой и экзистенциальной регуляции поведения. Неэффективные формы адаптации индивида в больном обществе квалифицируются как социальные болезни личности (Э. Фромм). Контакт Я и не-Я – это, прежде всего, осознавание и поведение, направленное на принятие приемлемого нового и отвержение неприемлемого [11]. В этом плане внутренняя диспозиция личности представляет собой комплекс мотивационных, аффективных и когнитивных компонентов, а многочисленные формы ее выражения выступают ее индикаторами [24]. Благодаря тому, что на границе контакта Я и не-Я опасность отвергается, помехи преодолеваются, отбирается и усваивается что-то новое, личность изменяется и развивается. Исследовательскую проблему нашей работы и ее научную новизну представляет вопрос характеристик пространства, в котором происходят трансформации диспозиций личности и в качестве которого мы видим границы контакта Я и не-Я. Предмет исследования: границы контакта Я и не-Я – пространство «между», в котором формируются и трансформируются диспозиции личности в широком контексте взаимодействий Я и не-Я. Проблемный аксиоматический анализ не имеющей единого подхода проблемы исследования, включая ее постановку и интерпретацию, выступают методами исследования. Общее содержание работы. Изучение дефиниций диспозиций личности и границ контакта позволяет обнаружить специфику их взаимосвязи. Трактовки понятия диспозиций личности разделяются относительно их базового концепта: · Диспозиции как личностный феномен выражают: направленность, внутреннюю позицию личности по отношению к социальному миру; внеситуативные смысловые структуры (смысловые диспозиции), консервирующие инвариантный жизненный смысл объектов и явлений в латентном, инактивном виде; жизнестойкость как совокупность установок во взаимодействии людей с миром; систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами действительности (Л. И. Божович; Д. А. Леонтьев; С. Мадди; В. Н. Мясищев). · Диспозиции как некая готовность, или потенциал поведения отражают: психонервную готовность, сложившуюся на основе опыта, направляющую и влияющую на динамику реакций индивида на объекты или ситуации; настройку субъекта, готовность к появлению в нем психических или моторных актов адекватного ситуации созерцательного или действенного отражения; предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения, выражающую взаимоотношение потребностей и условий деятельности; потенциал поведения, связанный с достижением внутренней психологической организации, адаптированной к внешнему окружению (Г. Олпорт; Д. Н. Узнадзе; В. А. Ядов; R. A.LeVine). · Диспозиции как аттитюд или социальная установка объясняются в качестве функции структуры межличностных отношений, аттитюдной системы основных реакций человека на социальный объект, установочных отношений личности и т.д. (Дж. Э. Дэвис, W. J. McGuire, Н. И.Сарджвеладзе). Диспозиционная регуляция социального поведения личности описывается формулой: ситуация (= условия деятельности) → диспозиции → поведение (= деятельность) [18]. Сложность и неоднородность диспозиций раскрывается в их иерархии: неосознаваемые фиксированные и социальные установки, доминирующая направленность интересов и ценностные ориентации. «Работа» той или иной диспозиции зависит от цели субъекта в актуальной ситуации: адаптации к среде, приведения в соответствие ситуации и социальной потребности, значимой деятельности, «жизненного плана». В то же время ситуативность и относительная автономия социальных установок от иерархически более высоких ценностных ориентаций рождает частые противоречия между нашими намерениями и реальным поведением. Мы рассматриваем диспозиции личности в широком контексте взаимодействий Я и не-Я, а социальные диспозиции – как частный случай. Согласно психодинамической «гуманструктурной модели» G. Ammon [19], личность – синергически связанные друг с другом Я-функции – образуется и развивается в рамках «процесса обмена», интерперсональных отношений. Само Я опосредуется оценками группы, и, в зависимости от ее социоэнергетического поля, Я-функции могут развиваться конструктивно, деструктивно или дефицитарно. Формирование границы Я и реализуемое благодаря этому различение Я и не-Я – решающая фаза развития Я и личности. На разных этапах своего развития личность располагает неким неопределенным множеством диспозиций, индивидуально иерархизированных, конструктивных и деструктивных в отношении самой себя и социума, эго-синтонных и эго-дистонных ее Я. В свою очередь содержание Я многозначно. Какфундаментальная категория философских концепций личности «Я» – рефлексивно осознанная самотождественность человека. В философии постмодерна сознавание Я через стремление к Другому и самовыстраивание в контексте оппозиционных отношений с не-Я – главная атрибутивная и фундаментально конституирующая характеристика Я: бытие Я по своей сути – со-бытие с Другим (М. Бубер); говорящий «Я» направляется к другому человеку (Э. Левинас). Психология разграничивает уровни Я в соответствии с их функциональной локализацией [3, с. 179]: · Я экзистенциальное, действующее, активное регулирует уровень социальной самостоятельности, инициативы, способность субъекта выдерживать социальное давление и т.п. · Я категориальное, рефлексивное, феноменальное – представления индивида о самом себе, образ Я – существует в самосознании; · Я переживаемое, чувство Я складывается на основе самоощущений и не укладывается в строгие понятийные и языковые формы. Экзистенциально-персоналистский подход (А. Адлер, В. Дильтей, экзистенциализм) фокусируется в содержании Я на внутреннем, духовном мире человека – «фундаментальном проекте» индивидуального существования (Ж.-П. Сартр). Функция Я – внимательно всматриваться, рассматривать и оценивать все то, что человек считает собственным: его намерения, желания, чувства, поведение [6]. Конструктивистская парадигма (Дж. Келли, Дж. Мид, А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман и др.) акцентирует качественную нестабильность явлений, их зависимость от различных условий и ситуаций. Конструктивный альтернативизм полагает существующими множество способов концептуализации событий и, соответственно, множество локальных, сконструированных в сознании человека реальностей. Тип отношения к жизни человека организуется соединением а) «сети типизаций» людей, паттернов их действия, их мотивов и целей и т.д., сформированных в культуре как средства адаптации, и б) самотипизаций своей ситуации в социальном мире и отношений с другими людьми и культурными объектами [16, с. 621]. В объективистски-социальном подходе (Ч. Кули, Дж. Мид, А. Бандура и др.) Я – элемент социальной системы и комбинация ее объективных параметров. Понимание Я исходит из признания социальной природы самопредставлений, а само оно задается и осознается в контексте какого-либо отношения. Быстро меняющиеся «неподлинные» ролевые маски всегда обозначают реальное поведение, действия, отношения с другими людьми, и в этом смысле всегда подлинны; в то же время «истинное» Я может быть лишь продуктом воображения человека [3]. Разнонаправленность представлений о содержании Я объясняется отнюдь не «разбродом и шатанием» или корпоративными интересами разных научных школ, а множественностью / мультисубъектностью и, очевидно, системным характером Я. Мультисубъектность Я проявляет себя, по мнению В. А. Петровского [11] в способности каждого эго-состояния строить образ себя, ставить и воплощать цели, брать верх над другими, включать их в свои интересы и т. д. Здесь-и-сейчас Я имеет черты одного из эго-состояний, сохраняя дистанцию и «выбиваясь» из-под диктата других. Множественность Я, постоянная децентрация «самости» и вероятностность проявления представлений о себе формирует у современника новые социогенные потребности: повышенную потребность в самоидентичности и стремление к самотождественности [1]. Границы Я и не-Я подразумевают не их противопоставление, но выделение Я из бытийного фона индивидуальной «окружающей» среды. Но сама эта среда условна: именно субъект решает, что поместить «внутрь» своей личности, а что оставить вовне [10]. Качество этого решения (активность, осознанность, аффективность, эгоцентричность и т.д.) определяет характеристики границ личности и определяется ими. Концептуальное многообразие интерпретаций Я раскрывает, в свою очередь, разные аспекты личности [7, с. 167]: Я (Эго) как часть личностии ее психологическая организация, как целостность личности, самоидентичность, модификационно-манифестационный слой личности, самость (связующая, поляризующая, центрирующая). И поскольку личность существует в пространстве «между» Я-центрированностью и Другой-центрированностью, постольку дифференциация репрезентаций Я и Другого и становление связанности бытия между Я и Другим, не-Я представляют собой междуличностное существование и межличностное связывание. Очевидно, что разные «рабочие» и «возможные» Я (Х. Маркус) должны иметь разные диспозиции: что позволено Я-Ребенку, то недопустимо для Я-Родителя и наоборот. Но так же очевидно, что какие-то центральные, базовые диспозиции должны быть абсолютно ценными для всех Я, интегрированных в образе Я или Я-концепции: · По мнению С. Мадди [8, 93], уже в раннем возрасте формируется жизненный стиль, или периферия личности, включающая три «В», три взаимосвязанных и взаимодополняющих установки во взаимодействии людей с миром: вовлеченность, влияние и вызов. Полюсами предстают экзистенциальный (аутентичность, индивидуализм) и конформный стили. · Ф. Риман выделяет четыре базальные тенденции жизни человека с соответствующими им диспозициями поведения [14]. Тенденция к самосохранению рождает диспозиции само-отграничивания от окружающих и самореализации отдельно от них. Тенденции к самоотречению, самоотдаче, слиянию соответствуют диспозиции к близким контактам, реализующим страстное желание любить и быть любимым. Тенденция к неизменности и порядку предполагает планирование своего будущего, а к изменению существующего порядка – диспозиции преодоления и отказа от уже изведанного со стремлением к свободе, всему новому и рискованному. · Близкие диспозиции Д. А. Леонтьев представляет как биполярные факторы самодетерминации личности и преодоления ею обстоятельств и своей заданной «внешними» и «внутренними» условиями развития структуры индивидуальности [5]: преодоление себя – инертность; стремление к разнообразию – удовлетворенность имеющимся; ценность изменений – стремление к стабильности; внутренний локус стабильности – «плыть по течению»; мужество – страх перемен. Разные «рабочие» и «возможные» Я имеют собственные не только диспозиции, но и свои не-Я. Их существование – условие бытия Я, но самосознание нуждается в качестве своего условия не в абстрактном не-Я, а другом Я – Ты (Л. Фейербах). Бимодальность, раздвоенность человека на субъект и объект определяет разъединенность и столкновения сознания и бессознательного. К. Юнг называет сознание лишь предварительным условием бытия, замкнутым пространством представлений, носителем которого является индивид, формируемый психикой [17, 356]. «Но человек еще и себя благополучно не видит, не видит собственных актов, что он делает на самом деле. Он как бы говорит себе: то, что я делаю и говорю, – это не настоящий я, у меня есть еще какая-то другая, глубокая суть, по сравнению с которой все это не имеет значения, и это все «они», я лишь вместе с ними, вместе с окружающими – среди людей ведь живу! …За многозначительностью подобных рассуждений и уловок «я» лежит обычно самая заурядная пустота», – констатирует М. К. Мамардашвили [9, с. 126-127]. «Чужой» внутри Я – подавленные и вытесненные содержания, Суперэго (З. Фрейд), Тень, «скелеты в шкафу» (К. Юнг), неосознаваемые чувства, отношения, инстинктивные побуждения, потребности, ложная идентичность (G. Ammon), интроекты (Ф. Перлз) – угрожают личности некогруэнтностью, диссоциацией, деиндивидуацией. Универсальное, всегда одинаковое или безразличное объектом контакта Я и не-Я не становится, подчеркивает Ф. Перлз [11]. Границы между личным и неличным «полями» появляются и обнаруживаются там и тогда, где и когда Я встречает «Чужого», полагает А. Шюц. Какой смысл Чужой придает своей деятельности? Что имеет в виду говорящий со мной, обращаясь ко мне, вообще заговаривая со мной сейчас, здесь, так? Чего ради он делает это (мотив-для) и что побуждает его к этому (подлинный мотив-потому-что)? Что означают его слова? – Понимание чужого смысла даже при оптимальной интерпретации остается пороговым понятием, поскольку основано на актах самоистолкования, отождествления переживаний ego и alter ego и их слияния в едином Мы [16, с. 813, 824]. На границе взаимодействия через контакт и изоляцию Я и не-Я становятся друг для друга яснее: разделение сохраняется, а возникшее объединение не нарушает цельность личности. При этом контакт – и ощущение самого себя, и чувство посягательства на границу своего Я: вступая в контакт, я ставлю на карту свою независимость, но только через контакт я узнаю ее настоящую цену [13]. Умение вычленять себя из мира и соединять себя с ним преобразуется в опыт выбора, формирующий и трансформирующий диспозиции личности. Тем самым Я и не-Я выступают как единый личностно и диспозиционно образующий феномен. Главное условие рождения Я как «места непрерывного психического переживания» (G. Ammon), «чувства Я» (P. Federn), идентичности и личности человека – становление «передвигаемой» границы Я, разделяющей и соединяющей Я и не-Я. Обеспечивая взаимодействие частей «единого» и их соизменений, границы обнажают и демонстрируют различия Я и не-Я, их несводимость друг к другу благодаря функциям границ (табл.).
Функции границ в зависимости от места и цели контакта Я и не-Я
Представленные в таблице мнения свидетельствуют: связь контакта Я и не-Я с диспозициями личности опосредуется функциями границ Я. Отчетливо эту связь отражает классификация границ Т. С. Леви [4]: · активно не впускающие вредные внешние воздействия – позволяющие Я слиться с миром, полностью проницаемые границы; · активно вбирающие границы – отдающие в плане внутренних прав на удовлетворение потребностей или выражение себя; · активно сдерживающие внутреннюю энергию – спокойно-нейтральные, согласно состоянию Мира, границы. Мы со своей стороны выделяем совокупность функций границ Я, необходимую для опосредования диспозиций личности контактами Я и не-Я [25]: отделение Я от внешнего мира, самоидентификация, тестирование реальности, определение отношения к социуму, выражение состояния Я, определение пределов личной ответственности, обеспечение контакта и равноправного взаимодействия. Сводя результаты проведенного анализа к «единому знаменателю», можно констатировать: Я, границы Я и диспозиции как личностные феномены в их множественностях и взаимосвязях могут быть «рабочими» и латентными, потенциальными. Одни из них актуализируются чаще, другие реже, и тем самым вопрос вероятности появления конкретных диспозиций, Я и функционирования границ в частном контакте Я и не-Я – это вопрос их стабильности или трансформаций. Процессы и механизмы формирования и трансформаций диспозиций трактуются в теориях научения как механизмы ассоциаций, подражания, наблюдения и подкрепления; в мотивационных теориях – умозаключения относительно выгоды формирования того или иного отношения к объекту; в когнитивистских – поддержание соответствия между когнитивными элементами, а также когнициями и аффектами; в интеракционизме – структурное влияние межличностных отношений. В русле современного психоанализа и когнитивной психологии и психотерапии в понимании контакта Я и не-Я центральное место занимают процессы ментализации [23] – умения человека представлять и интерпретировать внутреннее состояние (настроение, мотивы, желания, цели, потребности) другого человека, объясняющие и определяющие его поступки, и реагировать на них. С другой стороны, это и умение видеть себя глазами другого:ментализация делает меня более ясным для себя самого и для Другого, стабилизирует мою саморепрезентацию, сохраняет неопределенность в понимании Другого, достаточную для ограничения собственных проекций как единственного ориентира в его внутреннем мире, обеспечивает признание необходимости Другого как субъекта Я-Ты отношений и мета-потребности, которую невозможно удовлетворить до конца. Дефицит ментализации начинается с отсутствия границ между фантазиями и реальностью у ребенка и заканчивается слишком жесткими границами между фантазиями партнеров по диалогу, жестко отделяющими внутренний мир каждого от проникновений извне. В контакте с Другим дефицит ментализации становится способом оборвать пугающий диалог и формой побега из отношений, слишком опасных в плане сохранения собственных границ. Человек как бы помещает себя в домик эмоциональной недоступности для Другого (или наоборот), изолируя контакт от аффекта и исключая себя из пространства диалога иобмена репрезентациями. По мнению И. и М. Польстер [13], стиль жизнь человека определяют именно специфические способы прерывания контакта, или сопротивления ему: интроекция (пассивное принятие всегопредлагаемого извне и отказ от усилий по определению собственныхпотребностей и желаний), проекция (приписывание своих качеств среде), ретрофлексия (отказ от любых попытоквлиять на внешнюю среду и суровое ограничивание связи с ней), дифлексия (хаотичные контакты), конфлюэнция (слияние, жизнь «по течению» ). Внимание к детству как к решающей фазе формирования диспозиций равно значимо в отношении как нормативного развития личности, так и ее расстройств. В ментальных репрезентациях ранних взаимодействий с наиболее близкими к ребенку лицами структурируются «внутренние рабочие модели» себя и других людей, включающие ожидания, убеждения, эмоциональные оценки, правила обработки информации, направленность выбора [2]. Подавление ментализации развивает у человека дезорганизованную модель «прилипания» и психологическое фракционирование, фиксацию на отдельных аффектах без их интеграции [23]. Появление внутри Я «мучающего другого», витальная созависимость, компульсивное дезадаптационное поведение, ответные негативные реакции у окружающих и подавление уже у них процесса ментализации формируют взаимные инверсивные диспозиции и циклы отношений с взаимоусиливающимися паттернами деструктивного поведения. В детстве начинается формирование и «драматических» личностных расстройств (антисоциального, пограничного, нарциссического, гистрионического): для достижения чувства безопасности, контроля, идентичности эти дети ведут себя так, что вызывают у окружающих отрицательные эмоции, то есть достигают обратного желаемому результата. Формирующиеся у них диспозиции отражают сочетания чувства всевластия с беспомощностью, сверхчувствительности и реактивности к состояниям других людей с выраженным эгоцентризмом и пренебрежением их чувствами, склонность к внезапным изменениям отношения, деструктивности, манипуляциям [26]. Трансформации диспозиций можно считать индикаторами трансформаций личности в целом – ее сужения или расширения, развития ее потенции или преодоления задержки. Будь то естественные (травмотрансформация, индукционная, нормативная, потенциирующая, возрождающая и др.) или искусственные, происходящие под влиянием специально организованного внутреннего или внешнего воздействия, метаморфозы личности, в любой из них каждое новое состояние личности уже подготовлено «историей системы» и обогащается новыми связями и содержаниями. Но «принцип связывания» включает и «принцип развязывания» – деонтизации, элиминации, отчуждения: старое «борется» за свою жизнь, и лишь в специальной работе личности – работе развязывания нечто преобразовывается в ничто. В итоге трансформированная личность контактирует с миром своего наличного бытия между двумя экзистенциальными полюсами: жизневосхождением и жизнепадением[7, с. 104-110]. В социальной психологии личности трансформации ее диспозиций, аттитюдов актуализируются как проблема социального или институционального влияния [24]: 1) изменений в содержании нормативных требований к выполнению роли или их усиления в ближайшем окружении человека, 2) изменений в структуре возможностей (про- и асоциальных) субъективного удовлетворения, 3) расширения или взаимодействий социальных групп и изменений объема и сложности селективного окружения личности. Эти изменения избирательно влияют на входящие в структуру аттитюда когниции, аффекты, интенции и поведение, и, в силу их системности, изменение одного из элементов системы влияет на другие, изменяя их и аттитюды в целом [1]. Общей моделью изменений в культуре и личности выступает «ревитализация», начинающаяся с «поломки», дезинтеграции и слома социальных требований, направлявших поведение человека и придававших смысл его жизни. Неспособность социокультурной системы отвечать потребностям ее участников, включая и предписанные ею самой, ведет к неудовлетворенности людей. Согласно теории «кристаллизации недовольства» R. Baumeister, именно субъективная оценка человеком происходящих в его жизни событий – причина изменений личности и ее диспозиций [20]. Ассоциируя субъективное восприятие проблем, затрат и негативных результатов, человек истолковывает проблемы как комплексную и неизбежную последовательность, «кристаллизует недовольство», трансформирует свои диспозиции и уже в их контексте интерпретирует происходящее. Другим источником трансформаций диспозиций может быть когнитивный диссонанс (Л. Фестингер), стремление избавиться от которого или хотя бы уменьшить его можно лишь приведя поведение в соответствие с диспозицией: изменить либо поведение, либо диссонирующую ему диспозицию. Возвращаясь к определению контакта Я и не-Я, подчеркнем: именно границы обеспечивают опознание нового и его отличий от старого, приемлемого и неприемлемого и принятие или отвержение того или другого. Сталкиваясь с новой ситуацией, мы видим изменения не-Я и должны адаптироваться или ассимилироваться, изменяя свои границы Я и свои прежние диспозиции путем их связывания с новым содержанием и элиминации старого. Конструктивность или деструктивность потенциала изменений границ – их выстраивания и достраивания, разрушения и восстановления, расширения и сужения, компенсации и согласования – зависит, как мы полагаем, от индивидуальных характеристик границ: · их «передвигаемости» в коммуникации с окружающим внешним или с неосознаваемым внутренним миром [19]; · слабости/силы их способности устанавливать и удерживать психологическую дистанцию [21]; · ригидности/селективности и гибкости/жесткостив отношении контроля над границами и устойчивости к эмоциональному заражению, манипуляциям, эксплуатации [22]; · регуляции, осознанности и способов защиты [10]; · подвижности, проницаемости и гибкости [25]; · дискретности-континуальности [15]. Итак, психологический анализ характеристик пространства границ контакта Я и не-Я, в котором происходят трансформации диспозиций личности, во взаимосвязи входящих в него аспектов приводит к следующим выводам: 1. Личность обладает неким неопределенным множеством диспозиций, индивидуально иерархизированных, позитивных и негативных в отношении самой себя и социума, эго-синтонных и эго-дистонных ее Я. Сознание неопределенности границ в условиях системного кризиса современности требует от человека постоянной смены диспозиций в контактах с миром и самим собой, осознавания и принятия или отвержения нового. 2. Границы контакта Я и не-Я, внешнего и внутреннего «Чужого», выступают личностно и диспозиционально образующими феноменами, создавая пространство «между», где и разворачиваются формирование и трансформации диспозиций. Столкновение Я с новым или изменившимся не-Я детерминирует изменения границ, и, тем самым, трансформации диспозиций. 3. Индивидуальные характеристики границ определяют саму возможность и конструктивность или деструктивность потенциала их изменений в контакте Я и не-Я, опосредующих связь этогоконтакта с трансформациями диспозиций личности. Научная новизна представленного исследования заключается в доказательстве наличия внутренних причинно-следственных связей между характеристиками и изменениями границ контакта Я и не-Я и трансформациями диспозиций. Проведенная работа не претендует на законченность: открытыми остаются вопросы зависимости и автономии изменений границ от внутренних потребностей и давления извне, конфликтов диспозиций личности в процессах ее интеграции и дезинтеграции, характеристик ментализации в ее соотнесенности с изменениями границ контакта и трансформациями диспозиций. References
1. Belinskaya E. P. Identichnost' lichnosti v usloviyakh sotsial'nykh izmenenii: diss. … d-ra psikhol. nauk. – M., 2006. – 479 s.
2. Boulbi Dzh. Privyazannost': Per. s angl. – M.: Gardariki, 2003. – 477 s. 3. Kon I. S. «Ya» kak istoriko-kul'turnyi fenomen / Mezhdistsiplinarnye issledo-vaniya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Seksologiya. Antropologiya. –Rostov n/D: Feniks, 2006. – S. 178-197. 4. Levi T.S. Prostranstvenno-telesnaya model' razvitiya lichnosti // Psikhologiche-skii zhurnal. – 2008. – Tom 29. – № 1. – S.12-33. 5. Leont'ev D. A. Vvedenie: lichnostnyi potentsial kak ob''ekt izucheniya / Lichnost-nyi potentsial. Struktura i diagnostika / Pod red. D.A. Leont'eva. – M.: Smysl, 2011. – S. 5-11. 6. Lengle A. Person.Ezistentsial'no-analiticheskaya teoriya lichnosti. – M.: Genezis, 2008. – 159 s. 7. Magomed-Eminov M. Sh. Transformatsiya lichnosti. – M.: Psikhoanaliticheskaya As-sotsiatsiya, 1998. – 496 s. 8. Maddi S. R. Smysloobrazovanie v protsesse prinyatiya reshenii // Psikhologicheskii zhurnal. – 2005. – T. 26. – № 6. – S. 87-102. 9. Mamardashvili M. Soznanie i tsivilizatsiya. Teksty i besedy. – M.: Izd-vo «Lo-gos», 2004. – 272 s. 10. Nartova-Bochaver S. K., Silina O. V. Dinamika razvitiya psikhologicheskikh granits na protyazhenii detstva // Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya. – 2014. – № 3 (32). – S. 13-28. 11. Perlz F. S. Geshtal't-podkhod. Svidetel' terapii. – M.: Izd-vo Instituta Psikho-terapii, 2001. – 224 s. 12. Petrovskii V. A. Individual'nost' i samoregulyatsiya: opyt mul'tisub''ektnoi teorii // Mir psikhologii. – 2007. – № 1. – S.13–29. 13. Pol'ster I., Pol'ster M. Integrirovannaya geshtal't-terapiya: Kontury teorii i praktiki. – M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1996. – 272 c. 14. Riman F. Osnovnye formy strakha. – M.: Aleteia, 1999. – 336 s. 15. Shapoval I. A., Fominykh E. S. Diskretnost'–nepreryvnost' psikhologicheskikh granits lichnosti kak uslovie vzaimodeistviya vnutrennei i vneshnei real'nosti // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. – 2016. № 2. – S. 90-110. 16. Shyuts A. Izbrannoe: Mir, svetyashchiisya smyslom. – M.: «Rossiiskaya politicheskaya en-tsiklopediya» (ROSSPEN), 2004. – 1056 s. 17. Yung K. G. Neraskrytaya samost' (nastoyashchee i budushchee) / Psikhologiya. Dementia praecox. – Mn.: «Kharvest», 2003. – S. 324-384 18. Yadov V. A. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya. – 2-e rasshirennoe izd. – M. : TsSPiM, 2013. – 376 s. 19. Ammon G. Handbuch der Dynamischen Psychiatric. Bd. 2. – Munchen: Er. Reinhardt Verlag, 1982. – P. 967. 20. Baumeister R., Leary M. The Need to Belong: Desire for Interpersonal Attachments as a Fundamental Human Motivation // Psychological Bulletin. – 1995. – No. 117. – pp. 113–115. 21. Bradshaw J. On The Family. A New Way of Creating Soild Self-Esteem. – United States, Ed.: 2, 1996. – P. 305. 22. Brown N. W. Coping with infuriating, mean, critical people: the destructive narcissisticpattern . – Westport, CT, Praeger, 2006. – P.191. 23. Fonagy P., Gergely G., Yurist E., Target M. Affect Pegulation, Mentalization and the Development of the Self. – New York. Other Press, 2002. – P. 592. 24. LeVine R. A. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. – Chicago: Aldine Publishing Company, 1974. – P. 143. 25. Shapoval I. A. Co-dependence: the system of self-regulation of interactions in the social world // European Applied Sciences // ORT Publishing, Stuttgart, Germany. – 2013. – № 2 (Ja-nuari). – pp. 159-162. 26. Zanarini M. C., Frankenburg F. R. Pathways to the Development of Borderline Personali-ty Disorder. Journal of Personality Disorders. – 1997, Vol. 11, No. 1. – pp. 93-104. https://doi.org/10.1521/pedi.1997.11.1.93 |