Library
|
Your profile |
Politics and Society
Reference:
Egorova O., Egorov I.S.
Specificity of the formation of personality of Mohammed VI as the Moroccan modern leader and reformer
// Politics and Society.
2018. № 11.
P. 19-28.
DOI: 10.7256/2454-0684.2018.11.23941 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23941
Specificity of the formation of personality of Mohammed VI as the Moroccan modern leader and reformer
DOI: 10.7256/2454-0684.2018.11.23941Received: 19-08-2017Published: 01-12-2018Abstract: The subject of this research is the set of factors that affected the formation of personality of the King Mohammed VI as a progressive and successful leader and reformer of Morocco. The goal of this work lies in demonstrating that the prosperous development and reforming of Morocco has become possible thanks largely to the persona of Mohammed VI, who formed under the influence of multiple endogenic and exogenic factors as a competent and farsighted leader and understands the need for gradual liberalization of the country, considering the level of readiness of the traditional Moroccan society to reforms and expectable response of the Islamist circles. The scientific novelty lies in the fact that the article is first to collect and analyze the key biographic factors of Mohammed VI till his coronation, as well as the establishment of the current Moroccan leader as a progressive and innovative leader capable of conducting timely reforms and retain power. A conclusion is made that the King Mohammed VI became a role model of a successful ruler in the Arab Region. He succeeds in implementing liberal reforms aimed at socioeconomic and cultural advancement of the country, not disturbing its fragile balance between the progressive and traditionalistic powers in the society, as well as preserving the bases of legitimacy of the monarchical system. Keywords: personality in history, Moroccan society, Muhammad VI, monarchy, Leader formation, progressive leader, reformer, liberalization, traditionalist forces, socio-economic developmentРоль личности в истории одна из наиболее противоречивых тем в современной политологии. Тем не менее, многие учёные сходятся во мнении, что изучать исторические и политические процессы без учета личности правителя невозможно [16, 1, 8, 15, 7]. «Вопрос о роли отдельных деятелей в процессе образования государств и их эволюции является исключительно интересным и важным, он превосходно иллюстрирует важность разработки теории роли личностей. При этом стоит заметить, что у истоков образования почти любого раннего государства или крупного политического образования типа аналога раннего государства всегда стоит та или иная выдающаяся личность» [6, с. 10]. Значение личности в истории усиливается, когда речь идёт о монархическом правлении, когда местные элиты ослаблены и разрозненны, когда нет реальных политических институтов кроме самой «короны», когда страна переживает эпоху перемен и различные, вызванные естественными причинами, социальные и экономические потрясения [9]. Обратимся к примеру революционных событий в странах арабского региона. В 2011г. крах режима Бен Али в Тунисе стал «спусковым крючком» целой цепочки революций и гражданских войн на Ближнем Востоке и в Северной Африке [11]. Исследователи при изучении причин «арабской весны» делятся на две группы: сторонники конспирологической теории [2, 11] и сторонники естественных социально-экономических явлений [4]. «Конспирологи» говорят о новом подходе во внешней политике США на Ближнем Востоке и в Северной Африке, указывая на создание зоны «контролируемого хаоса», где США уже не придется прикладывать столько усилий, чтобы удерживать полный контроль над ресурсами и территориями. Сторонники социально-экономической природы «арабской весны», напротив, почти игнорируют геополитические факторы, уделяя особое внимание демографической ситуации, «молодежному горбу», безработице среди людей с высшим образованием. Авторы статьи считают целесообразным указать на необходимость синтеза этих двух подходов: причины «арабской весны» лежат как в сфере геополитики, так и в сфере внутренних проблем и изменений в арабских странах. Известно, например, что США всегда стараются финансировать как правящие режимы, так и оппозиционные движения – в таком случае они всегда оказываются на «правильной стороне истории» [11]. Первоначальные протесты населения арабских стран были поддержаны извне, что позволило революционным событиям приобрести огромный импульс и распространиться почти на все страны арабского мира. Панацеей для многих стран не стал ни сильный репрессивный аппарат, ни успехи в экономическом развитии, ни «уничтоженная» оппозиция. Так, Муамар Каддафи был отцом-основателем современной Ливии. Ему удалось реализовать сложнейший проект «Великой искусственной реки», обеспечить хорошие социальные гарантии, существенно поднять ВВП на душу населения. Хосни Мубарак в Египте планировал постепенную передачу власти своему сыну, а ключевые экономические показатели вселяли уверенность в успех операции «преемник» [3, 4]. Однако ход исторических событий безжалостно «перемолол» этих и других арабских диктаторов, ввергнув Ливию в до сих пор продолжающуюся кровопролитную гражданскую войну, Египет – в череду государственных переворотов и крупных терактов. В Марокко, напротив, «арабская весна» хотя и вылилась в массовые протесты, тем не менее, стала началом ускоренного политического и экономического развития, возглавляемого всенародно любимым правителем – представителем династии Алауитов Мухаммедом VI. В чем секрет марокканской стабильности? Почему экономическое и социальное положение Марокко настолько отличается от сложной ситуации в соседних арабских странах, погрузившихся в кризис после «арабской весны»? Почему Мухаммед VI смог сохранить престиж монархической власти и высокую поддержку среди населения? Что позволило монарху успешно проводить социально-экономические и политические реформы? В Марокко правит монарх, чья легитимность обусловлена не только историческими и религиозными факторами, но и готовностью идти на диалог с обществом и оперативно реагировать на самые серьезные вызовы современности. Во многих арабских странах была накоплена критическая масса недовольства, которая не могла «выйти наружу» из-за особенностей режима [4]. В Марокко – различные политические партии такую возможность давали. Кроме того, Мухаммед VI быстро отреагировал на требования протестующих, которые, возможно, частично совпадали и с его планами развития страны. Известно, что, например, в Египте протестующие изначально требовали отставки ряда «силовиков», и только через несколько недель лозунги стали совсем радикальными и бескомпромиссными для Хосни Мубарака [3]. Мухаммед VI не повторил подобной ошибки – он согласился с обоснованностью требований протестующих и обязался принять новую конституцию и провести новые парламентские выборы. Таким образом, реакция на события «арабской весны» со стороны правителей этих стран сильно различалась, а будущее страны зависело от характера и личности каждого лидера. Все эти факты свидетельствуют о важности тщательного изучения аспектов формирования личности действующего марокканского монарха – Мухаммеда VI. В настоящем исследовании приводятся факты биографии Мухаммеда VI, впервые подробно прослеживается биография монарха от рождения до коронации, при этом акцент делается на анализе тех событий, которые оказали непосредственное влияние на методы и способы государственного управления Мухаммеда VI, сформировали его политическое мировоззрение. Мухаммед VI родился 21 августа 1963 года в Рабате – столице Марокко. Он стал вторым ребенком и старшим сыном в семье отца Хасана II и матери Лаллы Латифы Хамму, которая происходит из знатной берберской семьи [14]. При рождении её звали Фатима Амахзун, однако, чтобы избежать возможной «путаницы» с первой женой Хасана II, она поменяла имя. Лалла Латифа – дочь одного из знатных нотаблей берберского племени Зайан и сестра генерала Медбу Хамму Амахзуна, который был приговорен к смертной казни вместе с 9 другими высокопоставленными военными офицерами за участие в попытке государственного переворота в 1971 г., произошедшей во время празднования 42 дня рождения Хасана II в летнем дворце [19]. Эти события серьезно повлияли как на саму Лаллу Латифу Хамму, так и на её сына – будущего короля Мухаммеда VI. На это указывал и сам Мухаммед VI, который в одной из публикаций на своей странице в «Facebook» упоминал события 1971 г., привнесшие много нового в его воспитание – «гибкость, умение договариваться и предупреждать конфликты» [22]. Подобная обстановка в семье, где еще совсем молодому наследнику приходиться маневрировать между разными родственниками, всегда создавала великолепных правителей-дипломатов, которые были способны как на реформы и компромиссы во внутренней политике, так и на решение внешних задач посредством дипломатии, а не военной мощи [9,15]. Сразу же в день рождения будущий король Марокко Мухаммед VI был объявлен наследником престола. Это важный фактор, так как в новейшей истории Марокко Мухаммед VI стал первым монархом, которого с самого рождения готовили к управлению страной и который получил первоклассное религиозное и гуманитарное образование. Авторитарные режимы на Ближнем Востоке часто испытывают проблемы из-за того, что их лидеры не готовились с ранних лет к административному управлению и не имеют специального образования для руководства страной [5]. Одним из таких примеров является судьба «авторитарной династии» Асадов в Сирии. Хафез аль-Асад не рассматривал своего третьего сына Башара аль-Асада в качестве преемника, но из-за трагического стечения обстоятельств молодой врач-офтальмолог, долго живший в Лондоне, стал новым правителем Сирии. Нельзя утверждать, что старший сын Хафеза аль-Асада Басиль смог бы удержать Сирию от тяжелейшей гражданской войны, однако точно известно, что Башару аль-Асаду этого сделать не удалось. Хасан II был заинтересован в том, чтобы его сын и наследник начал получать как можно раньше необходимое образование. Уже в 4 года молодой Мухаммед ибн Хасан начал обучение в Коранической школе при Королевском Дворце. Он с ранних лет начал изучать языки, поэтому довольно рано в совершенстве овладел пятью: арабским, французским, испанским, английским и берберским [18]. В том же возрасте четырех лет Хасан II первый раз взял Мухаммеда VI в официальную заграничную поездку в США, которая состоялась 9-10 февраля 1967 г. Либерализм Мухаммеда VI и его подход к решению кризисных ситуаций путем диалога и компромисса во многом берут свое начало в языковых познаниях короля. Каждый выученный язык – возможность взглянуть на те же самые проблемы глазами человека другой культуры, другой системы ценностей. Начальное и среднее образование Мухаммед VI получил в Марокко в Королевском колледже. Еще не завершив свое обучение в Королевском колледже, 6 апреля 1974 г. юный Мухаммед VI с официальной миссией посетил службу в Соборе Парижской Богоматери в память о президенте Франции Жорже Помпиду. В ходе этой миссии он представлял своего отца Хасана II. Таким образом, молодой кронпринц имел возможность начать устанавливать контакты с влиятельными людьми из французского политического истеблишмента. Во многом с этого момента начинается вхождение Мухаммеда VI в число европейской и особенно французской элиты. Связи с высокопоставленными европейцами, личная дружба с некоторыми высокопоставленными семьями имела не только прагматическое применение, давая возможность реализовывать совместные экономические проекты, получать дополнительные инвестиции, но и влияла на мировоззрение Мухаммеда VI, который перенимал европейский подход к взаимодействию между властью и обществом. Более того, еще до поступления в университет Мухаммед VI отправился в своё первое дипломатическое турне по странам Африки, в ходе которого он передал послания своего отца следующим президентам: первому президенту Сенегала Леопольду Седару Сенгору; первому президенту Гвинеи Ахмеду Секу Туре; первому президенту независимого Кот Д’Ивуара Феликсу Уфуэ-Буаньи; первому президенту Камеруна Ахмаду Ахиджо; президенту Нигерии Шеху Шагари. Все эти правители были значительными фигурами, оказавшими большое влияние на постколониальное устройство Африки. Мухаммед VI, познакомившись с лидерами африканского континента в юном возрасте, еще до собственного вступления на престол имел возможность проанализировать политические судьбы этих правителей: некоторым из них удалось отойти от дел и продолжить жизнь в достатке и почете, некоторым пришлось бежать из страны после насильственных переворотов. Несомненно, знакомство как с европейскими, так и африканскими правителями, изучение их деятельности, оказали огромное влияние на политический стиль Мухаммеда VI, который умело использует как европейский демократический управленческий опыт, так и силовые методы африканских правителей. В 1981 году Мухаммед VI начал изучать право в Университете имени Мухаммеда V. Хасан II, желая дать сыну больше практических навыков, поручил ему еще до получения степени бакалавра возглавить марокканские делегации на нескольких международных и региональных конференциях: 7 саммите стран, входящих в Движение неприсоединения, который прошел в Нью-Дели 10 марта 1983 г.; 10 Франко-африканской конференции, которая прошла в Вителе 3 октября 1983 г. Молодой кронпринц также получал важный организационный и административный опыт. В 1982 г. он был назначен главой Организационного Комитета Девятых Средиземноморских игр в Касабланке. Подобный способ «включения» молодого наследника в серьезную административную и международную деятельность был выбран его отцом Хасаном II неслучайно: международные спортивные соревнования имеют большой статус и престиж, являются отличной площадкой для установления неформальных связей и налаживания необходимых контактов. Используя свой практический опыт, Мухаммед VI в 1985 г. защитил научную работу на соискание степени бакалавра по теме «Арабо-африканский союз и стратегия Королевства в международных отношениях». Будущий монарх продолжил изучение гуманитарных дисциплин и с отличием в 1987 г. окончил Высшие курсы политологии, а в 1988 г. Высшие курсы публичного права [18]. Мухаммед VI неоднократно на своей странице в социальной сети «Фейсбук» обращается к теме того, что «хорошие законы создают хорошее государство», цитируя Наполеона Бонапарта – «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно, — это мой Гражданский кодекс» [22]. Мухаммед VI указывает на то, что именно продолжительное обучение гуманитарным дисциплинам, в том числе юриспруденции, сделало его последовательным сторонником ясных законов и гражданского общества [22]. Постепенно практические задачи, которые Хасан II ставил перед своим сыном, тоже стали усложняться. В 1985 г. он уже отвечал за организацию 6 Панарабских игр. В том же 1985 г., доказав свою состоятельность и готовность к решению серьезных задач своему отцу [18], Мухаммед VI 26 ноября был назначен одним из руководителей Генерального штаба Королевских вооруженных сил. Важно отметить, что обстановка в стране и в вооруженных силах была непростой. Очевидно, что Хасан II, принимая такое решение, руководствовался не только целью подготовки сына к будущему правлению, но и нуждался в надежном человеке в Генеральном штабе. Это назначение стало отправной точкой постепенного перехода реальной власти и управления страной в руки наследника, хотя Хасану II было суждено находиться у власти еще 14 лет. Такой заблаговременный шаг был, прежде всего, проявлением политической силы и дальновидности Хасана II: во-первых, Мухаммед VI получал навыки военного управления на высшем уровне, а, во-вторых, сглаживался возможный конфликт по линии «правитель-законный преемник», так как Хасан II показывал полное расположение к своему сыну и его планам на будущее страны. Тем не менее, Хасан II полагал, что образование будущего монарха не может быть завершено без учебы в Европе. В ноябре 1988 г. Мухаммед ибн Хасан отправился в Брюссель, где его наставником стал известный французский и европейский политический деятель Жак Люсьен Жан Делор, который на тот момент был Председателем Европейской комиссии. Жак Делор был одной из ключевых фигур, подготовивших создание единого европейского внутреннего рынка [17]. Знаменитый План Делора стал дорожной картой для введения «евро» - единой европейской валюты. Знакомство и работа с Жаком Делором оказала большое внимание на политику Мухаммеда VI в области взаимодействия Марокко с Европейским союзом. 29 октября 1993 г. Мухаммед ибн Хасан получил степень доктора права в Университете Ниццы – Софии Антиполис, который располагается во Франции на Лазурном берегу. Темой диссертации было: «Сотрудничество между Европейским экономическим сообществом и Союзом арабского Магриба». С этим периодом обучения связаны ключевые экономические и социальные реформы первого десятилетия правления Мухаммеда VI, в том числе: административные реформы и повышение эффективности управления регионами страны, децентрализация в управлении и интеграция экономических связей регионов, привлечение частных инвестиций к участию в крупных инфраструктурных проектах, либерализация торговли и подписание двух важнейших договоров в сфере торговли с ЕС и США (договор о Продвинутом ассоциативном членстве с ЕС и договор о беспошлинной свободной торговле с США). Мухаммед VI, таким образом, формировался как личность и как политик не только под влиянием местной марокканской специфики, но и в тесном контакте с международными лидерами и выдающимися деятелями эпохи. Он представлял Марокко на различных мероприятиях самого высокого уровня. Задолго до коронации установил тесные контакты с ключевыми европейскими, африканскими, арабскими и международными лидерами и функционерами. Мухаммед VI, несмотря на свою официальную приверженность к традициям ислама, сформировался под сильным влиянием европейской культуры и науки. Это предопределило его стиль управления и направление реформ. Более того, жесткое авторитарное правление стало психологически невозможным для Мухаммеда VI, так как еще со времен юности он имел хорошую репутацию в либеральных западных кругах, терять которую монарх не хотел. Анализ его страницы в «Facebook» является подтверждением этой гипотезы [22]. Примерно половина публикаций показывает его открытость и европейский образ мышления. Видно, что особую гордость у монарха вызывают совместные фотографии с обычными гражданами Королевства, сделанные во время его прогулок по городам Марокко без привычного для Первого лица «корпуса» охраны. Он избегает постоянного официального или исламского стиля в одежде, предпочитая разноцветные рубашки, джинсы и жилеты. Таким образом, Мухаммед VI является одним из самых «доступных» и близких к народу монархов в мире. Мухаммед VI, как мы прослеживаем в его биографии, с юных лет занимался организацией крупных международных спортивных мероприятий. Общеизвестна его любовь к спорту. Кроме того, что он курирует многие спортивные ассоциации в стране, король сам занимается разными видами спорта, в частности: водными видами спорта, стрельбой из лука и футболом [18]. В информационном поле Марокко Мухаммед VI сформировал образ спортивного и прогрессивного человека, что служит одним из источников легитимации его власти и популярности [22]. Так, один из самых авторитетных политтехнологов России Олег Матвейчев в своих работах, основанных на многолетнем опыте проведения информационных, общественных и политических компаний, отмечает, что одним из ключевых факторов популярности является работоспособность и «жизненная энергия» политической фигуры [10]. Эта «энергичность» наиболее эффективно транслируется гражданам через спортивные сюжеты. Таким образом, Мухаммед VI еще в юности начал формировать свой образ среди населения Марокко и в какой-то мере занимался социальным программированием. Смена монарха, ожидаемая и подготовленная, тем не менее несла определенные риски для стабильности режима. Мухаммед VI продемонстрировал свою готовность к управлению страной уже в первые дни после смерти отца. Хасана II не стало 23 июля 1999 г. Переход власти к новому монарху состоялся в соответствии с 20 Статьей Конституции. В тот же день 23 июля 1993 г. в Тронном зале Королевского дворца в Рабате прошла церемония «присяги на верность» Его Величеству Королю Мухаммеду Бен-Аль-Хасану Бен Мухаммеду, Повелителю Правоверных [18]. «Воцарение» Мухаммеда VI состоялось 30 июля 1999 г. Он торжественно совершил пятничную молитву и произнес свою первую «Тронную» речь в Королевском дворце в Рабате. Этот день стал официально Праздником Трона. Во время первого обращения к народу в качестве действующего монарха Мухаммед VI предстал в традиционном для Марокко мусульманском одеянии [21]. В первой речи на троне Мухаммед VI сделал ряд важных заявлений, которые предназначались как для граждан внутри страны, так и для иностранных инвесторов и государств. Во-первых, он подтвердил свою верность мусульманским традициям и вероучению, постоянно обращаясь к Корану и религиозным формулам, тем самым развеяв опасения традиционной части элит и населения относительно его чрезмерной ориентации на европейские ценности. Во-вторых, он обозначил основные направления своей внутренней политики, указав на приверженность идеи построения процветающего общества с конституционной монархией, где король будет выступать арбитром в многопартийной системе. В-третьих, он обозначил направления реформ – децентрализация, либерализация, расширение прав и свобод граждан. В-четвертых, король подтвердил свою приверженность «восстановлению территориальной целостности» Марокко, указав на то, что он будет добиваться в ООН согласия на проведение референдума относительно принадлежности Западной Сахары. Мухаммед VI помнил, какие политические дивиденды его отцу принес «зеленый марш» в Западную Сахару и борьба с условным «общенациональным врагом», поэтому уже в первой тронной речи молодой монарх указал на наличие противников территориальной целостности Марокко («Зеленый марш» – одна из акций Хасана II в ходе кампании за возвращение «исконно марокканских» земель Западной Сахары. После небольшой военной операции против сторонников независимости Западной Сахары король организовал шествие марокканцев по спорной территории под зелеными флагами ислама, которое и вошло в историю как «зеленый марш». Однако оно было, прежде всего, успешной пропагандистской и патриотической акцией и не привело к серьезному освоению Западной Сахары). В-пятых, он обозначил внешнеполитические приоритеты и ориентацию на стабильные отношения с ключевыми региональными и международными игроками [20]. Мухаммед VI показал себя как хороший оратор, при этом во время первой тронной речи было заметно, что он волнуется и переживает. Король много раз обращался к Всевышнему с просьбами принять и упокоить душу его отца. Перед народом он, таким образом, предстал как молодой просвещенный правитель, любящий сын, ревностный мусульманин и патриот. Мухаммед VI формировался как политический деятель и правитель страны под множеством эндогенных и экзогенных факторов [13]. Он с ранних лет воспринимал себя как будущего правителя Марокко, на себе, внутри собственной семьи, ощутил противоречия между традиционными и партийными элитами, получил прекрасное религиозное образование, которое дополнил изучением гуманитарных наук в Марокко и в Европе. Его окружение с детства не ограничивалось кругом придворных особ. Монарх рано познакомился с европейской элитой и европейским политическим истеблишментом. Представляется, что Мухаммед VI стал «ролевой моделью» монарха, способного провести постепенные демократические реформы в мусульманской стране. Анализ современного экономического и политического развития Марокко свидетельствует о справедливости подобного вывода. Политическое и экономическое развитие страны дало синергетический эффект и позволило достигнуть внушительных темпов роста ВВП. Стратегическое направление развития экономики Марокко было выбрано верно. Анализируя социально-экономическую динамику Марокко под руководством Мухаммеда VI, следует отметить, что королю удалось провести ряд серьезных реформ, результаты которых стали проявляться постепенно. В области развития гражданского общества король принял новый семейный кодекс, ряд законов о защите прав и свобод граждан, ключевой закон о СМИ, провел расследование преступлений и правонарушений со стороны властей во времена правления его отца, реабилитировав многих политических заключенных. В области экономики Мухаммед VI сконцентрировался, с одной стороны, на развитии частного сектора и поддержке местных предпринимателей, принимая современные законы и устраняя чрезмерное регулирование. С другой стороны, монарх сделал ставку на крупные проекты, в том числе, инфраструктурные. Очевидно, что Мухаммеду VI удалось сохранить свой авторитет и полноту реальной власти. Значительная часть городской светской интеллигенции стала воспринимать его как «просвещенного» монарха, в то же время, Мухаммеду VI удалось наладить относительно стабильные отношения с умеренными исламистами. Суммируя вышесказанное, отметим основные факторы политического и экономического развития страны, связанные напрямую или опосредованно с ролью личности Мухаммеда VI: Во-первых, личностные характеристики Мухаммеда VI – прекрасно образованного монарха, имеющего непосредственное представление о европейском опыте реформ, сыграли значительную роль. Король понимает всю специфику и проблематику политической и экономической модернизации Марокко, где политическая гибкость, планирование и умение маневрировать выходят на первый план. Во-вторых, огромный опыт и длительное обучение Мухаммеда VI основным гуманитарным и экономическим дисциплинам стали залогом того, что в Марокко проводятся только созревшие в обществе реформы. Важным фактором является также гибкая имплементация новых норм и законов, которая происходит с учетом региональных, этнических и религиозных особенностей. Наконец, Мухаммед VI сумел создать образ практически «идеального» монарха. Король Марокко прогрессивен и готов проводить реформы, выступает за свободные СМИ, за свободу в интернете, признает важность борьбы с коррупцией. Король является одним из самых доступных и открытых монархов в мире и постоянно общается с обычными гражданами. Мухаммед VI – очень богатый правитель, и в то же время он известен как «король бедных». Таким образом, король Мухаммед VI стал «ролевой» моделью успешного правителя в арабском регионе. Королю удается проводить либеральные реформы, направленные на социально-экономическое и культурное развитие страны, не нарушая состояние хрупкого равновесия в обществе между прогрессивными и традиционалистскими силами, а также сохраняя основы легитимности монархического правления. Политика Мухаммеда VI позволила Марокко преодолеть «эффект домино» от арабской весны и с новым импульсом продолжить построение современного государства.
References
1. Ashin G. G. Politicheskoe liderstvo: optimal'nyi stil' // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1993. № 2 C. 9-25.
2. Vasil'ev A. M. Retsepty Arabskoi vesny: russkaya versiya. M.: Algoritm, 2012, 304 s. 3. Vasil'ev A. M., Zaitsev V. Yu., Kirichenko A. E., Kudelev V. V., Topychkanov P. V. Mir tsveta khaki. Vooruzhennye sily v sisteme gosudarstvennoi vlasti. M.: Tsentr analiza strategii i tekhnologii, 2011, 208 s. 4. Vidyasova M. F., Gasanbekova T. I. Dvulikii Yanus umerennogo islamizma. Poslerevolyutsionnaya bor'ba v Tunise i Egipte. M., 2013, 140 s. 5. Voskresenskii A. D. Politicheskaya sistema i politicheskaya kul'tura Vostoka. M.: AST, 2007, 688 s. 6. Grinin L. E. Lichnost' v istorii: sovremennye podkhody // Istoriya i sovremennost'. 2011. №1(13), S. 3-40. 7. Egorova O. A., Egorov I. S. Fenomen kharizmaticheskogo liderstva v postkolonial'nyi period v stranakh Azii i Afriki // Vestnik Permskogo universiteta. Perm', 2017. № 2, S. 132-141 8. Kon I. S. V poiskakh sebya: Lichnost' i ee samosoznanie. M.: 1999, 336 s. 9. Makiavelli N. Gosudar'. M.: EKSMO, 2015, 672 s. 10. Matveichev O. Ushi mashut oslom. Summa polittekhnologii. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.matveychev.ru/files/ushi2.pdf (accessed 7.03.2017). 11. Primakov E. M. Konfidentsial'no: Blizhnii Vostok na stsene i za kulisami (vtoraya polovina KhKh – nachalo KhKhI veka. M.: Rossiiskaya gazeta, 2012, 207 s. 12. Sapronova M. A. Evolyutsiya instituta verkhovnoi vlasti v stranakh Magriba (konets XIX-nachalo XXI vv.). Diss. dokt. istor. n., M., 2009, 462 s. 13. Sergeev M. S. Istoriya Marokko. XX vek. M., 2001, 359 s. 14. Sergeev M. S. Berbery Severnoi Afriki: proshloe i nastoyashchee. M., 2003, 214 s. 15. Sorokin P. A. Chelovek, tsivilizatsiya, obshchestvo. M.: 1992, 543 s. 16. Spenser G. Lichnost' i gosudarstvo. M.: Sotsium, 2007, 200 s. 17. A Bit More Delors Could Revamp the Commission. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nytimes.com/1992/01/21/opinion/21iht-edgi_0.html (accessed 1.03.2017). 18. Biography of HM. King NG Mohammed VI. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.maroc.ma/en/content/biography-hm-king-mohammed-vi (accessed 7.02.2017). 19. : Death for Moroccan rebel leaders. [Elektronnyi resurs]. URL: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/july/13/newsid_2503000/2503093.stm (accessed 3.02.2017). 20. Discours du Trône de Sa Majesté le Roi Mohammed VI. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.maroc.ma/fr/discours-royaux/discours-du-tr%C3%B4ne-de-sa-majest%C3%A9-le-roi-mohammed-vi (accessed 14.06.2017). 21. Le premier Discours du Trône du Sa majesté le Roi Mohamed VI. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tad8iSozXCI (accessed 12.06.2017). 22. Roi Du Maroc: Mohammed 6. Facebook personal page. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.facebook.com/pg/ROI.DU.MAROC.MOHAMED.6/posts/?ref=page_internal. (accessed 15.06.2017). |