Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Zheleznyak O.E., Akinfeeva I.I.
Ethnonational specificities of Buryat costume as identification elements of the image souvenirs products of Buryatia.
// Man and Culture.
2017. № 4.
P. 88-104.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.4.23804 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23804
Ethnonational specificities of Buryat costume as identification elements of the image souvenirs products of Buryatia.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.4.23804Received: 07-08-2017Published: 15-10-2017Abstract: The object of this research is the traditional Buryat costume, peculiarities of its current existence as an identity system in modern space of the global worldview and transnational cultures. The subject of this study is the specificity of using the unique features of Buryat costume as a source of autochthonous characteristics of the "place" in creating the souvenir gifts. The thoroughly examine such aspects, as color and ornament in the national Buryat costume, and their role in revealing the authenticity Buryat culture. Particular attention is paid to the analysis of regional souvenir products in the context of researching the problems of cultural identity, images of ancestral ethnic costume, which are used for creating the image souvenir products of Buryatia, reflecting the actual specifics of the "place", rather than “imaginary identities”. Methods of comparative-historical, ethnographic analysis and marketing research applied during the course of this research allow collecting the extensive ethnic material, review a diverse assortment of products presented in the souvenir market of Ulan-Ude and the republic, as well as compare the original models of traditional clothes and samples of souvenirs depicting the national costume elements and/or ethnic images. The scientific novelty consists in the highlighted ethnonational features of the costume, color systems and the specifics of ornamental decoration, most popular elements Buryat clothing, tranlated as the identifying codes, as well as their interpretation in souvenir products. An important role is also played by the tribal differences of a costume as a distinct “identifier” that allows distinguishing the ethnic images, including in souvenir products. Using the individual characteristics of Buryat costume in manufacturing souvenir products will provide opportunity to expand the assortment of souvenirs, separate Buryat motifs from the similar Mongolian, as well as achieve deeper “association” with the culture of this region, turning souvenirs into the image products of the “place”. Keywords: traditional Buryat costume, ornament, color, tribal differences in costumes, translation of autochthon features, cultural identification systems, Buryatia, souvenir dolls, image souvenir products, souvenirsИстоки бурятской идентичности и культуры уходят в многовековую историю: по мнению отдельных исследователей протобурятские племена (шоно и нохой) в соответствии с археологическими материалами возникают в конце неолита и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до н э.), первые постройки на территории республики датируются эпохами неолита и энеолита (Гуннское городище, найденное в Иволгинском районе г.Улан-Удэ). [1, с.49] По версии И.Г.Георги XVIII – XIX вв. «еще до эпохи Чингисхана монгольский народ разделился на три общества, а именно: на монгольские, оретские (т.е. ойратские) и бурятские (или братские)». [2, с.18] Считается, что впервые этноним “бурят” (бурийад) упоминается в «Монголой нюуса тобшо» («Сокровенное сказание монголов», 1240г.) в одном ряду с племенами хори-туматы, баргуты, ойраты и др.[3, 4] С этого времени начинается этнокультурное становление бурят и объединение мелких родоплеменных групп. К XVII веку буряты состоят из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых являются булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры, а также включают мелкие группы западномонгольского происхождения. Территориально бурятский этнос формируется в северной части ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI - начале XVII века, и в настоящее время сконцентрирован в основном на землях республики Бурятии. Культурной платформой для всех родов служит единый пантеон богов во главе с Вечным Синим Небом (Хухэ Мунхэ тэнгри). Небесные божества - небожители тэнгрии и их дети (Буха нойон, Хан Шаргай и т.д.), солнце и луна, духи земли, рек и озер являются частью бурятского пантеона. Общими для многих родов оказываются культы лебедя, орла. [5, с. 360] При этом у каждого рода есть свое тотемное животное, которому они поклоняются с древних времен и которое свидетельствует об их происхождении. Так, например, у булагатов существует тотем быка (огуз), характерный для тюркских народов и восходящий своими корнями к самому знатному роду хунну – Хуянь. [6, с. 224]; Эхириты относят себя к «голубой», водной стихии, считая своим прародителем и родовым тотемом «Пеструю рыбу Налим» из береговой расщелины Байкала. Этническое единство и племенное разнообразие проявляются в идеалах/нормах коллективной идентичности и формах культурной самоидентификации, как система самоопределения в оппозиции «глобальное-локальное», сопровождаются уникальностью жизненного уклада, среды жизнедеятельности, родового этнического костюма и традиционного искусства. Учитывая современные процессы технологической глобализации, обращение к историко-культурным ценностям и традициям, к сохранению объектов исторического наследия и специфике различных культур как альтернативе всепоглащающего универсализма, становится все более актуальным, отражается в научных исследованиях и публикациях [1, 2, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17], художественно-проектных разработках, укладе жизни коренного населения и общем интересе к национальным культурам. Специфической формой современного погружения в традицию и культуру места/территории является сувенирная продукция, совместившая в одном объекте множество разнообразных функций – подарка, оберега, тотема, символического предмета, культурного образца и пр. Будучи неотъемлемой частью сегодняшнего мира, феноменом искусства и промо культуры, сувенир сопутствует человеку в течение жизни, становясь непременным атрибутом места, события, действия и т.п. Обязательной «содержательной составляющей» сувенира, по мнению Т.Ю. Быстровой и А.К. Хисматуллина, служит знаковый семиотический смысл [18, с. 68], воплощающий идеалы «место-пространства», его «этнического субстрата». Одной из таких «порождающих» семиотических систем является культура бурят, аутентичные компоненты материального мира, которые в настоящее время превращаются в своеобразные формы идентификации этноса и его культуры, транслирующие ее в самых различных видах, в т.ч. через расширяющую свой диапазон сувенирную продукцию. Становление и развитие бурятского сувенира является закономерной реакцией на возросший за последние 5 – 7 лет поток внутренних и иностранных туристов, которые ежегодно посещают республику для того, чтобы познакомиться с культурой, проживающих на ее территории народов, с буддистскими центрами и с природной достопримечательностью республики – озером Байкал (по данным Комитета по туризму республики Бурятия туристический поток возрастает с каждым годом в среднем на 50 тыс. чел. [19]). Из народностей, населяющих республику, особый интерес вызывают буряты, по сей день сохраняющие традиционную культуру и верования, составляющие сложный конгломерат тибетского буддизма, шаманизма (и/или т.н. тенгрианства -“хара шашин” - черной веры) и христианских обычаев. Проведенный анализ сувенирной продукции, распространенной на территории Бурятии и отражающей специфику бурятской этнической культуры, охватывает достаточно широкий спектр сувениров, как промышленного производства, так и ручной работы. Ассортиментный ряд бурятских сувениров включает вещи и предметы различного качества и степени проработанности от штампованных магнитов до индивидуальных авторских костюмов и других уникальных изделий, например, седел. Выполненное описание художественного оформления сувениров, использующих образы бурят и интерпретации костюмного комплекса, и последующая систематизация изделий позволяют очертить своеобразный круг идентифицирующих сюжетов, включающих этнический костюм, традиционные бурятские верования и обычаи, прикладное искусство, национальное зодчество, различные ремесла и народные промыслы, образы озера Байкал и др. Благодатную почву для создания имиджевой сувенирной продукции Бурятии задает сама бурятская культура, пронизанная глубоким символизмом во всех сферах. Особое значение до сих пор отводится цвету и орнаменту, повсеместно присутствующим в повседневной жизни и духовной сфере, транслирующими культурные коды места, в т.ч. при создании сувениров. Их древняя символика и исторически сложившиеся значения участвуют в формировании представлений о человеке и окружающем его мире, в структурировании этих мироощущений и становлении картины мира. [11] В традиционной бурятской культуре выделяются шесть наиболее значимых цветов (белый/серебряный, черный, красный, желтый/золотой, синий/голубой, зеленый), «нагруженных» сакральной, обрядовой, этнокультурной и социально-значимой символикой, способных выполнять основные функции цвета (ритуально-обрядовую, информационную, декоративную и пр.), быть одновременно универсальными и специфичными/индивидуальными, иметь амбивалентные смыслы, отражать этические и эстетические ценности, фиксировать картину устройства мира, играть существенную роль в организации предметно-пространственной среды, максимально часто употребляться в повседневной жизни и упоминаться в различных источниках. Каждый из этих цветов и их сочетания имеют свое символическое значение, как правило, обладающее амбивалентностью. Сакральным считается белый цвет (Сагаан унгэ) – он олицетворяет «святость, благополучие», обозначая сущностные для бурят мифологемы («Белый Старец», «Белый месяц», «Белая тара») и жизненно-важные вещи («главные - белые жидкости», «белая пища», «белая степь»), ассоциируется с солнечным светом и небесными светилами, отражает чистоту помыслов и деяний, служит своеобразным символом социального статуса (так, например, белая кость («Саган яhан») означает родовитых людей). Белый символично «переходит» в празднование «белого месяца» с ритуальным принятием белой пищи и соотносится с одним из почитаемых металлов - серебром, усиливая его значение обозначением «белое серебро». Как оппозиция белому, черный цвет (Хара унгэ) несет в основном негативную семантику: символ бедности, нищеты («черная пища»), появление «чёрного облака» как знак злых помыслов и пр. Но, наряду с этим, черный может символизировать величие и могущество, степень качества («живая чёрная вода», «чёрная (огромная) сила», «чёрный молодец – богатырь»). Красный цвет (Улаан унгэ) - «первородный» цвет, связанный с кровью, огнем и Солнцем, цвет радости и победы, олицетворяет возвышенное и прекрасное, а также – душу человека («улаан гол» в улигерах). Красный цвет обозначает власть и величие, и полагается, что он может противостоять сглазу и колдовству. Желтый цвет (Шара унгэ) относится к солярной группе цветов, как белый с красным, обозначая «полуденное солнце», и ассоциируется с золотом, выступает его «эквивалентом. С золотом/желтым связано возникновение земли и появление/рождение первого человека от проникшего в юрту золотого луча солнца; он является ключевым в буддизме («желтая вера»). Синий (голубой) цвет (Хухэ унгэ) – это воплощение Вечного синего неба (Хухэ мунхэ тэнгри), одного из главных высших сил, олицетворение неба и воды, он символизируют вечность и бесконечность, отражает идеалы «этнической изначальности» (тотем булагатов - синий пороз) и является одним из предпочитаемых цветов в бурятской культуре, в т.ч. в одежде. Зеленый цвет (Ногоон унгэ) - символ Земли, особый цветовой код женской сущности, женского начала, ассоциируется с травой, возрождением жизни и цветением Земли. В целом, для бурятской культуры цвет и его символика выступают одной из первостепенных, определяющих этнокультурных констант, системой идентификации культуры, одним из средств ее презентации, воспитания и воспроизводства. Цвет проявляет символику орнамента, ритуально-обрядовых предметов и предметов быта и обихода, национальной одежды, мебели, жилища и пр., имея внутреннюю связь с объектом, на который наносится. [11, 12, 13] Частью этого комплекса воспроизводства культуры, его имиджевой, а сегодня и своеобразной обрядовой составляющей, служит сувенирная продукция. Еще одной важной системой идентификации культуры и формой трансляции этнических образов является орнамент. Широко распространенным среди монголоязычных народов видом орнамента считается геометрический. Самые известные и часто используемые вариации орнаментальных изображений – это меандр - алхан хээ (молоточный орнамент), рисунок стеганного матраса - шэрдэг, плетенка - улзы и круг. Меандр выражает идею вечного движения и им традиционно украшают различные предметы, в т.ч. объекты культа и другие значимые вещи. Улзы – плетеный узел или «плетенка», символизирующая счастье, благополучие и долголетие, изображается в центре композиции как выражение добрых пожеланий. Особое сакральное значение придается кругу (дугуй хээ), который олицетворяет солнечный диск, движение и бесконечность, ассоциируется с движением человека по кругу наподобие жизненного цикла природы, традиционно размещается на металлических изделиях и ритуальной одежде, используется в росписях мебели, в талисманах и родовых печатях. Идею вращения в двух направлениях, связи с зимним и летним солнцестоянием, сторонами света и четырьмя стихиями содержит древний солярный знак - свастика (хас), который в то же время служит символом жизни и света, встречается в украшениях костюма, в ритуальных предметах, в различных элементах буддийской культуры. Наряду с геометрическими орнаментами не меньшую популярность имеют зооморфные (анималистические), столь же древние и значимые. В основу изображений положены стилизованные или натуралистичные фигуры разводимых бурятами животных (пять основных типов - "табан хушуу мал") и животных 12-ти летнего цикла по восточному календарю, а также используются орнаментальные мотивы с тотемными животными. Символом плодородия скота, крайне важного для жизни кочевников, является изображение рогов - роговидный орнамент (эбэр угалза, хамар угалза). Из группы растительных орнаментов следует выделить наиболее часто употребляемые образы побегов, цветов, веток, на основе которых создаются лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Эти узоры широко применяются в одежде, предметах быта, буддийской живописи, т.к. деревья и растения являются символом обновления жизни, материнства и плодородия. К космогонической (природной) группе орнаментов относятся изображения солнца, луны, звезд, воды, гор, облаков, огня. О современной роли элементов космогонического орнамента свидетельствует изображение комплексного символа «соембо» на гербе города Улан-Удэ, включающего образ Солнца, луны и трехлепесткового огня как знака настоящего, прошлого и будущего. [20, 21] Использование магических и декоративных свойств орнаментальных композиций становится обязательной составляющей сувенирной продукции, нормой украшения декоративных и обрядовых кукол, современных вариаций национальных одежд и пр. Костюмный комплекс, будь то исторический или аутентичный ритуально-обрядовый комплект, современная интерпретация традиционной одежды, декоративный наряд или его сувенирная версия, является устойчивым идентификатором этнических особенностей и транслятором культурных канонов, (в т.ч. через сувенирную продукцию). В прошлом костюм, помимо фиксации этнической/родовой принадлежности, «демонстрировал» возраст, пол и статус владельца, что в значительной мере трансформируется иили утрачивается в современном мире. Для восстановления традиционной картины мира, возрождения этнической культуры и родового самосознания в настоящее время в Бурятии регулярно проводятся фестивали бурятской культуры (Алтаргана, Буузын-Баяр, Сагаалган, Дангина, Сурхарбан), участие в которых требует углубленного знания традиций и родового этнического костюма. Исторически достоверный, оригинальный костюм бурят дифференцируется в соответствии со своими родовыми особенностями (например, костюм сарлутов отличается от хонгодоров и хори-бурят своеобразным головным убором, кройкой жилета и дэгэла), но, наряду с этим, имеются общие идентифицирующие элементы, объединяющие все костюмы в единую этническую группу, такие как халат - тэрлиг, верхний халат - дэгэл, жилетки у женщин, пояса у мужчин, головные уборы и обувь. Сегодня родовые признаки нередко нивелируются, стирая разнообразие и различия, что отражается в формах и способах передачи и воспроизводства культурных образцов, в частности, в сувенирной продукции, как наиболее актуального средства трансляции и распространения имиджевых представлений. Анализ сувенирных образцов выявляет отсутствие изделий, которые распознаются по родоплеменным признакам костюма, образ создается, чаще всего, на основе использования общих закономерностей построения и декорирования национального костюма, что объединяет их с культурой монгольских народностей. Фактом сходства традиций и недостаточным знанием этнической специфики бурятской культуры нередко пользуются монгольские производители сувениров, реализуя свою продукцию как образцы бурятского искусства. Исследование системы исторического костюмного комплекса бурят показывает, что изначально для шитья одежды используются шкуры и кожа животных, а с XVIII в. появляются шелк и шерсть из Китая и Азии, и позже - хлопчатобумажные и льняные ткани. Одним из приоритетных цветов в одежде бурят является синий, который традиционно символизирует высшее божество - Синее Вечное Небо и, со слов отдельных групп респондентов, – водную стихию и жизнь, т.к., в соответствии с некоторыми родоплеменными мифами, все живое вышло из воды. С представлениями о глубоком символизме и значимости белого цвета связан обычай декорировать белой мерлушкой головные уборы, ворот, манжеты халатов и пр.; в традиционном двойном тамбурном шве белая нитка всегда служит для выполнения «второй линии». Серебряными кругами, олицетворяющими солярные знаки, украшаются доспехи, белыми пластинами или монетами обшиваются свадебные костюмы женщин для защиты новобрачных от злых духов. [22] По типу национальной одежды наиболее предпочитаемыми и часто носимыми у бурят являются тэрлиг и дэгэл (легкое и теплое платья) - род кафтана с за′пахом. Дэгэл выполняется из выделанных овчин и нередко покрывается шелком, имеет на запахе вверху треугольный вырез (энгэр), декорированный нашивкой. Шелк, как правило, орнаментирован узором, идентифицирующим родовую принадлежность и другие индивидуальные особенности. Дэгэл носится равно как мужчинами, так и женщинами после замужества (девочки носят мужские по крою платья). Мужская одежда характеризуется общей основой - туникообразным халатом (эрэ дэгэл). Рукава заканчиваются обшлагами – манжетами, напоминающими копыта (туру), как и у женских халатов. У восточных бурят, в отличие от западных, дэгэл отличается по декоративному выступу (энгэру) спереди на борту и застежкой на пуговицы: у ворота, у выступа борта, плеча, подмышек и на верхней поле. Энгэр играет важную роль в родоплеменной дифференциации. К примеру: «Широкий ступенчатый энгэр, состоявший из последовательно расположенных полос бархата, шелка, светлых тонов, узорчатого шелка темного цвета был типичен для одежды хоринских бурят, проживавших в агинских степях. Энгэр из узкой полоски парчи, шелка яркого цвета, часто красного, отличал одежду хори-бурят от представителей других районов Забайкалья. Другой вид энгэра из узких полос ткани темного цвета – шелка, бархата, иногда меха и строченной рельефной полоски с прокладкой из шерсти, был свойственен бурятам цонгольских родов, проживавших на юге Забайкалья. Мужская одежда западных бурят по крою была аналогична туникообразному халату, но без энгэра, разрез располагался спереди». [5, с. 154] Учитывая смысловую и декоративную значимость этого элемента костюма, в сувенирных изделиях он становится неотъемлемой частью образного решения для кукол в национальных костюмах. Следующей важной деталью как мужских, так и женских костюмов является воротник-стойка, который располагается по линии ворота и спереди застегивается на пуговицу. Еще одним обязательным элементом костюма служит ременной кушак или мягкий матерчатый пояс (бэhэ), также широко используемый в разных формах сувенирной продукции. Кушаком и/или поясом дэгэл стягивается в талии и на него подвешивают нож и принадлежности для курения.
Рисунок 1. Примеры мужской одежды бурят: 1 – костюм хори-бурят; 2 – костюм хори-бурят (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 3 – костюм сарлутов (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 4 – костюмный комплекс восточных бурят; 5 – костюмные комплексы Иволгинского р-на.
Женские костюмные комплексы, как и мужские, имеют общие черты и индивидуальные различия в разных районах Бурятии. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что к общим характеристикам, которые транслируются в виде особых норм, в т.ч. и через сувенирные изделия, можно отнести: отрезной крой платья по талии и украшение пояса широкой яркой по цвету нашивкой; отсутствие нашивки на за′пахе спереди (в отличие от мужских костюмов); рукав с буфом и мелкими сборками на плече и аппликативной полосой на предплечье из другой ткани; манжеты на рукавах (турун), отличающиеся по цвету от всего костюма; жилетка – как символ замужней женщины (по форме и длине они различаются у разных родов). При этом женская одежда дифференцируется в соответствии с возрастом, семейным и социальным статусом, что выражается в выборе материала, крое одежды, в наборах украшений и т.д. Существуют также заметные различия в костюмах западных и восточных бурят. В частности, у западных бурят, по данным Р. Д. Бадмаевой, платье имеет туникообразный покрой с богато украшенными лифом и подолом. Конструкция рукава состоит из сборки–фонаря до локтя и суженой нижней части; воротник традиционно выполняется в виде стоечки; платье запахивается спереди. Одежда восточных бурят характеризуется следующими отличиями: у дэгэла за′пах на правую сторону, лиф низко опущен до середины бедер, рукава составные (наплечная часть - в виде буфа, нижняя удлиненная часть другого цвета с обшлагами). Все места швов закрываются яркими полосками шелковой/парчовой ткани или тесьмой. Поверх платья обязательно надевается расклешенная безрукавка (хубайси), которая декорируется расположенной спереди и по спинке отделкой из полосок бархата, флиса или сукна с перламутровыми пуговицами или медными монетами. Костюм дополнительно украшается нарядной вышивкой и декоративной аппликацией по подолу. В сувенирных изделиях наибольшее отражение находят женские образы в дэгэлах и жилетах с имитацией комплекта украшений и изображения девочек, одетых в дэгэлы, с множеством косичек на голове, как положено в таком возрасте. Но при этом следует отметить, что в анализируемых сувенирах практически не представлена специфика родового костюма со свойственными для него цветовой символикой и родоплеменным орнаментом, хотя учет этно-культурного разнообразия и использование систем его идентичности дает богатую почву для развития ассортиментного ряда сувенирной продукции Бурятии, этнически аутентичной и отличающейся от других аналогичных изделий, в т.ч. от современных монгольских сувениров.
Рисунок 2. Пример женской одежды: 1 – костюмные комплексы булагатов, Тункинский р-н; 2 – костюмный комплекс хонгодоров, швея Мантурова Д.Д., с.Аршан, Тункинский р-н; 3 – костюм цонголов (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 4, 5 – костюмы хори-бурят (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 6 – костюмный комплекс сарлутов , Джидинский р-н; 7 – костюм Хоринского р-на; 8 – реконструкция костюмов хонгодоров, Лицей №1, г.Улан-Удэ.
Важное место в костюмном комплексе и его системе уникальных родоплеменных и общекультурных, в т.ч. возрастных, особенностей занимают головные уборы. В Бурятии существует несколько основных видов головных уборов. Наиболее простой и распространенный – это одношовный колпак (удэн) с наушниками и полукруглым вырезом, закрывающим шею. Также выделяются круглые конусообразные шапки (малгай) с небольшими полями и кисточкой (залаа) наверху, самые популярные в современных интерпретациях костюма. Тулья шапок имеет остроконечную форму, а отвороты на зиму обшиваются мехом. Детали и цвет головных уборов имеют символическое значение, свой особый смысл. Так, часто используемый синий цвет тульи символизирует небо, верхушка шапки олицетворяет процветание и благополучие рода. Дэнзэ - серебряное навершие головных уборов с красным кораллом и красной шелковой кистью (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца, освещающего Вселенную (или огонь, по версии отдельных исследователей), непобедимый дух, реющий наверху, и счастливую судьбу [23]. Столь значимая роль головного убора в этнических традициях бурят превращает его в органичную часть ассортимента сувенирной продукции Бурятии, представляемой как элемент одежды либо как самостоятельный вид сувенира в различных масштабах и материалах, в т.ч. в виде бумажной версии, особенно востребованной при проведении национальных празднеств (Алтаргана, Сагаалган, Ночь Ехора) для объединения участников мероприятий и их «тематического оформления».
Рисунок 3. Пример головных уборов: 1- головной убор сарлутов (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 2 – головной убор цонголов (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 3 – головной убор сарлутов, Джидинский р-н; 4, 5 – шапка хори-бурят (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 6 – головные уборы булагатов (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 7 – головной убор хонгодоров, Тункинский р-н
Еще одним обязательным компонентом костюмного комплекса является обувь, традиционно одинаковая для мужчин и женщин, «башмаковидного» типа с вздернутыми вверх носками (гутал), с запятниками, носками и голенищем декорированным аппликациями из кожи. [5, с.164] Встречаются варианты сапог с трикотажными, вязанными и бархатными голенищами с вышивкой или аппликацией. В сувенирных изделиях обувь представлена в виде образцов кукол в национальной обуви с росписью орнаментом, собственно сувенирной обуви из различных материалов и/или нарядной подарочной обуви (гуталов), которая позиционируется как элитный сувенир /подарок.
Рисунок 4. Примеры обуви бурят: 1 – гутулы хори-бурят (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 2,3 – унты и гутулы эхиритов (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 4 – гутулы, ООО МИП Гутал, г.Улан-Удэ
Непременным дополнением любого костюма и мужского, и женского служат украшения. В качестве основного материала применяется серебро или другие металлы, инкрустированные кораллами, нефритом, бирюзой, янтарем и жемчугом. Так западные буряты при изготовлении ювелирных изделий используют бронзу, олово, серебро и реже золото, восточные – преимущественно серебро. По мнению респондентов, до сих пор украшения считаются неотъемлемой частью приданого девушки и уникальным признаком сословных различий. При этом большинство опрошенных считают, что необходимо иметь именно национальные украшения. Украшения служат оберегами, идентификаторами социального и семейного положения и имеют сакральные значения. Особенно распространены кольца, перстни, браслеты и серьги. Форма колец связывается символически с Солнцем и бесконечностью. В группу повседневных украшений входят серьги, выполняемые в виде пластин с подвесками. Из головных женских украшений стоит выделить футляры для кос (шэбэргэл, Г-образные - туйбо) - специальные трубки, украшенные пластинами из серебра со вставками из камней. В них укладываются волосы у основания косы и обертываются тесьмой, снизу подвешиваются пластины и бусы. Группа так называемых височно-нагрудных украшений (hиихэ) состоит из пластин и/или колец разного диаметра, которые обычно скрепляются цепочкой и украшаются кабошонами из камней, а также дополняются снизками и подвесками бус из камней и монет. Височные украшения свисают в три ряда от шапки до линии груди или до пояса, прикрывая шею и виски. Нагрудные украшения имеют форму пластин, утяжеленных книзу. В ушах женщины носят крупные серьги, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром, за ушами «подвешиваются» «полты». Руки украшаются серебряными и/или медными браслетами, состоящими из обручей (бугаками), традиционными кольцами и др. [14] В комплект декоративного убранства, имеющего обереговую функцию, входит медальон-ладанка (гуу) для хранения текстов молитв и/или горсти земли. Монисто из кораллов, серебряных и золотых монет, полоски ткани с нашитыми на них монетами или снизками бус – это непреложная часть женского костюмного комплекса, нередко передаваемая по наследству из поколения в поколение. Кроме того женщины носят поясные украшения, которые включают нож и огниво (меньшие по размеру чем мужские), игольницу и мелкие повседневные принадлежности для гигиены. На границе волос под шапкой голову украшают берестяной полоской (даруулга) или полоской из бархата с пришитыми к ней в три ряда разноцветными бусинами коралла, бирюзы, малахита. Самые полные комплекты украшений надевают для свадебных обрядов. У хоринских бурят существуют также наплечные украшения, пришиваемые к одежде по плечам в виде ниток бус. Мужчины из украшений носят поясные наборы, которые делятся на повседневные и праздничные. В будние дни на поясе висит нож в ножнах, выполненных из дерева, серебра и камней, и огниво; в праздничные дни добавляются кисет для табака (далин), инкрустированная серебром трубка (ганза - маленькая медная трубка с коротким чубуком), прибор для очистки гари серповидной формы. Все поясные предметы соединяются между собой серебряной цепочкой. Следует отметить, что ножи сегодня выделены в ранг отдельного произведения ювелирного искусства и сувениров элит-класса. Все предметы украшаются серебряными чеканными бляхами, инкрустированными камнями. Курительные принадлежности носят все мужчины без исключения, в том случае, когда не курят сами, угощают собеседников и гостей. Этно-национальные мотивы воспроизводятся в современных ювелирных изделиях и украшениях, которые нередко подаются как сувениры высокой ценовой категории.
Рисунок 5. Пример украшений: 1 – украшение шапки сарлутов бусинами из полудрагоценных камней, Джидинский р-н; 2 – навершие на шапку – дэнзэ (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 3 – ободок даруулга, украшенная бусинами из полудрагоценных камней, реконструкция Лицея №1, г.Улан-Удэ; 4, 9 – ювелирные украшения в этностиле, мастерская «Дархан Голд», г.Улан-Удэ; 5 – височно-нагрудные украшения, Джидинский р-н; височно-нагрудные украшения, Хоринский р-н; 7 – ладанки гуу (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 8,9 – наборы мужских украшений (из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова); 11 – комплект урашений, Забайкальский край; 12 – нож в ножнах и огниво, реконструкция Бодиева Б.
Повседневное регулярное ношение этнического костюма к середине XX в. почти полностью заменяется современными нарядами, но уже в XXI веке под влиянием общих тенденций стремления к самобытности, к повышению национального самосознания традиционный костюм получает большее распространение в обыденной и праздничной жизни, в мирской и сакральной культуре Бурятии; также этнические мотивы начинают широко применяться в дизайне современных костюмов. Можно встретить современную одежду, как мужскую, так и женскую, выполненную с учетом традиций создания бурятского костюма (с за′пахом на правую сторону, с воротником – стоечкой, с орнаментальными композициями и цветовой гаммой в национальном стиле и пр.) Приобретает популярность традиционная обувь (гуталы, унты), выполненная из натуральных материалов и декорированная этническими узорами. Свадебные костюмы часто шьют на заказ, используя отдельные фрагменты автохтонного костюмного комплекса либо тщательно копируя специфику родовых костюмов в целом. Во время проведения этнонациональных бурятских праздников уже считается естественным ношение национальной одежды, которая, как правило, продается в сувенирных магазинах, наряду с работами современных дизайнеров, выполненными в этностиле. Костюмные комплекты сопровождаются традиционными аксессуарами (сумками, ремнями, шапками и пр.) и дополняются обувью. Они все изготавливаются из натуральных, аутентичных для Бурятии, материалов (кожа, войлок и др.) с нанесением на поверхность символических рисунков красками, либо орнаментов, созданных в технике аппликации или способом тиснениея, с учетом традиционных цветов. Наиболее часто изображаемыми мотивами являются пейзажи республики и означающие благие пожелания орнаменты (роговидный, лотосовый узоры, улзы и пр.). В последние два года ассортимент подарочно-сувенирной продукции расширен за счет появления подвесок и брелоков в форме шапок, свалянных из шерсти или связанных крючком.
Рисунок 6. Примеры соврменной одежды в этнонациональном стиле: 1 – реконструкция комплектов одежды, этно-маркет Заам; 2 – соврмееная одежда бурятских модельеров, этно-маркет Заам; 3 – конверт для ребенка с использованием национальной ткани, ООО «МИП Серебрянная нить»; 4 – концертные коплекты одежды, ООО «МИП Серебрянная нить»; 5 – сумки в этническом стиле, этно-маркет Заам; 6 – шапки сувенирные, реконструкция, этно-маркет Заам; 7 – сувенирные шапки, Жапова Т.; 8 – свадебные комплекты в этно-стиле; 9,10 – сумки с национальным орнаментом, эко-студия Шадамар.
Для сувенирных кукол национальная одежда выполняется с сохранением и воспроизведением всех компонентов костюмного комплекса (халата-дэгэл, жилеток, поясов, обуви и головных уборов); ткань подбирается с этническим орнаментом, дополняется вышивкой или расшивается тесьмой. Шитая одежда из ткани надевается на каркас из полимерной глины или дерева, а также на готовые куклы, как это делается, например, в сувенирной продукции предприятия «Наадан», выпускающего игрушки, говорящие на бурятском языке. Довольно часто при создании сувенирных кукол тщательно имитируются украшения, как мужские, так и женские, что позволяет еще более достоверно транслировать образы идентичности бурятской культуры. Обычно такие сувениры входят в категорию дорогостоящих изделий VIP – класса.
Рисунок 7. Примеры кукол сувенирных с использованием текстиля: 1 – куклы, ООО «Алтан Гар»; 2 – говорящие куклы, «Наадан»; 3 – кула, Жапова Т.Б., Еравнинский р-н; 4 – куклы текстильные, Каргопольцева В.В., г.Кяхта; 5 – куклы, Ситникова О.; 6 – куклы, Рабданова И.А., Забайкальский край.
Помимо натурных/объектных интерпретаций костюмных комплексов в сувенирной продукции важно выделить изобразительные сюжеты и образы как еще один тип представления этнонациональных особенностей костюма в качестве имиджевой составляющей и системы культурной идентификации региона. Так широко представленным на прилавках Бурятии видом сувенира являются расписные изделия, например, куклы с изображениями национальных одежд, нанесенными, в большинстве случаев, на деревянную и/или керамическую основы либо на рог крупнорогатого скота. Также достаточно популярно воспроизведение персонажей в этнических костюмах при создании росписей посуды, платков, сумок и панно, для различных принтов, промосувениров, упаковки и полиграфической продукции. В таких вариантах важную роль играет стиллизация костюма, достоверность передачи деталей, орнаментальных композиций и выбора цвета, точность и выразительность которых обеспечивает узнаваемость и этническую идентификацию. Поэтому везде есть дэгэл с за′пахом на правую сторону и особо выделеной цветом или орнаментом границей за′паха. На женских фигурках изображают жилет и височно-нагрудные украшения, а на мужских – пояс и поясные украшения. Во всех образах присутсвует остроконечная шапка как вид национального головного убора, в некоторых образцах она дополнительно декорируется мехом или тканью. Целостность этнонациональных образов, наличие идентифицирующих признаков и доступность технологий создания такого типа изделий делает их наиболее распространенной группой сувениров среди туристов.
Рисунок 8. Примеры национальных сувениров с использованием образов фигур в нациоанльной бурятской одежде, выполненные росписью: 1 – куклы из рога скота, ООО «Алтан Гар»; 2 – куклы керамические, Инкижинова М.; 3 – куклы деревянные, Дагбаева И., Селенгинский р-н; 4 - куклы деревянные, Акинфеева И.И.; 5 – матрешки, расписанные в этно-стиле, ООО «Алтан Гар»; 6 – тарелка декоративная с росписью, ООО «Алтан Гар»; 7 – роспись на спиле дерева, Очирова А.; 8 – батик, ИП «Мандалы и батик»; 9 – роспись на сумках, эко-студия «Шадамар»; 10 – печать на посуде, мастерская «Домбо»; 11 – использование национальных орнаментов и образов на упаковке, конд.фабрика Амта.
Таким образом, изучение бурятского традиционного костюмного комплекса как источника автохтонных имиджевых характеристик «места» представляется чрезвычайно актуальным в ситуации общего движения к этническому самосознанию и необходимости становления региональных брендов, отражающих реальную специфику «места». Учитывая, что национальный костюм приобретает все большее значение в обыденной и праздничной жизни современной Бурятии, его отражениеинтерпретация в сувенирной продукции также является неотъемлемой частью сегодняшнего мира. Результатом проведенного авторами исследования обширного этнического материала, разнообразного ассортимента продукции, представленной на сувенирном рынке Улан-Удэ и республики, становится сравнительное описание специфики традиционной одежды и образцов сувенирной продукции с изображением элементов национального костюма и/или применением этнических образов. Особый акцент делается на изучении традиционной символики и семантики цвета, своеобразия технологий и композиционных приемов орнаментального декорирования, их смыслового/ритуального назначения, которые, сохранившись на протяжении веков, органично встраиваются в современную культуру Бурятии. В том числе они становятся обязательным компонентом сувенирной продукции, передающим исторически сложившиеся обереговые и декоративные свойства. Нагляднее всего это демонстрируют многообразие сувенирных кукол в национальных одеждах и сувенирные изделия, использующие элементы этнического костюма и его различные интерпретации. Выделенные этнонациональные особенности костюма, наиболее часто употребляемые составляющие комплекта бурятской одежды, а также их воплощение в сувенирной продукции рассматриваются в качестве своеобразных идентифицирующих кодов «места», форм трансляции культуры региона. Важную роль, наряду с этим, играет родоплеменная дифференциация костюмного комплекса как средство отождествления и распознавания, которой в настоящее время уделяется недостаточно внимания, и практически отсутствуют изделия, различающиеся по локальным районным признакам одежды. Применение общезначимых элементов костюма способствует частичной унификации и однообразию продукции, а также нередко провоцирует специфическую «транскультурную. подмену», замещая бурятские образцы на монгольские. В целом, проведенное исследование может послужить базой для развития и систематизации сувениров Бурятии. Обращение к проблемам культурной идентичности при создании сувенирной продукции, апелляция к родоплеменным отличиям костюмов, использование выявленных автохтонных характеристик бурятского костюма в сувенирной продукции позволит расширить ассортиментную линейку сувениров, отделить бурятские мотивы от схожих монгольских и создать б′ольшую «привязку» к культуре региона, превратив сувенир в настоящую имиджевую продукцию «места», отражающую уникальность территории, ее историческую и этнонациональную специфику.
References
1. Arzumanov I.A. Teoretiko-pravovye aspekty funktsionirovaniya staroobryadcheskikh institutov Zabaikal'ya v kontekste gosudarstvenno-ideologicheskikh imperativov [Tekst] / I.A. Arzumanov // Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Staroobryadchestvo: Istoriya i sovremennost', mestnye traditsii, russkie i zarubezhnye svyazi».-Ulan-Ude: Izd. Buryatskogo gosuniversiteta, 2007
2. Batuev B.B. Buryaty v XVII-XVIII vv. [Tekst] / B.B.Batuev.-Ulan-Ude, 2006. – 633s. 3. Entsiklopediya i novosti Priangar'ya «IrkipediyaRU» / [Elektronnyi resurs]: http: http://irkipedia.ru/content/buryaty, (data obrashcheniya: 30.05.17) 4. Zoriktuev B. R. Aktual'nye problemy etnicheskoi istorii mongolov i buryat. M.: Vost. Lit., 2011,-278 s. 5. Buryaty. [Tekst] / otv.red: L.L.Abaeva, N.L.Zhukovskaya.-Moskva: Nauka, 2004.-633s. 6. Bernshtam.A.N. Ocherki istorii gunnov [Tekst] / A.N. Bernshtam. – L., 1956.-256s. 7. Khrenov N. A. Tsivilizatsionnaya identichnost' kak raznovidnost' kollektivnoi identichnosti [Tekst] / N.A.Khrenov // Materialy Mezhd. konf. «Iskusstvo i tsivilizatsionnaya identichnost'». – M., 2006. 8. Zheleznyak O.E. Identichnost' – paradigma kul'tury i professional'noe prostranstvo [Tekst] / O.E.Zheleznyak // Proekt Baikal. №41. S.54-61 9. Perevodnoi terminologicheskii slovar' «Kul'turnoe planirovanie i razvitie territorii i mestnykh soobshchestv». / [Elektronnyi resurs]: http://avpopoff.wordpress.com/2011 /12/15, (data obrashcheniya: 30.05.17) 10. Meshcheryakov T.V. Imidzh goroda kak strategicheskii faktor effektivnogo marketinga territorii // Problemy sovremennoi ekonomiki. – 2009. – N 2 (30). 11. Tsybikova S.Zh. Sistema simvolov v buryatskom fol'klore. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheskikh nauk / Ulan-Ude, 2005,-24s. 12. Khinzeeva D. P. Tsvetooboznachenie v buryatskom yazyke: lingvokul'turologicheskii aspekt. Avtoreferat dissertatsii … kandidat filologicheskikh nauk.[Tekst] / D.P.Khinzeeva.-Ulan-Ude, 2011 13. Akinfeeva I.I., Dondokova L.M. Material'naya kul'tura buryat kak platforma dlya stanovleniya suvenira respubliki Buryatiya [Tekst] / I.I. Akinfeeva, L.B.Dondokova // Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Etnokul'turnaya identichnost' – faktor samosoznaniya obshchestva v usloviyakh globalizatsii».-Praga.-2016.-S.31-32 14. Badmaeva. R.D. Buryatskii narodnyi kostyum [Tekst] / R.D. Badmaeva.-Ulan-Ude: Ulzy, 1978. – 141s. 15. Barguty: istoriya i sovremennost'. Sbornik nauchnykh statei [Tekst] / otv.red.B.V.Bazarov. – Irkutsk: Ottisk, 2016. – 210s. 16. Etnoznakovye funktsii kul'tury [Tekst] – M.: Nauka, 1991. – 224s. 17. Buryaty v kontekste sovremennykh etnokul'turnykh i etnosotsial'nykh protsessov. Traditsionnaya kul'tura, narodnoe iskusstvo i natsional'nye vidy sporta buryat v usloviyakh polietnichnosti [Tekst]: sbornik statei: v 3 t. T 1. – Ulan-Ude: Izdatel'sko-poligraficheskii kompleks FGOU VPO VSGAKI, 2006. – 575s. 18. Bystrova, T.Yu. Suvenir – eto ser'ezno [Tekst] / T.Yu. Bystrova, A.K. Khismatulin.-Ekaterinburg, 2009. – 94s. 19. Komitet po turizmu Ministerstva ekonomiki respubliki Buryatiya / [Elektronnyi resurs]: http://www.baikaltravel.ru/agency-for-tourism/statistics/, (data obrashcheniya: 03.02.17) 20. Babueva V.D. Material'naya i dukhovnaya kul'tura buryat [Tekst] / V.D.Babueva.-Ulan-Ude, 2004,-228s. 21. Akinfeeva I.I., Beketova T.S., Mantushkina A.Yu. Elementy etnicheskoi kul'tury v gorodskom prostranstve Ulan-Ude. Chast' 1. Ornamental'nye motivy v dizaine malykh arkhitekturnykh form [Tekst] / I.I. Akinfeeva, T.S.Beketova, A.Yu. Mantushkina // nauchnyi zhurnal MGUDT «Dizain i tekhnologii».-Moskva, MGUDT.-2016.-№ 54 (96).-S.17-25 22. Ofitsial'nyi forum slavyanskogo soyuza. / [Elektronnyi resurs]: http://ss4u.forum2x2.ru/t423-topic, (data obrashcheniya: 30.05.17) 23. Vikipediya. / [Elektronnyi resurs]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B, (data obrashcheniya: 30.05.17) |