Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Police activity
Reference:

Work of a police commissioner in combating extremism among youth

Granitskii Roman Borisovich

PhD in Law

Head of Department at the Far Eastern Law University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation 

680020, Russia, Khabarovsk, per. Kazarmennyi, 15, office 304

rbg1201@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0692.2017.4.23716

Received:

27-07-2017


Published:

15-09-2017


Abstract: The research subject is the set of various statutory instruments regulating the work of police commissioners aimed at preventing and combating extremism among youth, the practice of their realization and scientific works of Russian and foreign scholars in this field. The author analyzes the current legal means of combating extremism among youth to detect the problems of law enforcement practice in the work of a police commissioner. The research is based on the analysis of the current legal means. The author reveals their drawbacks and forecasts possible problems, defines the directions of improvement of particular legal provisions in the context of the denoted problem. The scientific novelty consists in the fact that the author studies theoretical problems, which haven’t been studied comprehensively enough, or which are solved inconsistently. The study contains the analysis of various viewpoints of scholars on the problems under study. The author offers solutions to some of them. Based on the analysis of these viewpoints, the author offers the ways to improve combating extremism among youth. 


Keywords:

educational institution, administrative responsibility , Administrative Offences Code of Russia, extremism prevention, combating extremism among youth , police commissioner , police, internal affairs bodies , extremism among youth, public security


Анализ статистических сведений о состоянии преступности наглядно показывает, что экстремистские проявления в российском обществе стали одной из основных угроз безопасности личности, общества и государства.

Главным направлением государственной политики при обеспечении национальной безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом[1, с. 172-174].

Выступая 15 марта 2016 г. на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, Президент Российской Федерации В.В. Путин выразил серьезную озабоченность ростом преступлений экстремистской направленности, тем, что «действия экстремистов становятся все более изощренными. Сталкиваемся мы и с попытками использовать так называемые «цветные технологии» – от организации незаконных уличных акций до открытой пропаганды вражды и ненависти в социальных сетях. А цель очевидна – спровоцировать гражданские конфликты, ударить по конституционным основам нашего государства, по суверенитету страны в конечном итоге»[3].

Федеральный закон «О полиции»[4] (ст. 12) относит к обязанностям полиции осуществление мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.

Рост исследуемых преступлений позволяет предположить, что существующая в настоящее время правовая база по противодействию экстремизму работает неэффективно или не в полном объеме.

В январе-декабре 2015 г. зарегистрировано 1308 преступлений экстремисткой направленности (+27,7%).

В январе-феврале 2016 г. зарегистрировано 220 преступлений экстремистской направленности (+12,8%), раскрыто 117.

В крымском федеральном округе за январь-декабрь 2016 г. зарегистрировано 21 преступление экстремистской направленности[5].

Как показывает практика, существенная доля в общем объеме принимаемых мер по реализации приоритетных направлений государственной политики в области противодействия экстремизму принадлежит органам внутренних дел. Вместе с ними в этом процессе в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» должны принимать участие органы местного самоуправления. Однако не во всех регионах в полной мере используются возможности местных органов государственной власти, привлекаются общественные организации, имеющие огромный потенциал для осуществления указанной деятельности. Это связано, во-первых, дистанцированием отдельных органов местного самоуправления от проблем экстремизма, во-вторых, органы местного самоуправления часто прибегают к формам профилактики, результативность которых минимальна или при отсутствии контроля - имеет обратный эффект. Например, неконтролируемое развитие спорта, создание спортивных организаций и секций может стать массовой базой для вовлечения подростков и несовершеннолетних (спортсменов, футбольных фанатов) в молодежные экстремистские организации.

Вместе с тем, Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции»[4] и иными нормативными правовыми актами на полицию возложены функции головного координатора антиэкстремистской деятельности, определяя, что обязанность по противодействию экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций и граждан возложена именно на полицию. Противодействие данному явлению может стать более эффективным, если оно будет вестись в комплексном взаимодействии.

При этом совместные усилия подразделений полиции должны обеспечивать такую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного подразделения территориального органа МВД России дел на региональном и, конечно же, на районном уровне, безусловно, отражается на состоянии и деятельности взаимодействующих субъектов. В этой связи распределение компетенций подразделений должно обеспечить непосредственное исполнение функционально-целевой направленности и, с другой стороны, обеспечить возможность комплексного использования сил и средств органов внутренних дел в первую очередь по профилактике проявлений экстремизма, и в последующем, в предупреждении и пресечении наиболее опасных проявлений, связанных с угрозами обществу, а также возможных очагов конфликтов на религиозной почве.

В этой связи привлечение подразделений участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних к решению оперативно-служебных задач по выявлению на ранних стадиях в молодежной и студенческой среде проявлений межнационального либо религиозного экстремизма послужит повышению степени оперативной осведомленности о деятельности «вербовщиков» в учебных заведениях и в местах компактного проживания студенческой молодежи.

Следует отметить, что среди сотрудников полиции, обеспечивающих мероприятия по противодействию экстремистской деятельности, несомненно, важное место занимают участковые уполномоченные полиции как основное звено в организации предупреждения и пресечения правонарушений, что обусловлено возможностью получения первичной оперативно значимой информации в связи с непосредственным и близким контактом со студентами, обучающимися в образовательных организациях, расположенных на административном участке.

Учитывая многочисленность российского студенчества и всё более активное участие этой социальной группы в общественно-политических процессах, проблема профилактики правонарушений в высших учебных заведениях приобретает особую актуальность.

Профилактическая работа полиции в образовательных организациях (школах, колледжах, вузах) по противодействию экстремизму должна носить систематический характер.

Совершенствование совместной деятельности полиции и образовательных организаций в части осуществления систематической профилактики молодёжного экстремизма должна быть направлена на гармонизацию межэтнических, межрелигиозных отношений, предупреждение экстремизма.

Подразделения полиции, реализующие направления деятельности по противодействию экстремизму, должны установить доверительные отношения с сотрудниками учебного заведения по воспитательной работе, которые отвечают за внеучебную деятельность студентов, в частности с проректором по безопасности, располагающим сведениями о проблемных студентах и группах риска в высшем (средне-специальном) учебном заведении.

Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению экстремизма в молодежной среде должна включать в себя: сбор сведений о контингенте обучаемом и профессорско-преподавательском составе в в образовательных организациях высшего образования, а также структуру и систему их работы; мониторинг складывающейся в образовательной организации оперативной обстановки; постоянную работу по получению сообщений, заявлений и иной информации о преступлениях, совершенных на территории учебного заведения и пр.

Обратим внимание, что в деятельности участкового уполномоченного полиции существует ряд специфических задач и особенностей выполнения обязанностей по обслуживанию административного участка, на территории которого расположено высшее (средне-специальное) учебное заведение.

В обязательном порядке необходимо планирование и проведение оперативно-профилактических мероприятий на территории студенческих городков, в том числе местах компактного проживания студентов.

Основополагающей является деятельность участкового уполномоченного полиции по получению оперативно-значимой информации, которая может осуществляться в тесном контакте с руководителями общественных формирований, добровольных дружин в рамках образовательной организации, а также в постоянном взаимном обмене информацией и во взаимодействии с оперуполномоченными уголовного розыска и сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму. Одним из главных способов получения информации является проведение индивидуальных бесед с лидерами неформальных групп, а также со старостами учебных групп, которые обладают наиболее полной информацией о своих однокурсниках. Для получения подробной информации о возможных преступлениях по мотивам расовой и национальной вражды необходимо поддерживать постоянный контакт с родителями студентов, входящих в диаспоры представленных в образовательной организации национальностей. С этой целью предлагается ввести наиболее активных из них в состав попечительского и воспитательного советов[2, с. 171-176].

Сотрудники полиции во взаимодействии с образовательными организациями должны оказывать помощь молодёжным движениям и организациям конструктивной направленности в подготовке и проведении общественных акций против ксенофобии и межэтнической розни. Целью таких акций должна стать пропаганда толерантности, укрепления диалога между этносами и конфессиями в духе терпимости к культурным и религиозным различиям населения, в том числе отдельно взятых городов, посёлков.

Необходимо наращивать объем профилактической работы полиции в образовательных учреждениях, при этом не стоит ограничиваться беседами на правовые темы. Учитывая многонациональный состав нашего государства, необходимо разрабатывать совместные программы гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, по воспитанию уважения к культуре, истории, языку разных народов России, мировым культурным ценностям. Помимо лекций и бесед на правовые темы с подростками и учащейся молодежью, весомым вкладом может стать оказание помощи в создании клубов и молодежных центров по изучению национальных традиций, обрядов, обычаев и религий с целью воспитания культуры межэтнического и межрелигиозного общения.

Совместно с общественными организациями необходимо периодически проводить мониторинг межэтнических отношений в регионе. Данные мероприятия позволят своевременно выявить участки социальной напряженности, предотвратить вероятные конфликты на почве усиления экстремистских (протестных) настроений (различных экстремистских проявлений).

Вместе с тем действующая система правового регулирования противодействия экстремистской угрозе далека от совершенства. Как в федеральном законодательстве, так и в региональном существуют значительные пробелы. Отсутствует единая система нормативных правовых актов. Имеет место необходимость постоянной детализации существующих законов нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, что приводит к различному толкованию правоустановлений.

Учитывая глобальные геополитические изменения последних лет, возрастающую экстремистскую угрозу, требуется максимально быстрая реакция уполномоченных органов на локализацию возникающих очагов напряженности, при этом становится особенно актуальным наличие соответствующей правовой базы и возможности использования имеющихся у государства правовых средств для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления, особенно в молодежной среде.

В современном мире особенно остро стоит проблема противоборства распространению идей экстремизма, фашизма, нацизма и оскорблениям памяти о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне. Поэтому очень важно обеспечить своевременное выявление, пресечение подобных фактов и привлечение к ответственности виновных лиц. Однако на практике составление протокола за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, в срок, определенный ст. 28.5 КоАП РФ, представляет определенную сложность, так как для правильной оценки совершенного деяния необходимо осуществление процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в частности может возникнуть необходимость в проведении комплексной экспертизы с участием специалистов разных областей науки герольдмейстеров, историков, религиоведов и т.д. Указанные действия должны проводиться в рамках административного расследования. Вместе с тем статья 28.7 КоАП РФ не предусматривает проведение административного расследования в исследуемой области.

Кроме этого, в целях повышения эффективности противодействия экстремисткой деятельности ряд статей КоАП РФ (ст. 20.3, 20.29), предусматривающих ответственность за правонарушения экстремистской направленности, необходимо дополнить таким квалифицирующим признаком как повторность.

Вместе с тем, целесообразно:

- ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ дополнить перечнем обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а именно п. 7 следующего содержания: «совершение административного правонарушения по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»;

- в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ необходимо закрепить возможность проведения административного расследования по административным правонарушениям в области противодействия экстремистской деятельности.

Представляется, что предлагаемые меры будут способствовать повышению эффективности профилактики и предупреждения экстремизма в молодежной среде органами внутренних дел Российской Федерации.

References
1. Gubareva T.I. Kriminologicheskaya bezopasnost' v sisteme natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: k postanovke problemy // Obshchestvo i pravo. 2012. № 3. C. 172-174.
2. Gubareva T.I. Pravovye osnovy osushchestvleniya obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu politsii // Aktual'nye problemy sovremennogo rossiiskogo prava: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferen-tsii. Nevinnomyssk, 2013. S. 171-176.
3. Vystuplenie Prezidenta RF na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii 15 marta 2016 g. URL: http://www.kremlin.ru (data obrashcheniya: 15.07.2017).
4. Federal'nyi zakon ot 07 fevralya 2011 № 3-FZ «O politsii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2011. № 7. St. 900.
5. MVD RF otmechaet rost kolichestva vyyavlennykh ekstremistskikh prestuplenii v Internete [Elektronnyi resurs] // TASS. Informatsionnoe agentstvo Rossii. URL: http://tass. ru/ politika/1807250 (data obrashcheniya: 10.07.2017).
6. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
7. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2012 № 1166 «Voprosy organizatsii deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii» [Elektronnyi resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz spravochno-pravovoi sistemy «Konsul'-tantPlyus».
8. Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh (postateinyi) / pod red. N.G. Salishchevoi. M., 2009. 663 s.
9. Metodicheskie rekomendatsii po profilaktike i protivodeistviyu ekstremizmu v molodezhnoi srede (razrabotany Minsportturizmom Rossii sovme-stno s MVD Rossii i FSB Rossii) // Nasha molodezh'. 2011. № 6. 16 s.
10. Pavlinov A.V. Korruptsiya i ekstremizm v Rossiiskoi Federatsii: obshchnost' determinatsii i problemy povysheniya effektivnosti protivodeistviya // Kriminologicheskii zhurnal Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-ta ekonomiki i prava. Irkutsk, 2011. № 2. S. 41-46.