Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Romanov N.A.
Representation of Classical Music in Modern Media Space
// Culture and Art.
2017. № 7.
P. 97-104.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.7.23582 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23582
Representation of Classical Music in Modern Media Space
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.7.23582Received: 14-07-2017Published: 08-08-2017Abstract: The article describes the main variants of representation of classical music in modern media space. The author analyzes features of transformations of classical musical art in the digital media space. The author also considers the way cultural subjects use classical music as a furnishing audio substratum of modern cultural reality. Also, the author underlines the importance of substantial, esthetic and contextual incompatibility of classical musical art with mosaic structure of modern media space. In the research the author provides particular examples to support the fragmentation of composition, reduction of the semantic basis and leveling of art value of classical music in the Internet space. In his article the author uses structural-functional and comparative methods that help to illuminate the main characteristics of representation of classical music and its transformations in the digital media space. The novelty of the research is that classical music is analyzed as a furnishing audio substratum of modern virtual and material reality. The modern media space allows to use classical music everywhere as the serving phenomenon of cultural reality which decreases in value as a type of art and becomes responsive to transformations and indistinguishable from the other audio content musical substratum. Keywords: representation, classical music, modern media space, Internet, work of art, clip culture, furniture music, classical artifact, transformations, media culture
Репрезентация по своей сути не аутентична по отношению к оригиналу и связана с рядом трансформаций отражаемого феномена или артефакта. Когда мы говорим о классических артефактах и их существовании в современной культурной действительности, мы подразумеваем широкий спектр медиа, через которые они репрезентируются. В этом отношении классические произведения искусства также репрезентируются в медиапространстве и претерпевают трансформации при их репрезентации: «..медиа всегда трансформируют..» [1, с. 388]. Изменения могут носить фундаментальный характер, при котором можно констатировать перекодировку и редуцирование важнейших структурных элементов искусства. Генезис дискурса об утрате уникальности и неповторимости традиционного произведения искусства в XX веке, как правило, связывается с уже ставшим хрестоматийным произведением В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Описываемая В. Беньямином ситуация технической воспроизводимости произведения искусства стала в наше время наличной повседневностью культуры и нормой масскульта. Однако отмеченная в начале XX века проблематика трансформаций традиционного произведения искусства остаётся актуальной и сейчас, обретая новые формы, благодаря развитию современного медиапространства и изменению связанных с ним способов репрезентации контента виртуальной и материальной действительности. Современное медиапространство, организуемое с помощью цифровых технологий [2, с. 9], может интегрировать в себе широкий спектр информации. Классическая музыка, также как и другие традиционные аналоговые артефакты, конвертируется в цифровые форматы медиапространства, в результате чего, помимо утраты «ауры» [3, c. 25] при технической воспроизводимости, редуцируется ряд не менее существенных характеристик данного вида искусства. Современное цифровое медиапространство позволяет репрезентировать ранее записанное исполнение, транслировать живое выступление в режиме онлайн, а также актуализировать классическую музыку посредством компьютерных программ без участия живого исполнителя. Соответственно, основные трансформации классического музыкального искусства можно проследить при его представлении через цифровые гаджеты и в рамках современного медиапространства. Классическая музыка как проект искусства не только предполагает исполнительское мастерство, но также является феноменом культуры, который традиционно был детерминирован с точки зрения топоса актуализации, а значит, связан с контекстом культуры. Иными словами, не всякое место является подходящим для классической музыки и наоборот. Традиционная практика исполнения классической музыки предполагает её актуализацию в закреплённых культурой топосах: филармония, капелла, концертный зал, салон, помещение, комната и так далее. Традиционные варианты исполнения классической музыки подразумевают связанную с тем или иным топосом сосредоточенность и концентрацию внимания как исполнителя, так и слушателя. Более того, предполагается, что сам топос должен настраивать исполнителя на считывание музыкального текста и его актуализацию, а слушателя на восприятие музыки как самодостаточного и цельного произведения искусства. Правильно выбранный топос выступает как невидимый (в этом отношении идеальный) и способствующий этим задачам медиум. В результате конвертации живого исполнения в цифровой аудиокодек «аура» произведения искусства теряется не только через архивирование и последующую потенциально неограниченную воспроизводимость и тиражируемость, но и через устранение традиционных топосов актуализации. С вступлением в эру цифровых технологий записанный аудиальный артефакт больше не закрепляется за определёнными топосами, а репрезентируется посредством технических гаджетов в любой точке современного медиапространства. Получается, что классическая музыка становится «саундтреком» для повседневности современного субъекта культуры, зачастую выполняя утилитарные функции в качестве лишённого свойств «чистого» аудиального субстрата, в котором редуцируется идейно-сущностное основание музыки как искусства, и остаётся лишь эстетика звучания. В данном случае оказывается уместной концепция меблировочной музыки (от. фр. Musique d’ameublement), введённая французским композитором и пианистом Э. Сати на рубеже XIX и XX веков. Одним из основных идейных принципов данного направления являлось тотальное внедрение меблировочной музыки в повседневную жизнь, где она должна была исполнять роль аудиальной обстановки, сопровождая субъектов культуры в различных топосах и при разнообразных практиках. Однако стать частью окружающей «..звуковой среды..» [4, c. 297] могла только специально написанная для этого самим Э. Сати меблировочная музыка, которая содержательно должна была выполнять важную, но всё-таки вторичную по отношению к повседневности европейской культуры рубежа веков и классическому искусству роль: «Мы же, мы хотим учредить музыку, которая бы делалась для удовлетворения “полезных” нужд. В число этих нужд Искусство не входит». [4, c. 205] Напротив, классическая музыка как первоначально элитарный, сложный и требующий особого внимания от субъекта культуры вид искусства при актуализации традиционно находится на «авансцене», вытесняя всё кроме себя самого на второй план. Одним из вариантов использования классической музыки в современном медиапространстве оказывается реклама. За очевидностью несовместимости концептуальных оснований классической музыки с правилами маркетинговых коммуникаций скрывается ещё одна метаморфоза, приводящая к деструкции данного вида искусства. Реклама является хорошим образцом клиповой культуры, которая основывается на фрагментированности коротких визуальных образов.[5, с. 277] Классическая музыка, меблируя клиповый визуальный контент рекламы, всегда оказывается представленной субъекту культуры как отдельно вырезанный аудиальный фрагмент. Напротив, сама структура и идейное основание любой классической музыки не может обойтись без целостности произведения искусства и обязательности исполнения от начала до конца хотя бы её частей. Дробление целого на фрагменты не представляется возможным, когда целью является актуализация произведения музыкального искусства как такового. Напротив, в ситуации репрезентации классической музыки в рекламе редуцируется как структурная, так и идейная целостность произведения искусства к обслуживающей эстетике звучания отдельного аудиального фрагмента, который становится универсальным пазлом, подходящим к любой грани «мозаичной» [6, с. 353] архитектоники современного медиапространства. Классическую музыку при классификации условно можно разделить на программную и непрограммную. Соответственно, в первом варианте композитор через название произведения частично подготавливает и настраивает к определённому вектору восприятия, а во втором варианте предполагается, что искусство раскрывается в личном акте переживания и осмысления музыки субъектом культуры во время реального исполнения или репрезентации уже записанного. Оба варианта оказываются невозможными, поскольку доминантным для восприятия и понимания субъекта культуры в случае репрезентации классической музыки в рекламе оказывается клиповый визуальный контент. Через рекламу всегда отражается только «удерживаемая визуальная компонента» [7, с. 276] образов рекламируемого, а репрезентация классической музыки в качестве меблировочного аудиального субстрата редуцирует возможность её актуализации как искусства. Субъект культуры, вне зависимости от того прошла идентификация классической музыки в рекламе или нет, соотносит её с клиповым визуальным контентом (материальные блага и услуги), который содержательно и контекстуально не может способствовать восприятию музыкальной композиции. На самом деле, использование классической музыки как меблировочного субстрата для визуальной информации, говорим ли мы о рекламе, фильмах или иных феноменах культуры, практиковалось и без цифровых технологий. Однако именно особенности современного медиапространства позволяют репрезентировать классическую музыку одновременно с разнородным и противоречащим ей контентом, при этом субъект культуры, манипулируя лишённым контекста аудиальным субстратом, затрачивает на это меньше усилий и труда. Высокий уровень развития компьютерных технологий способствует актуализиции нотного текста классической музыки без участия живого исполнителя. В связи с этим уже не являются обходимыми авторские права на запись и разрешение на дальнейшее использование классической музыки в коммерческих целях, когда её можно воспроизвести с помощью компьютерных программных средств. [8, c. 192] Классическая музыка в современном медиапространстве перестаёт быть связанной с традиционными топосами исполнения, живым выступлением музыкантов и «аурой» произведения искусства, и репрезентируется как неотличимый от другого аудиального контента музыкальный субстрат. Электронная реконструкция и исполнение классической музыки удешевляют и упрощают обращение с нотным текстом, а также создают симулякр настоящей (живой) актуализации произведения искусства. Такой вариант актуализации классической музыки открывает манипулятивные возможности для изменения нотного текста и особенностей звучания (изменение тембров эквалайзером, фильтрами и так далее). Впрочем, записанное живое исполнение классической музыки также становится контролируемым со стороны субъекта культуры. Цифровые проигрыватели упрощают использование заложенного в аналоговых проигрывателях музыки функционала: воспроизведение, пауза, стоп, перемотка и другие. Современный субъект культуры «..без особых хлопот и напряжения..» [9, с. 86] с помощью нажатия на мышку персонального компьютера может выполнять эти функции неограниченное число раз без изменений свойств аудиофайла. С другой стороны, как и в случае с нарезкой классической музыки для саундтрека рекламы, произведение утрачивает свою целостность через манипуляции со стороны субъекта культуры. Две совершенно отличные друг от друга топологические ситуации восприятия классической музыки субъектом культуры: целенаправленное посещение концерта и прослушивание записи с помощью цифрового гаджета. Безусловно, ценители классической музыки, скорее всего, и к записи относятся как к целостной структуре, которую не следует фрагментировать посредством постоянного манипулятивного вмешательства в её порядок воспроизведения. Однако, учитывая отсутствие топологической детерминированности репрезентации любого аудиального субстрата в современном медиапространстве, а в частности, с помощью цифровых гаджетов, а также большое количество внешних факторов повседневной действительности и «..галопирующие усложнение..» [10, c. 108] практик современного субъекта культуры, манипулятивные воздействия оказываются необходимым правилом актуализации классического музыкального искусства. Характерным феноменом репрезентации классической музыки в современном медиапространстве, например, сети Интернет является её фальсификация. Изменяются названия композиций, произведения одних авторов приписываются к другим авторам, указываются классические авторы в названии для современной музыки, создаются новые названия классических композиций, перемешиваются названия и части произведений и так далее. При репрезентации классической музыки в современном медиапространстве происходит не только потеря «ауры» произведения искусства посредством меблирования повседневной жизни субъектов культуры и фрагментации целостности музыкальной композиции, но и осуществляется дезинформация и фальсификация. Современный пользователь сети Интернет, набирая запрос «Моцарт» в разделе аудиозаписей российской социальной сети «ВКонтакте» среди релевантных результатов получает и такие: «[Моцарт] Бах, Вивальди–[Симфония N40]», «Моцарт–музыка ангелов классика», «Вольфганг Амадей Моцарт–Лунная соната», «классика Вольфганг Амадей Моцарт–Дождь» и другие. Современное медиапространство, ориентированное на фрагментированный контент, без «..последствий..» [2, c. 37] допускает манипуляции с любым оцифрованным артефактом. Напротив, в классических топосах актуализации классической музыки фальсификация и дезинформация отсутствуют и не могут осуществляться, поскольку функционально, содержательно и контекстуально подобные культурные пространства нацелены на актуализацию настоящих произведений искусства. Ещё одним вариантом репрезентации классической музыки в современном медиапространстве является онлайн трансляция живого концерта в сети Интернет. Подобная практика имеет на сегодняшний день практически десятилетнюю традицию в лице ведущего общемирового Интернет канала классической музыки «medici.tv», на котором ежегодно транслируется более 100 живых выступлений в партнёрстве с ведущими концертными и театральными сценами и музыкантами общемирового уровня. Для современного субъекта культуры технологически развитых регионов мира новым цензом доступа к концертам классической музыки является подключение к сети Интернет и наличие необходимого размера денежных средств на оплату полноценной подписки к данному веб-ресурсу (существуют и упрощённые маршруты доступа: бесплатные подписки с ограниченным функционалом и различный «пиратский» контент). Традиционная инициация в пространство живого профессионального исполнения классической музыки осуществляется только через реальное присутствие субъекта культуры в пространстве актуализации произведения искусства. Первоначально речь могла идти исключительно о привилегированной и посвященной в музыкальное искусство «элите», затем о более широком круге социальных групп, но так или иначе «квота» допустимого количества присутствующих была строго регламентирована вместимостью конкретного пространства. Напротив, количество «присутствующих» субъектов культуры во время онлайн трансляции концерта классической музыки эвентуально не ограничено физическими критериями топоса исполнения. Современное медиапространство впервые в истории классической музыки популяризирует этот вид искусства на общемировом и доступном для субъектов культуры уровне. На сайте «medici.tv» можно встретить характерный для современного медиапространства рекламный лозунг: «В любое время! В любом месте!» или «У вас всегда будут места на первом ряду».[11] Помимо отсутствия топологической детерминированности репрезентации классической музыки изменяется и соотношение визуального и аудиального в данном виде искусства. Онлайн трансляция в сети Интернет предполагает расширение визуальной составляющей, при этом аудиальные характеристики концерта оказываются редуцированными до качества записи, которая всегда отличается от звучания в концертном пространстве. Используется динамичная съёмка, сменяются общий и крупный планы, акцентируется внимание на исполнителях и зрителях, что фактически схоже с телевизионным репортажем, где важнейшим оказывается визуальная составляющая, легитимирующая «онтологический» и «экзистенциальный» статус освещаемого события. Однако подобные методы съёмки, способствуя инициации субъекта культуры в музыкальное событие актуализации классической музыки, равным образом отвлекают от сути музыкального искусства как такового, в котором аудиальный субстрат играет первичную, а визуальный вторичную роль. В этом отношении лозунг «иметь места на первом ряду» подразумевает скорее упрочнение оптики взгляда субъекта культуры в режиме «..“погружения/поглощения декораций”..» [9, с. 87], но, навряд ли предполагает более интенсивное восприятие аудиального текста произведения искусства. Классическая музыка как произведение искусства эпохи модерна неразрывно связано с традициями и канонами исполнительской практики, а значит с кругом компетентных в исполнительском искусстве профессиональных музыкантов. Традиционно публичное исполнение классической музыки оказывалось прерогативой профессионалов, а любительская игра не выходила за рамки узкого круга субъектов культуры. Напротив, современные цифровые портативные гаджеты повсеместно содержат возможность звукозаписи и видеозаписи, чем пользуются субъекты культуры, записывая свою игру на видео. Общая тенденция легитимации своей идентичности субъектами культуры посредством репрезентации жизни в Интернет пространстве, а в частности, социальных сетей, способствует к загрузке разнообразного контента в медиапространство. На просторах крупнейших видеохостингов, например, таком как «Youtube», мы находим большое количество записей неквалифицированных, низкопробных, иными словами, любительских исполнений классической музыки. Современное медиапространство, в отличие от традиционных топосов актуализации классической музыки, является «безразличным» к качеству содержания своего контента и допускает репрезентацию разносортных артефактов. В частности, для видеохостинга «Youtube» не существует фильтра, который бы предотвратил загрузку низкопробного любительского исполнения классической музыки. Так, на просторах Интернета помимо записей профессиональных исполнителей в общем доступе репрезентируются любительские варианты актуализации классической музыки, при которых, зачастую, редуцируются необходимые для качественного исполнения приёмы игры и нивелируется художественное содержание произведения искусства. Подводя итог, можно сказать, что при репрезентации классической музыки в современном медиапространстве редуцируется ряд существенных характеристик этого вида искусства. Цифровые гаджеты и Интернет позволяют субъектам культуры актуализировать классическую музыку в нетрадиционных для неё топосах. С одной стороны, благодаря этому происходит популяризация данного вида искусства на общемировом уровне, а с другой, актуализация классической музыки в различных топосах не способствует раскрытию её сути. В таком контексте речь идет о меблировочном характере существования классической музыки для субъектов культуры, которые используют её в утилитарных целях, трансформируя искусство в обслуживающий действительность феномен. Масскульт в целях маркетинга товаров и услуг использует классические композиции в качестве саундтрека для рекламируемого визуального контента, а субъекты культуры слушают её как фоновый аудиальный субстрат, меблируя им свою повседневность. В Интернете наравне с профессиональными исполнениями классической музыки репрезентируются фальсификации и низкопробные любительские записи, которые не способствуют художественным требованиям актуализации музыки как произведения искусства. В современном медиапространстве классическая музыка перестаёт быть самоценными видом искусства и претерпевает существенные трансформации: визуализация исполнения произведения и меблируемые визуальные образы начинают играть смыслообразующую роль, а содержание и эстетическая целостность классической музыкальной композиции сводятся к обслуживающей функции её отдельных аудиальных фрагментов. References
1. Savchuk V. V. Topologicheskaya refleksiya. – M,: «Kanon+», ROOI «Reabelitatsiya», 2012. – 416 s.
2. Bol'ts N. Azbuka media. – M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2011. – 136 s. 3. Ben'yamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti. – M.: «Medium», 1996. – 240 s. 4. Sati E. Zametki mlekopitayushchego: Proza. Pis'ma. Vospominaniya sovremennikov./ Per. s. fr., sost., predisl. i komment. V. Kislova. – SPb.: Izdatel'stvo Ivana Limbakha, 2015. – 416 s. 5. Toffler E. Tret'ya volna. – M.: OOO «Firma «Izdatet'stvo ACT», 1999 – 776 s. 6. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury – Moskva: Progress, 1973 – 401 s. 7. Vul'f K. Homo pictor ili vozniknovenie cheloveka iz voobrazheniya.// Antologiya mediafilosofii/ Redaktor-sostavit' – V. V. Savchuk. – SPb.: Izdatel'stvo RGKhA, 2013. – 339 s. 8. Leman Kh. PLEER (Elektronnyi proigryvatel', E-Player). // Antologiya mediafilosofii/ Redaktor-sostavit' – V. V. Savchuk. – SPb.: Izdatel'stvo RGKhA, 2013. – 339 s. 9. Prokudin D. E., Sokolov E. G. «Tsifrovaya kul'tura» vs «analogovaya kul'tura» // Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Seriya 17: Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religiovedenie, 2013. — № 4. — S. 83-91 10. Eriksen T. Kh. Tiraniya momenta. Vremya v epokhu informatsii./ Per. s norv. – M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2003. – 208 s. 11. Medici.tv. Go Premium [Elektronnyi resurs] URL: http://www.medici.tv/ru/premium/ (data obrashcheniya: 12.06.2017). |