Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Modern Education
Reference:

Pedagogical resource of Islam of the North Caucasian peoples in the educational practice of modern school

Bleikh Nadezhda Oskarovna

Professor, the department of Social Work, North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov 

362025, Russia, respublika Severnaya osetiya-Alaniya, g. Vladikavkaz, ul. Vatutina, 46

nadezhda-blejjkh@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2017.3.23305

Received:

11-06-2017


Published:

28-09-2017


Abstract:   Based on the newly introduced sources, the author examines the implementation of pedagogical ideas of Muslim peoples of North Caucasus in the practice of modern school. Relevance of the topic at hand is associated with the social request and substantiated by the following aspects: insufficient readiness; need for empirical comprehension of the examined question that consists in cognition of nature of the pedagogical principles of the North Caucasian Islamic education in the modern situation of secular society; relevance of application of the rich Muslim pedagogical experience of North Caucasian people focused on the success and specificity of the national school; methodological and scientific-practical importance of the formulated problem within the current social environment. In order to answer the set tasks, the article uses the corresponding research methods, represented by psychological-pedagogical and theoretical analysis of the academic and methodical literature on the topic, general scientific and dialectic method of enquiry of the social phenomena and processes. The author concludes that the modern educational process must be realized based on accomplishments of the North Caucasus Islamic culture, presented by the moral and spiritual component, as well as in correlation with the secular educational program and training; it is essential to consider the Muslim traditional values of Caucasian peoples in educating of the youth that are adequate to the modern moral social standards.    


Keywords:

North Caucasus, Islam, Islamic religion, education, modern school, family, Quran, values, moral imperatives, past experience


Нынешнее время ознаменовано значительным ростом интереса общества к имеющимся, накопленным социумом на протяжении веков, духовным императивам. Однако прошедшие годы показали, что религиоведческая наука не смогла по заслугам удовлетворить возросшее внимание общественности к этой проблематике, поэтому назрела насущная необходимость более глубокого проникновения в традиционные принципы семейной воспитательной практики с целью попытки создания современной концепции и программы духовного развития мусульманских народов Северного Кавказа. Из чего следует, что актуальность темы определена потребностями общественной эмпирики, требующей научного осмысления эволюции развития, происходящего в духовной жизни горского социума.

В условиях поликонфессионального Северного Кавказа, большую часть которого составляют мусульмане, исламские источники (Коран и хадисы пророка Мухаммеда) являются замечательной сокровищницей культуры, ресурсом воспитания и эталоном для подражания. Эти бесценные перлы, без всякого сомнения, оказываются непревзойденными в деле воспитания молодежи. Изучение и использование писаний Ислама представляют собой огромное достояние в контексте идентификации наций, что в свою очередь содействует укреплению государственных устоев. В связи с чем цель исследования этих документов видится нам значимой и востребованной для общества. С определенностью можно сказать, что мусульманство по своей сущности является современной культурной школой, показывающей своим последователям путь Истины.

Злободневность темы также видится и в последних событиях, которые свидетельствуют о резком возрастании экстремизма со стороны некоторых представителей мусульманского сообщества. В свете чего нам особенно важным представляется показ гуманной сущности замечательного наследия мусульманской педагогической мысли северокавказских этносов, которая еще не получила должного освещения из-за долгого господства в науке своеобразных идеологических запретов, требующих атеистического подхода к рассмотрению мусульманского воспитательного опыта. В современное нам время ситуация кардинально изменилась. Однако существующие недостатки в кавказоведении и религиоведении до сих пор обнаруживают отсутствие единства между возможностями благотворного воздействия на духовность подрастающего поколения, имеющие место быть в нравственно-педагогической эмпирике Ислама и неподготовленности современной школьной системы к их принятию и разумному применению. В рамках публикации мы постараемся выявить некоторые несоответствия и устранить имеющиеся пробелы.

Обсуждение вопроса о роли и значении педагогического ресурса ислама Северокавказских народов в воспитательной практике современной школы

Еще в древних манускриптах проводится мысль по обучению человека добродетели, которая мыслится как умение правильно поступать. Поступки зависят от знания, показывающего как поступать, а связующим звеном между поведением и знанием выступает воспитание, основным критерием которого является связь между семьей и школой [2, c. 23]. Как известно, воспитание и образование начинаются с семьи и в дальнейшем развиваются в непрерывном контакте со школой. Правильное семейное воспитание обуславливает биологическую чистоту и здоровье общества, содействует политическому и экономическому развитию, вносит свою лепту в развитие культуры и науки.

Сегодня семья нередко является заложницей негативного воздействия социально-экономического и культурного факторов, в результате которых происходит размывание духовных ценностей, заключающееся в утрате традиционного понимания родителями основ семейного воспитания (родительской любви, труда по воспитанию детей и усилий, делегированных на установление духовной близости с детьми) и недооценке традиционной межпоколенной преемственности. Этому явлению, на наш взгляд, имеются причины, связанные с проблемами современной воспитательно-образовательной парадигмы, которая не может преломить ситуацию в лучшую сторону из-за того, что нет пропаганды моральных ценностей (целомудрия, добродетели, любви, верности и т.д.) и в учебных программах школ отсутствуют такие дисциплины, как «Основы нравственности», «Нравственные основы семьи» и др. [2, c. 26].

Чтобы избежать многих перекосов в этой сфере, педагоги могут обратиться к богатейшему наследию предков, которое поможет дать ответ на многие вопросы. Академик Д.С.Лихачев по этому поводу отмечал: «Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, c. 14]. Эта фраза адресована педагогам и родителям, которые обязаны осознавать, что духовность – это своеобразный мир человеческой ментальности, специфическое психологическое направление и особая рецепция мира. В связи с этим, внедряя в воспитание религиозную культуру, педагоги и родители должны очень бережно и осторожно обращаться с национальными религиозными святынями.

Огромную лепту в дело семейного воспитания вносит исламское вероучение. Издавна во всех мусульманских образовательных заведениях главнейшее внимание было сосредоточено на вопросах нравственного характера. Исламские традиции воспитания были основаны на чувстве любви к ближнему, к детям; постепенному усилению ответственности и самодисциплины; родительскому руководству, учитывающему интересы ребенка; уважению к чувству собственного достоинства; разумных рамках поведения; справедливом использовании в воспитательных целях методов поощрений и наказаний.

Известный мусульманский просветитель Саади так обозначил важность воспитания: «…Кто в детстве не получит воспитания //Не будет счастья в жизни знать потом //Сгибай сырую палочку как хочешь //Сухую выпрямишь одним огнем [3, c. 116].

Исламское сообщество также столкнулось с современными проблемами нивелирования семейных ценностей, но только в меньшей степени благодаря «исламской архаике», которая посредством своих духовных императивов сдерживает натиск негативизма. Поэтому в наши дни многие ученые воспринимают ислам как совершенное учение о назначении человеческого бытия. При этом идеи воспитания в их классическом варианте в Коране представлены более 700 раз.

Ислам призывает верующих воспитывать своих детей правильно, в соответствии с нормами ислама и тем самым уберечь их от огня Ада [4, c. 6]. Мусульманин отвечает не только за себя, но и за свою семью. Как известно, пророк Мухаммед очень любил детей и открыто выражал к ним свою любовь. Он неоднократно подчеркивал, что нужно любить одинаково всех своих детей независимо от пола и возраста, дарить им одинаковые подарки. Жена пророка Аиша, приводила такой пример «когда бедуин рассказал, что у них не принято целовать сыновей, Мухаммед ответил, что ничем не может помочь, если в них нет милосердия» [6, c. 12].

Согласно исламу, родители обязаны обучить своих детей Корану и хадисам. Воспитывая ребенка в духе мусульманства, необходимо давать ему советы, подтверждая их правильность выдержками из Корана или хадисами, переданными от пророка. В ребенке нужно воспитывать благородные черты характера. При этом, если родитель сам не будет достойным примером для подражания, воспитание не принесет должного результата.

Мусульмане считают, что ребенок рождается чистым, свободным от грехов, и в дальнейшем от родителей будет зависеть его вера и набожность. Даже если родителями новорожденного являются атеисты, он будет чище самого набожного мусульманина. Дети доверены человеку Аллахом, и он спросит с него, как он его воспитал и чему обучил [4, c. 112].

При правильно организованном процессе воспитания ребенок сам будет получать удовольствие от просвещения и познания. Знание для мусульманина настолько ценно, что стоит выше действий.

От детей, в свою очередь, требовалось высокое почитание родителей. Запрещалось им грубить, повышать на них голос. Они обязаны были материально обеспечить родителей в старости. Особенно почитать следовало матерей. Женщина несла ответственность перед Аллахом за воспитание ребенка. Пророк говорил, что «рай находится под ногами матерей» [4, c. 72].

Как видим, даже краткий анализ мусульманских догм показывает, что педагогический потенциал мусульманской религии занимает важное место в воспитательной системе, однако на этот факт до сей поры исследователями надлежащего внимания не обращено. А жаль, ведь позитивное просветительско-педагогическое влияние ислама на развитие личностных качеств уже доказано, так как эта религия за долгие века своего существования смогла накопить опыт в сфере воспитания детей в семье и обществе. Однако исламские воспитательные ценности сегодня зачастую подвергаются нивелированию и становятся объектом политических дискуссий, в результате чего молодежь лишается возможности изучать их.

Между тем ислам, располагая большим миротворческим ресурсом по устранению религиозного экстремизма, должен быть направлен на воспитание культуры толерантности и налаживание межнациональной коммуникации. И здесь пальму первенства следует отдать религиозному просвещению, «нацеленному на верное преподнесение мусульманских ценностей, воспитание человеколюбия на основе коранической концепции, формирование правильного представления о других конфессиях, привлечение верующих в различные области общественной жизни и т.д. В этом плане уточним, что концепция религиозного просвещения должна быть в достаточной степени многофункциональной и эффективной для того, чтобы в полном объеме удовлетворить интерес людей к религиозной информации» [2, c. 24].

Применительно к нашему государству, которое является светским, мы считаем, что в общеобразовательных школах необходимо ввести преподавание основ религии, которое будет вестись на научном уровне, а не основываться на сведениях зарубежных миссионеров и эмиссаров. Всем известно, что конфессиональное образование в зависимости от целей его осуществления, может служить как ресурсом профилактики религиозной розни, так и средством её усиления.

В связи с этим религиозному просвещению в семье и школе следует уделять особый интерес, направленный на достижение следующих целей:

- объяснение истинного значения исламского вероисповедания;

- укрепление и сохранение богатых нравственно-этических установлений мусульманства;

- воспитание религиозной толерантности и уважения к людям иной веры, взглядов, пристрастий;

- искоренение вредных религиозных, отживших свой век или призывающих к джихаду, догматов;

- модернизация мусульманского мышления с целью формирования гражданской культуры [2, c. 32].

При этом религиозное просвещение педагогов и родителей, на наш взгляд, должно стать неотъемлемым атрибутом многоцелевой платформы по ликвидации социальных, культурных и других причин конфликтов. Если лишить молодежь нравственной основы и системы идеологического мировоззрения сегодня, то завтра она не сможет оказать никакой помощи ни себе, ни государству, ни обществу, не сможет достичь каких-либо профессиональных высот или вывести страну на новый этап развития. В связи с этим решением этой проблемы необходимо заняться, пока не поздно, использовав для этого все силы, знания и опыт.

Заключение. В итоге на основании проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам и рекомендациям, представленным нами в виде тезисов.

  1. Ислам как сфера духовной культуры имеет права собственного взгляда на систему семейного и общественного воспитания.
  2. Семейное воспитание северокавказских народов явилось приоритетным направлением идеологии ислама и главнейшей социальной задачей, что повысило его престиж.
  3. Воспитание детей в горской семье, основанное на исламской традиции, является основной священной задачей родителей.
  4. Эскалация проблем современной семьи многократно увеличивает значение и роль мусульманских традиций, основанных на уважении и обязательствах по воспитанию детей.
  5. Современная воспитательно-образовательная парадигма не может переломить ситуацию в лучшую сторону из-за того, что нет в национальной светской школе пропаганды моральных ценностей и соответствующих предметов.
  6. Направление свободного развития образования в России, в целом, и на Северном Кавказе, в частности, проявляет себя в новой ипостаси: на смену существовавшему в Советский период противостоянию пришло признание религиозной общности по мере роста уважения к нравственно-духовным ценностям ислама.
  7. Мусульманство является эталоном морали и жизни для исповедующего его северокавказского общества, и потому правильная пропаганда его идеологии в наши дни приобретает важное значение.

На основании приведенных выводов представим следующие рекомендации по оптимизации национального воспитания в семье и школе мусульманских районов Северного Кавказа:

- следует провести систематизацию всех источников Ислама (текстов Корана, хадисов, научных работ, художественных текстов) с целью пропаганды и углубления воспитательных императивов, содержащихся в учении;

- создать специальные курсы просветительского направления для родителей и учителей с применением передовых воспитательных мусульманских практик;

- активно использовать педагогические ресурсы мусульманской семьи в воспитании совершенной личности;

- отдавать приоритет ценностным императивам ислама в школьном и семейном воспитании с учетом их светского направления;

- совершенствовать методику использования в семейном и школьном воспитании передовых нравственных заповедей ислама, адекватных культурным нормам нынешнего светского общества;

- включить в цикл светских общеобразовательных школ мусульманских областей Северного Кавказа помимо имеющейся дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» дополнительно «Мусульманские обычаи и обряды», «Основы мусульманской нравственности», «Духовно-нравственные основы семьи», читаемые в виде спецкурсов в старших классах. Данные спецкурсы вводится в целях более углубленного изучения прогрессивного народного опыта воспитания, практикующегося у мусульман Северного Кавказа, и потому всем своим содержанием они будут содействовать нравственно-этическому совершенствованию личности, оказывать позитивное влияние на культуру поведения человека. Предлагаемые дисциплины явятся благодатным материалом для учащихся светских национальных школ также и в плане более полного осознания ими догматики мусульманского вероучения, исповедуемой их дедами и отцами, что позволит укрепить родственные узы и не нарушить традиционность межпоколенческой преемственности.

Заключая статью, хотелось бы обратить внимание на то, что противостояние религиозного и светского начал, вопросы соответствия веры и разума до настоящего времени остаются дискуссионными. В этом ключе интерес, с которым российские педагоги относятся к доктрине исламского воспитания, способен стать как теоретическим, так и практическим ресурсом образовательной программы и уникального пути развития мусульманской системы просвещения.

References
1. Al'-Gazali. Semeinye tsennosti musul'manskikh narodov //Nauchnoe obozrenie. 2014. № 8. S. 45-48.
2. Bleikh N.O. Voprosy semeinoi organizatsii severokavkazskikh narodov v XIX – nachale KhKh v. // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina. 2015. T. 4. № 3. S. 23-32.
3. Kladez' vostochnoi mudrosti. M.: Znanie, 1978. 321 s.
4. Koran. SPb., 2003. 532 s.
5. Likhachev D.S. Nravstvennoe vozrozhdenie Rossii //Iskusstvovedenie. 1987. № 7. S. 13-18.
6. Rouzental F. Torzhestvo znaniya. Kontseptsiya znaniya v srednevekovom islame. M.: Nauka, 1978. 432 s.
7. Shamma Freda. Islamskoe vospitanie detei. M.: Moskovskii tsentr Karnegi, 2002. 112 s.