Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Police and Investigative Activity
Reference:

About Some Aspects of Interrogation Tactics of Underage Victims of Sexual Crimes

Brusentseva Vasilina Anatolievna

PhD in Law

associate professor at Lipetsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

398050, Russia, Lipetsk Oblast, Lipetsk, str. Internatsionalnaya, 3, of. 207

vasilina-brusen@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7810.2017.2.22484

Received:

29-03-2017


Published:

14-06-2017


Abstract: The article is devoted to certain aspects of interrogation of underage victims who have been undergone subjected sexual violence. Special attention is paid to the participation of a psychologist in the production of this investigative action, and establishment of psychological contact with the victim of the crime. The subject of the research is the patterns of choice and application by the person conducting the preliminary investigation, tactical methods of interrogation of underage victims of crimes against sexual inviolability. The object of the research is the organization and tactics of underage interrogation. The general and special research methods have been used in the work including: system-structural method, comparative method, formal-legal method, and statistical method. The author concludes that during the interrogation it is necessary to take into account the age, specific features and the level of psycho-sexual development of a child. The recommendations on the organization of interrogation of minors, victims of sexual crimes of various age groups nave been formulated. The order of interaction between a investigator, underage victim and psychologist is described.


Keywords:

sexual crimes, sexual inviolability, minor, crime victim, psychosexual development, tactics of interrogation, psychological contact, psychological defence, conflict, psychological influence


Допрос является одним из наиболее сложных, и в тоже время значимых следственных действий, проводимых в ходе расследования преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Именно допрос позволяет получить наибольший объем ориентирующей и доказательственной информации по уголовному делу.

Процесс подготовки и получения показаний от несовершеннолетних потерпевших может быть связан с множеством факторов, которые оказывают непосредственное влияние на результат данного следственного действия. Прежде всего, следует исходить из того, что жертва сексуального посягательства является одним из первых и важных источников информации о преступлении. Необходимо также учитывать, что психотравмирующее событие может иметь для потерпевшего лица, тем более несовершеннолетнего или малолетнего, серьезные последствия в будущем, приводить к возникновению различных по глубине и продолжительности психогенных расстройств. Значима также актуализация негативных воспоминания о насилии, которая происходит в процессе допроса, вызывая тем самым дополнительный стресс, вторичную психотравматизацию.

В научной литературе предлагается обращать внимание и на иные особенности несовершеннолетних, которые следует учитывать при производстве допроса с их участием. К ним относятся: 1) индивидуальные личностные особенности [1, с. 94]; 2) социально-психологические и возрастные особенности допрашиваемых лиц (дети одного возраста по уровню психического развития могут сильно отличаться друг от друга) [2, с. 41]; 3) отношения в семье несовершеннолетнего, круг друзей, уровень развития ребенка, особенности характера [3, с. 12].

Выяснение указанных выше условий, несомненно, способствует установлению психологического контакта с ребенком, позволяет установить доверительные отношения и получить необходимую для расследования преступления информацию.

Тем не менее, без помощи специалиста в области психологии невозможно обойтись, как на этапе подготовки к допросу, так и непосредственно в процессе проведения данного следственного действия

Часть 1 ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) [4] предусматривает положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, либо страдающего психическим расстройством, отстающего в развитии (независимо от возраста). Вопрос о необходимости участия педагога (психолога) в допросе ребенка, старше 16-летнего возраста решается непосредственно следователем.

Если же мы обратимся к ч. 4 ст. 191 УПК РФ, то в ней содержится указание на обязательное участие психолога в допросе потерпевшего по уголовным делам о половых преступлениях не достигшего 16-летнего возраста, либо страдающего психическим расстройством, отстающего в развитии (независимо от возраста). Таким образом, подчеркивается особая роль психологического сопровождения производства рассматриваемого нами следственного действия.

УПК РФ в качестве альтернативы участия психолога в допросе несовершеннолетних старше 16 лет предусматривает педагога, однако, это специалисты разного профиля, которые обладают собственными методиками общения с детьми. На наш взгляд, представляется целесообразным приглашать для участия в допросе психолога, поскольку он может быстрее установить психологический контакт с потерпевшим, получить более полную информацию о сексуальном посягательстве, сократить длительность производства данного следственного действия, частично нейтрализовать на него воздействие психотравмирующего события.

Профессиональная компетентность психолога или педагога может подтверждаться профильным образованием и стажем трудовой деятельности в данной области [5, с. 685].

Сотрудниками следственных подразделений высказывается мнение о необходимости более активного вовлечения в процесс допроса психолога, нежели педагога, поскольку предварительный контакт с потерпевшим лицом достигается быстрее. Следователь вовлекается в процесс общения постепенно, не вызывая тем самым дополнительную травматизацию ребенка.

В связи с этим И.А. Стрельцов и Ю.А. Михайлова указывают на необходимость решения психологом в ходе допроса ряда важных и принципиальных задач, к которым относятся:

1. определение эмоционального состояния, психологического статуса потерпевшего, и на основании этого, решение вопроса о целесообразности проведения следственного действия в данный момент;

2. выявление индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, уровня его психического развития и особенностей его социальной и семейной ситуации с целью определения наиболее эффективного проведения следственного действия;

3. установка личностного контакта с потерпевшим, и нормализация его эмоционального состояния, преодоление страха и отказа говорить о травматическом событии, а также смущения, возникающего в процессе рассказа;

4.подготовка несовершеннолетнего к предстоящему следственному действию (разъяснение на доступном для ребенка уровне процедуры проведения следственного действия; минимизация тревоги, выбор способа дачи показаний);

5.формирование у несовершеннолетнего мотивации к сотрудничеству со следователем;

6.выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение от несовершеннолетнего наиболее полной информации о преступлении с минимальными искажениями (игровые, арт-терапевтические и другие психотерапевтические методики).

7.выявление признаков искажения информации на основе анализа целостной картины поведения потерпевшего в ходе следственных действий [6, с. 170].

Законодатель при производстве допроса учел важность такого фактора, как возраст несовершеннолетнего. В связи с чем, ч. 1 ст. 191 УПК РФ выделяет три категории несовершеннолетних: первая - дети в возрасте до семи лет; вторая - от семи до четырнадцати лет; третья - от четырнадцати лет и старше. Для каждой возрастной группы определена продолжительность производства следственных действий. Потерпевшие и свидетели в возрасте до 7 лет могут привлекаться для участия в следственных действиях длительностью не более 30 минут (без перерыва), а в общей сложности - не более одного часа. Для второй возрастной категории (от 7 до 14 лет) - время проведения следственного действия составляет соответственно не более одного часа, а в общей сложности - не более двух часов. Для самой старшей возрастной категории (старше 14 лет) продолжительность составляет - не более двух часов, а в общей сложности - не более четырех часов в день. Каждая из перечисленных возрастных групп несовершеннолетних характеризуется определенным объемом кругозора и осведомленностью о взаимоотношениях между полами.

Немаловажное влияние на процесс коммуникативного контакта следователя и ребенка оказывает уровень его психосексуального развития.

Специалисты в области психологии выделяют несколько возрастных групп несовершеннолетних, обладающими определенными характеристиками психосексуального развития. К первой группе относятся малолетние дети в возрасте от 1 до 7 лет (прапубертатный период). Они осознают свою половую принадлежность, ее необратимость, знают признаки половой принадлежности. В этом возрасте формируется привязанность к матери, идет процесс формирования самосознания (выделения себя из окружающего мира). Вторая группа - несовершеннолетние в возрасте от 7 до 13 лет (препубертатный период) - выбор половой роли, полоролевые «семейные» игры, обучение общению со сверстниками, формирование характера, противопоставление по половому признаку при образовании группы. Третья - несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет (пубертатный период). В этот период происходит активизация гормонального фона, пересмотр привитых догм, эмансипация от семьи, выработка мировоззрения и социального сознания, формирование личности, научение и реализация полового влечения на разных стадиях формирования сексуального либидо, интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротическое фантазирование [7, с. 9].

Следовательно, тактика допроса несовершеннолетних - жертв сексуальных посягательств различных возрастных категорий должна строиться с учетом этих отличий.

Так, допрос детей первой возрастной группы (до 7 лет), в связи с отсутствием знаний о половых отношениях и ограниченным кругом общепринятых понятий, угнетенным психоэмоциональным состоянием, будет в первую очередь направлен на получение информации о преступном событии. Допрос необходимо выстраивать пошагово с использованием игровых и арт-технологий, которые позволят установить психологический контакт с ребенком и нейтрализовать страх.

В связи с чем, Е.В. Васкэ отмечает, что снятию эмоциональной напряженности малолетнего потерпевшего могут способствовать:

1) побуждение его к рассказу на отвлеченные темы путем постановки нейтральных по существу дела, но относящихся к зоне его интересов вопросов;

2) предложение нарисовать рисунок на нейтральную относительно криминальной ситуации тему с дальнейшим его обсуждением посредством постановки открытых вопросов [8; 9, с. 29].

Допрос второй возрастной группы несовершеннолетних (от 7 до 14 лет) будет представлять большую сложность, поскольку они уже ориентируются в различных проявлениях сексуальных отношений, понимают смысл и характер совершенных в отношении них действий, что, естественно, повлечет явное нежелание обсуждать неприятное событие. Следователю необходимо последовательно объяснять потерпевшему лицу суть проводимой беседы. Кроме того, следует учитывать то, что показания детей зачастую носят отрывочный и противоречивый характер, а это не всегда дает возможность получить представление о целостной картине преступного деяния.

Допрос потерпевших третей возрастной категории потерпевших (от 14 и старше) в большей степени будет приближен к тактике допроса взрослых лиц, конечно с учетом характера совершенного преступления.

Нельзя обойти вниманием и то, что следователю при проведении допроса придется столкнуться с определенными особенностями поведения ребенка, которые обусловлены механизмом психологической защиты, сформировавшейся в результате совершенного полового преступления. Психологическая защита может выражаться в различных поведенческих реакциях, а именно: 1) агрессия, вызванная негативными воспоминаниями; 2) самозамыкание; 3) отказ от дачи показаний; 4) забывание, связанное с вытеснением из памяти информации об обстоятельствах сексуального посягательства.

В заключении хотелось бы отметить, что допрос потерпевших - жертв сексуальных преступлений, имеет свою специфику и требует терпения со стороны следователя. Необходима скрупулёзная подготовка и проведение комплекса мероприятий по изучению личности допрашиваемого лица [10, с. 75; 11, с. 125; 12, с. 77]. Следственное действие будет эффективным только при условии установления психологического контакта с ребенком и правильно организованной работы с ним.

References
1. Brusnitsyn L.V. Novye pravila doprosov nesovershennoletnikh poterpevshikh i svidetelei na predvaritel'nom sledstvii i v sude // Ugolovnoe pravo. 2015. № 3. S. 90-94.
2. Kiselev E.A., Kazachek E.Yu. Nekotorye aspekty podgotovki k doprosu nesovershennoletnego poterpevshego // Rossiiskii sledovatel'. 2015. № 11. S. 41-44.
3. Mishenina A.A., Kiryanina I.A. Takticheskie osobennosti doprosa nesovershennoletnikh uchastnikov ugolovnogo protsessa // Rossiiskii sledovatel'. 2015. № 2. S. 12-16.
4. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: ot 18.12.2001 № 174-FZ (v red. ot 07.03.2017 g.)//Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. № 52. Ch. I. St. 4921.
5. Kommentarii k Ugolovno-protsessual'nomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii: nauchno-populyarnoe izdanie/ pod red. G.I. Zagorskogo. M.: Prospekt, 2016. 1216 s.
6. Strel'tsov I.A., Mikhailova Yu.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie rassledovaniya prestuplenii: uchastie spetsialistov-psikhologov Sledstvennogo komiteta Rossiiskoi Federatsii v provedenii sledstvennykh i inykh protsessual'nykh deistvii s nesovershennoletnimi// Vestnik Akademii Sledstvennogo komiteta Rossiiskoi Federatsii. 2015. № 4. S. 169-173.
7. Kudryavtsev I.A., Morozova M.V., Savina O.F. Predely kompetentsii i predposylki integratsii ekspertov psikhologov s ekspertami seksologami i narkologami pri provedenii kompleksnykh ekspertiz: Metodicheskie rekomendatsii. M.: FGBU «GNTsSSP im. V.P. Serbskogo» Minzdravsotsrazvitiya Rossii, 2012. 23 s.
8. Vaske E.V. K voprosu ob uchastii spetsialista-psikhologa v podgotovke i provedenii doprosa nesovershennoletnego, poterpevshego ot seksual'nogo nasiliya// Psikhologiya i pravo. 2012. № 2. www.psyandlaw.ru / ISSN-online: 2222-5196 /
9. Vaske E.V. Psikhologiya vzaimodeistviya rabotnikov sledstvennykh organov s nesovershennoletnimi (pravonarushitelyami i poterpevshimi po polovym prestupleniyam) pri doprose: avtoref. ... diss. psikh. nauk. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011. 44 s.
10. Cherevko I.M. Nikonovich S.L. Beketov V.A. Sistemnyi podkhod k psikhologicheskomu vozdeistviyu sledovatelya na doprashivaemogo // Krymskii nauchnyi vestnik. № 1(13). S. 75–89.
11. Cherevko I.M., Nikonovich S.L., Beketov V.A. O nekotorykh psikhologicheskikh osobennostyakh doprosa kak sledstvennogo deistviya v Rossiiskoi Federatsii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2016. № 5 (137). S. 125-130.
12. Beketov V.A., Nikonovich S.L. Kriterii razgranicheniya «zavualirovannykh vidov» psikhologicheskogo prinuzhdeniya s takticheskimi priemami pri doprose // Tavricheskii nauchnyi obozrevatel'. 2016. № 3 (8). S. 77-80.