Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Choi J.
Sculpture as a reflection of the symbol of city: on the example of Vladivostok
// Genesis: Historical research.
2017. № 4.
P. 152-160.
DOI: 10.7256/2409-868X.2017.4.22336 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22336
Sculpture as a reflection of the symbol of city: on the example of Vladivostok
DOI: 10.7256/2409-868X.2017.4.22336Received: 17-03-2017Published: 25-04-2017Abstract: The subject of the study is urban sculptures in context of the history of Vladivostok. This paper researched the sculptures according to the three aspects of the city: Vladivostok as a marine city, military and revolutionary city, and a city with figures of the tiger. The first view is related to the appearance of the city and its geographical location. For this reason in the pre-Soviet Russia Vladivostok was the main port in the Far East. In the first half of 20-th century this city served as a military-revolutionary city. As the main military base and the Russian eastern gate it protected the Far Eastern frontiers. After the collapse of the Soviet Unions, the main symbol of the city was changed to the Amur tiger, and the image of the tiger is appeared up in the visual arts as well. The research was carried out within the framework of diachronic approach, which reveals the transition of urban sculptures and functional method, which finds out the characteristics of the sculpture. The main conclusion of this paper is that in pre-Soviet era the symbol of the city is from historical fact, and in the Soviet era it is connected with political implication. In the post-Soviet period it is appeared that not a politicized, but a neutral, natural symbol, an Amur tiger. Such symbols are represented in the form of sculptures and show evolutionary trends. Keywords: urban sculpture, visual arts, symbol of Vladivostok, history of Vladivostok, Russian Far East, marine city, military-revolutionary city, new culture trend, Amur tiger, symbol of natureИсторическая скульптура в морском городе Архитектурная скульптура возникла на основе производственной деятельности человека и его магических верований. Сегодня скульптурные произведения, будучи лицом города, формируют впечатление городского пространства. Архитектурная скульптура зачастую представляет собой визитную карточку города. Поэтому она ассоциируется с данным пространством и оказывает большое влияние на формирование его имиджа. Как продолжают создаваться здания, так и устанавливается скульптурное изваяние. Поэтому в городской среде стоят традиционные памятники, которые напоминают исторические события и одновременно появляются новые скульптурные произведения. Данная работа выделяет три исторические этапы города Владивостока – досоветское, советское и постсоветское время – и рассматривает скульптурные произведения каждого этапа. Цель данного исследования состоит в выявлении эволюционно-исторического направления скульптурных символов. Научная новизна заключается в раскрытии современной культурной тенденции с новым символом в столице Приморского края. Методология исследования основана на диахронном анализе, выявляющем динамику наблюдаемых городских скульптур при составлении периодизации и структурно-функциональном методе, выясняющем характеристики скульптур определённого периода. Историческая предпосылка основания Владивостока стала присоединением Приамурского края к России, которая нуждалась в территории Восточной Сибири (нынешний Дальний Восток России), чтобы получить выход к Тихому океану за Уралом. Генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьёв-Амурский при обследовании берега залива Петра Великого приказал основать военный пост, который назвал Владивостоком, что означает «владей Востоком» [7, с. 54]. Название свидетельствует о важном политическом значении территории как форпоста на восточных рубежах государства [6, с. 8]. Другая причина освоения порта связана с тем, что в первой половине XIX в. экономическое развитие России способствовало расширению внешней торговли, в том числе с Китаем и Японией. Выгодные условия для экономического развития позволили найти новую восточную гавань. Таким образом, возникновение и удержание Владивостока являлось необходимым условием для дальнейшего развития и эффективного управления восточной частью страны. В 1871 г., в соответствии с императорским указом, Владивосток получил статус «Главного порта Восточного океана», который был перенесён из Николаевска-на-Амуре [2, с. 17]. В 1880 г. Владивостокский порт получил городской статус и вскоре стал крупнейшим дальневосточным портом и военно-морской базой России [8, с. 70]. Вследствие чего имеет достопримечательности, связанные с морской деятельностью. К ним относятся мемориальные ансамбли, корабли, памятники, маяки и т.п. Перечислить и рассмотреть все эти объекты вряд ли возможно, поэтому данная работа включает лишь некоторые из них, имеющие высокую историческую и культурную значимость. В связи с открытием территории морского города первый памятник личности во Владивостоке – это памятник адмиралу Г. И. Невельскому (скульптор Роберт Бах). Несмотря на то, что сам Невельской в городе не был, его вклад в развитие восточной окраины России огромен [6, с. 54]. Деятельность его экспедиций способствовала окончательному установлению государственной границы с Китаем по договорам 1858-1860 гг. и закреплению обширного Дальневосточного края за Российским государством [3, с. 265]. Первый памятник человеку, приложившему руку к становлению молодого города крупнейшим портом в восточной части России, на многие годы стал одним из символов Владивостока. Но, в связи с перезахоронением погибших участников борьбы за власть Советов и матросов Сибирской флотилии за участие во Владивостокском восстании в 1920-е годы, бюст Невельского и бронзовые доски были переданы на хранение в городской музей [9, с. 166]. Вместо него на обелиск поместили красную пятиконечную звезду, и мемориал был преобразован в «Памятник жертвам революции» [9, с. 166]. Памятник проходил реставрацию в 1990 г., так что старая городская скульптура вернулась к жителям города. Наряду с памятником Г. И. Невельскому также была установлена скульптура, посвящённая адмиралу В. С. Завойко (скульптор И. Я. Гинцбург). Василий Степанович Завойко (1812-1898 гг.) – адмирал Российского императорского флота – подал Муравьёву-Амурскому идею основать главный порт русского Тихоокеанского побережья в южных гаванях [6, с. 55]. Его служба тесно связана с историей восточного рубежа, и он считается одним из пионеров освоения Тихоокеанского побережья, его именем названы 5 географических пунктов в Тихом океане [5, с. 149]. Таким образом, адмирал внёс большой вклад в дальнейшее развитие Дальнего Востока. В 1908 г., когда торжественно отмечалось 50-летие заключения Айгунского договора, было предложено создание памятника В. С. Завойко [13, с. 266]. Решение было принято, и памятник вскоре появился. В 1945 г. на постаменте памятника Завойко по проекту скульптора Л. М. Писаревского был установлен отлитый в чугуне памятник герою Гражданской войны на Дальнем Востоке Сергею Лазо, так что бронзовая фигура адмирала исчезла [13, с. 227]. Как и монумент Г. И. Невельского, статуя Завойко была уничтожена в советское время, но она до сих пор не восстановлена. В городе есть не только обелиски в честь российских адмиралов, но и памятники экипажам и морякам. Как и морская символика, они демонстрируют тесную связь Владивостока с морской деятельностью. Первый памятник дальневосточным морякам – это памятник экипажу шхуны «Крейсерок». В 1889 г. шхуна «Крейсерок» с экипажем из 23 человек во время охранного дежурства попала в сильный шторм, выжить никому не удалось [9, с. 158]. В память об этой трагедии 28 октября 1897 г. в саду Морского собрания состоялось торжественное открытие памятника экипажу шхуны «Крейсерок», погибшей в Охотском море при исполнении своего долга [9, с. 158]. В советское время якорь, флаг и орудия отправили на переплавку, а на валун поставили памятник В. И. Ленину [13, с. 229]. В 2008 г. памятник русским морякам был отреставрирован и снова приобрёл изначальный вид. Другой монумент, который посвящён нижним чинам крейсера «Варяг», установлен на братской могиле во Владивостокском 1-ом мемориальном участке. Этот памятник в честь погибших экипажей, которые воевали с японской эскадрой в порту Чемульпо в 1904 г. В 1934 г. памятник пострадал от вандализма военнослужащих ТОФ, его реставрация проводилась дважды, а теперь восстановлена братская могила варяжцев, на обелиске водружён новый гранитный крест взамен сломанного [9, с. 183]. Морская символика отражает суть Владивостока как морского порта, чем он и знаменит в российской истории. Главная задача порта, на начальном этапе его присоединения к России, заключалась в охране сухопутной оборонительной линии Тихоокеанского бассейна. Владивосток по его расположению выполняет функцию восточных морских ворот России. Политизированная скульптура в военно-революционном городе В первой половине ХХ в. Владивосток служил военно-революционным городом для базирования военного флота и крепостью, которая обеспечивала безопасность судоходства и защитила дальневосточные рубежи. Он являлся одной из главных и сильных военных баз Советского Союза в Тихоокеанском бассейне и выполнил свои задачи боевой службы. В военные годы обеспечивал фронт вооружением, продовольствием, морским и железнодорожным транспортом. Как восточные ворота России город отважно сражался с иностранными войсками и охранял свою территорию и границу. В советское время, после революций и войн установлено множество сооружений, посвящённых победам революции, Великой Отечественной войне и их участникам на основе идеологии материализма. Владивосток по сравнению с другими городами России имеет небольшую историю, основную часть которой занимает советский период. Поэтому логично, что большинство сооружений и памятников в городе относится к событиям революции и Великой Отечественной войны. Первый сооружённый памятник советского периода является памятником В. И. Ленину (скульптор В. В. Козлов) в 1930 г. Вождь революции был изображён как оратор: правая рука поднята в характерном жесте-призыве. По иронии судьбы рука указывала на торец здания по ул. Алеутской, в котором обычно располагались точки общепита, так что фантазии на тему «Куда зовёт Ильич» стали частью городского фольклора [12, с. 157]. Теперь там, куда Ленин указывает ораторским жестом, находится здание почтамта. На боковой стороне почтамта висит таблетка со знаменитой фразой вождя: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский». Следующий значимый памятник советского времени – это скульптура С. Г. Лазо (скульптор Л. М. Писаревский). Сергей Лазо (1894-1920 гг.) прочно и основательно вошёл в историю Приморского края, и, в частности, города Владивостока [4, с. 107]. Именно его героический поступок спас город от кровопролития: он один выступил перед колеблющимися учащимися школы прапорщиков за два дня до восстания во Владивостоке со знаменитой речью [4, с. 107], одна из фраз которой звучит так: «Вот за эту русскую землю, на которой я сейчас стою, мы умрём, но не отдадим её никому». Его слова высечены на мемориальной доске памятника. Для размещения статуи было решено использовать пьедестал от демонтированного в 1920-е гг. памятника В. С. Завойко [9, с. 164]. В 1945 г. на гранитный пьедестал установили фигуру командира красных партизан Приморья [4, с. 108]. В итоге изваяние адмирала досоветского периода было заменено скульптурой борца с интервентами и белогвардейцами за советскую власть на Дальнем Востоке. Кроме памятников личностям, которые внесли вклад в устройство Советского Союза, во Владивостоке расположен мемориальный ансамбль «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917-1922 гг.» (скульптор А. И. Тенета). Многофигурный памятник изображает борьбу войск Народно-революционной армии за советскую власть данного района. Открытие памятника состоялось в 1961 г. на будущей центральной площади «Борцов за власть Советов». Так на пересечении двух главных улиц города установлены первые мемориальные комплексы в честь защитников Дальнего Востока. По обе стороны от центральной статуи расположены две многофигурные группы. Правая скульптурная группа посвящена событиям по установлению советской власти в Приморье в 1917 г., а левая – партизанскому движению и событиям освобождения края от интервентов и белогвардейцев в 1922 г. [9, с. 144]. Бронзовая скульптурная композиция, развёрнутая в сторону бухты Золотой Рог, отражает дух бойцов, которые смотрели на бежавших врагов, возвещая победу. В советское время также были установлены мемориальные ансамбли «Памяти моряков торгового флота, погибших в годы Великой Отечественной войны» (1967 г., скульпторы В. Б. Зверев и О.В. Иконников) и «Боевая слава краснознаменного Тихоокеанского флота» (1982 г., скульпторы В. Г. Ненаживин и Н. П. Монтач). В целом, мемориальные комплексы отражают, что Дальневосточный торговый флот помогал доставлять важные грузы для фронта, а его экипажи подвергались атакам самолётов и подводных лодок во время Великой Отечественной войны. Это тот случай, когда слова «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным» действительно верны. Советский период характеризуется идеями социализма, поэтому искусственное изображение также обусловлено принципом социалистического реализма с целью распространения и развития социалистических идей по стране. И памятники, сооружённые в советское время, соответствуют социалистической и коммунистической идеям. Большинство из них посвящены событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. Памятник В. И. Ленину на привокзальной площади и мемориальный комплекс «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917-1922 гг.» на центральной площади стали главными элементами городского ландшафта и его символами. Скульптурные композиции напоминают, что Дальний Восток, в том числе Владивосток, сыграл немаленькую роль в освобождении от интервентов, белогвардейцев и установлении советской власти на Дальнем Востоке. В военное время этот регион как главный транспортный узел России обеспечивал перевозку нужного оборудования фронту через мореходный бассейн. Несмотря на то, что Владивосток был присоединён к России позднее, чем другие районы и находится далеко от центра, как видно по революционной символике, он всё равно – российский город воинской славы. Тигриное искусство в современном городе После распада Советского союза возникла новая тенденция в отношении к сооружению памятников. В последние 25 лет после распада СССР во Владивостоке начали устанавливать скульптуры тигра. Это современное культурное явление соответствует возникновению образа редкого хищника как нового символа города. В настоящее время активно воспроизводят изваяние с изображением полосатого зверя в городском пространстве. Первая статуя такого образа установлена в 1992 г. на улице Набережная (скульпторы Н. П. Монтач и О. О. Кулеш) и этот бронзовый хищник считается самым натуральным изображением тигра во Владивостоке. На Тигровой улице стоит другая статуя полосатого хищника (2009 г.), окрашенная светло-оранжевой краской. Раньше страшный хищник чаще бродил в городе, и улицу, сопку назвали в честь этого зверя [1, с. 96]. Так появились Тигровая улица и одноимённая сопка. Это представляется как комплекс, в котором сочетаются улицы, сопки и скульптура дикого хищника с тигриной тематикой. Фигура дикого зверя на улице Давыдова была подарена Владивостоку в честь дня основания города в 2009 г. Статуя расположена рядом с магазином, входящим в крупнейшую сеть супермаркетов на Дальнем Востоке. Исходя из этого, можно предположить, что владелец супермаркетов планировал сделать статую хозяина тайги символом своего магазина. С помощью такого своеобразного брендинга сеть магазинов может обрести звание представителя всего региона. Ещё одна скульптура тигра (скульптор и кузнец Валерий Ефменко) установлена на въезде в район Академгородка в 2011 г. Фигура обращается на дорогу и встречает всех въезжающих в город. Горожане и гости могут наслаждаться гордой скульптурой. В этом смысле статуя находится в уместном, почётном месте, и выполняет функцию маршрутного указателя. На набережной Спортивной гавани, по пути к спорткомплексу «Олимпиец», лежат два маленьких бронзовых тигрёнка, которые были подарены Владивостоку в 2013 г. Амурским филиалом Всемирного фонда Дикой природы (WWF). Согласно описанию организации, бронзовая композиция символизирует заботу нынешнего и будущего поколений приморцев о сохранении редкого представителя семейства кошачьих – амурского тигра [14]. Гавань является удобным местом для стоянки кораблей. Это прибрежное водное пространство, как и остальная морская символика города, вызывает ассоциации, что Владивосток – морской и портовый город. И в этом месте у морского берега появился образ городских котов, которые становятся популярным культурным символом региона. Исходя из этого, городскую набережную площадку Спортивной гавани можно назвать перекрёстком, где встречаются морская и тигриная символика. Каждый год около фигуры играющих тигрят проводят мероприятия экологической направленности, которые привлекают внимание к проблеме дикой природы и амурских тигров и способствуют изучению и сохранению животных этого вида, также формируют интерес, любовь и уважение к ним. Последний городской бронзовый монумент, посвящённый хозяину тайги (скульптор В. А. Петровичев) появился возле Приморской сцены Государственного академического Мариинского театра (в момент установления она была Приморским театром оперы и балета) ко Дню тигра в 2014 г. Местоположение скульптуры имеет символическое значение. Театр оперы и балета служит примером культурного новаторства региона, рядом с которым сооружён памятник. Это отражает, что хозяин тайги приобретает значимость не только в экологическом контексте, но и в культурном. Действительно, этот образ становится известным символом во многих видах культуры региона. В итоге современный театр и скульптура тигра представляют единую культурную композицию. Тигр стал популярным символом не только в сфере скульптуры, но и современного визуального искусства в городском пространстве. В рамках восьмого Владивостокского биеннале визуальных искусств хозяина тайги сделали объектом уличного искусства в сквере Городов-побратимов. Стрит-арт с изображением хищника представлен американским графистом Эндрю «Гайя» Писакане. Художник из Нью-Йорка считает, что тигр – неотъемлемая часть региона, и окончательно решил изобразить его [11]. Другое проявление уличного искусства появилось в 2015 г. Современный уличный художник из Екатеринбурга Слава PTRK изобразил тигра и тигрицу на территории владивостокского центра современного искусства «Заря». На фоне красно-оранжевого кирпича морда редкого хищника спереди нарисована чёрным цветом, а рычащая морда тигрицы сбоку – белым цветом. Стена из красного кирпича ассоциируется с шерстью полосатого хищника. Причина появления тигра в визуальном искусстве Так хронологически рассмотрено творчество, в котором присутствует образ тигра, на основе доступных материалов и информации. Всего во Владивостоке 12 скульптур и 2 произведения уличного искусства, а также статуи храброго зверя присутствуют в разнообразных мероприятиях экологических организаций. В настоящее время статуи даже способствуют развитию городской культуры. После установки скульптуры у театра оперы и балета заработало «сарафанное радио». Согласно ему, в городской легенде рассказывается, что статуя возле кинотеатра «Океан» – самка, на улице Набережная лежит парочка тигрят и последняя статуя, которая стоит у театра оперы и балета – самец. Эти три скульптуры воспринимаются как одна тигриная семья в городском пространстве. Самка рычит по направлению играющих тигрят на Набережной, а самец бродит и рассматривает территорию, охраняя свою семью. Данная история сначала возникла среди молодёжи, а потом перешла к старшему поколению. Молодёжь и дети не помнят Владивосток без тигра, а старшее поколение помнит, когда этих статуй ещё не было. Молодое поколение более привычно относится к новому явлению, воспроизводит изображение хозяина тайги и создаёт городской миф о нём. Как большинство произведений полосатого хищника молоды, так и миф о тиграх создан молодыми людьми, которые, таким образом, оказывают сильное влияние на современную городскую культуру. Поэтому в постсоветский период бурно появляются разнообразные изображения дикого зверя на улицах. В 1990-е гг. установлена только одна скульптура тигра в городе. С момента появления первой около кинотеатра в 1992 г., спустя 17 лет создано второе изваяние полосатого хищника в 2009 г., уже после которого стали активно появляться скульптуры данного образа на улицах Владивостока. Итак, между первой и второй скульптурами был большой промежуток времени, а остальные статуи построены в течение 10 лет до сегодняшнего дня. Есть несколько причин происходящего явления. Первая причина заключается в том, что в постсоветский период тигр стал главным символом столицы Приморского края. Вторая причина связана с тем, что город принимает всё больше международных культурных форумов, мероприятий и фестивалей. При этом Владивосток пытается представить и укрепить не советский, а новый символ гостям и жителям. Последней причиной является, что проблема сохранения дикой природы и животных поднимается не только в молодом городе, а по России с созданием Центра «Амурский тигр» по инициативе Президента Владимира Путина в 2013 г. Подводя итог сказанному, представление и функция города Владивосток оказывали влияние на тенденцию установки скульптурного произведения, и они зачастую стали городским символом по советское время. До последних лет символика Владивостока воспринималась через море, корабли, революционные и военные события. Морская символика, как самая старая, отражает, что в российской истории столица Приморского края начиналась как морской пост. Вторая городская символика представляет собой революционные мотивы, сформированные под влиянием идеологии Советского Союза. Итак, обе традиционные символики относятся к социально-политическим событиям и функциям в истории России. В постсоветский период храбрый зверь стал символом города и доминирующим жанром скульптурного изваяния. Поэтому наблюдается замена на уровне визуального искусства. Заметно становится больше открыток, путеводителей и книг с образом полосатого хищника, которых очень мало было в книгах советских времён. В отличие от полицизированных памятников, установленных в советское время, скульптурные изваяния с фигурой тигра устанавливают художники, организации и компании, которые обращают внимание на проблему сохранения природы. Данная ситуация объясняется поиском новых символик после коммунистического этапа для конкретных территорий. С точки зрения идеологии советская символика заменена на символику природную. Скульптура тигра не имеет политического оттенка. Современный символ города осмысливается как культурологическое прощание с советским режимом. Итак, скульптуры во Владивостоке не только определяются эстетической потребностью, но и отражают актуальные для культуры и истории представления о городе. Современная тенденция в отношении скульптур приводит к выводу, что культура молодого города больше не опирается на политическую власть, а формирует своеобразное направление. References
1. Avchenko V. Globus Vladivostoka. M., 2017. 120 S.
2. Ayushin N.B., Kalinin V.I., Vorob'ev S.A. [i dr.] Krepost' Vladivostok. SPb., 2001. 264 S. 3. Brovko P.F., Ponomarev, S.A. G.I. Nevel'skoi: Amurskaya ekspeditsiya i reshenie pogranichnogo voprosa na vostoke Rossii // Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk. 2013. № 6. S. 257-267. 4. Gaevskaya I.I., Gorodnaya E.S. Sergei Lazo – revolyutsioner uchastnik Grazhdanskoi voiny: sto let spustya // Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2016. № 9. S. 105-111. 5. Dotsenko V.D. Slovar' biograficheskii morskoi. SPb., 2001. 455 S. 6. Ivkova A.M., Cheberyak E.V. Istoriya goroda Vladivostoka: ucheb. posobie. Vladivostok: Izd-vo TGEU, 2007. 60 S. 7. Kubeev M.N. Sto velikikh imen Rossii. M., 2009. 256 S. 8. Lur'e P.V. Velikaya Rossiya. Vse goroda ot Kaliningrada do Vladivostoka. M., 2015. 496 S. 9. Obertas V.A. Pamyatniki istorii i kul'tury goroda Vladivostoka: materialy k svodu. Vladivostok, 2012. 252 S. 10. Obertas V.A. 50 let so dnya otkrytiya vo Vladivostoke pamyatnika «Bortsam za vlast' Sovetov na Dal'nem Vostoke 1917-1922 gg.» (1961) // Kalendar' dat i sobytii Primorskogo kraya na 2011 g., 2010. 220 S. 11. Pozdnyak K. Amerikanskii khudozhnik khochet zhit' vo vladivostokskoi sem'e. URL: http://vladnews.ru/3402/obshhestvo/amerikanskiy_hudozhnik_hochet_zhit_vo_vladivostokskoy_seme 12. Popravko E.A. Prostranstvo goroda kak muzei skul'ptury (na primere Vladivostoka) // V sbornike: Vizual'naya kommunikatsiya v sotsiokul'turnoi dinamike sbornik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2015. C. 153-163. 13. Turmov G.P., Khisamutdinov A.A. Vladivostok. M., 2010. 303 S. 14. WWF podaril Vladivostoku tigryat! URL: http://www.wwf.ru/resources/news/article/11614 |