DOI: 10.25136/2409-7144.2017.10.22073
Received:
19-02-2017
Published:
17-11-2017
Abstract:
The subject of this research is the combination of stringent conditions for implementation of the successful political mobilization in the Internet. The relevance of this work is justified by the sustainable increase in the number of attempt of using the political mobilization technologies in the Internet. The previous research on efficiency of using the Internet platforms for the purpose of agitation during the period of electoral campaign into the State Duma of the Russian Federation in 2016 demonstrated that at the present time the representatives of the Russian parties confirm the possibility of agitation of the voters within the online environment. The effective realization of the offline political mobilization requires fulfilling a number of conditions, among which the author highlights the level of democratic freedom of the society, level of relative deprivation of civil society, as well as presence of a unifying idea and precise organizational strategy. The goal of the article consists in discovering whether these requirements vary in realization of the political mobilization within the online environment. The work is first to determine and classify the conditions necessary for organization of political mobilization in the Internet, as well as esteem if they are suitable for the Russian society. In the author’s opinion, only part of the essential conditions is currently fulfilled in Russia, thus the political mobilization in the Runet cannot be effective for the civil society overall at the present stage.
Keywords:
political mobilization, democracy, authoritarianism, deprivation, political information, Internet, opinion leaders, social networking, interactivity, audience coverage
В современном обществе процесс политической мобилизации происходит как в офлайн-, так и в онлайн-пространстве: различные стадии мобилизационного процесса перетекают из одной среды в другую, формируя возможность достижения поставленных целей.
Под политической мобилизацией мы понимаем форму коллективного политического участия конвенционального или неконвенционального характера, в рамках которого под воздействием политического лидера (группы лидеров) или правительства происходит аккумуляция человеческих и (или) материальных ресурсов для форсированного достижения поставленных целей. Изначально на формирование системы взглядов и политических убеждений потенциальных субъектов политической мобилизации наиболее существенное влияние оказывает их ближнее окружение – семья, круг друзей, коллег по работе или учебе и т.д., и этот процесс проистекает в основном в офлайн-среде. Но чем старше становится человек, тем большее влияние на него, в том числе и с точки зрения формирования политических взглядов, начинает оказывать Интернет-среда.
Практически любой современный представитель гражданского общества, равно как и представитель современной власти ведет свою деятельность в офлайн и в онлайн-пространстве. По нашему мнению, условия успешной реализации политической мобилизации только в офлайн-среде и с использованием сети Интернет отличаются. С одной стороны, проводя политическую мобилизацию в сети Интернет, необходимо подбирать «правильные» Интернет-площадки, использовать необходимый в данном случае виртуальный инструментарий мобилизации масс, следовать алгоритму мобилизационной Интернет-технологии.
С другой стороны, на современном этапе по-прежнему важно учитывать характеристики офлайн-среды, в которой формируются политические взгляды, и происходит политический процесс. Мы предлагаем классифицировать их как офлайн- и онлайн-условия.
Одним из важнейших офлайн-условий реализации политической мобилизации в сети Интернет является степень демократической свободы общества, которая в свою очередь зависит от действующего политического режима. Несмотря на формальные заявления российских политических лидеров о действующей в стране демократии, все-таки действующему политическому режиму в современной России свойственны черты авторитарного режима. Существующий режим ряд исследователей называют «выборным авторитаризмом» с характерным контролем за печатными СМИ. [1, с.100]
Данный факт объясняет осторожность субъектов гражданского общества и преобладающую аполитичность россиян, о чем свидетельствуют регулярные опросы, проводимые Всероссийским Центром Общественного Мнения (ВЦИОМ), а также Центром изучения общественного мнения Юрия Левады (Левада-центр).
Так согласно данным сводного аналитического отчета «Демократия в России: установки населения», подготовленного специалистами Левада-центра в конце 2015 года, аполитичными считают себя 46% россиян или почти половина населения России. [3] Это, прежде всего, молодежь и люди пожилого возраста. Представители данных групп демонстрируют самые низкие показатели участия в общественной активности, при этом имеют самые узкие социальные связи – меньше знакомых в различных социальных сетях, и почти в два раза реже прибегают к независимым каналам получения информации.
В отношении власти у большинства населения России действуют следующие установки: избегание контакта с властью при сильной зависимости от государства, при этом широко распространено ощущение бесконтрольности власти и связанные с этим чувства незащищенности от властного произвола, а также взаимное (как считают опрошенные) неуважительное отношение населения и власти. Стратегия избегания любого взаимодействия с властью в ответах респондентов преобладает (69%), «добиваться того, что причитается» готовы лишь 22%.[3]
Следующим офлайн-условием реализации политической мобилизации в сети Интернет является доступность политической информации субъектам гражданского общества. Степень доступности напрямую зависит от позиции власти по отношению к регулированию (цензуре) источников распространения политической информации. В современной России реалии таковы, что сеть Интернет до сих пор мало подвержена регулирующим вмешательствам со стороны власти, поэтому онлайн-среда является более демократичной и степень доступности политической информации в Интернете почти не ограничена.
Согласно последнему опросу Левада-центра половина россиян (50%), которые в своей повседневной жизни не имеют доступа к альтернативной точке зрения, полностью зависят от телевизионных новостей крупных федеральных каналов, жестко контролируемых властью. [3]
Еще 30-40% россиян имеют доступ к различным источникам информации, знакомы с альтернативными трактовками происходящего или же при желании могли с ними познакомиться. Только 10-15% россиян предпочитают использовать независимые СМИ. Таким образом, количество потенциальных участников политической мобилизации среди населения России не превышает 20-25% от общей численности.
Следующим важным, по нашему мнению, офлайн-условием реализации политической мобилизации в сети Интернет является текущий уровень относительной депривации в гражданском обществе. Если уровень обеспеченности граждан достаточно высок, а уровень напряженности в обществе достаточно низок, использование самых эффективных мобилизационных технологий, включая Интернет-технологии, не приведет к массовой мобилизации таких граждан.
Относительная депривация рассматривается как психологическая неудовлетворенность и первопричина будущего конфликта, которая, однако, требует политизации для реализации собственно политических негативных акций, направленных против политических объектов и деятелей. [4, с.51]
Главным поводом для недовольства являются экономические причины: снижение уровня жизни, безработицу, отмену социальных льгот и пр. При этом имеющийся мировой опыт массовой политической мобилизации указывает на то, что социально-экономические кризисы могут выполнять роль «пускового механизма» массовой мобилизации, но массовые протесты возникают только в тех случаях, когда они совпадают с периодами серьезной политической нестабильности и неопределенности. Социально-экономические кризисы, по-видимому, приводят к ограниченной и низовой мобилизации, в то время как системные политические конфликты приобретают массовый характер и приводят к масштабным мобилизационным процессам на всех уровнях гражданского общества от властных кругов до рядовых граждан. В настоящее время гражданское общество в России занимает выжидательную позицию, внутриполитическая обстановка удерживается властями страны в состоянии «статус-кво», время «пускового механизма» пока не наступило.
Следующее офлайн-условие для эффективного осуществления политической мобилизации в сети Интернет – наличие объединяющей идеи. С данной точки зрения несомненный интерес представляют исследования, доказывающие возможность в кратчайшие сроки в сети Интернет вовлекать в процесс обсуждения проблемы тысячи граждан.
Так социолог Андерс Колдинг-Йоргенсон из Копенгагенского университета в 2009 году в рамках своего эксперимента создал Facebook-группу против сноса исторического Аистова фонтана в Копенгагене.[8] В реальности подобных планов не существовало, задачей эксперимента Колдинг-Йоргенсона было показать, как легко создаются большие группы при помощи социальных сетей. Уже в течение первой недели к группе присоединились 10 тысяч человек, к концу второй ее численность составила около 27 тысяч человек.[8] Не получив развития, активность в сообществе вокруг проблемы сноса фонтана постепенно сошла на нет, так и не выйдя за пределы социальной сети.
Еще одно офлайн-условие эффективной реализации политической мобилизации в сети Интернет – наличие авторитетных лидеров мнения или агентов мобилизации, являющихся проводниками политической информации в сети Интернет. Лидеры мнения являются частью целевой аудитории политических ресурсов Интернета и играют важную роль в распределении информационных потоков в политическом сегменте Рунета.
Российскими исследователями А.А. Киселевым и И.В. Самаркиной в этой связи было введено понятие политфлюентиала – человека, который активно выражает свое мнение относительно политики и влияет на коммуникативное окружение, в т.ч. размещая и передавая информацию через Интернет. [9] С их помощью может быть налажена эффективная коммуникация между органами государственной власти и обществом для побуждения граждан к социально-политической активности. Таким образом, несмотря на то, что основная деятельность лидеров мнений происходит в виртуальной среде, их подготовка и инструктаж осуществляются в реальности.
Далее можно выделить три наиболее важных онлайн-условия реализации эффективной политической мобилизации в сети Интернет. Первое такое условие – высокий уровень интерактивности мобилизационной Интернет-площадки. Важность интерактивности заключается в том, что до появления сети Интернет все доступные обществу коммуникационные каналы были направлены на информирование и оповещение. Интернет же вобрал в себя все функции печати, радио и телевидения и обогатил их возможностью установления обратной связи в реальном времени, предоставляя тем самым возможность вступать в диалог, в том числе и с представителями власти.
Наиболее высокой интерактивностью из всех политических площадок Рунета обладают социальные сети. Арсенал инструментов интерактивности соцсетей включает целый набор, в который входят стена, форум, мини-чат, добавление аудио-, видео-, фото- и текстовых материалов (в т.ч. комментариев) и т. д.
Вторым важнейшим онлайн-условием эффективной политической мобилизации в сети Интернет является высокий охват аудитории. Чем больше охват, тем до большего количества пользователей Интернета можно донести ту или иную политическую информацию. К концу 2015 года аудитория Интернета в России выросла до 84 миллиона россиян в возрасте от 16 лет и старше [6]. Уровень проникновения Интернета среди населения в возрасте 16+ достиг 70,4% (в 2014 - 67,5%).
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года ежедневно в Интернет выходили 55% россиян от 18 лет и старше или 63,9 миллиона чел. Всего пользователей Интернета 78,2 миллиона чел. [5]
Рис. 1. Динамика проникновения Интернета в России в 2008-2015гг.
Текущее значение проникновения свидетельствует о том, что пик роста аудитории Интернета в России прошел, следовательно, можно полагать, что наиболее популярные политические площадки Рунета сегодня достигли пика своей посещаемости.
Наибольшим мобилизационным охватом среди современных политических площадок Рунета характеризуются политические сообщества в социальных сетях.
Еще одно важное онлайн-условие, влияющее на эффективность реализации политической мобилизации в сети Интернет, – это скорость распространения информации.
Важной отличительной чертой сети Интернет является быстрота и отсутствие пространственных ограничений на распространение информации. Как только информация попадает в сеть, она тут же начинает свое движение через массу каналов и ответвлений от основного источника (сообщества в социальной сети, базы подписок или рассылок), и становится объектом внимания большого количества пользователей по всему миру.
Наиболее высокую скорость передачи обеспечивают социальные сети и в особенности контактные социальные сети. Именно горизонтальный характер коммуникационных связей внутри сетевого пространства обеспечивает вирусный характер распространения любой информации при выстраивании соответствующих технологических схем.
Такие возможности передачи информации делают социальные сети незаменимыми в случае мобилизации с целью организации и координации массовых уличных мероприятий (шествий, митингов, протестов и т.д.).
Влияние скорости распространения политической информации на мобилизационный процесс в социальных сетях подробно изучалось в работе испанских исследователей во главе с Сандрой Гонсалес-Бэйлон. [10] Авторы исследования проследили распространение сообщений в сервисе коротких сообщений Twitter, посвященных протестным выступлениям в Испании в мае 2011 года. База данных для проведения исследования насчитывала более 500 тысяч твитов, написанных почти 100 тысячами пользователей социальной сети.
Исследователи доказали, что эффективность мобилизации индивида в социальной сети напрямую зависит от периода воздействия на него информационных потоков. И чем большим количеством таких потоков будет одновременно «облучен» пользователь сети, тем выше вероятность его присоединения к акции политического протеста.
Кроме того, исследование предоставило доказательства беспрецедентной успешности горизонтальных сетевых организаций в мобилизации людей через социальные онлайн-сети. Их децентрализованная структура, основанная на коалиции небольших организаций (сообществ), случайным образом попадающая под информационный «посев» в начале мобилизационного процесса, силами ядра участников таких сообществ распространяет эту информацию участникам других сообществ, которые передают их по цепочке далее, что в конечном итоге способствует росту мобилизационного движения путем создания каскадов из сообщений, постоянно провоцирующих вовлечение новых пользователей.
Таким образом, наше исследование показало, что условия политической мобилизации в сети Интернет можно разделить на две классификационные группы: офлайн и онлайн.
Для эффективного процесса политической мобилизации важным является соблюдение как одной, так и другой группы условий.
В виду того, что в современных условиях реальная (оф-лайн) среда в политической сфере по-прежнему оказывает значимое влияние на политический процесс, успех политической мобилизации в сети Интернет в том числе обусловлен и факторами, находящимися за пределами онлайн-среды.
Чем больше существует возможностей формализации процесса вовлечения субъектов в политическую мобилизацию и приведения его в единый алгоритм (технологию), тем эффективнее будут работать мобилизационные Интернет-технологии.
Чем выше вариативность исхода той или иной стадии процесса вовлечения субъектов в политическую мобилизацию вследствие индивидуальных особенностей и характеристик субъекта, тем эффективность Интернет-технологий ниже.
Также наше исследование позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день в современной России выполняются все выделенные нами онлайн-условия политической мобилизации (в частности сетью Интернет охвачено свыше 70% аудитории россиян в возрасте от 16 лет и старше).
Наибольшим мобилизационным охватом среди современных политических площадок Рунета характеризуются политические сообщества в социальных сетях.
Что касается выполнения офлайн-условий политической мобилизации на современном этапе, здесь мы можем констатировать факт низкой степени готовности гражданского общества к массовой мобилизации.
Таким образом, политическая мобилизация в Рунете на современном этапе не может быть эффективной для всего гражданского общества в целом.
References
1. Barash R. E. Internet kak sredstvo samoaktualizatsii i revolyutsionnoi samoorganizatsii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2012. №3. S.100-109.
2. Van'ke A.V., Ksenofontova I.V., Tartakovskaya I.N. Internet-kommunikatsii kak sredstvo i uslovie politicheskoi mobilizatsii v Rossii (na primere dvizheniya «Za chestnye vybory») // Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya. 2014. №7. S. 44-73
3. Volkov D.V., Goncharov S.M. Demokratiya v Rossii: ustanovki naseleniya // Svodnyi analiticheskii otchet Levada-Tsentr [Elektronnyi resurs]. – URL: http://www.levada.ru/old/sites/default/files/report_fin.pdf. (data obrashcheniya 10.04.2016).
4. Garr T. Pochemu lyudi buntuyut.-Spb.: Piter, 2005. – 51s.
5. Kolichestvo pol'zovatelei Interneta v Rossii [Elektronnyi resurs]. – URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151. (data obrashcheniya 10.04.2016).
6. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2012. №3. S.100-109.
7. Pochemu ulichnye protesty ne rabotayut [Elektronnyi resurs]. – URL: http://www.qwrt.ru/news/1909. (data obrashcheniya 10.04.2016).
8. Sokolov A.V. Mobilizatsiya v obshchestvenno-politicheskikh kampaniyakh [Elektronnyi resurs]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mobilizatsiya-v-obschestvenno-politicheskih-kampaniyah#ixzz3wyCBoGGC. (data obrashcheniya 10.04.2016).
9. González-Bailón S. et al. The dynamics of protest recruitment through an online network //Scientific reports [Elektronnyi resurs]. – URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1111/1111.5595.pdf. (data obrashcheniya 10.04.2016).
|