Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Forming factors of the models of life trajectory of the students of Saint Petersburg and Tiraspol

Dzhalaya Larisa

Post-graduate student, the department of Sociology and Religious Studies, Herzen State Pedagogical University of Russia

191186, Russia, St. Petersburg, Naberezhnaya Moyki 48, building #20

lara24d@yandex.com

DOI:

10.25136/2409-7144.2017.12.21850

Received:

31-01-2017


Published:

06-01-2018


Abstract: The subject of this research is comparative analysis of the factors that determined the life strategies of the indicated social groups. The object is the students of universities of Saint Petersburg and Tiraspol, in other words, the specific social groups. The goal of the works is the regional peculiarities (including such factors as globalization and ethnocultural background of mentality of these social groups) of formation of the models of life strategies among the students of Saint Petersburg and Tiraspol. The hypothesis of research is the sociocultural factors (ethnicity, political preferences, historical-cultural thesaurus, educational census, professional motivation, etc.) influence the establishment of the most positive models of successful future of student youth of Saint Petersburg and Tiraspol. Among the sociocultural factors, the most effective is the factor of mentality (traditionalistic, neo-traditionalistic, mentality of European modern). The author applies the method of written interview in form of survey, which carried sampling character and was conducted in December of 2015 – January of 2016. The work determined and examined the models of formation of life strategies among the students of Saint Petersburg and Tiraspol: “live like everyone else”; “status-instrumental”, “pro”; “hedonists”, “pragmatics”. Based on the analysis of factors and their socio-philosophical interpretation, the author is able to highlight the following regional peculiarities that affect the models of the future for students of Saint Petersburg and Tiraspol: ethnic, behavioral, landscape.


Keywords:

Mentality, Students, Life trajectory, Factors, Landscape peculiarities, Behavioral peculiarities, Ethnic peculiarities, Typological peculiarities, Life strategies, Student youth


Классики зарубежной социологической мысли разрабатывали вопросы коллективного поведения и факторы его формирования (О.Конт), создавали типологию факторов, механизмов и форм социального действия (Э. Дюркгейм, П. Штомпка, Э.Д. Гидденс), изучали содержание целей и средств в стратегическом ориентировании личности (Р. Мертон), исследовали особенности ценностного отношения молодёжи к различным жизненным сферам и к жизни (В. Дильтей В., Э. Дюргейм, Р.Г., Лотце. Г. Риккерт).

В отечественной социологии проблемами нормативно-ценностного наполнении личностной парадигмы представителей разных социальных слов занимались Т. И. Заславская, В. Лепехин, Е. Авраамова, Т. Пийрайнен, Е. Турунцев, Н. Е. Тихонова. Вопросы переоценки общечеловеческих ценностей молодёжью в условиях глобализации изучали Бондаренко Е.Н., Г.П. Выжлецов, Чеботарева, И.А. Сурина и Г.П. Выжлецов и др. Изучением процесса выстраивания жизненных стратегий на основании институционального подхода занимались Ю.М.Резник, И.И. Осинский и Т.Н. Бояк. Исследованием жизненных стратегий молодёжи как "биографического проекта" занимался А.Ю. Согомонов. Образование как фактор, влияющий на процесс моделирования жизненных стратегий студентов исследовался Т.Ф. Алексеенко, И.А. Рудаковой, Л.И. Щербаковой, Е.М. Авраамовой, А.А.Шабуновой и Д.М. Логиновым, А.В. Соколовой, И.О. Щербаковой и др.

Так, в работах отечественных социологов представлены гораздо более разнообразные подходы, на основе которых осуществлена социально-психологическая типология жизненных стратегий студенчества, чем в западной социологической литературе. Н.Д. Сорокина акцентирует внимание на типы студентов с выявленными мотивами получения высшего образования. За основу взята жизненная стратегия, которая соответствует какой-то функции образования - прагматической, статусно-престижной, социокультурной, профессиональной. Н.Д. Сорокина выделяет пять типов жизненных стратегий: 1. Доминирующая это успех в жизни, что соответствует прагматической функции образования; 2. Быть высокообразованным, культурным человеком, что соответствует социокультурной функции образования; 3.Стремление к материальной обеспеченности, что соответствует прагматической функции образования; 4. Иметь профессию, что соответствует профессиональной функции образования, 5. Достижение соответствующего социального статуса, что соответствует статусно - престижной функции образования [9,c.55-60]. Остальные мотивы получения высшего образования, подчинены выявленным жизненным стратегиям.

Обобщим рассмотренную авторами типологию. В.И. Филоненко делает вывод «Системное и дифференцированное изучение студенчества, его обобщённая и вместе с тем содержательно конкретная типологизация остаётся важной теоретико-практической задачей» [10,c.87].

Остановимся на представленной методики Н.Д. Сорокиной, выделим типы студентов в соответствии со временем как основного жизненного ресурса, отношению студентов к образовательному процессу и в соответствии с жизненными стратегиями студентов. Также необходимо учитывать их основные жизненные цели.

Характеристика респондентов. Восприятие нынешними студентами реалий социокультурной жизни собственного региона, можно проследить с помощью данных пилотажного социологического опроса который был проведён в декабре 2015 - январе 2016 года. В качестве респондентов выступили сорок один (N=41) студент 3-4 курсов по специальности «социология» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена город Санкт-Петербург и Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко город Тирасполь. Практиковалась методика письменного интервью, в виде анкетирования, носило выборочный характер.

Таблица 1. Структурный состав и численность распределения квот выборочной совокупности городов Санкт-Петербург и Тирасполь.

Количество респондентов Санкт-Петербург

% выборки Санкт-Петербург

Количество респондентов Тирасполь

% выборки Тирасполь

Объем выборочной совокупности

22

100

28

100

Мужчина 19

-

-

1

3.6

Женщина 19

2

9

-

-

Мужчина 20

1

4,5

3

10.7

Женщина 20

12

55

8

39.3

Мужчина 21

1

4.5

2

7.1

Женщина 21

4

18

9

39.3

Мужчина 22

1

4,5

1

3.6

Женщина 22

-

-

4

17.8

Женщина 23

1

4,5

-

-

Мужчин всего

3

13,6

7

25

Женщин всего

19

86,4

21

75

Участниками анкетного опроса стала студенческая молодёжь творческая, научная, активная, уже достигшая определённых успехов в исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе и довольно осознанно относятся к построению жизненного пути.

Гипотеза исследования - социокультурные факторы (этничность, политические предпочтения, историко-культурный тезаурус, образовательный ценз, профессиональная мотивация) оказывают влияние на формирование наиболее позитивных моделей успешного будущего студенческой молодёжи Санкт-Петербурга и Тирасполя. Среди социокультурных факторов наиболее действенным оказывается фактор ментальности (традиционалистской, неотрадиционалистской и ментальности европейского модерна).

Регион проживания, обеспечивая собственную конкурентоспособность, выступает в качестве наиболее заинтересованного социального заказчика на формирование жизненных стратегий, от содержательной направленности которого зависит перспектива развития конкретного региона, места жительства. Регион является наиболее влиятельной социокультурной средой, в которой происходит взросление, формирование личности человека усвоение ценностей и норм социальной жизни.

Регион не представляет однородного образования, потому, что формирует свою этнокультурную специфику, в силу своего исторического и экономического своеобразия. Территория Санкт-Петербурга - европоизерованность населения (ориентация на Европу); культурное пространство города замкнуто и ориентировано на себя, портовый город, но есть «окно в Европу» с соответствующими последствиями позитивного и негативного характера; сложный сплав державности, патриотизма и западничества; нелюбовь к азиатской Москве, но и Москва и Питер самодостаточные города; расположение в зоне рискованного земледелия и больших трудовых затрат; смешанное население, возросшее на финно-угорском и финно-скандинавском субстратах, принявшее (97%) славянского населения; неулыбчивое, сентиментальное и меланхолическое население; предрасположенность к развитиям промышленности, стабильности, напряжённому ритму жизни; экспансия «неонационалистических движений» - финского, карельского, немецкого, ингерманландского.

Территория Тирасполя (Приднестровья) издревле являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь молдаван, украинцев, русских составляющих вместе (90%) населения, а также белорусов, болгар, гагаузов, немцев, армян, евреев. Мультикультурное пространство, соседство с Румынией, культурные обмены; уравновешенный климат, зона устойчивого земледелия; характер жителей добродушный, открытый, трудолюбивый, яркий темперамент, настороженность к чужакам, партизанское прошлое; объединительная с РФ православная вера. Специфическим отличием региона является сохранение традиционной культуры у народов, населяющих данный регион.

Этнокультурные факторы оказывающие влияние на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи. На вопрос: "Памятники истории материальной культуры найденные в вашем географическом регионе. Знаете ли Вы в вашем регионе (городе/селе)?" (график 1).

График 1 - Памятники истории материальной культуры.

В список значимых символов, у студенчества вошли: природные заповедники, археологические памятники (43,5%) Санкт-Петербург и (46,4%) Тирасполь;древние каменные изваяния (39,1%) Санкт-Петербург и (35,7%) Тирасполь; почитаемые горы (39,1%) Санкт-Петербург и (28,6%) Тирасполь; почитаемые источники (34,8%) Санкт-Петербург и (60,7%) Тирасполь; историко-культурные заповедники (30,4%) Санкт-Петербург и (42,9%) Тирасполь; стоянки древних людей раскопанные археолгами (21,7%) Санкт-Петербург и (25%) Тирасполь;почитаемые священные рощи (17,4%) Санкт-Петербург и (25%) Тирасполь; наскальные рисунки и курганы (13%) Санкт-Петербург и (21,4%) Тирасполь.

График 2 - Объекты материальной культуры.

На вопрос: «Какие объекты материальной культуры вы постарались сохранить для будущих поколений?» (график 2), студенчество Санкт-Петербурга в первую очередь сохранит бережное отношение к природе и священным местам (95,7%) и (78,6%) студенчества Тирасполя сохранит природные заповедники; историко-культурные заповедники сохранит (87%) студентов Санкт-Петербурга и (64,3%) Тирасполя; на третьем месте исторические памятники (82,6%) Санкт-Петербург и археологические памятники, историко-культурные музеи (75%) Тирасполь; на втором месте почитаемые источники сохранит (78,3%) студентов Санкт-Петербурга и (78,6%) Тирасполя, почитаемые священные рощи сохранит (60,9%) студентов Санкт-Петербурга и (60,7%) Тирасполя,древние каменные изваяния сохранит (47,8%) студентов Санкт-Петербурга и (60,7%) Тирасполя, почитаемые горы сохранит(43,5%) студентов Санкт-Петербурга и (67,9%) Тирасполя.

Потенциал культурного наследия даёт возможность студенту выстроить собственную шкалу ценностей – задуматься над тем, что из накопленного человечеством опыта является важным и значимым лично для него, выдвигать и доказывать собственные версии жизненной стратегии. Не случайно культурное наследие часто сравнивают с «зеркалом, в котором человек видит себя и узнаёт себя» [8].

На вопрос: «Празднуете ли вы в вашем регионе сегодня народные праздники», наиболее популярными в молодёжной среде являются масленица (Санкт-Петербург 87% и Тирасполь 100%), Пасха (Санкт-Петербург 87% и Тирасполь 92,9%), Троица (52% Санкт-Петербург и Тирасполь 75%) и национальный праздник «Мэрцишор» у студенческой молодёжи Тирасполя.

Уклад жизни, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности, искусства – оставляют лучшее в традициях, праздничных обрядах. Праздник направлен на передачу духовного опыта, способствующего восстановлению связей между поколениями и формирование активной, творческой личности. Праздники, влияют и оставляют след в сознании истории, формируют базу, основу для дальнейших взглядов.

На вопрос: «Какие по вашему мнению, позитивные компоненты исторической памяти вы взяли бы с собой в будущее?», первыми по популярности становятся ценности традиционной культуры: традиции и обычаи (78,3%) Санкт-Петербург и (96,4%) Тирасполь. Вторыми по значимости праздники Российской Федерации (69,6%) студентов Санкт-Петербурга, (57%) Тирасполя и третьи по значимости это советские праздники (39%) Санкт-Петербург и (39%)Тирасполь. У студенчества виден интерес к национальному самосознанию, народным традициям, развитию и пониманию роли своей нации, этноса в историческом процессе.

На вопрос: «На каком языке вы разговариваете дома?», студенческая молодёжь Санкт-Петербурга и Тирасполя дома общается на русском языке (100%) Санкт-Петербург и (96,4%) Тирасполь. Тираспольская молодёжь общается также на молдавском (17,9%) и (7,1%) на украинском и на другом языке общаются (8,7%) Санкт-Петербург и (3,6%) Тирасполь.

На вопрос: «Считаете ли вы себя религиозным человеком?», согласно опросу (56,5%) Санкт-Петербург и (82,1%) Тирасполь молодых людей считают себя религиозными. Убеждённых «безбожников» меньшинство (17,4%) Санкт-Петербург и (17,9%) Тирасполь. На вопрос:«Религиозные предпочтения», студенты постараются сохранить православие (73,9%) Санкт-Петербург и (85,7%) Тирасполь. Мы можем наблюдать положительное отношение студенческой молодёжи Тирасполя и Санкт-Петербург к религии. Студенчество симпатизирует определённым течениям религии, в большинстве это православие. Но при этом студенчество ни отождествляет себя источником духовности, и не считает религию главной нравственной ценностью, хотя при этом признает нравственную ценность религии, её моральных норм. В большей степени проявляется интуитивная потребность в вере и нравственных идеалах.

Таким образом, согласно проведённым опросам, можно говорить о формировании в молодёжной среде различных установок и ценностей, на которые оказывает влияние этнокультурный фактор. В сознании студенческой молодёжи Санкт-Петербурга и Тирасполя укладывается прошлое родного края с ценностями современного мира, символы, его великие древние образы принадлежащие историческим и археологическим реалиям региона с развитой информационной технологией и многоукладной экономикой.

Интегральный фактор оказывающий влияние на жизненные стратегии студенчества. На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом своей страны?», считают себя патриотом (78,3%) Санкт-Петербург и (60,7%) Тирасполь, потому, что любят свою малую родину; знают и любят историю своего родного края (52,2%) Санкт-Петербург и (28,6%) Тирасполь; здесь живут лучшие люди в мире, которые близки мне по ценностям и нормам жизни (47,8%) Санкт-Петербург и (28,6%) Тирасполь. Явно выделяется патриотический настрой студенчества Санкт-Петербурга и эта позиция патриотизма по содержанию являются пассивной в отношении тираспольского студенчества. Патриотизм выражается в почти физической привязанности студенчества Санкт-Петербурга и Тирасполя к местам своего детства и молодости.

Таким образом, восприятие патриотизма студентами Санкт-Петербурга и Тирасполя не связано с идеологией правящих партий, что в свою очередь, повышает актуальность патриотического поведения молодёжи в современной действительности.

Социально-экономические факторы оказывающие влияние на жизненные стратегия студенчества.

График 3 – Характеристика мира региона.

На вопрос: «Охарактеризуйте мир региона (города, страны), в котором вы живёте» (график 3), студенчество (87%) Санкт-Петербурга и (46,4%) Тирасполя считают, что «живут в свободном для выстраивания отношений между людьми и коммуникациями». Часть тираспольских студентов не способны в процессе коммуникации строить взаимодействие с представителями другой культуры на основе интеграции и комплементарного принятия стандартов другой культуры, диалогичного поиска способов взаимодействия существующих норм и моделей поведения. Студенты Санкт-Петербурга понимают и принимают альтернативные культурные ценности для более успешного установления контактов с представителями иных культур и субкультур, что является важным в контексте глобализации современного общества. Среда обитания не может не отразиться на мировоззрении, ценностных ориентациях, нравственных нормах студенческого информационного общества.

Больше половины (65,2%) опрошенных студентов Санкт-Петербурга, считают, что живут в интересном и насыщенном событиями в общественной жизни мире с исторической и культурной точек зрения, а также мобильном мире. На третьем месте у студенчества Санкт-Петербурга превалируют карьера, деньги и низменные инстинкты.

А вот у тираспольского студенчества картина меняется на первом месте (46,4%) помимо коммуникаций и выстраивания отношений между людьми, считают что живут в несправедливом мире, что это мир всеобщего неравенства. Здесь наверно сказывается политическая обстановка в регионе складывающаяся в связи с непризнанностью Приднестровского региона. На втором месте (42,9%) у студенчества Тирасполя прагматический вопрос: карьера, деньги и низменные инстинкты. На третьем месте (35,7%) студентов Тирасполя считают, что живут в мобильном мире склонном для передвижения, религиозном мире и свободном для выражения своего мнения.

Скептическая картина студентов (43,5%) Санкт-Петербурга и (32,1%) Тирасполя склонны считать что не живут с в свободном мире с политической точки зрения. И ещё (39,1%) студентов Санкт-Петербурга и (14,3%) Тирасполя в этом сомневаются. Студенчество, которое безразлично относится к своему гражданскому долгу и общественным делам, как правило материально и духовно бедны.

Только (21,7%) студентов Санкт-Петербурга и (3,6%) Тирасполя считают, что живут в свободном для экономики, предпринимательства и инвестиций мире. Такая позиция очень пассивна студентов Тирасполя, которая готовится к выходу на рынок труда.

Финансовое положение семьи. Свое нынешнее материальное положение своей семьи студенты Санкт-Петербурга (78,3%) и Тирасполя (82,1%) охарактеризовали как средний достаток. Кроме того, у (56,5%) студентов Санкт-Петербурга и (39,3%) Тирасполя родители имеют высшее образование, а у студенческой молодёжи Тирасполя (60,7%) родителей имеют средне - специальное образование, а у студенчества Санкт-Петербурга (43,5%). Но (56,5%) ответили, что семья имеет высокий заработок, живёт в достатке и примерно (65,2%) студентов Санкт-Петербурга и (17,9%) Тирасполя ответили, что семья имеет низкий достаток. Это свидетельствует о том, что в вуз Санкт-Петербурга приходит студенческая молодёжь с разным достатком от высокого до низкого и проживающих (56,5%) в городе, (39,1%) иногородних и (4,3%) из сельской местности. А в вузе Тирасполя (35,7%) студентов из семей посредственного достатка проживают непосредственно в городе в близлежащих городах (32,1%) студентов, (32,1%)- в сельской местности.

Нравственно-культурные факторы. Что касается жизненной позиции студенческой молодёжи, то она прослеживается в ответах на вопрос «Главное в жизни?». По степени значимости 1-е места в жизни молодёжи занимают «семейные ценности: семья главное в жизни, можно и не учиться, не делать карьеру, только бы была дружная семья» (78,3%) Санкт-Петербург и (64,3%) Тирасполь (график 4).

а 2-м месте у студенческой молодёжи Санкт-Петербурга (73,9%) «быть хорошим человеком», у молодёжи Тирасполя на 2-м месте по значимости " карьера" (57%), и «быть хорошим человеком» (32%) студенчества Тирасполя, как и профессионализм (32%) на 4-м месте. У студенчества Санкт-Петербурга карьера стоит на 6-м месте (34,8%), как и финансовое благополучие и образование (34,8%). Студенческая молодёжь Санкт-Петербург считает высшее образование необходимым условием для обретения престижной и оплачиваемой работы и социального роста. При этом финансовое благополучие студенческая молодёжь Санкт-Петербурга и Тирасполя не ставит на 1-е место. У студенчества Тирасполя карьера (57,1%) не связывает с финансовым благополучием (28,6%).

3-е место по значимости у студенческой молодёжи Санкт-Петербург профессионализм и традиционные ценности: уважение к старшим, уважение к женщинам, любовь к детям (60,9%). У студенчества Тирасполя традиционные ценности также на 3-ем месте и составляют (46,4%). Позиция «профессионализм» имеет в 2 раза ниже рейтинг у Тирасполя по сравнению с Санкт-Петербургом, уступая таким позициям как семейный ценности, карьера, традиционные ценности. Очевидно, что процент студентов «профессионалов» в вузе должен быть выше, иначе образование необходимо строить по другому принципу.

График 4- Главное в жизни.

У студенчества Тирасполя жажда получить диплом (57,1% карьера) не соотносится с готовностью получить знания (образование 17,9%)

Чуть меньше половины студенчества (43,5%) Санкт-Петербурга и (25%) Тирасполя выбирают позицию «удовольствия: жизненные планы - это максимум удовольствия».

В ответе на вопрос «Что вы считаете главным? - любовь к истории края» выбирают (26%) студентов Санкт-Петербурга и (21,4%) Тирасполя. А в ответе «Охарактеризуйте мир региона, в котором живете — вы живете в интересном с исторической и культурной точек зрения» выбирают (65,2%) Санкт-Петербург и (32%) Тирасполь.

Семья занимает 1-е место у студенческой молодёжи, выигрышно в семье чувствуют (82,6%) студентов Санкт-Петербурга и (78,6%) Тирасполя и видят в семье основу и опору на жизненном пути, ожидают от нее незамедлительной поддержки в случае проблем. Но для некоторых студентов семья ассоциируется с источником определённых проблем (8,7%) студентов Санкт-Петербурга и (17,9%) студентов Тирасполя, хотели бы изменить свою жизнь к лучшему в семье (34,8%) Санкт-Петербург и (46,4%) Тирасполь. Прослеживается взаимопонимание высокой степени между студентами и старшим поколением, это свидетельствует о сохранении социокультурной преемственности в социуме, о воспроизводимости основных социальных установок (традиционные ценности выбирают 60% студенчества Санкт-Петербурга, 46,4% студенчества Тирасполя).

Насколько эффективно студенты используют время в период обучения, проявляется в их самооценке. Отношение к образованию. Вопрос: «Как проходят годы вашей учёбы в вузе?», отношение студентов к процессу обучения показывают, что (69,6%) студентов Санкт-Петербурга и (75%) Тирасполя используют время учёбы с пользой продуктивно, они ориентированы на получение знаний, у них развиты ответственность и самоконтроль. Что не соотносится с ответом на вопрос «Что вы считаете главным?», 34,8% студентов Санкт-Петербурга и 17,9% Тирасполя считают главным "образование: считаете ли вы, что с толком распределяете время своей жизни, тратя много времени на учёбу?" Меньшинство же, студентов (8,7%) Санкт-Петербурга и (3,6%) Тирасполя делают самый минимум, чтобы сохранить равновесие, либо не затрудняя себя учёбой, либо просто не способны противодействовать – студенческой среде с её досуговыми практиками. 21,7% респондетов Санкт-Петербурга и (32,1%) Тирасполя считают это лучшими годами своей жизни.

Выводы.

I.Новизна. Впервые были выявлены и изучены с помощью социологических методик (опрос анкетный) модели процесса формирования жизненных стратегий студенчества Санкт-Петербург и Тирасполя. По результатамэмпирических исследований были выделены 5 моделей стратегий будущего: 1. «жить как все»; 2. «статусно-инструментальная»; 3.«профи»; 4.«гедонисты»; 5.«прагматики».

II.Представителей модели «жить как все», больше, как в Санкт-Петербурге, так и в Тирасполе, это объясняется тем, что базовыми выступают нравственно-культурные факторы, т.е. ведущее жизненное намерение «жить как все» воплощается в жизненную стратегию «сохранить равновесие», и не предъявлять повышенных притязаний к себе и окружающему миру.

III.В Санкт-Петербурге представителей студенчества модели: (78%) «жить как все», (61%) «профи», (43,5%) «гедонисты», (34,8%) «прагматики», (34,8%) статусно - инструментальная. Базовыми факторами, которые влияют на процесс модели формирования жизненных стратегий студенчества Санкт-Петербурга, являются факторы: ментальности (традиционалистской, европейского модерна), нравственно-культурный (семья, образование, жизнелюбие, престиж) и социально-экономический (материальный фактор). Таким образом, интересная работа у студенчества Санкт-Петербург на 2-ом месте. Достижение данных целей намечается реализовать с поддержкой собственных возможностей, познаний и высшего образования. Способы приобретения актуальных жизненных целей выявляют важность образования в студенческой среде. Получение образования значимо за вероятность получить настоящие знания, быть профи в своем деле, сделать лучше жизнь, а не за диплом, его формальную принадлежность.

У студенчества Санкт-Петербурга с одной стороны присутствует прагматизм т.е. стремление к материальному достатку, а с другой стороны эти тенденции не отодвигают на задний план традиционные ценности общества, интересная работа по душе, хорошие отношения в семье.

В Тирасполе представителей студенчества модели: (64%) «жить как все», (57%) статусно-инструментальная, (32%) профи, (28,6%) прагматики, (25%) гедонисты. Базовыми факторами для Тирасполя являются: ментальность (традиционалистская), нравственно-культурный (семья, престиж, образование, жизнелюбие) и социально-экономический (материальный фактор). Таким образом у большинства студенчества Тирасполя значимыми вначале являются внешние атрибуты профессии (снижение риска – потребность чувствовать себя уверенно и надёжно; признание – повышение престижа, имиджа; свобода – потребность в независимости, самостоятельности), а затем сама профессия (специальность).

IV. На основании анализа факторов и их социально-философской интерпретации мы можем выделить следующие региональные особенности, оказывающие влияние на модели будущего, для студенчества Санкт-Петербург и Тирасполя.

1) Этнические, которые выражаются в языке, праздниках религии.

2) Поведенческие которые выражаются в менталитете.

3)Ландшафтные, которые выражаются геополитически, социально, исторически, духовно.

References
1. Avraamova E.M., Shabunova A.A., Loginov D.M. Studenty stolitsy i provintsii: sotsial'nye resursy, ozhidaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2005. № 4. S. 101.
2. Balabanova E.S. Teorii «zavisimoi lichnosti»: vozmozhnosti sotsiologicheskoi interpretatsii // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2005. T. 7. Vyp. 4(28) S. 94-103.
3. Vishnevskii Yu.R., Shapko V.T. Paradoksal'nyi molodoi chelovek // Sotsis. 2006. № 6 S. 31.
4. Denisova G.S. Etnicheskii faktor v politicheskoi zhizni Rossii 90-e gg. Rostov-n/D, 1996. S. 65.
5. Zubok Yu.A. Fenomen riska v sotsiologii. Opyt issledovaniya molodezhi. M.: Mysl', 2007. S. 256-257.
6. Konev V.A. Chelovek v mire kul'tury (Chelovek, kul'tura, obrazovanie). Posobie po spetskursu. Samara, 1999 // Sait «Kul'turologiya (teoriya shkoly, istoriya, praktika). URL: http://www.countries.ru/library/sophia/mean.htm (data obrashcheniya: 10.04.2016)
7. Naumova N.F. Zhiznennye strategii v perekhodnom obshchestve // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. № 2. S. 21.
8. Reznik T.E., Reznik Yu.M. Zhiznennye strategii lichnosti// Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. № 4. S. 100-105.
9. Sorokina N.D. Peremeny v obrazovanii i dinamika zhiznennykh strategii studentov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. № 10. S. 55-60.
10. Filonenko V.I. Sovremennoe rossiiskoe studenchestvo: paradoksy i problemy sotsializatsii. Rostov-n/D, 2006. S. 87.
11. Khorni K. Nevroz i razvitie lichnosti. M.: Smysl, 1996. S. 239.
12. Adler A. Social interest: A challenge to mankind. New York: Putnam, 1939.
13. Bodieu P. Le sens en practique. Approche sociopragmatique des personnels. P., 1985.
14. Crandall J.E. Social interest as a moderator of life stress. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1984, R. 164-174.
15. Erikson E. H. Reflections on the dissent of contemporary youth. Daedalus, 99, 1970. RR. 154-176.
16. Fromm E. The revolution of hope. New York: Harper and Row.1968.
17. Goldberg H. The new male-female relationship. New York: Morrow. 1983.
18. Hilgard E.R. Human motives and the concept of the self. Amer. Psychologist. 1949; The study of personality. N. Y., 1954.
19. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. Econometrica. 1979. N 47, RR. 24-38.
20. Luckmann T. The Moral Order of Modern Societies, Moral Communication and Indirect Moralizing. Konfigurationen Lebensweltlicher Strukturphanomene. Leske + Budrich, Oplanden 1997.