Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Administrative and municipal law
Reference:

Administrative responsibility for drug trafficking laws violation in the Republic of Kazakhstan

Anisiforova Mar'yam Vladimirovna

Postgraduate at the Department of Administrative Law and Proceedings of Kutafin Moscow State Law University 

121069, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

maribuchneva@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0595.2017.2.21627

Received:

06-01-2017


Published:

27-02-2017


Abstract: The research object is the set of legal norms establishing administrative responsibility for drug trafficking laws violation in the Republic of Kazakhstan. The research object is the range of administrative responsibility norms connected with narcotic substances, psychotropic substances, and their precursors. The author considers the fundamental Federal Law of the Republic of Kazakhstan on drugs and the key instrument, establishing administrative responsibility in the Republic of Kazakhstan, that is the 2014 Administrative Offences Code of the Republic of Kazakhstan. The research is based on the comparison of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the sphere of drug trafficking. The author offers eliminating the differences between the legislation of Russia and the Republic of Kazakhstan in qualifying the actions, covered by administrative law in Russia, and by criminal law – in Kazakhstan. Thus, it is necessary to accept the positive aspects of the legislation of Russia and the Republic of Kazakhstan. 


Keywords:

drug addiction, psychoactive plants growing, administrative fine, drug abuse, psychotropic substances, narcotic substances, Collective Security Treaty Organization countries, law of the Republic of Kazakhstan , illegal drug trafficking, administrative responsibility


Одним из важнейших направлений в системе мер по борьбе с наркоправонарушениями, а также с последствиями в виде наркотической зависимости является использование механизмов сотрудничества с зарубежными странами на двухсторонней или многосторонней основе. Наряду с анализом отечественного законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, большой интерес представляет исследование законодательств в указанной сфере в государствах, образованных на постсоветском пространстве. Характеристика уровня развития правовых систем постсоветских стран свидетельствует о наиболее репрезентативном административном опыте на территории Республики Казахстан. Эта азиатская страна достигла наибольшего прогресса по сравнению со своими соседями в вопросах организации эффективной администрации. Однако наркотическая проблема в Казахстане актуальна и по сегодняшний день. В период распада СССР в значительной мере ослаб социальный контроль за распространением наркотиков на территории республики, что увеличило спрос на них. Казахстан как страна-производитель наркотиков и транзитная страна, через которую осуществляются неконтролируемые поставки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильно страдает от их последствий. Медленными темпами идёт снижение числа наркопотребителей в стране. Согласно официальным статданным [1] в 2014 году численность официально зарегистрированных лиц, страдающих наркотической зависимостью, в Казахстане составляла 34 221 человек, что значительно меньше численности, представленной за 2013 год, и составляющей 40 224 человека. Предпосылками к усугублению проблемы незаконного оборота наркотиков в Казахстане служат собственная база природных наркотиков (общая площадь, на которой растут растения, содержащие наркотики, составляет более 1 млн. га [2, с. 189-190], а также удобное географическое положение республики, граничащей на юге с Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном, а на юго-востоке с Китаем, являющимся одним из основных синтетических наркопроизводителей.

Следует отдать должное усилиям республики, ведь осознавая масштабы наркопроблемы, Казахстан ратифицировал все основные конвенции ООН, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, и, тем самым, вошёл в число стран, включённых в международную систему борьбы с нелегальным распространением наркотических средств. Законодательство Республики Казахстан как государства-участника СНГ во многом схоже с отечественным законодательством. По аналогии с отечественным законодательством основным нормативным правовым актом в области незаконного оборота наркотиков в Казахстане является Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 г. № 279 «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотребления ими» (далее по тексту – Закон РК о наркотиках).  Применительно к основным понятиям, используемым в законе, сущностным отличием названного нормативного правового акта от Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» является то, что в ст. 1 Закона РК о наркотических средствах законодатель вводит общее понятие «наркотики», которое, в свою очередь, классифицирует на известные отечественному законодателю правовые категории наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, прекурсоры. Таким образом, по законодательству Казахстана в понятие наркотики включаются любые вещества, растения и препараты, подлежащие государственному контролю. Введение такого общего понятия и в отечественном законодательстве представляется позитивным явлением, так как способствует единообразному пониманию категорий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и позволит избежать расхождений в терминологии. Согласно ст. 38 Закона РК о наркотиках ответственность за нарушения в сфере оборота наркотических средств устанавливается законами Республики Казахстан, а для привлечения к административной и уголовной ответственности применяются Списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан и Сводная таблица об отнесении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров к небольшим, крупным и особо крупным размерам, обнаруженных в незаконном обороте [3]. То есть, в Казахстане, как и в Российской Федерации, введено трехзвенное деление размеров наркотиков в целях правильной квалификации деяний, связанных с нарушением законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков.

Основным законом, устанавливающим административную ответственность на территории Республики Казахстан, является Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V ЗРК (далее по тексту – КоАП РК). В соответствии со ст. 41 КоАП РК за совершение административных правонарушений в Казахстане могут быть применены различные виды административных  наказаний, среди которых наиболее распространённым является административный штраф, а наиболее строгим - административный арест. В отличие от российского законодательства административный штраф по законодательству Казахстана определяется в размере, соответствующем определённому количеству месячного расчётного показателя (далее по тексту – МРП, см. ч. 1 ст. 44 КоАП РК). Максимальный размер административного штрафа для граждан не может превышать 500 МРП, для должностных лиц, нотариусов, адвокатов и субъектов малого предпринимательства 750 МРП, для субъектов среднего предпринимательства – 1000 и субъектов крупного предпринимательства 2000 МРП (см. ч. 2 ст. 44 КоАП РК). При этом условия, по которым предпринимательство отнесено к малому, среднему или крупному, установлены в ст. 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375-V ЗРК. Также размер штрафа может быть выражен в процентах от суммы нанесённого окружающей среде вреда, суммы неисполненного или исполненного налогового обязательства, суммы сделки, совершённой с нарушением финансового законодательства, а также в иных, установленных КоАП РК случаях. Таким образом, законодателем устанавливается дифференцированный подход к определению размера штрафа в зависимости от субъекта правонарушения, а также обстоятельств, установленных Особенной частью КоАП РК.

Аналогично ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ, в соответствии с КоАП РК максимальный срок административного ареста за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах установлен до 30 суток, однако за нарушение требований режима чрезвычайного положения по законодательству Казахстана срок административного ареста может достигать 45 суток (см. ч. 1 ст. 50 КоАП РК). На сегодняшнем этапе в КоАП РК законодатель не устанавливает возможность применения административного наказания в виде административного ареста за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Строгость наказания за совершение административного правонарушения в указанной сфере определяется размером административного штрафа. Так, максимальный штраф, достигающий двух тысяч месячного расчётного показателя [4], установлен для субъектов крупного предпринимательства за непринятие мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, если  эти действия были совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания (см. ст. 422 КоАП РК). Наряду с рассмотренной статьёй, КоАП РК содержит ещё пять наркосоставов, включённых в главу 24 «Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность и здоровье населения» (см. ст. ст. 420, 421, 422, 423, 427, 429 КоАП РК), а также одно административное правонарушение наркотической направленности на транспорте (см. ст. 608 КоАП РК). Примечательно, что КоАП РК не устанавливает административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача. Согласно недавно внесённым в КоАП РК изменениям правонарушения, предусматривающие незаконный оборот наркотических средств без цели сбыта, совершённые в небольшом и крупном размерах, были выведены из числа административных правонарушений и переведены в список уголовных преступлений (см. ч. 2 и ч. 3 ст. 296 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V, далее по тексту – УК РК). При этом обязательным условием для наступления уголовной ответственности по рассматриваемой статье является немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, если эти действия совершены лицом в общественном месте. В то же время КоАП РК предусматривает административную ответственность для отдельной категории лиц, являющихся владельцами развлекательного заведения (см. примечание к ст. 422 КоАП РК) или организации образования, если указанные лица не пресекли сбыт и немедицинское потребление наркотиков. Таким образом, законодательством Казахстана не установлена ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, в месте, которое потенциально не является пространством для массового скопления людей (как, например, по ч. 1 и 2 ст. 6.9 КоАП РФ), что представляется серьёзным упущением законодателя. В то же время для внедрения аналогичной ст. 6.9 КоАП РФ нормы в законодательство республики имеются не только весомые социальные, но и юридические предпосылки. Об осознании наркомании как серьезной национальной угрозы свидетельствует принятая норма в Законе РК о наркотических средствах, устанавливающая необходимость проведения медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеется информация, что оно незаконно потребляет наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги либо находится в состоянии наркотического опьянения, а также обязательность постановки лица, больного наркоманией, на учёт (см. ч. 1 и ч. 4 ст. 32 Закона РК о наркотиках). Кроме того, в Казахстане действует приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2009 г. № 808 «Об утверждении Правил признания лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией», регламентирующий порядок установления наркологического диагноза.

В недостаточной мере административным законодательством Казахстана урегулированы вопросы культивирования и сбора растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Согласно ст. 22 Закона РК о наркотиках указанные действия разрешаются юридическим лицам, имеющим соответствующие лицензии на данный вид деятельности. В то же время под запрет попадает культивирование отдельных видов наркотиков, в числе которых опийный мак, кокаиновый куст и каннабис, исключение составляют лишь случаи использования их в научных и учебных целях (см. ст. 18, ч. 2 ст. 22 Закона РК о наркотиках). Однако, учитывая известное на сегодняшний день многообразие наркосодержащих растений, такая формулировка в законе значительно обедняет практику правоприменения. Более того, в отличие от отечественного законодателя, в КоАП РК не предусмотрена административная ответственность за незаконное культивирование наркосодержащих растений (см. ст. 10.51 КоАП РФ). Законодатель Казахстана причисляет данные деянию к числу уголовных преступлений, устанавливая за посев или выращивание запрещённых к возделыванию растений или культивирования сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические средства уголовную ответственность в применением наказания в виде штрафа и лишения свободы до 8 лет (см. ч. 1 и 2 ст. 300 УК РК). При этом масштабы такого культивирования не учитываются. В отечественном законодательстве за названные действия может быть применена как уголовная, так и административная ответственность, разграничение в применении ст. 10.51 КоАП РФ и ст. 231 УК РФ проводится в зависимости от масштабов такого культивирования и самого вида наркосодержащего растения [5]. Кроме того, КоАП РК не презюмируется административная ответственность в сфере нарушения правил легального оборота наркотиков, в частности, отсутствует административная ответственность за нарушения правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (по аналогии со ст. 6.15 КоАП РФ).

Таким образом, несмотря на то, что Казахстан, характеризуется совершенной правовой системой, проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в республике продолжают стоять достаточно остро. Административное законодательство Казахстана в сфере незаконного оборота наркотиков нуждается в рецепции позитивного отечественного опыта. Целесообразно устранить различия в законодательстве России и Казахстана в части квалификации тех или иных действий, подпадающих по законодательству России под административную ответственность, а по законодательству Казахстана под уголовную.

References
1. Doklad Mezhdunarodnogo komiteta po kontrolyu nad narkotikami za 2015 g. Elektronnyi resurs: www.incb.org
2. Zakon Respubliki Kazakhstan «O respublikanskom byudzhete na 2016-2018 gody» ot 30 noyabrya 2015 g. № 426-V.
3. Kodeks Respubliki Kazakhstan ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 5 iyulya 2014 g. № 235-V ZRK.
4. Matskevich I.M., Zaripov Z.S. Narkotiki v Rossii i mire. Kriminologicheskie ocherki. M.: OOO «Izdatel'stvo «Elit», 2009. S. 54.
5. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 9 marta 1998 g. № 186 «O narkoticheskikh sredstvakh, psikhotropnykh veshchestvakh i prekursorakh, podlezhashchikh kontrolyu v Respublike Kazakhstan». Elektronnyi resurs: www.keden.kz
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 noyabrya 2010 g. № 934 «Ob utverzhdenii perechnya rastenii, soderzhashchikh narkoticheskie sredstva ili psikhotropnye veshchestva libo ikh prekursory i podlezhashchikh kontrolyu v Rossiiskoi Federatsii, krupnogo i osobo krupnogo razmerov kul'tivirovaniya rastenii, soderzhashchikh narkoticheskie sredstva ili psikhotropnye veshchestva libo ikh prekursory, dlya tselei stat'ya 231 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii, a takzhe ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii po voprosu oborota rastenii, soderzhashchikh narkoticheskie sredstva ili psikhotropnye veshchestva libo ikh prekursory (s izm. i dop.).