Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

The results of the 2016 folklore-ethnographic expedition to Turukhansk District of Krasnoyarsk Krai

Chikhacheva Mariya Mikhailovna

PhD in Art History

Docent, the department of History of Music, Krasnoyarsk State Institute of Arts

660049, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, ul. Lenina, 22

mgokhfeld@yandex.ru
Ekard Larisa Davydovna

Docent, the department of Choral Conducting, Krasnoyarsk State Art Institute

660049, Russia, Krasnoyarsk, Lenina Street 22

info@kgii.ru
Shkredova Irina Nikolaevna

Senior educator, the department of History of Music, Krasnoyarsk State Art Institute

660049, Russia, Krasnoyarsk, Lenina Street 22

info@kgii.ru

DOI:

10.7256/2409-8744.2016.6.21072

Received:

08-11-2016


Published:

15-11-2016


Abstract: The subject of this research is the traditional folklore of the Russian settlements of Turukhansk District of Krasnoyarsk Krai. The data recorded during the 2016 folklore-ethnographic expedition of the Krasnoyarsk State Art Institute serve as the material form this work. The main task of the expeditions included the exploration of the residential areas of Turukhansk District, determination of presence and level of the preservation of the traditional culture (particularly folk music), documentation of the examples of immaterial cultural heritage, and determination of the level of assimilation of folklore of the Russian settlements with the culture of indigenous people. The scientific novelty consists in the fact that in study of the northern areas of Krasnoyarsk Krai, the primary attention was given to the folklore of the indigenous people, while the folklore of the Russian migrants was on the fringes of the authors’ review. The exploration of the residential areas allowed identifying just the songs of the late period of establishment – urban lyrics and couplets (Russian chastushka). It is also noted that the genres of children folklore are well preserved. The authors were able to document the local peculiarities of the separate folklore genres: primarily in children games, rituals of caroling and fortunetelling. The article confirms a hypothesis about the assimilation of the people from various regions of Russia in the territory of Turukhansk District.


Keywords:

folklore-ethnographic expedition, Turukhansk District, Krasnoyarsk Krai, Russian folklore, colonists, route, rituals, songs, children's games, fortunetelling


Туруханский район Красноярского края (история)

Туруханский район Красноярского края относится к северным и так называемым труднодоступным территориям. Однако освоение этих мест русскими переселенцами происходило параллельно с освоением центральной Сибири.

Именно на территории северных районов Красноярского края (к которым и относится Туруханский район) сохранились старейшие русские поселения «покорителей Сибири». Однако при изучении северных районов Красноярского края, преимущественно, внимание исследователей уделялось фольклору коренных народов, в то время как фольклор русских переселенцев находился на периферии исследовательского внимания. Удаленность от крупных административных центров и особенность транспортных путей позволяли выдвинуть предположение об определенной «закрытости» и «консервации» традиционной культуры рассматриваемого ареала.

Неслучайно, при планировании ежегодной фольклорно-этнографической экспедиции Красноярского государственного института искусств на 2016 год, взвешивая все «за» и «против», выбор красноярских фольклористов пал на Туруханский район Красноярского края [7].

Туруханское зимовье основано в числе первых русских поселений вдоль Енисея и его притоков – в 1607 году. Примерно в это же время появляются и другие поселения этого района, среди них: Верхнеимбатское зимовье (1607 г.), Бахта (1608 г.), Курейка (1615 г.), Ворогово (1637 г.) и другие.

Туруханское зимовье стало опорным пунктом продвижения русских на север Сибири, а поселения района становятся частью торгового (преимущественного, пушного) пути по реке Турухан (левый приток Енисея). В 1670 году в Туруханское зимовье переводится воеводское управление, и на этом месте отстраивается город Новая Мангазея. В 1708 году город переименован в Туруханск. После крупного пожара 1909 года город Туруханск (Новая Мангазея) перестал существовать. Ныне – это село Старотуруханск. Однако в 1912 году в Туруханск переименовано село Троицко-Монастырское (основано в 1670 году), которое становится административным центром (по настоящее время).

В 1735 году был образован Туруханский уезд Сибирской губернии (до 1780 года – Новомангазейской); в 1782 году преобразован в Туруханский округ Томской губернии (до 1804 года – Тобольского наместничества); в 1823 году включен в состав Енисейского округа Енисейской губернии; в 1928 году получает статус района и вводится в состав Красноярского округа Сибирского края. В настоящее время Туруханский район является одним из крупнейших районов Красноярского края (см.: [1; 2; 3; 4; 5]).

На протяжении разных исторических периодов наблюдается неравномерный приток (и отток) русского населения Туруханского района. Своего максимума численность русских переселенцев на территории Туруханского района достигает к началу XVIII века. Среди переселенцев были представители разных социальных категорий различных районов России (в преобладающем большинстве – черносошные крестьяне и посадские люди). Затем на протяжении XVIII столетия намечается некоторый отток населений, вызванный упадком торгово-экономических связей (сокращение привоза в северные районы сельскохозяйственных продуктов; сокращение добычи пушнины).

Следующий этап изменения численности населения в Туруханском округе связан с процессом переселения из центральных и южных районов Сибири в начале XIX века. Тем не менее, отток населения из северных территорий продолжился, и к середине 1860-х годов из 192 поселений осталось около ста (см.: [3]).

Еще одним источником «пополнения» населения Туруханского района явились каторга и политическая ссылка: особенно активно в начале ХХ века и в 1930-40-е гг.

Подготовка фольклорно-этнографической экспедиции. Составление маршрута

Проводя подготовку к фольклорно-этнографической экспедиции 2016 года и изучая историю заселения Туруханского округа, была выдвинута гипотеза, что Туруханский район мог стать территорией «консервации» традиционного русского фольклора различных российских областей и, одновременно, местом рождения своеобразных локальных традиций.

Таким образом, в качестве основных задач фольклорно-этнографической экспедиции Красноярского государственного института искусств 2016 года рассматривались: исследование населенных пунктов Туруханского района, выявление наличия и степени сохранности традиционной культуры (в частности, музыкального фольклора) в русских поселениях, фиксация образцов нематериального культурного наследия и определение степени ассимиляции фольклора русских поселений с культурой коренных народов.

Работая в доэкспедиционный период над составлением маршрута фольклорно-этнографической экспедиции по Туруханскому району, помимо районного центра (села Туруханск), рассматривались и близ лежащие к нему населенные пункты: д. Старотуруханск, д. Селиваниха, с. Форково, д. Горошиха, п. Курейка, д. Костино, п. Советская речка, п. Янов Стан.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в указанных поселениях проживали: с. Туруханск – 4662 чел., д. Старотуруханск – 72 чел., д. Селиваниха – 101 чел., с. Форково – 268 чел., д. Горошиха – 106 чел., п. Курейка – 78 чел., д. Костино – 21 чел., п. Советская речка – 143 чел., п. Янов Стан – 20 чел.

Составление маршрута осложнялось удаленностью Тураханского района от центра Красноярского края (г. Красноярска) и особенностями транспортных путей: добраться до Тураханска в летнее время можно только авиа- или водным транспортом. При этом, следует учитывать особенности транспортного графика (в среднем выход/вылет из пункта отправления – 1 раз в неделю).

Красноярские фольклористы сделали следующий выбор: путь из Красноярска до Туруханска – на теплоходе (3 дня вверх по течению); из Туруханска в Красноярск – авиаперелет (местная авиация). Добраться до окружающих сел и деревень в летнее время можно только по воде.

По прибытию на место исследуемого района – в село Туруханск – группе фольклористов пришлось произвести корректировку намеченного маршрута.

В отличие от официальных данных переписи населения 2010 года, в настоящее время можно наблюдать уменьшение численности или отсутствие в поселениях русского населения. Например, в д. Горошиха вместо зафиксированных 106 человек осталось приблизительно человек 50. В п. Курейка – вместо 78 человек, на самом деле осталось человек 20.

В итоге маршрут был скорректирован исходя из полученных реальных данных, особенностей транспортных путей и погодных условий. Активная исследовательская работа велась преимущественно в трех населенных пунктах Туруханского района: с. Туруханск, д. Селиваниха и д. Старотуруханск.

Фольклорно-этнографическая экспедиция. Опрос информаторов

В селе Туруханск встреча фольклористов со старожилами состоялась в стенах Туруханского дома культуры. По словам Сергиенко Галины Геворковны (1949 г.р.), все, кто знают и поют старинные народные песни, являются участниками ансамбля любителей песни «Берега надежды». Средний возраст участниц ансамбля – 73 года.

Женщины с удовольствием рассказывали о своей молодости, о жизни в суровом крае. Вспоминали своих предков и истории, связанные с их переселением в Туруханский район. Как оказалось – практически все участницы ансамбля являются потомками политических ссыльных. В советское время, для многих немцев, греков, литовцев, калмыков, грузинов, а также русских из Смоленской области, Поволжья, Кубани этот край стал второй родиной.

Жили трудно, но как говорят информаторы, несмотря на многонациональность поселков, дружно. Вновь прибывшие ссыльные приспосабливались к хозяйственному укладу северной деревни. Наряду с мужчинами, женщины осваивали азы рыбацкого дела. Для многих семей рыбалка стала семейным делом. От коренного населения – кетов и селькупов – переселенцы учились вести хозяйство в условиях севера. Например, как правильно запрягать собачьи упряжки и как ими управлять. Ведь именно собачьи упряжки являлись незаменимым транспортом для привоза воды в дома на протяжении долгого времени.

С болью в сердце информаторы сравнивали жизнь в селах и деревнях в советский период и в настоящее время. Говорили о массовом оттоке населения в «лихие девяностые», об исчезновении многих ранее процветающих населенных пунктов. К сожалению, процессы массовой миграции населения из этих территорий, которые продолжаются до сих пор, сыграли свою пагубную роль и в вопросах сохранения традиционной культуры.

В репертуаре участниц ансамбля «Берега надежды» есть широко известные сибирские песни, представляющие собой образцы поздней городской лирики, такие как: «Катя-Катерина – купеческая дочь», «Как на кладбище Митрофановском», «При саду, при долине», «Вы матросы-моряки», «Последний нонешный денёчек». Но к удивлению членов фольклорной экспедиции, даже эти песни, повсеместно бытующие в сибирских селах, от начала и до конца информаторы не смогли спеть. Объясняли это тем, что редко поют старинные песни и что «эти песни никто сейчас слушать не будет».

Общение с информаторами, как районного центра, так и окружающих поселений, позволили сделать вывод о низкой степени сохранности песенного фольклора на данной территории.

К счастью не так плохо, как с песенным фольклором, обстоят дела с сохранностью жанра детского фольклора – традиционными играми. От Савельева Георгия Анатольевича (1947 г.р.) мы записали ряд игр, бытовавших в деревне Селиваниха. Среди них игры, которые распространены по всей России, такие как «Лапта» и «Выжигало», но есть и чисто местные. Например: «Тыр. Тыр», «Взятие высоты», «Сражение на саблях», «В лунки». Практически все игры командные.

Жительница п. Туруханска Круглякова Анна Ананьевна (1937 г.р.) поделилась с нами играми из ее детства. Удивительно то, что несколько игр сопровождаются пением, такие как «Краски», «Сапожник», «А мы просо сеяли», «Дрема». Среди этих игр есть известные не только в Сибири, но и по всей России, например «А мы просо сеяли» или «Дрема», но мелодия напевов представляет собой сибирский вариант.

Также фольклористам удалось зафиксировать обряд колядования, который повсеместно распространен по всему Туруханскому району. Раньше, по словам информаторов, колядовали и дети, и молодежь. Молодежь обязательно мазалась сажей, чтоб хозяева не сразу узнавали. Наряжались в чертей, цыган, медведей. В последнее время по дворам ходят только дети.

В деревне Селиваниха состоялось общение с местными ребятишками – участниками данного действа. На вопрос: «Как поздравляете хозяев, приходя в дом, поете?» Отвечали, что читают новогодние стихотворения или поют частушки.

В селе Старотуруханское местные жители в свою очередь подтверждают бытование обряда колядования и тот факт, что лишь дети ходят по дворам и поют частушки. Можно сделать вывод, что в Туруханском районе дети не знают и соответственно не поют колядки, а их место в обряде прочно заняли частушки.

Информаторы из Туруханска рассказывали о своей молодости и о шалостях, которые учиняли пожилым людям на святки. Например: сооружали «стукалку» – конструкцию из картофеля, ниток и булавки. В темное время суток молодежь прикрепляла к окну стариков «стукалку», а сама пряталась за сугроб. Затем дергали нитку, и картофель, привязанный к нитке, стучал по стеклу. Через какое-то время кто-либо выходил из избы и спрашивал: «Кто там?». В это время молодежь тихо сидела в укрытии. Не дождавшись ответа, хозяева уходили в дом, думая, что им послышалось. Молодежь вновь дергала нитку, и все повторялось. В конце концов, старики догадывались, что их разыгрывают, выходили во двор и ругали молодежь. Ребята же со смехом разбегались по селу в разные стороны.

Наиболее «вредным хозяевам» могли засыпать трубу снегом или, по словам Денисовой Валентины Федоровны (1951 г.р.), жительницы деревни Селиванихи, в трубу запихивали елки. После чего во время растопки печи весь дым шел в избу. Еще практиковали в сильные морозы обливать двери водой или же подпирать палками. Все эти проделки, конечно же, сердили стариков, но веселили молодежь.

Наряду с традиционными святочными гаданиями со свечкой, зеркалом и стаканом воды, было зафиксировано интересное гадание по книге. Книгу определенным образом привязывали к ножницам. Затем гадающие садились друг напротив друга и указательным пальцем с разных сторон держали ножницы за основание «ушка». Далее вызывали духа известного человека. Книга, по словам информатора Сергиенко Галины Геворковны, начинала поворачиваться на пальцах в разные стороны, и тогда задавали вопрос: «Если «да», то повернись на «да»». Так определяли поворот книги на положительный или отрицательный ответ. После этого гадающие задавали интересующие их вопросы и по повороту книги получали ответы. Галина Геворковна утверждала, что гадала на своего мужа и у нее все случилось именно так, как предсказывало гадание.

Нельзя не сказать о некоторых локальных обычаях похоронного обряда, существующих в д. Старотуруханск. Возле усопшего ставят стакан с водой и небольшой камень. Как рассказывала Петрова Надежда Павловна 1952 г.р., местная жительница, это делалось для того, чтобы душа прилетала и пила, а на камешке отдыхала. После поминок на 40-й день воду из стакана нужно было вылить там, где не ходят люди, и выбросить камень. Также на поминках стопка с водкой, предназначенная для усопшего, накрывается сверху блином, а не кусочком хлеба, как принято повсеместно.

Результаты фольклорно-этнографической экспедиции

По результатам фольклорно-этнографической экспедиции по Туруханскому району Красноярского края, можно сделать следующие выводы.

Исследования населенных пунктов позволили выявить лишь песни позднего периода формирования – городскую лирику и частушки. Но говорить о значимой степени сохранности лирических песен не приходится, поскольку информаторы помнят лишь 1-3 куплета. С частушками дела обстоят лучше: их знают и с удовольствием исполняют.

О бо́льшей степени сохранности можно говорить по отношению к жанрам детского фольклора, к которым на территории Туруханского района «примкнул» и обряд колядования.

Изначальные предположения о том, что удаленность и труднодоступность данной территории поспособствует консервации и обеспечит высокую степень сохранности русской песенной традиции, не получили полного подтверждения. Постоянная миграция населения (вплоть до настоящего времени) «вымывала» остатки традиционной культуры.

При этом действительно удалось зафиксировать локальные особенности отдельных фольклорных жанров: прежде всего, в детских играх, обрядах колядования и гадания. Получилось и красноярских фольклористов отметить и любопытные местные обычаи в отношении похоронного обряда. Подтверждение получила гипотеза об ассимиляции на территории Туруханского района фольклора выходцев из различных российских областей.

Можно заключить, что тщательное изучение «осколков» традиционной культуры позволит исследователям в той или иной степени изучить процесс распространения и «разрушения» русского фольклора на «музыкальной карте» Красноярского края.

References
1. Gapeenko V.A., Loginov Ya.L. Krai Turukhanskii: ot proshlogo k budushchemu. M., 2007. 193 s.
2. Kolesov A.N. Turukhanskii raion // Kolesov A.N. Po Eniseyu. Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izd-vo, 1971. S. 112-123.
3. Lebedev N.N. Turukhanskii raion (istoricheskaya spravka) // Pamyatniki istorii i kul'tury Krasnoyarskogo kraya. Vypusk 3 / sost. G.F. Bykonya. Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izd-vo, 1995. S. 306-316.
4. Loginov Ya.L., Mutovina E.E. Turukhansk – severnaya votchina gosudarstva rossiiskogo. Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004. 208 s.
5. Lysenko Yu.F., Lebedev N.N. Turukhanskii raion // Eniseiskii entsiklopedicheskii slovar'. Krasnoyarsk: Russkaya entsiklopediya, 1998. S. 634-635.
6. Pimenova N.N. Kul'turnoe nasledie korennykh malochislennykh narodov Krasnoyarskogo kraya i sovremennye kul'turnye praktiki // Chelovek i kul'tura. 2014. 2. C. 28-66. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.2.11269. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_11269.html
7. Ekard L.D. Sobiranie fol'klornogo materiala v Krasnoyarskom krae // Kul'tura i iskusstvo sibirskogo goroda: traditsii i sovremennost'. Krasnoyarsk, 2012. S. 204-207.