Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Pronkina A.
Cosmetic practices of transformation of human body in the conditions of modern culture: terminology, typology, and spheres of functionality
// Man and Culture.
2017. № 1.
P. 56-71.
DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.20653 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20653
Cosmetic practices of transformation of human body in the conditions of modern culture: terminology, typology, and spheres of functionality
DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.20653Received: 05-10-2016Published: 03-04-2017Abstract: The subject of this research is the process of implementation of cosmetic practices of body transformation in the context of modern culture. The author examines such phenomenon as the ways of ordinary or specialized visual bodily transformation associated with the scenic or scenic-sculptural arrangement of person’s appearance avoiding the violation of the biological structures of a body. Special attention is given to the development of phenomenological characteristic of bodily “procedures” that support its sociocultural status, as well as establishment of correlation between the realizations of human cultural existence at present stage. The main goal of the article consists not in just pointing out at the problem itself, but also attempt establishing the thoughts and such thoughts and limits, in which takes places the scenic and scenic-sculptural transformation of natural modality of the body by means of terminological, typological, and functional fixation. The scientific novelty consists mainly in actualization of discourse of the cosmetic practices of transformation within the framework of scientific formulation of the problems of natural and artificial body at present stage of cultural development. The article demonstrates that all of them from the perspective of its structure are realized in both, ordinary and specialized areas, as well as capture such cultural complexes as science, lifestyle, fashion, education, and art. Keywords: bodily practices, practices of transformation of human body , cosmetic transformation, body painting, make-up, face art, body art, fashion, scenic development of body, aesthetics of bodyПрежде всего, отметим, что в контексте данной статьи под косметическим практиками трансформации тела понимаются способы обыденного или специализированного визуального преобразования телесности, связанные с живописным или живописно-пластическим оформлением внешнего вида человека без нарушения биологических структур его тела средствами декоративной косметики, грима (театральной косметики), косметических красок, декоративные элементов и спецэффектов. Указанная трактовка, главным образом, подразумевает соотнесение процессуальной стороны практик с результативным компонентом указанных средств, предназначенных для живописного или живописно-пластического оформления внешнего вида человека (причем именно оформления, так как их целевая ориентация связана с различными функциями), а то, что все они реализуются без нарушения биологических структур тела, может способствовать их рассмотрению как «второй кожи», своеобразного убранства тела без предметно выраженного убора, телесности одновременно выходящей и не выходящей за пределы собственного тела. В рамках существующих ныне косметических практик трансформации тела можно выделить три базовых группы: оформление тела, оформление лица, оформление ногтей, которые в системе современной культуры представлены росписью тела и его элементов, гримом, макияжем, дизайном ногтей. Для конкретизации логики данной статьи, обратимся подробнее к каждому из них. Художественное оформление ногтей – это способ декорирования поверхности ногтей рук и ног, связанный с ее тонированием, живописным или живописно-пластическим дизайном. Общепринято, что одним из первых современных средств для декорирования поверхности ногтя были крем-эмали, производством которых в основном занимались польские мануфактуры, в частности «Elka». В 1920 г. вдохновленный глянцевой автомобильной краской, французский визажист М. Менар разрабатывает авторский состав глянцевой цветной эмали, а в 1932 г. Ч.Х. Ревсон совместно с братом Джозефом и Ч. Лахманом открывает одну из наиболее известных ныне компаний «Revlon», где начинают масштабное производство лаковых составов для ногтей из нитроцеллюлозы. В настоящее время, ассортимент лаков и сопутствующих товаров для живописного дизайна ногтей чрезвычайно широк, что, безусловно, отражается на увеличении количества техник и технологий, новативности самой трансформации. В частности, на уровне повседневного и праздничного аспектов бытия культуры распространены лаковое покрытие, плоскостной и объемный дизайн поверхности естественного ногтя. Выбор типа трансформации и его атрибутивность зависит, преимущественно, от целевых установок человека, а также установок той среды, с которой предполагается контакт. Актуализация дизайна ногтей регулируется модой, вкусовыми предпочтениями, а также сферой жизнедеятельности человека. Под росписью лица и тела («face painting», «body painting») понимается, прежде всего, комплекс практических изобразительных действий, назначение которого состоит во временном живописном декорировании тела или его отдельных частей. Роспись является способом пространственного освоения тела изобразительными средствами, где тело сосредотачивает художественную модальность или ее элементы, выступает как холст, подлежащий графическому или живописному (в том числе и свободно-кистевому) дизайну. При этом цель подобных трансформаций может быть совершенно различна: от простого колорирования до создания в пространстве тела целостных живописных композиций; от росписи на лицах фанатов до шедевров профессиональных конкурсов и фестивалей. Однако, именно, цель определяет функциональную принадлежность росписи к конкретной области культуры, точнее, именно реализации деятельности в определенных условиях конкретной области культуры устанавливает адресные границы ее применения. На уровне повседневной культуры, главным образом, бытуют элементарная и вербальная росписи, отличающиеся простотой формы и цветовой гаммы, осязательностью, минимализмом, условной символичностью и т.п. В рамках праздничной культуры отмечена реализация живописной или графической росписи, непосредственно взаимосвязанной с контекстом торжества, его временной (периодическое или непериодическое) и тематической спецификой. В области художественной деятельности роспись тела (или его элементов) соотносится с такими феноменами как боди-арт и фейс-арт, являясь одним из базовых их элементов. В большинстве случаев художественная роспись тела не имеет узкоутилитарной направленности, а обращена к эстетическому освоению телесного пространства, его использованию для выражения эстетических категорий и художественного замысла. Техника росписи строится либо на выборе одного ее типа, либо на их смешении. Тематика росписи может быть связана с какой-либо установкой внешней среды (например, в рамках мероприятий и конкурсов), либо избирается автором самостоятельно с опорой на собственные представления, цели и контекст. Особую диссеминацию сегодня получает так называемая «роспись-обманка» представляющая собой вид иллюзионистической изобразительной деятельности, цель которой состоит в оптическом изменении первоначальной пространственной плоскости тела или его элементов. Более сложными для определения феноменами являются грим и макияж, границы которых в системе современной культуры во многом взаимосвязаны. Рассмотрим их детальнее. Согласно существующим определениям грим обычно понимают и как специальную «краску» для конструирования образа, и как сам процесс создания этого образа, и, собственно, как результат, то есть готовый визуальный образ. В историко-этимологическом словаре русского языка 1993 г. П.Я. Чернов отмечает, что «слово грим известно с середины XIX в. <…> Из французского языка. <…> Во французском восходит к итальянскому grimo – «морщинистый»; но корень германский» [1, с. 218]. Термин «макияж» происходит от французского «maquillage», который, согласно Словарю Французской академии, является производным от «maquiller» («гримировать, красить, подкрашивать, приукрашивать»; перен. «обманывать», «подделывать»), что восходит к древнему глаголу «picard maquier» («делать», «притворяться», «симулировать»), заимствованному из голландского «maken» («делать») [2]. Как утверждает Т.А. Сорокина во Франции он появился в XVII в. и обозначал «ярко накрашенный красный рот “жрицы любви”, т.е. “уловка”, что-то неестественное в облике женщины» [3, с. 45]. Однако иных свидетельств изложенному факту обнаружено не было. В английском языке аналогом служит отглагольное существительное «make-up» в значениях: а) состав, строение, структура; б) внешний вид, облик, характер, натура; в) косметические изделия, косметика, грим, макияж, накладывание грима или косметики; г) выдумка, фантазия; д) компенсирование, компенсация [4]. Как свидетельствует Л. Элдридж «термин “make-up” относительно молод. Происходит он от making up, театрального термина, обозначающего нанесение грима. Говорят, что в широкие массы слово make-up запустил Макс Фактор» [5, с. 159]. Необходимо отметить, что, несмотря на значительную степень распространения в условиях современности, термин «макияж» крайне редко встречается в отечественной справочной литературе, определения его схематичны, фрагментарны и во многом не точны. Этимология слова изучена слабо. Приведем примеры: - Макияж – «грим; гримирование, подкрашивание лица с помощью пудры, румян, губной помады и использование тонов (тональных кремов) и теней» [6, с. 232]; - Макияж – «гримирование, подкрашивание лица различными косметическими средствами (тушью, помадой, кремами); наложенные на лицо косметические средства; косметические средства (тушь, помада, кремы и т.п.) для придания лицу красоты, свежести» [7, с. 409]; - Макияж – «нанесение косметики на лицо для усиления его выразительности, скрытия изъянов кожи и т.п.; вид, выразительность лица, достигаемые косметикой» [8, с. 431]; - Макияж – «искусство гримирования (наложение грима для усиливания выразительности лица, скрадывания изъянов и т.п.); способ нанесения грима» [9, с. 331]; - Макияж – «комплекс косметических процедур, связанный с украшением лица помадой, пудрой, лосьоном и др.; умение подчеркивать внешнюю красоту человека с помощью косметики» [10, с. 423]. Из представленных определений очевидна синонимизация терминов «макияж» и «грим». При этом, например, во французском – слово «grime» («роль смешного старика; актер, исполняющий роль смешного старика» [11]) считается устаревшим, а значения «гримирование, грим, подкрашивание лица; макияж» [12] соотносятся с «maquillage», «грим (краска), румяна, притирание» [13] – с «fard». Такое противоречие в современном русском языке связано, возможно, с историческим аспектом формирования отечественной лексики. В частности, считается, что само слово «макияж» вошло в употребление сравнительно недавно. Точную дату, конечно, установить затруднительно, но скорее всего это произошло не раньше второй половине XX в. Если же основываться на специализированной литературе, то по данным каталогов РГБ и РНБ первые издания [14], в заглавии которых встречается «макияж» были опубликованы в 1982, 1986, 1988 гг. Они были созданы как рекомендации по внедрению науки, техники и передового производственного опыта на предприятиях бытового обслуживания по оказанию парикмахерских услуг. В книге-справочнике «Химия для Вас. Косметика сегодня» 1988 г. при описании средств декоративной косметики термин «макияж» также упоминается неоднократно [15]. В других изданиях того времени или более ранних, как правило, слово «макияж» не употребляется, а в аналогичном значении используются: - декоративная косметика, подкрашивание лица: 1986 г. «В нашем понимании любое подкрашивание лица, бровей, ресниц, волос, маникюр, педикюр есть декоративная косметика. <…> Искусство наложения красок на лицо заключается в том, чтобы подчеркнуть наиболее красивое на лице и скрыть те или иные недостатки. <…> Различают два вида подкрашивания лица: простое и сложное» [16, с. 82-84]. - бытовой грим: 1959 г. «В зависимости от назначения различают два вида грима: грим театральный (профессиональный) и бытовой грим» [17, с. 326]. - грим: 1909 г. «Трудно указать точно, где именно и когда появились первые зачатки грима. <…> После Рождества Христова впервые упоминается об употреблении грима в «Песне о Нибелунгах; в средние же века сообщается уже о сотне средств для красоты» [18, с. 4-5]. 1930 г. «У египтян римлянки научились искусству «сохранять красоту», попросту говоря, гримироваться. <…> Некоторые представительницы “прекрасного пола” так злоупотребляли румянами, что их лица казались современникам “кусками сырого мяса”» [19, с. 46-47]. - косметики, косметика, уход, притирания: 1895 г. «Под этим названием принято понимать вещества частью врачебного, частью чисто туалетного характера, употребляемые как наружные средства, с целью ухода за разными частями тела. Уход этот вызывается, с одной стороны, присущим человеку желанием казаться красивее с другой – он является иногда необходимым в силу известных потребностей, привитых привычкой и воспитанием, иногда полезных и в гигиеническом отношении, иногда же чисто условных. <…> В 1642 г. Фителье писал, что для туалета элегантной дамы требуется целая лавка К. – всевозможных притираний, белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помета, уксуса, духов, миндального молока и т.д.» [20, с. 373]. 1969 г. «Актеру современного театра приходится играть в различных пьесах разных эпох и для того, чтобы правильно выбрать грим, нужно знать не только историю возникновения грима в театре, но и историю прически, косметики, моды всех народов. <…> Мы коротко остановимся лишь на тех особенностях косметики, причесок и париков, которые имеют непосредственное отношение к постановке исторических и современных пьес» [21, с. 5]. В итоге, предположим, что слово «макияж» было введено в речевой оборот для разграничения сферы и специфик реализации косметических практик на утилитарном уровне, где макияж бы фиксировал живописное корректирование лица для жизни, а грим – для сценического действа. Казалось бы, все просто и сложившаяся терминологическая проблема решена. Но это не так. Вернее не совсем так. Дело в том, что за последние несколько лет произошли серьезные изменения как в самой культуре, так и в ее отдельных областях. Появилось значительное количество новых феноменов и форм проявления человеческой жизнедеятельности, пределы которых не просто взаимосвязаны, но во многом переплетены. Прежде всего, это касается тех областей, в которых распространены данные косметические практики трансформации тела, затем – имеет значение та мера, по которой мы обозначаем саму степень трансформации. Представляется, что их учет и аналитика позволяет нам составить следующую понятийную картину. Традиционно считается, что грим – это осмысленная система действий и средств, направленная на кардинальную трансформацию внешнего облика человека за счет маскировки первоначальных элементов и качеств лица и тела, и построения новых изобразительных форм путем живописной или живописно-пластической гомологии, деформации, имплантации, инкрустации, конверсии, скарификации, пирсинга и проектирования. Представленная трактовка грима непосредственно вытекает из того реально существующего предметного поля его бытования, сложившегося к настоящему моменту, и предполагает выделение следующих основных типов, распространенных не только в театре, но и в кинематографе, работе оперативных служб и шпионаже, на телевидении, эстраде, показах и шоу-программах, фестивалях и праздниках, перфомансах, презентациях, стилизованных вечеринках, торжествах и т.п.: - Портретный грим – система живописных или живописно-пластических действий, направленная на установление максимального сходства необходимого образа с образцом-прототипом. - Характерный грим – система живописных или живописно-пластических действий, направленная на воплощение в конструируемом образе внешних атрибутов какого-либо человека (героя, стереотипа), наиболее полно выражающая его уникальные или клишированные качества, свойства, в том числе и мимику. Известная советская актриса, педагог по гриму Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина Т.М. Шухмина следующим образом описывает возможности применения характерного грима в театре: «Как же можно гримом подчеркнуть характер? Ведь каждый живой человек (а образ должен быть таким же живым и полнокровным) обладает очень сложной психикой, характер его состоит из множества самых разнообразных, порой противоречивых, черт. Однако, несмотря на сложность любого человеческого характера, в основе его почти всегда лежит черта, преобладающая над всеми остальными. <…> в зависимости от ведущей черты характера его лицо приобретает характерное для него (злое, легкомысленное, доброе, унылое и т.д.) выражение. <…> Например, Хлестаков… <…> Каждый актер, исполняющий роль Хлестакова, должен постараться выявить гримом эту основную и самую яркую черту его характера. Для этого следует облегчить и приподнять брови, сделать нос слегка вздернутым, глазам придать округлую форму… <…>Лицо примет легкомысленное выражение» [22, с. 55-56]. - Аэтативный грим – система живописных или живописно-пластических действий, направленная на визуальную корректировку возрастных особенностей лица и тела в рамках создаваемого образа. - Этнический (национальный) грим – система живописных или живописно-пластических действий, направленная на конструирование в пространстве лица и тела внешних типичных особенностей, черт и признаков, характерных для представителей того или иного народа, племени в тот или иной отрезок времени. - Анималистический грим – система живописных или живописно-пластических действий, направленная на придание человеческому лицу и телу максимального сходства с конкретным реально существующим животным. - Фантазийный грим – система живописных или живописно-пластических действий, направленная на кардинальное преобразования тела и его элементов средствами разработки и реализации новых целостных изобразительных форм, например, вымышленных существ, цветов, предметов, вещей, статуй и т.п. Как отмечалось ранее, исторически грим является значимым элементом структуры ритуальных и карнавальных действ, сценического и театрального искусств, а затем кинематографа и телевидения, где необходимо усиление определенных черт лица для максимальной демонстрации стереотипных особенностей характера человека, кардинальное изменение внешности (в том числе и конверсия – придание телу женского пола визуальных черт и характеристик мужского, и наоборот). Согласимся с М.Н. Максимовой в том, что «все элементы грима, объединенные в визуальный образ, образуют невербальный текст определенной степени сложности. Он складывается в результате взаимопроникновения интерпретаций автора, режиссера, актера и художника-сценографа. Процесс взаимодействия текста грима со зрителем связан со смысловым полем культуры, к которому относятся и создатель спектакля, и зритель» [23, с. 156]. К тому же грим подразумевает и полное «устранение» человеческого облика, например, для исполнения роли животного или фантастического существа. То есть, телесная форма в рамках художественного грима претерпевает существенные видоизменения, а создаваемая в результате конфигурация тела и его элементов рассматривается как нечто принципиально новое по отношению к первоначальному образу человека. Как правило, подобная трансформация редко носит демонстрационный характер, ведь ее основания тесно сопряжены с некой ролью, подразумевающей процесс слияния новообразованного внешнего облика с определенными смыслодейственными установками и операциями, разворачивающимися в конкретном пространстве и времени. При этом следует различать итог росписи тела и гримирования, поскольку, повторим, функциональная специфика первой в значительной степени сведена к декорированию, маркированию, идентификации, а второй – к формированию некой визуальной закрепленности предписанного внутреннего содержания – мышления, поведения, действия (см. схему 1). Художественный грим всегда погружен в некий контекст, в системе которого он гармонично существует и раскрывается наиболее полно, но не сам по себе, а благодаря активности своего носителя, уровню его рецепции и включенности, репрезентативным способностям. Это особенно справедливо для развития искусства театра, ведь «без проникновенной игры актера, без овладения самой сущностью характера никакие гримировальные ухищрения не помогут. В лучшем случае получится манекен, а не художественный образ» [24, с. 12]. Следовательно, в росписи тела принципиальное значение будет иметь художественный образ, вписанный в пространство тела, тогда как в гриме происходит соединение визуально-образной формы, реализуемой на теле, с активностью самого тела как выразителя экзистенциальных потенций ее носителя в условиях образа, роли.
Схема № 1. Схема дифференциации результативного компонента грима и росписи тела
Вместе с тем, даже в рамках сценических действ полная трансформация тела требуется не всегда. Еще Р.А. Фридман указывал, что «грим для кино значительно отличается от театрального грима» [17, с. 327]. В данной связи, все большую актуализацию получают практики макияжа, распространенные кроме кино в совершенно различных областях жизнедеятельности человека. Проанализировав представленные ранее немногочисленные и часто обобщенные трактовки термина, выделим его наиболее существенные смысловые составляющие: - макияж – это система действий и средств, направленная на трансформацию внешнего облика человека за счет выделения и (или) маскировки элементов и качеств лица с целью гармонизации, эстетизации и актуализации визуальной репрезентации личности в процессе социокультурной коммуникации на обыденном и специализированном уровнях (процессуальный и институциональный компоненты); - макияж – это итоговый результат эстетической деятельности личности, нацеленный на облагораживание (украшение) лица и (или) его элементов (результативный компонент). Как видно, макияж в обозначенном контексте рассматривается, прежде всего, с позиций гармонизации, эстетизации и актуализации визуальной репрезентации личности, где гармонизация непосредственно связана с установлением визуального соответствия представлениям «Я» внутреннего о самом себе; эстетизация является следствием закрепления во внешнем «Я» тех канонов и категорий социокультурной среды, наиболее распространенных в данной общности и в определенный момент времени; актуализация служит идентификационным средством инновативных культурных смыслов, спроецированных на внешний облик человека способствующих повышению (или понижению) статуса, роли и компетентности в процессе социокультурной коммуникации. Все они выступают как базовые установки внутреннего «Я» в ситуации необходимости возделывания собственного лица, подразумевающей выделение и (или) маскировку его элементов и качеств. Отталкиваясь от сферы применения в рамках бытия феномена макияжа можно выделить: повседневный (нюд, дневной, вечерний); праздничный (включая event-макияж); специфический макияж: для фото- и видеосъемки, сценических шоу, этнический макияж, танатомакияж. Все они уже на уровне наименования отражают разные модальности репрезентации лица человека в условиях современности; наличествуют на уровне повседневной и праздничной культур, специализированных областей социокультурной деятельности. Повседневный и праздничный типы обнаруживают себя там, где необходимо провести трансформацию первоначального внешнего облика человека за счет выделения и (или) маскировки элементов и качеств лица. В них сущность телесного преобразования сведена к установлению визуального соответствия параметров лица образцу/идеалу (гомология), эстетическому оформлению лица или его элементов (декорирование) в соответствии с индивидуальными особенностями, назначением и т.п. Специфический макияж имеет сходное значение, однако в зависимости от сферы применения технологии его нанесения и материалы могут различаться. Следовательно, вопрос о границах подобной трансформации все еще остается открытым. Понятно, что она имеет лишь поверхностное и кратковременное действие. Однако ясно и то, что любое, пусть и декоративно-косметическое, вторжение в природный образ, может весьма существенно его изменить. Тогда в чем же состоит отличие макияжа от грима? Обычно полагают, что основой конструирования макияжа служит декоративная косметика, интерпретируемая как ассортимент косметических ресурсов, предназначенных для улучшения и украшения внешнего облика человека (в частности, лица). Исходя из качественных характеристик и особенностей применения, к декоративной косметике для лица относят следующие средства, распределенные в зависимости от локализации на четыре группы: - спецификация «декорирование кожи»; - спецификация «декорирование бровей»; - спецификация «декорирование век и ресниц»; - спецификация «декорирование губ». Все они образуют базовую видовую номенклатуру, которую можно в дальнейшем конкретизировать по составу, консистенции, форме, размеру, свойствам, по типу кожи, количеству пигмента, тону, оттенку, наличию или отсутствию блеска, стойкости и т.д. Основой же создания грима считают: - косметические или гримировальные краски – специальные декоративные живописные средства, служащие основой для создания контрастного образа в соответствии с поставленной целью. Отличаются от декоративной косметики по составу, насыщенности, стойкости. Обладают более высокой покрывающей способностью и, как следствие, насыщенностью (например, жирный грим (supracolor), акварель (aquacolor), аква-пудра, крем-краски). - пластический грим – средства для моделирования неизобразительных форм при трансформировании человеческого лица и тела. Предполагает использование накладок, наклеек, постижных изделий. Изготавливается из гуммоза (мастика), латекса, силикона, натуральных или ненатуральных волос. - спецэффекты – искусственные элементы, созданные для грима или при его помощи (например, кровь, грязь, лед, пот, слезы, раны, ожоги, постижные изделия, накладные нос и уши, и т.п.). Тем не менее, в условиях современности такое традиционное деление не является полностью правомерным. Дело в том, что до начала XX века декоративной косметики, по сути, не существовало, вернее, отсутствовало современное разделение средств, предназначенных для изменения параметров лица, а из-за того, что производством косметических средств занимались в основном кустарно, восстановить специфику их дифференциации практически невозможно. Как бы то ни было, известно, что развитие собственно косметической промышленности происходило с одной стороны за счет дифференциации товаров, а с другой – интеграции их активных свойств. В частности, изначально выделяются бытовая и театральная, где бытовая фиксирует совокупность средств, условно пригодных для ежедневного использования, театральная – «изделия, которые применяют артисты для цветотональной моделировки лица, волос и кожи тела» [25, с. 124]. Уже в самом начале ХХ века к ним добавляется профессиональная, параметры которой объединяют представленные характеристики бытовой и театральной. Необходимо отметить и тот факт, что помимо декоративной косметики, косметических красок, грима и спецэффектов в современных косметических практиках украшения лица используются так называемые «декоративные элементы» – искусственные объекты, способствующие повышению целостности образа, усилению его выразительности, красочности, нарядности, праздничности. К ним относят блестки, стразы, паетки, накладные ресницы, накладные брови, мелкие металлические или пластиковые предметы, бумажные изделия, камни, цветы, ленты, кружево, перья и т.п. Совокупность обозначенных средств в практической деятельности приводит к формированию многообразия приемов, направленных на видоизменения лица. Таковы, в частности, принципы светотеневой коррекции его общей площади («контуринг» и «стробинг»), теневая, карандашная, кремовая, акварельная, гелевая и смешенная техники в макияже глаз и губ, формы построения макияжа глаз (классическая горизонтальная и вертикальная, альтернативные: «птичка», «петля» («банан»), «кошачий глаз», «смоки айс» («smoky eyes»), «волна», «разъем», «крыло» и т.п.). В повседневном будничном и салонном дневном макияже в основном используются только средства декоративной косметики, в повседневном праздничном и вечернем салонном распространено дополнительное использование декоративных элементов и косметических красок. К примеру, в свадебном макияже часто применяют косметическую акварель в качестве основы для последующего нанесения теней или как самостоятельное средство создания элементов росписи на височной области лица. Для карнавальных или театрализованных мероприятий росписи при помощи косметических красок может подвергаться вся поверхность лица. Специфический макияж, в большинстве случаев, выполняется более стойкими и пигментированными средствами – стойкой декоративной косметикой, живописным гримом. Проводится более детальная работа над светотеневым рисунком, предпочтение чаще отдается матовым текстурам. Следовательно, в настоящее время прослеживается четкая взаимосвязь процессуально-инструментальной составляющей грима и макияжа, в некоторых аспектах даже ее синкретичность. Это обстоятельство, в свою очередь, не только не способствует разграничению понятий, но и служит дополнительным барьером в их дифференциации. Думается, что разрешение указанных противоречий в терминологической констатации реальной практики заключается в том, чтобы соотносить образ, формируемый гримом с образом инаковым, имеющим принципиальное отличие от внешнего и внутреннего «Я», тогда как образ, созданный средствами макияжа считать напрямую интегрированным в визуальную картину «Я». То есть, несмотря на степень модификации и обозначенную инструментальную общность, внешний вид в рамках макияжа является следствием проекции «Я» идеального на «Я» реальное через «Я» программируемое. При этом позиция идеального «Я», мыслится как изначально не имеющая четко обозначенных траекторий, объединенной только одной задачей и функциональной ориентацией (см. схему № 2). Отсюда при мотивации на изменение первоначальных параметров «Я» реальное как «Я» программируемое способствует конкретизации стремлений личности к какой-то определенной потенциально необходимой констатации собственного образа, закрепленного визуальными средствами макияжа. Эта констатация, как правило, обусловлена индивидуальными и коллективными ценностями, а также индивидуальными и социальными установками («аттитюд»).
Схема № 2. Схема дифференциации результативного компонента грима и макияжа
Помимо специализированных областей, макияж активно интегрирован в область искусства. В настоящее время, все большую популярность набирает так называемый креативный макияж, который в свою очередь не регламентируется никакими канонами, ведь его цель – создание новой экспериментальной целостной эстетически-выразительной формы. Следовательно, приемы, технологии и материалы в нем, как правило, совершенно различны, а конструируемый образ может быть как реалистичным, так и абстрактным. Его разновидностями служат авангардный и конкурсный макияж. Авангардный макияж, с точки зрения феноменологической сущности представляет собой более сложное структурно-функциональное образование. Его семантические границы сводятся к когнитивно-художественной изобразительной деятельности, где главным объектом творчества является лицо, а целью – создание новой целостной эстетически-выразительной формы. Он не имеет утилитарного назначения, может включает элементы росписи лица, грима и спецэффектов, базируется на законах изобразительного искусства, подчиняется эстетическим законам и категориям. Конкурсный макияж – разновидность креативного макияжа, являющаяся предметом национальных и мировых состязаний среди профессионалов сферы красоты по основным направлениям: подиумный макияж («stage make-up»), фантазийный макияж («fantasy make-up»), макияж новобрачной («bridal make-up»). Выполняется на месте проведения соревнований в соответствии с регламентом, в котором закрепляются основные правила создания образа, время выполнения работы, стилевые, технические и иные особенности каждого конкурсного направления. В креативном макияже применяются все виды косметических средств, грима, декоративных элементов, спецэффектов. Так как итоговый результат не сводится к утилитарному назначению, здесь действует полная свобода творчества, позволяющая моделировать новые способы и технологии освоения человеческого лица, расширять эстетические границы, имитировать живописные техники и стили, оттачивать геометрию природных и искусственно созданных форм. Таким образом, терминологическая и типологическая фиксация феноменологической сущности косметических практик трансформации тела позволяет рассматривать как один из наиболее распространенных компонентов практик трансформации тела в условиях современной культуры. Здесь человек выступает и в качестве объекта, и в качестве субъекта, и, как результат, онтологические границы макияжа захватывают все области человеческой жизнедеятельности, включают и репрезентируют основные идеи и технологии в стремлении к идеалу, гармонии, целостности образа, могут рассматриваться как специфический культурный код, текст и, даже, метатекст. Как видно, обозначенное разнообразие косметических практик трансформации сопряжено с осуществлением производственной программы культурной деятельности в условиях современности, субъектом которой выступает индивид, а объектом – персонализированное или деперсонализированное тело. Подвергаясь обозначенным манипуляциям, телесная составляющая психофизиологического бытия человека, активно включается в культурный процесс с точки зрения всех его базовых подсистем. Притом истинная предметность тела служит одновременно и источником, и вместилищем, и результирующим показателем инновативной проективной реальности. Все они с точки зрения структуры культуры реализуются как в ее обыденной, так в и специализированной областях, охватывая такие культурные комплексы как наука (создание косметических средств), образ жизни (включенность практики в повседневную и праздничную культуры), мода (диссеминация инновационных стилевых особенностей), образование (аккумуляция и распространение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации практик), искусство (неутилитарная реализация практик).
References
1. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskii slovar' russkogo yazyka: 13 560 slov: T. 1-2. – T. 1: A – Pantomima. – 623 s.
2. Maquiller // Dictionnaire de l'Académie française [Elektronnyi resurs] / CNRTL. – URL: http://www.cnrtl.fr/definition/academie9/maquiller. – (provereno: 01.09.2016); Maquillage // Dictionnaire de l'Académie française [Elektronnyi resurs] / CNRTL. – URL: http://www.cnrtl.fr/definition/ academie9/maquillage. – (provereno: 01.09.2016). 3. Sorokina T.A. Grim kak vizual'nyi i misterial'nyi aspekt stsenografii / T.A. Sorokina. – M.: Ekon-Inform, 2012. – 142 s. 4. Make-up // LingvoUniversal [Elektronnyi resurs] / ABBYY Lingvo Live. – URL: http://lingvolive.ru/translate/en-ru/make-up. – (provereno: 01.09.2016). 5. Eldridzh, L. Kraski. Istoriya makiyazha / L. Eldridzh. – M.: Izdatel'stvo «E», 2016. – 240 s. 6. Kratkii slovar' sovremennykh ponyatii i terminov / Sost. i obshch. red. V.A. Makarenko. – M.: Respublika, 1995. – 510 s. 7. Krysin L.P. Tolkovyi slovar' inoyazychnykh slov / L.P. Krysin. – M.: Russkii yazyk, 1998. – 848 s. 8. Tolkovyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka. Yazykovye izmeneniya kontsa KhKh stoletiya / Pod red. G.N. Sklyarevskoi. – M.: Astrel'; AST, 2001. – 944 s. 9. Sovremennyi tolkovyi slovar' russkogo yazyka / S.A. Kuznetsov. – SPb.: Nornit, 2004. – 960 s. 10. Bulyko, A.N. Bol'shoi slovar' inoyazychnykh slov / A.N. Bulyko. – M.: Martin, 2004. – 704 s. 11. Grime [Elektronnyi resurs] // Novyi frantsuzsko-russkii slovar'. – URL: http://www. classes.ru/all-french/dictionary-french-russian-universal-term-33732.htm. – (provereno: 01.09.2016). 12. Maquillage [Elektronnyi resurs] // Novyi frantsuzsko-russkii slovar'. – URL: http:// www.classes.ru/all-french/dictionary-french-russian-universal-term-44066.htm. – (provereno: 01.09.2016) 13. Fard [Elektronnyi resurs] // Novyi frantsuzsko-russkii slovar'. – URL: http:// www.classes.ru/all-french/dictionary-french-russian-universal-term-28924.htm. – (provereno: 01.09.2016) 14. Tekhnologicheskaya instruktsiya vypolneniya strizhek-prichesok «Moda-82», makiyazh «Moda-822»: Utv. Khudozh. sovetom M-va byt. obsluzh. naseleniya BSSR 16.12.81. – Mn.: in-t «Belbyttekhproekt», 1982. – 29 s.; Makiyazh. – M.: TsBNTI Minbyta RSFSR, 1986. – 27 s.; Makiyazh. – M.: TsBNTI MBON RSFSR , 1988. – 22 s. 15. Voitsekhovskaya, A.L. Khimiya dlya Vas. Kosmetika segodnya / A.L. Voitsekhovskaya, I.I. Vol'fenzon. – M.: Khimiya, 1988. – S. 86-96. 16. Akhabadze, A.F. Prakticheskoe posobie dlya meditsinskikh sester kosmetichek-massazhistok / A.F. Akhabadze, V.Ya. Arutyunov. – 2-e izd., pererab. i dop. – L: Meditsina, 1986. – 144 s. 17. Fridman, R.A. Kosmetika (proizvodstvo, primenenie, analiz) / R.A. Fridman. – M.: Pishchepromizdat, 1959. – 414 s. 18. Entsiklopediya stsenicheskogo samoobrazovaniya / Sost. P.A. Lebedinskii, V.P. Lachinov. – T. 2: Grim. – M.: Izdanie zhurnala «Teatr i Iskusstvo». – 304 s. 19. Pisarenko, Yu. Khrestomatiya aktera: Mimika, grim, pricheska, dvizhenie i rech', iskusstvo aktera: Sbornik / Yu. Pisarenko. – M.: Teakinopechat' (tip. im. Vorovskogo), 1930. – 258 s. 20. Kosmetiki // Entsiklopedicheskii slovar': V 43 tomakh / I.E. Andreevskii, K.K. Arsen'ev, O.O. Petrushevskii. – T. XVI (Konkord – Koyalovich). – SPb.: Tipo-Litografiya I.A. Efrona, 1895. – S. 373-375. 21. Shkol'nikov S.P. Grim / S.P. Shkol'nikov. – Mn.: Vyshaishaya shkola, 1969. – 176 s. 22. Shukhmina T.M. Grim / T.M. Shukhmina. – M.: Goskul'tprosvetizdat, 1956. – 80 s. 23. Maksimova M.N. Iskusstvo grima v russkoi teatral'noi kul'ture kontsa XIX-pervoi treti XX vv. [Tekst]: dissertatsiya ... kandidata iskusstvovedeniya: 24.00.01 / M.N. maksimova. – M., 2010 – S. 156. 24. Livshits P. Stsenicheskii grim i parik [Tekst] / P. Livshits, A. Temkin. – M.: Iskusstvo, 1955. – 106 s. 25. Kasparov G.N. Osnovy proizvodstva parfyumerii i kosmetiki [Tekst] / G.N. Kasparov. – M.: Agropromizdat, 1988. – 287 s. |