Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Kayumova N.A., Kurban E.N.
Revival of Cultural Heritage: The Case Study of the Restoration of the Kazan Icon of the Mother of God Church (the Settlement of Upper Avzyan in the Beloretsky Region, Republic of Bashkortostan)
// Culture and Art.
2017. № 3.
P. 118-130.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.3.20375 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20375
Revival of Cultural Heritage: The Case Study of the Restoration of the Kazan Icon of the Mother of God Church (the Settlement of Upper Avzyan in the Beloretsky Region, Republic of Bashkortostan)
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.3.20375Received: 13-09-2016Published: 05-06-2017Abstract: The subject of the research is the revival of cultural monuments of the Southern Urals architecture of the 18th - 19th centuries. The purpose of the research is to define and analyze historical regional and project documents of restoration of the Kazan Icon of the Mother of God Church (located in the settlement of Upper Avzyan, Beloretsky Region, Republic of Bashkortostan), to reveal peculiarities of the architectural style, to analyze the location and compositional architectural solution in terms of church building traditions of the Southern Urals, to define chronological borders of the history of the cultural monument and emphasize the importance of Dmitry Benardaki's charity in restoration of the temple. The research methods: this interdisciplinary research is devoted to the issues of cultural, historical and architectural nature based on using the methods of comparative historical, typological analysis and on-site inspection of architectural monuments. The result of the research is the description of the problems that arose in the process of restoration the temple such as the absence of project design documents, usage of the hypothesis resotration method, and particularities of carrying out restoration works using modern building materials. The novelty of the research is caused by the fact that the authors introduce documents and illustrations of the Kazan Icon of the Mother of God Church that have never been mentioned before and describe the reasons why the church was restored according to the classical architectural style of the late 18th - early 19th centuries. Keywords: revival of cultural monuments, an Orthodox church, emple architecture, the temples of the Southern Urals, regional cultural traditions, canon, classicism, Roman Doric, restoration, charityВ третьем тысячелетии в России происходит переосмысление роли культурного наследия в вопросах сохранения своеобразия и неповторимости регионов. Закрепление в правовых нормах охранительного направления по отношению к культурным ценностям предполагает создание условий не только для сохранения культурного наследия, но и для изучения его уникальности и значимости для возрождения, развития и модернизации социокультурной среды региона с его историческими, культурными и этническими особенностями. На сегодняшний день злободневным остается вопрос сохранности культовой архитектуры. Во-первых, храмы разрушаются в связи с нарастающей хозяйственной деятельностью, под воздействием времени и природных факторов. Во-вторых, их консервация и реставрация проводится в недостаточном объеме из-за отсутствия проектной документации. В-третьих, утрачивается облик уникальных храмов в результате непрофессиональных восстановительных мероприятий. В-четвертых, отсутствует централизованный источник финансирования, так как патриархия заботится в основном о реставрации и строительстве крупных православных храмов, а большинство церквей в сельских и провинциальных городах, в лучшем случае, восстанавливаются на средства прихожан и спонсоров [1]. Ситуация обостряется в связи с тенденцией «втягивания» разнообразных культурных традиций в единое пространство культуры на общем фоне снижения глубины осмысления культурного наследия и сведения содержательности к информативности. Общепризнано, что при решении реставрационных задач для сохранения своеобразия облика и характерных особенностей православных культовых построек необходимо соблюдение исторически сложившихся планировочных и стилистических принципов. Границы данного исследования определены региональными, хронологическими и стилистическими рамками. В данной работе мы исследовали историко-строительную судьбу и настоящее состояние православной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери Белорецкого района Республики Башкортостан, т.е. период с XVIII по ХХI в. Стилистические границы исследования обусловливаются распространением классицизма период с конца XVIII по вторую половину ХIХ в. в храмовой архитектуре Южного Урала. Современная регионалистика предусматривает несколько концептуальных подходов к проблемам культурного наследия. Зарубежные исследователи рассматривают сущность, значение и проблемы сохранения культурной идентичности в Южной, Северной Америке [2, 3] Европе и Азии [4] в границах постмодернистских настроений, выдвигая концепции «прошлое в настоящем», «лицо места», «город-регион». В России внимание ученых направлено не только на изучение памятников культуры центральных городов России, но и регионов. Так исследователи Г. М. Казакова [5], Н. В. Майорова [6] открывают уникальность и социокультурное значение регионов в контексте отечественной истории. Однако работ о своеобразии культурного наследия русской глубинки, о творчестве местных мастеров явно недостаточно. Главным образом это исследования краеведческого и исторического характера. В рамках данной работы для нас представляют интерес исследования, посвященные второй половине XVIII–первой половине XIX вв., времени распространения классицизма в русской архитектуре культового назначения. Архитектурному наследию культового назначения стиляклассицизм посвящены работы Н. Ф. Гуляницкого [7], В. В. Кириллова [8], Е.Ю. Путятина [9], О. Б. Терешиной [10] и др. На архитектуру классицизма Уральского региона XVIII–XIX вв. обращено внимание исследователей М. В. Голобородского [11], А. М. Раскина [12]; историю строительства заводов и церквей городов-заводов рассматривают Е. В. Пономаренко и В. М. Свистунов [13, 14, 15, 16], А. Р. Ширгазин исследует православные храмы Башкирии [17]. Общеизвестно, что становление стиля классицизм происходило под влиянием греческой и римской архитектуры. Прототипы сооружений можно обнаружить в храмах Рима и Пестума. Отдельные ордерные составляющие классической архитектуры могли быть перенесенными в экстерьер (фасады) или внутреннее убранство построек. Увлечение классицизмом в русской архитектуре начала XIX в. не только городских, но и сельских строений можно соотнести в большинстве случаев с именем Палладио. Распространение идей Палладио в России объясняется с одной стороны простотой, целесообразностью и величественностью сооружений, а с другой созданием идиллического образа единения с природой. Распространение образов идеальных строений русскими столичными и провинциальными архитекторами осуществлялось по образцам трактата Палладио, известного в итальянских, французских или английских изданиях. В России данный трактат входил в круг обязательного руководства при обучении архитекторов, из которого следовали основные правила: «дом-блок» и «симметричный план». В этот же период отмечается неоднозначность проявления классицизма в сооружениях, поскольку распространившийся романтизм в других видах искусства оказывал влияние и на архитектуру. В работах В. Н. Гращенкова разрабатывается понятие «романтический классицизм», которое может быть применено ко многим архитектурным явлениям России того времени [18]. Архитектурные памятники классического стиля уральского горнозаводского региона второй половины XVIII –XIX вв. весьма разнообразны. Это и дворцово-усадебный комплекс Расторгуева-Харитонова, и Ново-Тихвинский монастырь, гранильная фабрика с монетным двором, ансамбль старого Верх-Исетского завода. Классицизм проявлялся и в церковном зодчестве уральских заводских поселков. Так, церковь Успения Божьей Матери в Каслях (1785), церковь иконы Божьей Матери «Знамение» в селе Воскресенском Каслинского района (1812), церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш (1812), церковь Иоанна Предтечи в Катав-Ивановске (1824), Собор Святой Троицы в Златоусте (1842) объединяет классический стиль и наличие портиков с использованием ордерной системы. Свой талант в этих уральских строениях проявили известные и малоизвестные архитекторы, такие как В. Н. Петенкин, М. П. Малахов, А. З. Комаров, Н. Захаров и другие. Финансирование строительства храмовых построек поступало не только из Государственной Казны, но и от заводчиков семьи Демидовых, П. Аносова, А. Белосельской-Белозерской, Д. Бенардаки и других купцов и состоятельных казаков. Храм является уникальным произведением символического характера. Каждый факт культуры может быть прочитан как текст, у которого есть исток – акт «рождения» и уникальный «жизненный» путь, называемый «судьбой». 1754–1755 гг. – время основания Верхнего Авзяно-Петровского чугуноплавильного завода П. И. Шуваловым и К. Матвеевым. В эти же годы шло активное освоение русскими территории Южного Урала, и символом укорененности являлся православный храм. По версии исследователя Н. Чернавского, первые упоминания о строительстве церкви (первой) в честь иконы Казанской Божией Матери в п. Верхний Авзян, как о постройке, выполненной в стиле классицизм, относятся к периоду 1755–1758 гг. [19]. Церковь не сохранилась, она была сожжена во время пугачевского бунта. В 1788 г. на средства заводовладельца дворянина Василия Евдокимовича Демидова была возведена новая (вторая) двухпрестольная церковь Казанской иконы Божьей Матери: «Зданием деревянная с таковою колокольнею, внутри и снаружи отштукатурена прочная» [20]. Местом для возведения церкви была выбрана Базарная площадь, в настоящее время на этой территории находятся постройки различного назначения. Церковь была выполнена в стиле классицизм. И здесь следует признать, что временной период и архитектурная стилистика, в рамках которой была построена церковь, соответствуют периоду распространения стиля классицизм наУрале. Верхне-Авзянская церковь, как большинство жилых, так и культовых построек того времени, была деревянной. Типичным для сельских деревянных церквей было то, что в дереве воспроизводились элементы каменного классического декора с сильно упрощенными профилями. Поэтому большинство их отличал скромный декор. Приходится сожалеть о том, что деревянные церкви XVIII в. практически не сохранились на Южном Урале. Они были либо разрушены или сожжены, как первая церковь Казанской иконы Божьей Матери, либо сами постепенно превращались в развалины. Поэтому деревянная церковь Казанской иконы Божьей Матери, сохранившаяся до наших дней и медленно восстанавливаемая, явление уникальное в региональном храмовом зодчестве. Церковь Казанской иконы Божьей Матери в плане представляет латинский крест, ее фасады оформляли классические портики с колоннами. В 1830-е годы здание деревянной церкви было перестроено. В результате, помимо двух престолов во имя иконы Казанской Божьей Матери и св. Николая Чудотворца появился престол св. Дмитрия Солунского, при этом постройка своей классицистической стилистики не потеряла. Деревянная церковь прослужила до 1882 г., затем здание было разобрано и перенесено в село Нижний Авзян. Для церкви выбрали место на возвышении в центре села и освятили в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь) (рис. 1). Помимо главного – Введенского, правый придел был освящен в честь Вознесения Господня, левый – во имя Архистратига Михаила. Церковь и колокольня построены на фундаменте из природного камня, скрепленного полосами железа. Венчали церковь двухъярусная колокольня с высоким шпилем и купол с крестом из лиственницы. Три портика (главный – западный, северный и южный) также оформляли колонны из лиственницы. Основанием для переноса церкви было то, что, во-первых, для растущего поселка церковь становилась мала, к тому же молиться приходили верующие из Нижнего Авзяна, так как в поселке не было своей церкви. Во-вторых, в 1877 г. был построен рядом новый каменный храм с тем же посвящением. В церковной ведомости 1890 года есть запись о завершении строительства каменного храма в честь иконы Казанской Божией Матери Оренбургской епархии, Верхнеуральского уезда, Верхнего Авзяно-Петровского завода в 1877 году (рис. 2). В ней перечисляется все имущество храма, включая капитал и библиотеку, а также упоминаются наличествующие метрические книги и исповедальные росписи. Есть в ведомости и запись, подтверждающая наличие второй деревянной церкви, функционировавшей до новой постройки и находящейся «в 5 верстах в Нижне-Авзяно-Петровском заводе» (рис. 3). Предполагается, что новая церковь была копией прототипа деревянной и была построена на средства мецената Д. Е. Бенардаки.
Дмитрий Егорович Бенардаки — личность уникальная не только для Урала, но и для всей России. Исследователи называют его первым русским миллионером, так как его имя упоминается среди первых откупщиков-разночинцев. Именно ему в 1820–1850-х гг. XIX в. принадлежал весь винный промысел в столице, включая винные магазины и склады. В этот период Д. Е. Бенардаки получил статус потомственного дворянина и стал владельцем 16 заводов в 6 губерниях, среди которых медно-чугунный на Гутуевском острове Санкт-Петербурга, Верхний Авзяно-Петровский чугуноплавильный, железоделательный и Нижний Авзяно-Петровский железоделательный заводы. Дмитрий Егорович Бенардаки являлся одним из наиболее крупных золотопромышленников на Амуре, кроме этого был судовладельцем и корабелом. Так в 1849 г. владелец Сормовского завода Д. Е. Бенардаки организовал «Товарищество Нижегородской машинной фабрики и волжского буксирного пароходства». Помимо обширной торгово-промышленной деятельности с именем Дмитрия Егоровича Бенардаки связана значительная благотворительная и меценатская деятельность. Как отмечает А. Корин, благотворительность была «одной из основных забот вечно занятого Д. Е. Бенардаки» [21]. Известно, что он общался с М. Ю. Лермонтовым и В. А. Жуковским, был знаком с писателями Н. В. Гоголем и С. Т. Аксаковым. Д. Е. Бенардаки покровительствовал музыкантам и художникам, помогая им материально и предоставляя им помещения для концертов и выставок. Известность он приобрел и как основатель благотворительных обществ «Вспомосуществования нуждающимся учащимся Второй петербургской мужской гимназии», «Земледельческих колоний и ремесленных приютов», «Помощи детям». Современники свидетельствовали, что он разговаривал на пяти языках и имел уникальную коллекцию живописи. В Греции его помнят как мецената строительства Национального музея, библиотеки, университета и храма при русской дипломатической миссии в Афинах. В России при его финансировании были построены многие церкви, среди которых храм во имя великомученика Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге, созданный по византийскому образцу (разобранный в 1960-х г. ХХ в.), и храм в посёлке Верхний Авзян, выполненный в классическом стиле. В 1870 году Д.Е. Бенардаки скончался, и все его уральские заводы, оставленные наследникам, впоследствии были признаны убыточными и перешли в управление Государственной Казны. Поэтому, существует версия, что храм Казанской иконы Божией Матери в Верхнем Авзяне остался недостроенным. Поскольку согласно церковной ведомости от 1890 г. датой его возведения считается 1877 г., и если имя Д. Е. Бенардаки действительно принципиально для атрибутики данного храма, то возможно храм достраивался на пожертвования прихожан, так как до окончания строительства храма должно было пройти еще семь лет. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что классицистический образ храма в честь иконы Казанской божьей Матери не укладывается в стилистику второй половины XIX века. В силу многих причин русская культура второй половины XIX в. не отличалась ни идейным, ни стилевым единством, ни национальным своеобразием. 1850–1890-е гг. XIX в. определяются как период эклектики, связанный с особенностями структуры российского общества, новыми формами торговли и транспорта. Это был период строительства вокзалов и выставочных комплексов, театральных и музейных зданий, конторских и банковских сооружений. Самой свободной в стилистическом смысле была архитектура жилых доходных домов, а самой традиционной – церковная. Стиль же классицизм проявлялся чаще в административных зданиях, редко – в достраиваемых храмовых сооружениях. Наибольшее значение для строительства церквей во второй половине XIX в. имели принципы церковного зодчества, сформировавшиеся в творчестве К. А. Тона. Строительство храма Христа Спасителя в византийском стиле являлось образцом для подражания. Еще одним примером для того времени стала церковь Воскресения «на крови» (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. На строительство храмовых построек, как правило, отводилось 5 лет, при этом часто возведение завершалось раньше намеченного срока, благодаря пожертвованиям и добровольному участию в работе прихожан. Несомненно, образ церкви Казанской иконы Божией Матери в Верхнем Авзяне сразу задумывался как «возрождение античности» — по палладианским канонам конца XVIII – начала XIX вв., что полностью противоречило тенденциям времени. Церковь проектировал заводской архитектор Николай Захаров с привлечением для строительства мастеров из Италии. План здания храма представляет форму правильного латинского креста. Принцип «дом-блок» проявляется в объединении частей храма: алтаря, основной части, трапезной, колокольни и двух небольших притворов. Абсолютно классицистичны четырехколонные портики (западный, южный и северный) римско-дорического ордера, завершающиеся треугольными фронтонами. Романтичность классическому облику храма придает его единение с природой, особенно положение на горном возвышении. Когда-то Палладио создал высокий подиум для придания зданиям монументальности и торжественности. В случае храма Казанской иконы Божией Матери в Верхнем Авзяне естественный подиум создала природа. Западный портик опирается на стилобат, северный и южный — на стереобат и стилобат, это обусловлено особенностями горного рельефа, как и линия постепенного нарастания высоты цоколя восточного фасада, заканчивающегося на краю обрывистого берега реки Большой Авзян (рис. 2). Провинциальная архитектура в силу определенной консервативности представляет интерес именно стремлением к точному исполнению стиля, что позволяет не просто насладиться красотой исполнения стиля отдельно взятого сооружения, но и создать целостный образ во времени и пространстве. Можно сделать вывод о том, что архитектор копировал каноны классицизма конца XVIII – начала XIX в., работая по образцу старой деревянной церкви (рис. 1,2). Место для храма было выбрано не случайно, поскольку храм в символической форме выражает творческое целеполагание и внутреннюю организацию человека и мира. Как известно, одним из фундаментальных культовых символов считается «гора-храм», основой которой служит геометрическая символика, состоящая из пирамиды, лестницы и горы. Существует несколько вариантов прочтения данного текста культуры. Одна из них трактует символ «гора-храм» как традицию пещерного храма (пещерные храмы в Аджанте), где пещера олицетворяет сердце или центр. Другая версия представляет храм, как «главу горы», что соответствует месторасположению традиционно возводимых большинства православных храмов на Руси и в России, и храма в селе Верхний Авзян в том числе (рис. 4). Культурологическая категория «место» представляет собой взаимодействие ментального представления чувства Родины и исторического и этнического контекста. Село Верхний Авзян, основанное русскими переселенцами рудодобытчиками в 1754 году, располагается среди хребтов Уральских гор, покрытых лесами на излучине реки Большой Авзян. В переводе с местного диалекта Авзян означает ложбина. Храм в честь иконы Казанской Божией Матери возведен на возвышенном месте берегового рельефа, что соответствует традициям церковного зодчества и региональной геоспецифике Южного Урала.
В советский период церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Верхнем Авзяне разделила печальную участь большинства культовых сооружений. Она была закрыта, а здание перепрофилировано под помещение «Дома культуры им В. И. Ленина», что повлекло за собой архитектурные изменения и технические разрушения. Варварски были снесены колокольня и купол церкви, разгромленной оказалась уникальная система отопления. Над западным притвором с южной и северной стороны фасада исчезли фронтоны (рис. 5 на проекте, 6), экстерьер храма пострадал из-за переустройства внутреннего пространства — хоры были перестроены во второй этаж. В результате появилось два ряда окон разной величины вместо высоких арочных с полуциркульными завершениями оконных проемов (рис. 5 на проекте, 6, 8). В начале 1990-х годов в правовом статусе Русской Православной Церкви произошли значительные перемены, изменилось отношение к Церкви со стороны государства и властей, прекратились гонения на верующих, началось восстановление разрушенных и изуродованных храмов. В 1992 г. здание церкови в честь Казанской иконы Божией Матери в Верхнем Авзяне было возвращено Уфимской епархии Русской Православной Церкви, и за этим последовало восстановление и реставрация храма. В процессе реставрации памятников архитектуры возникают разного рода трудности, прежде всего, технического характера, когда невозможно найти не только исходные проекты и рабочие чертежи, но даже зарисовки или фотографии. Кроме этого появляются изменения технологического характера, вносимые архитекторами и проектировщиками в проектно-реставрационную документацию объекта. Так магнитогорский архитектор В. Н. Богун на основе исторического и архитектурного анализа церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери разработал проект и макет восстановления ее колокольни и главы. Здесь следует отметить, согласно историческому проекту церкви колокольня была двухъярусной. По замыслу В. Н. Богуна постройка в проекте и на макете должна была завершаться трехъярусной колокольней. Возможно, архитектор решил увеличить вертикальную ось колокольни для придания величественности и динамичности классической композиции церкви. (ПОВТОР): В настоящее время на основе проектно-реставрационных разработок и исторического проекта 1869 г. восстановлены глава и два яруса колокольни храма в честь иконы Казанской Божьей Матери [21]. Частично восстановленный храм обрел свой символический образ, в котором форма, функция и культурный контекст выражают представление человеком Вселенной. Внешний облик храма символизирует и Дом Божий, и спасающий человечество «корабль, устремившийся закругленными алтарными апсидами на восток к восходу солнца, с высокой мачтой – колокольней, наполненными ветром парусами – куполами» [22]. Особое значение в культовой архитектуре придается куполу, символически означающему небесный свод. Традиционно считается, что храм не является условным знаком, а содержит в себе таинство. Верхняя часть главного купола храма в честь иконы Казанской Божьей Матери выполнена из металлических ферм обшитых кровельной оцинкованной сталью по деревянной обрешетке. Наружные стены главного купола – барабана выложены из обыкновенного глиняного кирпича. Кладка выполнена «впустошовку» с наружной и внутренней сторон. По проекту предусматривалась наружная отделка барабана – цементно-песчаной штукатуркой по кирпичной кладке. Внутренняя отделка поверхностей стен и верхней части главного купола предполагалась в объеме подготовки под тематическую художественную окраску (роспись). Однако все это пока остается только в проекте. На подкупольном цилиндрическом световом барабане между арочными окнами расположены декоративные пилястры римско-дорического ордера. Окна в барабане по проекту должны иметь простые рамочные наличники. По периметру верх барабана оформлен ступенчатым поясом карниза. Главный купол перекрывает световой барабан. Над центром главного купола находится маленький барабан – «шея». Он представляет восьмигранник, который также обрамлен карнизом и имеет арочные окна. Завершением главы является полусферический купол, подкрестный шар и восьмиконечный крест. Покрыты купола оцинкованной кровельной сталью. Над притвором западного входа храма восстановлена двухъярусная колокольня. Несущие колонны с внешней стороны на углах оформлены пилястрами римско-дорического ордера, выполняющими декоративную функцию. Каждый ярус колокольни имеет полуциркульные арки на четыре стороны. Их пяты опираются на импосты, которые обрамлены архивольтами и рельефной кирпичной кладкой. По периметру многоступенчатый карниз подчеркивает членение колокольни на ярусы. «Поле» над арками раскреповано и рельефными поясами выступающей кирпичной кладки декорировано для пластического обогащения фасадов. С четырех сторон карнизы второго яруса колокольни завершаются сандриками. Венчает колокольню полусферический купол, высокий шпиль, подкрестное яблоко и крест. По проекту наружная и внутренняя отделка колокольни — цементно-песчаная штукатурка по кирпичной кладке. В настоящее время барабан и колокольня церкви остаются неоштукатуренными и небеленными. (ДАЛЕЕ КАК ВАРИАНТ: Прекращение строительных работ по восстановлению храма объясняется не только отсутствием денег, но и трудностями, связанными с исторически точным восстановлением постройки...) Выводы Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – пример сельского православного храмостроения второй половины XIX в. в стиле классицизм. Однако его стилистика соответствует архитектурному направлению, получившему распространение в России в конце XVIII – первой половине XIX вв. В результате исследования выявлена главная причина подобного несоответствия: каменный храм, возведенный в 1877 г., повторяет проектную и стилистическую основу его прообраза — деревянного храма 1788 г. Сопутствующими причинами могут служить и «синдром запаздывания» распространения архитектурных стилей по сравнению с центральной Россией на 10 – 30 лет [14], и особая приверженность традициям в храмостроении. С одной стороны каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери сохраняет традиционность палладианского стиля: простота, целесообразность, симметричность, а с другой –создает идиллический образ единения с природой. Его месторасположение на вершине горы с трех сторон омываемой рекой Авзян — это характерный знак региональной геоспецифики Южного Урала. В настоящем исследовании выявлено противоречие в документальных источниках, в которых с одной стороны утверждается точная дата окончания строительства церкви (1877 г.), а с другой констатируется факт возведения храма на средства мецената Д. Е. Бенардаки, скончавшегося в 1870 году и признанного к этому времени банкротом. Подчеркнем, что современная практика восстановления памятников архитектуры – это чаще реставрация-гипотеза, а не исторически точное воссоздание постройки. Именно так восстанавливаетсяхрам в честь иконы Казанской Божьей Матери в поселке Верхний Авзян. В результате перестройки под Дом культуры здание храма претерпело значительные и необратимые изменения, а в процессе восстановительных работ использовались современные строительные материалы. Исторически же точное воссоздание постройки возможно лишь при условии использования оригинальных исторических проектов, оригинальных технологий возведения храмов и строительных материалов, применяемых при строительстве в определенное историческое время. Заключение В настоящее время в России активно идет процесс восстановления храмовых построек прошлого, однако проблем по-прежнему много. Так, открытым остается вопрос возобновления восстановительно-строительных мероприятий в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Верхний Авзян, несмотря на то, что уже возведены колокольня и глава храма. В связи с этим Приходское Собрание храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Верхний Авзян Белорецкого района Республики Башкортостан обратилось к руководству управления ООО «ВЕЛД» г. Магнитогорска с прошением оказать благотворительную помощь по подготовке проектно-сметной документации для реставрации храма. Руководство ООО «ВЕЛД» откликнулось на просьбу Приходского Собрания храма и прихожан. Архитекторами и проектировщиками этой компании проведена экспертиза грунта под фундаментом постройки, разработаны и представлены 10 вариантов цветового и композиционного решения облика храма. 5 мая 2014 г. один из вариантов был принят и утвержден митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном как рабочий.
References
1. Ponomarenko E.V. Moskaleva V.N. Razvitie klassitsizma v khramovom zodchestve Yuzhnogo Urala. Kul'tura i iskusstvo v pamyatnikakh i issledovaniyakh. Vyp. 3. Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 2004. S. 126-134.
2. Vivares E. Exploring the New South American Regionalism (NSAR), Farnham: Ashgate; 2014. 3. Basu DS, Kawai M. Trade regionalism in the Asia-Pacific: developments and future challenges, ist edition, Singapore; 2016 Feb. 4. Hussain AI, Dominguez R. North American regionalism and global spread, United States: Palgrave Macmillan; 2015. 5. Kazakova G.M. Kul'turnye universalii regional'nogo mentaliteta // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya. 2007. № 4(82). S. 45-53. 6. Maiorova N.V. Kul'turnoe nasledie Rossii: sovremennoe sostoyanie i problemy sovershenstvovaniya upravleniya / N.V. Maiorova // Znachenie pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 godov v kontekste razvitiya sovremennogo rossiiskogo obshchestva: materialy kraevoi nauchno-prakt.konf. Vladivostok: Izd-vo Dal'nee, gos.un-ta, 2005. S. 234-236. 7. Gulyanitskii N.F. O kompozitsii zdanii v ansamblevoi zastroike Moskvy perioda klassitsizma // Arkhitekturnoe nasledstvo, 1975. S. 78. 8. Kirillov V.V. Klassicheskie tendentsii formoobrazovaniya v arkhitekture Podmoskov'ya petrovskogo vremeni // V kn.: Russkii klassitsizm vtoroi poloviny XVIII–nachala XIX veka. M., 1994. C. 15-24. 9. Putyatin E.Yu. Tserkov' v usad'be Gornitsy: poka eshche zhivaya istoriya arkhitekturnykh obrazov i idei // Arkhitektura i vremya. 2009. № 6. (M., 2010). S. 14-17. 10. Tereshina O.B. Rotodal'nye khramy Urala: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya / O.B. Tereshina. Ekaterinburg: Ural. gos. un-t im. A.M. Gor'kogo, 2010. 24 s. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2985/2/urgu0783s.pdf. 11. Goloborodskii M.V. Arkhitektura khramov Ekaterinburga (XVIII–XIX vv.): Dis. … kand. arkhitektury: 18.00.01: Ekaterinburg, 2004. 162 s. RGB OD, 61:04-18/30 12. Raskin A.M. Klassitsizm v ural'skoi arkhitekture // Istoriya Urala s drevneishikh vremen do 1861 g. / Pod red. A.A. Preobrazhenskogo. M., 1989. S. 499—502. 13. Ponomarenko E.V. Osobennosti formirovaniya tserkvei gorodov-zavodov Yuzhnogo Urala vXVIII – pervoi poloviny XIX vv. // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta №24(96). Seriya «Sotsial'no-gumanitarnye nauki». Vyp. 9. Chelyabinsk: Izd-vo ChGU, 2007. S. 34-38 (32-35) 14. Ponomarenko E.V. Arkhitekturno-gradostroitel'noe nasledie Yuzhnogo Urala: avtoref. dis. … dokt. Arkhitektury / E.V. Ponomarenko. M.: Nauchno-issledovatel'skom institute teorii arkhitektury i stroitel'nykh nauk (NIITAG RAASN), 2009. 54 s. 15. Ponomarenko E.V. Osobennosti arkhitektury tserkvei rannego klassitsizma na Yuzhnom Urale // Privolzhskii nauchnyi Vestnik. Nauchno-prakticheskii zhurnal. 2012. № 1(5) yanvar'. S. 16-20. 16. Svistunov V.M. K voprosu istorii stroitel'stva i planirovki Verkhne-Kyshtymskogo zavoda 1755–1815 gg. S. 39-51(36-48). 17. Shirgazin A.R. Pravoslavnye khramy Bashkirii: Istoriya i arkhitektura [Tekst] / A.R. Shirgazin. Ufa, 1995. S. 87. 18. Grashchenkov V.N. Nasledie Palladio v arkhitekture russkogo klassitsizma // Istoriya i istoriki iskusstva. Stat'i raznykh let. M., 2005. 656 s. 19. Vvedenskaya tserkov' [Elektron. resurs] // Informatsionnyi portal. – Rezhim dostupa:http://krestnyi-hod.ru/index/vvedenskaja_cerkov/0-126 20. Zimina, N. Khram Kazanskoi ikony Bozhiei Materi – istoriya sela [Elektron. resurs] // Informatsionnyi portal. – Rezhim dostupa: http://avzan.prihod.ru/villagehistory 21. Korin, A. Potomok drevnikh afinyan stal pervym russkim millionerom // Russkii predprinimatel' № 11 (18). Dekabr' 2003 – yanvar' 2004 g. 22. Kayumova N.A. Restavratsiya istoriko-arkhitekturnogo naslediya: vosstanovlenie oblika pravoslavnoi khramovoi arkhitektury Bashkortostana (iz arkhitekturnogo naslediya: magnitogorskogo zodchego V.N. Boguna) (Stat'ya tret'ya) // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 4. S. 151-158. 23. Belikov A.V. Estetika vozvyshennogo i kanon v pozdneantichnom i vizantiiskom iskusstve // Filosofiya i kul'tura. 2014. № 11. C. 1672-1683. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.11.13368. 24. Zhukovskii V.I. Tvorcheskii protsess: khudozhnik i khudozhestvennyi material v ikh iskusnosti, iskusstvennosti i iskuse // Filosofiya i kul'tura. 2013. № 4. C. 510-515. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.04.9. |