Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Khoroshikh P.P.
Social motives in art of British band “The Beatles”
// Man and Culture.
2017. № 6.
P. 26-33.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.6.20331 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20331
Social motives in art of British band “The Beatles”
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.6.20331Received: 09-09-2016Published: 07-01-2018Abstract: This article raises a question about the social issues of British society, which were reflected in art of “The Beatles” band. Emergence of “The Beatles” have impetus to the development of protest movement of the British youth. The lyrics demonstrated not only the moods of the separate social groups, but also covered the general problems of the entire British society, which made the art of “The Beatles” one of the most relevant at the time. Moreover, attention to the lyrics of the band was caught by the fact that the examined problematic often grasped all social strata of the country. The author conducts an informative analysis of the lyrics dedicated to the aforementioned problematic. A conclusion is made that songs of “The Beatles” can be considered an incentive to the development of social protest movement in Great Britain. Analysis of the lyrics allowed suggesting that the art of “The Beatles” band not only actualized the attention of British population towards the social processes within and outside the United Kingdom, but also have become a driving force for the domestic social protest movement, which having received an impulse during the times of “The Beatles”, remains present today. Keywords: Beatles, Great Britain, songs, protest, social movement, youth, culture, social problems, influence, protest movementВведение Начало второй половины XX века вошло в мировую историю как период смены общих парадигм социального и политического устройства. Европа, освободившись от общего тоталитарного периода своего существования, вступила в этап глобального экономического роста. Процессы, охватившие всю территорию Европы, оказали влияние и на социально-культурное изменение Великобритании. Однако несмотря на всеобщий энтузиазм, правительство лейбористов начало массовое наступление на жизненный уровень трудящихся, что сказалось в уменьшении заработных плат, увеличении рабочего дня и других мерах. Правительство обосновывало столь непопулярные меры как единственный выход из экономически неблагоприятной ситуации, которая сложилась в Британии. Трудовые коллективы выступили против правительственных способов борьбы с экономическими трудностями, которые неминуемо вели к упадку общего уровня жизни среднего класса в Англии [1,3]. Действия лейбористов, а также общие настроения Европы в борьбе за мир и свободу человека стали базисом для формирования массовых народных движений в крупных городах Британии. За период первой половины 50-х годов XX века прошло огромное количество демонстраций, а также были организованы масштабные походы к американским военно-воздушным базам с лозунгами о мире и прекращении любых военных конфликтов. Одним из крупных центров протестного движения, в котором во всем диапазоне проявились все идеи свободы и борьбы за мир, стал Ливерпуль. Особенность этого центра общественного протеста было в огромном количестве молодых людей, которые составляли основу всех демонстраций и массовых мероприятий [2]. Яркие, прогрессивные, наполненные идеями нового мира и равенства идеи молодого поколения англичан взорвали умы жителей Ливерпуля и окрестных районов. Ливерпуль становится одним из эпицентров формирования групп «разъяренных молодых людей», общественные действия которых расценивались как социальный взрыв на фоне послевоенного затишья. Одним из ярких проявлений протестного общественного движения стало формирование движение рокеров, позже названное «поколением на мотоциклах». Самоцелью английского рокерского движения стало противление стилю модз, под которым в классической английской культуре XX века понимались представители творческих профессий. Рокеры носили только кожаную одежду, ярко проявляли негативизм к общественно сложившимся правилам и устоям [4]. Одним из народных трибунов идей свободы и равенства среди молодежи стал поэт-битник Дэвид Пил. В его емкой и кратко фразе «мы убежали» выразилась вся полнота культурных изменений в общественном сознании молодежи. Несмотря на свой юный возраст, молодые люди бежали от традиционного общества, которое находилось в стагнации из-за экономических проблем. Им нужна была свобода, возможность проявить себя вопреки всем устоям общества. Вербальным проявлением протеста стало появление рока. Рок формировался не только как неформальное музыкальное направление, но в первую очередь как стиль молодежной культуры. Рок отразил в себе все основные социальные проблемы английского общества, он стал неким способ молодежи заявить о своем видении проблем. Данное музыкальное направление вошло в культуру как бунт и протест, вовлеченный в музыкальную форму. Рок сам по себе был основан на идеях отрицания, а также пересмотра моральных устоев и материальных ценностей окружающей действительности. В среде общего молодежного бунта, который проявил себя в рок-культуре и рокерском поведении, произошло формирование одного из самых ярких музыкальных коллективов современности. В Ливерпуле, который считался одним из центров свободы для молодежи, развилась группа «Битлз». В легендарный коллектив вошли Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр [1,6]. Социальные проблемы повседневной жизни в тестах Появление группы Битлз в конце 50-начале 60 гг. XX века олицетворило собой вторую волну социального протеста. Это группа, взяв рок как свой способ говорить с массами, видоизменил его, превратив в новый музыкальный стиль. Все действия Битлз в начале их творческого поту можно оценить, как развитие новой эры музыкальной культуры – совмещение музыки и стиля жизни, поведения, манеры говорить. Рок из одного из ярких признаков молодежного движения, которое не было структурировано и организованно, с появлением Битлз стало цельным музыкальным движением, обретшим популярность не только у молодых людей, но и в среде среднего класса Британии. Творчество Битлз стало ярким проявлением революционного протеста того времени. Газета «Дейли Уоркер» в одной из своих статей озвучила идею нескольких тысяч рабочих, писав, что рок-культура ливерпульской четверки впервые показала всему миру убогость и серость существования молодежи в бедных разрушающихся квартирах рабочих кварталов Англии. Первые творческие эксперименты Пола Маккратни и его товарищей обладали больше сентиментальными чертами, отражая пессимизм к общему социальному порядку. Но, как нарастало социально-протестное движение, так рос и социальный протест в творчестве Битлз. Развиваясь, творчество группы вбирало в себя все большее протестное стремление к свободе, миру и изменениям. Автором большинства текстов на начальном этапе творческого пути Битлз был Джон Леннон, который стал голосом молодежного бунта. Он внес новые черты в музыкальный стиль послевоенного времени. В его поэтическом творчестве соединились присущая английской литературной традиции поэтика, и четкая социальная позиция автора. Джон Леннон не просто описывает факты из повседневной жизни среднего класса английских городов, но дает свою собственную позицию и призывает к действиям. Одним из примеров подобного соединения поэтики и социальной оценки можно считать песню «A Hard Day’s Night» («Трудный день»). В основе песни – описание одного типичного дня молодого человека, который не так давно стал жить вместе со своей девушкой. Как и все молодое поколение того времени он должен работать целый день. При этом, чтобы обеспечить всем необходимым свою семью, ему приходится соглашаться на низкоквалифицированный физической труд. Единственное его желание – это крепкий сон после тяжелого дня: «I've been working like a dog, It's been a hard day's night, I should be sleeping like a log». После работы он идет домой, не ожидая ничего нового. По дороге он покупает небольшой подарок своей подруге, чтобы поднять ей настроение. Однако его ожидает сюрприз. После изнурительной работы он видит чистую квартиру и порядок, который царит дома. Девушка приятно удивлена скромным подарком, который ей подарили. В семье идиллия. Они любят друг друга. Но почему это возможно? Автор слов к песне не отвечает на это прямо. Однако между строк можно понять основную мысль – единственное, что позволяет этой молодой семье жить – это работа. Быть безработным в условиях экономического кризиса того периода означало ничтожное существование. Однако именно число безработных в Англии в 50-е годы резко увеличивается [5,6]. Идеи развития романтических отношений в условиях тяжелых социальных изменений в обществе поднимаются и в песне "Can't Buy Me Love" («Ты не можешь купить мне любовь»). В основе развития сюжета песни – молодой человек, который собирается сделать предложение руки и сердца своей девушке. Чтобы все было идеально, он хочет купить бриллиантовое кольцо. Молодой человек может позволить себе подобную покупку. Тем самым автор показывает, что материальная сторона отношений абсолютно не важна для главного героя. Для него самое главное – это те чувства, которые испытывает к нему девушка. Любовь нельзя купить за деньги. Молодой человек готов отдать своей избраннице все, что у его есть, только лишь бы понять, что ее чувства к нему искренни. Он очень хочет, чтобы его девушка разделяла бы с ним его взгляды и обращала бы внимание на его чувства, а не на материальную составляющую. Что заставило автора написать подобную песню? Главная ее идея – показать, что деньги могут решить не все, даже в период экономических и социальных потрясений в обществе. Когда материальное благополучие зачастую играет решающую роль в большинстве решений, в том числе и в выборе спутника жизни. Несмотря на кажущуюся простоту текста, песня раскрывает очень важную социальную проблему того времени.
Любовь не купишь - нет нигде таких монет. Can't buy me love, everybody tells me so, Say you don't need no diamond rings, К числу песен группы Битлз, где раскрываются особенности семейной жизни, относится также и песня “Ticket to ride” («Билет»). С первого взгляда песня выглядит как просто шуточная, в которой нет особого смысла. Однако на самом деле в тексте поднимаются важные проблемы молодой семьи. Что становится причиной того, что отношения, которые радовали супругов, становятся в тягость? Тяжелые трудовые будни, постоянная стрессовая ситуация из-за нехватки денег у среднего сословия в Англии является одной из причин разрушения семейного идеала. У супругов нет ни желания, ни времени уделять внимания на развитие своей семьи. Домашний очаг превращается в подобие тюрьмы, где выполнению семейных обязанностей ничто иное как каторга.
Со мной, она говорит, Ей не дал свободы. She said that living with me was bringing her down, yeah! В начале своего развития, группа Битл ассоциировалась в основном с сентиментальной лирикой. В основе большинства их песен было сюжетное описание различных жизненных сцен из жизни молодого поколения того времени. Однако со временем в их текстах все больше очерчиваются границы социальной проблематики, песни не просто описывают различные ситуации, а пытаются предположить, что становится причиной наблюдаемой ситуации. Битл вступают в диалог со своим слушателем, задают ему вопросы. Именно описывание не только внутреннего мира молодежи, но и социального контекста, в котором жили и работали молодые люди позволило этой группе стать народным рупором в трудные годы социального протестного движения в Англии [4,6]. Одним из ярких примеров песни, в который Джон Леннон задает вопросы своему слушателю, предлагает ему самому найти ответы на вопросы – это песня «She's leaving home». Первое появление этой песни в эфире вызвало как повышенный интерес, так и одновременную озадаченность. В основе песни описание случая из жизни молодой девушки. Рано утром в среду она без предупреждения покидает родительский дом, оставив лишь небольшую записку. В целом для 50-х годов в Англии уход детей из семьи стало одним из проявлений социального бунта. Кто-то уходил в поисках лучшей жизни, кто-то хотел иметь собственный доход и жилье. У каждого были свои мотивы и причины. Так и главная героиня песни – никто не знает истинных причин ее поступка. Автор лишь подталкивает слушателя к размышлениям об истинных причинах, говоря что девушка очень долгое время жила в одиночестве – «She's leaving home after living alone for so many years». Но почему девушка, которая жила в благополучной семье, с отцом и матерью, считала себя одинокой? Основная идея песни «Она покидает дом» сопровождается упреками со стороны родителей девушки. Родители делали для своей дочери всё, обеспечивали ее всем, что можно было купить за деньги. Но они совсем не думали о самих себе. Родители девушки стали абсолютно чужими людьми, и вся их семейная жизнь представляла собой лишь борьбу. Единственное, что их связывало – это стремление сделать жизнь своей дочери лучше, чем была у них. Но они забыли о самом главном – чего же хочет сама молодая девушка. Все упреки родителей, их возгласы и подавленное состояние – эта та «цена», которую они заплатили за безразличие к себе. Спустя два дня девушка уже очень далеко от дома. Она дошла до условленного места встречи. Но в тексте не говорится, ради кого или чего она проделала весь этот путь. В песне открытый финал – слушатель должен сам решить, ради чего человек может пойти на такой поступок, покинуть родной дом и бросить все. В песне «Taxman» - «Налогосборщик» показан народный протест против сборщиков налогов. Автором этой песни был гитарист Битлз Джордж Харрисон. Автор отражает общий саркастический настрой населения английских городов на налоги со «сверхдоходов», которые были введены правительством Великобритании как вынужденная мера для сохранения бюджета страны. Харрисон высмеивает данную идею, говоря, что налог – это и есть практически весть твой доход, который ты должен вернуть - «there's one for you nineteen for me» - «один тебе - девятнадцать мне». При этом словами главного героя песни, налогосборщика, показана основная позиция государства, которая вызвала резкий негативный ответ у населения – «Вы должны быть вне себя от радости, что я не всех Вас забираю!». Песню «Taxman» можно считать уникальной, ведь эта была первая песня в Англии в послевоенное время, в которой была четко отражена позиция молодого поколения на действия правительства, и она стала началом борьбы с несправедливым налогообложением [1]. Отражение социального протестного мнения на политические действия В общем списке песен британской группы Битлз отдельное внимание следует уделить песне «Woman Is the Nigger of the World». В переводе с английского языка эту песню можно назвать как «Женщина – негр этого мира». Эта песня впервые обратила общественный взор на женщин, на их права и свободы. Это связано с развитием второй волны феминизма в Англии. Сравнение женщины с негром подчеркивает роль женщины как слуги для мужчины, домашней прислуги. Джон открыто выступает за равноправие женщин и мужчин, за уважение человеческого достоинства и личности вне зависимости от пола. В тексте ярко показано, что большинство тех действий или поступков, которые совершает женщина – это результат внешнего давления на нее со стороны мужчины. Только для того, чтобы понравится мужчине, женщина используем макияж. Подавляя женщину, как поется в песне, мы ставим ее ниже мужчины, она «стоит под нами (мужчинами – прим. автора)». Женщина не просто раб, это раб рабов. Отдельно в тексте поднимается одна из главных проблем - рождение детей. Кто несет ответственность за появление на свет ребенка? В тексте песни говорится, что мужчина заставляет женщину рожать, а затем и воспитывать детей. А какова роль мужчины? Он уходит из дома, оставляя женщину в роли старой девы с ребенком на руках. К сожалению, такое положение дел было частым явлением в Англии в период социального и экономического кризиса. Роль женщины принижалась не только внутри семьи. Это явление носило массовый характер и встречалось в том числе и на телевидении. Социальные протестные движения внутри Великобритании в послевоенное время были частью общего протеста, который наблюдался в разных странах. Одним из самых известных молодежных движений, которое получило развитие в США, стало движение ультралевацкого экстремизма. В классической форме основными идеями «новых левых» стал призыв к деполитизированности и деидеологизированности в обществе. Однако, стихийно разрастаясь, эти идеи обретали все более негативное содержание, в итоге обратившись в призыв к разрушению всего общества как системы. Одной из главных сдерживающих «оков» «новые левые» считали культуру, которая содержала в себе весь общественный строй как стиль жизни в конкретном обществе. Выступая против подобных идей, группа «Битлз» осенью 1968 года выпускает свою знаменитую пластинку «Революция», в которой отразились основные политические кредо британской группы [3,5]. Революция, по мнению «Битлз» должна развиваться как движение ненасильственное. Только отсутствие насилия и отстаивание своих интересов «без кулаков» позволит развить народный протест как истинно демократическое явление. Обликая свои идеи в рамки «тяжелого рока», они подвергли жесткой критике основные методы, которые использовали радикально настроенные группы. Когда вы говорите об уничтожении, Знайте, что вам нечего рассчитывать на меня... …Вы говорите, что вы измените конституцию... Знаете что, лучше вам вместо этого раскрепостить собственные мысли Но если вы выходите на улицы, неся портреты председателя Мао, Вам ничего не удастся добиться.
But when you talk about destruction Don't you know that you can count me out. …You say you'll change the constitution… …You better free your mind instead… You ain't gonna make it with anyone anyhow
«Меня всегда волновали политические проблемы,- сказал Джон Леннон в интервью с корреспондентом английского журнала «Обсервер»,- Очень многое зависит от воспитания - с детских лет я испытывал ненависть к полицейским, боялся их, как своих врагов, ненавидел армию, которая обрекала людей на смерть в чужих краях. Я никогда не был аполитичным... Я пытаюсь влиять на людей своими выступлениями и своими пластинками... Нужно не утешать людей, а открывать им глаза на те унижения, которые они испытывают ради того, чтобы заработать на хлеб. Надо помочь им избавиться от тех миражей, которыми их окружают». Кроме публичного осуждения негативных тенденций в протестном движении за рубежом, «Битлз» также активно выступали в защиту интересов различных политических группировок и внутри страны. В ответ на жесткий радикализм властей на социальные явления в Северной Ирландии и политических событий, связанных с действиями сепаратистов, 19 февраля 1972 года вышел один из самых известных, и в тоже время резко негативный сингл «Give Ireland Back to the Irish». В переводе на русский название песни можно интерпретировать как «Верните Ирландию ирландцам». Автором песни был Пол Маккартни [1,2]. Эта песня создала в Англии настоящий взрыв общественного негодования. Идеи сепаратизма, которые в той или иной степени развивались в Северной Ирландии, в итоге стали основой для создания хита, который был первым политическим музыкальным произведением «Битлз». Последним толчком, на фоне всех столкновений ирландцев с властями, послужило североирландское «кровавое воскресенье». 30 января 1972 года английскими десантниками была расстреляна группа митингующих из 13 человек, среди которых были и несовершеннолетние. Последовавшие за этим событием яростные столкновения с полицией и стали причиной написания песни. Би-би-си достаточно остро прореагировала на новый хит «Битлз». Как отмечали официальные представители СМИ, песня подрывает общественный порядок в столь неспокойное время. Песня была запрещена к трансляции на всех официальных каналах Англии. Give Ireland back to the Irish Ирландию дайте ирландцам. В своей песне Пол Маккартни выразил общий негативизм и протест «Битлз» на происходящие в Ирландии события. Позиция группы была полностью противоположна официальному мнению властей на эту проблему. Спустя несколько дней после выхода в свет песни «Give Ireland back to Irish» в одной из статей, посвященных написанию новой песни, журналист отметил, что «сейчас весьма неподходящий момент, даже слишком неподходящий для появления такой песни». Это фраза стала предвестником последовавших за ней санкций на творчество «Битлз». Официальная власть запретила любое распространение этой песни, а также тиражирование и продажу пластинок группы. Но это никак не повлияло на творчество британской группы, а в какой-то мере стало стимулом для ещё большего радикализма в их творчестве. Выводы Проведенный общий анализ социально-обусловленных мотивов в творчестве британской группы «Битлз» дает ясно понять, что их творчество всегда было связано с актуальными проблемами, которые волновали как жителей самой Англии, так и представителей других стран. В песнях поднимаются такие важные для всего общества проблемы, как положение молодежи, взаимоотношения между людьми, гонка вооружений, захватнические войны, а также внутренний конфликт личности, обусловленный социо-экономическими трудностями. Деятельность группы, и их гражданская позиция, которую они выражали в своих песнях, способствовала тому, что британское общество, а за ним и представители других стран формировали в своем сознании понимание общества как единства людей, непризнание насилия и уважение равного. "Битлз" показали социальную близость к народным массам и, вместе с тем (с другими музыкантами-современниками) - протест против социальной несправедливости. начальный рок и хиппи-движение, которые появились благодаря творчеству «Битлз», объединяли идеи гуманизма и отказа от всяческого насилия. References
1. Kornev V.V. Ideologiya povsednevnosti // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2011. № 349. S. 51-54.
2. Mikhel'son O.K. Ot antagonizma k sotrudnichestvu: populyarnaya kul'tura v zerkale protestantskoi teologii // Vestnik PSTGU. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. 2014. № 51(1). S. 121-130. 3. Bokarev V.V. Fenomen «Bitlz» v informatsionno-propagandistskoi politike sovetskogo gosudarstva (1964-1970 gg.) // Vlast'. 2014. № 2. S. 193-199. 4. Bokarev V.V. Problema voiny i mira v obshchestvenno-politicheskoi i tvorcheskoi deyatel'nosti Dzh. Lennona (1966-1973 gg. ) // Armiya i obshchestvo. 2008. № 2 S. 150-158. 5. Lukov Valerii Andreevich Znaki i simvoly molodezhi // ZPU. 2005. № 3. S. 209-211. 6. Nechaeva E.A. Rok-muzyka: sotsial'noe yavlenie ili osobyi vid iskusstva? Simvolicheskoe i arkhetipicheskoe v rok-muzyke // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2012. № 9. S. 164-181. |