Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Sambueva S., Lygdenova V.B.
E. D. Prozorova: from the history of theatrical and music education in Buryatia
// Man and Culture.
2016. № 5.
P. 14-23.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.5.20197 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20197
E. D. Prozorova: from the history of theatrical and music education in Buryatia
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.5.20197Received: 24-08-2016Published: 10-10-2016Abstract: The relevance of this topic first and foremost is associated with the small number of research dedicated to the work of the College of Arts named after P. I. Tchaikovsky. The main attention is given to the revelation of the importance of persona of the Honored Art Worker of the Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republic Ekaterina Dmitrievna Mironskaya-Prozorova, who was the head of this educational facility over the period of 1944-1958. Through the coverage of various aspects of her work, the authors follow and give a generalized characteristic to the establishment and development of the theatrical and music education in Buryatia. The results of this research can serve as the starting point for the further examination of the processes of establishment of the theatrical and music education of Buryatia. The area of implementation of the results includes the history of culture of Buryatia, preservation of the cultural heritage, history of theatrical education of Buryatia, history of music education of Buryatia, as well as the history of P. I. Tchaikovsky College of Arts. Keywords: musical culture of Buryatia, music education of Buryatia, College of Arts, Buryat- Mongolian School of Theatre and Music, V. V. Lugski, E.D. Prozorova, V. T. Naydakova, F. S. Sakhirov, P. V. Shapova, L. M. LitvinovaВ истории становления театрального и музыкального образования в Бурятии огромная заслуга принадлежит Колледжу искусств им. П.И. Чайковского (далее – Колледж), которому в этом году исполнилось 85 лет. Наименования Колледжа во многом отражают этапы становления образования в сфере культуры и искусств в Бурятии. Основанный как Бурят-Монгольский техникум искусств в 1931 г., эта образовательная организация ставила перед собой цели подготовки кадров для сферы искусства и культуры – по музыкальному, театральному, изобразительному и литературному направлениям. Однако, в связи с организационными трудностями, обучение велось только по двум – музыкальному и театральному, и поэтому в 1936 году Бурят-Монгольский техникум искусств был переименован в Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище. Позднее в связи с переименованием республики (Бурят-Монгольская АССР стала называться Бурятская АССР), соответственно, Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище стало именоваться Улан-Удэнским музыкальным училищем (1952), а впоследствии и Улан-Удэнским музыкальным колледжем (1992), Колледжем искусств (2010). Имена многих выпускников вписаны золотыми буквами в историю культуры и искусства Бурятии, они внесли большой вклад, их имена известны за пределами нашей республики: композиторы, певцы, инструменталисты, концертмейстеры, драматические актеры, режиссеры и педагоги. Они стали гордостью музыкального искусства и культуры Бурятии: композиторы Бау Ямпилов, Жигжит Батуев, Дандар Аюшеев, Базыр Цырендашиев, Юрий Ирдынеев, Анатолий Андреев, Юрий Корнаков, Виктор Усович и др., певцы - народные артисты СССР Лхасаран Линховоин, Дугаржап Дашиев, Галина Шойдагбаева и др., инструменталисты и дирижеры Валерий Галсанов, Михаил Балдаев, Людмила Рафалович, Сергей Окладников, Анна Архипова и др. Режиссеры и актеры Гомбо Цыдынжапов, Федор Сахиров, Петр Николаев, Мария Степанова, Антроп Ильин, Найдан Гендунова и др. Выпускники Колледжа составили «основу» хора и оперно-симфонического оркестра Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, преподавательского состава Колледжа, Восточно-Сибирского государственного института культуры и Детских школ искусств республики. Как любое живое дело, театральное и музыкальное образование под влиянием практики, обмена мнениями постоянно изменялся, а стремление обеспечить целостный подход к обучению студентов всегда находилось в основе творческого поиска директоров Колледжа: Директора Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (1931-2016) [2]
Особое место в истории Колледжа принадлежит одному из его директоров – Екатерине Дмитриевне Прозоровой, заслуженному деятелю искусств Бурят-Монгольской АССР, которая возглавляла коллектив с 1944 по 1958 гг. Разумеется, каждый из них – и Колледж искусств, и Е. Д. Прозорова – заслуживают того, чтобы стать предметом специального, отдельного исследования. Однако в данной статье их «творческие портреты» совмещены. И это не случайно, поскольку коллектив преподавателей театрально-музыкального училища того времени и его руководитель, Екатерина Дмитриевна, были неотделимы. История становления и развития Колледжа искусств начинается с августа 1920 г., когда в г. Верхнеудинске была открыта музыкальная школа [1], которая в сентябре 1923 г. реорганизована в Верхнеудинский государственный музыкальный техникум [10]. Следующая ступень в деле организации техникума искусств была связана с приездом в 1924 г. музыкально-инструктивной передвижки Московского Центрального дома искусств им. В. Д. Поленова, руководимой Б. П. Сальмонтом. Под его руководством музыканты, этнографы записывали и изучали музыкальный фольклор бурят, собирали музыкальные инструменты (первый показ бурятских музыкальных инструментов, собранных слушателями передвижки, состоялся в московском Музее восточных культур в 1930 г.). В 1926 г. в Верхнеудинске открылись шестимесячные музыкальные курсы, организованные на базе педагогического техникума, где преподавали музыкальную грамоту, сольфеджио, обучали игре на музыкальных инструментах (домре, гармошке, скрипке). Обучение на этих курсах продлилось до девяти месяцев и шесть человек – Г. Цыдынжапов, М. Шамбуева, И. Мадаев, Б.Башкуев, С. Раднаев, Л. Цыремпилов, успешно завершив эти курсы, стали «ядром концертной группы» [15, с. 7], которая ездила по районам Бурятии с концертными выступлениями, а также просветительскими и этнографическими целями. Примерно в 1928 г. в городе был открыт Национальный клуб, который и стал базой для занятий музыкального практикума передвижки, а в следующем, 1929 г. был преобразован в Дом национального искусства с двумя студиями – музыкальной и театральной. В музыкальной студии обучалось 10 человек – Г. Цыдынжапов, Н. Таров, М. Шамбуева, А. Степанова, А. Ильин, И. Мадаев, В. Тогушаков, Б. Будаев, В. Воскобойников, В. Рудаков, в театральной студии - 12 человек, среди них будущие известные мастера драматической сцены Н. Гендунова, Ч. Генинов, У. Болдонова и другие [14, с. 68]. Осенью 1929 г. в студии был объявлен дополнительный набор, и в октябре начался новый учебный год. Для руководства музыкальной студией был специально приглашен композитор, дирижер, преподаватель Павел Михайлович Берлинский – личность творческая, яркая и неординарная. Так же как и многие представители русской интеллигенции, приехавшие в далекий провинциальный город, он внес поистине неоценимый вклад в культуру Бурятии и заложил основы профессионального музыкального искусства нашей республики. Следующий этап становления учебного заведения связан с выходом постановления о реорганизации с 1 января 1931 года действующих при Доме искусств музыкальной и театральной студий в Бурят-Монгольский техникум искусств. «Это было первое специальное государственное учебное заведение, готовящее кадры национальных артистов и музыкантов» [14, с. 79]. В техникуме искусств обучение велось на двух отделениях: музыкальном и театральном. Первое поколение учащихся техникума было поистине музыкантами широкого профиля, поскольку в те годы были крайне необходимы музыканты-универсалы для организации художественной самодеятельности на селе и общего художественного образования в общеобразовательных школах республики. «С такой квалификацией и произведено было несколько выпусков до 1938 г.» [13]. Первые выпускники театрального отделения также должны были стать квалифицированными руководителями театральной художественной самодеятельности на селе и в городе. Но постановление коллегии Наркомпроса об открытии национального театра, изменило судьбу этих юношей и девушек: они стали первой актерской труппой бурятского профессионального театра (1932). «Мощным катализатором» для процесса становления и развития профессионального искусства в Бурятии явились подготовка и проведение I декады бурят-монгольского искусства в Москве (20-30 октября 1940 г.). В декаде приняли участие студенты и выпускники техникума. Студенты музыкального отделения принимали участие в симфоническом и народном оркестрах, студенты театрального отделения - в музыкальных постановках. Причем многие артисты выступили в новом качестве – вокалистов, исполняя главные и второстепенные роли: Н. Петрова, И. Батурин, Б. Балдаков, Ц. Хоборков, В. Лыгденова, П. Николаев, Ц. Шагжин, Н. Таров, Н. Гармаева и другие. Усиленные занятия по постановке голоса, труд молодежи и их наставников дали положительный результат, и успех на декаде музыкально-драматического театра был высоким. Великая Отечественная война внесла свои жесткие коррективы в течение мирной жизни людей. В 1941 г. учебный процесс был приостановлен: часть студентов отправилась по домам, молодые боеспособные студенты и педагоги ушли защищать Родину, некоторые учащиеся вошли в состав концертных бригад. Они выступали перед тружениками города и села, вдохновляли их на трудовые подвиги. В справке Управления по делам искусств при СНК БМАССР за 1942-1944 гг. отмечается, что в этот период работали музыкально-драматический театр, русский театр юного зрителя, Государственный колхозный театр, филармония, дом народного творчества, два творческих союза – композиторов и художников, а также БМТМУ им. П. И. Чайковского и музыкальная школа. «Театрально-музыкальное училище готовит национальные творческие кадры для учреждений искусств. В настоящее время занимаются 165 человек. В училище имеются следующие отделения: театральное, хореографическое, музыкальное» [7, с. 237]. Скорее всего, эта справка относится непосредственно к 1944 г., так как по свидетельству некоторых выпускников училище во время войны было закрыто. «С 1941 г. училище временно было закрыто. Учащиеся распущены, преподаватели освобождены. С 1943-44 гг. занятия проходили ненормально, контингент учащихся был случайным и небольшой. В 1944 г. осенью был осуществлен прием учащихся и с этого года училище (курсив наш) стало на ноги и 1945/46 учебный год можно считать первым нормальным годом учебного процесса» [9]. Именно в эти годы директором театрально-музыкального училища была назначена Екатерина Дмитриевна Прозорова. Творческая биография Екатерины Дмитриевны не так богата событиями. Внешне она выглядит как цепь непрерывных восхождений, творческих завоеваний и удач. Причем удач, на первый взгляд, беспрепятственных. Между тем, весь этот путь (равно как и у многих современников) был выстрадан и завоеван. Е. Д. Прозорова родилась 15 ноября 1900 г. в селе Елово Глазовского уезда Вятской губернии. Она была самой младшей в большой семье, среди шести братьев и четырех сестер. Отец Д. Д. Прозоров, мастер иконостасно-позолотного дела, умер, когда девочке было всего 5 лет. Мама, Н. А. Прозорова, простая крестьянка, приложила немало сил, чтобы поднять своих детей на ноги. Екатерина Дмитриевна получила образование в женской гимназии г. Глазова, после окончания которой работала учительницей начальной школы с 1918 по 1920 гг. в селе Рыбалки, Вятской губернии. Но Екатерину Дмитриевну, как и многих молодых людей того времени, влекло искусство и в 1920 г. отдел народного образования разрешил ей продолжить учебу в театральной студии при городском драматическом театре г. Вятки. Заметив способности, актерское дарование девушки, коллеги посоветовали продолжить учебу в театральном институте. Сразу поступить в ВУЗ Катя не смогла и решила попробовать свои силы в театральном коллективе малых форм «Синяя блуза» в Москве, так называемой «живой газете», получившем огромную популярность и распространение. Коллективы «синеблузников» выступали в клубах, рабочих уголках, на фабриках и заводах. Одетые в синие блузы, они задорно исполняли фельетоны, частушки, танцы, сатирические сценки на самые злободневные темы. Содержавшийся в них революционный романтизм, сила публицистического темперамента требовали особых форм актерской игры, использования ораторских приемов. Работая в этом театральном коллективе, она получила огромный опыт, как творческо-художественный, так и организационный. Именно здесь укрепилась мечта Екатерины Дмитриевны стать актрисой, и в 1926 г. она поступает в Государственный институт театрального искусства. Педагогом курса, где она училась, был Василий Васильевич Лужский, актер Московского художественного театра. Это был друг и соратник К.С. Станиславского, и все, что он обрел у Большого мастера, В.В. Лужский передавал своим ученикам. Василий Васильевич постепенно раскрывал основные законы творческого процесса режиссера и актера, помогал осознанно овладевать творческим методом, способствовавшим созданию на сцене жизненно правдивых образов. Вместе с тем педагог учил, что главная суть актерского искусства - это умение действовать в образе, в предлагаемых обстоятельствах. Впоследствии, многие ее ученики с гордостью отмечают, что она заложила в них дух Московского художественного театра, именно Екатерина Дмитриевна научила достигать большой выразительности и тонко раскрывать психологию героев в речевом разговоре [3, 5, 6]. Весь выпуск студентов был направлен в филиал театра Вахтангова, где Екатерина Дмитриевна проработала недолго, потому что в феврале 1932 г. она выехала в г. Верхнеудинск вместе с маленькой дочерью Татьяной и Александром Васильевичем Миронским - мужем и сокурсником. А. В. Миронский сразу же включился в работу по организации Бурятского драматического театра, став одним из режиссеров. Также он вел занятия по актерскому мастерству в техникуме искусств, где работала и Е. Д. Миронская-Прозорова. Из воспоминаний Екатерины Дмитриевны: «Республика была молодая. Мы начинали практически все с нуля, и это вызывало чувство глубокого интереса и ответственности. Я с увлечением работала и в театре, вместе с приезжими режиссерами и актерами – мастерами русской сцены, а также и в театрально-музыкальном училище: преподавала «Мастерство актера», «Сценическую речь», «Сценическое движение». Это было серьезное воспитание бурятской и русской молодежи, которые осуществили поставку первого спектакля «Барьер» (пьеса написана А. Шадаевым, в соавторстве с А. Миронским)» [4]. Когда Е. Д. Прозорова была назначена директором, еще шла война. На фронте и в тылу люди самоотверженно воевали, трудились, не осознавая, что ежедневно совершали грандиозные подвиги, каждый на своем месте. Помимо учебных занятий, у молодого директора появилось много новых забот. Необходим был осуществить ремонт общежития, учебного корпуса, а для этого надо было найти и нанять работников, достать материалы, инструменты. Нужно было организовать быт учащихся, обеспечить печное отопление общежития и здания училища. Как правило, ездили на лесозаготовки сами работники и студенты училища. Для этого директор добивался выделения участка леса для рубки, искал и организовывал поездку рабочих. Еще нужен был транспорт для вывозки этого леса, и в этих сложных ситуациях актриса русского драматического театра показала «недюжинную организаторскую хватку» [3]. В послевоенные годы театрально-музыкальное училище возвращалось к прежнему ритму работы. Уже к 1949 г. контингент учащихся достигал 156 человек. В его структуре присутствовали следующие специализации: струнное (скрипка, альт, виолончель, контрабас); духовое (флейта, гобой, кларнет, туба, тромбон, валторна, туба); фортепиано; народные инструменты (баян); вокальное; дирижерско-хоровое; хоровое; режиссерское (для самодеятельных театров). Необходимо уточнить, что в связи с условиями военного времени группа учащихся бурят-монгольского национального отделения при Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени хореографическом училище продолжила учебу в Бурят-Монгольском училище. Это был единственный выпуск хореографического отделения из 6 человек. Внутренний такт, строгость, справедливость и вместе с тем бесконечная доброта, широкая культура позволяли Екатерине Дмитриевне постоянно находиться в гуще событий, быть начинателем многих интересных дел и событий. Одним из таких событий было организация проведения регулярных концертов. Скромно написанные от руки афиши приглашали не только старших коллег из театров г. Улан-Удэ, но и жителей города. Для студентов и для педагогов это было волнительно, с одной стороны, а с другой, ответственно, поскольку зал всегда был переполнен. И какие это были выступления! Академические концерты (контрольные и отчетные), которые проводились ежемесячно, мог посетить любой желающий. Их постоянными слушателями становились дирижеры и солисты оперного театра: они следили за профессиональным ростом студентов, как инструменталистов, так и вокалистов. Особой притягательностью обладали отчетные концерты преподавателей, где студенты могли увидеть и услышать высокий профессиональный уровень педагогов, и после которых, конечно, стремились этого достичь. По музыкально-исполнительским специальностям итоговый государственный экзамен проводился в форме публичного концерта [4]. Другим новаторским начинанием Е. Д. Миронской-Прозоровой, стала организация т.н. «оперной студии». У обучающихся на вокальном отделении она вела класс сценического актерского мастерства. Ею были поставлены сцены и фрагменты из опер: «Русалка» А. Даргомыжского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Волшебная флейта» и «Дон-Жуан» В. Моцарта, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского и др. Выпускница дирижерско-хорового отделения 1955 г., заслуженная артистка РБ Любовь Михайловна Литвинова вспоминая те годы, отмечает, что в этих сценах из опер выступали лучшие студенты. В опере «Русалка» А. Даргомыжского партию Ольги пела М. Коменяк, Л. Простокашина, Княгини – Т. Бужеева, Князя – К. Миткинов, А. Трухин, в опере «Евгений Онегин»: Онегина – Б. Титарев, Ю. Соболев, Ленского – К. Миткинов, Л. Козлов, Ольги – Л. Еранская, Татьяны – Л. Красильникова, в опере «Дон-Жуан»: Командора – Н. Литвинов, Анна – Д. Карпинская, в опере «Волшебная флейта»: Папагено – Н. Литвинов, его возлюбленная Папагена – Э. Мытник, в комической опере «Запорожец за Дунаем»: Одарка – П. Семенова, Карась – Н. Литвинов [4]. Многие из студентов-актеров «оперной студии», впоследствии получив высшее вокальное образование в консерваториях страны, стали солистами Бурятского государственного театра оперы и балета и преподавателями в родном музыкальном училище, Восточно-Сибирском государственном институте культуры, педагогическом училище. Еще в первые годы работы с учащимися театрального отделения в педагогической практике четко обозначилось стремление Е. Д. Прозоровой к всестороннему развитию своих подопечных. Федор Семенович Сахиров, главный режиссер Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева, выпускник 1949 г. запомнил своего педагога удивительно красивой женщиной, с аккуратно уложенной прической. «На первых этапах занятий по сценической речи студентов учат правильно брать и расходовать дыхание. Для меня это было целое открытие. Приложив руку к моему животу, она попросила сначала дышать медленно, потом чуть быстрее, и тогда я понял, что дыхание находится именно здесь, и узнал, что такое диафрагма. Екатерина Дмитриевна уделяла этому много внимания» [6]. Как талантливого, чуткого педагога по сценической речи вспоминает и другая выпускница 1949 г. Полина Васильевна Шапова: «На вступительном экзамене в 1944 г. читала А.С. Пушкина. Из первых моих слов Екатерина Дмитриевна сделала вывод: «Это готовый голос для диктора». И с самого первого курса начала готовить меня как ведущую правительственных концертов, на которых я выступала в течение 16 лет. Проработав много лет в Бурятском культурно-просветительном училище, а затем в Восточно-Сибирском государственном институте культуры, я убедилась, что не каждый актер может представлять художественное слово. Надо очень много читать, память должна быть блестящей, надо много выступать. Екатерина Дмитриевна привила мне любовь к А. Пушкину, М. Лермонтову, В. Маяковскому, К. Симонову, современным поэтам. А как она подготовила со мной «Данко» М. Горького, а с Федей Сахировым – «Песню о соколе». Мы читали без сокращений, и чтоб удержать внимание слушателей нужно было мастерство. В этом заслуга педагога» [5]. С удивительной тонкостью и остротой воспринимая поэтические тексты, Екатерина Дмитриевна помогала начинающим чтецам выявить в них глубинный подтекст. И речь могла идти не только о предельно чутком проникновении в авторский замысел, но и стремлении как бы расширить его, то есть нащупать те пути, которые связывали сочинения с высокими традициями прошлого и одновременно сближали его с требованиями того времени. Поэтому каждое из таких сочинений с помощью замечательного педагога обретало классическую ясность и вместе с тем остросовременную окраску, что позволяло на одном дыхании воспринимать эти стихи [5, 6]. У каждого педагога в жизни бывает «звездный» выпуск и у Екатерины Дмитриевны таким стал выпуск 1949 г., среди которых выдающиеся для бурятской культуры люди: Валентина Найдакова - доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии наук высшей школы, заслуженный работник культуры Бурятской АССР, заслуженный деятель науки Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР; Василий Найдаков - ученый-филолог, организатор науки, доктор филологических наук, профессор, специалист в области истории бурятской и монгольской литературы и театра, теории литературы народов РФ; Фёдор Сахиров - заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР; главный режиссер Бурятского академического театра драмы (1965-1983), профессор; Гунга Чимитов - бурятский российский поэт и переводчик, народный поэт Республики Бурятия, Полина Шапова – народная артистка Бурятской АССР, профессор. Они едины во мнении, что их любимый педагог принадлежала к числу Больших мастеров, у которых предельно развито чувство ответственности за то дело, которому отданы силы и знания. Валентина Цыреновна Найдакова вспоминает рассказ Веры Дашиевны Лыгденовой, заслуженной артистки РФ, выпускницы театрального отделения: «юные бурятские девушки, приехавшие из сельской местности, впервые надев европейские платья и обувь, под руководством педагога делали первые робкие шаги на сцене. Необходимо отметить, что в те годы еще не хватало сценических костюмов, не говоря и о концертных. Екатерина Дмитриевна, не задумываясь, приносила свои платья и подгоняла для начинающих актрис» [3]. В училище тех лет работали высококвалифицированные преподаватели, в чем немалая заслуга Е. Д. Прозоровой – руководителя образовательного учреждения. Недолгое время в училище преподавал Николай Васильевич Демидов, влияние которого на творческое становление актеров бурятского театра огромно. Друг и соратник К. Станиславского, он помог студентам третьих и четвертых курсов театрального отделения освободиться от чрезмерной аналитичности и рационализма, воспитывал, расширяя и углубляя понимание актерской психотехники. Также работали и другие выдающиеся педагоги: Михаил Сергеевич Арсеньев, Иван Елизарович Миронов, Зинаида Константиновна Красовская, Федор Сергеевич Иванов, Борис Борисович Болдырев, Рихард Августович Андрус и многие-многие другие. Особые слова признательности выпускники тех лет говорят о Михаиле Максимовиче Засорине, завуче, «первом помощнике» Екатерины Дмитриевны, преподавателе русского языка и литературы. Е. Д. Прозорова всегда жила судьбами студентов, бережно и чутко к ним относилась, до самого окончания училища студенты не выпадали из сферы ее контроля. В те трудные военные и послевоенные годы, она понимала, что, то небольшое денежное довольствие – стипендия и продуктовые карточки (до 1948 г.) были жизненно необходимым для студентов, большинство которых приезжали из сельской местности, из отдаленных районов. Если студенты получали неудовлетворительные оценки, пропускали занятия или совершали иные проступки, то лишение денежного довольствия - это было самое строгое взыскание, после чего следовало отчисление. Екатерина Дмитриевна всегда чувствовала огромную ответственность за обучающихся юношей и девушек, поскольку это были кадры для профессионального бурятского искусства. Зная способности, работоспособность каждого, она правильно распределяла своих выпускников: либо для дальнейшего продолжения обучения в высших учебных заведениях искусства, либо для работы в учреждениях культуры. Наверное, от ее мудрого воспитания выпускники училища стали высококвалифицированными и высоконравственными специалистами. Сколько огромного труда было вложено в работу, сколько терпения, выносливости, мужества и воли было проявлено в сложных ситуациях, сколько творческих сомнений одолевало ее и вместе с тем с каким умением, с какой внутренней собранностью она решала встававшие перед ней задачи. На каждом этапе жизненного пути, во всех ситуациях, особенно при столкновении с проблемами, Екатерина Дмитриевна неизменно проявляла мужество, упорство, целеустремленность. Речь идет, казалось бы, о чисто человеческих достоинствах, но все они (достоинства) органично входят в творческий облик руководителя и отразились в ее учениках. References
1. Arkhiv Muzeya istorii Buryatii. Iz zapisei v trudovoi knizhke V.D Obydennoi.
2. Arkhiv Kolledzha iskusstv im. P.I. Chaikovskogo 3. Interv'yu s V.Ts. Naidakovoi 4. Interv'yu s L.M. Litvinovoi. 5. Interv'yu s P.V. Shapovoi. 6. Interv'yu s F.S. Sakhirovym. 7. Kul'turnoe stroitel'stvo v Buryatskoi ASSR (1917-1981) : Dokumenty i materialy / [Sost. G. L. Sanzhiev i dr.].-Ulan-Ude : Buryat. kn. izd-vo, 1983.-537 s. 8. Lichnyi arkhiv E.D. Prozorovoi 9. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Buryatiya, f.1512, op.1, d.25, l.17. 10. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Buryatiya, f.1512, op.1, d.47, l.87. 11. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Buryatiya, f.248, op.20, d.122, l.68. 12. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Buryatiya, f. 955, op.1, d.14, l.1-4. 13. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Buryatiya, f.955, op.1, d.263, ll.1-5. 14. Naidakova V. Ts. Buryatskii sovetskii dramaticheskii teatr / V. Ts. Naidakova. – Ulan-Ude : Buryat. kn. izd-vo, 1974.-276 s. 15. Naidakova V. Ts. Teatral'nye portrety : Aktery Buryat. akad. teatra dramy im. Kh. Namsaraeva / V. Ts. Naidakova.-Ulan-Ude : Buryat. kn. izd-vo, 1984.-144 s. : 24 l. il.; |