DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.19826
Received:
22-07-2016
Published:
17-09-2016
Abstract:
The subject of this research is the media activity as a personal quality of a modern man. The object of this research is the modern subject of culture as creator, as well as consumer of diversified information. The author reviews the activity of an individual as manifestation in various forms of behavior, lifestyle, and way of thinking. Special attention is given to the peculiarities of the path from adjustment to the circumstances of existence in the technogenic world till the critical understanding of reality; it requires demonstration of specific qualities and skills regarding the work with media information, represented by the content of the Internet resources, communication ties, and sociocultural practices. Media competence of a modern man is the key condition for the successful and accomplished self-realization in career, life, and creative work. The scientific novelty consists in determination of media activity as a fundamental characteristic of an individual of the postindustrial era. Familiarization with the media spaces opens opportunities for the new methods of work with information and preservation of humanistic ideologies within the sociocultural reality.
Keywords:
activity, mobility, media activity, media competence, media literacy, media environment, media education, sociocultural practices, postindustrial culture, subject
Активность как качество деятельности современного человека Современная культура носит деятельностный характер, который проявляется в повышенной активности субъекта в различных сферах его жизни: духовной, экономической, социальной, коммуникативной, повседневной и др. Человек XXI века – это мобильный человек (лат. «mobilis» − подвижный). Это качество позволяет ему проявлять высокую степень подвижности и быстродействие, а также в короткие промежутки времени приспосабливаться к новым условиям и обстановке. Подобная активность − одна из характерных черт человека постиндустриальной эпохи, обусловливающая его поведение, образ жизни и профессиональный рост.
Как понятие «активность» имеет широкий спектр употреблений: в психологии, философии, социологии, культурологии. Под активностью часто понимается какая-либо деятельность. Словарные определения слов «активность» и «деятельность» расходятся. В энциклопедическом словаре 2009 года деятельность − это «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества» [4]. Социокультурная деятельность человека ориентирована на достижение результата путем использования различных средств; она имеет более сложную структуру и обладает содержанием.
Активность − это качество деятельности, и оно может иметь спонтанный характер и продолжаться в течение какого-то времени. В словаре синонимов русского языка приводится такой ряд: «оживление, интенсивность, подъём, всплеск, интенсификация; инициативность, инициатива, предприимчивость, усилия, давление, напор, натиск, напористость, деловитость, расторопность, проворство, моторика, действенность, телодвижение, энергия, энергичность, стеничность, предприимчивость, наступательность, темперамент(ность), динамичность, боевитость, тонус» [3]. Синонимическое описание понятия «активность» показывает, что активность как качество проявляется в психофизиологических особенностях индивида, его социальных и деятельностных характеристиках. Проявление активности в сфере медиа Сегодня медиакультура является той сферой, где активность человека представлена максимально полно: производство, передача и восприятие информации напрямую зависят от участия субъекта. В этом смысле, активность состоит в способности субъекта порождать, воспринимать и интерпретировать тексты, транслируемые медиа. Внутри медиапространства коммуникативные отношения выстраиваются достаточно динамично. Оживленное общение как процесс влияет на поведение человека и на способы его самореализации и репрезентации в культуре. Границы внешнего мира стали условно проницаемы, так как информация обрела статус доступной, а пространство как физическое измерение утратило свою значимость.
Медиареальность делает современного человека зависимым от постоянного круговорота информации. Он является ее производителем и потребителем одновременно, а также становится «массой» в деперсонализированном пространстве медиа: у него не возникает необходимости прикладывать усилия для переработки информации и оказывать сопротивление ей. По словам В.В. Савчука, «личное восприятие нарушает адекватную передачу и равномерное бесперебойное сообщение» [11, с. 236]. Медиареальность поглощает человека, растворяет его в знаковых структурах, но в то же время открывает новые перспективы для осуществления некоторых видов деятельности. Информационная насыщенность, мобильность и активность человека постиндустриальной культуры оказывают мощное влияние на личностное развитие субъекта и требуют выработки необходимых качеств, отвечающих за сохранность своего «Я» и позволяющих противостоять мощному напору медиасреды. Классификация активностей В современных гуманитарных исследованиях активность, как правило, соотносится с образом человека информационной эпохи, живо реагирующего на происходящие события, выражающего свое отношение к ним, использующего для этого актуальные возможности и практики. Например, И.М. Дзялошинским выделены такие виды «активностей»:
- ведущая активность (например, трудовая, политическая или гражданская);
- коммуникационная активность, направляющая энергетику личности на поиск связей и контактов, необходимых для реализации ведущей активности;
- медиаактивность, управляющая действиями индивида по поиску (или производству) информации в медиасфере [5, с. 61].
И.В. Жилавская предлагает классификацию активности, в основу которой положены сферы человеческой жизнедеятельности и самореализации личности: профессиональная активность, общественная активность, межличностная активность и два вида «сервисных активностей», обслуживающих предыдущие [6]. Основное внимание автора сосредоточено на характеристике проявления активности в современной молодежной среде. В то время, как этим качеством обладает не только молодое подрастающее поколение, но и все возрастные группы, испытывающие влияние информационной среды. Медиаактивность и медиаграмотность Анализ проявления активности в социально-культурных практиках соотносится с определениями медиаактивности и медиаинформационной грамотности как важном факторе личностной и социальной адаптации к окружающей действительности.
В мировой практике сложился тип медиаграмотной личности, обладающий набором медиакомпетенций: «…по-настоящему медиаграмотный человек − это тот, кто не только понимает, что стоит за сообщениями, которые он получает, но тот, кто также может создавать качественный контент и распространять его в различных формах, становясь частью большого общественного диалога» [4].
Медиаактивный человек − рефлектирующий потребитель медиапродуктов, способный организовывать контент (тематические группы, медиасобытия, медиапроекты) и вступать в коммуникацию, используя современные гаджеты и технологии. Медиаактивность предполагает умение оперативно получать, систематизировать, воспринимать и оценивать информацию из разных медийных каналов. Проявление медиаактивности сегодня является залогом успеха межличностного общения, состоятельности в профессиональной сфере и конкурентоспособности − в общественной, потому что уровень диалога разных субъектов должен достигать примерно одного уровня и НЕ должен сводиться исключительно к частотному использованию технических средств и способов восприятия и трансляции информации.
Медиаактивность не тождественна медиаграмотности, и ее можно отследить по следующим формам: поиск информации, получение «ответов» на созданный запрос, потребление/применение, передача информации, производство продукта/создание своего текста, распространение информации. Каждая из форм может быть представлена разной степенью проявления активности субъекта. Мы согласимся с И.В. Жилавской, что безусловной характеристикой медиаграмотной личности является ее умение свободно использовать все формы. Чем выше уровень медиаграмотности человека, тем большая свобода творчества и медиаактивности им проявляется.
Как положительный момент американский психолог Л. Розен отметил возросшую способность «поколения I» (Internet Generation) к многозадачности: дети и подростки XXI века одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотки, делая при этом уроки. Обратная сторона таких возможностей – это гиперактивность, рассеянность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст [1, с. 11-13]. Они моментально переключаются. И образом Юлия Цезаря уже никого не удивить. Однако при такой мобильности у человека не остается времени на «остановку», чтобы осмыслить информацию. Физиологически, как и психически, организм современного человека работает в режиме постоянных перегрузок, не оставляя возможности для человека сосредоточиться на духовных ценностях.
В качестве защитного механизма от информационных и психологических перегрузок выступает клиповое мышление. И в этом его положительная роль. Восприятие в стиле «зеппинг» позволяет человеку создавать такие образы, которые состоят из обрывков информации и осколков впечатлений, не требуют подключения воображения, рефлексии, осмысления и находятся в режиме постоянной «перезагрузки» и «обновления» информации [12, с. 3]. И это распространяется не только на поколение современных детей и молодежи, но и на старшее. Исключительным иммунитетом на клиповое восприятие реальности и клиповое мышление не обладает никто, но противостоять ему можно. Тоффлер, описавший феномен «клиповой культуры», рассмотрел и явление «блип-культуры», («blip» – выброс сигнала), означающего фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире, возникающих у постоянных потребителей аудиовизуальной электронной информации в условиях ее демассификации [14]. В результате, у человека утрачивается способность целостного восприятия реальности. Грань между обозначенной пользой клипового мышления и его негативным воздействием на духовность, гуманистические ценности и смыслы очень зыбка. Социально-культурные практики, репрезентирующие медиаактивность Актуальным местом самореализации человека являются массовые коммуникации, и Интернет-пространство, и социальные сети, и т. д. Форма комментариев, любопытных для чтения пассажей, созданных текстов и картинок для поднятия рейтингов и т.п. востребована как развлечение. Например, в «Одноклассниках» можно оценивать и комментировать фото и статусы, которые не всегда являются авторскими и «гуляют» в сети уже долгое время. Очевидным это становится, когда срабатывает «принцип пяти рукопожатий» и информация подается уже несколько иначе: либо «старый» текст с «новой» картинкой, либо наоборот. Есть виртуальные сетевые помощники в виде таких же пользователей, которые помогают отвечать на вопросы школьного домашнего задания и т.п. либо самим школьникам, либо их родителям. За количество данных «консультаций» на сайте присваиваются баллы, от количества которых зависит рейтинг и звание – от «новичка» до «гения» и «оракула». Следить за качеством информации и ее достоверностью не является первоочередной задачей организаторов «mail.ru».
Несомненным плюсом такой коммуникативной активности становится организация пространства межличностного сетевого взаимодействия, где человек общается с разными людьми, обменивается опытом, находит ответы на свои вопросы. Например, людям, находящимся на интернет-портале «mail.ru», можно предложить тему для обсуждения или задать вопрос, на который будут предложены самые разные ответы: от ссылок на словари до самостоятельных объяснений и рассуждений. Выбор варианта ответа остается за спросившим. Границы такого общения размыты и проницаемы, и восприятие другого, чужого голоса как равного собеседника создает иллюзию состоявшегося коммуникативного акта. И в этом видится минус, так как гораздо легче согласиться и принять готовый ответ на заданный вопрос, чем осуществить самостоятельный поиск информации, подвергнуть ее верификации и на основе этого создать свой текст. Подобный вид активности не всегда характеризуется качеством и смысловой достаточностью и в большей степени является реакционной (неосмысленной).
А.В. Федоровым разработано понятие медиакомпетентности личности, которое определяется как «совокупность ее (личности – Н.С.) мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/ деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [16, с. 54]. Медиакомпетентность, с точки зрения А.В. Федорова, органично включает в себя медиактивность/медиадеятельность как важный показатель комплексного результата процесса медиаобразования [15, с. 115].
Сегодня распространенной формой реализации медиаактивности в образовательном пространстве являются on-line журналы, газеты, проводимые конкурсы, позволяющие оценить творческую самореализацию и медиаграмотность детей. Например, газета «Созвездие» [13] в Екатеринбурге, где авторами являются школьники от 10 до 18 лет. Основная цель газеты − создание единого информационного поля для участников образовательных отношений города Екатеринбурга. Ребята пробуют себя в разных профессиональных направлениях: главный, художественный, выпускающий редактор, корректор, наставник и др. Газета для них является площадкой для дискуссий и способом быть услышанным, местом для самоопределения и личностного развития.
Сайт межшкольной электронной газеты «Школдень» [8] (школы Бийска Алтайского края) обращен не только к школьникам, но и ко всем тем, кого интересует школьная жизнь. На страницах этого веб-ресурса представлены и новости, и газеты разных школ, и конкурсы, и тесты, и видеоматериалы, и мастер-классы. Отличительная особенность этой газеты − реализация принципа межсетевого взаимодействия. Тесное сотрудничество учителя математики, иностранного языка, библиотекарей и учащихся являет собой пример школы, где важным моментом становится не трансляция знаний, а помощь в определении пути к знаниям, в профессиональном самоопределении и поиску себя в многогранном мире. Цель газеты сформулирована так, что отражает содержание качества медиаактивной личности, медиакомпетентости и задачи медиаобразования: «развитие коммуникативных способностей у школьников, формирование умений у молодёжи выражать личную точку зрения и отстаивать гражданскую позицию, а также дополнительное образования по программе "Введение в журналистику" при помощи дистанционно-образовательных технологий» [8].
Уроки по созданию мультфильмов тоже являются способом проявления медиаактивности. Например, в школе из Свирска ребята создали мультфильм «О чем рассказало полотенце» [10]. В этом случае практика по созданию киноистории выходит за пределы школьного пространства и привлекает других участников: Музей истории города Иркутска и художественную школу, что является немаловажным достижением в развитии интереса у детей к истории, к музейным экспонатам, к творчеству. Современные школьники уже сами могут снимать сюжеты на интересующие их темы, что представляет собой осознанное и осмысленное творчество медиапродукта.
Формой самовыражения является и фестиваль Детского Анимационного Творчества «МультFEST» [9] (2012 г.), где участниками являлись взрослые и дети, актеры, режиссеры и начинающие авторы. Использование средств и приемов медиа в креативных целях формирует у участников умение работать с информацией, транслировать ее в визуальных и аудиальных образах, создавать контент и обеспечивать репрезентативную активность медиапродукта, проявляя свое авторское видение и творческое начало. Подводя итоги Молодежь как социальная группа привлекает исследователей не только потому, что она наиболее ярко отражает формы и стиль постиндустриальной культуры, но и являет собой важное звено связи поколений. И говорить только о молодежи как носителе определенных идей и смыслов, было бы несправедливо. Со-трудничество, со-творчество, диалог разных возрастных групп (родителя и ребенка, учителя, наставника и ученика) есть те действия, которые могут противостоять реакционной, неосмысленной активности и обеспечить медиаграмотное поведение в условиях информационной среды. Такое проявление медиаактивности выполняет и образовательные задачи, и раскрывает творческий потенциал субъектов образования, и играет положительную роль в трансляции информации и ее критическом осмыслении… Даже при таких характеристиках, как техногенность современной культуры, высокая скорость информационных потоков, мобильность и большой набор социальных ролей не исключает необходимости сохранять духовно-нравственные основы человеческого бытия. На пути к формированию медиаграмотного поколения стоит следовать основному принципу восприятия реальности − мыслить, создавать новые тексты, быть со-творцом и транслировать полученное в соответствии с гуманистическими эталонами поведения в обществе даже в бездушном технезированном мире.
Статья подготовлена в рамках
госзадания №2014/392 НИР №1881
References
1. Larry D. Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. – Palgrave Macmillan, 2007. 258 p.
2. Veis Dzh. Mediagramotnost' v tsifrovuyu epokhu. URL: http://ijnet.org/ru/stories/236025 (data obrashcheniya 15.04.2015).
3. Deyatel'nost' // Slovar' russkikh sinonimov. URL: http://enc-dic.com/synonym/Aktivnost-32239.html (data obrashcheniya 10.07.2016).
4. Deyatel'nost' // Entsiklopedicheskii slovar'. 2009. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/75068/%D0%94%D0%95%D0%AF%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC (data obrashcheniya 10.07.2016).
5. Dzyaloshinskii I. M. Media i sotsial'naya aktivnost' molodezhi // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. № 9. 2009. S. 59 – 65.
6. Zhilavskaya I. V. Mediaaktivnost' molodezhi kak faktor mediaobrazovaniya // URL: http://mic.org.ru/4-nomer-2012/150-(data obrashcheniya 11.07.2016)
7. Kirillova N. B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu / N. B. Kirillova. – 2-e izd., pererab. i dop. – M. : Akademicheskii Proekt, 2006. 448 s.
8. Mezhshkol'naya elektronnaya gazeta «Shkolden'». URL: http://schoolday1.ucoz.ru/ (data obrashcheniya 12.07.2016).
9. Mul'tfil'my rukami detei // Zdorov'e shkol'nika. Vse o detyakh ot 5 do 17. 04.04.2012. URL: http://www.za-partoi.ru/news/project/770.html (data obrashcheniya 12.07.2016).
10. Ryutina I. Shkol'niki iz Svirska sami narisovali mul'tfil'm i ozvuchili ego // Komsomol'skaya pravda. 26.04.2012. URL: http://www.irk.kp.ru/daily/25875.4/2839168/ (data obrashcheniya 12.07.2016).
11. Savchuk V. V. Mediareal'nost'. Mediasub''ekt. Mediafilosofiya. // Mediafilosofiya 2. Granitsy distsipliny. / pod red. V. V. Savchuka, M. A. Stepanova − SPb: Izd-vo SPbFO 2009. S. 226 − 242.
12. Semenovskikh T. V. Fenomen «klipovogo myshleniya» v obrazovatel'noi vuzovskoi srede // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». Vypusk 5 (24), sentyabr' – oktyabr' 2014. URL: http://naukovedenie.ru (data obrashcheniya 04.03.2016).
13. Sozvezdie. Gazeta shkol'nikov Ekaterinburga. URL: http://ekbsozvezdie.3dn.ru/ (data obrashcheniya 12.07.2016).
14. Toffler E. Shok budushchego: per. s angl. – M.: AST, 2002. 557 s.
15. Fedorov A. V. Media, mediaaktivnost' i mediaobrazovanie // Mediaobrazovanie. № 3. 2013. S. 111 – 116.
16. Fedorov A. V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. M.: Izd-vo MOO VPP YuNESKO
|