Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Ovanesyan I.G.
Upbringing of the youth based on the revolutionary traditions in the practice of Komsomol of the late 1950’s
// Genesis: Historical research.
2016. № 4.
P. 107-121.
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.4.19694 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=19694
Upbringing of the youth based on the revolutionary traditions in the practice of Komsomol of the late 1950’s
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.4.19694Received: 09-07-2016Published: 31-08-2016Abstract: This article makes an attempt to determine from the current perspective the reason why particularly in the late 1950’s we can observe a growing interest of the Komsomol leadership towards the upbringing of the youth based on revolutionary traditions, as well as define its specificities and in which way such experience can be didactic. Special attention is given to the establishment of military-patriotic upbringing as one of the priority directions in the activity of Komsomol, and propaganda of the advanced practices in unity with respect to the revolutionary past. The work of the Komsomol is assessed primarily from the government and general human positions. Komsomol is being views as the original Soviet “department of youth affairs”, interlink between the government and the youth. It is demonstrated that in the 1950’s Komsomol has established a new approach: to revive the memory of the past of fathers, mothers, and brothers was the foremost responsibility of each initial Komsomol organization, as well as each district or municipal committee of Komsomol. The author believes that the principle of unity of educating the youth based on the traditions of the past, heroic spirit of the present, and ideals of the future in many aspects remains relevant even today. At the same time, it is highlighted that turning to the past, we should focus not on the destructive, but constructive traditions. Keywords: Communism, Daily labor, Civil war, Upbringing, Propaganda, Revolutionarism, Political culture, Traditions, Komsomol, Youth
В последние годы отечественные и зарубежные исследователи предпринимали неоднократные попытки рассмотрения различных аспектов идейно-политического воспитания молодежи 1950-х годов [1-11]. Причем было показано, что и в конце 1950-х годов политико-воспитательная работа воспринималась неотъемлемо от задач политического контроля [8; 10]. К. Уль продемонстрировала интенсивность морального контроля над молодежью через официальный дискурс эпохи «оттепели», выделила доминирование в восприятии «оттепельного» поколения взгляда на изучаемое время как на решающий этап, когда можно реализовать считавшиеся до этого невыполнимыми проекты [11]. Именно К. Уль, В. А. Ванин и А. А. Слезин восстановили исследовательский интерес к такой, казалось бы, забытой теме, как воспитание молодежи на революционных традициях [8; 11]. В данной статье мы с современных позиций пытаемся выяснить, почему именно в конце 1950-х годах возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к данному направлению работы, в чем особенности комсомольского воспитания молодежи на революционных традициях в конце 1950-х годов, чем поучителен данный опыт. Изучение документов центральных и местных архивов, интервьюирование ветеранов показало, что особую тревогу партийных и комсомольских идеологов вызывало то, что в отличие от предыдущих поколений молодежи многие юноши и девушки 1950-х годов не только не испытали лишений и трудностей, но и не имеют представлений, какой ценой были добыты многие советские достижения. «Некоторые юноши и девушки проявляют иждивенческие настроения, хорошо усвоив свои права, забывают об обязанностях перед обществом, требуют от государства много, а дают ему мало,» – говорилось в постановлении пленума ЦК ВЛКСМ, состоявшегося в феврале 1957 г.[12, с. 89]. Комсомольские организации нацеливались «проявлять еще больше нетерпимости ко всем проявлениям эгоизма, иждивенчества, хулиганства» [13, д. 10972, л. 37]. Причем эти проявления по-прежнему воспринимались как черты старого мира, для которого якобы было характерно «бессмысленное прозябание какого-нибудь мещанина, обывателя»[13, д. 10972, л. 38]. Провозглашалось, что «в нашей стране нет условий и почвы для обывательщины, человеконенавистничества и других отвратительных черт, порождаемых капитализмом» [13, д. 10972, л. 38]. Отсюда выводилась задача самой решительной борьбы со всеми проявлениями «пережитков капитализма»: «Буржуазная пропаганда, которая просачивается к нам по самым различным каналам, стремится идейно растлить и морально изуродовать молодежь, навязать ей низменные вкусы и взгляды» [13, д. 10972, л. 39]. Примечательно, что ЦК ВЛКСМ даже пьянство по-прежнему оценивал как «позорный и вредный пережиток помещичье-буржуазного строя» [14, д. 949, л. 2 об.]. Невооруженным глазом видны «перегибы» в комсомольской борьбе с «пережитками прошлого» в повседневной жизни молодежи. Например, серьезной критике было подвергнуто студенческое «увлечение свадьбами». Как компрометирующие комсомольскую организацию института им. И.В. Мичурина, подавались факты коллективного участия комсомольцев в студенческих свадьбах [15, д. 1358, л. 7-8]. С ошибками воспитательной работы связывались студенческие увлечения джазом, «легкими песенками, музыкальными произведениями» [15, д. 1358, л. 8]. В качестве образца безыдейной поэзии, например, цитировались такие строки: «Стоит береза грустная / В поле на ветру, / Роняя лепестки лиловые / В ночь и поутру./ Смотрю я на березоньку, / На белый стан ее, / И грустно мне становится, / Не знаю, отчего». Приводя в пример данное стихотворение, секретарь Тамбовского обкома КПСС подчеркивал: «В последнее время из-под пера некоторых, особенно начинающих поэтов, идет целый косяк этаких пустых, развлекательных, убаюкивающих стишков, этакое чириканье, которое никак нельзя принять на идейное вооружение народа». Называя стихи «слюнтяйской лирикой», партийный лидер провозгласил: «Нам нужно закалять сталь, а подобными кисейными стишками стали не закалишь!» [13, д. 10972, л. 29]. Художников критиковали за то, что они «в своем творчестве больше увлекаются пейзажами, натюрмортами и почти не создают тематических монументальных полотен»[13, д. 10972, л. 29]. Резкой критике были подвергнуты художники, работавшие над оформлением церквей. Бурю негодования вызвало позирование художнику обнаженной женщины [13, д. 11156, л. 36]. Мичуринский городской драматический театр и его комсомольская организация неоднократно подвергались критике за неумелый подбор репертуара. В частности, суровой критике была подвергнута постановка пьесы С. М. Богомазова и С. М. Шатрова «Неземное созданье»: «Большинство персонажей этой пьесы — это бездельники, показанные не в труде, а в интригах, любовных томлениях» [13, д. 10972, л. 28]. Тем не менее, в целом необходимо положительно оценить деятельность комсомола, направленную на повышение ответственности членов ВЛКСМ за поведение своих товарищей в общественных местах, на работе, в семье. Провозглашался следующий подход: «Нельзя мириться с теми, кто равнодушно взирает на факты аморальных проявлений и тем самым потворствует нарушителям общественного порядка» [16, с. 57]. Комсомол стремился создать атмосферу нетерпимого отношения к тем, кто допускает антиобщественные поступки, обсуждать их на собраниях, критиковать в печати. Улучшение идейно-воспитательной работы воспринималось как главное средство в борьбе с антиобщественными нарушениями среди молодежи. Как долг комсомольских организаций воспринималось привитие молодежи нравственных норм («умение жить и работать по-коммунистически»), твердых навыков соблюдения дисциплины и правил поведения в школе, учебных заведениях, в семье, на улице и общественных местах. В конце изучаемого периода совместно с отделениями обществ по распространению политических и научных знаний комсомольские организации довольно часто проводили беседы по вопросам морали и советского права, организовывали перед молодежью выступления работников прокуратуры, народных судей, органов милиции. Большое распространение получили такие формы воздействия на нарушителей общественного порядка как фотовитрины, окна сатиры и т.п. Комсомолом создавалась атмосфера нетерпимости к тем, кто допускает антиобщественные поступки. Вместе с тем, комсомольские газеты и журналы широко пропагандировали честные и благородные поступки юношей и девушек. Молодежная печать пыталась учить молодежь на положительных примерах, поддерживать ростки нового в жизни общества. В феврале 1957 г. пленум ЦК ВЛКСМ провозгласил задачу покончить с недооценкой работы по воспитанию молодежи на революционных и трудовых традициях советского народа [12, с. 92]. Идея была развита на пленумах и конференциях региональных комсомольских организаций. Например, в марте 1957 г. в докладе на пленуме Тамбовского обкома ВЛКСМ подчеркивалось: «Воскресить память о прошлом наших отцов, братьев, матерей — первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ» [15, д. 1336, л. 8]. Комсомольским организациям было поручено «завести памятные уголки о героях прошлых лет, о тех, кто завоевал нам счастливую жизнь» [15,д. 1336, л. 8]. В комсомольско-молодежных изданиях появились рубрики, материалы которых были призваны осуществлять воспитание молодежи на революционных традициях. При ЦК ВЛКСМ был организован клуб революционной славы. В конце 1950-х годов в нем было проведено около 2 тысяч встреч с ветеранами с участием 400 тысяч юношей и девушек [14, д. 1029, л. 32]. По всей стране все чаще организовывались выступления перед молодежью старых коммунистов, ветеранов Гражданской войны и коллективизации, участников Великой Отечественной войны. Так, в колхозе им. М. Горького Юрловского района Тамбовской области на базе клуба комсомольцы провели вечер «Наше село за 40 лет Советской власти», где выступали старые коммунисты колхоза [13, д. 11143, л. 81]. Не сумел вместить всех желающих клуб в селе Лысые Горы Тамбовской области, когда местные комсомольцы проводили вечер – чествование заслуженных колхозников [13, д. 1113, л. 87]. В городе Свердловске в 1957 г. было проведено 1400 встреч молодежи со старыми коммунистами [18, д. 57, л. 18]. Во многих сельских клубах традиционными стали вечера встречи трех поколений. При многих заводских, районных, городских комитетах комсомола были созданы советы старейших коммунистов, пенсионеров, клубы комсомольской, революционной, трудовой славы. Они активно проводили беседы и встречи с молодежью в общежитиях, школах, клубах и дворцах культуры. При лекторской группе Ленинградского обкома ВЛКСМ была создана секция из комсомольцев первых лет Советской власти. К лету 1958 г. такие секции были созданы в Ленинграде и Ленинградской области при всех райкомах ВЛКСМ, в них работали 1,5 тысячи ветеранов [19, с. 328]. На Алтае в селе Солоновке организовали лекторий «Этих дней не смолкнет слава». Два лектория организовали в г. Барнауле [14, д. 843, л.9]. Широкое распространение получили комсомольские собрания, теоретические конференции и вечера, посвященные революционным и трудовым традициям своего завода, города. Комсомольские организации проводили Дни революционных праздников, факельные шествия. На многих предприятиях комсомольцы стали прилагать усилия к написанию летописей своих организаций. Многие комсомольские организации приступили к привидению в порядок братских могил. Бюро ЦК ВЛКСМ наладило выпуск книг, брошюр, плакатов, фотовыставок на историко-революционные темы, об истории комсомола. При областных, городских и районных комитетах ВЛКСМ создавались советы по военно-патриотической работе. В соответствии с постановлением прошедшего в феврале 1957 г. VII Пленума ЦК ВЛКСМ «Об улучшении идейно-воспитательной работы комсомольских организаций среди комсомольцев и молодежи» при городских и районных комитетах комсомола создавались советы ветеранов комсомола, а также клубы революционной славы [20, с. 171]. В комсомоле утверждался новый подход: воскресить память о прошлом наших отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Широко был отмечен 40-летний юбилей комсомола. В Кемерово, например, прошел торжественный пленум обкома ВЛКСМ и закладка памятника комсомольцам Кузбасса, погибшим в годы войны (сам памятник комсомольцам Кемерово, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был открыт через 12 лет). Чтобы воспроизвести атмосферу открытия, приведем отрывок из статьи областной газеты, которая писала об этом событии: «В скорбном молчании по Советскому проспекту идут сотни и сотни участников торжественного пленума обкома комсомола, посвященного сорокалетию ВЛКСМ, старая комсомольская гвардия, ветераны гражданской и Великой Отечественной войны, пионеры и школьники, трудящиеся Кемерова … Герой Советского Союза Панженский разрезает ленту – ниспадает покрывало с гранитного обелиска. На нем ярко горят слова: «Здесь будет установлен памятник комсомольцам Кузбасса, павшим смертью храбрых в боях за Советскую Родину в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. 23 октября 1958 года» . Льется траурная мелодия революционной песни «Вы жертвою пали…». От обкома комсомола, от ветеранов войны, от городских и районных комсомольских организаций к обелиску возлагаются венки – символы вечной памяти павшим героям, торжественного обещания не пожалеть своих сил для победы коммунизма – великой цели, во имя которой отдали жизни юные защитники Родины»[21]. С марта по октябрь 1957 г. в Кемеровской области было проведено 5 тысяч вечеров революционной тематики, В них приняло участие свыше 10 тысяч старых коммунистов, бывших коммунистов, передовиков производства [14, д. 901, л. 5]. Во многих местах традиционными стали собрания, посвященные истории местных комсомольских организаций. К ним готовились стенды, рукописные журналы, стенгазеты, показывающие не только историю, но и современные достижения комсомола. С воспоминаниями выступали члены ВЛКСМ разных лет. В Татарии, Горьковской, Свердловской, Калининской и ряде других организаций подготовили книги о местном комсомоле [14, д. 901, л. 5]. С 1958 г. каждое последнее воскресенье июня стал отмечаться новый праздник – День советской молодежи. К празднику во многих комсомольских организациях готовили вечера, собрания, факельные шествия, встречи дружбы с делегациями братских республик, смотры художественной самодеятельности, физкультурные соревнования, походы, чествование победителей социалистического соревнования. Симптоматично, что ЦК ВЛКСМ подчеркивал: «Во всю эту работу должно вноситься как можно больше выдумки, смекалки, задора при самом широком использовании накопленного в комсомольских организациях опыта» [16, с. 163]. В изданном в мае 1960 г. постановлении ЦК ВЛКСМ провозгласил, что День советской молодежи должен стать праздником в каждом доме, в каждой семье [16, с. 195]. Принимались меры к расширению границ молодежного праздника: мероприятия в честь него проводили по месту жительства, во дворах, загородных местах отдыха, в садах и парках. Во многих населенных пунктах (прежде всего, в крупных городах и областных центрах) стало правилом проведение накануне Дня советской молодежи Дней памяти героев, шествий к памятникам и местам «революционных боев». Революционная героика занимала приоритетное место во всей воспитательной работе комсомола. Выступая на XXI съезде КПСС, Н.С. Хрущев, фактически обосновал это: «Наше молодое поколение не прошло той большой школы жизни и борьбы, которая выпала на долю старшего поколения. Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об эксплуатации трудящихся. Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение, героическую историю Коммунистической партии, воспитывалось на революционных традициях нашей партии, нашего рабочего класса»" [22, с. 63]. Одна из наиболее внимательных зарубежных исследовательниц советской молодежи периода «оттепели» Катарина Уль весьма точно заметила: «Подача героизма предыдущих поколений служила моделью, с которой молодые люди должны были соотносить свои нравственные суждения и поведенческие модели. Моральная инженерия, составлявшая сердцевину официального дискурса о прошлом, функционировала как инструмент мобилизации и дисциплинирования нынешней молодежи: поведенческая модель, характерная для этого дискурса, была нацелена на воспроизведение ее молодыми людьми» [11, с. 293]. По мнению К. Уль, чрезвычайная интенсивность прославления революционного прошлого («моральная инженерия») до известной степени компенсировала прямое воздействие на поведение молодежи через насилие. В обращении к героическому прошлому на рубеже 1950-х-1960-х годов она видит средство интегрировать молодое поколение в государство. Заметим также, что пропагандируя традиции прошлых лет, комсомольские организации стремились воспитывать молодежь и на современной героике. В практику комсомольской пропаганды внедрялся «принцип единства воспитания на революционных традициях прошлого, героики настоящего и коммунистических идеалах будущего» (В. Е. Семичастный) [17, д. 376, л. 73]. Характерен тезис из доклада на июльском (1958 г.) пленуме Тамбовского обкома КПСС: « В наши дни полоса революционных битв проходит там, где идет борьба за дальнейшее улучшение жизни народа. Лучшие качества подлинных революционеров проявляются у тех, кто смело ломает устаревшие методы производства, прокладывает новые пути в технике и науке. Бороться за новое, передовое в труде, упорно учиться, овладевать знаниями и опытом, закалять свою волю, быть бесстрашным и решительным, готовым по призыву партии выполнять любое задание — вот что значит быть в наше время революционером, достойным преемником традиций Великой Октябрьской социалистической революции» [13, д. 10972, л. 37]. В комсомольской работе вместе с уважением к революционному прошлому акцент все больше делался и на пропаганду современного передового опыта. В каждом клубе, красном уголке, в школах, учебных заведениях, в парках, садах, на стадионах, улицах, Досках почета вывешивались портреты передовиков. О передовиках говорили, как о продолжателях славных боевых и трудовых традиций старшего поколения. Осуществлялась широкая моральная поддержка «потомственных» свинарок, доярок, пастухов, слесарей, токарей и т.п. передовиков производства прославляли в концертах художественной самодеятельности. Преемственность между героическим прошлым и боевым настоящим демонстрировали красные уголки, доски почета, публикации местных газет. «Нашим местным поэтам, писателям, композиторам следует писать рассказы, очерки, сочинять песни, стихи, поэмы про наших передовиков. Надо славить наших лучших людей со сцены», — указывал Тамбовский обком ВЛКСМ [15, д. 1336, л.9]. Продолжалась героизация братоубийственной Гражданской войны. Осенью 1960 г. повсюду в комсомольских организациях прошли мероприятия, приуроченные к 40-летию окончания гражданской войны в СССР: вечера молодежи, встречи с участниками войны и воинами Советской Армии, читательские конференции, рассказывающие о «разгроме объединенных сил белогвардейской контрреволюции и иностранных интервентов», коллективные просмотры фильмов «о героической борьбе трудящихся под руководством Коммунистической партии за советскую власть в годы гражданской войны» [23, с. 413]. История Гражданской войны подавалась как история победителей, которые, пройдя через громадные трудности, сумели взять над белогвардейцами и иностранными интервентами. В общественном сознании молодежи Гражданская война подавалась как опасное, но увлекательное приключение. Уйти от привычных схем и шаблонов в сложившихся условиях комсомольские пропагандисты , как правило, даже не пытались. Уровень знаний о войне отнюдь не способствовал элементарным стремлениям показать драматизм и противоречия ее событий. Стоит согласиться с С. П. Волоховым в том, что официальная пропаганда отчасти способствовала и обращению молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма и партизанской борьбы. Молодые люди изучаемой эпохи, действительно, «кроме революционаризма, попросту не представляли иных форм поведения» [24, с. 382]. Именно в это время как отдельное направление работы выделяется военно-патриотическое воспитание. (Сам термин «военно-патриотическое воспитание впервые был использован чуть позже, в 1962 г., в приветствии ЦК КПСС V Всесоюзному съезду ДОСААФ [25].) Оно стало рассматриваться как систематическое и целеустремленное воздействие на сознание и поведение подрастающего поколения с целью привития ему всей совокупности морально-политических и боевых качеств, необходимых для выполнения своего долга по защите Отечества [26, с. 233]. Вместе с тем, надо отметить, что и в начале 1950-х годов большое внимание в работе комсомола уделялось пропаганде военных знаний. Правда, часто она носила казенный, однообразный характер. Так, в Щербаковском военно-морском клубе за 2 месяца 1952 г. было прочитано 18 докладов и бесед, из которых 15 на одну и ту же тему прочитаны во время прохождения приписки молодёжи в горвоенкомате [26, с. 234]. Многие лекции и доклады не давали слушателям конкретных военных, военно-патриотических и военно-технических знаний. Нередко тематика лекций и бесед с призывниками ограничивалась восхвалением роли И. В. Сталина в становлении советских вооруженных сил и их боевых успехах. Во многих местах вся лекционная пропаганда на данном направлении сводилась к нескольким темам, посвященным праздникам. Одной из наиболее распространенных форм военно-патриотической деятельности стали слёты призывников, на которых, как правило, проводились соревнования по нормативам ГТО, беседы о значении физического воспитания для воинов современной армии, демонстрировались кинофильмы. Во многих регионах традиционными стали экскурсии в воинские части и на корабли, встречи допризывников с военнослужащими, ознакомление школьников с новейшей военной техникой. Практиковались и весьма нестандартные способы пропаганды: например, сбрасывание парашютистов с последующим проведением ими докладов и бесед в сельской местности [26, с. 235]. Все активнее внедрялись в практику военно-спортивные игры. Так, в 1957 году Кировский РК ВЛКСМ Ярославской области организовал военизированную игру с участием 1600 юношей и девушек [26, с. 236]. ЦК ВЛКСМ ориентировал нижестоящие структуры «добиваться, чтобы в каждой первичной комсомольской организации систематически проводились военизированные походы, а в районных, городских комсомольских организациях – военные игры»[12, с. 344]. В 1958 году в стране широко отмечалось 40-летие Советской Армии. При активном участии комсомольских организаций проводились массовые соревнования по техническим видам спорта. Новой распространенной формой работы стали «Клубы будущего воина», в которых юноши изучали не только военное дело, но и Устав ВЛКСМ, вопросы внутренней и внешней политики, мирового коммунистического и молодежного движения. Важную роль в повышении внимания детей и юношества к изучению героической истории Отечества сыграли организованные в 1956-1965 гг. Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников (1-я экспедиция (1956–1957) была посвящена 40-летию Великого Октября, 2-я (1958–1960) – шестой пятилетке, 3-я (1961–1962) – 40-летию пионерской организации имени В.И. Ленина. Девиз 4-й экспедиции (1963–1965): «По дорогам семилетки»). Как правило, участники экспедиций выбирали для исследования краеведческую тему в форме задания от своей школы или от местных предприятий, музеев, архивов, научно-исследовательских учреждений. В конце 1959 г. в Курской области действовало более 500 экспедиционных отрядов численностью около 9 тысяч человек [27, с. 55]. Вместе с тем, в своей массово-политической работе комсомол акцентировал внимание не только на позитивных итогах развития социалистического общества, но и показывал молодежи «великие перспективы, намеченные Коммунистической партией» [16, с. 113]. Обещанные создание изобилия материальных благ, значительное повышение в ближайшие годы жизненного уровня как ничто способствовали росту энтузиазма советской молодежи. Впрочем, отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ весьма критично оценивал пропагандистскую работу на этом направлении на рубеже 1950-х-1960-х годов. Опасения вызывало то, что, рассказывая о коммунизме, пропагандисты основное внимание уделяли благам коммунизма. Это было оценено как подготовка молодежи к коммунистическому потреблению, а не к коммунистическому производству, содействие укоренению обывательской психологии (стремятся «не столько созидать своим трудом коммунизм, столько потреблять те блага, которые уже теперь социализм») [14, д. 956, л. 4]. Критике была подвергнута и односторонняя ориентация некоторых пропагандистов на воспевание прошлого. Противопоставление дел прошлых поколений послереволюционному спокойному течению событий, по этой логике, наносило «существенный вред осмыслению юношами и девушками их будничного труда, как великой революционной битвы за коммунизм» [14, д. 956, л. 7]. «Изгнание» революционности из настоящего в события прошлого в пропагандистской работе виделось фактором снижения политической активности и развития иждивенческих настроений: молодежь, которая изо дня в день слышит рассказы об отцах, которые делали революцию, якобы противопоставляет дела прошлых поколений «послереволюционному спокойному течению событий». Пропагандисты призывались разрабатывать и разъяснять понятие современного революционного действия, как действия созидательного, строительного, как трудового подвига. В конце десятилетия ЦК ВЛКСМ резко критиковал тех пропагандистов, которые убеждали молодежь, что настоящая жизнь, полная героических поступков, возможна только в условиях нарушения нормальной жизни. С подачи высших комсомольских органов именно повседневный труд подавался как важнейшее средство борьбы за коммунизм. Героику комсомольские идеологи видели именно в трудовых буднях. Надо признать, что принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . Другое дело, что опыт 1950-х убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительные, а на созидательные традиции. Кроме того, прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность. References
1. Belyaev A.A., Slezin A. A. Kommunisticheskoe «ministerstvo molodezhi» v dukhovnoi sfere zhizni poslevoennogo sovetskogo obshchestva // Politika i obshchestvo. 2009. № 12. S. 30-34.
2. Drilenko V. V. Molodezh' Khabarovskogo kraya i vlast' v period «ottepeli» 1953–1964 gg. // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2010. №2. S. 36-49. 3. Slezin A.A., Belyaev A.A. Sistema politicheskogo obrazovaniya molodezhi v rossiiskoi provintsii 1945-1954 gg. // NB: Problemy politiki i obshchestva. 2013. № 1. S.28-52. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.1.265. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_265.html 4. Vanin V. A. Politiko – prosvetitel'naya rabota provintsial'nogo komsomola v seredine 1950-kh gg. // Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2012. № 3. S. 255-261. 5. Slezin A. A., Belyaev A. A. Shkol'nye komsomol'skie organizatsii v usloviyakh poslevoennogo razvitiya: 1945-1954 gg.// Bereginya. 777. Sova: obshchestvo, politika, ekonomika. 2010. № 3 (5). S. 19-29. 6. Vanin V.A. Komsomol serediny 1950-kh gg.: vnutrennyaya zhizn' i realizatsiya vospitatel'noi funktsii (na materialakh Tambovskoi oblasti) Dis. … kand. ist. nauk. Tambov, 2013 . 250 s. 7. Gerasimova O.G. Obshchestvenno-politicheskaya zhizn' studenchestva MGU v 1950-e-seredine 1960-kh gg. : dis. ... kand. ist. nauk. M., 2008. 334 s. 8. Vanin V.A., Slezin A.A. Tendentsiya k romantizatsii v ideino-vospitatel'noi rabote komsomola v seredine 1950-kh godov // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2013. № 1. S. 73-79. 9. Aleksandrova I.N., Vlasova T.A., Ovanesyan I.G. «Govorim o novom, a nichego novogo ne delaem…»: K kharakteristike stilya komsomol'skoi deyatel'nosti na rubezhe 1950-kh-1960-kh godov // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 6. Ch. 2. S.18-20. 10. Slezin A.A. Spetsifika politiko-prosvetitel'noi raboty sredi molodezhi rossiiskoi provintsii v kontse 1950-kh godov // Politika i Obshchestvo.2014.№5.C. 598-606. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.5.12219. 11. Ul' K. Pokolenie mezhdu «geroicheskim proshlym» i «svetlym budushchim»: rol' molodezhi vo vremya «ottepeli» // Antropologicheskii forum. 2011. № 15. S. 279—326. 12. Sbornik postanovlenii TsK VLKSM (prinyatykh posle XII s''ezda VLKSM). M. : Molodaya gvardiya, 1958. 448 s. 13. Gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii Tambovskoi oblasti (GASPITO). F. P -1045. Op. 1. 14. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii Tambovskoi oblasti (RGASPI). F.M-1. Op. 32. 15. GASPITO. F. P-1184. Op. 1. 16. Sbornik postanovlenii TsK VLKSM (Yanvar' 1958 g. – yanvar' 1960 g.). M.: Molodaya gvardiya, 1960. 560 s. 17. RGASPI. F. M-1. Op. 2. 18. RGASPI. F. M-16. Op. 13. 19. Slavnyi put' Leninskogo komsomola: Istoriya VLKSM. Tom II. M.: Molodaya gvardiya, 1974. 784 s. 20. Tovarishch komsomol. Dokumenty s''ezdov, konferentsii i TsK VLKSM. 1918 – 1968. — V 2–kh tomakh. T. 2: 1941–1968. M., 1969. 496 s. 21. Komsomolets Kuzbassa. 1958. 1 noyabrya. 22. Khrushchev N.S. O kontrol'nykh tsifrakh razvitiya narodnogo khozyaistva SSSR na 1959-1965 gody. Doklad i zaklyuchitel'noe slovo na vneocherednom XXI s''ezde Kommunisticheskoi partii Sovetskogo Soyuza 27 yanvarya i 5 fevralya 1959 g. M.: Gospolitizdat, 1959. 176 s. 23. Sbornik postanovlenii TsK VLKSM (Yanvar' – dekabr' 1960 goda). M.: Molodaya gvardiya, 1961. 432 s. 24. Volokhov S. P. Molodezh' i vlast' v gody «ottepeli»: tendentsii konfrontatsii (na materialakh regional'noi istorii) // Istoriya Altaiskogo kraya XVIII – XX vv.: Nauch. i dokum. materialy. Barnaul, 2004. S. 372–387. 25. Sovetskii patriot. 1963. 23 maya 26. Bagrov S. A. Voenno-patrioticheskoe vospitanie na territorii Yaroslavskoi oblasti v 1951—1965 gg. // Nauchnyi dialog. 2015. № 12 (48). S. 232—240. 27. Tsukanov I.P. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti obshchestvennosti Chernozem'ya po sokhraneniyu istoricheskoi pamyati o Velikoi Otechestvennoi voine v 40-80-e gg. KhKh v.// Klio. 2014. №12. S. 54-57. 28. Nesterova A.A. Rol' VLKSM v organizatsii trudovogo vospitaniya shkol'nikov na rubezhe 1950-kh -1960-kh godov // Politika i Obshchestvo. - 2015. - 8. - C. 1076 - 1087. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.8.15987. 29. Ioshkin M.V., Ovanesyan I.G., Slezin A.A. Ateisticheskaya deyatel'nost' komsomola v gody khrushchevskoi "ottepeli" // Politika i Obshchestvo. - 2016. - 6. - C. 843 - 856. DOI: 10.7256/1812-8696.2016.6.15907. 30. Burakhina O. A., Slezin A. A. Ekonomicheskie itogi deyatel'nosti studencheskikh stroitel'nykh otryadov Tambovskoi oblasti // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2007. T. 13. № 1. S. 336-345. 31. Slezin A.A., Skoropad A.E. Otkrytyi vneshnii politicheskii kontrol' nad komsomol'skimi organizatsiyami v RSFSR (1918-1929 gg.) // Sotsiodinamika. - 2013. - 12. - C. 97 - 123. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.12.10702. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_10702.html 32. Slezin A.A. «Neuzheli v kommunizm voz'mem i khuligana, i militsionera?..» Privlechenie molodezhi k okhrane obshchestvennogo poryadka na rubezhe 1950-1960-kh godov: regional'nyi opyt // Pravo i politika. - 2014. - 9. - C. 1459 - 1469. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.9.12896. 33. Krasavin V.A. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya shkol'nikov na dokumentakh i materialakh Velikoi Otechestvennoi voiny // Pedagogika i prosveshchenie. - 2013. - 3. - C. 247 - 252. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.3.10497. 34. Yakimov K.A. Obraz «vraga naroda» v komsomol'skoi propagande 1937 goda // Sotsiodinamika. - 2015. - 7. - C. 65 - 77. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.7.15642. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_15642.html 35. Burakhina O. A., Oleinikov D. M. Studencheskie stroiotryady: istoki dvizheniya//Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2011. № 2. Ch. 2. S. 27-30. 36. Slezin A. A. V bor'be za novogo cheloveka. Komsomol 1920-kh godov kak institut politicheskoi sotsializatsii. Tambov. 1998. 248 s. 37. Belyaev A.A., Bredikhin V.E., Slezin A.A.Stanovlenie sistemy obshchego vechernego obrazovaniya: rol' komsomola//Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2009. №3(4). S.23-28. 38. Slezin A.A. Istochnikovaya baza istorii rannego komsomola//NB: Istoricheskie issledovaniya. -2012. -2. -C. 108 -148. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_271.html 39. Kokova I.V. Model' grazhdansko-patrioticheskogovospitaniya podrostkovv stolichnom megapolise // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2012. - 12. - C. 38 - 47. 40. Shchuplenkov N.O. Vospitatel'nye kontseptsii komsomola i Russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniya: obshchee i osobennoe // Sotsiodinamika. — 2016. - № 3. - S.98-125. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.3.17539. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17539.html 41. Murashchenkova N.V. Sotsial'nye predstavleniya molodezhi o patriotizme // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2015. - 10. - C. 1010 - 1020. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.10.16241. 42. Vanin V. A., Slezin A. A. Stil' vnutrisoyuznoi raboty provintsial'nykh komsomol'skikh organizatsii serediny 1950-kh godov // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 10. Ch. 1. S. 50-58. 43. Ovanesyan I.G.,Slezin A. A. Komsomol'skaya politucheba v period rannei «ottepeli»: metody i formy organizatsii, effektivnost' // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 12. Ch. 1 . S. 149-152. 44. Balynin I.V. Otsenka politicheskoi kul'tury molodogo pokoleniya Rossiiskoi Federatsii (po rezul'tatam issledovanii za 2012-2015 gody) // Pravo i politika. - 2016. - 4. - C. 515 - 523. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.4.15396. 45. Slezin A.A. Molodezh' i vlast'. - Tambov: izd-vo TGTU, 2002. - 220 s. 46. Nesterova A.A., Slezin A.A. COMMUNIST YOUTH UNION IN SCHOOL IN THAW PERIOD // Nauka i Mir. 2015. T. 2. № 11. S. 140-143. 47. Ovanesyan I.G. Kul'ty Lenina i Stalina v komsomole 1950-kh godov // Chelovek i kul'tura. — 2016. - № 3. - S.1-25. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.3.19493. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_19493.html 48. Shitova A.A. Organizatsionnyi rost komsomola kak sposob antireligioznoi propagandy i bor'by za novoe obshchestvo (na materialakh Severo-Kavkazskogo kraya) // Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2016. - 3. - C. 205 - 233. DOI: 10.7256/2409-868X.2016.3.17438. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_17438.html 49. Ovanesyan I.G. Stil' deyatel'nosti komsomol'skikh organizatsii 1950-kh godov kak faktor evolyutsii politicheskoi kul'tury sovetskoi molodezhi // Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2016. - 3. - C. 110 - 129. DOI: 10.7256/2409-868X.2016.3.19520. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_19520.html 50. Slezin A.A., Skoropad A.E. Osushchestvlenie politicheskogo kontrolya nad molodezh'yu cherez regulirovanie sostava komsomol'skikh organizatsii: nachal'nyi etap // Sotsiodinamika. - 2013. - 3. - C. 366 - 420. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.3.348. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_348.html |