Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Gilded youth and metaphysical foundations of its elitism

Petrov Vadim

PhD in Philosophy

Educator, the department of Multidisciplinary College, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

173003, Russia, Veliky Novgorod, Sashu Ustinova Street 9, office #1

pve8888@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.10.1902

Received:

02-05-2016


Published:

31-10-2016


Abstract: The main goal of this research is the attempt of the in-depth and comprehensive analysis and metaphysical contemplation of the nature of elitism based on the elite qualities of the “gilded youth”, because namely this category can have one of the most vivid and accessible to understanding of the exit channels on metaphysical foundation of the elite existence. Thus, the subject of this work is the possible metaphysical foundations of elitism of the “gilded youth”, and in a more broad sense, of other authentic elites; while the object is the “gilded youth” itself as escaping the scientific analysis exclusive social group. The methodology of this research includes the examination of ontological, archetypal, existential, and phenomenological aspects of the nature of elite being and socio-spiritual experience of the “gilded youth” as a particular variety of the elites. The ontology of “gilded youth”, as firstly demonstrated in the article, is based on such status and quality as perfection and sublimity. Such perfection is expressed through the number of personal features of the representatives of “gilded youth”, among which we can name naturalness, openness, physical beauty, health, etc., which underline the superiority of this elite group on the social and bodily levels. The metaphysical basis of these qualities of “gilded youth” is derived through the prism of the two philosophical concepts – Theory of “World Axis” and Theory of Karma.


Keywords:

gilded youth, elitism, elitology (elite studies), elitization, metaphysics of elitism, perfection, idleness, World Axis, karma, seventh petal


Введение

Элитология как комплексная социально-философская научная дисциплина, изучающая политическую, социологическую, культурологическую, ментальную, антропологическую природу различных элит и элитарности, в последнее время все чаще пытается обращаться именно к сущностным, фундаментальным характеристикам элитарного бытия. Внешние, институциональные проявления любых социальных элит оказываются лишь изменчивыми образами, верхушкой айсберга данного феномена, в то время как внутренние, онтологические основания элитарности скрываются за всевозможными историческими, социально-политическими, субъективными, мифологическими масками, барьерами и стереотипами. К этой ситуации прибавляется нежелание большинства элит к раскрытию подлинных характеристик самих себя, как угрозе своему положению и репутации. При этом представители элит могут сами не осознавать природу своего статуса, вольно или невольно заблуждаться о причинах своего успеха. В этой связи элиты как ключевые социальные субъекты оказываются слабо изученными, для общества и науки элита очень часто оказывается своеобразной непостигнутой «вещью-в-себе».

На наш взгляд, корни проблемы оснований элитарности уходят не только в социальную антропологию, но и в философскую онтологию и метафизику. Мир и космос практически всеми мировыми культурными традициями осознаются в качестве сложной иерархической системы, и общество как часть этого мира неизбежно встроено в данную систему на тех же принципах. В этой связи особый статус элит измеряется не только общественными, но и метафизическими критериями и значениями. При этом следует понимать, что «элитность» элит выражена в разной степени как в каждом конкретном личностно-субъективном представителе социальной элиты, так в зависимости от того, с какой разновидностью (типом) социальных элит мы имеем дело.

Традиционно в социальных науках и конкретно в элитологии выделяют политическую, экономическую и культурную (идеологическую, духовную, творческую, научно-интеллектуальную) элиту, однако к этим типам примыкают различные профессиональные элиты, лидеры тех или иных этнических, религиозных и иных значимых в социуме сообществ, а также субъэлитные слои – члены семей элиты, их ближайшее окружение и высший обслуживающий персонал. Одновременно сама элита делится на просто элиту и суперэлиту – то есть, элиту элит, высших представителей самого элитарного слоя, чьи элитарные качества превосходят опыт, достижения и возможности других элит. Однако эта схема очевидным образом несовершенна, от нее ускользают целые разновидности социальных элит, например, «золотая молодежь». В этой связи крайне важно понять подлинную природу элитарности, находящуюся за пределами установленного обществом элитарного социального статуса. Элитологией и в целом философией уже делались попытки постижения оснований элитарности [1–4 и др.], но при этом, за исключением отдельных прикладных и общетеоретических исследований политических и духовно-идеологических (религиозных, философских и художественных) элит, зачастую, как отмечает В. В. Кочетков [5], ориентированных на идеологическое элитистко-элитаристское обоснование превосходства «политического класса» в целом и доказательства его права на привилегированный статус на основе некоторых религиозных и философских концепций, такое обращение к метафизике элитарности практически не осуществлялось, поэтому деполитизированный шаг в сторону осмысления оснований элитарного бытия можно осуществить на примере «чистых» от институциональной власти элит, в частности, «золотой молодежи».

Нами уже проводился социально-философский анализ феномена «золотой молодежи» [6–8], в котором были определены некоторые ключевые признаки этого сообщества, произведен мета-анализ личностных качеств и жизненных ценностей представителей «золотой молодежи» на основе опубликованных данных и интервью. Однако исчерпывающе определить или даже просто описать «золотую молодежь» оказалось невозможным – до конца не ясны критерии и социальные границы этой элитарной группы, остаются скрытыми причины выявленной закономерности не вырождения, а, напротив, усиления элитарных качеств во втором и последующих поколениях элит в лице «золотой молодежи». Таким образом, целью данного исследования станет попытка более глубокого и глубинного комплексного анализа и метафизического осмысления природы элитарности на основе элитарных качеств «золотой молодежи», так как, по нашему мнению, именно «золотая молодежь» обладает одним из наиболее выраженных и доступных для понимания каналов выхода на метафизический базис элитарного бытия. Предметом исследования, соответственно, выступают возможные метафизические основания элитарности «золотой молодежи», объектом – сама «золотая молодежь» как ускользающая от научного анализа элитарная социальная группа.

Дефинизация «золотой молодежи»

На основе уже проведенных исследований (исследований самого автора и редких имеющихся в публичном доступе сведений и публикаций других исследователей, обращавшихся к данной теме) мы выработали свое отношение к возможному определению этой элитарной группы. В нашем понимании, с социально-философской точки зрения, золотая молодежь – это те находящиеся в возрасте молодости выходцы из элитарных (в любом поколении) семей, которые смогли усвоить конструктивный, «положительный», нормативно-ценностный элитарный опыт и при этом избежать приобретения или чрезмерного усвоения негативных элитарных или неэлитарных качеств (хищнического образа деятельности и мышления, корысти, прагматизма, конформизма, самоутверждения через зло и т.д.). Разумеется, существуют многочисленные эмпирические примеры и таких представителей «золотой молодежи», которые обладают перечисленными качествами негативного ряда, и именно они чаще всего попадают в поле зрение общественного внимания благодаря СМИ, и именно по ним ошибочно сложился неверный социальный образ этого сообщества, но с точки зрения нашего подхода, такая элитарная молодежь не является подлинной «золотой молодежью», а скорее выступает либо как продукт вырождающихся элит, которые практически всегда имеются в любом обществе, либо как разновидность амбициозных нуворишей и их первых поколений потомков.

Используемый нами вариант в данной статье способ определения «золотой молодежи» – это ее своеобразный архетипический «идеальный тип», который мы и пытаемся зафиксировать, и он расходится с устоявшимся в общественном восприятии золотой молодежи как поверхностных, пустых и пафосных мажоров, исключительно предающихся праздности и прожиганию жизни. С социологической позиции «золотая молодежь» представляет собой особую группу молодежи, имеющей признаваемый в обществе привилегированный, элитарный статус, обладающую социально-значимыми ресурсами (финансовыми, культурными, социальными, интеллектуальными), которые позволяют ее представителям иметь социальное преимущество перед массовыми слоями населения и молодежи. Важнейшей отличительной особенностью «золотой молодежи» и от иных молодежных элит, и от «массовой» молодежи является ее возможность вести праздный образ жизни и иметь значительный доступ к высококачественным образцам культуры и элитарным культурным практикам. При этом сам термин «золотая молодежь» хоть и крайне неточен и ангажирован в общественном восприятии, все же является наиболее подходящим для нашего анализа, поскольку иные элитарные молодежные сообщества не совпадают полностью с сообществом «золотой молодежи» или сильно от него отличаются.

Метафизика элитарности

Выход на метафизический уровень осмысления элитарности будет предполагать рассмотрение онтологических, архетипических, экзистенциальных и феноменологических аспектов природы элитарного бытия и социально-духовного опыта «золотой молодежи» как особой разновидности элит. В отличие от иных, формальных элит (политических, экономических, идеологических), элитарность «золотой молодежи» не зависит от карьеры, титулов и внешних социальных благ, и определяется по «праву рождения» в элитарной семье, не утрачивается в дальнейшем даже в случае депривации семьи, поэтому метафизическая природа элиты раскрывается глубже именно в среде «золотой молодежи». Метафизика как «вопрошание сверх сущего» [9, c. 24], опасное устремление за его пределы, неизбежно исключает всякую систематизацию, одновременно предполагая некоторую вечную и абсолютную универсальность, поэтому методологическая противоречивость озвученных направлений нашего поиска будет сведена к их общему знаменателю, представляющему собой единое, бесконечное и неопределимое. Такое обращение преодолевает все случайное, индивидуальное, историческое и культурное, описывая лишь вечное и абсолютное, которое, при этом, не может быть освоено до конца в силу ограниченности самого человека. Поэтому даже метафизический подход к исследовательскому решению проблемы не может претендовать на возможность завершенности.

«Золотая молодежь» как социально-культурный феномен имеет свои архетипические корни в различных культурных и мифологических образах, и, прежде всего, в образах молодых богов древней Эллады. Это и младшее поколение вечно пирующих олимпийских богов, особенно, на наш взгляд, Дионис и Кайрос, и греческие герои Ахилл, Геракл, Одиссей, Персей, Орфей и др., рожденные, согласно легендам, от союза богов и смертных; это и полубоги – музы, нимфы, Пан. Здесь просматривается сложный архетипичный сплав таких качеств как красота и совершенство, физическая сила, воля и целеустремленность, выраженная приобщенность к божественности, праздность и в некоторой степени безучастность к бренному миру, а также, что очень важно – архетип вечной молодости и бессмертия, который встречается и во многих других мировых культурах. В поздней античной культуре обнаруживается конкретный образ представителя «золотой молодежи» – беспутного юноши-аристократа Луция, героя романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» [10], сюжет которого раскрывает архитипичный жизненный сценарий такой личности, от праздности и чрезмерной увлеченности чувственными удовольствиями до постепенной, но радикальной личностной трансформации, осуществления метаморфозы духовной элитизации к эзотерической посвященности и добровольному социальному служению.

В славянской мифологии подобный архетип может быть обнаружен в сказочных образах «доброго молодца», царевичей, былинных героев. Даже такие очень краткие наблюдения позволяют предполагать, что современные образы «золотой молодежи» имеют выраженные в мифологии, культуре и коллективном бессознательном архетипические символы, а значит, имеют высокую экзистенциальную и социальную значимость для различных цивилизаций.

Онтология «золотой молодежи» прежде всего, как мы полагаем, базируется на таком состоянии и качестве, как совершенство. Зафиксированные в современных источниках реальные портреты представителей «золотой молодежи» демонстрируют в высокой степени их стремление и предрасположенность к личностной и социальной полноте бытия, выражаемой через состояние ощущаемой или близко достижимой человеческой гармонии, связанной с внутренней завершенностью и, одновременно, с непрерывным личностным ростом, а также с идеальностью внешнего образа. Это совершенство получает выражение как во внутренних качествах, среди которых доброта, искренность, открытость, способность к глубокой эмпатии, высокий уровень творческих способностей и другие личностные черты, которые мы еще назовем, так и во внешних качествах и их проявлениях, фиксирующих превосходство «золотой молодежи» на телесном уровне, таких как физическая красота и здоровье, естественность образа и стратегий поведения и др. Для окружающих такие люди видятся естественными и при этом почти идеальными, что притягивает к ним внимание и популярность, почти влюбленность в них со стороны социального окружения. Такие личностные качества формируются в значительной степени благодаря «тепличным» условиям взросления и социализации большинства представителей будущей «золотой молодежи», исключающих негативный травмирующий опыт и влияние, неизбежно приобретаемый массовыми слоями молодежи и общества, и утрирующих, пестующих через элитопедагогику и возможности семьи лучшие качества и способности личности, формирование ее символического капитала. Примером абсолютного личностного совершенства представителя «золотой молодежи» в этой связи может служить широко известная мифологема жизнеописания основателя буддизма принца Сиддхартхи Гаутамы, к которой мы будем еще обращаться. Однако мы постараемся рассмотреть атрибут совершенства и гармонии «золотой молодежи» не только социологически, но и сквозь призму метафизики, в чем состоит наша основная задача.

Первая модель онтологической аналитики совершенства «золотой молодежи» может отталкиваться от религиозно-метафизических предпосылок. Основой этой модели может являться существующая во многих мировых культурах мифологема Axis Mundi, Мировой Оси или Мирового Столпа (в славянской культуре – Мировое Древо), связывающей мир людей, богов и нижние уровни бытия. Эта модель устройства мира носит явно выраженный иерархический характер, и может служить подсказкой к пониманию метафизики элитарности. Как отмечает В. Ю. Быстров, «… единственная точка Мировой Оси, которая находится в плоскости человеческой экзистенции, является центром этой плоскости, и поэтому для тех, кто еще не дошел до этого центра, сама ось остается полностью невидимой […] » [11, c. 129]. Таким образом, Мировая Ось структурирует не только мир в целом, но и человеческое общество как часть мира, и объясняет природу элитарности через местоположение личности в плоскости земного бытия – как дальше или ближе от Мировой Оси, или в ее центре на пересечении вертикали Оси и горизонтали земного мира. Подлинные элиты находятся, как минимум, в этой точке (или выше ее), а «золотая молодежь» как разновидность элит, не связанная с институциональным, опосредованным статусом, наличием власти или материального богатства, и, обладая тем самым «чистой», бытийной элитарностью, находится в этой точке или вблизи ее. Для представителей профанного мира, расположенных в жизни вдали от центра оси, особость этой точки и духовного превосходства нашедших ее неочевидна и непонятна.

С нахождением на Мировой Оси (даже просто на уровне земного мира и, тем более, выше этого уровня), можно связать такую экзистенциально-психологическую черту, присущую «золотой молодежи», как возвышенность. Возвышенность, как демонстрирует множество эстетических теорий, начиная с Канта, может быть присуще всем или почти всем людям в определенных ситуациях, но, на наш взгляд, только для подлинных элит такое чувство является естественным, обычным и постоянным. Кроме того, вступление на Ось означает возможность вертикального духовного восхождения, антропологической элитизации личности. Даже сама способность к трансцендированию, прямая связь с высшими состояниями бытия, открывается только через эту точку, через центр. Для остальных доступна только косвенная связь с высшим миром, через посредника, уже находящегося в этой точке на Мировой Оси. В этой связи подлинные элиты обретают сакральное превосходство над представителями профанного мира, и способны достигать высших состояний и степеней совершенства. При этом, как считает В. Быстров, «более высокие состояния не предполагают никакого возвращения к ограниченным условиям существования человеческого индивида» [11, c. 131], и вступившая на путь восхождения по Мировой Оси личность уже никогда не станет вновь обычной, как, например, это описывается в мифологическом жизнеописании основателя буддизма принца Сиддхартхи Гаутамы, прошедшего (этот ?) путь до конца и достигшего нирваны. При этом Гаутама смог вернуться в земное тело, чтобы проповедовать свое учение, и поэтому «тот, кто достиг определенной ступени в этой иерархии, всегда может, если он того желает, или есть в этом есть необходимость, "расположиться" на более низкой ступени, не утрачивая ничего из своих качеств высшего порядка и в то же время не подвергая себя никаким воздействиям более низкого порядка» [11, c. 131]. В любом случае, нахождение на Оси или возможность вступления на Ось по своему намерению, означает элитарный статус личности, и ее высокий личностный потенциал, связанный с определенной степенью земного внутреннего и внешнего совершенства и возможностью дальнейшего метафизического совершенствования. Однако возможность личностной элитизации не обязывает к ней, и элитарная личность может оставаться неподвижно на данном уровне Оси, и даже уходить от центра в земные человеческие области, зная дорогу обратно. Кроме того, использование Оси как своеобразного лифта означает, на наш взгляд, и возможность метафизического нисхождения в нижние области бытия, и приобретение качеств темного «люцеферического совершенства», особой духовной депривации, в духе Фауста.

Любопытно, что в монографии В. Ю. Быстрова как представителя методологической школы феноменологии религии, сопоставляется концепция Мировой Оси с даосской концепций чжэн-жэнь, человека истинного, и шэнь-жэнь, т.е., совершенного / трансцендентного человека (по Е. А. Торчинову [12]). Путь к Дао предполагает, среди прочего, алхимическое стремление к бессмертию и вечной молодости (что может связывать образы «совершенного человека» в даосизме с «идеальным типом» золотой молодежи!), достигнув которых человек перестает быть человеком в точном смысле этого слова, и становится «совершенным». Этот путь доступен не любым людям, а только «истинным», изначально являющихся представителями Неба на Земле, т.е., и в дальнейшем след «совершенного человека» полностью совпадает со следом человека «истинного». Наложение этой даосской доктрины с мифологемой Мировой Оси позволяет В. Быстрову утверждать, что «для "истинного человека" уже нет необходимости преодолевать, двигаясь как бы от окружности к центру, какие бы то ни было состояния, свойственные человеческому уровню существования, и поэтому он действительно находится в самом центре всего проявленного бытия» [11, c. 128]. В этой связи автор соотносит данную трактовку с другим религиозным концептом – каббалистическим Адамом Кадмоном. Мы же, продолжая данный подход, видим возможность подтвердить метафизическое единство концепций совершенства подлинных элит через еще одну религиозно-философскую модель – понятия и видов совершенства по Маймониду.

Для Маймонида существует несколько классификаций видов совершенства. В первой из их он выделяет 5 видов – совершенство исполнения, совершенство положения, атомистическое, личное и совершенство как идеал. Для нас в этой классификации представляет интерес совершенство положения. «От человека требуются огромные усилия, чтобы достичь его, но когда такое совершенство достигнуто, оно остается (если не начнут действовать серьезные причины, разрушающие его). Нирвана — пример подобного совершенства» [13]. На наш взгляд, этот подход к пониманию совершенства личности полностью вписывается в предложенную В. Быстровым и примененную нами модель элитарности как местоположения на Мировой Оси.

Другой моделью аналитики совершенства «золотой молодежи» может служить концепция кармы из индуизма и буддизма. Упрощенно можно утверждать, что социальный статус и судьба человека – это результат его предшествующих рождению добрых и злых дел в уже прожитых жизнях, поэтому хорошая судьба, элитарный статус – это следствие очень хорошей кармы. Не случайно основатель буддизма родился принцем, а не рабом (как, в частности, в христианстве), и апокрифические жизнеописания будущего Будды говорят, что придворные астрологи предсказали судьбу ребенка как «великого человека», чье состоявшееся рождение имеет все шансы стать последним и вырвать его из колеса дальнейших перерождений (сансары). Будда, как утверждает доктрина буддизма [14, c. 12], имел возможность еще до рождения выбрать, кем и в какой семье он хочет родиться, и он выбрал царскую семью не только за их благоверность и другие высокие нравственные качества, но и вследствие их аристократического статуса, который позволил бы ему легче, в силу возможности не беспокоиться о повседневных заботах о насущных потребностях, осуществить последний рывок в нирвану.

Отталкиваясь от такого понимания, можно утверждать, что с точки зрения восточных традиций индуизма и буддизма, метафизический статус «золотой молодежи» обусловлен отличной кармой ее представителей, чья основная задача в этой жизни – совершить мощный кармический рывок в новые уровни бытия. Кроме того, условно стоит предположить наличие у «золотой молодежи» не только отличной кармы, но и своего рода «кармического запаса», позволяющей иметь лишние страховочные шансы и возможности в их жизненном пути, большее число ситуаций, в которых проявляется везение и счастливый случай, и в которых удается, ожидая услышать «нет», услышать «да». Этот кармический запас можно сравнить с хорошо известным образом из детской сказки о седьмом лепестке волшебного цветика-семицветика [15], который даруется высшими силами на случай беды или же для исполнения самого сокровенного желания по своему усмотрению. Шесть лепестков магического цветика-семицветика праздно растрачиваются впустую, а седьмой служит для исполнения особой элитарной миссии – таков изначальный онтологический сценарий жизни «золотой молодежи». Интересно, что в сюжете данной сказки этот лепесток был потрачен не на себя, а на восстановление здоровья другого человека, что архетипизирует возможность трансляции благой кармы элит на других людей, онтолологическую значимость подлинных элит для общества.

Не вдаваясь в дальнейшие подробности подобных концепций, мы полагаем именно совершенство в качестве главного атрибута онтологии элитарности «золотой молодежи». Другим подобным атрибутом выступает праздность как способ организации не только досугового, но и повседневного бытия. Однако праздность в данном случае чаще всего играет не отрицательную, депривирующую роль, а творческую и созидательную. Под праздностью мы понимаем не пассивное безделие, а такую форму деятельности, которая не связана необходимостью осуществлять производительный труд, направленный для физического выживания. Праздность в данном случае выступает как возможность самоосуществления, самореализации, не оглядываясь на дефицит материальных и социальных благ, поскольку у «золотой молодежи» этот дефицит отсутствует или же он минимален. Лишенные основных забот в жизни, представители «золотой молодежи» не только больше времени уделяют праздному досугу, но и способны эффективнее, имея больше сил и нематериальных, внутренних стимулов, получать образование, актуализировать свои социальные и творческие интересы, развивать личные и профессиональные способности. В этом контексте запускаются элитизирующие и трансцендентные механизмы праздности, о которых автор писал в своих предыдущих публикациях, ведущие к формированию и закреплению положительных сторон личности, формированию исключительного элитарного мышления.

При этом и досуговая сторона праздности, как более продолжительный, избирательный, вычурно-утонченный стиль отдыха и проведения свободного времени, которая как раз и попадает в сводки желтых публикаций о светской жизни, часто демонстрирует достаточно высокую степень интеллектуальности, культурности, художественности, а не только пустого гламура, демонстрации роскоши и амбиций. Досуг «золотой молодежи» представляет собой не обязательно бесконечные вечеринки с большим количеством алкоголя или наркотиков, или стрит-рейсинг по ночным улицам на спортивных автомобилях и тому подобные забавы, но и такие вполне одобряемые обществом практики, как спорт, художественное творчество, духовные практики, путешествия, и даже волонтерство и благотворительность, только на более весомом и глубоком, чем у массовых слоев общества, уровне. Таким образом, праздность «золотой молодежи» становится маркером эзотерического входа в трансцендентный мир, преодоления своих антропологических границ, метафизическим каналом входа в высшие уровни бытия.

Стратегии ухода и потенциал «золотой молодежи»

Как показывают существующие исследования, как научные, так и из области публицистики [16–19], праздный и иной элитарный опыт «золотой молодежи» преодолевает в ней ее институциональные социально-заданные приоритеты как основного источника для рекрутирования из ее числа новых политических и экономических элит, передачи ей как новому носителю семейных и корпоративных капиталов. Такие перспективы (обретения статусов, власти и богатств) с моментом вступления во взрослую жизнь становятся для «золотой молодежи» чуждыми и не интересными, несмотря на всю привлекательность таких целей и карьер в массовом восприятии. Эту черту метафизического выхода души человека за пределы повседневности хорошо подметил Платон в конце знаменитого мифа о Пещере в диалоге «Государство», когда, в беседе с Главконом (тоже являющимся представителем «золотой молодежи», известным физической красотой и тем, что в свои двадцать лет уже претендовал на власть), говорит, что пришедшие к области умопостигаемого уже «не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь» [20, c. 298]. Вместо материальных забот «золотая молодежь» стремится переключиться на реализацию коммунитаристских (общения, социальных проектов и благотворительности) и трансцендентных стратегий (личностный рост, поиск смысла жизни и трансляции собственных жизненных ценностей и др.), ориентированных на высшие уровни бытия. В этом также проявляется метафизическая природа элитарности «золотой молодежи» и ее общечеловеческий духовно-метафизический потенциал.

References
1. Ashin G.K. Elitologiya kak rossiiskaya innovatsiya // Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2011. № 1. S. 162–172.
2. Karabushchenko P.L. Psikhologicheskie teorii elit. M. : Pamyatniki ist. mysli, 2006. 446 c.
3. Karabushchenko P.L. Elitologiya i personologiya na puti sblizheniya // Razvitie lichnosti. 1999. № 4. S. 48–60.
4. Gurevich P.S. Psikhologiya elitarnogo obrazovaniya / P.S. Gurevich // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. № 4. C. 128–138.
5. Kochetkov V.V. Rossiiskaya elitologiya: nauka ili ideologiya? // Politika i Obshchestvo. 2013. № 4. S. 515–525. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.18
6. Petrov V.E. Issledovanie «Zolotoi molodezhi» kak filosofskaya i sotsiokul'turnaya problema // Beresten': filosofsko-kul'turologicheskii al'manakh / Redkol. M.N. Gromov, A.P. Donchenko, K.F. Zavershinskii, C.G. Kara-Murza, C.A. Malenko, B.V. Markov, A.G. Nekita; NovGU im. Yaroslava Mudrogo. 2008. № 2(2). C. 241–246.
7. Petrov V.E. «Zolotaya molodezh'» kak sotsial'nyi fenomen: mezhdu prazdnost'yu i normativnoi sotsializatsiei // Obrazovanie i obshchestvo. 2015. № 1(90). C. 110–114.
8. Petrov V.E. Obrazy «zolotoi molodezhi» v sovremennom literaturnom i publitsisticheskom diskurse // Nastoyashchee kak syuzhet: Materialy mezhd. Nauch. Konf. / Red. S.A. Vasil'eva. Tver' : Izdatel'stvo M.Yu. Batasovoi, 2013. C. 274–278.
9. Khaidegger M. Chto takoe metafizika? // Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya: Per. s nem. M.: Respublika, 1993. S. 16–26.
10. Apulei Lutsii. Metamorfozy, ili Zolotoi osel. M. : AST , 2003. 413 s. (Kniga na vse vremena).
11. Bystrov V.Yu. Chelovek v mire traditsii. NovGU im. Yaroslava Mudrogo. Velikii Novgorod, 2001. 159 s.
12. Torchinov E.A. Daosizm: opyt istoriko-religiovedcheskogo opisaniya. SPb.: Andreev i synov'ya, 1993. 310 s. (Mudrost' vekov).
13. Uchitel' pokolenii Rambam / Pod red. A. Strikovskogo. Ierusalim, «Amana», 1997. S. 65 URL: http://www.judaicaru.org/library/rambam_1.html.
14. Torchinov E.A. Kratkaya istoriya buddizma. SPb.: Amfora. TID Amfora, 2008. 430 s.
15. Kataev V. Tsvetik-semitsvetik. M. : Det. lit., 1984. 32 c.
16. Deti magnatov ne planiruyut dolguyu kar'eru v biznese. URL: https://iq.hse.ru/news/177664428.html
17. Ceks, trava i klassovaya nenavist' v Oksforde. URL: http://www.gq.ru/magazine/featured/19925_seks_trava_i_klassovaya_nenavist_v_oksforde.php.
18. Pavlov-Andreevich F. Deti russkogo Londona // Roman s opozdaniyami. M.: Astrel', CORPUS, 2010. S. 275–297.
19. Kak «zolotaya molodezh'» prinimaet v nasledstvo Kitai. URL: http://vchae.com/kak-zolotaya-molodezh-prinimaet-v-nasledstvo-kitay/
20. Platon Gosudarstvo // Sobr. Soch. v 4-kh t. T.3. / Per. s drevnegrech.; Obshch. red. A.F. Loseva, V.F. Asmusa, A.A. Takho-Godi. M.: Mysl', 1994. 654 c. (Filos. nasledie). C. 79–420.
21. Bokov G.E. V mire zabroshennykh gorodskikh prostranstv: novye formy identichnosti nekotorykh molodezhnykh neformal'nykh subkul'tur. (Ot kontrkul'tury k «gorodskoi razvedke») // Filosofiya i kul'tura. 2014. № 9. C. 1284 - 1297. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.9.12773.