Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Internet Modernization of Political System as the Basis for Creating Information Society

Akopov Grigoriy Leonidovich

Doctor of Politics

Professor, the department of Socio-Economic disciplines, Head of the Rostov-On-Don branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation.

344009, Russia, Rostov-On-Don, Sholokhova Street 262 V

ag078@icloud.com
Other publications by this author
 

 

Received:

18-07-2012


Published:

1-08-2012


Abstract: The article describes the author's approach to the process of modernization of a modern society  based on Internet technologies. The author describes several practical and theoretical approaches to studying Internet modernization in a newly created information society, analyzes the results of the research of political modernization and proves the basis for researching the processes of political Internet modernization. 


Keywords:

information society, political modernization, Internet communication, Modernism, Modern, modernization, political institutions, informatization, information technologies


Как мы уже не однократно писали[1], в основу социальных процессов в современной политической жизни большинства развитых государств заложен процесс модернизации.

Этимологически понятие «модернизация» восходит к средневековому латинскому наречию modo - только что, сейчас, ныне, тотчас, происходящему от существительного modus - мера, порядок. Постепенно от этого наречия образовались такие слова, как mode , modern , modernizer . Под модой понимается совокупность привычек и вкусов, считающихся в данный момент в определенной общественной среде образцовыми. Прилагательное modern (moderne – фр.) означает новый, современный. Производный от него глагол modernize ( moderniser – фр.) означает усовершенствовать, обновлять, изменять соответственно современным требованиям. В середине ХХ столетия возникает понятие modernity ("цивилизационное общество" - итал. moderniti ), которое обозначало переходное состояние социальной системы по направлению к современности[2].

Понятие модернизации применимо к целой связке кумулятивных и взаимно усиливающихся процессов: к формированию капитала и мобилизации ресурсов; к развитию производительных сил и повышению продуктивности труда; к осуществлению центральной политической власти и формированию национальных идентичностей; к расширению политических прав участия, развитию городских форм жизни, формального школьного образования; к секуляризации ценностей и норм и т.д[3].

Как утверждает один из основоположников теории модернизации Ш. Эйзенштадт, модернизацию можно трактовать «как процесс изменения в направлении социальной, экономической и политической систем»[4]. В рамках данного исследования нас интересует именно модернизация политической системы, которую в современных реалиях мы рассматриваем как процесс обновления политической системы на основе интернет-технологий.

Немецкий социолог В. Цапф под модернизацией понимает "определенный тип социальных изменений, сложившийся в эпоху Английской промышленной революции и Французской политической революции. Его суть в резком выдвижении вперед обществ-пионеров и последующем движении отставших. Теория модернизации имеет дело с эпохальными, долгосрочными, нередко насильственными трансформациями, которые, начавшись в Европе, втянули затем в свою динамику весь мир. Модернизация - систематический процесс, который ставит всеобщие проблемы; модернизация - исторический процесс, который продуцирует самые различные решения"[5].

По мнению В.Г. Федотова, «трактовка модернизации зависит от применяемых теоретических методов, жесткости или ослабленности теоретических притязаний, дисциплинарных подходов. Каждый из них имеет свою объяснительную функцию, разную степень приближенности к эмпирической реальности и разную концептуальную способность проникнуть в сущность процесса»[6]. Научное сообщество далеко продвинулось в процессе исследования теории модернизации. Только в отечественной политической науке можно назвать более сотни специалистов развивающих теорию модернизации. Десятки диссертаций посвящены именно теоретическому осмыслению процессов модернизации. Публикуются различные мнения о значимости модернизационных явлений и теоретических основах модернизации. Нам импонирует точка зрения Панкратова С.А., который в своем диссертационном исследовании утверждал, что: «в настоящее время можно говорить о теории модернизации как особом, достаточно актуальном и эффективном направлении исследований, как о научной парадигме комплексных социально-экономических, политических и культурных реформ»[7].

Исследователи политических процессов все чаще обращаются к исследованиям именно политической модернизации[8].

Ю.И. Матвеенко, определяя политическую модернизацию как качественное обновление политики утверждает, что политическая модернизация: « это ключевая, постоянно возникающая и разрешающая сама себя проблема, особенно для обществ переходного периода. Она, как и политика, имплицитно вплетена в ткань политического процесса. В этом случае политические ценности, политические институты, политическая деятельность и отношения, весь политический процесс объективно сориентированы на выявление и своевременное разрешение противоречий, на поиск сил и средств, обеспечивающих внедрение инноваций, отвечающих назревшим потребностям жизни общества. Ее суть и цель в своевременном выявлении назревших проблем, использовании инноваций для их успешного разрешения и поступательного развития общества[9].

Баранов Н.А. политическую модернизацию определяет как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут как соответствовать моделям современных демократических институтов, так и отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием[10].

Политическую интернет-модернизацию, исходя из предложенного выше понимания политической модернизации, мы можем определить как развитие и распространение политических институтов и практик, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий в сети «Интернет».

Как утверждает Е. Мелешкина теория модернизации в своем развитии прошла условно три этапа: от 50-60-х годов, к 60-70-м годам и 80-90-е годы[11].

Мы же считаем необходимым отметить, что пришла пора говорить о четвертом этапе модернизации, который начался с 2000-х годов и может быть назван «интернет-модернизацией». Это означает, что процесс перехода осуществляется не от аграрного общества к индустриальному, как это было ранее, а от действующего индустриального общества к обществу нового типа, основанному на информационно-коммуникационных технологиях и получившем название «информационное общество».

Как писал Д.А. Ростоу: «…в эпоху модернизации люди если и склонны испытывать чувство преимущественной преданности политическому сообществу, то лишь в том случае, если это сообщество достаточно велико, чтобы достичь некоего значительного уровня соответствия требованиям современности…»[12]. Бесспорным является тот факт, что интернет-сообщество одно из самых объемных и соответствующих требованиям современности, следовательно акторы, интернет-сообщества предельно преданны политическому сообществу интернет-пользователей.

Традиционно термин «модернизация» трактовался как процесс перехода от традиционного общества к современному (индустриальному). Сегодня термин «модернизация», на наш взгляд, подразумевает под собой переход от современного индустриального общества к новому постиндустриальному, основанному не просто на сфере услуг, а именно на информационных товарах и услугах. Такое общество в мировой науке наиболее известно как «информационное».

В рамках своего диссертационного исследования «Трансформация средств массовой информации в условиях модернизации политической системы России» О.В. Баскакова отмечает, что «модернизационные процессы невозможны без института средств массовой коммуникации. Под институтом средств массовой коммуникации понимаются все формы и средства связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции, и действующие в среде распространения и функционирования образцов поведения»[13].

Термин модернизация постоянно порождает новые понятия, распространяющиеся в современной науке. Так Ю. Хабермас в своей статье «Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе»[14] употребляет слово «модернити», подразумевая определенную ориентацию на культурную фрагментацию, которая дополнительно стимулируется религиозным фундаментализмом.

А.С. Панкратов, исследуя модернизацию как результат развития западной цивилизации, говорит о культуре "модернизма", которая, по его мнению, имеет глубокие корни в античности и иудейско-христианской традиции, но зарождается в эпоху Ренессанса. В качестве ее основных характеристик А.С. Панкратов называет:

  • господство идеи социального и технического прогресса;
  • рационализацию всех общественных и межличностных отношений;
  • готовность и стремление к постоянным переменам как в образе жизни, так и социально-экономических и политико-правовых институтах;
  • возведение в ранг непреложных ценностей личной свободы и индивидуализма;
  • взгляд на окружающий мир - природу - как объект реализации человеческих знаний и сил;
  • постоянный интерес к будущему, "веруя", что оно обязательно лучше настоящего[15].

Заметим, что несмотря на тот факт, что А.С. Панкратов под модернизацией понимет процессы индустриализации, характеристики культуры «модернизма» позволяют с уверенностью утверждать, что процессы информатизации способствуют модернизации социума и способствуют переходу от постиндустриального общества к информационному.

Отталкиваясь от характеристик предложенных Панкратовым С.А., обозначим характеристики культуры "модернизма" в эпоху информатизации социума:

  • господство идеи социального и технического прогресса на основе применения информационно-коммуникационных технологий;
  • компьютеризация основных общественных и межличностных отношений (развитие информационных коммуникаций);
  • готовность и стремление к постоянным инновациям, как в образе жизни, так и социально-экономических и политико-правовых институтах;
  • возрастание личной свободы и индивидуализма за счет применения интернет-технологий;
  • взгляд на интернет среду как на объект реализации человеческих устремлений и самоорганизации;
  • виртуализация идеалов и идеализация виртуальности.

Резюмируя вышеизложенное, осмелимся говорить об актуализации исследования процессов политической интернет-модернизации как основы формирования и развития информационного общества.

Считаем так же необходимым повсеместное внедрение инновационных интернет-коммуникаций для модернизации и оптимизации процессов управления и взаимодействия. Так, например, в Ростовском филиале МГТУ ГА модернизационные процессы находятся на начальном этапе, способствовали не только увеличению конкурса абитуриентов поступающих в ВУЗ и увеличение количества студентов (за последние три года прирост составил около 30%) и увеличившийся конкурс абитуриентов (конкурс доходит до 10 человек на одно бюджетное место), но и позволили Ростовскому филиалу МГТУ ГА войти в число эффективных филиалом ВУЗов России.

References
1. Akopov G.L. Modernizatsiya politicheskogo diskursa i ego konnotatsii v internet-soobshchestve. – Rostov n/D.: Izd-vo SKNTs VSh YuFU, 2011; Akopov G.L. Politicheskaya internet-modernizatsiya: nekotorye teoreticheskie predposylki k issledovaniyu // Politika i obshchestvo. – 2011. – № 8; Akopov G.L. Internet-modernizatsiya vysshego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii (na primere rostovskogo filiala MGTU GA) – Global advancement of universities and colleges, Voronezh / VGU, 2012 i dr
2. Sm.: Meleshkina E. Politicheskii protsess. 2005.
3. Khabermas Yu. Filosofskii diskurs o moderne. Per. s nem. — M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2003. S. 8.
4. Krasil'shchikov, V.A. Modernizatsiya i Rossiya na poroge XXI veka // Voprosy filosofii. 1993. №7. S. 40.
5. Zapf W. Die soziologische Theorie der Modernisierung II Soziall Welt, Cottingen. 1975.S.212
6. Fedotova V.G. Tipologiya modernizatsii i sposobov ikh izucheniya // Voprosy filosofii. 2000. № 4. S. 3.
7. Pankratov Sergei Anatol'evich. Politicheskaya modernizatsiya Rossii v kontekste ustoichivogo razvitiya (teoreticheskii aspekt). Dissertatsiya na soiskanie zvaniya d. pol. n. Volgograd. 2006. S.31
8. Dmitrachkov I.V. Informatsionno-kommunikativnoe obespechenie gosudarstvennogo upravleniya v kontekste politicheskoi modernizatsii. M.2008. Pankratov SA. Politicheskaya modernizatsiya Rossii v kontekste ustoichivogo razvitiya (teoreticheskii aspekt). Volgograd. 2006. Semenov A.V. Politicheskaya modernizatsiya: teoreticheskie modeli i opyt Rossii. M. 2005. Slavina-Shkretova N. B. Politicheskaya modernizatsiya: Teoretiko-metodologicheskii aspekt. M. 2001. i dr.
9. Matveenko Yu. I. Politicheskaya modernizatsiya kak faktor konsolidatsii sovremennogo rossiiskogo obshchestva. Avtoreferat diss. na soiskanie zvaniya d.pol.n. M. 2002. S.3.
10. Baranov N.A. Politicheskie otnosheniya i politicheskii protsess v sovremennoi Rossii. SPb.: BGTU, 2004.
11. Meleshkina E. Politicheskii protsess. 2005.
12. Politologiya: khrestomatiya / Sost. Prof. M.A. Vasilik, dots. M.S. Vershinin. – M.: Gardariki, 2000. S. 659.
13. Baskakova O.V. Transformatsiya sredstv massovoi informatsii v usloviyakh modernizatsii politicheskoi sistemy Rossii. Avtoreferat na soisk. k. pol. n. S.8.
14. Yu. Khabermas. Religiya, pravo i politika. Politicheskaya spravedlivost' v mul'tikul'turnom mir-obshchestve. Polis. №2. 2010. S.7.
15. Pankratov Sergei Anatol'evich. Politicheskaya modernizatsiya Rossii v kontekste ustoichivogo razvitiya (teoreticheskii aspekt). Dissertatsionnoe issledovanie. Volgograd. 2006. S.38
16. Makhovskaya O.I. Rossiiskie gumanitarii i Internet: konflikt stsenariev i predpisanii//Psikhologiya i Psikhotekhnika, №8-2010
17. Nikolaeva T.O. Internet zavisimost'-nedug ili potrebnost' sovremennogo cheloveka?//Psikhologiya i Psikhotekhnika, №3-2010
18. Tsoi N. A. Fenomen internet-zavisimosti v interpretatsii teorii funktsionalizma//Politika i Obshchestvo, №7-2011
19. Akopov G. L. Politicheskie elity Rossii i internet-soobshchestvo: voprosy vzaimodeistviya//Politika i Obshchestvo, №7-2011
20. Bronnikov I. A. Internet kak resurs politicheskoi vlasti//Pravo i politika, №6-2011
21. Akopov G. L. Set' «Internet» — kommunikativnoe prostranstvo dlya politicheskogo diskursa//Pravo i politika, №5-2011
22. Akopov G. L. Vliyanie internet-setevogo soobshchestva na protsessy demokratizatsii v sovremennoi Rossii//Politika i Obshchestvo, №4-2011
23. Shcherbovich A. A. Svoboda slova v internete i problema protivodeistviya ekstremistskoi deyatel'nosti//Politika i Obshchestvo, №1-2011
24. Shugurov M. V. Sovet Evropy i informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii (ICT): realizatsiya prav cheloveka v informatsionnom obshchestve//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №4-2010
25. Lobanova Yu.V. Sotsiokul'turnye posledstviya globalizatsii i problema dialoga kul'tur//Filosofiya i kul'tura, №4-201
26. Pogodina I.V., Fraimovich D.Yu., Mishchenko Z.V. Pozitsionirovanie parametrov bezopasnosti regional'noi sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy v usloviyakh modernizatsii // NB: Natsional'naya bezopasnost'. - 2012. - 1. - C. 55 - 80. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.77. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_77.html