Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Formation of regional identity and the method of implementing the concept of

Obmorokova Anastasiya Mikhailovna

assistant professor of the Department of Drawing, Painting and Sculpture at Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyars Region, Krasnoyarsk, prospekc Svobodnyi, 79, of. 452

obmorokova_am@bk.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.2.14394

Received:

06-02-2015


Published:

20-02-2015


Abstract: The subject of the research are specific mechanisms and technologies of such a variety of social identity as a regional identity (in the context of the concept of "new regionalism"). Mechanisms of formation of regional identity allow you to specify the most effective social and cultural practices that contribute to activation of the population for the development of a specific territory. Modern problems of the mechanisms of formation of regional identity and self-identity is revealed in the aspect of "soft" power, cultural policy, creative activities actors living and working in a particular region. The article deals with the processes in the Krasnoyarsk regional culture associated with the ways in which the artists embody the meaning of the concept "homeland". The main method of research - analytical and critical review of existing scientific literature on the subject of the study. Also used comparative-historical method and comparative genetic method. The definition of the concept of "Homeland" in the artistic culture of our region and its changes over time, is an important aspect in the study of consciousness of people living in Siberia and their ability to form their own regional identity. To date, art and culture, through the understanding of the uniqueness and diversity of creativity of local artists may help resolve the problem of national identity, which is at a low level.


Keywords:

Krasnoyarsk region, Siberia, homeland, self-identity, identity, region, culture, regional studies, concept, artistic Culture


Проблема механизмов и технологий региональной идентичности и самоидентичности занимает сегодня ключевые позиции в дискуссиях, исследованиях в социальном познании [1; 15; 30; 19; 34; 49; 50; 54; 57-59]. Такое внимание к данной проблематике обусловлено распространяющейся идеологией «нового регионализма», который до известной степени противостоит как глобализации с ее нивелированием культурных различий, так и прежним национальным государствам, которые зачастую не могут в рамках сложившихся практик решать насущные социальные, экономические и политические проблемы [5; 17; 24; 42; 58]. Одновременно региональная идентификация рассматривается как способ решения политических проблем, связанных с политической активизацией людей, живущих на определенной территории. Некоторые эксперты полагают, что региональная идентификация – это способ стартификации социального пространства, за которым лежит идея общественного неравенства.

В качестве механизмов региональной идентификации и самоидентификации исследователи серьезно рассматриваются т.н. «умную» силу и «мягкую» силу. Именно в этом контексте – создавать предпосылки для формирования новых социальных практик, способствующих активизиции людей по улучшению территории своего места жительства – по-новому рассматривается роль и значение современной художественной культуры. Несомненно, что художественная культура является мощным стимулятором и активизатором процессо региональной идентификации и самоидентификации, спосбствует символическому закреплению жителей городов и регионов за их территорией, активизирует процессы экономического, политического, социального и культурного развития данной территории [10; 11; 12; 14; 28; 33; 34; 35; 42-48.]

Красноярская художественная культура, как и культура Сибири в целом, имеет ряд специфических особенностей. В том числе и образ такого знакомого всем понятия, как «Родина» несет в себе определенные характерные черты, свойственные именно нашему сибирскому мировоззрению. …Посредством культуры, и искусства, как ядра культурологического процесса, творятся смыслы, которые несет в себе сегодня Сибирь – наша Родина», «Уникальное творчество Сибири – вот вопрос и ответ, где нам следует искать и находить эти новые смыслы» [25]. Определение концепта «Родина» в художественной культуре нашего края и его изменения с течением времени, является важным аспектом в исследовании характера Сибири, самосознания людей, которые проживают на территории нашей малой родины, поисках национальной идентичности российских граждан в целом и жителей Красноярского края в частности.

Прежде всего, необходимо в общих чертах рассмотреть, что являет собой понятие «Родина». За время своего существования оно обросло огромным количеством смыслов, которые можно найти как в народном фольклоре (пословицах и поговорках, стихах и песнях), так и в политических текстах (где, прежде всего, речь идет о любви к Родине, о патриотизме). Чувство принадлежности к стране, к родному месту (городу или деревне), осознание общности культуры и языка, национальная идентичность и множество других факторов приводят к разделению этого понятия на два составляющих: «большая родина» и «малая родина». «Родина познается через семью: сначала родина для маленького человека – это родители, родные и близкие люди и их пределы – это родной дом, родные стены, родное село, родная улица, родные места и т.д.» [6].

Для сибиряка понятие «большая родина» в общей сложности не отличается от его восприятия жителями других городов нашей страны. Однако, на это понятие можно взглянуть под разными углами. К примеру, как минимум, два пути можно разделить в рамках понятия «большая родина»: первый – это восприятие Родины в широком смысле, вне политического контекста, как любовь к тем местам, в которых человек родился, к самой стране, к её природе и культуре. Второй же путь – неминуемая привязка к образу государства и власти. В политическом дискурсе становится возможна подмена понятий – родина и государство становятся синонимами [6]. «Родина / Отечество / Отчизна - это не имена географических или административно-политических единиц, не синонимы таких имен, как Российская Империя, СССР или Россия. Содержание этих первых гораздо более сложно. Это группа метафор, через призму которых концептуализируется определенная социальная конструкция, некая специальная модель отношений между индивидом и обществом, между гражданином и государством, между личностью и централизованной идеологической системой» [29].

Особенно интимный и очень важный характер принимает понятие «малая родина». Как отмечает в своём исследовании И. Сандомирская, именно интимный характер общему понятию «малая родина» придаёт фразеологическая связанность родины с родным домом: «… круг близких людей, родное окружение, кольцо материнских рук. Форма кольца – традиционного женского символа плодородия – участвует в создании коннотаций женского начала родины» [6,с. 13].

«…Позже родиной мы называем родную деревню, родной город, родной край – все это “малая родина”. Постепенно понятийные границы малой родины расширяются и охватывают все то, что называется “большой родиной”, родиной страны и ее народа, веры, культуры, языка, быта, природы и т.д.» [29].

Также, большой отпечаток на восприятие образа Родины оставило воздействие стереотипов, связанных с советским прошлым. Вероятно, наиболее четко сформировать понятие Родины и Отчизны возможно путем связывания этого образа с историческим контекстом.

Опираясь на образы, сформированные в советском прошлом, из книг и учебников, прочитанных когда-то в детстве, отрывков из фильмов и фрагментов произведений искусства, современный россиянин формирует восприятие концепта «Родины-матери». В современном мире этот образ становится более размытым и неоднозначным. Однако это не значит, что интерес к этому явлению пропал, и его значение стало меньше. В современной культуре, в частности через художественную её составляющую, мы можем увидеть множество отсылок к этой теме и понять, какой представляется Родина современному русском человеку.

Культура и социум – это явления, которые тесно связаны между собой. В одном и том же явлении возможна перестановка акцентов с одного на другой. В частности, культурные ценности приобретают социальное значение. Таким образом, художественная культура и творчество, как её составляющая, может оказывать большое воздействие на сознание людей, менять восприятие окружающей действительности, отражать настроения политической идеологии и образ (или роль) в обществе той или иной константы культуры в определенный период времени и эпоху. Образ Родины, в свою очередь, является одним из ярких и волнующих примеров такой постоянной, которая с годами может менять свой облик и силу влияния на социум, но неизменно остается актуальной для русского человека во все эпохи.

Не удивительно, что тема малой родины постоянно поднимается художниками и двигателями культуры в творческой деятельности. Искусство является одним из способов культурного просвещения жителей сибирского региона. «Искусство соединяет поколения и передает культурное наследие. По этой причине художники всегда считались избранным народом, люди, которые имеют важную социальную цель - представить культурные ценности в своих произведениях и показать их публике. Ориентация сознания жителей на культурные ценности и идеалы своего региона являются необходимым условием устойчивого развития Сибирского региона…» [40].

Художественная культура Красноярского края богата известными деятелями. Через все многообразие в творчестве мы можем увидеть, какие проблемы наиболее актуальны для города, страны и мира в определенную эпоху. Как было сказано выше, образ Родины является и всегда являлся одним из центральных и актуальных образов художественной культуры нашей страны и края. Проблема определения идентичности российских граждан и жителей Красноярского края в частности также являет собой одну из центральных проблем современности. Через произведения искусства, которые имеют глубокие смыслы и образы, формируются модели, способные оказать влияние на самоидентификацию жителей нашего края. Каким приемам и способам передачи художники обращаются в своем творчестве и как они влияют на формирование русской сибирской идентичности? Какова она теперь, наша Родина, для современного сибиряка? Каким способом концепт «Родина», переработанный художниками и переданный зрителю через форму определенного вида искусства, влияет на социум и самосознание граждан?

Данные вопросы требуют исследования и обсуждения. И здесь наиболее четко сформировать ответы поможет обращение к творчеству художников Красноярского края и обзор исследований влияния его символического потенциала на формирование концепта «Родина» в красноярской региональной художественной культуре и на процессы конструирования общенациональной российской идентичности и региональной идентичности сибиряка.

В своей диссертации «Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии», кандидат философских наук А. В. Кистова, в одной из глав исследует образы и символы живописного произведения В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1884-1887) и их влияние на процесс формирования общенациональной российской идентичности. Василий Иванович Суриков – русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Он родился в Красноярске и этот город, несомненно, стал для него малой Родиной. Всё его творчество пропитано сугубо национальным колоритом. «Боярыня Морозова» является одной из важнейших картин художника, она отражает интерес Сурикова к теме старообрядчества, связанный с его сибирским детством. «Для написания картины «Боярыня Морозова» и выстраивания потенциального диалога-взаимодействия реципиента (зрителя) с этим произведением искусства Василий Иванович Суриков изучил огромное количество этнографического материала, знание которого было воплощено при создании этой картины. В свою очередь, зритель, формирующий художественный образ, включается в процесс художественного познания, в том числе этнографического познания» [11]. Зритель, взаимодействуя с произведением, открывает для себя образ огромной и многоликой страны, и благодаря большому формату картины, начинает ощущать себя частью целого, погружаясь в произведение. «На этапе формирования целостного представления о сюжете, образ народа обретает характер противоречивости и полярности, разбиваясь на противоположные лагеря (религиозно, материально, социально, эмоционально и др.). Это качество противоречивости является ключевым для определения общерусского национального характера. «…Произведение указывает на возможность объединяющей роли веры, как особого внутреннего качества русского человека» [11]. Таким образом, данное произведение изобразительного искусства действительно способно сформировать определенный образ Родины у зрителя, опираясь на набор уникальных элементов и символов, формирующих общенациональных характер и ценности.

В обращении к следующему источнику – статье, посвященной творчеству красноярского художника Рудольфа Крустиновича Руйги, творческая деятельность которого разворачивалось с 1950-1990-е гг., можно увидеть, что главным и неисчерпаемым источником вдохновения для этого художника была сибирская природа: «С детства выросший среди сибирской природы, Руйга не представлял себе жизни без постоянного общения с ней. Его бесконечные путешествия в Са­яны, по Енисею, на Север были не просто поездками за сбором материала. Природа питала его творчество, как корни могучего дерева питает живительная влага земли…» [10]. На выставке «Сквозь времена и события», посвященной 80-летию со дня образования Красноярского края, которая проходила в ноябре 2014 г. в Красноярске, был представлен один из широко известных листов Р. К. Руйги – «Брат океана Енисей». «Брат океана – это Енисей в низовьях, с его бескрайней шириной. Лишь вода в нижней части листа, а осталь­ные три четверти композиции – небо, мощные облака в стремительном вихревом движении, созданном тысячами тонких разнонаправленных штрихов» [18]. В период творчества Руйги жанр пейзаж и тема величественной сибирской природы находилась под особенно пристальным вниманием художников: «Пейзаж Р. К. Руйги не является чем-то отстра­ненным от человека, природа первозданна, монумен­тальна, неприступна, однако человеку она покоряется. Эта тема лейтмотивом проходит через все творчество Руйги 1950-1970-х гг., и не только Руйги, но и всех художников этого периода…» [18]. Через творчество художник делился со зрителем особенно яркими, характерными настроениями и событиями родного края. Так, помимо такого распространенного жанра, как пейзаж, Руйга интересовался и бытовыми жанровыми сценами из жизни сибиряка того периода: «Увлеченный, как и вся творческая интеллигенция, освоением Сибири и строительством на ее просторах промышленных и энергетических гигантов, художник с головой окунается в романтику великих строек. Он появляется с первыми строителями дороги Абакан–Тайшет, с палаточными городками при закладке Крас­ноярской ГЭС и строительстве юного Дивногорска, с первыми бурильщиками на Саяно-Шушенской ГЭС» [18]. Через все творчество этого замечательного сибирского художника нитью проходит крепкая и непоколебимая любовь к Родине. У зрителя не вызывает сомнений глубина постижения истории и характера родной земли данным художником.

Продолжая обзор темы, перейдем к рассмотрению творчества ещё одного примечательного красноярского художника – Бориса Яковлевича Ряузова. Многие его работы также были представлены на выставке, посвященной 80-летию со дня образования Красноярского края, что сразу говорит о том, что тема малой Родины является одной из главных тем в творчестве художника. В статье «Живописная визуализация Красноярска, как малой Родины (на примере творчества Б. Я. Ряузова)» младший научный сотрудник Красноярского музея художника Б. Я. Ряузова, Е. И. Наследкова, говорит: «Красноярск является малой родиной для многих художников, но не для всех художников он становится художественным материалом. Примеры живописнойвизуализации Красноярска в качестве малой родины можно увидеть в творчестве таких художников, как В. И. Суриков, Б. Я. Ряузов, А. Г. Поздеев, И. Н. Вильчевский. Стоит отметить следующие общие приёмы живописной фиксации Красноярска как малой родины в творчестве художников…» [23]. Среди представленных приемов автор описывает такие: широта композиций, их некая панорамность, развёрнутость и колорит картин. Акцент сделан именно на этих приемах, потому что они наиболее полно передают особенности сибирской земли, которая обладает широкими просторами и характерной цветовой палитрой, в которой преобладают серые, коричневые, голубые и темно-зеленые оттенки.

Переходя ко второй части статьи, автор подробнее рассказывает о Борисе Ряузове – одном из прославленных красноярских художников. «Его называют живописцем одного жанра – пейзажа. Помимо произведений на военную тематику и видов широкой Сибири, большую часть в его творчестве занимают городские пейзажи» [23]. Живописец родился не в Красноярске, но этот город стал для него малой Родиной – тем сокровенным местом, к которому в своих работах он вновь и вновь возвращается и представляет зрителю широко и открыто.

Продолжая обзор, обратимся к следующей статье, автор которой предлагает взглянуть на произведения красноярских мастеров Сибирской школы ксилографии, как на источник идей, участвующих в формировании сибирской идентичности.

«Хорошая школа ксилографии создавалась в областном центре в течение длительного времени. Ведущие центры этого вида искусства – ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный художественный институт» и творческий филиал «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств. Много замечательных художников, известных в России и других странах, вышли из стен этих учреждений» [40].

Существуют различные виды резьбы по дереву: цветная и черно-белая, станковая и книжная, обрезная и торцовая. Эти виды резьбы красноярские художники используют для отображения своих идей. Использование дерева, как основы для создания произведений, также обусловлено особенностями российской культуры: древесина напоминает о необъятности лесов России и тесной связи сибиряков с природой. Ещё одна особенность русского искусства ксилографии – это неразрывная связь с литературой. В наше время, когда можно распечатать любое количество копий, подлинные гравюры в качестве иллюстраций делают книгу особенно ценной и уникальной. В настоящее время самой известной и популярной школой в Красноярске является школа ксилографии, связанная с творческой и преподавательской деятельностью Германа Паштова, народного художника Российской Федерации, действующего члена Российской академии художеств, профессора, руководителя творческой мастерской «Искусство книги» в Институте искусств и руководителя творческой мастерской графики Российской академии художеств. Члены «Красноярской студии ксилографии Германа Паштова» создают свои произведения в книжной и станковой ксилографии. Среди произведений книжной графики часто можно встретить иллюстрации для книг известного красноярского писателя В. П. Астафьева («Прокляты и убиты», «Царь-рыба», «Кража», «Пастух и пастушка»).

В станковых произведениях тема Сибири представлена очень широко. Художники используют сибирскую землю, как абстрактный образ и делают акцент на определенных аспектах реальной жизни. Очень часто мы видим изображения сибирских городов (Красноярск, Ачинск, Енисейск, Канск и др.) со своей неповторимой атмосферой и ритмом жизни: сибирская природа, потрясающий вид на Столбы, тайга и другие примечательные места нашей родины. Станковая ксилография демонстрирует особое отношение художников к Сибири и людям, которые здесь живут. Например, художник А. В. Сорокин часто посвящает свои произведения сибирским городам и поселкам. Произведения Е. Б. Федорова «Ветер», О. Н. Баранова «Красноярск» и многие другие характеризуют сибирские города в качестве мест, которые сохранили свою духовность и искренность веры. Художники-графики считают Сибирь очень интересным материалом для творчества, они видят и передают самые характерные детали, точно и почти фотографично создавая свои композиции. Идеи, представленные в работах мастеров этой школы, способствуют формированию положительного имиджа Красноярска (и, соответственно, Сибири в целом) как малой родины, города, который имеет интересную и глубокую историю, духовность, тесную связь с природой. Города, удобного для жизни [40].

Под другим углом взглянуть на передачу образа Краснояркой земли, как малой родины, позволяет обзор статьи, в которой рассматривается Сибирь в творчестве художника Александра Сурикова. Основные художественные традиции, которым следует этот художник: дадаизм, футуризм, примитивное творчество, ар брют, новое британское искусство и некоторые другие. Тот факт, что художник предпочитает именно эти художественные стили уже говорит о том, что в его произведениях Сибирь не раскрывается буквальным образом. Здесь мы не видим пейзажа (жанра, традиционного для сибирских художников), а также других «прямых» указателей на местный колорит. «…Сибирь в творчестве Александра Сурикова – это не характерные горы, фактурные леса или могучие персонажи, а это раскладки инфраструктуры сибирского города, своеобразные городские маркеры, это фиксация глобальных процессов в современном мире, в котором стирается четкая грань между местным и повсеместным, в котором сибирский художник в музее-интернете может вступать в диалог с любым мировым современным художником» [56]. Исследуя образ Сибири, автор статьи сосредотачивается на изучении двух основных серий произведений А. Сурикова: «Новый город» – серия, посвященная исследованию эстетического потенциала сибирского города в строительстве начала 21-го века, и «Суриков 7» – серия современной интерпретации шедевров Василия Ивановича Сурикова. Его работы отражают современный взгляд на Красноярск и Сибирь в целом. Серия работ «Суриков 7» является очень символичной, поскольку за основу в работах художник опирается на произведения сибирского классика и перерабатывает их на современный лад. Зритель может прочувствовать и сравнить, как менялась и меняется наша Родина с поколениями подобно тому, как меняются художественные стили и подача концепта у художников разных эпох. Работы А. Сурикова постоянно меняются, и обуславливается это тем, что он внимательно следит за новыми тенденциями и течениями в Новом современном искусстве. Художник много экспериментирует.

Результатом исследования в этой статье стало понимание того, что картины Александра Сурикова раскрывают в первую очередь сибирский менталитет, который отличается мечтательностью, идиллическим характером и созерцательностью. Кроме того, его работы показывают портрет современной Сибири, как области, вовлеченной в общемировые процессы глобализации.

Итак, даже первичный обзор исследований творчества нескольких сибирских художников уже демонстрирует то, насколько актуальна во все временные эпохи в искусстве тема малой Родины. Процессы конструирования национальной идентичности происходят во множестве областях и такая область, как художественная культура и изобразительное искусство, как одна из наиболее значимых её сфер, является одним из главных двигателей к решению этой проблемы. В исследовании культурно-символического потенциала произведений искусства красноярских, и в целом, сибирских художников, можно найти визуальные смыслы и образы, способные сформировать позитивную национальную идентичность у людей, взаимодействующих с данными видами форм художественной культуры [11]. Анализ произведений сибирских художников позволяет выявить аспекты, формирующие понятие уникальной и неповторимой Родины сибиряка. С течением времени эти аспекты могут видоизменяться, отражая не только художественный стиль, в котором работает художник, но и особый взгляд на происходящие вокруг социальные процессы, которые также являются неотъемлемой составляющей концепта «Родина». На полотнах художников мы можем видеть величественную сибирскую природу и достопримечательности родного края. Жанровые сцены, характерные для жизни народа Сибири, такие как промышленные стройки, великие завоевания и бытовые ситуации из жизни простого русского человека, городские пейзажи, строительство XXI века, символизм, фиксирующий глобальные процессы в современном мире и нашем крае. Всё это формируют особый художественный образ нашей сибирской Родины, включающий зрителя в процесс художественного познания, формируя тем самым региональную идентичность сибиряка.

References
1. Anisimova A. A., Echevskaya O. G. Sibirskaya identichnost' kak faktor ustoichivogo razvitiya Sibiri //EKO. – 2013. – №. 1. – S. 58-76.
2. Anisimova A., Echevskaya O. Sibirskaya identichnost' kak politicheskoe vyskazyvanie //Pro et Contra. – 2012. – T. 16. – №. 3.
3. Boronoev A. O. Problemy dinamiki sibirskoi identichnosti // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). – 2010. – №3. – S. 81–85.
4. Vinokurova U. A. Postsovetskii sibiryak: transformatsiya tsennostei // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika.– SPb., 2011 – Vyp. 2 – S. 25–36.
5. Gel'man V. Ya. Politicheskie elity i strategii regional'noi identichnosti //Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. – 2003. – T.
6. – №. 2. – S. 91-105. 6.Grebenyuk T. N. Obraz Rodiny: obshchechelovecheskaya tsennost' versus politicheskaya tsennost' // Filosofiya, sotsiologiya, politologiya. – Vestn. Tomsk. gos un-ta. – 2007. – №301. – S. 14–16.
7. Zamaraeva Yu.S. Teoriya, istoriografiya i metodologiya issledovaniya fenomena migratsii v kontekste sovremennoi filosofii kul'tury // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014. – № 4. – S. 600.
8. Zamyatin D. Kul'tura i prostranstvo. Modelirovanie geograficheskikh obrazov. – Litres, 2014.
9. Il'beikina M.I., Koptseva N.P. Vizual'naya antropologiya kak aktual'naya oblast' kul'turnykh issledovanii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2014.-№ 2. – S. 133-155.
10. Kirko V.I., Koptseva N.P. Etnicheskie kharakteristiki i ikh analitika v sovremennykh kul'turnykh issledovaniyakh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya.– 2014. – № 3. – S. 792.
11. Kistova A. V. Konstruirovanie etnokul'turnoi i obshchenatsional'noi identichnostei na osnove etnograficheskogo podkhoda v sotsial'noi filosofii // avtoreferat dis. ... kandidata filosofskikh nauk : 09.00.11 / Kistova Anastasiya Viktorovna; [Mesto zashchity: Sib. feder. un-t].-Krasnoyarsk, 2013.-22 s.
12. Kistova A.V., Grigor'eva T.Yu. Izuchenie pamyatnikov drevnerusskogo iskusstva kak istochnik sokhraneniya russkikh natsional'nykh traditsii (traktat Ivana Mikhailovicha Snegireva «Pamyatniki moskovskoi drevnosti» (1842-1845)) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013. – № 5. – S. 596.
13. Kolesnik M. A. Spetsifika obshcherossiiskoi i regional'noi kul'turnoi identichnosti studentov Sibirskogo federal'nogo universiteta na osnove rezul'tatov assotsiativnogo eksperimenta so slovom «Rodina» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4; URL: www.science-education.ru/118-14016 (data obrashcheniya: 01.02.2015).
14. Kolesnik M. A. Spetsifika ponimaniya slova «Rodina» studentami Sibirskogo federal'nogo universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 2. – S. 648.
15. Koptseva N. P. Kul'turologicheskaya baza formirovaniya obshchenatsional'noi rossiiskoi identichnosti v Sibirskikh regionakh Rossiiskoi Federatsii // Chelovek i obshchestvo: metodologiya issledovaniya. – Vestn. Volgogr. gos. un-ta. – Ser. 7, Filos. 2012. № 3 (18). – S. 11–15.
16. Korepanov G. S., Korepanov G. S. Regional'naya identichnost': sotsiokul'turnyi i sotsioekonomicheskii podkhody //Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2, Gumanitarnye nauki. 2009. N 3 (65). – 2009.
17. Krylov M. P. Regional'naya identichnost' v istoricheskom yadre Evropeiskoi Rossii //Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2005. – №. 3. – S. 13-23.
18. Lomanova T. M. Sibir' v grafike krasnoyarskogo khudozhnika R.K. Ruigi // Izv. Altai. gos. un-ta. – 2006. – № 4. – S. 25–30.
19. Luzan V.S. Znachenie kul'turnoi politiki v razvitii instituta gosudarstvennosti // Sotsiogumanitarnyi vestnik. – 2010.-№ 1 (4) – S. 145-148.
20. Meleshkina E. Yu. Regional'naya identichnost' kak faktor stanovleniya regional'nykh politii v Rossiiskoi Federatsii //Vestn. MGU. Ser. – 1999. – T. 12. – S. 48-59.
21. Meleshkina E. Yu. Regional'naya identichnost' kak sostavlyayushchaya problematiki rossiiskogo politicheskogo prostranstva //Regional'noe samosoznanie kak faktor formirovaniya politicheskoi kul'tury v Rossii/Pod red. M. Il'ina, I. Busyginoi. M.: MONF. – 1999.
22. Nazukina M. V. Regional'naya identichnost' v sovremennoi Rossii: tipologicheskii analiz : dis. – Perm', 2009.
23. Nasledkova E. I. Zhivopisnaya vizualizatsiya Krasnoyarska kak maloi rodiny (na primere tvorchestva B.Ya. Ryauzova) // Aktual'nye voprosy kul'tury i iskusstva: istoriya i tendentsii razvitiya: Sbornik nauchnykh materialov II Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Krasnoyarsk: Krasnoyar. kraev. nauchno-uchebnyi tsentr kadrov kul'tury, 2013. – S. 107–110.
24. Nikitina M.A., Pimenova N.N. Obraz zhizni v Rossii v nachale XXI veka na materiale animatsii studii «Mel'nitsa» // Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal «Kul'tura i Obrazovanie» – 2014.-№ 2 (6) – S. 49.
25. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya. Monografiya. – Krasnoyarsk: SFU_KGPU, 2013.
26. Pavlova E. Yu. Etnicheskaya tema v sovremennom iskusstve i narodnye promysly zapadnoi Sibiri // Gumanitarnye nauki v Sibiri. – 2007. – № 3. – S. 74–77.
27. Razumovskaya V.A., Sokolovskii Ya.V. Universal'naya kategoriya izomorfizma i ee svoistva v lingvisticheskom i perevodcheskom aspektakh (k postanovke voprosa) // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. – 2006.-№ 3-2. – S. 220-226.
28. Reznikova K.V. Immigratsionnaya politika zarubezhnykh stran: poisk priemlemykh modelei dlya Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014. – № 2. – S. 650.
29. Sandomirskaya I. I. Kniga o Rodine. Opyt analiza diskursivnykh praktik, 2001. [Elektronnyi resurs]; URL: http://culture.niv.ru/doc/culture/sadomirskaya-rodina/009.htm. (data obrashcheniya: 21.01.2015).
30. Seredkina N.N. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk po nauchnoi spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013.
31. Seredkina N.N. Pravoslavnye obrazy v khudozhestvennoi etnokul'ture sovremennoi Sibiri // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 3. – S. 417.
32. Serikova T. Yu. Obshchekul'turnaya situatsiya 60-80-kh godov XX veka i vizual'nyi obraz sovremennika v tvorchestve sibirskikh khudozhnikov // Arkhitekton: izvestiya vuzov. – 2012. – № 37. – S. 176–182.
33. Sertakova E.A. Vizualizatsiya obraza goroda i oblika gorozhan v chasovne Paraskevy Pyatnitsy v Krasnoyarske // Urbanistika. — 2014.-№ 2.-S.50-64. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.2.13271. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_13271.html
34. Sertakova E.A. Issledovaniya «goroda» v klassicheskikh kontseptsiyakh zarubezhnykh uchenykh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 4. – S. 381.
35. Sitnikova A.A. Kontsept «sever» v tvorchestve Rokuella Kenta // NB: Kul'tury i iskusstva. — 2014.-№ 2.-S.1-27. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11550. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_11550.html
36. Teoriya i praktika prikladnykh kul'turnykh issledovanii: regional'nyi proekt. Kollektivnaya monografiya. – Spb.: Eidos, 2013.
37. Turovskii R. F. Regional'naya identichnost' v sovremennoi Rossii //Rossiiskoe obshchestvo: stanovlenie demokraticheskikh tsennostei. – 1999. – S. 87-136.
38. Cheng W. et al. Lineage infidelity of epithelial ovarian cancers is controlled by HOX genes that specify regional identity in the reproductive tract //Nature medicine. – 2005. – T. 11. – №. 5. – S. 531-537.
39. Everett S., Aitchison C. The role of food tourism in sustaining regional identity: A case study of Cornwall, South West England //Journal of sustainable tourism. – 2008. – T. 16. – №. 2. – S. 150-167.
40. Gerasimova A. A., Sertakova A. E. Formation of the Russian Siberian Identity in the Wood Engravings of the Krasnoyarsk Craftsmen // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1719-1726.
41. Kenyon K. L. et al. Coordinating proliferation and tissue specification to promote regional identity in the Drosophila head //Developmental cell. – 2003. – T. 5. – №. 3. – S. 403-414.
42. Kirko V.I., Koptseva N.P. Processes of Acculturation Khakases (Indigenous People of Southern Siberia), Living Outside of the Khakassia in the Urban and Student Environment // American Journal of Applied Sciences. – 2014. – V.11 – № 12. – pp. 1269-1275.
43. Kistova A.V. Children’s Art Education in Krasnoyarsk // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2010 3) 581-592.
44. Kolpetskaya O.Y. Ballet Poem “Angara the Beauty” by L. Knipper and B. Iampilov // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2014 7) 94-102.
45. Koptseva N.P. Cultural grounds of corruption in Russia // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2014 7) 1820-1836.
46. Kovtun N.V. On the Ruins of the “Crystal Palace” or the Fate of Russian Utopia in the Classical Era (N.G. Chernyshevsky, F.M. Dostoevsky, M.E. Saltykov-Shchedrin) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2011 4) 1045-1057.
47. Libakova N.M., Sertakova E.A. The Method of Expert Interview as an Effective Research Procedure of Studying the Indigenous Peoples of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 7) 121-136.
48. Luzan V.S. Cultural Policy in Northern Territories: Specifics, Problems and Prospects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2014 7) 1494-1509.
49. Paasi A. The institutionalization of regions: a theoretical framework for understanding the emergence of regions and the constitution of regional identity //Fennia-International Journal of Geography. – 2013. – T. 164. – №. 1. – S. 105-146.
50. Paasi A. Region and place: regional identity in question //Progress in human geography. – 2003. – T. 27. – №. 4. – S. 475-485.
51. Prokkola E. K., Zimmerbauer K., Jakola F. Performance of regional identity in the implementation of European cross-border initiatives //European Urban and Regional Studies. – 2015. – T. 22. – №. 1. – S. 104-117.
52. Raagmaa G. Regional identity in regional development and Planning1 //European Planning Studies. – 2002. – T. 10. – №. 1. – S. 55-76.
53. Razumovskaya V.A. Information Entropy of Literary Text and its Surmounting in Understanding and Translation // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2010 3) 259-267.
54. Reznikova K.V. “The Oera Linda Book” and “The Snow Queen”: Two Destinies of One Myth // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 8) 156-181.
55. Robinson Z. F. This Ain't Chicago: Race, Class, and Regional Identity in the Post-soul South. – UNC Press Books, 2014.
56. Semenova A.A., Soshenko M.V. Image of Siberia in Artist Aleskander Surikov’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1743-1766.
57. Smit J., van der Hoeven F. A bridge with a view, a view with a bridge: Identifying design considerations for bridges to strengthen regional identity //Research in Urbanism Series. – 2014. – T. 3. – №. 1.
58. Terada T. Constructing an ‘East Asian’concept and growing regional identity: from EAEC to ASEAN+ 3 //The Pacific Review. – 2003. – T. 16. – №. 2. – S. 251-277.
59. Semenova A. A., Soshenko M. V. Image of Siberia in Artist Aleskander Surikov’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1743-1766.
60. Shevchenko I.V. Traditsionnaya narodnaya kul'tura kak uslovie sokhraneniya kul'turnoi identichnosti v sovremennom obshchestve // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 9. - C. 1298 - 1303. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.9.12395.
61. Khil'ko N.F. Lokalizatsiya mekhanizmov natsional'no-kul'turnoi identifikatsii v narodnykh tradtsiyakh rossiyan // Kul'tura i iskusstvo. - 2014. - 3. - C. 300 - 306. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.3.12024.
62. Koptseva N.P. Vliyanie sovremennykh kul'turnykh praktik na etnicheskuyu identichnost' korennykh malochislennykh narodov Tsentral'noi Sibiri // Sotsiodinamika. - 2014. - 6. - C. 1 - 27. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.6.12201. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_12201.html
63. N. A. Khrenov L. N. Gumilev i protivorechiya v kul'turnoi
identichnosti // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 6. - C. 7 - 17.

64. P.S. Gurevich Globalizatsiya i mul'tikul'turalizm // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 8. - C. 4 - 5.
65. N. A. Khrenov Sintez Zapada i Vostoka
kak kul'turologicheskaya problema // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 1. - C. 18 - 27.

66. G.A. Korotkii Rossiiskaya kul'tura
v usloviyakh globalizatsii // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 8. - C. 75 - 81.