Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Modern Education
Reference:

Manipulative Stereotype in Teacher’s Professional Activity and Ways to Overcome it

Rybakova Nadezhda Alekseevna

Doctor of Pedagogy

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow Witte University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-I kozhukhovskii proezd, d.12, str. 1, of. 313

779169@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8736.2015.1.14099

Received:

27-12-2014


Published:

04-01-2015


Abstract: The research subject is overcoming forming or actual manipulative stereotype in music teacher’s professional activity based on a number of methods of developing the ability to self-actualize in musical activity. The research object is music teacher’s self-actualization as an objective and a mean to overcome manipulative behavior in the process of its realization.The article reveals the essence and negative influence of manipulative stereotype on teacher’s professional activity. The reasons for its forming in the period of preparation for the profession are also exposed. Particular attention is paid to proving and describing the author’s methods of overcoming the above-mentioned stereotype in professional teacher’s activity in general and in the musical aspect of Music teacher’s profession in particular, which is connected with perception and assessment of musical compositions.Methodological basis of the research consists of the works on self-actualization and manipulation (A. Maslow, F. Perls, E. Shostrom); scientists’ ideas about the essence and role of the ideal I-image in the forming of personality (B.G. Ananyev, L.I. Bozhovich, I.S. Kon, K. Levin, A.G. Skripkin, V.V. Stolin, I.I. Chesnokova, S.V. Shorokhova, E. Spranger, Y. Yadov); researches in teacher’s self-actualization and personal growth in professional activity ( E.V. Andrienko, S.L. Bratchenko, M.R. Miriniva, N.A. Rybakova etc. ). The main conclusions of the research carried out are the following postulates:- Overcoming music teacher’s manipulative stereotype and behavior is possible by means of a purposeful development of the ability to self-actualize in the musical aspect of teacher’s activity, mainly in perception and assessment of music;- The given methods are effective for future and practising music teachers to develop the ability to self-actualize in music and thus to overcome manipulative stereotype in activity. The novelty of the research consists in proving and developing effective ways for a future or already practising music teacher to overcome manipulative stereotype in his activity through forming the ability to self-actualize in perceiving and assessing music. The particular author’s contribution to studying the theme is working out definite methods to develop the ability to self-actualize in musical activity: meeting the ideal image “I am a self-actualizing personality”, performing two roles, taking the Other’s point and independent judging.


Keywords:

role, dialogue, music activity, music teacher, capacity for self-actualization, self-actualization, professional activity, manipulative stereotype, method, image


Важной задачей современного образования и воспитания, в том числе школьного, является формирование в ребенке Личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. То есть, по сути, формирование самоактуализирующейся личности. Решить эту задачу способен учитель, не только обладающий комплексом определенных компетенций, но сам являющийся такой личностью. Педагог, самоактуализирующийся в профессиональной деятельности, - главное действующее лицо перспективных изменений образования и получения новых результатов. Однако под влиянием ряда субъективных и объективных факторов, которые начинают действовать ещё в период подготовки к профессии у многих учителей складывается манипулятивный стереотип педагогической деятельности. Поэтому очень важно, на наш взгляд, своевременно нейтрализовать данный процесс, используя для этого соответствующие методы и приемы. В связи с этим, целью данной статьи является выявление и обоснование способов преодоления формирования и реализации манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности учителя на примере педагога-музыканта.

Опираясь на работы, связанные с манипулятивным поведением человека (А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.), под манипулятивным стереотипоммы понимаем стандартизированный образ профессиональной деятельности, складывающийся у педагога-музыканта под влиянием объективных условий его труда и отличающийся значительной устойчивостью. Его характеризует привычка учителя к избеганию в процессе музыкально-педагогической деятельности инициативы, самостоятельного и ответственного принятия профессионально-значимых решений, свободного творчества, привычка к систематической защите «авторитетным мнением» и др.

Такой стереотип есть результат недоверия себе, неадекватной самооценки, принижения собственной роли в образовательном процессе как личности и индивидуальности. Он обусловливается соответствующим отношением к педагогу как транслятору указаний «свыше», которое до настоящего времени еще окончательно не преодолено. Манипулятивный стереотип приводит к тому, что для учителя становится комфортным не развиваться самому и не совершенствовать профессиональную деятельность, отторгать вновь осознаваемые стороны собственной личности для сохранения привычного состояния безопасности и благополучия.

В результате проведенного нами исследования установлено, что работа учителей музыки по комплексному формированию у школьников центральных качеств их музыкальной культуры (личностно-ценностного отношения к музыке, личностного способа общения с ней; творческих способностей) недостаточно эффективна. Высокие показатели в данном плане получают 1,3% педагогов, достаточно высокие – 9,6%, средние –80,1%, низкие – 9%. При этом выявлено, что одним из ведущих факторов, обусловливающих такое положение, выступает именно манипулятивный стереотип профессиональной деятельности.

Манипулятивный стереотип начинает формироваться у учителя еще задолго до начала его музыкально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка в вузе – лишь один из этапов длительного и сложного процесса становления учителя музыки, который начинается с детской музыкальной школы.

В процессе наблюдения за учебной деятельностью «отстающих» студентов, бесед с ними, выяснилось, что им сложно развить в себе, в первую очередь, ощущение равновеликости в общении с высокохудожественным искусством.

Исследование данного вопроса позволило установить, что главная проблема состоит в том, что все еще имеет место технократический подход к формированию и развитию у школьников музыкального восприятия. Он направлен на формирование у будущих музыкантов преимущественно специальных знаний, умений и навыков. При этом центральное место в обучении отводится не становлению личностного способа общения учащегося с музыкой, не развитию стремления и умения индивидуально интерпретировать художественные образы, а «правильному» запоминанию общепринятой трактовки произведений и их содержания.

В результате такого обучения у большинства юных музыкантов и складывается устойчивый манипулятивный стереотип общения с искусством, который не позволяет им свободно, «равновелико», сотворчески взаимодействовать с ним, формирует психологическую защиту «авторитетным мнением», не развивает такие качества самоактуализирующейся личности, как доверие себе, диалогичность, стремление к ответственной самостоятельности в художественном творчестве. Для студентов, у которых такой стереотип музыкальной деятельности особенно силен, требуется не только индивидуальный подход, но и специальная методика работы.

Для того чтобы преодолеть дальнейшее формирование у будущих учителей музыки манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности в период их обучения в вузе, мы разработали несколько методов и приемов, направленных на развитие способности к самоактуализации. Центральное место среди них мы отводим методу внутреннего и внешнего соответствия идеальному образу «Я – самоактуализирующаяся личность».

В качестве идей для его создания нами использованы метод ступенчатых перевоплощений (или «бесконечного двойника», разработанный В.Л. Леви, и представления ученых о сущности и роли идеального Я-образа в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Гусев, И.С. Кон, К. Левин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, О.В. Флеров, С.В. Шорохова, Э Шпрангер., Я. Ядов и др.).

Сущность метода соответствия образу Я-самоактуализирующаяся личность мы связываем с наличием в сознании будущего педагога идеального образа «Я», которым он руководствуется, и к которому стремится в процессе самоактуализации. Этот образ может быть основан на представлениях об одном человеке или нескольких людях, обладающих как интраперсональными, так и интерперсональными качествами самоактуализирующейся личности. При этом образ может воплощать черты реально существующих или вымышленных людей.

Идеальный образ «Я – самоактуализирующаяся личность» выступает в роли своего рода эталона, в соответствии с которым студент (или практикующий учитель) регулирует свои внутренние состояния и внешние действия.

Данный метод представляет собой некое моделирование внутри собственного «Я». Согласно В.Л. Леви, фактически не человек вживается в образ, а образ его усилиями вживается в человека. Образ – только повод к раскрытию потенциальных сторон личности. Автор рекомендует положиться на фантазию и воображение, продвигать образ в свои жизненные обстоятельства. При этом важно сохранять личную тайну. Необходимо также научиться ежедневно по нескольку минут сосредоточиваться на образе, представлять, как он ведет себя в контрольных ситуациях, внушать себе «Я – это он, я – такой» и верить в это [8, с. 196].

В рамках метода соответствия образу Я-самоактуализирующаяся личность мы наметили последовательное осуществление ряда действий.

1. Создание обобщенного идеального образа «Самоактуализирующаяся личность», характеризующего внутренние состояния и внешние проявления такой личности, который формируется на основе изучения поведения людей, обладающих качествами такой личности.

2. Самоисследование степени соответствия реального Я-образа сформированному идеальному образу и осознание существующих противоречий.

3. Моделирование индивидуального идеального образа «Я - самоактуализирующаяся личность», адекватного реальным возможностям.

4. «Вживание» в новый образ, то есть его принятие в качестве постоянного ориентира для регулирования внутренних состояний и поведения, соответствующая репетиционная работа.

5. Реализация учебной или профессиональной деятельности в образе «Я - самоактуализирующаяся личность». Систематическая самооценка и саморегулирование. Постепенный перевод идеального образа в образ реальный.

Реализация данного метода сопряжена с методами наблюдения, исследования и самоисследования, оценки и самооценки, самовоспитания, воссоздания и проигрывания воображаемой ситуации, самовнушения, аутотренинга и др.

Использование этого метода позволяет будущему педагогу оказывать развивающее воздействие не только на собственно качества самоактуализирующейся личности, но и на общетворческие способности (фантазия, воображение, эмпатия, интуиция и др.), а также артистизм как основу внешнего выразительного проявления личностных качеств.

Необходимо отметить особую значимость для реализации метода соответствия образу Я-самоактуализирующаяся личность адекватности самооценки, так как и заниженная, и завышенная самооценка препятствует становлению гармоничного образа «Я – самоактуализирующаяся личность». Это связано с тем, что важнейшими качествами такой личности выступают признание как самоценности, так и ценности Других.

То насколько убедительно, уверенно и ярко студент научится выражать и раскрывать свою личность и индивидуальность в процессе художественного творчества, в определяющей степени зависит и то, удастся ли ему сформировать у будущих учеников личностный способ общения с музыкой, так как пример учителя – основной и наиболее действенный путь воспитания детей.

Основу общения с искусством в любом виде деятельности составляет диалог, в связи с чем, возникает необходимость более подробно описать данный метод. Именно в его процессе происходит обмен чувственной информацией, оценками, точками зрения, при котором позиции соавторов, обогащаясь при взаимодействии с Другими, имеют тенденцию к изменению, основанному на результате более глубокого взаимопонимания.

Равноправный и равновеликий диалог является важнейшим условием преодоления манипулятивного стереотипа общения с музыкой и формирования личностного способа общения с ней. Для того, чтобы студент мог самостоятельно организовать такой диалог в процессе восприятия произведений искусства, мы разработали методы исполнения двух ролей, принятия стороны Другого и независимого арбитража.

Сущность метода исполнения двух ролей заключается в следующем. Реципиент осознанно принимает на себя две роли – самого себя и автора (соответственным образом подготовясь к ней). Обязательное условие – доброжелательное и заинтересованное отношение к своему «оппоненту», как бы перевоплощение в него, ощущение себя на его месте. С одной стороны, реципиент предлагает к обсуждению волнующие его вопросы, с другой – пытается сам себе ответить на них, принимая роль Другого.

Для реализации данного метода важное значение имеют интерперсональные качества самоактуализирующейся личности, на которые реципиенту следует опираться при организации такого рода общения. Они позволят ему «услышать», почувствовать внутренний мир автора, стоящего за своим сочинением, найти что-то общее в позициях, ценностях, мировоззрении, даже если конкретное произведение вызывает пока лишь негативное или нейтральное отношение.

Не менее эффективен и метод принятия стороны Другого (автора, исполнителя). Для его осуществления реципиент также исполняет как бы две роли, но если в предыдущем случае речь шла о равноправии, то сейчас необходимо подготовленно встать «на сторону» Другого, заранее определив его позицию как абсолютно правильную. Себе же отводится роль человека, который в корне не прав. Данный вид общения может быть рассмотрен как дискуссия, в которой автору предоставляется возможность «защитить» свое произведение, «доказать» свою позицию.

Принятие роли и мнения автора позволяет реципиенту достаточно эффективно преодолеть возможное непонимание, которое обусловливает отрицательное отношение к произведению посредством внутреннего сближения с ним.

Метод независимого арбитража близок двум предыдущим, так как тоже направлен на организацию плодотворного общения-диалога по поводу художественного произведения (явления искусства). Отличие же состоит в том, что появляется третье лицо – «независимый арбитр», который как бы организует диалог, следит за его развитием, вмешивается при необходимости в его ход и т.п.

Используя данный метод, реципиент может «встать» как на сторону самого себя, так и принять роль автора. Однако, независимо от этого, он одновременно предстает в качестве некоего эксперта, за которым закреплено право на вынесение окончательного решения по поводу содержания и результатов дискуссии.

Многолетняя практика использования охарактеризованных в данной работе методов показывает, что они эффективны для преодоления у будущих учителей музыки манипулятивного стереотипа не только собственно художественно-творческой деятельности, но и профессиональной музыкально-педагогической деятельности в целом.

Важной задачей современного образования и воспитания, в том числе школьного, является формирование в ребенке Личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. То есть, по сути, формирование самоактуализирующейся личности. Решить эту задачу способен учитель, не только обладающий комплексом определенных компетенций, но сам являющийся такой личностью. Педагог, самоактуализирующийся в профессиональной деятельности, - главное действующее лицо перспективных изменений образования и получения новых результатов. Однако под влиянием ряда субъективных и объективных факторов, которые начинают действовать ещё в период подготовки к профессии у многих учителей складывается манипулятивный стереотип педагогической деятельности. Поэтому очень важно, на наш взгляд, своевременно нейтрализовать данный процесс, используя для этого соответствующие методы и приемы. В связи с этим, целью данной статьи является выявление и обоснование способов преодоления формирования и реализации манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности учителя на примере педагога-музыканта.

Опираясь на работы, связанные с манипулятивным поведением человека (А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.), под манипулятивным стереотипоммы понимаем стандартизированный образ профессиональной деятельности, складывающийся у педагога-музыканта под влиянием объективных условий его труда и отличающийся значительной устойчивостью. Его характеризует привычка учителя к избеганию в процессе музыкально-педагогической деятельности инициативы, самостоятельного и ответственного принятия профессионально-значимых решений, свободного творчества, привычка к систематической защите «авторитетным мнением» и др.

Такой стереотип есть результат недоверия себе, неадекватной самооценки, принижения собственной роли в образовательном процессе как личности и индивидуальности. Он обусловливается соответствующим отношением к педагогу как транслятору указаний «свыше», которое до настоящего времени еще окончательно не преодолено. Манипулятивный стереотип приводит к тому, что для учителя становится комфортным не развиваться самому и не совершенствовать профессиональную деятельность, отторгать вновь осознаваемые стороны собственной личности для сохранения привычного состояния безопасности и благополучия.

В результате проведенного нами исследования установлено, что работа учителей музыки по комплексному формированию у школьников центральных качеств их музыкальной культуры (личностно-ценностного отношения к музыке, личностного способа общения с ней; творческих способностей) недостаточно эффективна. Высокие показатели в данном плане получают 1,3% педагогов, достаточно высокие – 9,6%, средние –80,1%, низкие – 9%. При этом выявлено, что одним из ведущих факторов, обусловливающих такое положение, выступает именно манипулятивный стереотип профессиональной деятельности.

Манипулятивный стереотип начинает формироваться у учителя еще задолго до начала его музыкально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка в вузе – лишь один из этапов длительного и сложного процесса становления учителя музыки, который начинается с детской музыкальной школы.

В процессе наблюдения за учебной деятельностью «отстающих» студентов, бесед с ними, выяснилось, что им сложно развить в себе, в первую очередь, ощущение равновеликости в общении с высокохудожественным искусством.

Исследование данного вопроса позволило установить, что главная проблема состоит в том, что все еще имеет место технократический подход к формированию и развитию у школьников музыкального восприятия. Он направлен на формирование у будущих музыкантов преимущественно специальных знаний, умений и навыков. При этом центральное место в обучении отводится не становлению личностного способа общения учащегося с музыкой, не развитию стремления и умения индивидуально интерпретировать художественные образы, а «правильному» запоминанию общепринятой трактовки произведений и их содержания.

В результате такого обучения у большинства юных музыкантов и складывается устойчивый манипулятивный стереотип общения с искусством, который не позволяет им свободно, «равновелико», сотворчески взаимодействовать с ним, формирует психологическую защиту «авторитетным мнением», не развивает такие качества самоактуализирующейся личности, как доверие себе, диалогичность, стремление к ответственной самостоятельности в художественном творчестве. Для студентов, у которых такой стереотип музыкальной деятельности особенно силен, требуется не только индивидуальный подход, но и специальная методика работы.

Для того чтобы преодолеть дальнейшее формирование у будущих учителей музыки манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности в период их обучения в вузе, мы разработали несколько методов и приемов, направленных на развитие способности к самоактуализации. Центральное место среди них мы отводим методу внутреннего и внешнего соответствия идеальному образу «Я – самоактуализирующаяся личность».

В качестве идей для его создания нами использованы метод ступенчатых перевоплощений (или «бесконечного двойника», разработанный В.Л. Леви, и представления ученых о сущности и роли идеального Я-образа в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Гусев, И.С. Кон, К. Левин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, О.В. Флеров, С.В. Шорохова, Э Шпрангер., Я. Ядов и др.).

Сущность метода соответствия образу Я-самоактуализирующаяся личность мы связываем с наличием в сознании будущего педагога идеального образа «Я», которым он руководствуется, и к которому стремится в процессе самоактуализации. Этот образ может быть основан на представлениях об одном человеке или нескольких людях, обладающих как интраперсональными, так и интерперсональными качествами самоактуализирующейся личности. При этом образ может воплощать черты реально существующих или вымышленных людей.

Идеальный образ «Я – самоактуализирующаяся личность» выступает в роли своего рода эталона, в соответствии с которым студент (или практикующий учитель) регулирует свои внутренние состояния и внешние действия.

Данный метод представляет собой некое моделирование внутри собственного «Я». Согласно В.Л. Леви, фактически не человек вживается в образ, а образ его усилиями вживается в человека. Образ – только повод к раскрытию потенциальных сторон личности. Автор рекомендует положиться на фантазию и воображение, продвигать образ в свои жизненные обстоятельства. При этом важно сохранять личную тайну. Необходимо также научиться ежедневно по нескольку минут сосредоточиваться на образе, представлять, как он ведет себя в контрольных ситуациях, внушать себе «Я – это он, я – такой» и верить в это [8, с. 196].

В рамках метода соответствия образу Я-самоактуализирующаяся личность мы наметили последовательное осуществление ряда действий.

1. Создание обобщенного идеального образа «Самоактуализирующаяся личность», характеризующего внутренние состояния и внешние проявления такой личности, который формируется на основе изучения поведения людей, обладающих качествами такой личности.

2. Самоисследование степени соответствия реального Я-образа сформированному идеальному образу и осознание существующих противоречий.

3. Моделирование индивидуального идеального образа «Я - самоактуализирующаяся личность», адекватного реальным возможностям.

4. «Вживание» в новый образ, то есть его принятие в качестве постоянного ориентира для регулирования внутренних состояний и поведения, соответствующая репетиционная работа.

5. Реализация учебной или профессиональной деятельности в образе «Я - самоактуализирующаяся личность». Систематическая самооценка и саморегулирование. Постепенный перевод идеального образа в образ реальный.

Реализация данного метода сопряжена с методами наблюдения, исследования и самоисследования, оценки и самооценки, самовоспитания, воссоздания и проигрывания воображаемой ситуации, самовнушения, аутотренинга и др.

Использование этого метода позволяет будущему педагогу оказывать развивающее воздействие не только на собственно качества самоактуализирующейся личности, но и на общетворческие способности (фантазия, воображение, эмпатия, интуиция и др.), а также артистизм как основу внешнего выразительного проявления личностных качеств.

Необходимо отметить особую значимость для реализации метода соответствия образу Я-самоактуализирующаяся личность адекватности самооценки, так как и заниженная, и завышенная самооценка препятствует становлению гармоничного образа «Я – самоактуализирующаяся личность». Это связано с тем, что важнейшими качествами такой личности выступают признание как самоценности, так и ценности Других.

То насколько убедительно, уверенно и ярко студент научится выражать и раскрывать свою личность и индивидуальность в процессе художественного творчества, в определяющей степени зависит и то, удастся ли ему сформировать у будущих учеников личностный способ общения с музыкой, так как пример учителя – основной и наиболее действенный путь воспитания детей.

Основу общения с искусством в любом виде деятельности составляет диалог, в связи с чем, возникает необходимость более подробно описать данный метод. Именно в его процессе происходит обмен чувственной информацией, оценками, точками зрения, при котором позиции соавторов, обогащаясь при взаимодействии с Другими, имеют тенденцию к изменению, основанному на результате более глубокого взаимопонимания.

Равноправный и равновеликий диалог является важнейшим условием преодоления манипулятивного стереотипа общения с музыкой и формирования личностного способа общения с ней. Для того, чтобы студент мог самостоятельно организовать такой диалог в процессе восприятия произведений искусства, мы разработали методы исполнения двух ролей, принятия стороны Другого и независимого арбитража.

Сущность метода исполнения двух ролей заключается в следующем. Реципиент осознанно принимает на себя две роли – самого себя и автора (соответственным образом подготовясь к ней). Обязательное условие – доброжелательное и заинтересованное отношение к своему «оппоненту», как бы перевоплощение в него, ощущение себя на его месте. С одной стороны, реципиент предлагает к обсуждению волнующие его вопросы, с другой – пытается сам себе ответить на них, принимая роль Другого.

Для реализации данного метода важное значение имеют интерперсональные качества самоактуализирующейся личности, на которые реципиенту следует опираться при организации такого рода общения. Они позволят ему «услышать», почувствовать внутренний мир автора, стоящего за своим сочинением, найти что-то общее в позициях, ценностях, мировоззрении, даже если конкретное произведение вызывает пока лишь негативное или нейтральное отношение.

Не менее эффективен и метод принятия стороны Другого (автора, исполнителя). Для его осуществления реципиент также исполняет как бы две роли, но если в предыдущем случае речь шла о равноправии, то сейчас необходимо подготовленно встать «на сторону» Другого, заранее определив его позицию как абсолютно правильную. Себе же отводится роль человека, который в корне не прав. Данный вид общения может быть рассмотрен как дискуссия, в которой автору предоставляется возможность «защитить» свое произведение, «доказать» свою позицию.

Принятие роли и мнения автора позволяет реципиенту достаточно эффективно преодолеть возможное непонимание, которое обусловливает отрицательное отношение к произведению посредством внутреннего сближения с ним.

Метод независимого арбитража близок двум предыдущим, так как тоже направлен на организацию плодотворного общения-диалога по поводу художественного произведения (явления искусства). Отличие же состоит в том, что появляется третье лицо – «независимый арбитр», который как бы организует диалог, следит за его развитием, вмешивается при необходимости в его ход и т.п.

Используя данный метод, реципиент может «встать» как на сторону самого себя, так и принять роль автора. Однако, независимо от этого, он одновременно предстает в качестве некоего эксперта, за которым закреплено право на вынесение окончательного решения по поводу содержания и результатов дискуссии.

Многолетняя практика использования охарактеризованных в данной работе методов показывает, что они эффективны для преодоления у будущих учителей музыки манипулятивного стереотипа не только собственно художественно-творческой деятельности, но и профессиональной музыкально-педагогической деятельности в целом.

References
1. Andrienko E.V. Professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie i razvitie lichnosti uchitelya: ucheb. posobie. – Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2001. – 147 s.
2. Bazaeva F.U. Samorealizatsiya budushchego uchitelya v protsesse ego podgotovki v vuze: Monografiya. – Volgograd: Izd-vo VGIPKiPRO, 2004. – 95 s.
3. Bratchenko S.L., Mironova M.R. Lichnostnyi rost i ego kriterii // Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti / Pod red. A.A. Krylova, L.A. Korostylevoi. – SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta, 1997. – S.38-46.
4. Vedernikova L.V. Formirovanie tsennostnykh ustanovok studenta na tvorcheskuyu samorealizatsiyu // Pedagogika. – 2003.-№ 8. – S. 47-53.
5. Gershunskii B.S. Kontseptsiya samorealizatsii lichnosti v sisteme obosnovaniya tsennostei i tselei obrazovaniya // Pedagogika. – 2003.-№ 10. – S. 3-7.
6. Gusev D.A. Logicheskaya kul'tura v prepodavatel'skoi deyatel'nosti // Prepodavatel' XXI vek. 2005. № 1. S. 15-21.
7. Gusev D.A. Mirovozzrencheskaya orientatsiya prepodavatelya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v obrazovatel'nom protsesse // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2014. № 4 (7). S. 62-69.
8. Levi V.L. Iskusstvo byt' soboi. (Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe) / V.L. Levi.-M.: «Znanie», 1977. – 208 s.
9. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoi prirody. – M.: Smysl,1999. – 423 s.
10. Perlz F. Vnutri i vne pomoinogo vedra. – SPb,: Peterburg – KhKh1 v., 1995. – 445 s.
11. Rybakova N.A. Khudozhestvenno-tvorcheskaya samoaktualizatsiya uchitelya muzyki: teoreticheskii aspekt: Monografiya. – Biisk: GOU VPO «AGAO», 2011. – 153 s.
12. Flerov O.V. Vliyanie sovremennykh pedagogicheskikh idealov na obuchenie inostrannym yazykam // Vestnik GUU. M.: 2011. № 8. S. 109-111.
13. Shostrom E. Anti-Karnegi, ili Chelovek-Manipulyator.-Minsk: Polifakt, 1992. – 128 s.
14. Fidarova S.I. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: problemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov // Sovremennoe obrazovanie. - 2013. - 4. - C. 74 - 81. DOI: 10.7256/2409-8736.2013.4.10464. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10464.html
15. O.A. Gorlitsyna Obuchenie studentov pedagogicheskikh VUZov:
vizualizatsii znanii // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2012. - 12. - C. 75 - 78.