Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Bukova M.I.
Some Aspects of the Theories of Social Values
// Sociodynamics.
2014. № 12.
P. 78-89.
DOI: 10.7256/2409-7144.2014.12.1390 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=13901
Some Aspects of the Theories of Social Values
DOI: 10.7256/2409-7144.2014.12.1390Received: 29-11-2014Published: 13-12-2014Abstract: The subject of research is genesis of the theory of social values. The author pays special attention to a place of a problem of values in social philosophy, considers some aspects of an axiology. The theory of social values, according to the author, appears during an era of Antiquity and reaches a certain culmination in concepts of representatives of neokantian school who created culture philosophy as philosophy of values. Paying special attention to consideration of the theory of social values in Wilhelm Windelband's, Heinrich Rickert's and Nicolai Hartmann's works, objective and idealistic character of their theory of social values is emphasized. However in concepts of a neokantianstvo concepts of values were developed most deeply and originally. The methodology of research is connected with application of a comparative-historical way of research. The categorial and conceptual analysis of values is applied, the dialectic principle of unity of historical and logical development is used. Novelty of research is that the theory of social values is considered by means of interdisciplinary approach where conceptual and methodological opportunities of various branches of social knowledge unite: philosophies, anthropology, cultural science. The main conclusion is connected with that the principle of unity of sociocultural space and values is actual and demanded for modern Russian outlook, for development of technologies of formation of positive Russian cultural identity. Keywords: values, sociocultural processes, culture, Neo-Kantianism, Heinrich Rickert, Wilhelm Windelband, Nicolai Hartmann, axiology, sociocultural space, identityТеория социальных ценностей – область, относящаяся к социальной философии и социальной антропологии, которая опирается на понятия: «общество», «социальные коммуникации», «культура» и «ценность». Социальная философия в целом – область, отвечающая за познание социальной действительности, законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей. В данном исследовании представляет интерес аспект социального познания, связанный с ценностями (валюативная социальная философия) и осознанием смыслов существования человека в социуме и культуре [60; 61; 63; 64]. Кроме того, рассмотрение социально-культурных ценностей важно и с позиции социальной антропологии – межкультурной дисциплины, изучающей человека и конкретные формы его существования (системы родства, стратификации, ритуальной стороны) на уровне общества [53-57]. Работая в общем поле социальной философии, необходимо обратиться к философской аксиологии, и более предметно – к конкретным теориям ценностей. Ценностная система культуры является одной из тех закономерностей, которые являются предметным пространством современной социальной философии [5; 9; 15; 19; 20; 31; 51]. Изучение подобных механизмов позволяет ответить на многие вопросы, в том числе и на вопросы социального детерминизма и идентичности [3; 4; 8; 10; 13; 16; 54-57]. Само понятие «ценность» – ключевое для современного социального познания – есть составная часть понятия «бытие», которое наряду с понятием «реальность» образует два разных объекта желаний и устремлений человека [38]. В этом случае ключевая роль аксиологии заключается в презентации того, как существует «ценность» в составе «бытия» и как она соотносится с «реальностью» [36; 40]. По сути, все аксиологические концепции строились по принципу развития аспектов этой мысли. Структурировать их можно по-разному: к примеру, М.С. Каган в монографии «Философская теория ценности» [6] приводит огромное количество возможных классификаций: по направлениям аксиологических исследований (идеалистическое, натуралистическое и прагматическое, согласно классификации М. Мерфи и Ж. Берга), по типам теории ценностей (теоретический социологический, метафизический, негативно-критический, выделенные Т. Любимовой), по направлениям теории ценностей (феноменологическое, идеалистическое, идеалистически-реалистическое, реалистическое, о чем писал А. Мессер), по течениям, по подходам и т.п. Западные исследователи аксиологических ценностей (А. Эдель, А. Мессер, В. Веркмайстер) разделяют аксиологию на направления теоретических разработок (идеалистическое, прагматическое, натуралистическое; феноменологическое, реалистическое и т.п.), на подходы к изучению ценностей (экономический, утилитаристский, метафизический, феноменологический, и т.д.). Иными словами, существует множество аксиологических концепций. В акциологии принято выделять следующие школы и направления: а) натуралистический психологизм; б) трансцендентализм; в) персоналистический онтологизм; г) культурно-исторический релятивизм; д) социологизм. При описании каждого направления выделяется генеральная идея и философы, представляющие конкретную концепцию. Такой подход информативен и подробен, однако взгляд на культуру и ее место в системе «бытие – реальность и ценность» дискретен, поэтому интерпретация культуры исходит из установок того или иного философского принципа, сквозь призму которого проводится анализ [31; 45; 46]. Предлагается несколько иной принцип рассмотрения ведущих западных и отечественных идей: кроме представления основных философских идей (автора, философской школы), будет фиксироваться возможная вещественная форма реализации социально-культурных ценностей и их влиянии на социальную деятельность человека. Проследить теоретическое развитие социально-культурных ценностей на Западе можно с эпохи Античности. Тогда еще понятие «ценность» как некая самостоятельная философская категория не выделялось. Однако развитие философской мысли и ее различных прикладных аспектов (эстетика, этика, гносеология) неразрывно связано с категориями «совершенного» и «прекрасного», в соответствии с которыми задачей индивида было самосовершенствование и улучшение окружающего мира. Сократ конкретизирует понятие «прекрасного»: оно приобретает качество исключительности, редкости и требует оценки. Платон разрабатывает иерархию ценностей, которая во многом базируется на основополагающем для античного мировоззрения принципе антропоцентризма, соизмеримости с человеческими законами и желаниями. Аристотель вводит понятие «мнение», которое может быть абсолютным и относительным («кажущееся» прекрасным и прекрасное «на деле»), и понятие «ценимое», под которым понимается некий первопринцип бытия. Эпоха эллинизма, как эпоха нарастающего субъективизма и внимания к внутренним личностным процессам, смещает понимание «ценности» в сторону пользы и общезначимости. Средневековье разрабатывает учение, согласно которому высшей ценностью является религиозное слияние субъективного бытия человека и объективного божественного бытия. Высшие ценности в христианском вероучении не разграничиваются: эстетические, моральные, интеллектуальные идеалы являются единым ориентиром для личности верующего (трактаты Аврелия Августина). Это своего рода эманации божественного начала. Всей их совокупности противопоставлены мирские ценности. Эпоха Возрождения становится провозвестником релятивистской точки зрения в аксиологии: значимость каждого индивидуума и его точки зрения на мир соединяет в «ценности» высшее благо и утилитарную полезность. «Ценность» должна и может иметь практическую, «земную» природу происхождения. Новое время с приматом рационализма не только в качестве способа познания, но и в качестве способа мировоззрения утверждает ценности «прогрессивные»: свободу воли, практическую пользу, разум (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Т. Гоббс и т.д.). Определять «ценности» – задача разума, но не индивидуального, а всеобщего, объективизирующего ценности исходя из их единой пользы и блага для людей (здесь речь может идти об экономическом, социально-политическом, нравственном благе) [1]. Определение «ценности» как философского понятия происходит в 60-е годы XIX века: немецкий философ Герман Лотце в работе «Основания практической философии» [28] выделяет «ценности» как особый мир, принципиально отличный от мира реального и от мира науки. «Мир внутренних ценностей» и «мир явлений» соотносятся между собой как «царство средств» и «царство целей». Последнее, где «все имеет цену, или достоинство» [36], постигается способностью души получать удовольствие, т.е. иметь возможность суждения. Особое значение придается эмоциональной связи человека с миром, что соответствует романтической позиции: духовная жизнь человека, имея потенциал эмоциональной активности, способна не только к познавательной, но и к творческой деятельности, а следовательно, оказывается способной к суждению, выделению «значимого» и «незначимого». Способность творить суждения формируется в особой сфере человеческой деятельности – в культуре. Лотце выделяет в культуре особую область – религию: в религии мир ценностей получает наиполнейшую вещественную форму, где в едином Боге достигается единство фактов и ценностей. Дальнейшие философские исследования категории «ценности» разделились в суждениях о ее природе и о ее функционировании. Романтической позиции Лотце (а по сути – идеалистически-религиозной) близки идеологи Баденской школы неокантианства – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и их последователи. В теории ценностей, разрабатываемой В. Виндельбандом («История новой философии», «Прелюдии. Философские статьи и речи», «Философия культуры и трансцендентальный идеализм»), главенствует идея трансцендентальной онтологии ценностей. Исследователь отделяет понятия «ценности» и «реальности» друг от друга. Носителем ценностей является практический разум, способный к вынесению оценок, отсюда философия – это область, способная рефлексировать культуру исходя из самого хода развития культуры: «У нее своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей» [24]. Влияние ценностного мира на эмпирический мир образует культуру. Ценности (Виндельбанд выделяет гуманистические ценности – истину, добро и красоту) – это сущность, которая конструирует объективный мир и культуру, ядро практического разума, стоящего выше разума теоретического. Каких-либо объективных закономерностей возникновения феноменов человеческого бытия выделить невозможно, поскольку смысл – а значит, качество общности, объективности – имеют лишь те феномены действительности, которые могут быть отнесены к ценностям. Кроме того, ценности как проявления высшей реальности являются теми принципами, что отделяют деятельность человека от процессов, происходящих в природе. Таким образом, «реальность» и «ценность» противоположны, «реальность» индивидуальна («идиографична»), «ценность» стоит выше индивидуального и претендует на объективность, она надвременна, внеисторична, априорна, дидактична и является призмой-фильтром для конкретных проявлений реального (мир «того, что есть» и мир «того, что должно быть» несоизмеримы друг другу). Неразрешимая проблема дуализма этих двух явлений частично снимается, по Виндельбанду, в религии, в едином Боге. Однако объяснений сосуществования мира сущего (природы) и мира должного (ценностей) не дает и это практическое воплощение, поскольку подведение единичного под общее не вскрывает единичное полностью (в единичном сохраняются границы непознанности). Генрих Риккерт, ученик Виндельбанда, относит культуру к идиографическому способу, т.е. способу мышления, позволяющему охватить неповторимое множество индивидуальных, специфичных, эмпирических фактов в истории человеческих отношений. Ценности для Риккерта есть принцип универсальной истории, рефлексия, способствующая объяснению индивидуальных свойств проявлений реальности. Познание ценности происходит как рационализация иррационального, и сам акт познания является важнейшим умением человека («мыслить – значит оценивать»). Ценности, сообщаясь с реальностью, позволяют выбирать среди второстепенного главное, отбирать в бесконечности чувственных вещей конечное количество значимых индивидуальностей, объединять разное в целостное и прогнозировать его развитие. Мир ценностей относится к сфере «понимаемого», поскольку его нельзя воспринять чувственно; ценности, воплощаясь в культуре, проводят разделительную черту между миром природы и миром человека. Ценности абсолютны и представляют собой идеальное бытие, они не зависят от человеческих желаний и потребностей и не относятся ни к сфере действительности, ни к сфере духа. Они обуславливают и порождают шесть сфер собственного проявления (логическую, эстетическую, мистическую, нравственную, личностную, религиозную). Сфера религиозной веры выступает зоной, где ценности и их вещное проявление совпадают в большей степени соответствия. Таким образом, универсальное (ценности) реализуется в уникальном (культура). Религию как пространство абсолютности проявленных ценностей определяет и немецкий философ культуры Эрнст Трельч. Религия – это набор индивидуальных фактов, реализовавшихся в истории, часть из которых имеет божественную природу, объясняемую присутствием Абсолютного в конечном. Ценности становятся ценностями лишь постольку, поскольку представляют собой творящую силу постоянного (абсолютного) духа. Мысль об интеграции и проявлении ценностей в особых сферах культуры развивает американский антрополог Альфред Луис Кребер («Антропология», «Природа культуры»). Он называет такими сферами искусство, философию, религию и нравственные нормы, объединенные качеством, которое исследователь именует «этос». «Этос» представляет собой некую квинтэссенцию идеальной культуры, которая контролирует составляющие человеческой культуры в целом. Особо стоит отметить идею о том, что культурные идеалы необязательно одинаково проявляются во всех сферах культурной жизни человечества: являясь импульсом, объединяющим людей, они могут быть сосредоточены в какой-то одной сфере. Идею о том, что ценности объективны и являются тем, что относится к духовной жизни человека, развивает немецкий философ Макс Шелер, основоположник социологии знания и философской антропологии («Формализм в этике и материальная этика ценностей», «Феноменология и теория познания»). Шелер строит систему объективных ценностей (в то время как субъекту – человеку – отдается пассивная роль воспринимающего), разделяя их на абсолютные ценности и эмпирические переменные. На низшей ступени располагаются чувственные ценности, далее – жизненные (витальные), затем духовные (в том числе эстетические), морально-правовые, гносеологические и на верхней ступени находятся религиозные, являющиеся высшей формой духовной сферы. Важным моментом философии Шелера становится суждение о том, что изменчивы не сами ценности (которые всегда остаются абсолютными и диктуют отношение к себе и к миру, будучи «самоданными»), а форма их существования в истории: существует бесчисленное множество условий разной степени реализации бытия ценности. Ценности относятся к сфере духа, которая противоположна сфере жизни (сфере реальных факторов). Выделяя, как и Виндельбанд, разные типы мышления по отношению к ценностям, Шелер в качестве инструмента познания ценности называет акт вчувствования: сопричастность бытию возможна на спиритуалистической основе, а не на интеллигибельной. Ценности объективны, априорны и опредмечиваются в духовном акте любви, который и «запускает» процесс сопричастности жизни, включения в мир реальных факторов, инстинктов, интересов. Объективистского взгляда на природу ценностей также придерживается немецкий философ Николай Гартман («Эстетика»). Ценности выступают идеальными объективными сущностями, наделяя качеством ценного все то, что к ним относится. Ценность становится качеством, присущим сфере идеального, надматериального бытия, и может быть постигнута не рациональным, а интуитивным образом. Философом была разработана иерархическая система существования ценностей. Таким образом, объективистски-идеалистическая позиция в отношении социально-культурных ценностей определяет последние либо как особые трансцендентальные явления, отражающиеся в реальности, либо как результат проявления духовного бытия в реальности. Высшей ценностью чаще всего определяется религиозная (нематериальная) ценность; все остальные ценности – ступени восхождения к ней. Они формируют и фиксируют идеалы, предпочтения, цели, убеждения человека. Мир культуры является производной ценностей: культура – мир воплощенных в социальной жизни ценностей. Способность отбирать и оценивать важное присуща только человеку, что, по сути дела, и отделяет человеческий мир от мира природного, делает человека человеком. Кроме того, задача ценностей – выступать универсалиями, определяющими уникальное: это некие конкретные модели, порождающие особенное (несмотря на то, что между порождающим и порождаемым неизбежно остаются несоответствия, «интервалы»). References
1. Baeva L.V. Tsennosti izmenyayushchegosya mira: Ekzistentsial'naya aksiologiya istorii: monografiya. – Astrakhan', 2004;
2. Bryndin E. G. MEZhDISTsIPLINARNOE TsENNOSTNOORIENTIROVANNOE OBRAZOVANIE PO GARMONIZATsII ZhIZNEDEYaTEL''NOSTI ChELOVEKA I OBShchESTVA //Future Human Image. – 2014. – №. 2. 3. Zamaraeva Yu.S. Osobennosti sotsiokul'turnykh transformatsii migratsionnykh protsessov v XX-XXI veke (na primere Krasnoyarskogo kraya). Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 24.00.01 – teoriya i istoriya kul'tury. Krasnoyarsk, 2011. 4. Zamaraeva Yu.S., Bakhova N.A., Kirko V.I., Koptseva N.P. Problema sotsiokul'turnykh issledovanii v sovremennoi gumanitarnoi nauke // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012.-№ 3. – S. 323. 5. Il'beikina M.I. Rol' vizual'noi antropologii v sotsial'nom konstruirovanii tsennostei. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013. 6. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennostei. – SPb.: TOO TK «Petropolis», 1997. 7. Kazin E. M. i dr. Teoretiko-prikladnye aspekty zdorov'ya kak bazovoi adaptivnoi, lichnostnoi i sotsial'noi tsennosti. Soobshchenie 1. Sotsial'no-biologicheskaya osnova zdorov'ya i adaptivnykh vozmozhnostei individa //Valeologiya. – 2012. – №. 2. – S. 7-13. 8. Karlova O.A., Moskvich Yu.N., Koptseva N.P., Kirko V.I., Sertakova E.A., Il'beikina M.I., Kolesnik M.A., Nevzorov V.N., Kistova A.V., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Shishatskii N.G., Keush A.V. i dr. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya. – Krasnoyarsk, 2013. 9. Kistova A.V. Konstruirovanie etnokul'turnoi i obshchenatsional'noi identichnostei na osnove etnograficheskogo podkhoda v sotsial'noi filosofii. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. Krasnoyarsk, 2013. 10. Kistova A.V. Etnograficheskii metod v sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniyakh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 6. – S. 900. 11. Kovtun N.V. Roman V.F. Odoevskogo «4338 god» i traditsii intellektual'noi utopii v Rossii // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. – 2004. – T. 307.-№ 5. – S. 179-183. 12. Kolesnik M.A. Sotsiologicheskie issledovaniya voobrazheniya v 30-e – 80-e gg. KhKh veka. // Sotsiodinamika. — 2014.-№ 11.-S.45-61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.13517. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13517.html 13. Kolesnik M.A. Spetsifika obshcherossiiskoi i regional'noi kul'turnoi identichnosti studentov Sibirskogo federal'nogo universiteta na osnove rezul'tatov assotsiativnogo eksperimenta so slovom «Rodina» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 595. 14. Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti. – Ripol Klassik, 2014. 15. Koptseva N.P. Kul'turologicheskaya baza formirovaniya obshchenatsional'noi rossiiskoi identichnosti v Sibirskikh regionakh Rossiikoi Federatsii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii. – 2012.-№ 3. – S. 11-15. 16. Koptseva N.P. Sovremennye kul'turnye praktiki sokhraneniya etnicheskoi identichnosti korennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v Respublike Buryatiya // Chelovek i kul'tura. — 2014.-№ 1.-S.17-30. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.1.10989. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_10989.html 17. Koptseva N. P., Lozinskaya V. P. Muzykal'noe myshlenie kompozitora i protsess sozdaniya kul'turnykh tsennostei //Pedagogika iskusstva: elektronnyi nauchnyi zhurnal. – 2012. – №. 2. 18. Lapin N. I. Modernizatsiya bazovykh tsennostei rossiyan //Sotsiologicheskie issledovaniya. – 1996. – №. 5. – S. 3-23. 19. Libakova N.M. Modifikatsii gendernykh obrazov v rossiiskoi kul'ture kontsa XIX – nachala XXI veka. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 24.00.01 – teoriya i istoriya kul'tury.-Velikii Novgorod, 2011. 20. Lapin N. I. Sotsial'nye tsennosti i reformy v krizisnoi Rossii //Sotsiologicheskie issledovaniya. – 1993. – №. 9. – S. 17-28. 21. Luzan V.S. Sotsial'no-filosofskii analiz dinamiki kul'turnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2011. 22. Magun V. S., Rudnev M. G. BAZOVYE TsENNOSTI DVUKh POKOLENII ROSSIYaN I DINAMIKA IKh SOTsIAL''NOI DETERMINATsII1 //Idei i vyvody avtorov ne obyazatel'no otrazhayut pozitsii predstavlyaemykh imi organizatsii. – 2013. 23. Matveeva S. Ya. i dr. (red.). Modernizatsiya v Rossii i konflikt tsennostei. – Directmedia, 2013. 24. Noveishii filosofskii slovar'. – Rezhim dostupa: http://enc-dic.com/new_philosophy/Vindelband-242.html 25. Pantin V. I. POLITIChESKOE SAMOOPREDELENIE ROSSII V SOVREMENNOM MIRE: ROL'' SISTEMY TsENNOSTEI I GLOBAL''NYKh FAKTOROV //Chelovek i priroda: Protivostoyanie i garmoniya. – 2013. – S. 30. 26. Pimenova N.N. Problemy obrazovaniya detei korennykh malochislennykh narodov Sibiri i Severa v Krasnoyarskom krae // Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. – 2012-№ 5 (5). – S.012-018. 27. Pimenova N.N. Etnicheskaya situatsiya v Krasnoyasrkom krae: rol' kul'turnogo naslediya korennykh malochislennykh narodov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 596. 28. Rainov T. I. Gnoseologiya Lottse // Novye idei v filosofii. – 1913. – № 7. 29. Rassadina T. A. Transformatsiya traditsionnykh tsennostei rossiyan v postperestroechnyi period //Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2006. – №. 9. – S. 95-101. 30. Reznikova K.V. Znachenie kinematografa dlya formirovaniya obshcherossiiskoi natsional'noi identichnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 3. – S. 416. 31. Reznikova K.V. Sotsial'noe konstruirovanie obshchenatsional'noi identichnosti v Rossiiskoi Federatsii. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2012. 32. Reprintsev A. V. Antropologicheskoe izmerenie sotsial'nykh reform: ot krizisa identichnosti–k destruktsii kul'tury etnosa //Psikhol.-ped. poisk. – 2013. – №. 1. – S. 25. 33. Seredkina N.N. Konsturirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013. 34. Sertakova E.A. Issledovaniya «goroda» v klassicheskikh kontseptsiyakh zarubezhnykh uchenykh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 4. – S. 381. 35. Sovremennyi filosofskii slovar' / pod red. V.E. Kemerova. – M.: Panprint, 1998. 36. Stolovich L.N. I. Kant i problema tsennosti // Kantovskii sbornik. – 2009. – Vyp. № 2 (30). 37. Surzhenko L. V. Tsennosti lichnosti: filosofskii i psikhologicheskii analiz ponyatiya. – 2011. 38. Filosofskaya entsiklopediya / pod red. M.A. Kissel'. Teoriya tsennostei [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3664/ 39. Yadov V. A. i dr. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya //Kvant. – 2014. – №. 1. – S. 2-6. 40. Aksutin J.M. Axiological Aspects of Imperial Culture Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2009 2) 227-233. 41. Arikan G., Ben‐Nun Bloom P. Social Values and Cross‐National Differences in Attitudes towards Welfare //Political Studies. – 2014. 42. Azarenko S.A. Modernity: Transformation of System of Values and its Anthropological Aspects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2013 6) 1867-1878. 43. Berggren N., Nilsson T. Globalization and the transmission of social values: The case of tolerance. – IFN Working Paper, 2014. – №. 1007. 44. Carnevale P. J., Probst T. M. Social values and social conflict in creative problem solving and categorization //Journal of personality and social psychology. – 1998. – T. 74. – №. 5. – S. 1300. 45. Dowling J., Pfeffer J. Organizational legitimacy: Social values and organizational behavior //Pacific sociological review. – 1975. – S. 122-136. 46. Fabrykant M.S. Value of (Expla)nation: Testing Modernist Theories of Nationalism // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2014 7) 152-168. 47. Francis L. J., ap Siôn T., Village A. Measuring the Contribution of Independent Christian Secondary Schools to Students' Religious, Personal, and Social Values //Journal of Research on Christian Education. – 2014. – T. 23. – №. 1. – S. 29-55. 48. Kahle L. R. Social values and social change: Adaptation to life in America. – Praeger Publishers, 1983. 49. Kirko V.I. and Anna V. Keusch. The Model of the Regional Innovative Platform of the Autonomic Educational Institution on the Example of the Siberian Federal University // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2011 4) 90-101. 50. Kirko V.I., Anna V. Keush and Nikolay G. Shyshatskiy. Problems of Modernization of the Economy of the Northern Territories // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2012 5) 1246-1251. 51. Kovtun N.V. The Boundaries of Literariness: Image of the World as a Book in the European Prose of the late 20th Century (through the example of the novel by Christoph Ransmayr „The Last World”) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2014 7) 854-864. 52. Kovtun N.V. House-spirit, Master, Pinochet: a Patriarchal Myth in the Late Traditional Prose // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2012 5) 255-264. 53. Koptseva N.P. The Creation Problem in Fundamental Ontology of Martin Heidegger and Modern Theory of Fine Arts // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2008 1) 338-346. 54. Koptseva N.P., Natalia A. Bakhova and Nadezhda V. Medyantseva. Classical and Contemporary Approaches to Ethno-Cultural Studies. The Kernel of Ethnos // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2011 4) 615-632. 55. Koptseva N.P., Natalia N. Pimenova, Vladimir S. Luzan, Alexandra A. Semenova, Ekaterina A. Sertakova and Natalia A. Bakhova. Ethno-Formative Mechanisms and Forms of Self-Awareness of Indigenous Peoples Under Conditions of External Civilization Pressure (by an Example of the Yakut Ethnic Group) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2012 5) 988-1004. 56. Koptseva NP, Kirko VI. The information basis for formation of positive ethnic identities in the process of acculturation of indigenous peoples of the Arctic Siberia (Krasnoyarsk, Russia). Life Sci J 2014;11(8):479-483. 57. Koptseva NP, Kirko VI. Modeling oof the basic processes and traditional way of life of indigenous peoples of Krasnoyarsk region (Eastern Siberia). Life Sci J 2014;11(10):489-494. 58. Kramer R. M., McClintock C. G., Messick D. M. Social values and cooperative response to a simulated resource conservation crisis //Journal of Personality. – 1986. – T. 54. – №. 3. – S. 576-582. 59. Lambert D. Impact of Age, Religion, and Geographical Location on Social Values and Popular Opinion //142nd APHA Annual Meeting and Exposition (November 15-November 19, 2014). – APHA, 2014. 60. Libakova NM, Sitnikova AA, Sertakova EA, Kolesnik MA, Ilbeykina MI. Interaction of the Yakut ethnicity and biological systems in the territory of the Sakha Republic (Hordogoy settlement, Suntarsky District) and Krasnoyarsk Krai (Essey settlement, Evenks District). Life Sci J 2014;11(6s):585-592. 61. Libakova NM, Sitnikova AA, Sertakova EA, Kolesnik MA, Ilbeykina MI. Modern practices of regional and ethnic identity of the Yakuts (North Asia, Russia). Life Sci J 2014;11(12):133-140. 62. Maio G. R. et al. Social values as arguments: similar is convincing //Frontiers in psychology. – 2014. – T. 5. 63. Mitic A. The Idea of State in N.M.Karamzin’s Conservative Value System // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2011 5) 550-555. 64. Nemirovskiy V.G. Sociology of Emotions: Relationship of the Orientations on Value Experiences and Core Values // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2011 4) 1073-1082. 65. Nemirovskiy V.G. Orientations of the Region’s Population on Value Experiences as an Indicator of the Level of Development and Semantic Content of Social Capital // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2011 4) 1025-1033. 66. Omelchuk R.K. Religious and Political Philosophy of the Social Education in Ancient China // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2013 6) 357-368. 67. Parks C. D. The predictive ability of social values in resource dilemmas and public goods games //Personality and Social Psychology Bulletin. – 1994. – T. 20. – №. 4. – S. 431-438. 68. Razumovskaya V.A. “Strong” Texts of Russian Culture and Centers of Translation Attraction // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2014 7) 834-846. 69. Razumovskaya V.A. and Yaroslav V. Sokolovsky. Modern Tendencies of Language Policy and Language Planning in Russia and China: Comparative Study // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2012 5) 927-934. 70. Reznikova K.V., Zamaraeva J.S., Kistova A.V., Pimenova N.N. The current state of traditional socio-cultural practices of indigenous peoples of the North (on the example of cultures of Selkups, Nenets and Essey Yakuts). Life Sci J 2014;11(12):126-132. 71. Riger S. Epistemological debates, feminist voices: Science, social values, and the study of women //American Psychologist. – 1992. – T. 47. – №. 6. – S. 730. 72. Semenova A.A. Modern Practices of Foresight Research of the Future of Social-Anthropological Systems, Including Ethnical Cultural Populations // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 667-676. 73. Semenova A.A., Soshenko M.V. Image of Siberia in Artist Aleskander Surikov’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1743-1766. 74. Seredkina N.N. Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Studying Art of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2014 7) 1342-1357. 75. Shen F., Liang H. Cultural Difference, Social Values, or Political Systems? Predicting Willingness to Engage in Online Political Discussion in 75 Societies //International Journal of Public Opinion Research. – 2014. – S. edu012. 76. Sherif M. The psychology of social norms. – 1936. 77. Sherrouse B. C., Semmens D. J., Clement J. M. An application of Social Values for Ecosystem Services (SolVES) to three national forests in Colorado and Wyoming //Ecological Indicators. – 2014. – T. 36. – S. 68-79. 78. Sitnikova A.A. The Concept of “North” in the Works by Rockwell Kent // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2014 7) 1358-1380. 79. Thurstone L. L. The method of paired comparisons for social values //The Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1927. – T. 21. – №. 4. – S. 384. 80. Zamaraeva J.S. What are Global Transformations Experienced by the Indigenous Peoples of the North? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2014 7) 1705-1718. 81. Zelikova J.A. Parental Values and Behavior: Intercountry Analysis // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2014 7) 112-126. 82. N.P. Koptseva, V.P. Lozinskaya, A.A. Makhonina Problema kul'turnykh tsennostei i ee reshenie v filosofii Genrikha Rikkerta // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 7. - C. 974 - 984. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6862. 83. Yudin A.I. Tsennost' kak metod poznaniya sotsial'noi deistvitel'nosti i ee prakticheskogo preobrazovaniya: G.Rikkert i P.L.Lavrov. // Filosofskaya mysl'. - 2014. - 10. - C. 80 - 103. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.10.13606. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_13606.html 84. Moskvich Yu.N., Feklistov A.G. Sravnitel'noe issledovanie tsennostei progressivnogo razvitiya sredi studentov gumanitarnykh napravlenii universitetov // Sotsiodinamika. - 2014. - 10. - C. 60 - 80. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.13425. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_13425.html 85. Khrapov S.A. Sovremennyi sotsiokul'turnyi kontekst deval'vatsii klassicheskikh aksiologicheskikh modelei «Bytie» i «Bog». // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 8. - C. 1208 - 1215. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12486. 86. G.A. Korotkii Rossiiskaya kul'tura v usloviyakh globalizatsii // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 8. - C. 75 - 81. 87. P.S. Gurevich Sovremennyi vek i ego svyatyni (prodolzhenie) // Pedagogika i prosveshchenie. - 2012. - 3. - C. 3 - 6. 88. Pavlenko S.A. Zhiznennye tsennosti kak ob''ekt istoricheskogo issledovaniya // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 5. - C. 676 - 686. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.5.9589. 89. M. V. Shugurov Dinamika global'nykh protsessov v kontekste tsennostnykh transformatsii. // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 12. - C. 73 - 86. 90. Pogontseva D.V. Predstavleniya o telesnoi krasote v sovremennoi kul'ture // Psikholog. - 2013. - 8. - C. 71 - 79. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.8.10582. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_10582.html 91. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Aksiologicheskoe osoznanie idei rossiiskoi gosudarstvennosti v kontekste natsional'nogo kharaktera // Filosofskaya mysl'. - 2013. - 12. - C. 135 - 194. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.12.9902. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_9902.html 92. P.S. Gurevich Covremennyi vek i ego svyatyni (Okonchanie) // Pedagogika i prosveshchenie. - 2012. - 4. - C. 3 - 5. |