Library
|
Your profile |
Legal Studies
Reference:
Boldyrev S.I.
The main ways of copyright infringement in the Internet
// Legal Studies.
2014. № 12.
P. 35-43.
DOI: 10.7256/2409-7136.2014.12.1370 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=13708
The main ways of copyright infringement in the Internet
DOI: 10.7256/2409-7136.2014.12.1370Received: 13-12-2014Published: 27-12-2014Abstract: The article considers the main ways of copyright infringement in the Internet. Nowadays there are various and numerous ways of copyright infringement in cyberspace. As the study shows, copyright infringement is an international problem, and each country searches for the legal ways of struggle against it. The author uses the methods of analysis, synthesis, abstracting and concretization, and reveals the peculiarities of copyright infringement in the Internet. The scientific originality is based on the fact that the author is one of the first scholars who consider the peculiarities of copyright infringement in the Internet from the point of view of the necessity to maintain the balance between the private interests of consumers and the use of legal measures against the infringer. Eventually the author concludes that the key concept of the contemporary system of intellectual property protection in the Internet should be the presumption of the free use of copyright objects, unless the rightholder declares the other. The main role in struggle against copyright infringement in the Internet should be assigned to the legal measures. Keywords: copyright, the Internet, copyright infringement, cyberspace, infringing goods, protection, ways of infringement, Internet piracy, Internet provider, pirated copyНарушение авторского права – это умышленное использование охраняемых авторским правом результатов интеллектуальной деятельности, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений, наносящее вред личности и обществу [2, с. 24]. Гришаев С.П. дает определение нарушению имущественных авторских прав в сети Интернет, и, по его мнению, это правонарушение, суть которого составляет копирование и распространение произведений науки, литературы, искусства, охраняемых авторским правом, без согласия авторов (правообладателей) третьим лицам, с коммерческой целью [3, с. 126]. В целом, можно согласиться с данным определением, дополнив его такими объектами авторского права, как компьютерная программа, компьютерные игры, программное обеспечение. Таким образом, под нарушением авторских прав в сети Интернет следует понимать незаконное использование или присвоение авторства оцифрованного материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. В сети Интернет к основным способам нарушения авторских прав относятся незаконное создание копий авторского произведения и продажа данных копий, передача их третьим лицам, либо перепродажа приобретенной копии, тогда как основной концепцией современного подхода системы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет должна стать презумпция свободного использования объектов авторского права, если правообладатель не заявит об ином [9]. При этом, должен быть предусмотрен минимальный уровень защиты прав авторов и правообладателей. Проводимая реформа авторского права требует приведения его в соответствие с современными стандартами и потребностями общества. В связи с этим следует признать, что авторское право в цифровой среде представляет собой самостоятельное подразделение права, регулирующее общественные отношения в информационно-телекоммуникационных сетях, при этом, оно представляет собой совокупность правовых норм гражданского права, конституционного права, международного права, информационного права, компьютерного права. Многие исследователи справедливо и неоднократно отмечали, что отношения в сфере авторского права в цифровой среде не укладываются в стандартные правовые рамки и требуют специального законодательного урегулирования. С этой целью в России был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее – Закон № 187), который, по сути, признал дуализм авторского права в современных условиях и предложил целый спектр новых подходов для решения проблем, возникающих в сети Интернет, при взаимодействии авторов, провайдеров и потребителей. К нарушениям авторских прав принято относить контрафакцию или пиратство. Исследователи констатируют, что контрафактные экземпляры произведений подлежат аресту в любой стране Бернского Союза, в которой произведение пользуются правовой охраной, справедливо отмечается, что применительно к цифровой среде понятие контрафактный экземпляр сложно применять [5]. Как правило, контрафактный экземпляр содержится на материальном носителе – сервере или жестком диске – вместе с законной информацией. Будет ли в таких условиях арест контрафактных экземпляров адекватной мерой, ответ очевиден, что при таких условиях арест накопителей информации, как контрафактного экземпляра, будет мерой нарушающей права третьих лиц, которые не совершали незаконных действий. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность расширительного подхода к понятию контрафактный экземпляр в условиях цифровой среды. Термином «интернет-пиратство» принято обозначать нарушение имущественных авторских прав в сети Интернет. Рассматривая нарушение авторских прав в цифровой среде, можно выделить виды интернет-пиратства: видеопиратство; аудиопиратство; нелегальное использование программного обеспечения, нелегальное использование литературных, научных произведений, текстов, графики, рисунков и других подобных объектов авторского права, рассмотрим каждый из видов интернет-пиратства и попробуем дать характеристику данным нарушениям авторских прав в цифровой среде. Видеопиратство – это нелегальное распространение копий фильмов, телепередач в локальных сетях через Интернет с целью получения прибыли. Фильмы, как объект авторского права в цифровой среде, имеют свои особенности, о которых не раз упоминали многие аналитики [1, с. 99]. Данное обстоятельство было учтено при разработке Закона № 187, указывающим о необходимости быстрой блокировки доступа к информационным ресурсам, на которых размещена нелегальная видеопродукция. Главная особенность видеопродукции заключается в том, что она приносит прибыль в первые дни после выхода в прокат, с целью защиты авторских прав, важно не допустить распространения нелегальных копий в сети Интернет в этот период. Учитывая данный факт, законодатель предложил оперативно блокировать интернет-ресурс, незаконно разместивший нелегальные копии видеопродукции. Многие эксперты справедливо отмечали, что в отношении других видов произведений прямой зависимости между временем появления нелегальной копии произведения и размером прибыли, в общем, нет [6]. В научной литературе высказывались предложения дать возможность лицам, разместившим информацию, перед блокированием направлять свои возражения по этому поводу интернет-провайдеру [10], действительно, данная мера позволит учитывать все интересы, но значительно увеличит срок наложения обеспечительных мер. К видам нелегального копирования музыкальных произведений в цифровой среде можно отнести копирование, распространение и продажу музыкальных альбомов третьим лицам. Распространять музыкальные произведения могут не только в сети Интернет, но и на компакт-дисках. К аудиопиратству относится деятельность радиостанций и пиринговых сетей, которые пользуются нелегальными копиями музыкальных произведений [7]. Наиболее часто объектом правонарушений в сети Интернет становятся литературные произведения, например, электронные библиотеки предоставляют бесплатный доступ к копиям произведений баз разрешения авторов и правообладателей. На примере книжной индустрии О. Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо», на конференции «Право на Download 2013: защита интеллектуальной собственности в сети Интернет: юридические, технологические, процедурные, организационные аспекты», отметил, что доля чистой прибыли в общей стоимости товара или услуги ведущей российской интернет-компании «Яндекс» составляет 43,6% , в то время как значение аналогичного показателя для одного из крупных российских издательств, составляет всего 10% [8]. Объемы незаконного использования программного обеспечения тоже впечатляют, по данным исследования Ассоциации производителей программного обеспечения (BSA) уровень используемого нелицензионного программного обеспечения в нашей стране составляет 63%. Для сравнения уровень используемого нелицензионного программного обеспечения в Японии – 21 %, в США – 19 % [8]. Для нелегального распространения программного обеспечения требуется снятие разнообразных программных защит с помощью специальных инструментов – редакторов, отладчиков, распаковщиков. Но иногда нелегальное распространение программы поощряется правообладателями, так, например, разработчики программы Майкрософт в 2007 году не препятствовали незаконному распространению программы, аргументируя это тем, что пользователи, привыкнув пользоваться программой, не смогут обходиться без нее и будут вынуждены платить [12]. Свою специфику имеет и нелегальное распространение компьютерных игр, так как в играх применяются специфические виды защиты, которые привязывают копию игры к носителю – CD или DVD-диску. Но эксперты отмечают, что сама защита от копирования, установленная на CD/DVD-дисках, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США, так как законодательством установлено разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD-диска. Однако издатели, устанавливая защиту, не предоставляют пользователям технических копий [4, с. 234]. Таким образом, виды нарушений авторских прав в сети Интернет разнообразны и достаточно велики. Как показывает исследование, проблема интернет-пиратства является международной и каждая страна ищет свои правовые способы борьбы с нарушением авторских прав в цифровой среде. Например, США введено правило, согласно которому в отношении иностранных граждан, нарушающих авторские права, вводится экстрадиция, виновные выдворяются за пределы государства без права возврата, это правило действует независимо от того, где размещены серверы правонарушителей. Вместе с тем, на фоне других стран, объемы интернет-пиратства в России не выглядят впечатляющими. Проанализировав ситуацию, компания Musicmetric пришла к выводу, что в тройке лидеров по нелегальному использованию объектов авторского права в цифровой среде находятся Англия, США и Италия [11]. Результатом взаимодействия целого ряда компаний стала программа Copyright Alerts, в задачи которой входит отслеживание размещения в сети Интернет нелегальных копий произведений, защищенных авторским правом. Кроме того, данная программа направлена на пресечение нелегальных попыток копирования информации, предупреждая пользователей о незаконности их действий. Работа по борьбе с распространением нелегальных авторских материалов в сети Интернет потребует немалых денежных и организационных затрат. Так, по оценке Международного альянса интеллектуальной собственности, в России насчитывается около 2,5 тыс. пиратских сайтов, которые располагают значительными технологическими ресурсами и постоянно разрабатывают новые схемы по обходу требований закона. Кроме того, реализация Закона № 187-ФЗ в принятой редакции способна в некоторых случаях затрагивать права и добросовестных пользователей, что может приводить к конфликтам. Проанализировав основные виды пиратства в сети Интернет и тенденции развития нарушений в сфере авторского права в цифровой среде, многие исследователи, эксперты, юристы предупреждают, и с ними следует согласиться, что может возникнуть проблема соблюдения баланса между частными интересами потребителей и применением правовых мер воздействия на нарушителя. Нарушитель заключает договор возмездного оказания услуг с провайдером, но услугу получает либо в меньшем объеме, либо не получает вообще. Таким образом, основной концепцией современного подхода системы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет должна стать презумпция свободного использования объектов авторского права, если правообладатель не заявит об ином, а также важнейшая роль в борьбе с нарушением авторских прав в сети Интернет должна отводиться законодательным мерам. References
1. Babkin S.A. Intellektual'naya sobstvennost' v Internet. – M., 2006.
2. Bliznets I.A. Aktual'nye problemy avtorskikh i smezhnykh prav. – M., 2001. 3. Grishaev S.P. Zashchita avtorskikh prav. Intellektual'naya sobstvennost'. – M., 2004. 4. Dashyan M.S. Avtorskoe pravo: absurd i genial'nost'. – M., 2011. 5. Dushenko K. «Bernskii treugol'nik» // Knizhnoe obozrenie. – 2007. – № 52. 6. Isaenko V.N., Zavidov B.D., Lapin S.Yu. Pravovye problemy bor'by s piratstvom v Rossii // Pravo i ekonomika. – 2000. – № 4. 7. Maksichev M. Intellektual'noe piratstvo kak transnatsional'noe prestuplenie // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. – 2007. – № 3. 8. Novaya «antipiratskaya» initsiativa: okazhutsya li pod zashchitoi vse ob''ekty avtorskikh prav. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://www.garant.ru/article/501059/#ixzz2uS2n9vU7. Data obrashcheniya: 12.03.2014 g. 9. Poslanie Prezidenta lideram stran-uchastnits «Bol'shoi dvadtsatki» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://prezident.rf/news/13329. Data obrashcheniya: data obrashcheniya: 10.03.2014 g. 10. Simkin L. Kak ostanovit' komp'yuternoe piratstvo? // Rossiiskaya yustitsiya. – 1996. – № 10. 11. Andres A.R. The European Software Piracy: An Empirical Application // Draft: 19 March 2002. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.serci.org/2002/Rodriguez.pdf.4 12. Gates, Buffett a bit bearish. CNet. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostu-pa: URL: http:/ / www. webcitation. org/685dBSFVW 13. O. V. Markova Perspektivy pravovoi zashchity intellektual'noi sobstvennosti i sposoby ukrepleniya ustoichivogo elementa sistemy pravovoi zashchity intellektual'noi sobstvennosti // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 6. - C. 101 - 106. 14. L.V. Terent'eva Avtorskoe pravo Yaponii v tsifrovuyu epokhu // Pravo i politika. - 2013. - 5. - C. 623 - 633. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.05.3. |