Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Kolesnik M.A.
Social Research of Imagination in the 30's - 80's of the 20th Century
// Sociodynamics.
2014. № 11.
P. 45-61.
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=13517
Social Research of Imagination in the 30's - 80's of the 20th Century
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351Received: 01-11-2014Published: 15-11-2014Abstract: Article is devoted to the review of the main ideas and perspectives of researches of the scientists entering the circle "Eranos". As the representative works of those scientists which dealt with problems of studying of "imagination", founders of this direction of researches are chosen: Maria-Louise von Franz, Henri Corben, Joseph Campbell and Herbert Read. On the example of some scientific works development of the theory of imagination in the context of a psikhanaliz, religious studies, comparative mythology and art criticism is presented. The sociology of imagination is actual area of social knowledge. Archaic myths exist in modern social structures, in practicians of social subjects. The main method - the review of scientific researches of social imagination, the critical analysis of theoretical sources in imagination sociology area. The comparative-historical method by means of which sociological theories of imagination were investigated was applied. Scientific novelty consists in detailed consideration of a number of the works devoted to such form of social imagination which is embodied in fairy tales. Maria-Louise von Franz's ideas, Carl Gustav Jung's follower, the recognized expert in the field of social psychology of the fairy tale are most in detail considered. In addition, the concept "the imagined world" and its value for social psychology are analyzed. Keywords: social research, sociocultural processes, social psychology, social imagination, archetype, imagination, fairy-tale, Eranos, myth, symbolНачало социологических исследований воображения связано с появлением интеллектуального кружка «Эранос», в собраниях которого принимали участие ученые самых разных направлений. Одним из инициаторов и вдохновителей этого собрания являлся Карл Густав Юнг, идеи которого были в центре внимания всех участников. Следует отметить, что разработка проблематики воображения на западе изначально велась как междисциплинарная, на основе концепции коллективного бессознательного Карла Густава Юнга. Кроме того, ученые изначально стремились изучить и свести в единую систему религиозный, мистический эзотерический опыт запада и востока, в связи с этим большое внимание уделялось религиозным и философским воззрениям Древнего Востока. Основные положения теории коллективного бессознательного развивали социологи, антропологи, искусствоведы, религиоведы и философы, лингвисты. В круг интересов ученых, не только гуманитарных направлений, а также и естественно-научных, входило изучение архетипов, мифов, религии, искусства. В настоящей статье представлен обзор деятельности группы ученых, занимавшихся проблемами «воображения», кратко охарактеризованы основные идеи и концепции, представленные в их трудах. Для определения всего спектра идей и подходов к исследованию воображения были выделены труды ученых, работавших в русле психоанализа, религиоведения, культурной антропологии, искусствоведения. Большой интерес, в рамках данного исследования, представляют труды Марии-Луизы фон Франц (1915 – 1998), коллеги и последователя Карла Густава Юнга, которая разрабатывала его идеи в ключе психологических интерпретаций сказок, мифов, сновидений и текстов алхимиков. Именно интерпретациям и толкованию волшебных сказок посвящено большинство ее исследований, таких как «Психология сказки. Толкование волшебных сказок» (1970), «Кошка. Сказка об освобождении фемининности», «Архетипические паттерны в волшебных сказках», «Фемининность в волшебных сказках» (1977), «Избавление от колдовства в волшебных сказках». Поскольку сказки являются одной из форм воплощения мира воображаемого, непосредственным отображением коллективного бессознательного, то следует подробнее остановиться на том, как Мария - Луиза фон Франц подходит к их исследованию, какие вопросы попадают в область ее научных интересов. Она объясняет свой особый интерес к сказкам, в сравнении с мифами, следующим образом: сказки представляют более ясные архетипические образы, тогда как мифы связаны больше с культурным коллективным бессознательным конкретного этноса, народа. В силу этого мифы утрачивают общечеловеческие черты, так как принадлежат определенной культуре, отражают национальный характер отдельного народа. В то же время мифы являются более доступными для сознания, их легче интерпретировать, поскольку часто содержат детали, дающие подсказки для более точного толкования их значения. Тем не менее, изучение мифов не остается за скобками, так как с их помощью можно лучше растолковать значение сказок, указать на ее скрытые смыслы. Сказка же, в большей степени, обладает общечеловеческим содержанием, является тем языком, который понятен каждому человеку, вне зависимости от того, к какой культуре он принадлежит. В сказке значительно меньше культурных наслоений, характерных для мифов: «Волшебные сказки находятся вне культуры, вне культуры, вне расовых различий, поэтому способны очень легко мигрировать. Они являются как бы интернациональным языком для всего человечества, для людей всех возрастов и всех национальностей, независимо от их культурных различий» [31]. Отличия между сказкой и мифом проявлены даже в том, что в мифах герой обладает более земной природой, тогда как сказочный герой менее человечен, он не претерпевает изменений, менее эмоционален. На основе своих многочисленных исследований и анализа сказок, она делает вывод о том, что все сказки описывают один и тот же психический феномен – Самость, который является очень сложным для понимания, именно поэтому существует огромное количество сказок. Архетип Самости, согласно концепции Карла Густава Юнга, определяется как саморегулирующая деятельность психического, поддерживающая самосознание Эго, его непрерывность во времени. Самость определяется как образ цели жизни. Она ссылается на то, что согласно Юнгу «в Самости заключено все психическое содержание личности, а также, как ни парадоксально, она является регулирующим центром коллективного бессознательного. Любой индивид и любая нация имеют свои собственные способы осознания и взаимодействия с этой психической реальностью. Обычно разные волшебные сказки дают усредненную картину различных этапов или стадий такого взаимодействия» [31]. Сказки обладают терапевтической, исцеляющей функцией, поскольку при их посредстве возможно поддержание сознательной установки человека в равновесии. Человек испытывает необходимость в идентификации себя с героем сказки или мифа, необходимо это ему для того, чтобы выжить, получив надежду на благополучный исход, который спроецирован в такой истории. Сказка обладает способностью к воодушевлению человека, она дает жизнеутверждающий пример, которому человек желает следовать. Кроме того, в своих исследованиях Мария-Луиза фон Франц занималась вопросом проявления фемининности в волшебных сказках. Основываясь на анализе таких сказок, как «Спящая красавица» и «Василиса Прекрасная», она говорит о том, что наличие большого количества женских персонажей в них компенсирует недостаток проявлений женского начала в религиозных представлениях людей христианской западной культуры. Особое внимание Мария–Луиза фон Франц уделяет анализу алхимических текстов. Известны следующие ее труды на эту тему: «Алхимия. Введение в символизм и психологию» (1959), «Алхимическое активное воображение» (1979), «Восходящая Аврора: документ, приписываемый Фоме Аквинскому по проблеме противоположностей в алхимии» (1957). В тексте «Алхимическое активное воображение» она рассматривает историю развития алхимических учений с точки зрения концепций коллективного бессознательного и активного воображения, предложенных Карлом Густавом Юнгом. В соответствии с концепцией автора, алхимия с древних времен делилась на два течения – экстравертное и интровертное. Сами алхимики не отделяли психику от материи. Если изучаемый вопрос наблюдался ими как бы со стороны, экстравертно, то тогда речь шла о материи, если же подход был интровертным, как бы изнутри – это относилось уже к коллективному бессознательному. Главным мотивом деятельности алхимиков Мария-Луиза фон Франц называет стремление узнать больше о духе. С этим связано и то, что в алхимической традиции существовала практика работы с собственными снами. Она поддерживает идею Юнга о том, что алхимики, в своей деятельности не принадлежа какой бы то ни было традиции, могли получать новые знания из сферы бессознательного. Также она вводит понятие «активного воображения», поскольку именно в этом процессе алхимики делали свои открытия. Под активным воображением подразумевается разговор с собственными комплексами человека, которые тот стремится воплотить в своих воображении и фантазиях. Природа человека такова, что при столкновении с неизвестным, в данном случае, с загадками природы, его бессознательное воображение начинает проецировать гипнотические архетипические образы. Алхимики совершали медитацию над материалами, с которыми работали, и каждый из них совершал архетипические действия с материалами, играя и фантазируя с ними. Одним из первых исследователей проблематики «воображения» явился французский философ и исламовед Анри Корбен, в сфере интересов которого была исламская философия суфизма и шиитский гностицизм. Главные труды ученого: «Творческое воображение Ибн Араби» (1958), «Световой человек в иранском суфизме» (1961), «Мир воображения» (1964), «История исламской философии» (1964). Большое внимание Анри Корбен уделял изучению «воображаемых миров» в учениях исламских философов, в частности, в текстах суннитского суфия, теолога и основоположника учения о мистическом озарении Сохраварди, богослова и теоретика суфизма Ибн Араби, философа Аверроэса. В статье «Мир воображения» он вводит понятие «mundus imaginalis», понимая под ним промежуточный мир между материальным чувственным миром и духовным умопостигаемым миром. Анри Корбен исследует промежуточное состояние между сновидением и бодрствованием. При этом он подчеркивает разницу между понятиями «воображение» и «воображаемое» в западной и восточной, в данном случае, исламской, традициях. По его словам, невозможность употребления слова imagenery связана с тем, что в западном обыденном понимании оно имеет значение чего-то нереального, находящегося за пределами бытия, существования. В восточной же традиции то, что является предметом интереса Анри Корбена, имеет статус реального: «Этот мир, полностью объективный и реальный, где всё существующее в чувственном мире имеет свой аналог, не воспринимаемый, однако, чувствами, есть мир, обозначаемый как «восьмой климат», восьмая область» [13]. Он анализирует текст Сохраварди «Малиновый Архангел», в котором ведется речь о пространстве нахождения визионера. Здесь возникает понятие «Страна Ни-где» («Nâ-Kojâ-Abâd»), это одновременно и протяженное пространство, и место за пределами места. Войти в такое пространство можно специфическим способом: «Несомненно это не имеет отношения к изменению локализации, к физическому перемещению из одного места в другое, как это происходит в случае с местами, располагающиеся в простом однородном пространстве... Это вопрос вхождения во внутреннее и, через прохождение во внутреннее, нахождение себя самого. Парадоксальным образом это происходит «вовне», или на языке наших авторов, «на выпуклой стороне» Девятой Сферы – другими словами, «по ту сторону горы Каф». В сущности, это есть отношение между внешним, видимым, экзотерическим (греческое ta exo, арабское zahir) – и внутренним, невидимым, эзотерическим (греческое ta eso, арабское batin), или между природным миром и духовным миром. Покинуть где, категорию ubi, означает покинуть внешние и естественные явления, содержащие скрытые внутренние реальности подобно тому, как миндаль скрыт под скорлупой» [13]. Анри Корбен указывает на то, что в текстах Сохраварди описан процесс вхождения внутрь, в духовный мир, который становится всеохватывающим, содержащим все то, что прежде было внешним и видимым. Также он кратко характеризует существующие в исламской традиции миры и соответствующие им органы познания: первый – чувственный и органы чувств, второй, тот, что является предметом анализа ученого – сверхчувственный и воображение, и, наконец, третий,– вселенная чистых архангельских Интеллигенций и интеллект. Исследуя исламские религиозные тексты, Анри Корбен формулирует идею того, что описание воображаемого мира характерно для любой культуры всех народов. Анри Корбен различает «активное» (метафизическое) и «пассивное» воображение (чувства и переживания человека, которые спонтанно преобразуются во сне, имеет вторичный характер по отношению к миру бодрствования, фантазия, поскольку допускается свободная манипуляция с данными из внешнего опыта). Органом, с помощью которого возможно вхождение в «mundus imaginalis», он называет «активное» воображение». Благодаря этому органу возможно преобразование внутренних духовных состояний во внешние явления – видения, которые, в свою очередь, символизируют эти внутренние состояния. Воображение является духовной способностью, совершенно независящей от физического тела. Воображение должно воспринимать и воспроизводить символы, которые ведут к внутреннему сознанию, в противном случае оно не выполняет свою функцию, что ведет к духовному кризису и упадку, к тому, с чем столкнулся, по мнению Анри Корбена, западный мир. В своем исследовании «Световой человек в иранском суфизме» он подробно описывает процессе визионерского восприятия: вначале восприятие направлено на образы, порождаемые чувственным миром, посредством зрения, затем же с помощью воображения они облекаются в символическую форму. Исследует также концепцию строения «светового человека», его возможности вхождения в пространство иного мира. Также он исследует восприятие пространства восточного и западного человека, говорит о психодуховной трехмерности человека. День сознания является промежутком между светоносной ночью сверхсознания и мрачной ночью бессознательного. Анри Корбен также поднимает проблему неправильного истолкования понятия «образ», говорит о том, что в современном мире истинное значение образов утрачивается, что их восприятие стало сводиться лишь к чувственному уровню. Искусство и воображение исламского мира отличаются от своих западных вариантов, поскольку они предполагают, как неоднократно подчеркивает ученый, реальность присутствия в мире ином, возможность свидетельствовать об этом мире. Эти идеи Анри Корбена активно развивали его ученик Жильбер Дюран (1929-2012), французский антрополог, философ и религиовед, который исследовал функции и формы воображения, последователем его теорий был также Мишель Мафессоли (1944), изучающий проблематику воображаемого с точки зрения социологии. Жильбер Дюран, в частности, уточнил понятие своего учителя «l’imagenaire», ввел понятие «антропологического траекта», разработал типологию мифов (мифы диурна, мифы драматического и мистического ноктюрна), связав их с психологическими состояниями человека. Исследованием мифов занимались многие участники собраний «Эранос». Например, Мирча Элиаде (1907 – 1986), предметом интереса которого было исследование концепта «время» в мифах и в истории, различия в восприятии времени человеком современным и человеком в традиционном архаичном обществе («Миф о вечном возвращении»), исследование значений ритуала, сравнение мифологического и религиозного сознания («Аспекты мифа»), взаимосвязь между религией и искусством, изучение того, как произведения искусства выполняют мифологическую функцию («Символизм, сакральное и искусство»). Другой участник собраний «Эранос», Пол Радин (1883 – 1959), ввел новый термин «трикстера», означающий героя с противоречивой, двойственной природой и характером, принадлежащего миру реальному и сакральному одновременно, проявляющего различные качества человеческого характера, как положительные, так и отрицательные. Среди тех, кто изучал мифы, можно выделить Джозефа Кэмпбелла (1905 – 1984), идеи которого оказали влияние, в частности, на творца современного мифа Джорджа Лукаса. Наиболее известны следующие произведения Джозефа Кэмпбелла: «Герой с тысячью лицами» (1949), «Маски Бога» (1959-1968), «Мифы, в которых нам жить» (1972), «Мифический образ» (1974). В книге «Мифы, в которых нам жить» он, исследует психологическую особенность человека, связанную с тем, что он, в первую очередь, подчиняет свою жизнь мифологическому мышлению, и только во вторую – экономическим нуждам. Анализирует мифы и легенды. Говорит об опасности, связанной с утратой мифического мышления: «Именно на мифах основаны нравственные устои общества и именно канонизированные мифологии становятся религиями. Поскольку воздействие науки на миф ведет — судя по всему, неизбежно — к утрате морального равновесия, следует задаться вопросом: возможно ли подтвердить жизнеутверждающий характер мифов строго научными средствами и, критически взвешивая архаичное содержание древних преданий, в то же время избежать ложного толкования и отрицания мифов» [17]. Так же он говорит и о негативном влиянии сохранения догматизма старых верований, которые не согласуются с данными науки, о необходимости создания новых, современных мифов. Джозеф Кэмпбелл определяет значение мифов тем, что их посредством человек способен познать внутренний душевный мир и, в то же время, окружающий его мир. «Сосредоточенность на собственных сновидениях и унаследованных мифах отвлекает сознание от современного мира, закрепляет архаичные, непригодные для нынешней жизни чувства и образ мышления» [17], именно поэтому он подчеркивает необходимость диалога между внешним и внутренним посредством символических форм. В этом же своем исследовании он соотносит мифологические образы с внутренним духовным состоянием человека, его сознанием (миф об Эдеме). Мифология, согласно его концепции, представляется как выражение сверхопытных прозрений. Также исследует особенности восточного (индуистского и буддистского искусства), его связь с мифами и религиозными практиками. В другом своем труде «Мифический образ» Джозеф Кэмпбелл рассуждает о мифе как о макрокосме, а о сне – как о микрокосме. Через миф человек ощущает единство с мировым космическим универсумом, через такое переживание он способен развить чувство как личной идентичности, а также может идентифицировать свои индивидуальные психические процессы и состояния с принципами космического мироустройства. Он утверждает, что миф и сновидение имеют одну и ту же природу в силу того, что они оба рождаются из внутреннего мира человека, который сознание, будучи бодрствующим, не может познать. «Мифические формы можно рассматривать либо как указывающие вовне, на загадки всеобщей значимости, либо как функции сугубо ограниченных – этнических и даже личных – особенностей» [16]. Искусствоведы, участвовавшие в конференциях «Эранос», также затрагивали проблематику «воображения». Изучением воображения в области искусства, занимался Рене Юиг, работы которого мало известны русскоязычному читателю. Среди его работ можно выделить «Диалог с видимым», где он говорит о том, что для западной цивилизации характерным является приоритет визуальных образов. Произведения искусства обладают функцией, позволяющей человеку осуществлять коммуникацию с миром. Более подробно подобные взгляды можно рассмотреть на примере творчества Герберта Рида (1893 – 1968), английского литературного и художественного критика, поэта, искусствоведа, организатора художественных выставок. Его основные произведения, относящиеся к заявленной в данной статье теме: «Искусство и бессознательное» (1968), «Искусство и общество» (1945), «Понимание искусства» (1968), «Философия современного искусства» (1952). В статье «Динамика искусства», одной из немногих, переведенных на русский язык, он говорит о том, что искусство является формой символического разговора, а произведение искусства относится к сфере визуального познания. «Искусство это форма символического разговора и его элементы не лингвистические, но перцептивные» [21]. Его взгляд на личность и особенности художника близок к концепциям Марии-Луизы фон Франц и Анри Корбена, поскольку он сравнивает художника с мистиком и алхимиком, говоря об их психологическом сходстве. Он пишет следующее: «Только художники, обладающие богатством восприятия и готовностью к выражению, осознают формальное значение определенного «созвездия» событий в поле явлений. Великие наития приходят в умы, приведенные в состояние аномальной бдительности постоянным упражнением своих талантов – факт, который возможно объясняет психологические сходства, которые существуют между художниками и мистиками» [21]. Он рассуждает о способности художника найти форму для воображения. Форма, согласно идее Герберта Рида, находится между человеком и природой, художник является тем человеком, который способен придать природе форму, прежде чем овладеть ею. Художник мыслит формой, способен видеть природу как форму, чувствовать ее как форму. Говоря о роли искусства, он утверждает, что оно дает конкретное существование тому, что находится за пределами рационального рассуждения, что возможно только благодаря определенной игре воображения. Согласно его концепции, художник превращает первичный материал бессознательного в формы искусства, то есть, искусство является путем от фантазии, воображения к реальности: «Формы искусства имеют значение лишь до тех пор, пока они архетипичны, и в этом смысле предопределены; и жизненны лишь до тех пор, пока они трансформируются чувствительностью художника и потому свободны. Художник выпускает эти динамические энергии внутри своей собственной психики, и его особенность, его добродетель, состоит в том, что он может направлять такие силы в дело: может «узнавать» их как формы из камня или металла, измерения пространства, интервалы времени. В этом смысле художник стал алхимиком, превращающим первичный материл бессознательного в те «чудесные камни», кристальные формы искусства» [21]. Обзор основных проблем и идей ученых кружка «Эранос» позволяет говорить о том, что начиная с первой половины XX века меняется направление гуманитарных исследований, связанное с открытиями в сфере психоанализа, позволившими изучать внутренний мир человека, прежде недоступный для научных изысканий. Ученые сумели собрать большой фактический материал, будучи практиками. Они создали не только теории, стали изучать то, что прежде не поддавалось изучению и классификации: сказки, сны, мифы, духовный опыт человека. Именно поэтому для различных направлений гуманитарных наук базовыми явились идеи Карла Густава Юнга. Кроме того, в это время большую популярность обретает увлечение эзотерическими учениями Востока, которые давали массу материала для осмысления и исследования. Одним из актуальных направлений деятельности ученых в этот период становится социальное познание воображения, одним из основоположников данной проблематики был Анри Корбен, который ввел понятие «имажинэр», идеи которого позже развивали в русле социологии Жильбер Дюран и Мишель Мафессоли. Именно его труды явились основополагающими для создания целостной социологии воображения. Многие ученые так или иначе касались вопросов, связанных с воображением, изучали его в различных аспектах. На начальном этапе, на примере исследований Марии – Луизы фон Франц, идеи Карла Густава Юнга применялись в области изучения мифов, сказок, религии, осуществлялся поиск общих точек соприкосновения, большое внимание уделяется изучению архетипов в сказках и мифах. Позже такие ученые как Мирча Элиаде, Пол Радин и Джозеф Кэмпбелл продолжают свои исследования в связи с идеями психоанализа, но теперь их интересует и то, как создается и существует в реальном времени миф и мифологическое мышление, их интересуют возможности актуализации мира воображения, изучение практик и инструментов вхождения в этот мир. References
1. Gamaleeva A. A. ANALIZ TRANSFORMATsII ROLI ZhENShchINY OT IUDAIZMA K KhRISTIANSTVU //Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. – 2009. – S. 137.
2. Gorokhov A. A. Fenomenologiya religii Mirchi Eliade./A. A. Gorokhov. – Spb.: Aleteiya, 2011. – 160 s. 3. Dugin A.G. Sotsiologiya voobrazheniya. Uchebnoe posobie. – M., 2010. 4. Zhdanov V. V. Tainoe ili yavnoe? Gnozis i ezoterika: problema opredelenii./Tochka dostupa: http://aiem-asem.org/Statji/zhdanov.pdf 5. Zhdanov V. V. Izuchenie ezoteriki v Zapadnoi Evrope: instituty, kontseptsii, metodiki//Mistiko-ezotericheskie dvizheniya v teorii i praktike. Istoriya. Psikhologiya. Filosofiya: Sbornik materialov vtoroi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii/Pod red. S. V. Pakhomova. SPb.: RKhGA, 2009. S. 5–27. 6. Zabiyako A. P. Mircha Eliade: metodologiya v kontekste individual'no-psikhologicheskikh i religioznykh osobennostei lichnosti. // Religiovedenie — 2008. — № 1 7. Zabiyako A. P. Eliade Mircha.//Kul'turologiya. Vek XX: Entsiklopediya. — T.2. — SPb., 1998. 8. Il'beikina M.I., Koptseva N.P. Vizual'naya antropologiya kak aktual'naya oblast' kul'turnykh issledovanii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2014.-№ 2. – S. 133-155. 9. Kirilenko, E. I. R. Bart i M. Eliade: dva opyta istolkovaniya mifa.//Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – 2007 – № 297 10. Kirko V.I., Koptseva N.P. Etnicheskie kharakteristiki i ikh analitika v sovremennykh kul'turnykh issledovaniyakh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 3. – S. 793. 11. Koptseva N.P., Libakova N.M. Formirovanie rossiiskoi kul'turnoi identichnosti v obrazovatel'noi deyatel'nosti sovremennogo universiteta posredstvom izucheniya istorii russkogo izobrazitel'nogo iskusstva // Pedagogika iskusstva. – 2012.-№ 4. – S. 7-29. 12. Korben, Anri. Istoriya islamskoi filosofii./Anri Korben. – Moskva: Progress – Traditsiya, 2010. – 359 s. 13. Korben, Anri. Mir Voobrazheniya./Tochka dostupa: http://www.delphis.ru/journal/article/mir-voobrazheniya 14. Korben, Anri. Svetovoi chelovek v iranskom sufizme./ Anri Korben. – Moskva: «Fond issledovanii islamskoi kul'tury», 2009. – 237 s. 15. Koul M. Kul'turnye mekhanizmy razvitiya //Voprosy psikhologii. – 1995. – T. 195. – S. 5-20. 16. Kempbell, Dzhozef. Mificheskii obraz./Dzh. Kempbell. – Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2002. – 683 s. 17. Kempbell, Dzhozef. Mify, v kotorykh nam zhit'./Dzh. Kempbell. – Sofiya, 2002. – 252 s. 18. Meletinskii, E. M. Poetika mifa./E. M. Meletinskii, M.: Nauka, 2000. – 407 s. 19. Nosachev, P. G. Zapadnyi ezoterizm kak sfera religiovedcheskikh issledovanii./Tochka dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/zapadnyy-ezoterizm-kak-sfera-religiovedcheskih-issledovaniy 20. NOSAChEV P. G. SEDZhVIK M. NAPEREKOR SOVREMENNOMU MIRU: TRADITsIONALIZM I TAINAYa INTELLEKTUAL''NAYa ISTORIYa XX VEKA. NLO, 2014 //Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. – 2014. – №. 53 (3). 21. Rid, Gerbert. Dinamika iskusstva./Tochka dostupa: http://castalia.ru/eranos-perevody/1496-gerbert-rid-dinamika-iskusstva-1952.html 22. Rogachevskaya, M. S. «To hell with culture!» («K chertyam kul'turu!»): kul'turnye al'ternativy Gerberta Rida./Tochka dostupa: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24378/1/210-220.pdf 23. Seredkina N.N. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Avtoreferat dissertatsii kandidata nauk. – Krasnoyarsk, 2013. 24. Sogomonov A. Glokal'nost' (ocherk sotsiologii prostranstvennogo voobrazheniya) //Globalizatsiya i postsovetskoe obshchestvo («Aspekty-2001»).—M. – 2001. – S. 62-67. 25. Stepanov Yu. S. Prostranstvo i miry–novyi,«voobrazhaemyi»,«mental'nyi» i prochie //Filosofiya yazyka: v granitsakh i vne granits. Mezhdunarodnaya seriya monografii. – 1994. – T. 2. – S. 11. 26. Stepanov Yu. S. Mental'nye miry (Voobrazhaemyi mir; Vozmozhnyi mir, a takzhe Vselennaya-Universum) //Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniya.–M.: Shkola “Yazyki russkoi kul'tury. – 1997. 27. Frants, Mariya-Luiza fon. Alkhimicheskoe aktivnoe voobrazhenie./Tochka dostupa: http://castalia.ru/posledovateli-yunga-perevody/1147-mariya-luiza-fon-frants-alhimicheskoe-aktivnoe-voobrazhenie-glava-1-istoriya-alhimii-ekstravertnyiy-i-introvertnyiy-podhodyi.html 28. Frants, Mariya-Luiza fon. Alkhimiya. Vvedenie v simvolizm i psikhologiyu./Tochka dostupa: http://fb2.booksgid.com/content/80/mariya-luiza-franc-alhimiya-vvedenie-v-simvolizm-i-psihologiyu/1.html 29. Frants, Mariya-Luiza fon. Izbavlenie ot koldovstva v volshebnykh skazkakh./Tochka dostupa: http://fb2.booksgid.com/content/08/mariya-luiza-franc-izbavlenie-ot-koldovstva-v-volshebnyh-skazkah/1.html 30. Frants, Mariya-Luiza fon. Koshka. Skazka ob osvobozhdenii femininnosti./Per. s angl. V. Mershavki. – Moskva: «Klass», 2007. – 144 s. 31. Frants, Mariya-Luiza fon. Psikhologiya skazki. Tolkovanie volshebnykh skazok./Tochka dostupa: http://fb2.booksgid.com/content/17/mariya-luiza-franc-psihologiya-skazki-tolkovanie-volshebnyh-skazok/1.html 32. Shcheglov M. A. STANOVLENIE IDENTIChNOSTI LIChNOSTI S TOChKI ZRENIYa ANALITIChESKOI PSIKhOLOGII //IDENTITY OF A PERSONALITY AND A GROUP: PSYCHO-PEDAGOGICAL AND SOCIOCULTURAL ASPECTS. – 2014. – S. 18. 33. Anisimov K.V. Literarity in Texts by Historian: 19th Century Siberian Travelogues and Nationalism Discourse (the Case of P.I. Nebolsin) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2014 7) 1682-1689. 34. Barsukova N.K. Some Aspects of the Idea of God in the World Religions:an Attempt to Make a Comparative Analysis // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2013 6) 399-405. 35. Bazikyan S.A. Sociocultural Models for Interpretation of C.G. Jung Archetypes in Advertising Industry // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2013 6) 235-246. 36. Berger, Adriana. Cultural hermeneutics: The concept of imagination in the phenomenological approaches of Henry Corbin and Mircea Eliade/Tochka dostup:http://www.jstor.org/discover/10.2307/1202584?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21105033866103 37. Braga, Corin. «Imagination», «imaginaire», «imaginal»: Three concepts for defining creative fantasy./ Tochka dostupa: http://jsri.ro/ojs/index.php/jsri/article/view/425/423 38. Chernov L.S. Approaching an Alien // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2014 7) 721-737. 39. Danilova V.Y. Processes of Restoration of Religious-National Identity and Globalization in the Modern World // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2009 2) 151-162. 40. Ellwood, Robert. The Politics of Myth: A Study of C. G. Jung, Mircea Eliade, and Joseph Campbell./Robert Ellwood. New York: SUNY Press, 1999. – 207 p. 41. Hackl, H. Thomas. Eranos: An Alternative Intellectual History of the Twentieth Century./ Thomas H. Hackl. Sheffield: Equinox, 2013. – 440 p. 42. Hanegraaf W. Esotericism and the academy: rejected knowledge in western culture./W. Hanegraaf. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. – 478 p. 43. Ivanova E.V. “Religious Fantasy” as Element of Contemporary Religious Mythology // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2012 5) 56-62. 44. Ivanova E.V. The Problem of Mysteriousness of Baba Yaga Character in Religious Mythology // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2013 6) 1857-1866. 45. Ivanova E.V. Modern Infernal Culture Hero as an Element of Religious Mythology // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2013 6) 194-201. 46. Koptseva N.P. The Creation Problem in Fundamental Ontology of Martin Heidegger and Modern Theory of Fine Arts // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2008 1) 338-346. 47. Koptseva N.P. and Reznikova K.V. Selection of Methodological Principles for Actual Research on Culture // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2009 2) 491-506. 48. Koptseva N.P., Natalia N. Pimenova and Kseniya V. Reznikova. Protection and Development of the Indigenous Peoples Living in Circumpolar Territories: Cultural and Anthropological Analysis // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 649-666. 49. Koptseva N.P., N.N. Pimenova, V.S. Luzan, A.A. Semenova, E.A. Sertakova and N.A. Bakhova. Ethno-Formative Mechanisms and Forms of Self-Awareness of Indigenous Peoples Under Conditions of External Civilization Pressure (by an Example of the Yakut Ethnic Group) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2012 5) 988-1004. 50. Kuznetsova O.V. Sacrifice in Primitive Religions: Main Features and Peculiarities // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2012 5) 95-104. 51. Lemos L. H. A Psicologia da Religião Ocidental e Oriental: a influência do círculo de Eranos no atendimento da religião na perspectiva de Carl Gustav Jung. – 2014. 52. Pivovarov D.V. Objective and Subjective Religiousness // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2008 1) 250-252. 53. Popov P.L. Concept of «Supernatural» and Difference Between Scientific and Religious Mentality // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2012 5) 141-150. 54. Samuels, Andrew. Countertransference, the «Mundus Imaginalis» and a research project./ Journal of Analytical Psychology, 1985 – p. 47-71 55. Skocpol T. (ed.). Vision and method in historical sociology. – Cambridge University Press, 1984. 56. Sorokopud S.N. Hermeneutical Approaches in Social Philosophy and their Ability for the Analysis of Chinese Society // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2013 6) 1721-1735. 57. Soskin V.A. On the Role of Philosophy in the Dialogue between Religion and Science // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2012 5) 281-288. 58. Semyonova A.A. The Concept “State” in Local Culture of Krasnoyarsk: the Results of an Associative Experiment Based on the Method “Series of Thematic Associations» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4) 1526-1542. 59. Von Franz M. L. Dreams: A study of the dreams of Jung, Descartes, Socrates, and other historical figures. – Shambhala Publications, 2014. 60. Von Franz M. L. et al. The process of individuation //Man and his symbols. – 1964. – T. 164. 61. Wasserstrom, Steven M., Religion after religion. Gershom Scholem, Mircea Eliade, and Henry Corbin at Eranos/ Steven M. Wasserstrom. Princeton University Press, Princeton, 1999. – 368 p. 62. Zhukovsky V.I. and Daniil V. Pivovarov. Concept of Sacral and System of Sacralization // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2014 7) 1216-1221. 63. D.P. Kozolupenko O spetsifike «drevnei» ili «primitivnoi» mifologii: poeticheskii i sotsial'no-psikhologicheskii podkhody v issledovanii mifov // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 8. - C. 69 - 85. 64. D.P. Kozolupenko Spetsifika mifopoeticheskogo tipa mirovospriyatiya // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 4. - C. 58 - 73. 65. Libakova N.M. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti formirovaniya gendernykh obrazov v srede rossiiskogo studenchestva (rezul'taty assotsiativnogo eksperimenta) // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2014. - 10. - C. 101 - 134. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.13435. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_13435.html 66. Boyarskikh A.V. Primenenie sotsiologicheskikh tekhnologii v izuchenii struktury grazhdanskogo obshchestva // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 2. - C. 132 - 139. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.5168. 67. Gurevich P.S. Pervoobrazy kul'tury // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2013. - 4. - C. 335 - 343. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.4.10480. 68. Sherkova T.A. Dukh zhizni drevneegipetskogo boga Tota: yungianskii aspekt // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. - 9. - C. 18 - 50. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.9.86. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_86.html 69. Kornil'ev V.V. Smysl i znachenie obraza Koshcheya Bessmertnogo s psikhoanaliticheskoi tochki zreniya. // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. - 4. - C. 52 - 121. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.4.813. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_813.html 70. T. V. Kanash Fenomeny schast'ya i lyubvi v pol'skoi kul'ture i obshchestve // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 4. - C. 41 - 45. 71. T.A. Sherkova Drevneegipetskii bog poznaniya i ravnovesiya Tot: istoriko-psikhologicheskii aspekt v perekhodnykh obryadakh // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 10. - C. 23 - 33. 72. E.M. Spirova Mif i simvol v protsesse postizheniya cheloveka // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 10. - C. 34 - 41. 73. Kornil'ev V.V. Negativnye posledstviya razvitiya psikhologii mass v sostave sotsial'noi psikhologii. // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 11. - C. 1037 - 1054. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.11.9132. 74. E.M. Spirova Fenomen simvola v nasledii F. Shellinga. // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 10. - C. 99 - 107. 75. T.V. Katyukhina Istok molchaniya v lone misterial'nogo kul'ta // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 6. - C. 32 - 38. |