DOI: 10.7256/2306-4188.2014.3.12960
Received:
21-08-2014
Published:
04-09-2014
Abstract:
In this article the option of creation of the second lecture of the course "History and Philosophy of Science" is offered. Material of the first lecture was published in work earlier: Gryaznova of E.V. The Subject of the Philosophy of Science //NB: Philosophical researches. - 2013. - Issue No. 6. - Pages 514-529. In the presented material the multilevel concept of methodology of scientific knowledge with analysis of examples of use of various methods of scientific research in science philosophy in detail is considered. The special attention is paid to a dialectic method since in modern dissertation researches it ceased to play a key role that reduces quality of the last. Feature of creation of this material is that in the course of a statement it is offered not only to acquaint listeners with the existing methodology of scientific research, but also on concrete examples from their dissertation researches to fulfill possibility of its application. In work laws and the principles of dialectics, the analysis and synthesis, the principles of didactics, elements of interactive pedagogical technologies are used. This material was approved when carrying out occupations with graduate students and undergraduates. Thanks to interactive technologies and to existence of interrelation between the stated material and dissertation researches of listeners, material is acquired purposefully and helps into practice to practice to put the gained knowledge. The presented article can become a methodological and didactic element for teachers of higher education institution who develop and give courses on "History and philosophy of science", "Methodology of scientific researches".
Keywords:
philosophy of science, research method, dialectics, category, science, dialectic method, methodology, concept, framework of categories and concepts, methodology of science
Введение
В данной статье мы представляем материал второй лекции курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Материал первой лекции был опубликован ранее . Тема лекции входит в следующий тематический блок: 1. Философия науки и ее статус 1.1. Предмет философии науки 1.2. Методы познания философии науки 1.3 Категории философии науки 1.4. Законы философии науки 1.5. Основные современные концепции философии науки По ходу изложения материала мы будем давать некоторые методические рекомендации к возможному применению тех или иных педагогических технологий. Так, например, данную лекцию лучше всего выстраивать таким образом, чтобы слушатели понимали, где и как в своих диссертационных работах применять те или иные методы исследования, для чего необходимо четко и правильно «отрабатывать» категориальный аппарат в своём исследовании. Иными словами, в ходе лекции необходимо постоянно проводить параллели между излагаемым материалом и диссертационными работами слушателей. Для этого предлагается использовать такую интерактивную педагогическую технологию на занятиях как беседа. Ниже мы предлагаем один из вариантов изложения материала. 1. Методы познания философии науки В самом широком смысле метод – это способ достижения поставленной цели, способ деятельности. У каждой науки есть свои методы познания. Еще Френсис Бэкон, говоря о научных методах, сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического. И. П. Павлов писал, что метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Эти сравнения объясняют, что вероятность «блуждания» ученого в «научных дебрях» увеличивается, если он не вооружен методом исследования. Но верно и другое высказывание, например, И. Пригожина, который писал, что ни один методологический принцип не может исключить, риска зайти в тупик в ходе научного исследования. Следует подчеркнуть, что каждый метод, безусловно, важная и нужная вещь, но недопустима и абсолютизация метода, превращение его в универсальную отмычку. Необходимо ориентироваться в существующем многообразии методов научного познания уметь правильно выбирать необходимую методологию в каждом конкретном случае. Далее можно рассмотреть различные классификации методов познания и обсудить их достоинства и недоставки. Например:
Наиболее поной и удобной оказывается многоуровневая классификация научных методов познания, где все существующие методы познания можно разделить на следующие уровни: философский, общенаучный, частнонаучный, дисциплинарный, междисциплинарный. На каком же уровне искать методы исследования, используемые философией науки? С одной стороны, кажется, что она должна опираться на философские методы, а с другой – на научные. В решении подобного вопроса необходимо ориентироваться на соотношение предмета изучения и метода. Истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета. Исследование предмета требует соответствующих его природе методов. Эту мысль высказывал Э. Гуссерль, объясняя, что толчок к исследованию должен исходить от вещей и проблем. Сочетание пред¬мета и метода, их органичность выделяется методологией как одно из самых необходимых условий успеха научного исследования. Подмена методов может обречь исследование на провал или перевести его на путь антинауки, чему особенно способствуют приемы аналогии, редуцирования, связанные с переносом особенностей и характеристик одной предметной сферы на другую, либо принципиальное их упрощение. Учитывая, что предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научно¬го познания как особой деятельности по производству и систематизации научных знаний в их историческом развитии и социокультурном контексте, познавательный интерес и исследовательское внимание сосредотачиваются в основном на философской стороне дела. Поэтому особое значение придается философским методам исследования. Философские методы - это система принципов, опе¬раций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимен¬та, не поддаются формализации и математизации. Одним из основных философских методов является диалектика и ее принципы. Еще из курса общей философии известно, что диалектика выступает как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Суть диалектики – раздвоение единого на противоположности и изучение их противоречивого отношения. При этом изучаются все возможные отношения, возникающие между компонентами системы в их динамике. Именно диалектический метод может дать возможность рассмотреть науку всесторонне как целостную систему со всеми ее родовыми качествами, функциями и отношениями. Далее предлагается разбор примера исследования науки как феномена с применением диалектического метода. Слушателям необходимо предложить в ходе беседы выявить как можно больше полярностей, совокупность противоречивых отношений которых и является основой развития науки. Наука как явление имеет множество пар полярностей: знание и незнание, теория и практика, новации и традиции, исследование и внедрение, ученый и ученик и т.д. Возьмем первую полярность. Эти два полюса в своем единстве образуют основу любой науки. Если убрать один из них, то не будет и целого: не бывает науки без знания или без незнания. Следует пояснить, что предлагаемая полярность на слайдах – это лишь один срез, взятый в качестве примера:
С помощью слайдов следует продемонстрировать взаимосвязь всех элементов данной тройки, поясняя какие отношения существуют между элементами такой системы.
Например, исследовать данную тройку понятий (наука: знание и незнание), исходя из диалектического метода можно, рассматривая возникающие в этой системе отношения: 1) систематизированное знание как основа науки; 2) незнание как побудительная сила развития науки; 3) наука как основа отношений знания и незнания; 4) место знания в системе науки; 5) место незнания в системе науки; 6) отношение знания к незнанию; 7) отношение незнания к знанию; 8) система отношений между различными видами знания и т.д., и т.п. Как можно видеть, в нашем подходе при анализе науки, получается как минимум восемь аспектов исследования. При более глубоком анализе количество рассматриваемых отношений может быть и больше. После разбора этого примера, можно предложить аналогичным образом рассмотреть возможность применения диалектического метода к изучению того или иного явления, процесса, объекта и др. в конкретных диссертационных работах. Продолжая разговор о диалектическом методе, следует отметить, что он связан с использованием парных диалектических категорий: сущность и явление, общее и особенное, необходимость и случайность, причина и следствие, часть и целое, структура и элемент. Диалектику можно представить как треугольник:
ЗАКОНЫ
Диалектика
ПРИНЦИПЫ КАТЕГОРИИ
Метод – это система принципов, потому что и законы, и категории обретают методологический статус только тогда, когда они становятся инструментами, субъективными установками у исследователя. Диалектическому методу обычно противопоставляется метафизический метод, который часто трактуют ограниченно: как учение о стабильности, покое, абсолютности, порядке, неизменности и т. п. С одной стороны позиции метафизического метода можно абсолютизировать стабильную, устойчивую сторону явлений: все в мире покоится, все абсолютно, все неизменно, изменения только количественные, всякая система замкнута, свет обладает корпускулярной природой, в обществе должны господствовать традиции, биологические виды постоянны и т. п. С другой стороны, можно абсолютизировать изменчивую, подвижную сторону явлений: «все течет, все изменяется», все относительно, изменения только качественные (теория катастроф), свет обладает волновой природой, все зависит от субъективной воли человека, в обществе должны господствовать новации и т. п. Но возможен и третий вариант - эклектика. Эклектика – это софистическая форма диалектики. Ее сущность – в плюралистическом подходе к любому объекту. Однако во всех подобных случаях нарушается единое основание деления. Так эклектика вместе с плюрализмом и постулированием и создает «методологию» постмодернизма. Принцип поляризации предполагает так же исследование переходных форм между полярностями. Они существуют в связях, полярностей друг с другом, вплоть до превращения их друг в друга. В нашем случае понятия «знание» и «незнание» постоянно выступают в логической зависимости друг от друга, демонстрируя взаимные переходы. Ведь впервые обнаруженное нами незнание чего-либо есть тоже новое знание. И наоборот, обнаружение ограниченности, неполноты наличного знания в каком-либо конкретном отношении есть обнаружение незнания. Это наглядно демонстрируется сократовским положением о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания - «я знаю, что ничего не знаю» и Зенона Элейского, говорившего своим ученикам, что он не только знает больше, чем они, но и большего не знает, ибо его границы с неизвестным обширнее. Диалектическая взаимосвязь знания и незнания является движущей силой развития науки. Можно выделить четыре типа взаимоотношения знания и незнания: 1) знание о знании (когда субъект обладает некоторым знанием и в то же время знает, что оно истинно или оценивает его как вероятное, неточное и т.п.); 2) незнание о знании (когда некоторое присущее субъекту знание не рефлексируется, не осознается, пребывает на протяжении какого-то интервала в скрытой форме); 3) знание о незнании (имеется в виду проблемная ситуация, когда субъект обнаруживает и четко фиксирует свое незнание чего-либо определенного); 4) незнание о незнании (речь идет о допроблемной ситуации; например, ученые XVIII в. не только ничего не знали о квазарах или о молекулах ДНК и генетическом коде, но совершенно не знали и о том, что они этого не знают). Обычно подробно анализируются первая и третья ситуации, и уже это обнаруживает весьма сложную, многоплановую взаимозависимость категорий знания и незнания. Что касается второй и особенно четвертой ситуации, то они исследованы пока еще недостаточно, хотя представляют большой интерес для понимания путей формирования нового знания. Без их учета и тщательного анализа не может быть основательно раскрыта многомерная диалектическая структура взаимоотношений между знанием и незнанием. Что касается единства полярностей, то они не могут существовать друг без друга. Однако есть и иная точка зрения. Достаточно распространено мнение о том, что в отдельных случаях этот принцип не срабатывает. Например, причина и следствие. Эти полярности в живой жизни могут существовать и друг без друга. Например, причина болезни давно устранена, а следствие ее продолжается. Или следствие каких то действий пресечено, а причина остается и продолжает порождать новые следствия. Единство полярностей имеет место и в отношениях знание – незнание. Эта взаимосвязь уже была рассмотрена выше. Диалектический метод далеко не единственный инструмент познания философии науки. Существует еще целый ряд методологических принципов, которые успешно можно применить для исследования феномена науки. Они подробно изложены в работе Л.А. Зеленова «Введение в общую методологию» . Например, при анализе проблемы науки как социального феномена, мы должны исходить, прежде всего, из принципа гуманизма. Этот принцип поможет раскрыть науку как социальное явление, увидеть механизмы взаимного развития общества и науки, науки и личности. Принцип объективности, предполагает исследование предмета самого по себе, т.е. наука будет рассматриваться как объективное явление, в ее различении с другими типами мировоззрения, такими как религия, философия и т.д. Принцип всесторонности говорит сам за себя. Согласно этому принципу должны последовательно рассматриваться все свойства, отношения, стороны, аспекты науки. Принцип детерминизма заключается в том, что все в мире причинно обусловлено. Это значит, что необходимо вскрыть и проанализировать причины появления науки. Принцип практики позволяет рассмотреть конкретную реализацию науки и ее явлений в социальной реальности. Например, роль науки в развитии экономической, духовной, политической, социальной сфер общества. Принцип деятельности позволит рассмотреть науку в структуре человеческой деятельности. Принцип системности позволит рассмотреть науку как целостность, выделить ее структуру и состав. Это, в свою очередь выводит нас на понятие функционирования науки как системы, ее типологию и т.д. Принцип конкретности дает возможность рассмотреть науку в ее развитии, проявлении в конкретных ситуациях, например, в той или иной стадии развития общества, в тех или иных условиях общественного развития. Конечно, кроме рассмотренных выше методов, существуют и другие философские методы познания, которые подробно изучались в курсе общей философии. Напомним о них очень кратко. Специфика философии науки проявляется в том, что она приме¬няет особый метод философской рефлексии, метод оборачивания на себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержани¬ем. Для философии науки, как и для философии в целом, характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Разновидностью методов философского мышления принято считать и направления, течения, складывающиеся в процессе становления и развития самой философии. Это материализм, идеализм, дуализм, плюрализм и т.д. Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеализмом, у Гераклита, Маркса – с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой. Философия науки использует не только философские методы в исследовании своего предмета, но и общенаучные, которые выступают как «промежуточная методология» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями социальных наук. Примером могут служить исторический и логический методы познания, заключающиеся в воспроизведении всех деталей действительного исторического развития и в воспроизведении истории в ее главных, существенных чертах (исторический); логическая реконструкция истории объекта (логический). Именно эти методы использует философия науки при исследовании генезиса и истории науки. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот, когда объект (наука) воспроизводиться в движении, развитии и внутренних связях. Индуктивный метод – это метод отыскания причинных связей. Он может использоваться, например, в исследовании причин возникновения и развития науки. Дедукция как вывод от общего к частному может применяться, например, как способ построения той или иной теории, скажем, теории познания, организации научного знания пр. С помощью анализа в философии науки выделяются и исследуются, например, отдельные признаки науки, такие как системность знания, новационность и инновационность, опытное подтверждение теоретических предположений и т.д., что и дает возможность изучить структуру научного знания, отделить существенные признаки от несущественных. С помощью синтеза философия науки воссоединяет предмет своего изучения как тождество противоположностей, воспроизводя при этом его возникновение и развитие. Широко используются в философии науки и такие методы, как формализация и идеализация, объяснение, абстрагирование и обобщение и др. Более подробно данные методы рассматриваются в книге В.П. Кохановского «Основы философии науки», 2004. – С. 307 – 370. Частно-научные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских процедур и приемов, применяемых в той или иной науке. В философии науки они широко используются, например, методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук, позволяющие понять и обобщить различные формы научного знания, изучающие тот или иной вид движения материи. Дисциплинарные методы - система приемов, приме¬няемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфичес-кой предмет и свои своеобразные методы исследования. Именно такой методологией и богата как философия, так и философия науки. Например, интегративный метод – системное, целостное обобщение и синтез разнообразных форм познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Критика – метод духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны. Методы междисциплинарного исследования — сово¬купность ряда синтетических, интегративных способов (воз¬никших как результат сочетания элементов различных уров¬ней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных и технических программ. Особенно бурно в последнее время развивается такая дисциплина как синергетика - теория само¬организации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (позна-вательных), технических, предлагающая и особый междисциплинарный метод исследования синергетический. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей философии науки. В философии науки широко применяются и такие методы как системный и структурный, позволяющий, проанализировать науку как системное явление, выявить его структуру и механизмы развития. Как правило, при разработке курса по «Истории и философии науки» предусматриваются семинарские занятия. На одном из них целесообразно разобрать труды по методологии науки известных философов и методологов. Занятие будет интересным, если преподаватель организует выступления слушателей в виде дискуссии. Полезно заготовить и просмотр фрагментов научно-популярных фильмов об этих ученых, которые сейчас вполне доступны с последующим их обсуждением. Для отработки навыков выбора методов исследования в диссертационных работах, предлагается провести на втором семинарском занятии (или лекционном, если это предусмотрено учебным планом) деловую игру «Методология диссертационного исследования». Для проведения такого занятия необходимо, чтобы слушатели имели тему, структуру диссертации, а также сформулированный предмет и объект исследования. Задача выступающего обосновать выбор методов исследования в соответствии с предметом исследования. Задача аудитории – обсуждение правильности выбора и совместное решение возникающих при этом проблем. Такие занятия проходят, как правило, очень активно и продуктивно. Слушатели получают опыт выступления, отстаивания своей точки зрений, навыки ведения научной дискуссии и коллективного творчества. Более того, происходит взаимо-обучение слушателей, т.к. они видят какие ошибки могут возникнуть при выборе методов исследования, как эти ошибки исправлять и не допускать. 2. Категории философии науки. Следующий этап данной лекции – это беседа о категориях и понятиях в науке и научном исследовании. И здесь, как и в предыдущем случае, необходимо проводить параллели между излагаемым материалом и диссертационными исследованиями слушателей. В каждой научной дисциплине есть свои термины, понятия и категории, которые и составляют ее содержание. Термин – это любое слово, обозначающее конкретные материальные и идеальные события, явления, процессы и др. Термины не изменяются, о них не спорят, о них договариваются и принимают какие они есть. Например, наука, теория, практика, знание и т.д. Понятие – это содержательная сторона термина. Оно постоянно изменяется, вызывая дискуссию среди ученых. Изменение содержания терминов происходит в связи с развитием знаний. Например, изначально под термином «материя» подразумевался конкретный материал, составляющий первооснову (субстанцию) мира: вода (Фалес), огонь (Гераклит), атом (Демокрит). Затем физики под материей стали понимать вещество и поле. Наконец после длительных дискуссий, особенно на базе открытия электрона и радиоактивности, в философии диалектического материализма под термином материя стали понимать объективную реальность, которая дана человеку в ощущениях его, но существует независимо от них. На этом примере видно как термин материя проходит путь от конкретного к абстрактному, от единичного к общему. Таким образом, все понятия характеризуются общими, устойчивыми, существенными и повторяющимися свойствами. Например, общим и устойчивым в понятии «стол» будет опора и столешник. Столы бывают разные, но все они состоят и этих двух элементов. Категории – это те же понятия, только выражают они более широкие связи разнородных предметов, явлений, процессов. Категории шире, чем понятия. Например, для понятия «береза», более широким является понятие «дерево». Еще более широкое понятие в этой цепочке – «растение», затем «живое». И самое широкое – это понятие «материя». Из этого примера хорошо видно, что всякая категория есть понятие, но не всякое понятие есть категория. «Дерево» является категорией по отношению к понятию «береза», но понятие «береза» категорией для дерева быть не может, ибо содержание ее уже. Философские категории являются всеобщими и универсальными, т.к. ими пользуются все науки. Например, форма и содержание, количество и качество, время и пространство, сущность и явления и т.д. К категориям философии науки можно отнести такие категории, как: наука, знание, информация, познание, научная деятельность, научная сфера, научная школа, научные методы исследования, интеллектуальная собственность, научно-технический прогресс, парадигма и другие. Например, рассмотрим в самых общих чертах такие категории, как «социальная информация» и «знание». Найдем в них сходство и различие. Общее: 1. И знание и социальная информация – носят социальный характер, т.е. формируются и циркулируют в обществе. 2. И знание и социальная информация необходимы для формирования человеческого индивидуального сознания. 3. И знание и социальная информация требуют материальный носитель. Отличие: 1. Знание всегда связано с индивидуальным человеческим сознанием – в этом проявляется его сущность. Социальная информация может существовать и вне его. 2. Социальную информацию можно передать, обработать и сохранить, знание не может быть подвержено этим процессам, т.к. оно, прежде всего, мысле-знание. 3. Социальная информация объективна по своей природе, а знание – субъективно, т.к. оно зависит от мыслительной способности конкретного человека. Дав такие, самые общие сравнительные характеристики категориям «знание» и «социальная информация», уже можно сделать вывод: а) категория «социальная информация» шире, чем категория «знание»; б) у них разные сущности; в) социальная информация исторически и логически предшествует знанию. Таким образом, анализируя те или иные философско-научные категории, мы раскрываем содержание этой науки и выходим на целый ряд основных ее проблем: • Соотношение науки и основных форм мировоззрения. • Онтологические проблемы науки. • Гносеологические проблемы науки. • Аксиологические проблемы науки. • Методологические проблемы науки. • Праксиологические проблемы науки. Раскрывая категории философии науки, мы не можем обойтись без философских категорий: сущность и явление, форма и содержание, субъективное и объективное, бытие и существование и т.д. Этот факт подчеркивает связь философии науки с философией, особенно, с ее принципами, методами, категориями и законами. Для закрепления данного материала предлагается на семинарском занятии более подробно разобрать парные философские категории с выходом на применение их в конкретных областях научного знания. На втором семинарском занятии можно провести деловую игру «Категориальный аппарат в диссертационном исследовании». Цель этой игры заключается в том, чтобы слушатели могли отработать навыки формулировок определений, анализа существующих понятий, обоснования выбора той или иной дефиниции. Для этого слушателям предлагается подобрать материал, скажем, несколько подходов к определению какого-либо понятия из своих диссертационных исследований и продемонстрировать критически-обобщающий анализ различных позиций. Здесь важно, чтобы в ходе такой работы слушатели научились классифицировать и группировать различные точки зрения по каким-либо признакам, умели увидеть достоинства и недостатки той или иной позиции и, самое главное, научились формулировать актуальность и новизну своей концепции по данному вопросу и определять ее место в научном знании. Мы представили лишь ключевые моменты лекции, которые могут быть дополнены в соответствии со спецификой аудитории слушателей.
References
1. Gryaznova, E.V. Predmet filosofii nauki /E.V. Gryaznova // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-№ 6.-S.514-529.
2. Zelenov, L.A. Vvedenie v obshchuyu metodologiyu: Monografiya / L.A. Zelenov. – N. Novgorod: Izd-vo Gladkova O.V., 2002. – 155 s.
3. Borisov S.V. Skertso ili Nauka i razum // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-9.-C. 212-332. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.9.5105. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_5105.html
4. M.M. Akilova K voprosu o kategoriyakh chasti i tselogo i ikh dialektiki // Filosofiya i kul'tura.-2010.-5.-C. 40-49.
5. Nilogov A.S. Etos filosofii nauki (beseda A. S. Nilogova s A. P. Ogurtsovym v ramkakh proekta "Kto segodnya delaet filosofiyu v Rossii") // Filosofiya i kul'tura.-2014.-7.-C. 992-999. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.12308.
6. E.A. Popov Mezhdistsiplinarnyi opyt gumanitarnogo znaniya i sovremennoi sotsiologicheskoi nauki // Politika i Obshchestvo.-2013.-4.-C. 441-447. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.04.8.
7. Przhilenskii V.I. Filosofiya nauki kak issledovatel'skaya programma: mezhdu istoriei nauki i teoriei poznaniya // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-3.-C. 205-228. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.3.267. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_267.html
8. Gurevich P.S. Formirovanie novoi paradigmy // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-12.-C. 1191-1999. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.12.10477.
9. Baksanskii O.E. Konvergentsiya: metodologiya meganauki. // Filosofiya i kul'tura.-2014.-4.-C. 505-518. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.4.10390.
10. N.S. Oboturova Ideya kak kontseptul'nyi uroven' poznaniya v filosofii P.D. Yurkevicha // Filosofiya i kul'tura.-2011.-5.-C. 50-58.
11. Rozin V.M. Stanovlenie antichnogo myshleniya: (metodologicheskie, fenomenologicheskie, tekhnologicheskie i institutsional'nye aspekty) // Filosofiya i kul'tura.-2014.-3.-C. 319-328. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.3.9638.
12. Baksanskii O.E. Kognitivnye reprezentatsii kartiny mira: ot zdravogo smysla k nauchnomu poznaniyu/ // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2014.-3.-C. 266-274. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.11474.
|