Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

World Politics
Reference:

Political crisis in Ukraine

Gusher Anatolii Ivanovich

Director General of the Autonomous Non-Commercial Organization "Center for Strategic Development"

119146, Russia, Moskva, ul. 3 Frunzenskaya, 12.

gusher@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-4226.2014.3.11502

Received:

18-08-2014


Published:

1-09-2014


Abstract: This article is devoted to the analysis of the political crisis in Ukraine in 2013-2014. Currently attention of all of the world is drawn to Ukraine. Ukraine and its problems are rather far from the top priorities and strategic goals of the USA, the EU and the NATO, while they are trying to convince themselves and the whole world that there is nothing more precious to them than protection of Ukrainian independence, democracy and well-being. In reality, their number one priority and main target is Russia. Ukraine is just a foothold for them. That is why they are so anxious to threaten Russia with various sanctions for being so persistent in the protection of its compatriots in Crimea and in the Southern and South-Eastern parts of Ukraine.  The military and political crisis in Ukraine put everything in its right places, and made the strategically situation in the world clear, giving us a good view on the true value of Russia and its democratic "friends and partners", as they are diplomatically referred to by the President of the Russian Federation V.V. Putin. The true value of their friendship is shown in the events regarding the Crimea and its inalienable right to self-determination and choice of their destiny.


Keywords:

international relations, foreign policy, Russia, Ukraine, conflicts, diplomacy, state, nation, security, Crimea


Сегодня в мире нет более острой геополитической ситуации кроме той, которая складывается на Украине и вокруг нее. Давая такую оценку, я исхожу из того, что происходящие на Украине события создают новые вызовы и прямые угрозы национальным интересам и безопасности России, а также инициируют изменения в сложившемся в течение последней четверти века т.н. «новом миропорядке». На Украине серьезно ухудшаются условия для безопасного проживания миллионов наших соотечественников и значительной части самих украинцев. В этой стране пытается утвердиться режим, считающий едва ли не главным условием своего выживания жесткую конфронтацию с Россией и угодничество перед Западом. Только при таких подходах Киев может рассчитывать на финансовое вспомоществование и военно-политическую поддержку Запада. Наконец, все то, что произошло и еще произойдет на Украине и вокруг нее, является результатом не ослабевающих усилий западных стран по превращению Украины в свой стратегический плацдарм у западных границ России. Другого такого плацдарма у них нет, и вряд ли он скоро появится.

Но вернемся к Украине. Жизнь в условиях политической нестабильности, ухудшающейся экономической ситуации и постоянных политических, межнациональных, межконфессиональных, идеологических и иных конфликтов стала привычным состоянием украинского общества. За весь период с момента провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. и до настоящего времени ни одному из четырех президентских режимов, бравших в свои руки бразды управления страной, так и не удалось выработать жизнеспособной стратегии развития, привести украинской общество в сбалансированное состояние, обеспечить межнациональный мир и спокойствие. Вместо упорной созидательной работы по строительству нового украинского государства местные элиты в первую очередь занялись дележом и распродажей немалого советского наследства, сколачиванием личных состояний и созданием моноэтнического государства.

В России долго наблюдали за развитием политической и общественной ситуации на Украине, ожидая от всех украинских руководителей и политиков решений и действий, направленных на стабилизацию общей обстановки в стране и обществе и на обеспечение выхода украинского общества на траекторию устойчивого поступательного развития. Но этого не произошло. За время, прошедшее с момента провозглашения своей независимости, Украина глубоко увязла в болоте национализма, придуманных киевскими идеологами мифов украинства и национальной исключительности. Фальсификация и постоянное переписывание истории, идеализация фигур украинских военных преступников периода гитлеровской оккупации Украины, поиск внутренних и внешних врагов, нагнетание в сознании населения русофобии и борьба с русским языком стали определяющими факторами формирования государственной идеологии и политики Киева. Население страны, особенно ее молодежь, подвергалось агрессивной идеологической обработке в духе украинского национализма и враждебности и ненависти к другим народам, в первую очередь к русскому и России.

Вооруженный захват власти в Киеве 22 февраля 2014 г. силами, получающими широкую политическую, дипломатическую, материальную и военно-техническую помощь от Запада, подвел промежуточный, но далеко не последний итог этому украинскому психозу и стал очевидной угрозой для безопасности России и стабильности в Европе. Дальнейшее расширение этого кризиса может проложить путь к крупному вооруженному конфликту вблизи западных границ России, территориальному распаду Украины и серьезному переформатированию всей геополитической и стратегической ситуации в мире. Причин и оснований для такого прогноза – более чем достаточно.

Политический кризис на Украине перерос в событие исключительного исторического звучания и стратегического вызова. Создаваемые этим кризисом угрозы национальным интересам и безопасности России настолько очевидны, что не реагировать на них самым решительным образом невозможно. Украинский кризис – это серьезное испытание для России и всего славянского мира. Это – новый и опасный шаг Запада в духе «дранг нах ост». Что это такое, мы в России хорошо помним и знаем и поэтому должны сделать все, чтобы сорвать этот замысел и поставить его авторов на место.

Развитие событий в самой Украине и вокруг нее отличается высокой динамикой и остротой, что требует непрерывного отслеживания их, оценки происходящих изменений в обстановке и выбора эффективных способов реагирования на происходящее. Однако следует подчеркнуть, что для России время просто отстраненных оценок украинского кризиса и формулирования общих предложений по его преодолению уже прошло. Настало время активных действий: политико-дипломатических, экономических и, если потребуется, силовых.

Россия слишком долго терпела все политические провокации Киева, двуличие украинской стороны, нечестные экономические приемы и т.п. Все давным-давно стало понятно. От того, как и на каких базовых условиях будет разрешен этот кризис, во многом зависят авторитет России в мире и наше национальное самоощущение. Это скажется и на судьбе украинского народа, попавшего сегодня в жернова геополитики и стратегии США, Евросоюза и НАТО и в безжалостные и жадные руки собственных олигархов, фашиствующих группировок украинских националистов и прорвавшихся к власти политических сил, связавших свое будущее с Западом.

Понадобились всего несколько месяцев нынешнего украинского политического кризиса, чтобы проявились все его пружины, вдохновители и исполнители этой опаснейшей стратегической провокации современности. Вместе с этим Россия получила огромный политический шанс для того, чтобы исправить все исторические несправедливости и преступления по отношению к русскому народу, русской истории и русскому миру в ХХ веке.

Кризис на Украине является отражением общего обострения ситуации в мире, продолжающейся борьбы за ресурсы и умы людей, наращивания ведущими западными странами попыток более широкого использования для достижения своих стратегических целей новых технологий т.н. «цветных революций». В качестве основных ударных сил в них используются неформальные маргинальные группы, в том числе экстремистского содержания и террористической направленности. На Украине такой силой стали антироссийские группы украинских националистов и профашистские экстремистские группировки.

Украина не в первый раз оказывается в центре военно-политического соперничества с участием различных европейских государств, таких как Польша, Литва, Швеция, Австро-Венгрия, Германия, и Турции. Но этим странам никогда не удавалось надолго устанавливать свой военный контроль над украинскими территориями. Каждый раз на их пути становилась Россия. Да и сами украинцы боролись за свой дом, хотя далеко не всегда успешно. Измен и предательств на этом пути со стороны украинских гетьманов, атаманов и других «вождей» было столько, что и не сосчитать.

И вот сегодня уже США и Европа в лице Евросоюза, забыв все исторические уроки прошлого, снова предпринимают попытки взять под свой контроль Украину, но уже т.н. «мирными», «демократическими» средствами [1], подталкивая украинцев к войне друг против друга и против России. Наглядным примером этой тактики являются постоянные инспекционные наезды на Украину различных должностных лиц и эмиссаров из США, Евросоюза, Германии, Польши, Франции. В их действиях явно просматривается стремление к историческому реваншу, и не только.

Главными идеологами и организаторами нынешнего политического кризиса на Украине являются ведущие страны Евросоюза, США и украинские националисты, испытывающие зоологическую ненависть к России. К этому они шли не один год. Украинский кризис подтвердил наличие у Запада и его пособников на Украине устойчивого и маниакального стремления разрушить вековые духовные и братские связи между русским и украинским народами, поссорить и столкнуть их между собой. Цели этой политики очевидны: превращение Украины в непримиримого противника России, использование ее потенциала (территория, инфраструктура, людские ресурсы и др.) в целях усиления стратегического и военного давления на Россию.

Кризис на Украине вышел за рамки рядового конфликта интересов различных политических сил, соперничающих за власть в одной отдельно взятой стране. Он запустил механизмы уже глобальной конфронтации, чреватой серьезными последствиями для региона и всего мира. В события на Украине все глубже втягиваются ведущие мировые игроки в лице США, Евросоюза и России, что вызывает нарастание стратегического противостояния в мире. При неблагоприятном исходе кризиса на Украине России может грозить дальнейшее ослабление ее стратегических позиций в зоне Черного моря и сужение транзитных возможностей в торговле с Европой. Следует также иметь в виду возможность расширения зоны оперативной ответственности НАТО за счет территории Украины.

Ни в военном, ни в экономическом отношении Украина сегодня не в состоянии эффективно контролировать всю территорию страны и тем более - противостоять России. Но в этой стране имеется немалое число контролируемых организациями т.н. «правого сектора» антироссийски настроенных лиц, готовых и дальше утверждать на территории страны новые порядки. Именно они, судя по всему, и составят главную силовую опору нового украинского режима на начальном этапе его существования. А это будет повышать вероятность роста насилия, силовых провокаций и террора против оппонентов Киева. Мы уже видим это. Получить серьезную силовую поддержку со стороны США [4], Евросоюза и НАТО в ближайшее время Киев вряд ли сможет, но он будет всеми силами и способами добиваться этого. А пока он будет маневрировать, раздавать обещания, демонстрировать готовность идти на уступки.

Помимо экономической и военной слабости наиболее острыми вопросами для нового украинского руководства являются отношения с территориями юго-востока и юга страны. Имеется определенная вероятность того, что вслед за Крымом, решительно взявшим курс на воссоединение с Россией, могут пойти и другие украинские территории. Вероятность и скорость такого развития ситуации на Украине будет напрямую зависеть от результатов крымского референдума и дальнейших решений уже России по реализации волеизъявления населения Крыма. В ближайшее время Киев едва ли сможет найти серьезные возможности для блокирования центробежных политических процессов на территориях юго-востока страны. В этих условиях сохранение территориальной целостности Украины будет едва ли возможным.

Россия сегодня переживает уникальный момент своей истории от 1917 г. и до 2014 г. Впервые к ней обращаются за помощью и защитой массы русских, оказавшихся по воле и прихоти советских лидеров от Владимира Ленина и до Никиты Хрущева в составе национальных республик бывшего СССР. Сегодня, когда российскими государственными флагами буквально заполонены улицы и площади городов Крыма и областей юго-востока Украины, России надо принять одно-единственное, верное решение. Подавляющее большинство населения упомянутых регионов выражает свое стремление быть как можно ближе к России, рассчитывает на духовное единство с ней, на ее помощь и поддержку. Представляется, что со стороны России никаких спекуляций и негодных политических маневров вокруг проявленного к ней доверия не должно быть и не будет.

Россия больше двадцати лет в отношениях с Украиной оставалась в ожидании, когда Киев отзовется на многочисленные предложения Москвы о взаимовыгодном сотрудничестве, поймет интересы и озабоченности российской стороны. Но Россия наталкивалась на упрямое нежелание украинской стороны слушать и слышать ее. Основное содержание российско-украинских отношений составляли споры по ценам и поставкам природного газа на Украину и обеспечению его транзита в Европу, по квотам и ценам на поставляемую в Россию продукцию украинских промышленных предприятий, по вопросам базирования Черноморского флота России в Крыму, по статусу русского языка и т.д. Россия регулярно шла на уступки Украине, выплачивая ей дополнительные крупные суммы денег и делая ей другие послабления. Но Россия так и не приобрела в лице Украины стратегического партнера, хотя об этом было сказано немало слов и произнесено немало заклинаний. Украинские политики думали, что такой стиль в их отношениях с Россией сохранится на вечные времена. Оставлять эти отношения в неизменном виде стало невозможным.

Намерение российской стороны в случае острой необходимости применить для обеспечения безопасности своих соотечественников на Украине российские вооруженные силы и открытое заявление об этом решении явилось логичным ответом на действия новых украинских властей, совершивших государственный переворот в Киеве. В сложившейся на Украине ситуации поступить по-другому у России, на мой взгляд, не было никакой другой возможности.

Влияние российского демарша на ситуацию вокруг украинского кризиса вполне очевидно. Оно вдохновило наших соотечественников на Украине и большинство самих украинцев в их противостоянии давлению со стороны запредельно коррумпированной украинской власти и банд украинских националистов. Этот шаг Москвы четко указал украинским властям и их западным покровителям на ту «красную линию», преступив которую Киев и его союзники встретят жесткий отпор [2]. Запад, судя по всему, понял, что Россия намерена решительно защищать свои стратегические интересы в Черноморской зоне и на Украине, и для этого у нее имеются и политическая воля, и необходимые ресурсы. Проявленная российским руководством решительность встретила широкую поддержку российской общественности. Это стало моментом истины и фактором национального единства, что не так часто наблюдалось в нашей стране за последние годы.

Издержки проявленной Россией готовности в случае необходимости применить на территории Украины свои вооруженные силы также очевидны. На Западе развернута мощная информационная кампания против России, имеющая своей целью дезавуировать наши внешнеполитические достижения последних лет и международный авторитет российского руководства. К России западными странами снова могут примениться различные санкции, но они не должны поколебать нашу решительность взять под свою защиту и покровительство наших соотечественников и всех тех, кто надеется на Россию и кто тянется к ней.

А события вокруг Украины, особенно в части угроз в отношении России со стороны российских «друзей и партнеров», должны убедить российские власти, российский бизнес и все общество в необходимости более активно и целеустремленно развивать и укреплять национальную экономику, устранять препятствия на пути малого и среднего бизнеса, укреплять национальную финансовую систему, постоянно наращивать масштабы и действенность мер по обеспечению экономической безопасности. Россия – самодостаточная страна по всем ресурсным стратегическим параметрам. Возможно, мы начали осознанное движение в направлении внешнеполитической самодостаточности. Несмотря на негативный фон вокруг России, создаваемый ее оппонентами, мы не должны проявлять нерешительности. Рано или поздно в мире поймут правоту России. В конце концов, защита интересов наших сограждан и друзей России гораздо важнее временных неудобств и даже потерь, которые мы можем понести в конфронтации с Западом из-за Украины.

Украинский кризис еще не достиг своего апогея. Он далек от своего завершения. Эта история будет развиваться до тех пор, пока здоровые силы на Украине не созреют до понимания необходимости самоорганизации и оказания эффективного отпора тем силам, которые стремятся накрыть всю страну покрывалом насилия, беззакония и страха.

References
1. Sharp D. Ot diktatury k demokratii. Strategiya i taktika osvobozhdeniya. Novoe izdatel'stvo – 2010.
2. MID RF vozmushchen deistviyami "Pravogo sektora" na vostoke Ukrainy. Prosmotreno 10.03.2014 v 11.11 http://itar-tass.com/politika/1033777
3. Manoilo A.V. Vooruzhennyi myatezh v Ukraine mozhet stat' dlya Rossii poslednim trevozhnym zvonkom. "NB: Mezhdunarodnye otnosheniya", № 2, 2014
4. Eks-glava SBU: k vlasti na Ukraine prikhodyat lyudi, kotorykh naznachayut ne na maidane, a v SShA. Prosmotreno 13.03.2014 v 11.34 http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1041789
5. Interv'yu s byvshim rukovoditelem SBU Aleksandrom Yakimenko. Prosmotreno 13.03.2014 v 12.34 http://www.youtube.com/watch?v=P-QXXMQbyhE
6. Manoilo A.V. Global'naya nestabil'nost' na poroge novoi bol'shoi voiny. // Mir i politika. – 2012.-№12. – S. 87-89.
7. Egorov V.G. Postsovetskie nezavisimye gosudarstva: poisk formy pravleniya // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2014. - 1. - C. 31 - 46. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.1.9798.
8. Manoilo A.V. Geopoliticheskaya kartina sovremennogo mira // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2013. - 5. - C. 149 - 155. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.5.9394.