Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Ideology of Terrorism

Vasnetsova Anastasiya Sergeevna

Senior Scientific Researcher, the Academy of Prosecution General of the Russian Federation

Russia, 123022, Moskva, ul. 2 Zvenigorodskaya, d.15, kab. 203.

a.vasnetsova@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2014.12.1083

Received:

29-11-2014


Published:

13-12-2014


Abstract: In this article modern approaches to the concept "ideology of terrorism" are investigated. The interrelation and interdependence of ideology of terrorism with extremism, radicalism, separatism and other social phenomena is shown. The ambiguous nature of ideology of terrorism as the steady, adapted, reproduced and transformed phenomenon is depicted. The structure of ideology of terrorism is considered. The wide range of the differentiated warning facilities of emergence of ideology of terrorism is offered. An attempt to lay the foundation to full formation of new ideological system of the Russian state and international community as a counterbalance of ideology of terrorism is made.During work on article as the author such methods of knowledge of social reality as historical and legal, formal and logical, sociological and politological were used. The author studied the considerable volume of domestic literature and materials of law-enforcement practice. Scientific novelty of research consists in integrated and multidimensional approach approach to consideration of a perspective of "ideology of terrorism". The author specified a conceptual framework, sfomulirovana specific proposals on reforming and increase of efficiency of activities for the prevention of ideology of terrorism. Conclusions of article can be used in the course of improvement of the legislation, in educational process.


Keywords:

terrorism, ideology of terrorism, ideology, definition of ideology, actions against ideology of terrorism, structure of terrorism ideology, determinants of terrorism ideology, modernization of legislation, actions against terrorism, ideology of anti-terrorism


Введение

Противодействие терроризму – одна из наиболее актуальных проблем современности. Казалось бы, проблематика противодействия одной из составных частей терроризма – его идеологии должна быть наиболее исследованной. Между тем, как показало наше исследование, данный вопрос остается малоизученным, а по некоторым параметрам даже практически неизученным. В связи с этим, автором настоящей статьи предпринята попытка провести обзор научных мнений и подходов к тематике «идеологии терроризма» и вывести несколько собственных выводов и предложений по оптимизации противодействия ей.

К вопросу о понятии «идеология»

В целях более точного определения понятия «ИТ» определимся с тем, что в науке принято считать идеологией в целом. Термин «идеология» был предложен французским ученым А.Д. де Траси в его труде «Элементы идеологии» (Destutt de Tracy, «Elements d'ideologie», 1801), стремившемся создать науку: об общих принципах формирования идей и основ человеческого знания, о правилах разработки идей для политики и иных сфер общественной жизни, о методах оказания влияния и воздействия на социальные преобразования. К середине XIX в. идеология определяется как политическое явление, совокупность идей и теорий, выражающих интересы больших социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Между тем, как подчеркивает современный консервативный философ А.Н. Кольев, «идеология не создается внезапно. Она может возникнуть только на базе мощной мыслительной традиции».

В дальнейшем понятие идеологии продолжило разрабатываться. Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу, по которому идеология – это надстройка, зависящая от базиса (способа материального производства и структур классов), выражающая специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание.

На этом же этапе у ученых возник вопрос о том, что первичней – идея либо действительность и деятельность. И уже в трудах других авторов (Т. Адорно, М. Хоркхмайер, «Диалектика просвещения». М., 1997), наоборот, экономическая рациональность была выведена в роли, подчиняющейся исторически активному, инструментальному разуму.

В других работах изучение проблем идеологии углубилось. Так, Ф.Энгельс отмечал, что государство – «первая идеологическая сила над человеком», А. Грамши под идеологией понимал культурную гегемонию, С. Жижек – «фантазматическую конструкцию, служащую опорой для нашей «действительности»: «иллюзию», структурирующую наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующую невыносимую, реальную, непостижимую сущность;…саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности».

Т. Адорно провел различие между «сводной идеологией» субъекта и его идеологиями в различных областях социальной жизни. Целостные идеологические конструкции на практике абсорбируются и адаптируются в общепринятых мыслительных шаблонах. Идеологии же различных эпох суть продукты исторических процессов.

Существуют и негативные (критические) подходы к описанию т.н. называемой «реальной» идеологии. По К. Мангейму, идеология – предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, находящихся у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии как потенциальной идеологии в этом смысле. Идеология по Э.Фромму – это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.

Другие исследователи исследовали внутреннюю структуру и признаки идеологии. Так, Кузнецов В.Н. в «смысловом «ядре» идеологии» отдельно выделяет духовность, в основе которой могут быть выделены: «общенациональная цель, социальный идеал, основные ценности, смысл жизни, российская мечта, надежда, вера (доверие), историческая память, патриотизм, культура патриотизма», «отсюда – сохранение и развитие образа жизни, гармоничное соотношение прав и свобод человека и его ответственность. И отсюда – солидарность, терпимость, ориентированность на согласие и сотрудничество».

У. Маллинз включает в идеологию четыре базовых характеристики: властвование над познавательной способностью; способность руководить оценочными суждениями; служение инструкцией к действиям; логическая последовательность.

В.И.Ленин уточнил понятие идеологии, введя в оборот термин «научная идеология», как сочетающий научность и революционность. Он отмечал, что: научная идеология – это результат развития прогрессивной общественной мысли, революционная же идеология завоевывает свое влияние, борясь с господствующей идеологией. В советской науке в развитие идей В.И. Ленина, идеология рассматривалась одновременно и как система развития и воспитания человека, преобладающими на государственном уровне считались идеологии социализма и коммунизма.

В противовес советской научной школе на Западе ценность и польза идеологии отрицались (К.Манхейм), разрабатывалась концепция «деидеологизации» (Д.Белл). Однако идеологии продолжили изучаться, появились новые термины «идеологоведение», «социология знания» и др. По мнению многих авторов, несмотря на «отрицание идеологий», на Западе сложилась своя идеология (универсализм рыночных отношений, разумный индивидуализм и т.д.).

Основополагающие социально-политические идеологии на современном этапе – это либерализм, социализм, консерватизм, анархизм, капитализм; национальные – нацизм, национализм и многие другие. Идеологии тесно взаимосвязаны с религиями, в научной среде превалирует точка зрения, что религия – это та же идеология с определенной спецификой.

После распада СССР проблемы идеологии в России изучаются по-прежнему. В основном, в исследованиях идеологию связывают с политикой. Многие исследователи приходят к выводам, что политика, международная, государственная и общественная жизнь невозможны без идеологии. По мнению С. Кара-Мурзы, идеология – средство господства в современном мире. Основные положения идеологической школы СССР или отдельные их элементы используются и сейчас рядом государств (Китай, Швеция, страны Латинской Америки и др.).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что при всем многообразии подходов к определению понятия «идеология» как одно из наиболее удачных операциональных и рабочих понятий можно использовать следующее:

идеология – система взглядов, идей, ценностей, социальных, политических, экономических и духовно-нравственных устремлений, выражающих интересы и идеалы части населения, определяющих оценку прошлого и реальной действительности, направленность на созидание своего будущего, формирующих глобальное, региональное и индивидуальное мировоззрение и мотивацию конкретной деятельности. Важно, что в глобализирующемся мире любая идеология не существует как отдельно взятое концептуальное построение, а является интегративной конструкцией, объединяющей (синтезирующей, заимствующей и т.д.) для ряда иных идеологий и концептов.

Подходы к пониманию идеологии терроризма

Анализ же существующих подходов к пониманию идеологии терроризм (далее – ИТ) в научной литературе и Интернет-пространстве позволил выявить, что ИТ рассматривается в обобщенной форме следующим разноплановым образом:

1) ИТ – как идеология насилия (непосредственно указано в ФЗ «О противодействии терроризму»). По мнению автора, это слишком узкое определение для объяснения ИТ, так как терроризм – это более широкое явление, чем исключительно насилие, а, во-вторых, и слишком широкое, так как насилие в целом может быть не только террористическим (например, убийства, изнасилования, грабежи). Хотя, в принципе, разработка проблем идеологического обоснования любого насилия в теоретическом плане представляется весьма интересным и перспективным направлением для научных исследований.

По мнению Ильина Е.П. включение в состав понятия «терроризм» термина «идеология насилия» фактически является законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов его предупреждения и профилактики. При этом под идеологией насилия или под идеологией терроризма, по его мнению, понимается совокупность идей, концепций, верований, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в ней. По данным Ильина Е.П., в настоящее время многими террористами для создания идеологической платформы своих действий используется преимущественно идеология исламизма (т.н. радикального ислама), но при этом не следует забывать, что терроризм пропагандировался ранее и пропагандируется сейчас и многими другими течениями: неофашистскими, национал-сепаратистскими, религиозными и пр.[1]

2) ИТ – как политическое (политологическое) явление. ИТ с этих позиций рассматривается как совокупность идеологического обоснования: 1) применения насилия при осуществлении определенной тактики политической борьбы (террористической); 2) сути механизма политико-террористического шантажа, силового противостояния действующей власти; 3) политической стратегии и радикального политического курса, реализуемого террористическими средствами; 4) использования декларативности, резонансности, данных о политической дестабилизации (нестабильности) – как реальных, так и вымышленных, обоснования применения насилия, воздействия на массовую психологию; 5) употребления в своих целях социокультурных и политических характеристик общества.

3) ИТ - как конфликтологическое явление, заключающееся в следующих параметрах: 1) как реакция на имеющиеся в социуме проблемы – основания терроризма (наличие сепаратистских устремлений, национальных проблем, религиозных, этнических и идеологических конфликтов); 2) присущность кризисным этапам постмодернизационного периода; 3) возникновение на границах культур и эпох исторического развития; 4) как индикатор кризисных процессов (нелегалистский канал связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом, острое неблагополучие в некоторой зоне социального пространства); 5) мотивированная система решения различных социальных противоречий (идеологических, межэтнических, межрелигиозных и др.), порождающих социальные конфликты на глобальном, региональном и национальном уровнях, не нашедших своего разрешения; внутриобщественная разобщенность, недоверие и враждебность по религиозным, этническим, политическим и другим социально значимым признакам. Возникает на фоне нерешенности в государстве ряда сложных социально-экономических и политических проблем, размывания общесоциальных и морально-правовых ориентиров и стандартов, а также нарастающего замещения их идеями крайнего группового индивидуализма, агрессивности, социальной и иной исключительности и т.д.

4) ИТ - как идеология вооруженного насилия.

5) ИТ - как противовес государственной идеологии.

6) ИТ как массированное идейно-пропагандистское и морально-психологическое воздействие на население в определенных (террористических) целях.

7) ИТ – «деструктивная практика, самоутверждение свободы посредством насилия»[2] (С. Дашкова)

8) ИТ как порождение действительных либо мнимых исторических обид

9) ИТ как результат криминализации российского общества

10) ИТ как реализация ряда стратегических устремлений и навязывание иных стандартов развития государству и обществу, в т.ч. со стороны иностранных государств.

11) ИТ как концепция отторжения ряда российских регионов

12) ИТ как следствие низкого уровня политической и правовой культуры в обществе, правовой нигилизм

13) ИТ как пропаганда насилия

14) ИТ как концепция реализации экспансии и внешнеполитических устремлений отдельных государств, элемент зарубежной агрессии.

15) ИТ как результат смыкания политической идеи с преступностью.

16) ИТ как явление, по-разному оцениваемое на этапах развития общества и государства (так, по мнению некоторых исследователей к началу ХХ в. в России к терроризму как к средству политической борьбы относились с пониманием. Насилие, направленное против угнетателей, – оправданно». Показательно, что на некоторых сайтах делаются попытки современную ситуацию с терроризмом в России представить таким же образом).

17) ИТ как идеология некоторых государств и организаций.

18) ИТ как сочетание разнонаправленных мотивов (стратегических, психологических, идеологических и др. или их сочетание), предусматривающих в совокупности либо по отдельности: насильственные коренное или частичное изменение экономического или политического строя в государстве, замену светской власти на конфессиональную (инонациональную), изменение формы государственного устройства, создание самостоятельного государства или достижение частичных изменений в положении соответствующих этнических (религиозных, социальных) образований, либо как использование насилия с целью получения материальной выгоды, в целях радикальной защиты живой среды от загрязнения и т.д.

19) ИТ как человеконенавистническая идеология.

20) ИТ как идеология борьбы бедных против богатых.

21) ИТ как синоним идеологии панисламизма и религиозного фундаментализма.

22) ИТ как идеология, утверждающая существование угрозы мирового терроризма и даже факт войны, якобы объявленной неким мировым организованным терроризмом («террористическим интернационалом») некой мировой цивилизации, как идеология беспричинного зла.

23) Идеология «угрозы мирового терроризма» – идеология американской мировой агрессии — идеология, оправдывающая и маскирующая практику американского государственного терроризма[3].

23) ИТ – дарвинизм и материализм.

24) ИТ как разновидность либо синоним идеологии экстремизма.

25) ИТ как реакция на вызовы глобализации, западной цивилизации, альтернативная модель развитию мирового порядка, строящаяся на основе различных заимствований из классического марксизма, анархизма, утопического социализма, панисламизма и т.д.

26) ИТ как стремление к определенным «истокам и ценностям».

27) ИТ как идеологическое обоснование преодоления личностного отчуждения.

28) ИТ как вестерн-идеология политических, социально-экономических преобразований.

29) ИТ – как лозунг радикальной оппозиции и синоним бунтарства.

30) ИТ –как обоснование разрушения существующей государственной системы и отношений гражданского общества с помощью физического уничтожения представителей государственных структур и массового запугивания населения.

31)ИТ – как синоним идеологии революционных и освободительных движений, идеологическая доктрина революционной войны.

32) ИТ - как сложная система, переживающая несколько стадий – революционную, субреволюционную и репрессивную и соответственно меняющаяся в зависимости от стадии.

33) ИТ – как трактующаяся в зависимости от предпочтений исследователя и его личной заинтересованности. Так, одними учеными к движениям, использующим ИТ, относятся практически все политические движения и образования, использующие терроризм в своей деятельности, другими же учеными – выборочно, в зависимости от политической и иной конъюнктуры.

34) ИТ – как полное ее отсутствие. Так, по мнению Петрищева В.Е. «собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах. Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои собственные негативные и отталкивающие качества положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка»[4]. По мнению Долговой А.И., ИТ отсутствует в силу того, что в международных документах она не упоминаются, а указываются только «акты, методы и практика терроризма»[5].

35) ИТ – как идеология политического насилия.

36) ИТ – как насильственно-вооруженный фанатизм.

37) ИТ – как разновидность обоснования теории прямого действия.

38) ИТ – как разновидность популизма.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что исследования ИТ ведутся весьма масштабно, с точки зрения различных наук и разных подходов, существуют полярные взгляды на то, что считать ИТ (психологические, политологические, историко-культурологические и др.), но систематизированного научного знания


Правовое регулирование «идеологии» и «противодействия идеологии терроризма» в России

В соответствии со ст. 13 Конституции Российской Федерации: «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» (ч. 1), «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2).

Отдельные концептуальные элементы, которые можно теоретически отнести к структурным частям различных идеологий (демократизма, либерализма, консерватизма, историзма и др.), отражены в самой Конституции, стратегиях, концепциях и законах. Также идеологические посылы содержатся в программах, уставах партий, общественных организаций, религиозных объединений и др.

В развитие ряда конституционных положений, устанавливающих ограничения идеологического плана (запрет разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрет на установление в качестве государственной или обязательной определенной религии и т.д.), некоторые из них содержатся в УК РФ, КоАП и др. законах. В основном, они связаны с ограничениями в сфере противодействием экстремизму (запрет нацизма, фашизма и т.д.).

Идеология терроризма (в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму») в России обозначена как «идеология насилия». Иных расшифровок того, что же понимать под «идеологией насилия» не имеется. В целях противодействия идеологии терроризма действует специально ориентированный Комплексный план противодействия идеологии терроризма.

В целях противодействия идеологии терроризма в России ведется большая работа, как в плане социально-экономической ликвидации ее основ, так и в культурном, образовательном плане, на всех уровнях власти и сфере местного самоуправления (при помощи антитеррористических программ), общественными организациями и отдельными гражданами, на общегосударственном и личностно-ориентированных уровнях, при сочетании всех мер и способов государственного воздействия.

Выводы и предложения:

1. Проблематика ИТ в современной науке разработана явно недостаточно. Поэтому противодействие ИТ осуществляется путем противодействия терроризму в целом, и, в основном, – путем противодействия террористической деятельности, а не идеологии.

2. Формирование идеологии антитерроризма находится в начале своего пути. К сожалению, в ней пока недостаточно находит свое отражение необходимость: политико-правовых образования и информирования граждан (причем со школьной скамьи), разработки и расширения участия граждан в политической жизни страны, формирования идеологической, правовой и политической культуры, создания четкой системы (паспорта) Российской Федерации и ее регионов в аспекте их дальнейшего устойчивого развития и обеспечения безопасности и о том, какое участие в этом могут (и должны) принять граждане и т.д.

3. Проводимые в последнее время мероприятия, направленные на противодействие ИТ, осуществляются путем фактически вступления в диалог с террористическими идеями в системе «переспорить противника и воспрепятствовать восприятию идей терроризма населением», т.е. ведется контрпропаганда. Таким образом, борьба ведется со сформированными идеями либо точнее – даже с целостной, сложившейся идеологией, уже не восприимчивой к критике, представители ИТ уже научились оппонировать и отвечать контрпропагандистам. Иной же идеологии, способной отвлечь население, восприимчивое к идеям терроризма, пока не создано.

Реализация идей вовлечения части молодежи в спорт, в общественно-политическую деятельность (площадки Машука, Селигера и т.д.) и отвлечение их таким образом, как наиболее подверженного ИТ сегмента населения, конечно, имеют свое значение, но недостаточны, так как действуют только на часть населения – молодежь, а не на все население в целом (на том же Кавказе представители старшего поколения пользуются гораздо большим авторитетом и влиянием). Аналогичным образом, борьба с безработицей, социально-экономическое развитие отдельных регионов также не способно окончательно решить проблему распространения ИТ. При наличии собственных ментальных, исторически обусловленных установок, ценностей, мировоззрения, а также сильной и самостоятельной национальной идеологии, отличающихся по ряду аспектов от идеологии большинства, часть населения, даже будучи всесторонне материально и социально обеспеченной, все равно будет вступать в ментальные конфликты, перерастающие со временем в политические и иные. Материальное обеспечение без ведения идеологической работы может ли на время заглушить идеологические противоречия, но не ликвидировать их.

4. Использование религиозных источников в деле борьбы с ИТ путем цитирования отдельных их положений вряд ли можно признать продуктивным. Содержание религиозных источников – очень сложно, неоднозначно, и не в полном объеме подлежит человеческому восприятию и воплощению на практике, «ибо мы не боги». Даже известные богословы, вступающие в религиозные дискуссии, не всегда выходят из них победителями. Поэтому основное внимание, при безусловном уважении к разным религиям, должно быть сконцентрировано на создании и реализации светских установлений, договоренностей и законов.

5. На современном этапе существует глобальная реальность противостояния и сотрудничества различных цивилизаций, реализующих те или иные идеологии. ИТ, как показал анализ научной литературы и правоприменительной практики, – составная часть более широких идеологических конструкций, для достижения целей которых она служит инструментом.

6. Рассмотрение и исследование ИТ как самостоятельного явления и организация соответствующего реагирования на нее имеет и научные и практические перспективы, но противодействие (профилактика и т.д.) ИТ возможно только путем воздействия в целом на те идеологические системы, составной частью и инструментом которой она является.

7. ИТ может быть классифицирована в глобальном масштабе, в региональном (на уровне региональной террористической организации), в индивидуальном (на уровне непосредственного террориста, в данном случае – речь идет скорее о мотивации ). Также ИТ может быть разделена на практически, деятельностноосуществляемую и на латентную, «псевдолегалистскую», «спящую» (когда лица фактически не совершают терактов и иных преступлений, ведут правопослушный образ жизни, но разделяют идеи террористов и поддерживают их, и при стечении определенных обстоятельствах могут состояться как террористы).

8. Структура ИТ включает в себя такие элементы как оправдание осуществляемого насилия (обвинение государства и общества в совершении преступлений в отношении террористов и т.д.), обоснование необходимости террористического насилия как одного из средств политической борьбы, вовлечение в ряды террористов и подготовка к террористической деятельности ( в т.ч. психолого-идеологическая подготовка), идеализация и героизация своих основателей, последователей и практиков и т.д. Основной деятельностный элемент ИТ – использование, разъяснение и обоснование установок, целей, задач тех идеологий, для реализации которых задействована ИТ.

9. ИТ входит в число криминальных идеологий (наряду с идеологией фашизма, идеологией нацизма и др.).

10. ИТ продуцируется как недостатками социально-экономической жизни, коррупцией, безработицей и т.д., т.е. – объективно проблемными вопросами – с одной стороны, так и с другой – стремлением реализовать тот или иной идеологический проект, либо их сочетанием (что чаще и практически повсеместно встречается). Поэтому воздействие только на одну часть детерминант, без воздействия на другую – не принесет желаемого результата ликвидации ИТ. Реагирование на ИТ возможно лишь в комплексе, единым фронтом и по всем направлениям.

11. Актуальна нейтрализация ИТ путем всестороннего запрета любого насилия. При этом запрет насилия со стороны отдельных лиц, граждан и их организаций должен корреспондировать с запретом на насилие со стороны государства (государств) и международных организаций.

12. Система противодействия ИТ должна строиться на:

опережении осознания процессов (в т.ч. идеологических) по сравнению с их реальным ходом развития;

дальнейших оптимизации и повышении эффективности деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, как целостной структуры, занимающейся комплексным анализом информации о терроризме и криминальном экстремизме, иных негативных антигосударственных и антиобщественных явлениях, их идеологии, а также о политических, социально-экономических и иных общественных процессах в России и в мире, оказывающих негативное влияние на ситуацию противодействия им;

cоздании структур интеллектуальной разведки;

отходе от стереотипов прошлого (восприятия идеологий как линейных и «туннельных», слабо изменяющихся и устоявшихся, однозначно позитивных либо однозначно негативных);

учете небходимости глобального переформатирования идеологических систем, действующих в России, и создание если не единой «общегражданской идеологии», то, по крайней мере, – единой площадки (платформы) для существования, обсуждения, синтезирования, трансформации различных идей и идеологий с определенными базовыми правилами игры, с учетом баланса групповых и индивидуальных интересов и мировых трендов, на основании обобщения разных подходов к социально-политическим процессам, позволяющими в итоге создать наиболее приемлемый и адекватный вариант общего настоящего и будущего, совмещающий мечты с реальностью и позволяющий избежать насильственных конфликтов. Создание такой площадки позволит: совместить идеи центризма с идеями полицентричности, ввести единый стандарт при использовании разных стандартов, одновременно улучшить управляемость и стабильность социума и государства, ясно определить политический курс, будет способствовать обоснованию законности современного политического устройства, сформировать национальную политическую культуру, поддержать функционирование демократии, развить традиции самоорганизации и самоуправления народа, нравственно возродить нацию и позволит гражданам понять в какой стране, с какими ценностями они живут и какое общество и государство строят. На современном этапе такие реформы весьма востребованы, ожидание значительных перемен (неоперестройки) буквально носится в воздухе и захватывает как академические круги, так обычное население. Фундаментальные изменения в идеологии, в идеях станет катализаторов изменений и в экономике, и в других сферах жизнедеятельности. Как справедливо отмечено И.Пригожиным и И.Стенгерс – когда дорога разветвляется (т.е. в нашем случае когда будут представлены все идеи и идеологии), то начинается творчество и принимается решение («Порядок из хаоса: новый диалог человека с Природой». М., 1986). При этом обязательно надо учитывать необходимость гибкости, чувствительности к изменениям, критике, мировым трендам, свободы и иных соответствующих духу времени условий для создаваемой идеологической платформы, ошибки и просчеты построения советской идеологии и т.д.;

реформировании и модернизации международного законодательства путем интеграции «идеологических» знаний, идеалов, интересов различных субъектов, устремлений человечества на постмодернистской основе и с учетом вариативности развития, и выработка правовых подходов и требований к механизмам их практической реализации и режимам функционирования, принятие на этой основе соответствующих международных документов;

разработке всеобъемлющей Международной антитеррористической конвенции, с указанием того, что является ИТ;

учете мнения каждого человека при принятии политических и иных решений (что в принципе достижимо в эпоху всеобщей компьютеризации и развития информационных технологий). Такая практика в принципе уже реализуется в г. Москве (система «Активный гражданин» и др.);

внесении изменений в антитеррористическое российское законодательство, с однозначным определением того, что является ИТ и каким образовать необходимо осуществлять ей противодействие (начиная с государственных структур и заканчивая рядовыми гражданами);

разработке российского и международного законодательства, концептуальных и стратегических документов в части противодействия тем явлениям и процессам, целям реализации которых служит ИТ.

References
1. Il'in E.P. Organizatsiya protivodeistviya ideologii terrorizma v Rossiiskoi Federatsii. //Vestnik Natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2014, № 1. S. 32-47.
2. Dashkova S.V. Ideologicheskaya mimikriya i destruktivnaya sushchnost' sovremennogo terrorizma. Avtoreferat diss. … kand.filosof. nauk. M., 2005. S. 3-10.
3. Zinov'ev A. Amerikanskaya Chechnya. Elektronnyi resurs po sostoyaniyu na 23.11.2014:http://www.whiteworld.ru/rubriki/000108/004/02010802.htm/.
4. Petrishchev V.E. Nekotorye problemy protivodeistviya ideologii terrorizma v Rossiiskoi Federatsii. //Vestnik Natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2013, № 2. S. 31-33.
5. Dolgova A.I. Teoreticheskie osnovy reagirovaniya na ekstremizm i terrorizm. Problemy teorii i praktiki bor'by s ekstremizmom i terrorizmom. M., 2014. S.6-17.
6. Serdyuk E.A. Rossiiskii revolyutsionnyi terrorizm: kul'turnye, simvolicheskie i ideologicheskie orientiry // Filosofskaya mysl'. - 2014. - 7. - C. 126 - 145. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.7.12754. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_12754.html
7. Sosnin V.A. Dukhovno-religioznye osnovy suitsidal'nogo terrorizma: ideologiya Global'nogo Dzhikhada kak psikhologicheskaya motivatsiya opravdaniya suitsidal'nogo terrorizma islamskimi radikalami // Voprosy bezopasnosti. - 2013. - 2. - C. 112 - 159. DOI: 10.7256/2306-0417.2013.2.614. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_614.html
8. Sedykh N.S. Informatsionno- psikhologicheskie sposoby vovlecheniya molodezhi v terrorizm // Voprosy bezopasnosti. - 2014. - 3. - C. 93 - 131. DOI: 10.7256/2306-0417.2014.3.12386. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_12386.html
9. V. A. Sosnin Ideologiya Global'nogo Dzhikhada kak
dukhovno-nravstvennaya motivatsiya
opravdaniya suitsidal'nogo terrorizma
islamskimi radikalami // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2012. - 1. - C. 92 - 101.

10. T. M. Lyubimova Ul'tralevyi anarkhizm vo Frantsii
v usloviyakh setetsentrizma // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2011. - 6. - C. 55 - 64.