Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Demetradze M.R.
Advantages of the Social and Cultural Grounds of Interdisciplinarity of Social Studies and Humanities. Compliance of the Academic System to the Standards of Information Society
// Sociodynamics.
2014. № 2.
P. 22-40.
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.2.10736 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=10736
Advantages of the Social and Cultural Grounds of Interdisciplinarity of Social Studies and Humanities. Compliance of the Academic System to the Standards of Information Society
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.2.10736Received: 18-01-2014Published: 1-02-2014Abstract: The advantage of the social and cultural approach to social sciences and humanities is proved by the fact that this approach creates the kind of connection between science and education when scientific theories turn into concrete academic disciplines. This is the main requirement of international educational standards and the key element for increasing the status of social studies and humanities up to the international standards. Within the framework of the proposed model, application of social, scientific and anthropological theories acquire a new scientific and practical significance, meaning and importance. In the contemporary history scientific knowledge becomes the main factor of socioeconomic and sociopolitical development and performs the socializing role of the society. The author of the article gives an insight into Western social and scientific theories and tries to describe the principles of interdisciplinarity. The author notes that there is no common model of interdisciplinarity in existing theories of social studies and humanities and proves that creation of the social and cultural grounds of interdisciplinary of social studies and humanities would be beneficial. The purpose of the article is to describe the interdisciplinary aspects of social studies and humanities and show their practical importance for sociocultural processes, peculiarities of its implementation under the modern conditions, the need for institutionalization of socially important processes, increasing role of interdisciplinarity in the information society, and etc. Keywords: social and cultural methodology, social and cultural model of interdisciplinarity, anthropology, social and cultural grounds of interdisciplinarity, social stratification, information society, scientific policy, communication channels, law, politics and economy, culture and social studiesСоциально-научные теории стран Запада и поиск принципов междисциплинарности. Термин «междисциплинарность» получил особое значение еще в конце XIX века, когда социология только оформлялась как наука, что положило начало переосмыслению значения социально-гуманитарных наук в жизни общества. Возникли теоретическая, эмпирическая и прикладная социология, направленные на изучение социальных институтов, социальных организаций, социальных групп; объяснение социальной реальности, значения объективных и символических аспектов жизни, внешних и внутренних факторов (структура) социального пространства и т.д. С появлением эмпирической социологии – чикагской школы жизни и фабрик мысли в США – наука об обществе перестала быть исключительно «кабинетной» деятельностью, социология вышла из стен университетов и нацелилась на участие в социокультурных процессах. Выводы науки стали признаваться государством как экспертные, что обусловило известную подчиненность государственных институтов таким выводам, а в конечном итоге укрепило зависимость государства от общества. В практическом отношении междисциплинарный подход фабрик мысли, можно охарактеризовать как сосредоточение политологических, социологических, правовых, экономических, культурологических теорий, дисциплин и соответствующих методов на выявлении содержания социокультурного пространства (основные доминанты которого – общество, социальные классы, группы и индивиды) и многостороннем изучении полученных данных. Такой подход поставил науку на службу интересам общества: вынуждая государственные институты работать на благополучие граждан, наука становится неотъемлемой частью повседневной жизни общества и движущей силой его развития. Принцип междисциплинарности свойственен также и теории социальной стратификации, без которой построение социального, а следовательно, и правового государства не реалистично. В состав этой теории вошли социологические, политологические, правовые, экономические и культурологические методы и теории, а главным направлением исследований стало отыскание условий перехода индивидов в средний класс и расширенное воспроизводство этого класса, поскольку он должен был стать ведущей силой социокультурных преобразований (см. труды Б. Барбера, С. Липсета, Т. Парсонса, П. Сорокина, У. Уорнера и др.)[1]. Можно смело утверждать, что ведущую роль в формировании социальной политики в США сыграли социально-гуманитарные теории, а именно, теории социальной мобильности и социального взаимодействия, отличающиеся многосторонним и многофакторным анализом проблемной ситуации, что без применения междисциплинарности не реализуемо. Ярко выраженной междисциплинарностью характеризуется и шесть основных направлений антропологии: 1) историческое исследование культуры; 2) историческая демография и исследование семьи; 3) историческое изучение повседневности; 4) гендерные и феминистские исследования; 5) исследование ментальности и 6) культурная антропология. К этому времени относится появление «Интерпретативной антропологии» К. Гирца[2], имевшей поворотное значение, поскольку работа сочетала исследовательские процедуры герменевтики, социологии (в основном Вебера) и аналитической философии (Витгенштейн). Целью теории было объявлено «насыщенное описание культуры», переосмысление всех предшествующих и существующих подходов и теорий, а равно направленности антропологии вообще. В рамках своего подхода к антропологии Гирц выдвинул семиотическую[3] концепцию культуры. В поисках пути преодоления теоретико-методологической узости существующих культуролого-антропологических концепций Гирц ищет варианты интерпретации культуры в контексте усиления значимости человека в социокультурных процессах, то есть, по существу, ищет путь к созданию междисциплинарной теории культуры. По его мнению, попытки антропологов упорядочить культуру завели их в тупик, так как любые идеализации в культуре неэффективны. Символическому пониманию культуры Гирц противопоставил понимание культуры как системы смыслов, воплощенной в символических формах, включающих в себя действия, выражения и смысловые объекты различных областей. По мнению Гирца, исследователь культуры должен разгадывать и интерпретировать скрытые формы проблем индивидов, выявлять смысл их поступков исходя из образа жизни, который они ведут. Отсутствие общей модели междисциплинарности в существующих теориях социально-гуманитарных наук Сделанный нами краткий обзор социологических, культурологических и антропологических теорий показывает научную рациональность и высокую практическую значимость этих наук в жизни общества, развитии общества и институционализации социокультурных процессов. Каждую теорию отличает самостоятельность и междисциплинарность, ясность научной цели и методов ее достижения. Можно выделить общие для социологических, характерные черты междисциплинарности. 1. Нацеленность на выявление актуальных проблем; внедрение каждой из теорий собственных исследовательских методов, в том числе заимствованных из естественных наук; нацеленность на создание условий для научно-технического прогресса общества; подчинение задач науки интересам граждан; стремление к деполитизации и дебюрократизации науки. 2. Функциям науки придается преобразовательный, социализирующий, просветительский характер; нацеленность на открытость, доступность и широкое распространение научных разработок. 3. Поддержка инновативных исследований, связь науки и системы образования; первостепенное значение придается проблемному подходу, анализу, диагнозу, прогнозу ситуации; непосредственная связь научной деятельности с повседневной жизнью общества, а также оценка качества научных исследований и их практической значимости на основе воздействия на конкретные социокультурные объекты. 4. Проникновение социологических теорий и методов в области политологии, экономики, права, социологии, культурологии и т.п.; образование смежных предметов, дисциплин и теорий, в том числе социологии права, социологии политики, социологии экономики, социологии культуры и т.д. 5. Проникновение культурологических теорий и методов в области политологии, экономики, права, социологии и т.п.; образование смежных предметов, дисциплин и теорий, в том числе политической культуры, правовой культуры, культуры социальности, городской культуры и т.д. 6. Проникновение антропологических теорий и методов в области политологии, экономики, права, социологии и т.п. образование смежных предметов, дисциплин и теорий, в том числе политической антропологии, правовой антропологии, культурной антропологии, экономической антропологии и т.д. 7. Связь с образовательной системой и внедрение новых дисциплин, обеспечение связи науки с образованием. 8. Установление связи с третьим некоммерческим сектором как важнейшим институтом гражданского общества. 9. Выполнение роли наблюдателя за состоянием социальных проблем общества и агента влияния на государственные структуры – роли института экспертов гражданского общества; принцип контроля всех видов государственных структур. Однако, как показывает практика, этого мало для построения модели междисциплинарности социально-гуманитарных наук. Рассмотренные выше теории не дают ответов на следующие вопросы: чем обусловлен особый интерес к принципам междисциплинарности социально-гуманитарных наук; с какой целью и на основе каких методов следует построить такую методологию; какую роль она должна выполнять в образовательной системе; как обеспечить самостоятельность и в то же время взаимосвязанность каждой дисциплины; как повысить их практическую значимость и роль человеческого фактора в каждой дисциплине. Ответ на вопрос «Чем обусловлен особый интерес к принципам междисциплинарности в условиях современности?» следует искать в сложных динамичных процессах модернизации, бросивших вызов современным обществам, а следовательно, и социально-гуманитарным наукам, без участия которых общество не переходит на новый уровень развития. В то же время еще с конца 80-х гг. XX века наблюдается кризис в области социально-гуманитарных наук, вызванный тем, что они не в полной мере выполняют роль проводника общества в будущее и не участвуют в установлении социальной справедливости в различных обществах. На этом фоне больший интерес вызывает поступательное расширение области применения социокультурных исследований. Показательно, что и само слово «социокультурный» стало употребляться не только в науке, но и в международно-правовых документах. В США и Западной Европе возникло множество независимых социокультурных центров, в том числе Швейцарская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, Оксфордский центр социокультурной теории, проекты ENCATC и Culturelink и т.д. С социокультурной теорией связывают имена Дж. Брунера, Дж. Дьюи, А.Н. Уайтхеда[4], а также ряда современных авторов. Однако до сих пор данная теория рассматривалась, главным образом, под ракурсом развития психологии. Односторонней или узкой можно признать деятельность, например, проектов Оксфордского социокультурного центра: внимание исследователей этого центра преимущественно сосредоточено на вопросах образования; разработки центра не могут помочь в расширении теории методологии социокультурных исследований, поскольку не содержат концептуальных основ таких исследований. Мы хотим сказать, что употребление слова «социокультурный» в любых сочетаниях еще не означает, что соответствующие теории или разработки могут лечь в основу методологии социокультурных исследований либо относиться к теории методологии социокультурной междисциплинарности. Соответствующие концепции и программы носят достаточно ограниченный характер, что сужает содержательный контекст социокультурных разработок, поскольку «социокультурное» связывается в них преимущественно с психологическими факторами, развитием местной культуры, системы образования и т.д. Одни тяготеют к эволюционистским подходам, другие – к философским и историческим, размыты критерии, неточно формулируются преимущества выбора ориентира исследования и т.д. Именно этим и объясняется наш интерес к социальным, культурологическим и антропологическим теориям – по существу, они так или иначе напрямую работают с проблематикой социокультурной теории и работают на междисциплинарной основе. Тогда как проекты и разработки психологического и эволюционистского толка, пусть и называемые «социокультурными», не являются подспорьем при построении реальной социокультурной научной теории и концепции социокультурной методологии междисциплинарности. Парадокс в том, что несмотря на богатейшую научно-практическую историю социально-гуманитарная наука в странах Запада проявляет беспомощность в методологии социокультурных исследований. В результате накапливаются вопросы, остающиеся без ответов: что же такое социокультурная методология; какую роль она должна выполнить в построении социокультурной модели междисциплинарности социально-гуманитарной сфере; на основе каких конкретных научных теорий ее следует выстраивать; какими научными способами обеспечивается связь категорий «социальное» и «культура» и как обеспечить антропологическую природу этой связи; в чем состоит социокультурный фундамент социально-гуманитарных дисциплин и социокультурный принцип междисциплинарности. Социокультурная методология должна быть способна разработать и предложить модель междисциплинарности, учитывать специфику каждой дисциплины, обеспечить их взаимосвязь. Социокультурная методология объединяет содержание категорий «социальное» и «культура», что дает основание рассматривать ее в качестве фундамента универсальной модели междисциплинарности социально-гуманитарных дисциплин.социокультурный Соответствующие концепции и программы носят достаточно ограниченный характер, что сужает содержательный контекст социокультурных разработок, поскольку «социокультурный Соответствующие концепции и программы носят достаточно ограниченный характер, что сужает содержательный контекст социокультурных разработок, поскольку « Именно этим и объясняется наш интерес к социальным, культурологическим и антропологическим теориям – Парадокс в том, что несмотря на богатейшую научно-практическую историю социально-гуманитарная наука в странах Запада проявляет беспомощность в методологии социокультурных исследований. В результате накапливаются вопросы, остающиеся без ответов: что же такое социокультурная методология; какую роль она должна выполнить в построении социокультурной модели междисциплинарности социально-гуманитарной сфере; на основе каких конкретных научных теорий ее следует выстраивать; какими научными способами обеспечивается связь категорий « Социокультурная методология должна быть способна разработать и предложить модель междисциплинарности, учитывать специфику каждой дисциплины, обеспечить их взаимосвязь. Социокультурная методология объединяет содержание категорий « Соответствующие концепции и программы носят достат Именно этим и объясняется наш интерес к социальным, культурологическим и антропологическим теориям – Парадокс в том, что несмотря на богатейшую научно-практическую историю социально-гуманитарная наука в странах Запада проявляет беспомощность в методологии социокультурных исследований. В результате накапливаются вопросы, остающиеся без ответов: что же такое социокультурная методология; какую роль она должна выполнить в построении социокультурной модели междисциплинарности социально-гуманитарной сфере; на основе каких конкретных научных теорий ее следует выстраивать; какими научными способами обеспечивается связь категорий « Социокультурная методология должна быть способна разработать и предложить модель междисциплинарности, учитывать специфику каждой дисциплины, обеспечить их взаимосвязь. Социокультурная методология объединяет содержание категорий «
Преимущества социокультурной основы междисциплинарности социально-гуманитарных наук
Сформируем группы основных задач разрабатываемой социокультурной методологии междисциплинарности. Первая группа задач связана прежде всего с необходимостью усилить значимость категорий «социальное» и «культура», придать четкость их пониманию, сформировать цели их применения, что означает фактически – поставить в центр исследовательского внимания человека и его интересы. Важно нацелить все социально-гуманитарные науки на решение социальных задач, а следовательно, наполнить их социальным содержанием и внедрить на такой основе теоретико-методологические стандарты образования. Чтобы сократить отставание отечественной социально-гуманитарной науки от развитых стран, необходимо освободить ее от абстрактности, формализма, идеологизаций, а также покончить с ее низкой практической значимостью. Вторая группа задач – выбор конкретных научных теорий, наиболее подходящих для построения соответствующей теории, способных максимально раскрыть категории «социальное» и «культура». Они должны обеспечить выработку исследовательских механизмов, приемов, процедур, не допускающих отход исследований и каждого образовательного предмета от социальной ориентированности и социальной содержательной основы. С их помощью социокультурная методология обретает собственный научный инструментарий и возможность получать объективную информацию о реальном социокультурном пространстве. Это набор научных теорий для изучения проблем с разных сторон и в различных областях жизни человека – социальной, культурной, правовой, политической и экономической; по существу, это и есть внедрение практики междисциплинарности. Третья группа задач связана с построением современной научно-концептуальной модели социокультурной междисциплинарности постсоветского пространства, в которой каждая дисциплина приобретает социально значимые функции. Четвертая группа задач – создание единых стандартов междисциплинарности социально-гуманитарных дисциплин; обучение практике научного консультирования, прогноза, анализа и диагноза ситуации; утверждение практики зависимости от науки социокультурных процессов и государственного управления в сфере принятия социально ориентированного курса, институционализации модернизации, партнерских отношений государства и общества. От правильного решения перечисленных задач зависит построение модели социокультурной методологии междисциплинарности. На наш взгляд, объединение категорий «социальное» и «культура», связующим звеном которого является антропология, образует социокультурные принципы междисциплинарности, совершенно необходимые, если науки об обществе и система образования действительно считают человека и его интересы центром приложения своих усилий и действительно стремятся к усилению человеческого фактора в жизни государства и общества. В описанной нами модели междисциплинарности образуются информационно-коммуникативные каналы для установления связи между социально-гуманитарными теориями и дисциплинами, поддержания их социальной ориентированности и антропологической содержательности, обеспечения взаимной поддержки науки и образования(образовательные дисциплины базируются на научных теориях – и наоборот). Матрица социокультурной методологии междисциплинарности – категории «социальное» и «культура», а также связующая их категория «антропология». Благодаря этой триаде в социокультурной методологии формируется трехмерно-ориентированный фундаментальный способ всякого исследования – социологического, антропологического и культурологического, причем исследования в каждом направлении триады ведутся одновременно (принцип комплементарности). В завершение сформулируем универсальные требования к современным исследовательским и образовательным дисциплинам: 1) повернуть науку лицом к человеку и обществу, 2) поставить в центр внимания социальные запросы человека и создание условий для их удовлетворения, 3) объяснять социокультурное пространство в пяти основных сферах жизнедеятельности человека – политической, социальной, культурной, экономической и правовой. Поскольку социально-гуманитарные науки в странах постсоветского пространства никогда не базировались на социальном содержании и никогда не рассматривали интересы человека как свою цель, методология социокультурной междисциплинарности должна лечь в основу радикального переосмысления исследовательской и образовательной практики, в основу современного этапа развития социально-гуманитарных дисциплин, когда научные знания становятся главным фактором социально-экон References
1. Antropologia overo ragionamento della natura umana; laquale contiene e lodi e eccellenza degli uomini, la dignita delle donne; la miseria d’amendue e la vanità degli studj loro – kniga pod takim nazvaniem vyshla v Venetsii v 1533 g.
2. Gerder I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M.: Nauka, 1977. 3. Gumbol'dt V. Plan sravnitel'noi antropologii // Yazyk i filosofiya kul'tury. M.: Progress, 1985. 4 Gebauer, Wulf. Spiel, Ritual, Geste. Chicago, 1985. 5 Terner V. (Victor Witter Turner) Simvol i ritual. M., 1983; Turner V. Dramas, Fields and Metaphors. New York, 1974; Bell C. M. Ritual Theory, Ritual Practice. New York, 1992; dies: Ritual: Perspectives and Dimensions. New York, 1997; Grimes R. L. 6. Beginnings in Ritual Studies. Upper Saddle River. New York, 1996; Soffner H.G. Beitrage zu einer empirischen Sprachsoziologie. Tubingen: Narr, 1982. 7. Gennep van Al'fred. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obryadov. M., 1999. 8. Turner V.W. The Ritual Process: Structure and Anti-Structure. Chicago. 1969; Terner V. Simvol i ritual. M.: Nauka, 1983. 4. Doronina O.N., Sudebnaya zashchita osnovnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v sisteme gosudarstvennoi zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii i postsotsialisticheskikh gosudarstvakh Evropy // Politika i obshchestvo.-2011.-№7.-C. 99-108. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=15477. 5. Koren' R.V., Sistemnaya kul'turologiya kak Metanauka: Filosofsko-kul'turologicheskie issledovaniya // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-№3.-C. 38-69. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_9103.html. 6. Zlochevskaya A.A., Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya sotsiokul'turnoi adaptatsii v inoetnicheskoi srede // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo.-2011.-№8.-C. 15-19. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=15961. 7. Virin M.M., Vklad russkoi shkoly issledovanii evolyutsii i prognozov razvitiya chelovechestva v formirovanie kontseptsii informatsionnogo obshchestva // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№3.-C. 36-46. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=17965. |