Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Modern Education
Reference:

Testing results of the digital app for teaching calligraphy to elementary school students

Danilova Ol'ga Anatol'evna

Senior Materials Developer, "Concord" LLC

141983, Russia, Moskovskaya oblast', g. Dubna, ul. Programmistov, d.4, k.2, of. 134

danilova0lga@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Tereshkin Ivan Leonidovich

Deputy General Director, Business Support Center "PROFCONSULT"

109428, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, prospekt Ryazanskii, d.22, korp.2, et.8, pom.XIV, komnata 43

tereshkin@legaldd.ru
Other publications by this author
 

 
Mishina Natal'ya Yur'evna

General Director, Joint Venture "Concord" LLC

141983, Russia, Moskovskaya oblast', g. Dubna, ul. Programmistov, 4, k. 2, of. 134

mishina0507@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2021.4.36080

Received:

07-07-2021


Published:

24-09-2021


Abstract: The subject of this research, which is dedicated to testing the digital app “Calligraphy.rus – Learning to Write Letters” for teaching calligraphy to elementary school students, is the quality, effectiveness and convenience of using this educational app in working with elementary school students. The object of this research is the assessments and opinions of elementary school teachers acquired in the course of testing of this app. Testing involved over 400 pedagogues from more than 30 Russian regions; it was conducted based on the method of situation modeling of using digital app in practice, as well as the survey technique. The scientific novelty lies in obtaining objective assessments on the practical effectiveness of modern digital educational resource in the format of digital app for teaching skills of calligraphic writing to elementary school students. The conclusion is made on the high functional capacity of the indicated digital resource based on the assessment given by the pedagogues on such parameters as convenience, design and characters, ease of understanding, task description and feedback. The pedagogues consider this digital app as a promising instrument to be implemented in the educational process and extracurricular activities.


Keywords:

training, electronic application, calligraphy, standard, methodology, autodidactics, interactive games, approbation, junior school age, primary school teachers


Научная новизна, предмет и методы исследования

Тотальная цифровизация сферы образования трансформирует требования к подаче учебного материала, диктует необходимость использования инновационных методов обучения. Использование цифровых технологий в начальной школе оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, способствует повышению эффективности и качества обучения младших школьников, а главное – дает возможность поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебной деятельности [5].

Один из основных структурных компонентов учебной деятельности, выделяемых Юсуповым И.М. [7], является мотивационно-целевая сторона, предусматривающая актуализацию познавательной потребности детей посредством различных стимулов (включая информационно-телекоммуникационные технологии). На уроках с использованием указанных технологий, как отмечают в своем исследовании Борзенкова О.А., Василенко А.С. [2], происходит изменение ролей учителя и обучающегося, при этом последний становится активным модератором собственных знаний. К функциям цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников, по мнению Белоусовой Л.И., Олефиренко Н.В. [1], относятся, в том числе, такие, как: формирование положительного отношения ребенка к процессу и результату обучения; обеспечение усвоения содержания обучения; оптимизация учебного процесса; обеспечение успешности дальнейшего обучения школьника.

При этом, неоднозначность эффектов от применения цифровых образовательных технологий обсуждается Молчановой Е.В. [3], в статье которой среди минусов указанных технологий, помимо ухудшения физического здоровья школьников, отмечается снижение внимания к обучению письму и, как следствие, возрастание риска появления нарушений моторики и зрительной координации, трудностей обучения чтению, формулированию суждения.

Нестандартным методом решения указанной проблемы может стать использование самого ее источника (или причины) в качестве инструмента, другими словами, применение современных цифровых образовательных технологий с учетом всех их выделенных ранее положительных эффектов в образовании.

В 2020 году по заказу Минпросвещения России ООО СП «Содружество» было разработано электронное приложение Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» [4]. В его основу была положена автодидактическая технология обучения каллиграфии (автор – Суворина Е.А.) – инновационный для массовой школы метод самообучения ребенка безошибочному письму букв [6].

Электронное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» помогает ребенку свободно ориентироваться в пространстве тетрадного листа и выработать навыки красивого письма на этапе добукварного периода обучения письму букв. С помощью приложения ребенок готовится к письму букв и с интересом включается в сложный процесс письма в игровой форме, что значительно облегчает адаптацию первоклассника к учебной деятельности и повышает его заинтересовать уроками письма.

Концепция приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» основана на эффективных игровых методах обучения каллиграфии, ориентированных на создание благоприятного эмоционального фона для учебной деятельности, формирование положительного отношения ребенка к процессу и результату обучения, а также на эффективное усвоение содержания обучения через визуализацию учебного материала и становление познавательной деятельности.

В концепции приложения учтены принципы современного образовательного геймдизайна – игрового дизайна обучающих видеоигр, отличающегося творческим подходом к созданию и воплощению в жизнь историй, персонажей и их диалогов, игрового процесса, правил и интерфейсов [8]. Сказочные персонажи, используемые в приложении – помощник Перышко, проказница Кляксы и Госпожа Каллиграфия - помогают развивать игровой сюжет параллельно основному содержанию обучения каллиграфии, активизировать учебный процесс и создают дополнительную мотивацию к получению навыков письма у маленьких пользователей приложения.

Потребность в исследовании практических возможностей указанного приложения в формате интерактивных обучающих игр в ходе обучения детей младшего школьного возраста определяет актуальность данной работы.

Цель исследования: практическая проверка разработанного электронного приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» по обучению каллиграфическому письму детей младшего школьного возраста. представление и обсуждение оценок и мнений участников апробации из числа учителей начальных классов относительно качества, эффективности и удобства использования указанного приложения в работе с младшими школьниками.

Предмет исследования: качество, эффективность и удобство использования указанного приложения в работе с младшими школьниками.

Объект исследования: оценки и мнения участников апробации из числа учителей начальных классов, полученные в ходе апробации приложения.

Методы проведения исследования:метод моделированияситуации использования электронного приложения на практике, метод опроса.

Результаты исследования

Процесс апробации электронного приложения к УМК «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» по подготовке к обучению младших школьников каллиграфическому письму в формате интерактивных обучающих игр проходил в рамках курсов повышения квалификации по программе «Обучение каллиграфическому письму младших школьников в соответствии с ФГОС НОО на основе УМК «Автодидактика: каллиграфия»», проведенных в очно-заочном формате ООО СП «Содружество» с 10 марта по 31 марта 2020 года при поддержке Минпросвещения России. Слушателями курсов повышения квалификации по обучению младших школьников каллиграфическому письму стали более 400 учителей начальных классов, обучающие мероприятия охватили свыше 30 регионов России из всех федеральных округов.

Основными принципами, на основе которых была проведена апробация, являлись следующие:

соответствие требованиям теории педагогических измерений;

проведение апробации в схожих условиях, в которых будет использоваться электронное приложение;

достаточная представительность выборки обучаемых в рамках курсов педагогов для формулирования выводов о качестве электронного приложения.

Были поставлены следующие задачи апробации электронного приложения: комплексное обучение педагогов работе с приложением, тестирование электронного приложения обучающимися, анализ педагогической и технологической эффективности использования электронного приложения, определение целесообразности его дальнейшего использования в целях повышения качества обучения младших школьников навыкам каллиграфии.

Апробация приложения проводилась посредством следующего алгоритма:

I этап. Знакомство слушателей со структурой и содержанием, возможностями и функционалом электронного приложения к УМК в формате видеолекции.

II этап. Практическая работа слушателей с электронным приложением к УМК на основе предоставленных подробных инструкций по загрузке и установке приложения, по работе с ним.

Ш этап. Сбор замечаний к приложению и предложений по его доработке в форме обратной связи (анкетного опроса) от слушателей курсов повышения квалификации.

IV этап. Анализ полученных замечаний и предложений.

В ходе указанной работы перед учителями была поставлена задача изучить теоретический материал о приложении, установить приложение на свое мобильное устройство, выполнить учебные задания с позиции ребенка. По итогам практической работы с электронным приложением к УМК «Автодидактика: каллиграфия» был проведен опрос слушателей с целью выявления коллективного мнения о степени удобства работы с приложением для педагогов и функциональных характеристик приложения, а также приемлемости дизайна. Также в анкету были включены вопросы о качестве изложения материала, доступности для понимания приложения младшими школьниками и удобстве работы с ним.

В специальной форме слушатели оценили электронное приложение по критерию функциональных возможностей и критерию вероятных трудностей, с которыми, по мнению участников апробации, возможно столкнется ребенок при работе с приложением по следующим параметрам:

1. Легкость работы с приложением.

2. Удобство работы с приложением.

3. Наличие сбоев и ошибок при работе с приложением.

4. Дизайн приложения.

5. Персонажи в приложении.

6. Доступность изложения заданий для ребенка (насколько будут понятны).

7. Удобство рабочего пространства (строки) для ребенка.

8. Удобство работы ребенка с образцом.

9. Доступность обратной связи по заданиям для ребенка (насколько будет понятна).

Анализируя полученные в ходе апробации результаты, можно отметить, что абсолютное большинство педагогов-участников процесса высоко оценили легкость и удобство работы с приложением (95% респондентов выбрали ответы «Да, очень легко» и «В целом, легко»; 88% респондентов высказались за удобство работы с приложением). Разработчиками приложения было выдвинуто предположение, что одной из вероятных причин затруднений у оставшейся части респондентов могло стать отсутствие стилуса – ручки со специальным силиконовым наконечником, которым нужно касаться сенсорной поверхности гаджета для письма и рисования. Апробация приложения для основной массы участников (92%) происходила без использования стилуса, что, собственно, и могло стать ключевым фактором, затрудняющим работу с приложением. Следует отметить, что на уточняющий вопрос о том, будет ли ребенку удобно применять стилус в работе с приложением, 97% учителей ответили положительно.

Сбои и ошибки при работе с приложением возникли лишь у 11% участников апробации. Все проблемы были зафиксированы педагогами и учтены разработчиками при доработке приложения.

Высокие оценки получили дизайн и персонажи приложения – причем как с позиции учителя, так и с позиции их соответствия целевой аудитории (младшим школьникам) (рисунок 1).

Рис.1 – Оценка дизайна и персонажей приложения

Ключевыми для разработчиков в контексте апробации цифрового образовательного ресурса для младших школьников являлись параметры, связанные с прогнозированием возможных сложностей, которые могут возникнуть у детей при работе с приложением. Анализ результатов опроса участников апробации не выявил критических значений вероятных трудностей, в том числе: сложности работы с приложением для ребенка; недоступности изложения заданий для ребенка; неудобства рабочего пространства (строки), неудобства использования предъявленного в задании образца; непонятно выстроенной обратной связи по заданиям (рисунок 2).

Рис.2 – Оценка параметров, связанных с прогнозированием возможных сложностей, которые могут возникнуть у детей при работе с приложением

Так, по мнению 82% участников апробации, сложностей у детей указанной возрастной категории при работе с приложением не возникнет. Материал задания изложен доступно (так считают 78% респондентов), а рабочее пространство для начертания элементов букв (строка) в приложении удобны для младших школьников (по мнению 91% респондентов). Все участники апробации (100%) положительно оценили удобство предъявления образца в заданиях (в приложении предусмотрена обязательная демонстрация образца начертания элемента буквы и возможность возврата к нему при выполнении задания). Кроме того, после выполнения каждого задания ребенку дается обратная связь от персонажа (Перышко хвалит за успехи, Клякса конструктивно указывает на необходимость выполнить задание еще раз в случае, если имеются неточности). Такую систему обратной связи считают понятной ребенку младшего школьного возраста 94% участников апробации.

В заключительной части апробации электронного приложения участников попросили оценить возможность использования электронного приложения в образовательном процессе и вне образовательного процесса, а также указать возможные направления применения указанного цифрового ресурса.

Анализ сведений от педагогов позволяет говорить о том, что последние считают приложение перспективным для использования в образовательном процессе в качестве игровой программы для повышения мотивации ребенка к освоению навыков каллиграфического письма (34% участников апробации), а также в качестве тренажера для отработки навыков письма на уроке и дома (23% и 34% респондентов соответственно) (рисунок 3).

Рис.3 – Оценка возможностей использования приложения в образовательном процессе

Что касается использования данного приложения вне образовательного процесса, то, по мнению 44% участников апробации, приложение весьма актуально для семейного образования. Следует отметить, что данную оценку можно рассматривать как перспективную возможность применения приложения, в том числе, в ситуации ухудшения эпидемиологической обстановки и переходе на дистанционное обучение. Также приложение подойдет и для подготовки к школе (29% респондентов) и в качестве вспомогательного материала для получения дополнительного образования детей (25% респондентов) (рисунок 4).

Рис.4 – Оценка возможностей использования приложения вне образовательного процесса

Выводы.

Таким образом, на основании того, что по абсолютному большинству показателей апробации были получены высокие оценки от педагогов и что выявленные в ходе практического использования приложения педагогами недочеты были устранены разработчиками, можно утверждать, что электронное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» прошло успешную апробацию среди педагогического сообщества.

Большинство учителей-участников апробации отметили, что с приложением работать легко, удобно как взрослому, так и ребенку; что младшему школьнику будут понятны задания уроков. Все участники апробации отметили, что ребенку будет комфортно работать с образцом элемента буквы и тем, как он предъявляется в приложении, а также с рабочим пространством (строка для письма). Абсолютному большинству участников апробации понравился дизайн и персонажи приложения. Большинство учителей-слушателей курсов выразили желание использовать в дальнейшем приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» в процессе обучения младших школьников каллиграфическому письму.

References
1. Belousova, L. I. Didakticheskii potentsial tsifrovykh obrazovatel'nykh resursov dlya mladshikh shkol'nikov [Tekst] / L. I. Belousova, N. V. Olefirenko // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. – t. 16. – № 1. – 2013. – S. 586-598.
2. Borzenkova, O. A. Razvitie uchebnoi motivatsii mladshikh shkol'nikov sredstvami informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii (teoreticheskii aspekt) [Tekst] / O. A. Borzenkova, A. S. Vasilenko // Balkansko nauchno obozrenie. – № 1. – 2018. – S. 25-28.
3. Molchanova, E. V. O plyusakh i minusakh tsifrovizatsii sovremennogo obrazovaniya [Tekst] / E. V. Molchanova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – № 64-4. – 2019. – S. 133-135.
4. Novyi podkhod k obucheniyu kalligrafii // [Elektronnyi resurs]. – URL: http://xn--80aaitchia1c1b5h.xn--p1acf/training-kit (data obrashcheniya 30.04.2021).
5. Orlova, I. N. Ispol'zovanie tsifrovykh tekhnologii v nachal'noi shkole [Tekst] / I. N. Orlova // Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Razvitie i rasprostranenie luchshego opyta v sfere formirovaniya tsifrovykh navykov v obrazovatel'noi organizatsii». Cheboksary, 31 dekabrya 2019 g. – Ch.: Sreda. – 2019. – S.231-234.
6. Suvorina, E. A. UMK «Avtodidaktika: Kalligrafiya» kak model' uchebnogo predmeta deyatel'nostnogo tipa [Tekst] / E. A. Suvorina // Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Deyatel'nostnyi podkhod k obrazovaniyu v tsifrovom obshchestve». 13–14 dekabrya 2018 g. / Fakul'tet psikhologii MGU imeni M. V. Lomonosova; Rossiiskoe psikhologicheskoe obshchestvo. – M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. – 2018. — S. 309 – 311.
7. Yusupov, I. M. Pedagogicheskaya psikhologiya. Uchebnoe posobie [Tekst] / I. M. Yusupov // Samara: SamaIKP-SNTs RAN. – 2003. – S.45 – 46.
8. J. Schell. The Art of Game Design: A Book of Lenses // [Elektronnyi resurs]. – URL: https://iums.ac.ir/uploads/%5BJesse_Schell%5D_The_Art_of_Game_Design_A_book_of_l(BookFi).pdf (data obrashcheniya 12.04.2021).