Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:

В.В. Азарова О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста»

Abstract: В статье впервые исследована проблема христианской веры как гуманитарной ценности в трагедийной литературно-музыкальной интерпретации Г. Берлиозом «Фауста» Гёте. Целью работы явилось обнаружение нового истолкования композитором неверия как зла, ведущего к осуждению и гибели человека – в свете новой романтической поэтики, нового мышления Берлиоза. Рассмотрены христианское содержание «Пасхальных песнопений» из светской кантаты для голосов, смешанного хора и симфонического оркестра «Восемь сцен из "Фауста" Гёте» (1828 – 1829); программа, музыкальная драматургия, особенности музыкального языка произведения, написанного в оригинальном вокально-симфоническом жанре «драматической легенды», – «Осуждение Фауста» (1845 – 1846). Выявлены особенности жанровой семантики легенды о Фаусте; новизной отличается применение методов комплексного анализа в исследовании концепта веры в музыкальном содержании следующих разделов партитуры: «Пасхальный гимн», Литания, эпизода из Эпилога «На небе» (хор серафимов перед престолом Всевышнего) и Апофеоз Маргариты. Показаны историческая закономерность возникновения художественной концепции Берлиоза в контексте развития искусства и литературы французского романтизма 1800 – 1840-х годов; связи «Осуждения Фауста» с основополагающими тенденциями развития романтизма – утверждением духовности и апологией христианской веры в творчестве Ф. Р. де Шатобриана. Обоснована актуальность идей христианства в операх и ораториях французских композиторов, в культурном пространстве Франции.


Keywords:

«Osuzhdenie Fausta», G. Berlioz, dramaticheskaya legenda, litaniya, khristianstvo, vera, opera, oratoriya, romanticheskaya poetika


This article can be downloaded freely in PDF format for reading. Download article


References
1. Аверинцев С. София – Логос. Словарь. Собр. соч. / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Киев.: «ΔУХ И ЛΙТЕРА». 2006. – 912 с.
2. Азарова B. B. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне: «Таис», «Сафо», «Жонглер Богоматери». Очерки. Воронеж, «Истоки», 2000.— 208 с./ Valentina Azarova. «Subject of Christian 
humanism in lyrical operas by Jules Massenet: Thaïs, Sapho, The juggler of Notre-Dame» — 208 p.
3. Азарова B. B. Античность во французской опере 1890–1900-х годов. LAP Lambert Academic Publishing 
GMbH & Co., Saabrücken, 2011.— 464 с. / Subject of Classical Anitquity in French opera in the turn of XXth 
century. LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 p.
4. Азарова В. В. Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французcких композито¬ров XIX – XX веков.
«Французская музыкальная драма» В. д’Энди / Interpretation of christian ideas in operas and oratorios by French composers
in the XIX–XXth centuries.
‘French musical drama’ by V. d’Indy // Philarmonica. International Music Journal. 2014 (1), cc. 84 – 102.
5. Андреев Л. Г. Два лика свободы / Нодье Шарль. Бурже Поль. Ален-Фурнье. Жан Сбогар. Уче-ник. Большой Мольн. Романы: Пер. с фр. / Сост. и вступ. ст. Л. Андреева; Коммент. Е. Петраш; М., «Правда», 1990. – 576 с.
6. Аркан Ю. Л. Очерки социальной философии романтизма. Санкт-Петербург, Наука, 2003. – 380 с.
7. Берлиоз Г. Избранные письма /Перевод с французского: В 2-х книгах. Составление, перевод и комментарии В. Н. Александровой, Е. Ф. Бронфин. Книга 1: 1819 – 1852. – Л., Музыка, 1981. – 240 с.; Книга 2: 1853 – 1868. – Л., Музыка, 1982. – 272 с.
8. Берлиоз Г. Избранные статьи / Перевод с франц. Составление, переводы, вступительная ста-тья и примечания В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. М., Музгиз, 1956. – 406 с.
9. Берлиоз Г. Мемуары / Перевод О. К. Слезкиной. Вступ. ст. А. А. Хохловкиной. Ред. перевода и примеч. В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. М., Государственное музыкальное издатель-ство. 1961. – 916 с.
10. Берлиоз Г. Осуждение Фауста. Драматическая легенда в четырех частях с апофеозом. Соч. 24 (1845 – 1846). Либретто. Текст: Жерар де Нерваль, Алмире Гандоньер, Гектор Берлиоз. Пере-вод Н. М. Спасского. Санкт-Петербург, 2008. – 24 с. с. 4, 5.
11. Берлиоз Г. Симфонии Бетховена. Критический очерк / Перевод с французского Л. Б. Хавкиной. Василий Бессель и Ко, Санкт-Петербург, Москва. 1896. – 61 с.
12. Бертран А. Гаспар из тьмы. М., «Наука», 1981. – 351 с.
13. Гектор Берлиоз // Музыкальная эстетика Франции XIX века. Составление текстов, вступитель-ная статья и вступительный очерк Е. Ф. Бронфин. М., Музыка, 1974. – 327 с. сс. 138-162.
14. Гёте И. В. Об искусстве. Сост., вступит. статья и примеч. А. В. Гулыги. – 623 с.
15. Данько Л. Г. Константы вечности (к 200-летию Г. Берлиоза) / Русско-французские музыкаль-ные связи. Сб. науч. статей. Ред.-сост. В. В. Смирнов. Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 2003. – 292 с. сс. 19-29.
16. Делакруа Э. Из Дневника / Мастера искусства об искусстве / Избранные отрывки из писем, днев¬ников, речей и трактатов в 7 томах. Т. 4. М., «Искусство», 1967. – 623 с.
17. Доброхотов А. Л. «Секреты Фауста и тайны Гете». 1-я Лекция. Проект Academia, ТВ канал Культура. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/660930/video_id/660930/viewtype/ Дата обращения: 24.10.2013, 18:40
18. Доброхотов А. Л. «Секреты Фауста и тайны Гете». 2-я Лекция. Проект Academia, ТВ канал Культура. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/661018 Дата обращения: 25.10.2013, 18:40
19. Жерар де Нерваль. Судьба и творчество //Жирмунская Н. А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 464 с. сс. 215-238.
20. Жюллиан Ф. Делакруа / Пер. И. В. Радченко; Коммент. М. Н. Прокофьевой. М., «Искусство», 1986. – 222 с.
21. Зенкин С. Н. Жерар де Нерваль – испытатель культуры / Нерваль Жерар де. Мистические фраг¬менты / Пер. с фр. Сост. Ю. Н. Степанов. Вступит. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. СПб., Изда-тельство Ивана Лимбаха. 2001. – 536 с. с. 8-40.
22. Карельский А. В. Основные тенденции развития романтизма и его национальная специфика. Глава пятая. Французская литература / История всемирной литературы. Том 6. ¬– 880 с. М., «Наука», 1989. сс. 143-146.
23. Котляревский Н. Мировая скорбь. В конце прошлого и в начале нашего века. С.-Петербург. Типография М. М. Стасюлевича, 1898. – 360 с.
24. Легенда о докторе Фаусте. Второе, исправленное издание. М., Наука. 1978. – 423 с.
25. Лист Ф. Берлиоз и его симфония «Гарольд» // Ф. Лист. Избранные статьи. Предисловие и об-щая редакция Я. Мильштейна. М., Государственное музыкальное издательство. 1959. – 463 с. сс. 270-349.
26. Луначарский А. «Гибель Фауста» Берлиоза //Луначарский А. В мире музыки. М., 1958. – 540 с. сс.84-88.
27. Манн Т. Аристократия духа. Сборник очерков, статей и эссе / перевод с немецкого С. Апта, В. Бакусева и др. М., Культурная революция, 2009. – 368 с.
28. Михайлова И. Н., Петраш Е. Г. Искусство и литература Франции с древних времен до ХХ века. М., Издательство «КДУ», 2003. – 384 с. Гл. VI «XIX век». сс. 260-364.
29. Новиков А. А. Вера как гуманитарная ценность (мировоззренческий и гносеологический ас-пекты). //Наука глазами гуманитария /Отв. ред. В. А. Лекторский. М., Прогресс-Традиция, 2005 – 688 с. сс. 659 – 683.
30. От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская ин¬терпретация: сборник статей. Вып. 1 / отв. ред. С. В. Грохотов. – М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. – 348 с.
31. Протопопов В. П. Полифония Берлиоза //Протопопов В. П. История полифонии в ее важней-ших явлениях. Западноевропейская классика XVIII – XIX веков. М., Музыка, 1965. – 614 с. сс. 379 – 401.
32. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография (1815 – 1830). Л., издательство Ленин¬градского гос. университета. 1956. – 536 с.
33. Рескин Джон. Лекции об искусстве. М., Б.С.Г.-Пресс, 2013. – 320 с.
34. Роллан Р. Берлиоз. //Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8-ми вып. Вып. 4 Музы-канты наших дней: Стендаль и музыка /Пер. с франц. Ю. Вейсберг, Е. Куниной, И. Кунина. Ред., сост. и коммент В. Брянцевой. М., Музыка, 1989. 255 с. сс. 21-59.
35. Соллертинский И. И. Гектор Берлиоз //Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. Вступительная статья Д. Д. Шостаковича. Ред.-сост. М. Друскин. Ленинград, Государственное музыкальное издательство. 1956. – 362 с. сс. 119-174.
36. Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. //Музыкально-историче-ские этюды. Вступительная статья Д. Д. Шостаковича. Ред.-сост. М. Друскин. Ленинград, Госу-дарственное музыкальное издательство. 1956. – 362 с. сс. 80-100.
37. Сталь де. А.-Л.-Ж. О литературе в ее связи с общественными установлениями / Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собрание текстов, вступит. статья и общ. ред. проф. А. С. Дмитриева. М., Издательство Московского университета, 1980. – 638 с. сс. 375, 392-393.
38. Стасов В. В. Письма Берлиоза. М., Государственное музыкальное издательство, 1954. – 30 с.
39. Теодор-Валенси. Берлиоз /Пер. с фр. Ю. А. Раскина. М., Издательство «Молодая Гвардия», 1969. – 336 с.
40. Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). Ленинград, «Наука». 1964 г. – 622 с.
41. Хохловкина А. А. Берлиоз. М., Государственное музыкальное издательство. М., 1960. – 547 с.
42. Шатобриан Ф. Р. де «Замогильные записки». Пер. с фр. О. Э. Гринберг (кн. 1 – 17) и В. А. Мильчиной. Вст. ст. В. А. Мильчиной. (кн. 18 – 44). М., Издательство имени Сабашнико-вых. 1995. – 736 с.
43. Шатобриан Ф. Р. де. «Гений христианства» //Эстетика раннего французского романтизма (Се-рия История эстетики в памятниках и документах). Перевод О. Гринберг. М., Издательство «Искусство». 1982. – 479 с.
44. Шуман Р. Берлиоз //Шуман Р. Избранные статьи о музыке. Пер. с нем. Рецензия, вступление и примечания Д. В. Житомирского. М., Государственное музыкальное издательство. 1956. – 400 с. с. 185.
45. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте /Пер. с нем. Н. Холодковского. М., Захаров, 2003. – 448 с.
46. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Пер. с нем. Наталии Ман. Вст. ст. Н. Вильмонта; Комментарий и Указатель Н. Аникста. М., «Художественная литература». 1986. – 669 с.
47. Berlioz Hector. A travers Chants. Etudes musicales, adorations, boutades et critiques. Paris, Michel Levy Freres. Librairie d’Editeurs, 1862.
48. Berlioz Hector. Faustus Verdammung. Dramatische Legende in 4 Abtheilungen. La Damnation de Faust. Légende Dramatique en 4 Parties. The Damnation of Faust. Dramatic Legend in 4 Parts. Poème de H. Berlioz, L. Gandonnière et Gerard de Nerval. English version by John Bernhoff. Editor Charles Malherbe. Publisher info. Hector Berlioz Werke, Serie V, Band 11-12, Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1901. – 453 p.
49. Berlioz H. 8 scènes de Faust. Complete score. Hector Berlioz Werke, Serie 5, Band 10. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1900–07. – 99 p.
50. Boschot A. Histoire d’un romantique (Hector Berlioz) I–III vol., Paris, 1906 – 1913.
51. Boschot A. Le Faust de Berlioz. Etude sur la ‘Damnation de Faust’ et sur l’Ame romantique. Paris, Edi¬tions d’Histoire et d’Art. Librairie Plon, 1946. – 181 p.
52. Chateaubriand //G. Lanson, P. Tuffrau. Manuel illustré d’Histoire de la littérature française. Paris, Lirai¬rie Hachette, 1953. – 984 p.